«Психология развития»

ГОУ ВПО Красноярский государственный педагогический университет

им. В.П.Астафьева

Институт дистанционного образования

Материалы для самостоятельной работы по курсу

«Психология развития»

Подразделение

Курс

I

Группа

Студент

Болгова Ксения

Составители: Мосина Н.А., кандидат психологических наук

Дубовик Е.Ю., кандидат психологических наук

Пособие предназначено студентам дневного, вечернего, заочного отделений, экстернам и для различных форм дистанционного образования. Включает основные темы, вопросы, задания для самостоятельной работы, вопросы для контроля усвоения знаний по психологии человека.

Предназначено только для учебных целей.

Мосина Н.А., Дубовик Е.Ю.

Красноярский государственный педагогический университет им. В.П.Астафьева, 2007

Красноярск 2007

Правила работы с материалами

  1. Внимательно ознакомьтесь со структурой данного методического пособия.
  2. Ознакомьтесь с содержанием СD.
  3. Прочитайте краткое изложение основных разделов, разберитесь, используя литературу, предлагаемую на лазерном диске или иную, со всеми понятиями и обобщениями. При работе используйте глоссарий, предлагаемый в конце данного пособия.
  4. В специально отведенных местах на страницах самостоятельной работы, четко и развернуто дайте ответ на заданный Вам вопрос из приведенного выше списка.
  5. В разделе «Литература» укажите найденные Вами самостоятельно литературные источники и источники Internet.
  6. Используя литературу на лазерном диске и дополнительную, проработайте с вопросами для самопроверки.
  7. Выберите из списка тему реферата (допускается самостоятельное добавление тем в список, при условии содержательного соответствия курсу) и напишите реферат объемом около 8-10 страниц машинописного текста. При написании реферата обязательно придерживаться правил оформления научных работ. В первую очередь наличие плана или содержания и списка литературы с соответствующими ссылками в тексте. Для написания реферата разрешается использовать литературу, находящуюся на лазерном диске и дополнительную.
  8. Выполните практические задания для самостоятельной работы. Полученные результаты занесите в отдельную тетрадь или на стандартные листы формата А4.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Феноменология развития.

Тема 2. Возраст и возрастная периодизация. Развитие социально-психологической компетентности в онтогенезе.

Тема 3. Новорожденность. Младенчество. Кризис одного года.

Тема 4. Раннее детство. Кризис трех лет

Тема 5. Дошкольное детство. Кризис семи лет.

Тема 6. Младший школьный возраст. Кризис отрочества (предподростковый).

Тема 7.Подростковый и юношеский возраст.

Тема 8. Период зрелости.

Тема 9. Старость.

Тема 10. Возростосообразность в психологическом сопровождении развития человека. Здоровьесберегающая среда как фактор развития человека.

Самостоятельное задание № 1. Феноменология развития

  1. Найдите взаимосвязь между психологией развития и другими науками (педагогикой, психологий человека, философией и т.д.).

Психология связана со многими другими науками в силу целого ряда причин. Во-первых, она является конкретной отраслью общепсихологического знания, которая находится в центре научного знания. Во-вторых, она связана с другими науками в силу того, что образовательный процесс по своим целям и содержанию есть передача социокультурного опыта. В-третьих, предметом ее изучения является сам познающий и обучающийся этому познанию человек, что изучается многими другими науками. Психология неразрывно связана с такими науками, как, например, педагогика, физиология, философия, лингвистика, социология и др. Утверждение, что педагогическая психология есть отрасль общепсихологического знания, означает, что она формируется на его основе, т.е. знаниях о психическом развитии, его движущих силах, индивидуальных и половозрастных особенностях человека, его личностном становлении и развитии и т.д. В силу этого педагогическая психология связана с другими отраслями психологического знания (социальной, дифференциальной психологией и т.д.) и прежде всего с возрастной психологией.

Педагогическая и возрастная психология наиболее тесно связаны между собой общностью объекта этих наук, которым является развивающийся человек. Но если возрастная психология изучает «возрастную динамику психики человека, онтогенез психических процессов и психологических качеств развивающегося человека», то педагогическая — условия и факторы формирования психических новообразований под воздействием образования. В связи с этим все проблемы педагогической психологии рассматриваются на основе учета возрастных особенностей человека, находящегося в образовательном процессе.

  1. Раскройте закономерности развития (приведите примеры).

1. Неравномерность развития. Проявляется она в неодинаковой развития различных психических функций, свойств, образований: каждая из них имеет стадии подъема, стабилизации и спада. О неравномерности развития свидетельствуют его темп, направленность и длительность. Наивысшая интенсивность колебаний (неравномерность) в развитии функций приходится на период их высших достижений: чем выше уровень производительности в развитии, тем заметнее колебания его возрастной динамики; чем ниже уровень развития системы, тем сильнее колебания (подъем меняются значительными спадами).

В высокоразвитых системах колебания становятся более частыми, но амплитуда их уменьшается. Это означает, что сложная система сама себя стабилизирует, приближается в своем развитии к единству и гармонии всех ее частей.

2. Гетерохронность (несвоевременность), асинхронность (несовпадение во времени) фаз развития отдельных органов и функций. Если неравномерность развития обусловлена ​​нелинейной, многовариантной природой системы, то Гетерохронность — особенностями ее структуры, прежде всего неоднородностью элементов (единством через разнообразие).

Это является причиной выборочного развития структур и функций, неодинаковых темпов развития различных психических образований. По данным исследований, чем нужнее функция, чем важнее ее роль на определенном этапе развития, тем раньше она развивается. Например, ребенок учится ориентироваться в пространстве быстрее, чем во времени.

3. Сензитивность развития. В определенные периоды своей жизни ребенок проявляет наивысшую чувствительность к тем или иным воздействиям, у нее активнее происходит становление тех или иных сторон его психики, интенсивно развиваются ее функции. Например, наиболее благоприятным для овладения родным языком является возраст с двух до пяти лет, когда ребенок активно расширяет свой словарный запас, усваивает законы грамматики родного языка, овладевает связную речь.

Сензитивность (лат. sensitivus — чувствительный) возрастная — оптимальное сочетание условий для развития психических процессов и свойств, присущих определенному возрастному периоду.

Периоды сензитивного развития ограничены во времени. Потеряв его, в будущем придется затратить немало усилий и времени для развития определенной функции.

4. Стадиальность развития. Психическое развитие происходит поэтапно, каждая возрастная стадия имеет свой темп и ритм. Например, год жизни младенца не равноценный года жизни в дошкольном возрасте.

Стадиальность развития — разновременность, расхождение во времени темпа и ритма развития психических процессов и свойств в разные возрастные периоды; сложность организации.

5.Кумулятивность — включение результата развития на каждой предыдущей стадии в следующую, с определенными его трансформациями. Такое накопление готовит качественные изменения в психическом развитии. Например, в процессе становления и развития наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического мышления каждая последующая его форма возникает на основе предыдущей, включает ее в себя;

6. Дивергентность–конвергентность хода развития. Психическое развитие включает в себя две противоречивые и взаимосвязанные тенденции – дивергенцию и конвергенцию. В данном случае дивергенция – это повышение разнообразия в

процессе психического развития, а конвергенция – его свертывание, усиление избирательности.

7. Неустойчивость развития. Неравномерность и гетерохронность тесно связаны с неустойчивостью развития. Развитие всегда проходит через неустойчивые периоды. Наиболее ярко эта закономерность проявляется в кризисах детского развития. В свою очередь, высший уровень устойчивости, динамизм системы возможен на основе частых, мелкоамплитудных колебаний, с одной стороны, и несовпадения во времени разных психических процессов, свойств и функций – с другой. Таким образом, устойчивость возможна благодаря неустойчивости.

3. Соотнесите механизмы развития на определенном этапе возрастного периода.

Механизм идентификации (от позднелат. identificftio- отождествление) действует двумя способами – внешним и внутренним. Внешний способ отождествления назван В.С.Мухиной экстрариоризационной идентификацией, проявляющейся в том, что человек переносит свои чувства и мысли вовне – на другого человека или иной объект. Таким образом, человек «присваивает», делает своими внешние факторы. Внутренний способ отождествления – самоотождествление, назван интериоризационной идентификацией. Примеры: человек переживает «вчувствование» в другого человека, начинает говорить его словами, переживает его эмоции, мыслит в логике мышления другого человека. Приписывание себе чужих особенностей, склонностей, потребностей – частное проявление интериоризации идей. Это и есть механизм идентификации. Он проявляется в разных формах – имитации (подражании), антропоморфизме (выделении своих свойств и приписывании их другим людям или объектам), сопереживании (соучастии, сочувствовании, сорадовании, сострадании).

При помощи механизма идентификации развитие личности происходит в системе координат « я – это» и позволяет человеку иметь целостную картину самосознания. Механизм обособления представляет собой процесс отстранения личности от определенных условий, обстоятельств, людей. Это процесс выделения личности из общей, недифференцированной атмосферы её существования. Способность к обособлению может выражаться в позитивных формах, таких как воздержании, защиты, сохранения индивидуальности. Негативные формы обособления это – проявления агрессии, неприязни, отчуждения, вражды. По мысли В.С.Мухиной, способность человека управлять своими эмоциями и проявлять отчуждение на рациональном уровне, свидетельствует о том, что человек – эмоционально устойчив.

Самостоятельное задание № 2. Возраст и возрастная периодизация. Развитие социально-психологической компетентности в онтогенезе.

  1. Раскройте влияние образования на развитие.

Роль образования проявляется в том, как оно влияет на формирование личности. Многие личностные черты человека определяются не только природными данными, но и приобретенными в определенных условиях социальной жизни. Образование не может не корректировать личность и не формировать определенные ее качества. Это зависит от самой образовательной среды, структуры знаний и технологии образования, воспитательных процессов. Образование предназначено для формирования профессионального сознания. Наиболее важными из тех качеств человека, которые определяются образованием, являются следующие:

1.Система ценностей человека. По мере получения знаний, освоения навыков обогащается и корректируется система ценностей человека. Образование соединяет гуманитарные ценности с профессиональными, усиливает действенность определенных видов ценностей, мотивирует общественную значимость деятельности человека.

2.Система интересов также находится под воздействием образования. Интерес — это стремление к достижению определенного результата. Образование расширяет возможности человека в постановке целей его деятельности и делает возможным и реальным движение к этой цели. Это связано не только с построением профессиональной карьеры, но и с духовным удовлетворением человека. Всегда человек стремится к радости достижения чего-либо.

3.Образование меняет качество деятельности человека, увеличивает ее интеллектуальную составляющую.

4.Только в образовательном процессе возможно распознавание и эффективное развитие индивидуальных способностей человека.

5.Образование помимо всего прочего формирует профессиональные навыки и умения и таким образом определяет возможность и реальность получения профессии, которая в трудовой жизни человека играет значительную роль.

  1. Заполните таблицу периодизации психического развития

Автор

Основание периодизации

Этапы возрастного развития

З.Фрейд

Л.С.Выготский

Эриксон

1)либидо – объект (ребёнок нуждается в постороннем объекте для реализации либидо), включает оральную стадию. Этот этап длится от рождения до 1 года.

2)либидо – субъект (наоборот), включает анальную и фаллическую стадии. Анальная (от 1 года до 3 лет); фаллическая (от 3 до 6 лет); латентная (от 6 до 7 лет).

3)либидо – объект, включает в себя генитальную стадию.(от 12 до 17 лет).

1)Кризис новорожденности (от 0 до 4; 6 недель);

2) Младенческий возраст (2 мес. – 1 год);

3) Раннее детство (1 – 3 года);

4) Дошкольный возраст (3 – 7 лет);

5) Школьный возраст (8 – 12 лет);

6) Пубертатный возраст, половое созревание (14 – 17 лет);

1)Базовое чувство доверие и недоверие (от 0 до 18 месяцев);

2)Автономность, стыд, сомнения (с 18 до 36 месяцев);

3)Инициатива (с 3 до 5 лет);

4)Трудолюбие, неполноценность (с 6 до 11лет);

5)Идентичность (с 11 до 18 лет);

6)Интимность (с 18 до начала среднего возраста);

7)Производительность (возраст взрослости);

8)Целостность (поздняя взрослость, зрелость).

Самостоятельное задание № 3. Новорожденность. Младенчество. Кризис одного года.

  1. Перечислите условные и безусловные рефлексы, характерные для периода новорожденности

Безусловные рефлексы:1)Обеспечивающие работу основных систем организма (дыхания, кровообращения, пищеварения и другие), сосательный рефлекс, пищевого и вестибулярного сосредоточения (затихание, торможение, движений);

2) Поисковый рефлекс — при поглаживании в области угла губ вызывает опускание губы и поворот головы в сторону раздражителя, если надавить на середину губы вызывает рефлекторное приподнимание верхней губы и разгибание головы.

3) Сосательный рефлекс — имеется у всех здоровых новорождённых. Его отсутствие может говорить о нарушениях черепно-мозговых нервов.

4) Хватательный рефлекс — оценивается в ответ на раздражение ладони происходит сгибание пальцев и захватывание предмета. В норме он выражен у всех новорождённых. Хватательный рефлекс может быть снижен при вялых парезах руки и сегментарной спинальной недостаточности.

5) Рефлекс ползания Бауэра

Новорождённого укладывают на живот и если к подошвам приставить ладонь, то ребёнок рефлекторно отталкивается от неё ногами и ползание усиливается. Ползающие движения у новорождённых становятся выраженными на 3 — 4-й день жизни. Рефлекс в норме до 4 месяцев жизни, затем он угасает. Рефлекс слабовыраженный или отсутствует у детей, родившихся в асфиксии, а также при внутричерепных кровоизлияниях, травмах спинного мозга. Следует обратить внимание на асимметрию рефлекса. При заболеваниях ЦНС ползающие движения сохраняются до 6— 12 месяцев, как и другие безусловные рефлексы.

6) Рефлекс опоры — рефлексу придается очень большое значение при неврологическом обследовании ребёнка. Рефлекс проявляется: новорождённого берут под подмышки, то он рефлекторно сгибает ноги в тазобедренных и коленных суставах, в то же время поставленный к опоре он разгибает ноги и плотно всей стопой опирается. Его не полноценность может указывать на пирамидальную неполноценность.

7)Защитный рефлекс — если положить кроху на живот, он повернет голову в сторону, что позволяет ему свободно дышать.

Условные рефлексы:например, ребенок которого много раз прикладывали к груди, приняв привычную позу, уже начинает причмокивать губами, готовясь к акту сосания.

Условные рефлексы вырабатываются у человека в процессе жизни и обеспечивают более совершенное приспособление к условиям жизни. Распознавание пищи по запаху, процессы стояния, бега, ходьбы, речи, письма, трудовых действий – все это примеры условных рефлексов. Условные рефлексы, в отличие от безусловных, всегда индивидуальны, могут возникать и исчезать, перерабатываются и др.. Для возникновения условного рефлекса, например, выделение слюны на запах пищи, нужно определенные условия. Во-первых, наличие условного раздражителя (например, запаха пищи), во-вторых – предшествование этого раздражителя минимум как за 1-5 сек. до безусловного фактора, в-третьих – наличие безусловного раздражителя или фактора (например, дальнейшего попадания пищи в ротовую полость с раздражением соответствующих механорецепторов роту, что всегда вызывает безусловное выделение слюны) и, наконец, многократное повторение условного и подкрепляя безусловного раздражения.

2. Раскройте причины кризиса 1-го года.

К 1-му году жизни ребенок становится более самостоятельным. В этом возрасте дети уже самостоятельно встают, учатся ходить. Возможность передвигаться без помощи взрослого дает ребенку чувство свободы и независимости.

В этот период дети очень активны, они осваивают то, что прежде не было для них доступно. Желание быть независимым от взрослого может проявляться и в отрицательном поведении ребенка. Почувствовав свободу, дети не желают расставаться с этим ощущением и подчиняться взрослым.

Теперь ребенок сам выбирает вид деятельности. На отказ взрослого ребенок может проявлять негативизм: кричать, плакать и т. д. Подобные проявления носят название кризиса 1-го года жизни.

У детей появляются новые потребности, а старые формы их удовлетворения уже не подходят, иногда даже мешают, сдерживают, и поэтому перестают выполнять свои функции.

Ребенку приходится учиться всем тем действиям, которые для нас естественны.

Начинает изучать окружающие предметы и всеми силами привлекать внимание старших.

Самостоятельное задание № 4. Раннее детство. Кризис трех лет.

1. Дайте характеристику развития ребенка раннего возраста, воспитывающегося в условиях дефицита общения.

Общение — один из важнейших факторов общего психического развития ребенка.

Если ребенок лишен общения проявляется госпитализм. Госпитализм (англ. hospitalism) — глубокая психическая и физическая отсталость, возникающая в первые годы жизни ребенка вследствие «дефицита» общения и воспитания. Последствия госпитализма: запоздалое развитие движений, в особенности ходьбы, резкое отставание в овладении речью, эмоциональная обедненность, бессмысленные движения навязчивого характера (раскачивание тела и др.).Признаки госпитализма: потеря веса, вялость, опотичность, повышенная сонливость, мышечный гипотомус, уход от контакта с окружающими, ранняя разлука.

Самостоятельное задание № 5. Дошкольное детство. Кризис 7-ми лет.

1. Раскройте ведущий вид деятельности дошкольника. Приведите примеры ведущего вида деятельности.

Ведущий вид деятельности дошкольника — сюжетно – ролевая игра. Наиболее характерны следующие разновидности сюжетно-ролевой игры:

-игры, отражающие профессиональную деятельность людей (моряков, строителей, космонавтов и т. п.);

-игры в семью;

-игры, навеянные литературно-художественными произведениями (на героическую, трудовую, историческую тематику).

В сюжетно – ролевой игре, характерной для дошкольного детства, ребенок берет на себя роль другого (чаще всего взрослого) и моделирует его действия, проигрывает эту воображаемую ситуацию.

2. Укажите причины кризиса 7-ми лет.

Причины кризиса 7 лет разделяются на внутренние и внешние. Первые связаны с физиологическим созреванием детского организма: созреванием головного мозга и усилением подвижности нервных процессов в коре головного мозга. К внешним причинам, относят появление новых обязанностей (школьное обучение, занятия в кружках, секциях и т.д.)

Внутренние причины

Развитие мозга старшего дошкольника (6-7 лет) это в первую очередь развитие лобных долей головного мозга, которые отвечают за организацию произвольных движений, речи, регуляцию сложных форм поведения, а также процессов мышления. В связи с этим, ребенок начинает проявлять волевые качества и самоконтроль. Утрачивается детская непосредственность и наивность. Теперь, перед тем как выразить свое отношение к чему-либо малыш уже думает. Интеллект как бы становится между внутренним миром и внешними действиями. С другой стороны, преобладание развития процессов возбуждения над процессами торможения в коре головного мозга приводит к тому, что у ребенка наблюдается повышенная эмоциональная возбудимость, что выражается в речи, жестах, мимике. Движения становятся быстрыми и угловатыми. Эмоции проявляются ярко и продолжительно (напоминает поведением холерика).

Внешние причины

Новые обязанности появляющиеся у ребенка к 6, 7 годам, требуют от него занять более высокую жизненную позицию. Ему предстоит адаптироваться к учебному процессу, выполнять домашние задания, помогать родителям по дому, посещать секции и кружки. Также внешние обстоятельства предполагают освоение ребенком соответствующих социальных ролей (форм поведения): ученика, одноклассника и друга. Для выработки соответствующих умений и навыков необходимо значительное умственное и физическое напряжение. Истощение сил, повышенный уровень негативных эмоций при неудачных попытках в новых видах деятельности (фрустация), приводят к определенному уровню раздражительности и в целом придают негативную окраску настроению ребенка.

Самостоятельное задание № 6. Младший школьный возраст. Кризис отрочества (предподростковый).

1. Обоснуйте социальный статус и Я-концепцию младшего школьника.

Сознание и чувство «Я» не возникают у человека сразу. Отдельные компоненты этой сложной установочной системы складываются постепенно и сосредоточены на детстве и юности — периоде формирования личности. На данных возрастных этапах решается свой комплекс специфических задач, в результате решения которых под влиянием объективных социальных условий и педагогических воздействий, складывается система отношений к миру, взаимодействие с миром, к самому себе, т.е. «Я — концепция».

Младший школьный возраст один из самых ранних и ответственных в плане развития и формирования «Я — концепции» период, так как для младшего школьника характерна тенденция к развитию и расширению сферы «Я».

Появление таких новообразований в данном возрасте как рефлексия и интроспекция (самонаблюдение) приводят к тому, что младший школьник меняет взгляд на окружающий мир, вырабатывает свои собственные взгляды, собственное мнение, представление о ценностях. Говоря о ценностных характеристиках имеется в виду психологическая категория, которая выражает избирательное отношение индивида, в том числе и ребенка, к материальным и духовным явлениям, к социальному окружению.

В социальной позиции «Я в обществе» реализуется потребность в приобщении себя к обществу, рассмотрения себя среди других, утверждения себя среди других, самореализации.

«Я и общество» — это некая социальная позиция, в которой реализуется определении своего места в обществе, в общественном признании, осознании своего «Я» в системе равноправных отношений с другими людьми.

Rabochaya_prakt_tetradсделанная — Стр 2

К концу младшего школьного возраста самооценка может выступать в качестве мотива своей деятельности, поведения и общения, а также становится показателем качественного изменения его «Я — концепции». Но в тоже время оценка окружающих не утрачивает своего значения, т.к. младший школьник постоянно сверяет свою самооценку с мнением окружающих. Кроме этого, он сам является источником оценивания других, поэтому важно, чтобы между ними складывались взаимопонимание, обеспечивающее адекватность взаимооценивания. В качестве таких условий выступает сложившееся «Я-концепция».

Формирование «Я — концепции» может рассматриваться как результат усвоения ребенком определенных отношений к нему родителей. Еще в работах Э.Эриксона стержнем концепции развития личности выступает «чувство Я» или идентичность. Важнейшим средством выработки «чувства Я» является родительская забота и любовь.

Самостоятельное задание № 7. Подростковый и юношеский возраст

1. Заполните таблицу, отражающую содержание сфер развития в подростковом и юношеском возрасте

возраст

сферы развития

физиче-ская

когнитив-ная

аффектив-ная

мотива-ционная

Я-концепция

поведенческая

гендерная

11 лет

Рост тела, половое созревание, сексуальные установки, неуклюжесть.

Активное накопление знаний, творческие способности, абстрактное мышление.

Чувствительное восприятие внешности, критичность, самосовершенствование, эмоциональные срывы.

Морально — нравственные ценности самосовершенствования.

Я – семья, понимание себя, эгоцентризм.

Независимость, взаимозависимость, риск, вредные привычки, агрессия.

Другое отношение к противоположному полу, социальный статус.

15 лет

Умеренное развитие.

Философская направленность, абстрактное мышление у мальчиков, а у девочек конкретное

Близкие отношения, учебная отставаемость, формирование морально – нравственных идеалов.

Учебные успехи, противоположный пол, социально- учебный статус, значимость.

Завышенная самооценка, преувеличение индивидуальности, дружба.

Уверенность, трудолюбие, взрослость.

Самостоятельное задание № 8. Период зрелости.

  1. Напишите контрольную работу по одной из предложенных тем (объем 3-4 страницы печатного текста).

Самостоятельное задание № 9. Старость.

  1. Назовите пять свойств мудрости.

— мудрость связана с решением важных и сложных вопросов. Часто это вопросы, касающиеся смысла жизни;

— уровень знаний, советов, отражаемый в мудрости, исключительно высок;

— знания, связанные с мудростью, необычайно широки, глубоки и сбалансированы;

— мудрость сочетает в себе ум и добродетель;

— хотя достичь мудрости нелегко, большинство людей распознают ее без труда.

2. Опишите переживания, с которыми сталкивается человек, выходящий на пенсию.

Переживания о пришедшей старости усугубляются разнообразными страхами. Мужчины боятся скуки (на что тратить столько свободного времени), одиночества (не с кем и поговорить), ощущения ненужности (пользы никакой).

Кроме того, пенсионер лишается неотъемлемой части жизни – режима. Сбои в привычном расписании приводят к депрессии.

Выход на пенсию требует от человека самоутверждения в других, неизведанных областях деятельности, иначе самооценка пенсионера стремительно падает. Подавленность из-за выхода на пенсию вызывает болезни или поиск несуществующих болячек, чтобы заслониться от реальности «заботой» о собственном здоровье.

Если выход на пенсию происходит раньше ожидаемого срока, это может вызвать кризис различной степени тяжести. Например, выход на пенсию вследствие увольнения вызывает обычно чувства разочарования и скорби. Несмотря на то, что ставший пенсионером знает, что увольнение не зависело от его личных качеств как работника, он может чувствовать себя никчемным.

Самостоятельное задание № 10. Возростосообразность в психологическом сопровождении развития человека. Здоровьесберегающая среда как фактор развития человека.

1. Перечислите условия, которые на ваш взгляд способствуют улучшению здоровья (социальное, соматическое, психическое здоровье).

Социальное: медицинская помощь – это, несомненно, одна из важнейших социальных составляющих здоровья. Хорошее социально-экономические условия улучшают и блаоприятно влияют на здоровье человека, на протяжении всей его жизни. Ощущение того, что человек способность управлять своей жизнью на работе, дома, оказывает сильное положительное влияние на его здоровье.

Соматическое: рацион питание должен быть индивидуально подобран с учетом особенностей организма, образ жизни должен быть положительно организован.

Психологическое: Психологическая безопасность является условием, способствующим развитию психологически здоровой личности. Повышение уровня психологической безопасности способствует личностному развитию и гармонизации психического здоровья, создание оптимальных условий для работы, отдыха, благоприятная обстановка в семье, выстраивание хороших отношений с окружающими, все это влияет на благоприятное развитие психологического здоровья.

2. Раскройте роль взрослого в психологическом сопровождении ребенка.

1. Следовать за естественным развитием ребенка на данном возрастном и социокультурном этапе онтогенеза с опорой на личные достижения, которые реально есть у ребенка.

2. Учитывать безусловную ценность внутреннего мира каждого ребенка, приоритетность потребностей, целей, и ценностей его развития.

3. Создавать условия для самостоятельного творческого освоения детьми системы отношений с миром и самим собой, а также для совершения каждым ребенком личностно-значимых жизненных выборов. (Интеллектуальных, этических, эстетических).

Побуждать ребенка к нахождению самостоятельных решений, принятию на себя ответственности за собственную жизнь.

4. Систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психического развития в процессе школьного обучения.

5. Создавать социально-психологические условия для развития личности ребенка.

Вопросы для повторения

  1. Предмет и задачи возрастной психологии. Принципы, закономерности, механизмы развития.
  2. Возрастная периодизация как теоретическая основа педагогической работы. Основные концепции возрастной периодизации психического развития человека.
  3. Научные основы возрастной психологии (Ж. Пиаже, Д. Боулби, Л.С. Выготский).
  4. Какое значение для развития имеет кризис. Дайте определение понятия «кризис».
  5. Физические и когнитивные особенности развития ребёнка дошкольного возраста.
  6. Психосоциальное развитие дошкольника.
  7. Я — концепция. Этапы становления Я – концепции ребёнка в первые шесть лет жизни
  8. Характеристика основных видов деятельности дошкольника (общение, предметная и игровая деятельность).
  9. Особенности психического развития детей шести и семи лет. Кризис семи лет.
  10. Когнитивное развитие младшего школьника.
  11. Психосоциальное развитие детей младшего школьного возраста.
  12. Особенности физического развития школьника. Половая идентичность и сексуальное поведение подростков.
  13. Характеристика когнитивного и социального развития в подростковом возрасте. Подростковый кризис.
  14. Эмоции в родительско-детских взаимоотношениях в ранней взрослости.
  15. Важнейшие сферы аффективности взрослого человека.
  16. Охарактеризовать изменения личности и задачи развития в поздней взрослости.
  17. Факторы, определяющие поведение человека в период взрослости и старения.

Темы рефератов

  1. В чем заключаются различия и сходства между реакциями мужчины и женщины на наступление середины жизни?
  2. Семья в среднем возрасте, ее значение и отношение между родственниками.
  3. Любовь: философия и жизнь.
  4. Проблема брака и семьи. Каковы пути решения ее и отношение к ней на разных возрастных этапах.
  5. Стресс в жизни человека в период средней взрослости.
  6. Мотивация достижения и мотивационный кризис. Определение смысла жизни взрослым человеком.
  7. Самооценка подростка.
  8. Особенности проявления эгоцентризма детского сознания.
  9. Влияние семьи на процесс социализации.

Рекомендуемая литература:

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М., 1998.
  2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М., 1991.
  3. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. – М.: МГУ, 1990.
  4. Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. – М.: Прогресс, 1986.
  5. Валлон А. Психическое развитие ребенка. – М., 1967.
  6. Возрастные и индивидуальные особенности подростков / Под ред. Д.Б.Эльконина, Т.В. Драгуновой. – М., 1967.
  7. Выготский Л.С. Психология. – М., 2000.
  8. Гомезо М.Р., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова В.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости. – М.: Изд. Дом «Ноосфера», 1999.
  9. Давыдов В.В. Психология развития в младшем школьном возрасте // Возрастная психология и педагогическая психология. – М., 1979.
  10. Зеньковский В.В. Психология детства . – Екатеринбург, 1995.
  11. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000.
  12. Лисина Л.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986.
  13. Новоселова С.Л. Родителям л детских играх и игрушках. – М., 1992.
  14. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. М.: Российское педагогическое агенство, 1996.
  15. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб., 2000.
  16. Психология человека от рождения до смерти. /Под общ. Ред. А.А.Реана. – М., 2002.
  17. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. СПб.: Питер, 2001.
  18. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. – СПб.: Питер, 2001.
  19. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. – М.: Школьная пресса, 2000.
  20. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. – М.: Тривола, 1994.