Анатомия центральной нервной системы

РУССКАЯ ХРИСТИАНСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ

УММ ДИСЦИПЛИНЫ

АНАТОМИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

основная образовательная программа

по направлению подготовки

030300 «Психология»

Квалификация (степень) выпускника ___бакалавр___

Утверждено на заседании

кафедры психологии

Протокол № ­­____от_____2012 г.

Зав. кафедрой

____________ Руднева М.В.

(подпись)

Утверждено на заседании УМО

факультета психологии и философии человека

Протокол № ­­____от_____2012 г.

Председатель Совета

____________ Нетужилов К.Е.

(подпись)

Санкт-Петербург

2012 Дисциплина: Анатомия центральной нервной системы

1. Пояснительная записка

Форма обучения: очная

Семестры: 1

Объем трудоемкости дисциплины:

3 кредита – 108 часов, из них: 48 часов аудиторная нагрузка, 60 часов самостоятельная работа:

Место дисциплины в структуре ООП: математический, естественно-научный и программно-информационный цикл

Структура дисциплины:

№ п/п

Дисциплина/Курсы

Семестр

Форма итоговой аттестации

Анатомия центральной нервной системы

1

зачет

Цели освоения дисциплины.

Целями освоения дисциплины «Анатомия ЦНС» является введение студентов в систему понятий о строении и развитии центральной нервной системы, ее основных отделах, их структурных особенностях, а также анатомической номенклатуры, широко используемой в психологических исследованиях и практике. Научить студентов использовать анатомические данные о структурных особенностях различных отделов нервной системы, которые тесно связаны с процессами созревания, развития и функционирования нервной системы, и определяются филогенезом и онтогенезом организма. Помочь студенту выработать осознанное понятие об органичной и неразрывной связи между строением и функциями изучаемых анатомических структур. Сформировать у студентов понима­ние естественного происхождения психических процессов, неразрывного единства структуры и функции мозга.

Место дисциплины в структуре ООП.

Для успешного усвоения дисциплины необходимы знания по анатомии человека и общей биологии в пределах школьной программы. Освоение дисциплины необходимо для изучения курсов по физиологии, психофизиологии, нейропсихологии, психологии ощущения и восприятия, внимания, памяти, эмоций, психологии развития.

Требования к результатам освоения дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

способность и готовность к:

  • использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4);
  • выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5);
  • прогнозированию изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях (ПК-7);
  • реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-13).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: строение отделов центральной нервной системы, их структурные особенности; связи между частями нервной системы и с эффекторами организма. Строение основных компонентов нервной ткани и процесс формирования нервной системы в онтогенезе организма

Уметь: пользоваться анатомическими атласами нервной системы и ориентироваться в анатомической номенклатуре структур мозга; самостоятельно работать с изображениями структур головного и спинного мозга, их взаимным расположением и связями между анатомическими структурами их функционированием и психическими функциями

Владеть: системой понятий о строении и развитии центральной нервной системы, ее основных отделах, структурных особенностях, а также анатомической номенклатурой, широко используемой в психологических исследованиях.

Материально-техническое обеспечение курса

  • учебная литература как основное средство обучения;
  • компьютер, проектор и экран;
  • нетехнические вспомогательные средства (рисунки из анатомического атласа на электронном носителе в виде Презентаций к каждой теме, схемы, таблицы, муляжи).

Формы проведения занятий

Лекции, практические занятия, самостоятельная работа.

Формы промежуточного и итогового контроля и система оценки

Форма промежуточного контроля – контрольная работа на заданную тему.

Форма итогового контроля – зачет.

Система оценивания

Зачет состоит из 2 частей:

  1. устный ответ (30%)
  2. тест (30%)

Помимо этих составляющих, при выставлении зачета учитывается:

Работа на практических занятиях – 10%.

Посещаемость лекций – 5%

Конспект лекций – 5%

Самостоятельная работа – 20% (контрольная работа).

Зачет выставляется по следующим показателям:

0-50% — не зачет

50 – 100% — зачет

Тематический план дисциплины

Название темы

Всего/

часов

Виды учебной работы (в часах)

Форма промежуточной аттестации

Лекции

Семинары

Самост.

работа

Тема 1. Предмет анатомии центральной нервной системы. Место этой дисциплины в системе естественных и психологических наук.

2

2

Тема 2. Общий план строения нервной системы.

2

Тема 3. Развитие нервной системы в онтогенезе

2

2

4

Тема 4. Микроструктура нервной ткани . Нейрон, его структурные компоненты. Синапсы. Глиальные клетки.

4

2

4

Тема 5. Спинной мозг:строение и функции. Серое вещество спинного мозга. Белое вещество и проводящие пути спинного мозга.

4

2

4

Контрольная работа

Тема 6. Головной мозг, общий обзор. Строение и функции ствола мозга и мозжечка.

4

4

4

Контрольная работа

Тема 7. Основные структуры промежуточного мозга. Таламус. Гипоталамус, его составные части. Эпиталамус, эпифиз.

4

2

4

Тема 8. Структуры конечного мозга. Борозды и извилины долей полушарий. Классификация слоев коры.

4

2

4

Контрольная работа

Тема 9. Черепные нервы, особенности строения, области иннервации, сходство и различие со спинномозговыми нервами.

2

4

Тема 10. Проводящие пути центральной нервной системы.

2

2

Тема 11.Вегетативная невная система. Отделы вегетативной нервной системы, особенности их строения.

4

2

Всего

108

34

14

60

3. Содержание курса

Тема 1. Предмет анатомии центральной нервной системы. Место этой дисциплины в системе естественных и психологических наук.

Предмет, задачи анатомии ЦНС, ее связь с другими науками. Предмет анатомии центральной нервной системы – строение нервной системы. Роль нервной системы в жизнедеятельности человека. Значение анатомии ЦНС для психологов. Методы изучения микро- и макроструктуры нервной системы. Анатомические плоскости. Анатомическая терминология. Принципы классификации нервной системы. Топографический принцип деления нервной системы на части, выделение центральной и периферической нервной системы. Функциональный принцип деления нервной системы, выделение соматического и вегетативного отделов. Общий обзор НС. Основные отделы ЦНС.Тема 2. Общий план строения ЦНС человека.

Общий план строения нервной системы человека. Оболочки мозга. Строение мягкой и паутинной оболочек. Строение твердой оболочки. Особенности строения оболочек спинного и головного мозга. Межоболочечные пространства. Полости мозга. Строение первого и второго (боковых) желудочков больших полушарий. Строение третьего желудочка промежуточного мозга. Сильвиев водопровод как полость среднего мозга. Строение четвертого или ромбовидного желудочка заднего мозга. Спинномозговой канал. Сообщение полостей мозга и межоболочечного пространства. Образование ликвора и ликворообращение. Гематоэнцефалический барьер.Кровоснабжение мозга. Система сонных артерий. Система позвоночных артерий. Веллизиев артериальный круг. Вены мозга, их особенности. Синусы твердой мозговой оболочки как магистральные вены мозга.

Тема 3. Развитие нервной системы в фило- и онтогенезе.

Строение диффузной нервной системы на примере гидры. Отсутствие специализации клеток. Декрементное проведение нервного импульса. Централизация нервной системы. Образование диффузно-узловой и узловой нервной системы. Цефализация и образование органов чувств. Трубчатая нервная система. Развитие и усложнение нервной системы в ряду позвоночных.

Развитие нервной системы в онтогенезе. Закладка нервной системы в раннем эмбриогенезе. Нервная пластинка, нервный желобок, нервная трубка. Формирование головного мозга. Стадия трех мозговых пузырей, стадия пяти мозговых пузырей. Формирование ядер, коры мозжечка и больших полушарий. Развитие нервной системы в постнатальном онтогенезе. Миелинизация проводящих путей. Инволюционные процессы в старческом возрасте.

Тема 4. Микроструктура нервной ткани.

Понятие нервной ткани. Особенности строения. Функции основных элементов нервной ткани. Нейрон как основная морфо-функциональная единица НС. Внешняя структура нейрона. Сома нейрона, строение аксонов и дендритов. Структура нейрона на субклеточном уровне. Отличительные особенности клеточных органелл нейрона. Классификация нейронов по количеству отростков ( уни-, би-, мультиполярные клетки), по форме клеток, по функциям (cенсорные, моторные, вставочные нейроны).

Глиальные клетки. Значение нейроглии для работы НС. Типы глиальных клеток: микроглия, олигодендроциты, шванновские клетки, астроциты, эпендимоциты. Понятие синапса. Химический, электрический синапс. Типы синаптических соединений. Строение синапсов. Пресинаптическая мембрана, синаптическая щель, постсинаптическая мембрана. Строение и роль миелиновой оболочки. Классификация нервных волокон. Типы волокон. Строение нервов. Нейронные сети. Понятие рефлекса, рефлекторной дуги, рефлекторного кольца. Нейронный состав рефлекторных дуг. Рефлекс как основной принцип работы НС.

Тема 5. Спинной мозг: строение и функции

ЦНС: спинной и головной мозг: серое и белое вещество; понятие о нервном центре. Нервные центры ядерного и экранного (коркового) типов. Проводящие пути: восходящие, нисходящие, проекционные, комиссуральные, ассоциативные. Периферическая нервная система: нервы, нервные сплетения, нервные узлы. Нейронный состав рефлекторных дуг. Виды рецепции: экстероцепция, интероцепция и проприоцепция.

Общий обзор спинного мозга. Макроструктура спинного мозга, сегментарная организация; межпозвоночные ганглии и их строение. Задние корешки спинного мозга; их афферентный состав (связь с периферией и определенным видом рецепции).

Передние корешки, особенности периферической иннервации различных участков тела. Микроструктура спинного мозга. Строение серого вещества. Белое вещество спинного мозга. Рефлекторные дуги спинного мозга. Сегменты спинного мозга и сегментарные рефлексы.Проводящие пути спинного мозга. Локализация и функциональная характеристика проводящих путей спинного мозга.

Спинномозговой нерв; ветви спинномозговых нервов, состав нервных волокон, области иннервации. Формирование соматических нервных сплетений, их функции. Шейное, плечевое и пояснично-крестцовое сплетения. Иннервация опорно-двигательного аппарата и покровов тела.

Тема 6. Головной мозг: Общий обзор. Строение и функции ствола мозга и мозжечка.

Отделы головного мозга. Топография серого и белого вещества в головном мозгу. Желудочки мозга. Ствол мозга. Понятие ствола мозга, входящие в него структурные образования. Отделы ствола мозга и их строение. Сходство и различие в строении со спинным мозгом.

Продолговатый мозг: расположение, строение, связи с другими отделами центральной нервной системы. Сосудодвигательный и дыхательный центры. Мост: расположение, строение, роль в осуществлении связей между полушариями головного мозга и мозжечком. Средний мозг: расположение, отделы (крыша, покрышка, основание), топография серого и белого вещества, связи с другими отделами центральной нервной системы. Подкорковые центры зрения и слуха в крыше среднего мозга. Локализация и функциональное значение красного ядра и черной субстанции. Ретикулярная формация ствола мозга и ее функциональное значение. Мозжечок: строение, связи с другими отделами центральной нервной системы; функции мозжечка. Мозжечок как сложная по строению и происхождению надсегментарная структура. Серое и белое вещество. Ядра мозжечка – ядра шатра, шаровидные, пробковидные, зубчатые. Строение коры мозжечка. Древний, старый и новый мозжечок. Дольки мозжечка. Проводящие пути мозжечка, передние, средние и задние ножки.

Тема 7. Промежуточный мозг

Промежуточный мозг. Отделы (таламус, эпиталамус, метаталамус, гипоталамус, субталамус), особенности их развития и строения, основные группы ядер, связи с другими отделами центральной нервной системы. Функции промежуточного мозга. III желудочек – строение, связи с другими желудочками мозга.

Зрительный бугор (таламус) – главный подкорковый центр всех видов чувствительности. Две классификации ядер таламуса: анатомическая и функциональная. Топографическая – передние, задние, медиальные, латеральные, интраламинарные (внутрипластинчатые).

Функциональная классификация – специфические, ассоциативные, неспецифические, особенности образуемых ими связей.

Метаталамус, коленчатые тела и их связь с подкорковыми центрами слуха и зрения. Эпиталамус. Ядра уздечки; их связи с другими образованиями головного мозга. Участие эпифиза в контроле биологических ритмов. Субталамическая область промежуточного мозга. Границы и положение в системе восходящих путей. Субталамическое ядро, его участие в экстрапирамидной системе двигательного контроля.

Гипоталамус. Связь подбугорья с эндокринными железами, вегетативными центрами и ретикулярной формацией ствола. Классификация гипоталамических ядер. Передняя, средняя и задняя группы ядер гипоталамуса. Значение некоторых ядер этой группы в регуляции гомеостаза; их связь с ретикулярными и лимбическими структурами мозга. Гипофиз, его передняя и задняя доли; роль гипофиза в управлении эндокринной системой организма. Нейросекреторные ядра, особенности их связей с разными отделами гипофиза. Гипоталамо-гипофизарная система.

Тема 8. Конечный мозг

Конечный мозг. Отделы, особенности развития в связи с формированием высших психических функций и сознательной деятельности человека. Топография серого и белого вещества в конечном мозге. Полушария головного мозга (большой мозг): серое и белое вещество полушарий, доли, борозды и извилины. Мозолистое тело, передняя спайка, свод. Кора большого мозга. Понятие о цито- и миелоархитектонике коры. Модульная организация коры большого мозга. Локализация центров анализаторов в коре полушарий головного мозга. Речевые центры. Роль лобных долей большого мозга в регуляции поведения человека. Латерализация функций в полушариях мозга человека.

Базальные ядра большого мозга. Хвостатое ядро и чечевицеобразное ядро: локализация, строение, связи с другими отделами центральной нервной системы. Стрио-паллидарная система, ее роль в регуляции движений. Миндалевидное тело, ограда и связанные с ними структуры: локализация, строение, связи с другими отделами центральной нервной системы.

Лимбическая система как комплекс образований конечного, промежуточного и среднего мозга. Основные структурные компоненты, роль в мотивации поведения, механизмах памяти и обучения.

Тема 9. Черепные нервы

Черепные нервы. Особенности строения черепных нервов, их сходство и различие со спинномозговыми нервами, области иннервации и функциональная характеристика. I, II и VIII пары черепных нервов, особенности их строения и связи с органами чувств. III, IV и VI пары черепных нервов, иннервирующих глазодвигательные мышцы. V пара – тройничный нерв, его ветви, области иннервации. VII пара – лицевой нерв; иннервация мимических мышц. X пара – блуждающий нерв; области иннервации. IX, XI и XII пары черепных нервов, области иннервации.

Тема 10. Проводящие пути центральной нервной системы

Проводящие пути головного и спинного мозга. Ассоциативные, комиссуральные и проекционные волокна. Афферентные (восходящие пути): экстероцептивные пути (пути болевой и температурной чувствительности, пути тактильной чувствительности); проприоцептивные пути (мышечно-суставное чувство).

Эфферентные (нисходящие) двигательные пути. Пирамидная система и ее роль в регуляции сознательных движений; локализация ее центров в предцентральной извилине и парацентральной дольке. Передний корково-спинномозговой и боковой корково-спинномозговой пути. Экстрапирамидная система и ее роль в координации движений; локализация ее центров в разных отделах головного мозга (ретикулярные ядра и нижние оливы продолговатого мозга, вестибулярные и ретикулярные ядра моста, мозжечок, красные ядра, верхние и нижние холмики крыши четверохолмия среднего мозга, базальные ядра конечного мозга).

Красноядерно-спинномозговой нервный путь как основной эфферентный путь экстрапирамидной системы.

Тема 11. Вегетативная нервная система

Симпатическая и парасимпатическая части вегетативной нервной системы. Особенности рефлекторной дуги в вегетативной нервной системе. Вегетативные узлы (ганглии), пре- и постганглионарные нервные волокна. Центры симпатической нервной системы в спинном мозгу. Симпатический ствол, его отделы и ветви. Центры парасимпатической нервной системы в головном и спинном мозгу. Вегетативные (висцеральные) сплетения, их функции.

Практические занятия

Практические занятия ориентированы на углубленное изучение проблем центральной и периферической анатомии нервной системы человека, на систематизацию и уточнение знаний, полученных в процессе самостоятельных занятий, работы над эссе, на подготовку к другим формам контроля качества знаний, и формирование профессиональных компетенций,. На практических занятиях по анатомии нервной системы должны использоваться мультимедийные средства обучения, Интернет-сайты, позволяющие не только иллюстрировать изучаемый материал, но и осуществлять обучение в интерактивном режиме.

Основной задачей студентов при выполнении практических работ является знакомство со структурами ЦНС и их зарисовка. Рисунки должны выполнятся простым и цветными карандашами в тетради. Помимо рисунков студенты составляют тематический словарь анатомических терминов.

Занятие 1. Элементы нейроцитологии.

Цель работы: Изучить структуру нервной ткани и нейрона.

Оборудование: Атлас, учебник, компьютер.

Ход работы: Зарисовать различные виды нейронов, отметить особенности их строения, зарисовать и разобрать отдельные элементы рефлекторной дуги

Занятие 2. Онтогенез нервной системы.

Цель работы: Познакомиться с особенностями формирования головного мозга на эмбриональной стадии онтогенеза.

Оборудование: Атлас, учебник, компьютер.

Ход работы: Зарисовать и обозначить стадии развития головного мозга

Занятие 3. Спинной мозг.

Цель работы: Познакомиться со строением спинного мозга.

Оборудование: Атлас, учебник, компьютер.

Ход работы:

  1. Рассмотреть и зарисовать спинной мозг
  2. Найти и обозначить следующие структуры:
  • передний корешок
  • задний корешок
  • спинномозговой узел
  • спинномозговой нерв
  • передний рог
  • боковой рог
  • задний рог
  • серое вещество
  • белое вещество

Занятие 4. Продолговатый и задний мозг.

Цель работы: Познакомиться со строением продолговатого и заднего мозга.

Оборудование: Муляж ствола мозга, таблицы, атлас, учебник, компьютер.

Ход работы:

  1. Рассмотреть и зарисовать продолговатый и задний мозг с вентральной стороны.
  2. Найти и обозначить следующие структуры:
  • пирамида
  • перекрест пирамид
  • олива
  • подъязычный нерв
  • добавочный нерв
  • блуждающий нерв
  • языкоглоточный нерв
  • мост
  • тройничный нерв
  • лицевой нерв.

Занятие 5. Средний мозг.

Цель работы: Познакомиться со строением среднего мозга.

Оборудование: Муляж ствола мозга, поперечный срез среднего мозга, таблицы атлас, учебник, компьютер.

Ход работы:

  1. Рассмотреть и зарисовать средний мозг с дорсальной стороны.
  2. Найти и обозначить следующие структуры:
  • верхний холмик
  • нижний холмик
  • ножки мозга.
  • Рассмотреть и зарисовать срез среднего мозга.
  • Найти и обозначить следующие структуры:
  • крыша среднего мозга
  • покрышка
  • водопровод
  • черное вещество.

Занятие 6. Промежуточный мозг

Цель работы: Познакомиться со строением промежуточного мозга.

Оборудование: Полушарие головного мозга с рассеченным в сагитальной плоскости стволом и мозжечком. Муляж ствола мозга, срез промежуточного мозга, таблицы, атлас, компьютер.

Ход работы:

  1. Рассмотреть сагиттальное сечение ствола мозга и зарисовать промежуточный мозг.
  2. Найти и обозначить следующие структуры:
  • таламус
  • гипоталамус
  • гипофиз
  • эпифиз.

Занятие 7. Конечный мозг

Цель работы: Познакомится со строением переднего мозга.

Оборудование: Муляж целого мозга. Фронтальный срез полушария. Полушарие головного мозга с рассеченным в сагиттальной плоскости стволом и мозжечком, атлас, компьютер.

Ход работы:

  1. Рассмотреть фронтальное сечение полушарий мозга и зарисовать базальные ганглии.
  2. Найти и обозначить следующие структуры:
  • миндалевидное тело
  • ограда
  • хвостатое ядро
  • скорлупа
  • бледный шар.
  • Рассмотреть муляж целого мозга и зарисовать поверхность больших полушарий головного мозга.
  • Найти и обозначить следующие структуры:
  • лобная доля
  • теменная доля
  • височная доля
  • затылочная доля
  • центральная борозда
  • прецентральная извилина
  • постцентральная извилина
  • верхняя, средняя, нижняя височные извилины.

4. Самостоятельная работа

Тема

Вопросы

Материалы

Кол-во часов

Нейроанатомия как наука

Введение в анатомию нервной системы

Роль нервной системы в жизнедеятельности человека. Анатомия нервной системы как раздел анатомии человека. Значение анатомии нервной системы для психологической практики. Уровни структурной организации организма: клетка, ткань, орган, система органов, аппарат. Методы изучения анатомии нервной системы. Составные разделы анатомии нервной системы.

  1. Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. Анатомия нервной системы. — М.: Мир, 2002. – 240 с.
  2. Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека. – М.: Медицина, 1994.
  3. Сапин М.Р., Билич Г.Л. Анатомия человека. В 2-х кн. – М.: ОНИКС, 2000.
  4. Атлас: Нервная система человека. – Под ред. В.М.Астапова и Ю.В.Микадзе. – М., 1997.

2

Элементы нейроцитологии

Нейрон. Нервная ткань

Нейронная теория строения нервной системы. Нейрон как структурно-функциональная единица нервной ткани. Морфологические типы нейронов, их анатомо-функциональные особенности, классификация и локализация в нервной системе.

Строение нейроцита. Нейрофибриллы, их функциональное значение. Дендриты и аксоны, направленность проведения нервного импульса в нейроне. Структурная организация синапсов, классификация синапсов. Строение разных типов нервных волокон (миелиновых и безмиелиновых).

Виды нервных окончаний, их классификация.

Строение нервной ткани. Дифференцировка и созревание нейронов. Модульный принцип организации нейронных сетей. Структурно-функциональные особенности и созревание макро- и микроглии. Регенерация и пластичность нервной ткани.

Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. Анатомия нервной системы. — М.: Мир, 2002. – 240 с.

Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека. – М.: Медицина, 1994.

Сапин М.Р., Билич Г.Л. Анатомия человека. В 2-х кн. – М.: ОНИКС, 2000.

Атлас: Нервная система человека. – Под ред. В.М.Астапова и Ю.В.Микадзе. – М., 1997.

Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. – М.: Мир, 1988.Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. – М.: Наука, 1990.

2

Онтогенез нервной системы

Развитие нервной системы.

Развитие нервной системы в фило- и онтогенезе. Нервная трубка как производное эктодермы. Локализация в нервной трубке двигательных (базальная пластинка), ассоциативных (крыльная пластинка) и чувствительных нейронов (ганглионарная пластинка).

Сегментарная закладка компонентов нервной системы; характеристика невромера. Особенности нервной системы плода. Критические периоды в развитии нервной системы. Развитие нервной системы в постнатальный период онтогенеза.

Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. Анатомия нервной системы. — М.: Мир, 2002. – 240 с.

Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека. – М.: Медицина, 1994.

Атлас: Нервная система человека. – Под ред. В.М.Астапова и Ю.В.Микадзе. – М., 1997.

Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. – М.: Мир, 1988.Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. – М.: Наука, 1990.

4

Спинной мозг

Анатомия спинного мозга.

Спинномозговые нервы. Вегетативная нервная система.

Разделение нервной системы на центральную (спинной и головной мозг) и периферическую (нервы и нервные сплетения); соматическую (анимальная) и вегетативную (автономная) части. Нейронный состав рефлекторных дуг. Виды рецепции: экстероцепция, интероцепция и проприоцепция.

Анатомия спинного мозга. Белое и серое вещество: топография, строение и функциональная характеристика. Сегменты спинного мозга и сегментарные рефлексы. Локализация и функциональная характеристика проводящих путей спинного мозга.

Спинномозговой нерв; передние и задние корешки спинномозговых нервов; спинномозговые узлы и их строение. Ветви спинномозговых нервов, состав нервных волокон; области иннервации. Формирование соматических нервных сплетений и их функциональное значение. Зоны иннервации шейного, плечевого и пояснично-крестцового сплетений.

Симпатическая и парасимпатическая части вегетативной нервной системы. Особенности рефлекторной дуги в вегетативной нервной системе. Вегетативные ганглии, пре- и постганглионарные нервные волокна. Центры симпатической нервной системы в спинном мозгу. Симпатический ствол, его отделы и ветви. Центры парасимпатической нервной системы в головном и спинном мозгу. Вегетативные сплетения, их функциональное значение.

Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. Анатомия нервной системы. — М.: Мир, 2002. – 240 с.

Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека. – М.: Медицина, 1994.

Атлас: Нервная система человека. – Под ред. В.М.Астапова и Ю.В.Микадзе. – М., 1997.

4

Ромбовидный мозг

Анатомия головного мозга. Черепные нервы.

Развитие головного мозга: стадия трех мозговых пузырей (передний мозг, средний мозг, ромбовидный мозг).

Стадия пяти мозговых пузырей (конечный мозг, промежуточный мозг, средний мозг, задний мозг, продолговатый мозг).

Отделы головного мозга. Топография серого и белого вещества в головном мозгу.

Ствол мозга. Сходство и различие в строении со спинным мозгом. Отделы ствола мозга и их строение. Желудочки мозга.

Черепные нервы. Особенности строения черепных нервов, их сходство и различие со спинномозговыми нервами, области иннервации и функциональная характеристика. I, II и VIII пары черепных нервов, особенности их строения и связи с органами чувств. III, IV и VI пары черепных нервов, иннервирующих глазодвигательные мышцы. V пара – тройничный нерв, его ветви, области иннервации. VII пара – лицевой нерв; иннервация мимических мышц. X пара – блуждающий нерв; области иннервации. IX, XI и XII пары черепных нервов, области иннервации.

Продолговатый мозг: расположение, строение, связи с другими отделами центральной нервной системы. Сосудодвигательный и дыхательный центры. Мост: расположение, строение, роль в осуществлении связей между полушариями головного мозга и мозжечком.

Мозжечок: строение, связи с другими отделами центральной нервной системы; функции мозжечка.

Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. Анатомия нервной системы. — М.: Мир, 2002. – 240 с.

Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека. – М.: Медицина, 1994.

Сапин М.Р., Билич Г.Л. Анатомия человека. В 2-х кн. – М.: ОНИКС, 2000.

Атлас: Нервная система человека. – Под ред. В.М.Астапова и Ю.В.Микадзе. – М., 1997.

Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. – М.: Мир, 1988.Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. – М.: Наука, 1990.

4

Средний мозг

Средний мозг: расположение, отделы (крыша, покрышка, базис), топография серого и белого вещества, связи с другими отделами центральной нервной системы. Подкорковые центры зрения и слуха в крыше среднего мозга. Локализация и функциональное значение красного ядра и черной субстанции. Ретикулярная формация ствола мозга и ее функциональное значение

4

Промежуточный мозг

Промежуточный мозг. Отделы (таламус, эпиталамус, метаталамус, гипоталамус, субталамус), особенности их развития и строения, основные группы ядер, связи с другими отделами центральной нервной системы. Функции промежуточного мозга. Гипоталамус как высший подкорковый центр регуляции вегетативных функций и формирования эмоций. Локализация питьевого, пищевого и полового центров и центров биоритмальной активности организма в ядрах гипоталамуса. Гипофиз, его передняя и задняя доли; роль гипофиза в управлении эндокринной системой организма.

Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека. – М.: Медицина, 1994.

Сапин М.Р., Билич Г.Л. Анатомия человека. В 2-х кн. – М.: ОНИКС, 2000.

Атлас: Нервная система человека. – Под ред. В.М.Астапова и Ю.В.Микадзе. – М., 1997.

Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. – М.: Мир, 1988.Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. – М.: Наука, 1990.

4

Передний мозг

Конечный мозг. Отделы, особенности развития в связи с формированием высших психических функций и сознательной деятельности человека. Топография серого и белого вещества в конечном мозге.

Полушария головного мозга (большой мозг): серое и белое вещество полушарий, доли, борозды и извилины.

Кора большого мозга. Понятие о цито- и миелоархитектонике коры. Модульная организация коры большого мозга. Локализация центров анализаторов в коре полушарий головного мозга. Латерализация функций в полушариях мозга человека. Центры артикуляции и восприятия речи (зоны Брока и Вернике), центры письменной речи и чтения.

Базальные ядра головного мозга. Локализация, строение, связи с другими отделами центральной нервной системы. Стриопаллидарная система, ее роль в регуляции движений.

Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека. – М.: Медицина, 1994.

Сапин М.Р., Билич Г.Л. Анатомия человека. В 2-х кн. – М.: ОНИКС, 2000.

Атлас: Нервная система человека. – Под ред. В.М.Астапова и Ю.В.Микадзе. – М., 1997.

Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. – М.: Мир, 1988.Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. – М.: Наука, 1990.

4

Основные структурно-функциональные системы мозга

Лимбическая система как комплекс образований конечного, промежуточного и среднего мозга. Основные структурные компоненты, роль в мотивации поведения, механизмах памяти и обучения.

Проводящие пути головного и спинного мозга. Ассоциативные, комиссуральные и проекционные пути. Афферентные (восходящие пути): экстероцептивные пути (пути болевой и температурной чувствительности, пути тактильной чувствительности); проприоцептивные пути (мышечно-суставное чувство, чувство давления и веса).

Эфферентные (нисходящие) – двигательные пути

Пирамидная система и ее роль в регуляции сознательных движений; локализация ее центров в предцентральной извилине и парацентральной дольке. Передний и боковой кортико-спинальные пути.

Экстрапирамидная система и ее роль в бессознательной координации движений; локализация ее центров в разных отделах головного мозга (ретикулярные ядра и нижние оливы продолговатого мозга, вестибулярные и ретикулярные ядра моста, мозжечок, красные ядра, верхние и нижние бугры четверохолмия среднего мозга, базальные ядра конечного мозга).

Руброспинальный нервный путь как основной эфферентный путь экстрапирамидной системы.

Анатомические особенности центральной нервной системы ребенка. Возрастные этапы развития головного мозга человека.

Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека. – М.: Медицина, 1994.

Сапин М.Р., Билич Г.Л. Анатомия человека. В 2-х кн. – М.: ОНИКС, 2000.

Атлас: Нервная система человека. – Под ред. В.М.Астапова и Ю.В.Микадзе. – М., 1997.

Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. – М.: Мир, 1988.Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. – М.: Наука, 1990.

4

Вопросы к зачету.

УМК

Литература к курсу

2

5. Литература

а) основная литература:

  1. Анатомия человека. В 2 томах. Ред. М. Р. Сапин М., Медицина, 2004
  2. Хрестоматия по анатомии центральной нервной системы. Ред. Л.К.Хлудова, М., Рос. Психол. об-во, 1998
  3. Синельников Р.Д., Синельников Я.Р. Атлас анатомии человека. Т.4, М., Медицина, 2009
  4. Астапов В.М., Микадзе Ю.К. Атлас анатомии центральной нервной системы (строение и нарушения).

    М., 2008

  5. Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. Анатомия ЦНС, М., изд-во АСТ, 2004
  6. Щербатых Ю.В., Туровский Я.А. Анатомия ЦНС для психологов.СПб.: Питер-Пресс, 2009, 128 с.

б) дополнительная литература:

  1. Савельев С.В., Негашева М.А. Практикум по анатомии мозга человека. М., изд-во ВЕДИ, 2005
  2. Моренков Э.Д. Морфология мозга человека. М., Изд-во Моск. Ун-та, 1978
  3. Шаде Дж., Форд Д. Основы неврологии. М., Мир, 1976
  4. Гистология. Ред. Елисеев В.Г., М., Медицина,1983
  5. Блум Ф., Лейзерсон А.,Хофстедтер Л. Мозг, разум, поведение. М., Мир, 1988
  6. Попова Н.П., Якименко О.О. Анатомия ЦНС : Учеб. пособие для вузов – М.: Академ Проект, 2007 -112 с
  7. Тверская С.С. Анатомия и физиология нервной системы. Словарь-справочник. Учеб. пособие для студенотов – М.: МПСИ, 2003 – 160 с.

6. Содержание аттестации

Вопросы к зачету по курсу «Анатомия ЦНС»

  1. Значение и функции нервной системы.
  2. Общее строение нервной системы человека, основные отделы, классификация.
  3. Типы и функции нервных клеток. Строение нейрона. Классификация нейронов.
  4. Передача нервного импульса, понятие рефлекса.
  5. Строение рефлекторной дуги. Значение обратной связи в деятельности органов и систем.
  6. Общее строение спинного мозга, серое и белое вещество. Сегмент спинного мозга. Топография спинного мозга.
  7. Спинномозговой нерв, нервный узел, ядро. Передние и задние корешки спинномозгового нерва.
  8. Рефлексы спинного мозга.
  9. Основные отделы головного мозга, желудочки мозга, ликвородинамика.
  10. Продолговатый мозг: внешнее и внутреннее строение. Функции.
  11. Мост – внешнее и внутреннее строение, функции.
  12. Мозжечок – отделы, ножки мозжечка, функциональное значение.
  13. Средний мозг – основные отделы, полость среднего мозга, функция.
  14. Промежуточный мозг – основные отделы, их функциональное значение.
  15. Конечный мозг – основные отделы, полость конечного мозга.
  16. Доли конечного мозга, локализация корковых функций.
  17. Базальные ядра, строение.
  18. Стриопаллидарная система: строение, связи, функциональное значение.
  19. Ретикулярная формация ствола головного мозга. Функциональное значение.
  20. Лимбическая система, ее функциональное значение.
  21. Проводящие пути – основное значение. Ассоциативные и комиссуральные проводящие пути.
  22. Проекционные проводящие пути – основные типы, их функциональное значение.
  23. Черепные нервы – области иннервации и общая характеристика
  24. Вегетативная нервная система. Общий план строения.

Перечень контрольных заданий

Примерные вопросы для контрольной работы №1.

1. Сегментарность строения спинного мозга.

2. Строение серого вещества спинного мозга. Ядра, ганглии и корешки спинного мозга.

3. Белое вещество спинного мозга, проводящие пути спинного мозга.

4. Ретикулярная формация спинного мозга.

Примерные вопросы для контрольной работы №2

  1. Основные структуры продолговатого мозга.
  2. Строение серого вещества продолговатого мозга.
  3. Особенности строения белого вещества продолговатого мозга, проводящие пути.
  4. Ретикулярная формация головного мозга. Черепные нервы и их ядра в продолговатом мозгу.
  5. Основные отделы заднего мозга.
  6. Строение серого и белого вещества моста.
  7. Особенности строения белого и серого вещества мозжечка.
  8. Ретикулярная формация заднего мозга. Черепные нервы и их ядра в заднем мозге.
  9. Основные отделы среднего мозга.
  10. Строение серого вещества среднего мозга.
  11. Особенности строения белого вещества среднего мозга, его проводящие пути.
  12. Ретикулярная формация среднего мозга. Черепные нервы и их ядра в среднем мозгу.

Примерные вопросы для контрольной работы №3.

  1. Основные структуры конечного мозга.
  2. Особенности строения серого вещества большого мозга.
  3. Индивидуальная изменчивость плаща. Ассиметрия полушарий.
  4. Клеточное строение коры больших полушарий.
  1. Карты полей коры полушарий Бродмана.
  2. Функциональная специализация областей коры.
  3. Подкорковые ядра и особенности их строения и связей.
  4. Филогенетические особенности строения полушарий.
  5. Строение белого вещества полушарий, их проводящие пути.

Образцы тестов

ТЕСТ1 к зачету (Анатомия ЦНС)

Выберите правильный вариант ответа

1. Этот черепно-мозговой нерв содержит двигательные, парасимпатические и чувствительные волокна. Ветви этого нерва иннервируют все органы грудной и брюшной полости. Этот нерв называется:а) промежуточный

б) языкоглоточный

в) блуждающий

2. Важнейшим принципом функционирования ретикулярной формации, обеспечивающим ее надежность, является то, что:а) раздражение любой ее части за счет диффузности связей охватывает всю данную структуру

б) ретикулярная формация контролирует передачу сенсорной информации, идущей через ядра продолговатого мозга

в) частью ее является центральное серое вещество, окружающее сильвиев водопровод

3. Корковый конец зрительного анализатора представлен:а) клетками коры лобной доли возле центральной борозды

б) клетками коры височной доли возле латеральной борозды

в) клетками коры затылочной доли возле шпорной борозды

4. Метаталамус представлен:а) эпифизом и поводками

б) гипофизом, серым бугром, воронкой, сосцевидными телами

в) медиальным и латеральным коленчатыми телами

5. Этот черепномозговой нерв является двигательным, его ядро находится в среднем мозге, из мозга выходит из верхнебокового края моста, из черепа выходит через верхнюю глазничную щель, иннервирует верхнюю косую мышцу глаза:а) блоковый

б) тройничный

в) отводящий

6. Сильвиев водопровод – это узкий канал, который соединяет:

а) I и II желудочки

б) II и III желудочки

с) III и IV желудочки

7. В боковом канатике спинного мозга к промежуточному мозгу восходит путь, который доставляет температурно — болевое чувство (первичную боль).

Это:а) спинно-таламический путь

б) текто-спинальный путь

в) спинно-мозжечковый путь

8. Промежуточный мозг содержит две основные части: дорсальную, филогенетически более молодую, и вентральную, более старую (высший вегетативный центр), называемую:а) метаталамусом

б) гипоталамусом

в) эпиталамусом

9. На поперечном разрезе среднего мозга выделяют:а) 1) пластину крыши, 2) покрышку, 3) ножку мозга

б) 1) пластину крыши, 2) ножку мозга

в) 1) четверохолмия, 2) черную субстанцию, 3) ножку мозга

10. Этот черепно-мозговой нерв входит в мозг через хиазму:а) зрительный

б) блоковый

в) обонятельный

11. Передний корешок спинного мозга состоит из отростков двигательных нейронов, тела которых лежат: а) в заднем роге спинного мозга

б) в переднем роге спинного мозга

в) в спинномозговом ганглии

12. Вся поверхность полушарий большого мозга покрыта плащем серого вещества — корой, в которой выделяют следующие слои: а) наружный зернистый, наружный пирамидный, внутренний зернистый, внутренний пирамидный (ганглионарный)

б) наружный зернистый, слой пирамидных клеток, внутренний зернистый, внутренний пирамидный (ганглионарный), слой полиморфных клеток

в) молекулярный, наружный зернистый, наружный пирамидный, внутренний зернистый, внутренний пирамидный (ганглионарный), слой полиморфных клеток

13. Непарную срединную филогенетически старую часть – червь – выделяют в:а) продолговатом мозге

б) мозжечке

в) среднем мозге

14. На некотором расстоянии от спинного мозга двигательный корешок прилегает к чувствительному, образуя:а) спинномозговой нерв

б) спинномозговой корешок

в) черепномозговой нерв

15. На поперечных срезах моста отчетливо выделяется массивная вентральная и меньшая дорсальная части. Границей между ними служит толстый слой поперечных волокон – это:а) покрышка

б) трапециевидное тело

в) четверохолмия

16. К гипоталамусу относят:  а) серый бугор с воронкой, гипофиз, концевую пластинку, хиазму, сосцевидные тела, зрительные тракты

б) серый бугор, гипофиз, хиазму, сосцевидные тела, зрительные тракты

в) серый бугор с воронкой, гипофиз, хиазму, сосцевидные тела

17. Полостью заднего мозга является:

 а) I-II желудочек

б) III желудочек

в) IV желудочек

18. Серое вещество мозжечка расположено в виде коры и в виде парных подкорковых ядер, которые называются:

а) ограда, шаровидное, пробковидное, ядро шатра

б) зубчатое, бледный шар, пробковидное, ядро шатра

в) зубчатое, шаровидное, пробковидное, ядро шатра

19. Мост краниально граничита) с ножками среднего мозга

б) с верхним концом продолговатого мозга

в) со средними ножками мозжечка

20. В межпозвонковых отверстиях вблизи соединения обоих корешков задний имеет утолщение — спинномозговой узел, содержащий:  а) биполярные афферентные клетки с двумя отростками — центральным и периферическим

б) униполярные афферентные клетки с одним отростком

в) псевдоуниполярные афферентные клетки с одним отростком, который делится на центральную и периферическую ветви

21. Как называются структуры, расположенные по обе стороны от передней срединной щели продолговатого мозга?

а) пирамиды

б) оливы

в) тонкие пучки

22. Какая поверхность моста головного мозга участвует в образовании дна IV желудочка?а) дорсальная

б) вентральная

в) сагиттальная

23. Какая структура не относится к стволу головного мозга?

а) мозжечок

б) продолговатый мозг

в) мост

24. К лемнисковым проводящим путям относят:а) сенсорные проводящие пути

б) двигательные проводящие пути

в) экстрапирамидные проводящие пути

25. К базальным ядрам конечного мозга не относится:а) зубчатое ядро

б) чечевицеобразное ядро

в) хвостатое ядро

26. Какая борозда отделяет лобную долю от теменной?а) центральная

б) латеральная

в) шпорная

27. Какие доли разделяет сильвиева борозда?

а) височную и лобную

б) лобную и теменную

в) теменную и затылочную

28. Из какого слоя коры головного мозга начинается пирамидный путь к мотонейронам спинного мозга?а) 5

б) 4

в) 2

29. Корковый центр общих видов чувствительности (болевой, температурной, тактильной, проприоцептивной) расположен в: а) постцентральной извилине

б) предцентральной извилине

в) извилине морского конька

30. Какая из нижеперечисленных структур не входит в лимбическую систему: а) грудное ядро Кларка

б) сосцевидные тела

в) гиппокамп

Ответы к тесту 1

1

в

11

б

21

а

2

а

12

в

22

а

3

в

13

б

23

а

4

в

14

а

24

а

5

а

15

б

25

а

6

с

16

а

26

а

7

а

17

в

27

б

8

б

18

в

28

а

9

а

19

а

29

а

10

а

20

в

30

а

Разработчики:

ЧОУ РХГА

Доцент кафедры психологии

Е.Н. Яблочкова

Эксперты:

___________________ __________________ ___________________

(место работы) (должность, уч. степень, звание) (инициалы, фамилия)

___________________ __________________ ___________________

(место работы) (должность, уч. степень, звание) (инициалы, фамилия)

10