-
Введение
Шизофрени́я (от др.-греч. σχίζω — раскалываю и φρήν — ум, рассудок)
Этимология слова, от «расщепления рассудка», вызывает путаницу — в популярной культуре заболевание смешивают с «раздвоением личности» — неточным наименованием диссоциативного расстройства личности.
Наименование стигматизирующее может быть отменят.
Шизофрения — процессуальноепсихическое за-оо\евание внутренней природы, возникающее на основе наследственной предрасположенности.
Понятие процессаподразумевает последовательнуюсменуболезненных состояний, закономерно следующих друг за другом стадий развития болезни.
Для шизофрении характерно изменение всехсфер психической жизни ребенка. Особенно сильно нарушаютсямышлениеиэмоциональнаясфера, наблюдаются существенные и (менения поведения и отношения к окружающемумиру.
Многообразие симптоматики породило дебаты о том, является ли шизофрения единым заболеванием или представляет собой диагноз, за которым кроется ряд отдельных синдромов. Эта неоднозначность была отражена при выборе названия: Блейлер использовал множественное число, именуя болезнь шизофрениями. Итак, это полиморфное психическое расстройство.
-
Причины
Причинышизофрениинеизвестны, хотя существуют различные гипотезы,
- например эндотоксикоз как следствие нарушения аминокислотного обмена.
- Дофаминовая гипотеза:повышен уровень дофамина и серотонина в некоторых отделах мозга. Эти нейромедиаторы являются частью так называемой «системы поощрения» и вырабатываются в больших количествах во время приятных переживаний наподобие секса, приёма наркотиков, алкоголя, вкусной еды. больные шизофренией приучаются получать удовольствие, концентрируясь на мыслях, вызывающих выделение дофамина и перенапрягают этим свою «систему поощрения», повреждения которой и вызывают симптомы болезни.(ДМТ)
- Кенуреновая гипотеза– повышенное содержание кенуреновой кислоты (напр при энцифалите) вызывает симптомы, схожие с симптомами шизофрении. (PCP, кетамин)
Факторы
- наследственноепредрасположение.
- условия жизни в раннем детстве
- нейробиологические нарушения
диагноз в значительной степени обусловлен наследственностью, но начало болезни заметно зависит от факторов окружающей среды
Когнитивная сфера у больных шизофренией
... диагностическим критерием шизофрении возникновение у пациента первого и основного симптома – ... наследственная природа заболевания. Дальнейшее изучение шизофрении напрямую связано с именем Е. Блейера (1911), который и дал название этой болезни (шизофрения, болезнь Блейера). Он считал основным ...
Исследования указывают на неспецифичность обнаруживаемых генов риска шизофрении: они способны повышать вероятность развития других психотических заболеваний, таких как мдп
В половине случаев генетически обусловленной шизофрении виноваты случайные мутации, которые отсутствуют в генах родителей больного
-
Физиология
Шизофренический процесс приводит к необратимым органическим изменениям (дистрофии нейронов).
-
Следует отличать:
- От деменции: не слабоумие, а «нарушение единства» психики, в том числе нарушение ассоциативного мышления
- От мдп
-
Диагностические критерии
Блейлер выделял, как диагностические критерии «четыре А»: снижениеАффекта, Аутизм, нарушение Ассоциаций и Амбивалентность. Он считал амбивалентность основным признаком шизофрении[20], и рассматривал три её типа[21]:
- Эмоциональную: одновременно позитивное и негативное чувство к человеку, предмету, событию (например, в отношении детей к родителям).
- Волевую: бесконечные колебания между противоположными решениями, невозможность выбрать между ними, зачастую приводящая к отказу от принятия решения вообще.
- Интеллектуальную: чередование или одновременное существование противоречащих друг другу, взаимоисключающих идей в рассуждениях человека.
Примечательно, что к «шизофрениям» Блейлер относил не только раннее слабоумие, невротическиесиндромы и старческий маразм, но и «белую горячку» алкоголиков[1].
Сопутствующие болезни
- в их числе депрессии и тревожные расстройства;
- риск алкоголизма и наркомании составляет около 40 %.
- Частые социальные проблемы, такие как длительная безработица, бедность и бездомность.
- Повышенный риск самоубийства и проблемы со здоровьем обусловливают снижение продолжительности жизни, которая у больных на 10-12 лет короче по сравнению с людьми, не страдающими шизофренией[.
- В раннем возрасте шизофрения приводит к деменции.
- Психоз
-
Протекание
Шизофрения может протекать прогрессирующеилиприступообразно(с ремиссиями).
После нескольких приступов наступают стойкие изменения личности.
Течение болезни обнаруживает значительное многообразие и никоим образом не связано с неизбежностью хронического развития или прогрессирующего нарастания дефекта. Представление (прежде общепринятое), что шизофрения является прогрессирующим заболеванием, в настоящее время отвергается специалистами и не подтверждается методами нейровизуализациии исследованиями когнитивных функций.
1.Нарушения эмоций. Эмоции в работе врача
... в работе врача Эмоциональные переживания являются важным этиологическим фактором в патогенезе заболеваний. «Врачи давно обратили внимание на связь преобладания конкретных эмоций ... стойкость эмоций Эмоциональная реактивность – быстрота эмоционального отреагирования, скорость «ответа». Нарушение эмоциональных реакций Физиологический аффект- состояние выраженного аффекта (гнева), не ...
Шизофрения можем протекать по-разному:
возможно полное выздоровлениепосле острых приступов;
при благоприятномтечении заболевания возможны некоторые изменения в эмоционально-волевой сфере при сохранности интеллектуальных способностей и способностей к обучению в общеобразовательной школе;
при неблагоприятномхроническом течении заболевания может наступитьдеменция, требующая обучения во вспомогательной школе;
в редкихслучаях глубоких психических нарушений дети не обучаются и находятся в психиатрических учреждениях.
- Когда
- Манифестация шизофрении в возрасте до 10 летвстречается довольно редко и составляет менее 2% случаев этого заболевания,
- Чаще шизофрения начинается в 10—14 лет(около 10% всех случаев болезни).
- В большинстве случаев шизофрения начинается в возрасте 20 — 29лет.
-
Вероятные признаки предпосылок заболевания
Часто шизофрения начинается у детей, несколько опережающих своих сверстников в психическом развитии.
-
Интеллект
Фразовая речьпоявляется у них в1,5 года,
в 2 — 2,5 — знают много сказок, стихов, осведомлены в области некоторых наук, умеют писать, читать, считать,
в 4 года — проявляют энциклопедические познания в какой-либо интересующей их области, сочиняют работы по интересующему их вопросу.
- Игры
Но при этом их игры носят однообразный и необычный характер — ребенок играет в одну и ту же игру в течение многих месяцев.
Рисунки отражают область увлечений и редко выходят за пределы избранногосюжета. Ежедневно по многу часов подряд эти дети могут предаваться мысленным играм в области избранных интересов.
Во время игр часто обнаруживают двигательные стереотипии— однообразные подпрыгивания, трясение руками, кручение предметов. Наряду с высокоразвитым вербальным интеллектом обнаруживается неловкость мелкой моторики, неуклюжесть, угловатость движений. Нередко они плохо учатся в школе, т. к. не проявляют интереса к занятиям.
- Эмоции
Своеобразие эмоциональных реакций проявляется в холодности и черствостипо отношению к близким в сочетании с повышенной впечатлительностью при чтении книг и просмотре фильмов.
Проявления шизофрении
У ребенка часто резко меняется отношение к родным, это могут быть проявления необъяснимой ненависти или двойственного отношения.
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... -педагогической литературы; - конкретизировать понятие «музыкально-творческие способности детей среднего дошкольного возраста»; - выявить и охарактеризовать критерии и уровни музыкально-творческих ... установить закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы к проблеме ...
Усиливается погруженность в мир фантазий и игр, ребенок перестает рассказывать об их содержании.
Нарастает количество двигательных стереотипии.
Речь регрессирует, становится выхолощенной, резонерской (бесплодное рассуждательство).
СначалаДля речи и мышления характерна разорванность — предложения грамматически построены правильно, но между ниминет смысловой связи. Например: «Он далеко, если не может позвонить. Все равно поеду. У меня Петькин ножик. Надо прыщик содрать. У меня сразу выходной. Я свое имя написал».
Затемразрушаются логические связи внутри самой фразы. Из-за этого ответы могут не соответствовать вопросам. Возникает тенденция к созданию нелепых неологизмов— вымышленных слов.
Характерны персервации — повторениеслов, фраз.
Нарушены эмоциональные контакты, характерна эмоциональная тупость и неадекватность: утрата способности к тонкимпереживаниям и выражению чувств при достаточно сохранных элементарных эмоциональных реакциях, что делает контакт с окружающимиформальным.
Дети, больные шизофренией, не способны к эмпатии.
Отсутствует страх перед реальной опасностью — в этом проявляется неадекватность эмоций.
Характерна абулия — бездеятельностьи безынициативность.
-
При резком обострении болезни
развивается необъяснимая тревога, страх, появляются галлюцинации, бредоподобные фантазии. Острые психотические приступы(??? см. психозы) сопровождаются общим возбуждением, резким падением работоспособности.
Утрачивается психическая активность, интерес к новому, блекнет и делается монотонным творчество, которое в прошлом носило сверхценный характер для ребенка, и постепенно утрачивается интерес к нему.
Развиваетсяаутизм— бессознательное отстранение от реального внешнего мира: ребенок живет в своем мире, в мире собственных мыслей и фантазий, связь с окружающими нарушена; избегает контакта с дру-I ими детьми, на вопросы не реагирует; к родным относится как к предметам; играет не с игрушками, а с предметами; совершает бессмысленные действия, нелепые поступки, испытывает необычные, странные психические переживания.
Шизофрения у детей
... большинстве случаев исходом болезни является слабоумие с характерной дурашливостью. По мнению И.В.Случевского, неблагоприятный прогноз этой формы шизофрении объясняетсяее возникновением в юношеском возрасте, вследствие чего клетки ... а это не может не беспокоить родителей. И у детей, больных шизофренией, и у детей, страдающих аутизмом, может быть разный уровень интеллектуального развития (от ...
Характерна парадоксальность и вычурность поведения (кривляния, манерность, гримасничанье), нарушение единства, связности психических процессов. Нарушена способность схватывать целостный образ предметов окружающего мира и собственного «Я», критически оценивать свою социальную роль.
-
Протекание подробнее
Шизофрения может протекать прогрессирующеилиприступообразно(с ремиссиями).
После нескольких приступов наступают стойкие изменения личности.
Течение болезни обнаруживает значительное многообразие и никоим образом не связано с неизбежностью хронического развития или прогрессирующего нарастания дефекта. Представление (прежде общепринятое), что шизофрения является прогрессирующим заболеванием, в настоящее время отвергается специалистами и не подтверждается методами нейровизуализациии исследованиями когнитивных функций.
Шизофрения можем протекать по-разному:
возможно полное выздоровлениепосле острых приступов;
при благоприятномтечении заболевания возможны некоторые изменения в эмоционально-волевой сфере при сохранности интеллектуальных способностей и способностей к обучению в общеобразовательной школе;
при неблагоприятномхроническом течении заболевания может наступитьдеменция, требующая обучения во вспомогательной школе;
в редкихслучаях глубоких психических нарушений дети не обучаются и находятся в психиатрических учреждениях.
При сравнительно доброкачественномтечении болезни сохраняются в той или иной степени познавательные интересы (чтение книг, не соответствующих возрасту).
При этом дети не умеют себя обслуживать, не осведомлены в практических делах. Интеллект развит неравномерно: при школьном обучении усваивают сложные научные понятия из книг, но не могут овладеть элементарными математическими знаниями, не умеют писать. Отсутствуют навыки самообслуживания, общения со сверстниками. Необходимо индивидуальное обучение или обучение в специальной школе для детей с расстройствами эмоциональной сферы и поведения. В подростковом возрасте этот дефект развития интеллекта может частично компенсироваться, но сохраняется психический инфантилизм, аутизм, замкнутость, странность и экстравагантность поведения.
При злокачественномтечении шизофрении утрачиваются навыки фразовой речи, и лишь спустя несколько лет речь вновь начинает постепенно развиваться. Мышление оказывается непоследовательным, бессвязным. Дети эмоционально опустошены, равнодушны, потребность в общении отсутствует. Отмечаются кататонические симптомы в виде стереотип-пых движений, застывания в стереотипных позах. Отмечаются агрессивные вспышки. Характер болезни полнообразный, с улучшениями под влиянием лечения И ухудшениями состояния. Спустя несколько лет формируется стойкий шизофренический дефект.
При более остром начале шизофрении в дошкольном и младшем школьном возрасте у детей возникают беспричинные страхи, трудно отличимые от галлюцинаторных и бредовых переживаний. Утрачивается интерес к окружающему и игрушкам. Умственное развитие начинает отставать от возрастной нормы, но распада речи не происходит. Более отчетливо выражена депрессия.
Подвижные игры в развитии скоростно-силовых способностей у детей ...
... выявления уровня сформированности скоростно-силовых способностей у детей старшего дошкольного возраста отклонения в поведении. 3. Провести комплекс диагностических методик, направленных на выявление уровня ... по развитию скоростно-силовых способностей у детей старшего дошкольного возраста отклонения в поведении. Методы исследования: изучение и анализ, сравнение психолого-педагогической литературы, ...
Шизофрения, развивающаяся в подростковом возрасте. Типы течения — непрерывный и приступообразный. Проявления приближаются к проявлению болезни у взрослых. Возрастные особенности: высокая частота дисморфофобических расстройств — ложные убеждения в наличии у себя каких-то грубых дефектов телосложения или нарушения телесных функций. Бредовое убеждение не может быть поколеблено. Отмечаются сенестопатии (ложные телесные ощущения) и суицидальные намерения.
Возможны острые приступы шизофрении в подростковом возрасте продолжительностью 2 — 3 месяца, заканчивающиеся полным выздоровлением. Провоцируются инфекцией, интоксикацией, черепно-мозговыми травмами. Сначала возникает бессонница, тревога, колебания настроения. Затем развивается кататоническое возбуждение — бессмысленные и причудливые телодвижения, хлопки, подпрыгивания и т. п. Речь бессвязная (сочетание бессмысленных оорывков фраз), хохот. Отмечаются фантастические сновидные переживания (онейроид).
Такой приступ может не иметь никаких последствий для психической деятельности.
Злокачественно текущая шизофрения в подростковом и юношеском возрасте составляет 6— 10% случаев шизофрении. Начинается в 13—18 лет, протекает непрерывно, без ремиссий, в течение нескольких лет. Завершается тяжелым психическим дефектом. Лечение не дает желаемых результатов. На ранних этапах утрачиваются прежние интересы, живость, резко обедняется эмоциональная сфера, пропадает потребность в общении. Подростки становятся грубыми, враждебными по отношению к близким. Успеваемость резко падает. Подростки бросают занятия, нарастает апатия. Появляются особые интересы, малопродуктивные, оторванные от реальности. Подростки читают недоступную их пониманию литературу — философскую, психологическую, создают «теории», опираясь на поверхностные знания. Характерно резонерство. Новые знания не приобретаются. Нарушается социальная адаптация — подростки вступают в асоциальные компании с алкоголизацией и наркотизацией. Совершаются странные, непонятные поступки. Характерны галлюцинации, бредовые идеи величия и преследования, симптомы психического автоматизма, замкнутость, аутизм.
Терапия
основным методом лечения шизофрении является использование антипсихотических препаратов (нейролептиков), действующих на «продуктивные» симптомы психоза и препятствующих его дальнейшему развитию, воздействие которых обусловлено в первую очередь подавлением дофаминовой активности, несмотря на их существенныепобочные эффекты.
Психотерапия также широко рекомендуется и используется при шизофрении, хотя иногда возможности терапии ограничены фармакологией из-за проблем с финансированием или недостаточной подготовкой персонала[147]. Помимо лечения самой болезни, она психотерапия направлена также на социальную и профессиональную реабилитацию пациентов.
Психотерапия неврозов
... отражают функциональное состояние нервной системы и их учет важен при проведении психотерапии. Поэтому на этом этапе важно проводить нормализацию психосоматического статуса, подготовку к ... более плодотворному восприятию больным проводимой психотерапии. С этой целью проводятся удлиненные сеансы гипнотерапии по В.Е. Рожнову с ...
Вспомним Интернов (Умный отсоветовал оперировать язву)