СОДЕРЖАНИЕ
Введение ———————————————————————— 3
Глава I. Теоретические основы использования игры, в качестве основного средства развития личности ребенка дошкольного возраста —————————————————————————
8
1.1. Игра – основной вид деятельности в дошкольном возрасте — 8
1.2. Дидактическая игра как многоплановое педагогическое явление ——————————————————————
10
1.3. Структура дидактической игры ———————————— 14
Глава II. Роль дидактической игры в формировании у дошкольников навыков группового взаимодействия ——————————————
21
2.1. Формирование взаимоотношений детей в процессе игры —— 21
2.2. Осуществление дифференцированного подхода в формировании навыков группового взаимодействия ————
26
2.3. Общение в дидактической игре как средство формирования навыков группового взаимодействия ——————————-
28
2.4. Сборник дидактических игр —————————————— 31
Заключение ———————————————————————- 44
Список использованных источников —————————————— 47
Введение
Интеллектуальное развитие дошкольника — важнейшая составная часть его общего психического развития в подготовке к школе и ко всей будущей жизни. Это сложнейший процесс, который включает в себя формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью. Отдавая должное важности интеллектуального развития, необходимо обращать внимание и на другой важный аспект. В любой игре, где участвует больше одного человека, происходит развитие навыка группового взаимодействия, без которого невозможна дальнейшая социализация ребенка. Умение сотрудничать, учитывать правила, сочувствовать другим людям необходимы человеку для адаптации в социуме.
Игра как средство развития личности дошкольника 2
... отношения к другим людям, которые следует привить детям. Цель дидактической игры направлена на развитие определенных психических процессов, способностей. В случае нашего исследован ... деятельность, обладающую большим внушающим воздействием, содержащую изучаемые знания, умения и навыки. Игровая деятельность порождает в детях разнообразные эмоционально-психические состояния, углубляющие ...
Главное требование к дидактическим играм, проводимым с дошкольниками, состоит в том, чтобы они развивали познавательный интерес. В то же время необходимо постоянное внимание педагога и к развитию навыков группового взаимодействия. Игра не будет успешной и не достигнет своего результата, если ее участники не будут заинтересованы и активны, не сумеют учитывать интересы других участников игры, если, наконец, игра не будет проходить в радостной, позитивной атмосфере.
Важной проблемой в начале школьного обучения является недостаточная мотивационная готовность детей, которая выражается в отсутствии у них устойчивого интереса к обучению. Преодолеть трудности мотивационного плана можно, сделав учение интересным занятием для ребенка, то есть, проводя его в форме специальных учебно-дидактических игр, рассчитанных на увлечение ребенка и на его обучение через порождение интереса к приобретаемым знаниям, умениям и навыкам.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, обособенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Основные принципы дошкольного образования:
-полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
-построение образовательной деятельности на основе индивидуальныхособенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активнымв выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее — индивидуализация дошкольного образования);
-содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенкаполноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
-поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
-сотрудничество Организации с семьёй;
-приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
-формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
-возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
-учёт этнокультурной ситуации развития детей.
Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности — как сквозных механизмах развития ребенка).
Трудовое воспитание детей в условиях дошкольного образовательного учреждения
... трудовом воспитании детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевых игр в дошкольном образовательном учреждении. Тема выпускной квалификационной работы: «Трудовое воспитание детей в условиях дошкольного образовательного учреждения». ... обычно является производственный опыт, т.е. профессиональные знания, умения и навыки, которые в современной педагогической науке называются компетенциями. В них ...
Для детей дошкольного возраста (3 года – 6-7 лет) — ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Применяя дидактические игры в работе с детьми, важно обращать внимание на их соответствие следующим требованиям: обеспечение самостоятельности в поиске знаний, в формировании умений и навыков; доступность для ребенка источников новых знаний, умений и навыков; получение заслуженных поощрений за успехи, причем не столько за выигрыш, сколько за демонстрацию новых знаний, умений и навыков.
Игра — ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Д.Б. Эльконин назвал игру «гигантской кладовой настоящей творческой мысли будущего человека». Проблема игры была глубоко изучена в исследованиях Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, А.П. Усовой и других выдающихся психологов и педагогов.
Такая важнейшая разновидность игры, как игра дидактическая, получила подробное рассмотрение в трудах В.Н. Аванесовой, Ш.А. Амонашвили, А.К. Бондаренко, Л.А. Венгера, А.И. Сорокиной, Е.И. Удальцовой, З.М. Богуславской.
Тема ВКР сформулирована следующим образом: «Дидактическая игра как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков группового взаимодействия».
Цель ВКР: изучить дидактическую игру, как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков группового взаимодействия.
Объектом исследования является процесс развития навыков группового взаимодействия дошкольников.
Предмет исследования–дидактическая игра как средство развития навыков группового взаимодействия дошкольников.
Задачи ВКР:
— Проанализировать психологическую, педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования;
— Раскрыть понятия «игра» и «дидактическая игра»;
— Определить и теоретически обосновать структуру дидактической игры
Развитие технических умений и навыков у детей 4-5 лет на занятиях ...
... возраста, так как в этом возрасте дети только начинают овладевать движениями рук и орудийными действиями, ... графических навыков и умений, позволяющих воплотить в рисунке образы представлений и воображения. Вместе с тем двигательная основа художественной деятельности имеет особое значение для детей дошкольного ...
-Определить роль дидактической игры в формировании у дошкольников навыков группового взаимодействия;
— Разработать и представить комплекс дидактических игр и упражнений для формирования у детей дошкольного возраста навыков группового взаимодействия.
ВКР состоит из введения, главы первой, главы второй, сборника игр, заключения и списка литературы.
Во введении обоснована актуальность темы работы, определены цели и задачи исследования.
В первой главе дан анализ психолого-педагогической литературы по проблеме использования игры в качестве основного средства развития личности ребенка дошкольного возраста.
Во второй главе рассмотрена роль дидактической игры в формировании у дошкольников навыков группового взаимодействия.
Также во второй главе представлен комплекс дидактических игр, которые можно использовать для развития личности детей дошкольного возраста и в первую очередь — для формирования навыков группового взаимодействия.
В заключении сделаны основные выводы по работе.
………….
Список использованных источников
1. Аванесова В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду. Под ред. Поддьякова Н.Н. — М., 1992.
2. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! — М., Просвещение 2010.
3. Баранова Э. Учимся задавать вопросы. // Дошкольное воспитание,- №12 — 2005 г.
4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. — М., Просвещение, 1996.
5. Венгер Л.A., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления. — М., Знание, 2010.
6. Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. — М.,
Просвещение, 1999.
7. Воспитание детей в игре. Пособие для воспитателя детского сада. — М., Просвещение, 2002.
8. Выготский Л.C. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. — Вопросы психологии, №6 за 1996 г.
9. Давыдова М.М. Развивающие игры для детей. — М., Аквариум, 2006.
10. Игра дошкольника. Под ред. Новоселовой С.Л. — М., Просвещение, 1998.
11. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. Сост. Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко. — М., Просвещение, 1989.
12. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. — М., Академия, 2012.
13. Люблинская А.А. Воспитателю о развитии ребенка. — М., Просвещение, 2002.
14. Люблинская А.А. Детская психология. — М., Просвещение, 2010.
15. Мазепина Т.Б. Развитие навыков ребенка в играх, тренингах, тестах. — Ростов-на-Дону, 2012.
16. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. — М.,Просвещение 2004.
17. Менджерицкая Д.В. Роль творческой игры в знакомстве детей с окружающей жизнью. //Дошкольное воспитание. — №6.-2008.
18. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. -М., Просвещение, 1985.
19. Немов Р.С. Психология. — М.,Знание, 2012.
20. Никитин Б.Н. Развивающие игры. — М., Знание, 1998.
21. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — М., 2009.
22. Основная общеобразовательная программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» Н.Е. Веракса М.А.Васильева Т.С. Комарова «Мозаика-пресс». 2011.
23. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Учебник для студентов вузов. — М., Академия, 2011.
Развитие творчества в сюжетно-ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста
... игре у детей старшего дошкольного возраста Заключение Список используемой литературы ВВЕДЕНИЕ Развитие творческого потенциала, эмоций и чувств, в игровой деятельности -- актуальнейшая проблема современной психологии и педагогики. Детское ... 1. Раскрыть особенности развития творчества в сюжетно-ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста. 2. Провести экспериментальную работу по развитию ...
24. Психолог в детском дошкольном учреждении. — М., Новая школа, 2012.
25. Психология дошкольника. Хрестоматия. — М., Просвещение,2005.
26. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. Под ред. Л.А. Венгера. — М., Педагогика, 1986.
27. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. Под ред. Васильевой М.А. — М., Просвещение, 1996.
28. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. — М., Просвещение, 2012.
29. Сорокина А.И. Умственное воспитание в детском саду. — М., Просвещение, 2000.
30. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. — М., 1979.
31. Хрестоматия по общей психологии. Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б. -М., 1991.
32. Чего на свете не бывает? Под ред. Дьяченко О.М. — М., Просвещение, 1991.
33. Эльконин Д.Б. Детская психология. — М., Академия, 2010.
34. Эльконин Д.Б. Психология игры. — М.,Академия, 2010.
35. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. — М., 1989.
36. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., регистрационный N 30384