УТВЕРЖДЕНО
на заседании кафедры психологии
и социальной педагогики
Протокол № от г.
Зав. кафедрой ___________ Кузьменко И.В.
Вопросы к зачету по дисциплине
для студентов 3 курса (4 года обучения) заочной формы обучения, факультета физической культуры, направление подготовки 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) (профиль «Физическая реабилитация»)
2015/2016 Уч. Год
Составитель: доцент, канд. психол. наук Седова С.С.
- Государственная политика в отношении инвалидов в РФ.
- Инвалидность: сущность, модели. Социальные ограничения инвалидов.
- Законодательство Российской Федерации в сфере социальной защиты инвалидов.
- Международные акты о социальной защите инвалидов.
- Региональное законодательство и социальные программы в сфере социальной защиты инвалидов.
- Медико — социальная экспертиза: сущность, задачи, функции, порядок и условия осуществления.
- Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.
- Порядок организации и деятельности Государственной службы медико-социальной экспертизы.
- Признание лица инвалидом: условия, порядок направления, переосвидетельствование.
- Индивидуальная программа реабилитации инвалида: сущность, принципы и структура.
- Порядок и условия разработки, реализации ИПР.
- Социальное страхование и социальное обеспечение инвалидов в РФ.
- Пенсионное обеспечение инвалидов.
- Обеспечение жизнедеятельности инвалидов.
- Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК): сущность, цель, задачи, направления деятельности, специалисты.
- Учреждения образования для инвалидов.
- Организация работы органов социальной защиты населения по трудовому устройству и профессиональному обучению инвалидов.
- Организация работы органов социальной защиты населения по обеспечению инвалидов транспортными средствами. Организация протезно-ортопедической помощи населению.
- Социальное обслуживание инвалидов: сущность, цель, принципы.
- Права, обязанности и информационная открытость поставщиков социальных услуг.
- Предоставление социального обслуживания.
- Формы социального обслуживания, виды социальных услуг.
- Финансирование социального обслуживания и оплата социальных услуг.
- Учреждения социального обслуживания инвалидов: цель, задачи, принципы, виды, функции.
- Социальная реабилитация инвалидов: сущность, содержание, принципы и структура.
Зачетный билет включает в себя 1 вопрос. Всего 25 экзаменационных билетов.
Система социальной защиты населения. Методика изучения инвалидности населения
... по социальной защите населения и инвалидов; - систему организации социальной защиты населения и органы управления этой системой; - организацию освидетельствования больных и инвалидов; - организацию реабилитации инвалидов; - понятие инвалид и показатели инвалидности населения; - функции бюро медико-социальной ...
Доцент, канд. психол. наук С.С.Седова
Перечень учебно-методического обеспечения учебной дисциплины
«Социальная защита инвалидов» основная
- Павленок, П. Д. Технологии социальной работы с различными группами населения [Текст]: учебное пособие / П. Д. Павленок, М. Я. Руднева. — Москва : Инфра-М, 2011. — 272 с.
- Технология социальной работы [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров / под ред. Е.И. Холостова, Л.И. Кононова, А.Е. Илларионова. — М. : Дашков и Ко, 2013. — 478 с. — ISBN 978-5-394-02011-7. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=135060
- Холостова Е.И. Социальная политика и социальная работа [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Холостова Е.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2011.— 208 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10971.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
Дополнительная
- Акатов, Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы [Текст]: учебное пособие / Л. И. Акатов. — Москва : ВЛАДОС, 2004. — 368 с.
- Дыскин А. А. Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов и пожилых граждан [Текст]: руководство для подготовки социальных работников / А. А. Дыскин, Э. И. Танюхина. — Москва: Логос, 1996. — 224 с.
- Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ [Текст]: методическое пособие / под ред. М. С. Староверовой. — Москва : Владос, 2011. — 167 с.
- Кравченко, А. И. Социальная работа [Текст]: учебник / А. И. Кравченко. — Москва : Проспект, 2008. — 416 с.
- Мастюкова Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии [Текст]: учебное пособие / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина ; под ред. В. И. Селиверстова. — Москва : Владос, 2004. — 406 с.
- Направления и технологии социальной интеграции инвалидов [Текст] : учебно-методическое пособие / Федеральное агентство по образованию; Российский государственный социальный университет; Институт ресурсов человека и социального здоровья населения России ; под общ. ред. В. И. Жукова. — 2-е изд. ; доп. и перер. — Москва : Изд-во РГСУ, 2009. — 240 с.
- Нестерова Г. Ф. Социальная работа с пожилыми и инвалидами [Текст]: учебник / Г. Ф. Нестерова, С. С. Лебедева, С. В. Васильев. — Москва: Академия, 2009. – 288 с.
- Основы социальной работы [Текст]: учебник для вузов / отв. ред. П. Д. Павленок. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2007. — 560 с.
- Ратнер, Ф. Л. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностям в обществе здоровых детей [Текст]: учебное издание / Ф. Л. Ратнер, А. Ю. Юсупова. — Москва : Владос, 2006. — 176 с.
- Руденко А.М. Социальная реабилитация [Текст]: учебное пособие /А.М.Руденко, С.И.Самыгин. – Ростов н/Дону: Наука-Спектр; М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. – 320 с.
- Савинов А.Н., Зарембо Т.Ф. Организация работы органов социальной защиты [Текст]: Учеб. пособ. для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Мастерство: Высшая школа, 2001.
- Технологии социальной работы [Текст]: учебник для вузов / Т. В. Шеляг [и др.]; под ред. Е. И. Холостовой; Московский государственный университет социальной работы, Социально-технический институт. — Москва : ИНФРА-М, 2004. — 400 с.
- Технология социальной работы [Текст]: учебник / под ред. А. А.Чернецкой. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. — 400 с.
- Технология социальной работы [Текст]: учебное пособие / И. Г. Зайнышев [и др.]; под ред. И. Г. Зайнышева. — Москва: Владос, 2000. — 240 с.
- Ярская-Смирнова, Е. Р. Социальная работа с инвалидами [Текст]: учебное пособие / Е. Р. Ярская-Смирнова, Э. К. Наберушкина. — 2-е изд. ; перераб. и доп. — Санкт-Петербург : Питер, 2005. — 320 с.: ил.
Нормативно-правовые акты
- ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.95 № 181
- ФЗ РФ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» от 28.12.2013 № 442
- ФЗ РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.12 № 273
- Указ Президента РФ «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» от 02.10.92 № 1157
- Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению государственной поддержки инвалидов» от 01.06.96 № 1011
- Указ Президента РФ «О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов» от 27.07.92 № 802
- Указ Президента РФ «О комиссии при президенте РФ по делам инвалидов» от 21.08.12 № 1201
- Постановление Правительства РФ «О порядке и условиях признания лица инвалидом» от 20.02.06 № 95
- Постановление Правительства РФ от 09.12.2013 N 1137 «Об увеличении (индексации) с 1 января 2014 г. размера ежегодной денежной компенсации инвалидам расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников»
- Постановление Правительства РФ «Об обеспечении формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» от 12.08.94 № 927
- Постановление Правительства Ивановской области «Об утверждении программы Ивановской области «Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения в Ивановской области» на 2014 – 2016 годы от 11.04.14 № 135
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4 августа 2008 г. N 379н в ред. от 16.03.2009 N 116н «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации»
- Приказ Минтруда России от 11.10.2012 N 310н «Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.12.2012 N 26297)
- Приказ Минздравсоцразвития РФ «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» от 23.12.09 № 1013
- ГОСТ Р 53873-2010 Реабилитация инвалидов. Услуги по профессиональной реабилитации инвалидов. URL: http://www.docme.ru/doc/158714/gost-r-53873-2010-reabilitaciya-invalidov.-uslugi-po-profe…
Программное и коммуникационное обеспечение дисциплины
- Научная электронная библиотека. URL: http://elibrary.ru
УТВЕРЖДЕНО
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ...
... через взаимодействие с родителями. 3. Выявление эффективности педагогических условий работы по социальному развитию детей дошкольного возраста. Разработка методических рекомендаций для педагогов ... анализ результатов экспериментальных исследований. Научная новизна заключается в создании системы работы по социальному развитию детей дошкольного возраста через взаимодействие с родителями. Практическая ...
Психолого-социальный аспект работы с семьей, воспитывающей ребенка ...
... Храпылина - М., 2006; Ярская-Смирнова Е.Р., Наберушкина Э.К. Социальная работа с инвалидами. - СПб., 2004. В работе использованы следующие методы исследования: сравнительный анализ, анализ документов и ... социальному толкованию Фирсов М.В. Теория социальной работы [Текст]: Учебное пособие для вузов / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова - Изд. 3-е - М.: Академический Проект, 2007 - С.194, «инвалидом ...
на заседании кафедры психологии
и социальной педагогики
Протокол № от г.
Зав. кафедрой ___________ Кузьменко И.В.
Тематика контрольных работ по учебной дисциплине
«Социальная защита инвалидов»
для студентов 3 курса (4 года обучения) заочной формы обучения, факультета физической культуры, направление подготовки 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) (профиль «Физическая реабилитация»)
2015/2016 Уч. Год
Составитель: доцент, канд. психол. наук Седова С.С.
- Социальные проблемы в жизнедеятельности инвалидов и пути их решения.
- Профессиональное образование инвалидов.
- Общественные объединения инвалидов в России.
- Реабилитация инвалидов средствами физической культуры и спорта.
- Дистанционное обучение детей инвалидов.
- Пенсионное обеспечение инвалидов.
- Учреждения социального обслуживания семей, воспитывающих детей инвалидов.
- Центр независимого образа жизни: структура, функции, опыт деятельности.
- Общественные организации инвалидов в РФ: опыт деятельности.
- Система социального обеспечения инвалидов в РФ.
- Региональные социальные программы в сфере социальной защиты инвалидов.
- Деятельность федеральных органов власти в области социальной защиты инвалидов в РФ.
- Социальная реабилитация инвалидов в РФ.
- Реализация права на образование инвалидами в РФ.
- Обеспечение занятости инвалидов в РФ.
- Жилищная политика в отношении инвалидов.
- Финансирование социальной защиты инвалидов в РФ.
- Семья, воспитывающая ребенка инвалида.
- Эффективность социального обслуживания инвалидов.
- Формирование позитивного общественного мнения об инвалидах ресурсами информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
- Реабилитационные службы помощи семьям, воспитывающим детей инвалидов.
- Работа органов социальной защиты населения по трудовому устройству и профессиональному обучению инвалидов.
- Работа органов социальной защиты населения по обеспечению инвалидов транспортными средствами.
- СМИ и инвалиды.
- Оккупационная терапия как технология медико-социальной работы с инвалидами.
- Ранняя интервенция в системе социального обслуживания семей с детьми-инвалидами.
- Законодательство РФ в сфере социальной защиты прав и свобод инвалидов.
Методические рекомендации к написанию контрольной работы (реферат)
Реферат на тему: социальная психология конфликтов
... столкновение тенденций, сторон личности). Единого определения социального конфликта не существует И 80-90-е годы опубликовано множество работ, в которых психоиоги предлагали различные трактовки ... несовершенство человеческой психики, несоответствие между реальностью и представлениями о ней. Универсальный источник конфликта состоит в несовместимости претензий сторон из-за ограниченности возможностей их ...
Реферат (лат. докладывать, сообщать) — краткое изложение основных положений одной или нескольких книг, учения или научной проблемы в письменном виде или в форме устного доклада. Пишется реферат на основе конкретных источников (не менее 5-8) и обязательно предполагает как список использованной литературы, интернет-источников, так и ссылки на них в тексте работы. Объем реферата должен быть не менее 15 страниц и не более 20 страниц формата А4, из них 1 страница – титульный лист, 1 страница – оглавление или план, 1-2 страницы – введение (в котором формулируется суть проблемы, ее актуальность, дается краткий обзор литературы по теме, указывается цель и задачи реферата), 1-2 страницы – заключение (в котором подводятся итоги, делаются выводы и обобщения), последняя страница реферата – список использованной литературы, оформленный в соответствии с ГОСТ 7.1 – 2003 URL: http://protect.gost.ru/document.aspx?control=7&id=129865 и ГОСТ Р 7.0.5.-2008 URL: http://protect.gost.ru/document.aspx?control=7&id=173511.
СТРУКТУРА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ. Психологический факультет
... реферат работы. На титульном листе номер страницы не проставляется. Введение, каждая глава, заключение, а также список использованных источников ... функционирования (деятельностный аспект), взаимосвязи и взаимозависимости (например, мышление и деятельность, мышление и личность, мышление и ... как правило, делаются ссылки (сноски) на источники указанных материалов. В тексте курсовой работы не должно быть ...
Этапы работы над рефератом:
- Библиографический этап. На этом этапе происходит работа с каталогами (в библиотеке и читальном зале, интернете), списками научных статей и библиографическими справочниками с целью подобрать источники по выбранной теме. Отобранный список должен быть достаточно обширный, чтобы при дальнейшем более подробном просмотре иметь возможность отобрать действительно нужную литературу.
- Ознакомительный этап. На этом этапе студент знакомится с содержанием выбранных источников и решает, какие будут необходимы и значимы для будущей работы над рефератом. В процессе просмотра следует отмечать те разделы и страницы литературных источников, которые нужно изучить более подробно.
- Изучающий этап. На этом этапе отобранная литература детально изучается, составляются конспекты наиболее важных источников, делаются выписки, цитаты. Необходимо стараться понять и осмыслить содержание теорий, концепций, проанализировать указанные факты. Обобщения и мысли, возникающие в процессе изучения литературы тоже необходимо фиксировать.
- Составление плана реферата. Изучение литературы по выбранной теме помогает выявить ее наиболее важные аспекты и проблемы, что необходимо при составлении плана. План должен содержать разделы, раскрывающие тему, быть логичен, и все его разделы должны быть объединены единой идеей и взаимосвязаны (вытекать один из другого).
- Написание текста реферата. На этом этапе используются все подготовленные материалы. Информация выстраивается в соответствии с составленным планом, литературно оформляется, продумываются логические связки между отдельными параграфами и разделами работы, делаются обобщения и выводы.
- Оформление реферата. Наиболее предпочтительным способом оформления является выполнение на компьютере, поскольку данный способ оформления облегчает редактирование текста, а также является в настоящее время общепринятым. Текстовый редактор Word, с использованием шрифта Times New Roman, размер шрифта (кегль) – 14; межстрочный интервал – 1,5. Распечатка делается на одной стороне белого стандартного листа бумаги формата А4 (210 х297 мм) с установкой полей следующих параметров: ширина левого поля — 30 мм, правого поля — 10 мм, верхнего и нижнего полей — 20 мм. Каждый абзац начинается с красной строки в 1,25 см. Использование чернил различных цветов допускается только для использования графических работ, а для основного текста — черного цвета.
Библиографическая ссылка — совокупность библиографических сведений о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом в тексте научной работы документе (его составной части или группе документов), необходимых для его общей характеристики, идентификации и поиска. Библиографические ссылки — это составная часть научной работы. По месту расположения относительно основного текста научной работы библиографические ссылки бывают:
Содержание самостоятельной работы
... Подготовка доклада по результатам научной работы. Подготовка рекомендаций. Разработка тренингового занятия 30 12,16,31,47,48,54 Текст доклада. Презентация Презентация в ... Виноградова Н.А., Борикова Л.В. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу. – 6-е изд., стер. ...
1) Внутритекстовые, т.е. являются частью основного текста.
2) Подстрочные, т.е. вынесенные из текста вниз страницы.
3) Затекстовые, т.е. вынесенные за текст научной работы или его части.
Выбирать необходимо один вид библиографических ссылок.
В соответствии с ГОСТ Р 7.0.5.-2008 затекстовые ссылки на использованные в работе литературные источники нумеруются арабскими цифрами в соответствии с порядком их следования в списке литературы и помещаются в круглые или квадратные скобки. Номера источников из приводимого в конце работы библиографического списка разделяются точкой с запятой. Например: [8; 11;19].
Цитаты воспроизводятся в тексте работы с соблюдением всех правил цитирования (соразмерная кратность цитаты, точность цитирования, соответствие цитаты контексту изложения материала).
Цитирование фразы заключается в кавычки, обязательно указывается номер страницы литературного источника, из которого приводится цитата. Например: [8, С. 53]. Комбинированные ссылки — указываются страницы цитируемых работ в сочетании с общими номерами остальных источников. Например: [6; 7, С. 4-9; 9, С. 25].
Объектами библиографической ссылки являются книги, статьи в периодической печати (журналы, газеты и др.).
Пример оформления:
- Гаранина Е.Ю. Семьеведение [Текст]: учеб. пособие / Е.Ю.Гаранина. – М.: Флинта, 2009. – с.26-43.
- Колесов В.А. Психология семейных отношений [Текст] / В.А.Колесов // Психологическая наука и образование. – 2008. — № 4. – с.5-109.
Объектами составления библиографической ссылки также являются электронные ресурсы локального и удаленного доступа. Ссылки составляют как на электронные ресурсы в целом (электронные документы, базы данных, порталы, сайты, веб-страницы, форумы и т. д.), так и на составные части электронных ресурсов (разделы и части электронных документов, порталов, сайтов, веб-страниц, публикации в электронных сериальных изданиях, сообщения на форумах и т. п.).
Например:
- (Российские правила каталогизации. Ч. 1. Основные положения и правила [Электронный ресурс] / Рос. библ. ассоц., Межрегион. ком. по каталогизации. – М., 2004. – 1 CD-ROM. – Загл. с этикетки диска)
- Справочники по полупроводниковым приборам // [Персональная страница В. Р. Козака] / Ин-т ядер. физики. [Новосибирск, 2003]. URL: http://www.inp.nsk.su/%7Ekozak/start.htm (дата обращения: 13.03.06).
- Члиянц Г. Создание телевидения // QRZ.RU : сервер радиолюбителей России. 2004. URL: http://www.qrz.ru/articles/article260.html (дата обращения: 21.02.2006).
Сведения о системных требованиях приводят в тех случаях, когда для доступа к документу требуется специальное программное обеспечение (например, Adobe Acrobat Reader, PowerPoint и т. п.).
Например:
- Беглик А. Г. Обзор основных проектов зарубежных справочных служб : програм. обеспечение и технол. подходы // Использование интернет-технологий в справочном обслуживании удаленных пользователей : материалы семинара-тренинга, 23-24 нояб. 2004 г. / Рос. нац. б-ка, Виртуал. справ. служба. СПб., 2004. Систем. требования: PowerPoint. URL: (дата обращения: 13.03.2006).
Примечание об ограничении доступности приводят в ссылках на документы из локальных сетей, а также из полнотекстовых баз данных, доступ к которым осуществляется на договорной основе или по подписке (например, «Кодекс», «Гарант», «КонсультантПлюс», «EBSCO», «ProQuest», «Интегрум» и т. п.).
МИНИМАЛЬНЫЕ СТАНДАРТНЫЕ ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ С ЗАКЛЮЧЕННЫМИ
... их пола, возраста, предшествующей судимости, юридических причин их заключения и предписанного обращения с ними. Таким образом: a) мужчин и женщин следует по возможности содержать ... работать при дневном свете, и должны быть сконструированы так, чтобы обеспечивать доступ свежего воздуха, независимо от того, существует ли или нет искусственная система ...
Например:
- О введении надбавок за сложность, напряженность и высокое качество работы [Электронный ресурс] : указание М-ва соц. защиты Рос. Федерации от 14 июля 1992 г. № 1–49-У. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Для электронных ресурсов удаленного доступа приводят примечание о режиме доступа, в котором допускается вместо слов «Режим доступа» (или их эквивалента на другом языке) использовать для обозначения электронного адреса аббревиатуру «URL» (Uniform Resource Locator – унифицированный указатель ресурса).
Информацию о протоколе доступа к сетевому ресурсу (ftp, http и т. п.) и его электронный адрес приводят в формате унифицированного указателя ресурса.
После электронного адреса в круглых скобках приводят сведения о дате обращения к электронному сетевому ресурсу: после слов «дата обращения» указывают число, месяц и год. Например:
- Весь Богородский уезд : форум // Богородск – Ногинск. Богородское краеведение : сайт. Ногинск, 2006. URL: http://www.bogorodsk-noginsk.ru/forum/ (дата обращения: 20.02.2007).
- Инвестиции останутся сырьевыми // PROGNOSIS.RU : ежедн. интернет-изд. 2006. 25 янв. URL: (дата обращения: 19.03.2007).
- Жилищное право: актуальные вопросы законодательства : электрон. журн. 2007. № 1. URL: (дата обращения: 20.08.2007).
Характерные ошибки при написании реферата:
- несоответствие содержания реферата выбранной теме;
- отсутствие логики, несвязанные между собой разделы механически списаны из различных источников;
- переписывание больших кусков (до нескольких страниц) из литературных источников без ссылок на источник, без собственного анализа и обобщений;
- отсутствие плана реферата или составление плана после написания текста реферата;
- отсутствие в заключении собственных выводов.
Критерии оценивания:
- наличие и правильность оформления титульного листа.
- наличие, соответствие теме и содержанию введения.
- соответствие содержания реферата выбранной теме.
- логика, последовательность изложения материала.
- полнота раскрытия выбранной темы.
- наличие и правильность оформления в тексте ссылок на использованные источники из списка литературы.
- наличие, соответствие теме и содержанию заключения.
- правильность оформления списка литературы.
- оформление реферата (шрифт, выравнивание…).