«Особенности геометрических представлений у детей младшего дошкольного возраста»

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

Пензенский государственный университет

Педагогический институт им. В.Г. Белинского

Факультет педагогики, психологии и социальных наук

Кафедра «Дошкольное и дефектологическое образование»

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

«Особенности геометрических представлений у детей младшего дошкольного возраста»

Выполнил:

студентка группы

14ЗНПД51

Куликова О.Ю.

Научный руководитель:

к. п. н., доцент

В.В. Гордеева

Пенза, 2017

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Особенности представлений дошкольников о геометрических фигурах 5

1.2. Методы и приемы формирования представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста 10

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1. Диагностика уровня развития представлений о геометрических фигурах у детей младшего дошкольного возраста 20

2.2. Педагогические условия по формированию представлений о геометрических фигурах у детей младшего дошкольного возраста 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26

ПРИЛОЖЕНИЕ 28

ВВЕДЕНИЕ

В современном обществе все больше внимания уделяется обучению, воспитанию и развитию подрастающего поколения. Особая роль в образовании принадлежит дошкольной педагогике. Именно в дошкольном детстве, в процессе социально-организованной и стимулированной деятельности, происходит становление психических процессов, развиваются качества личности (П.П.Блонский, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.).

Формирование готовности к обучению в школе является важной задачей всей воспитательной работы с дошкольниками, направленной на их всестороннее развитие — физическое, умственное, нравственное, эстетическое. Одним из наиболее сложных предметов в школе является математика.

Математика дает огромные возможности для развития познавательных способностей, которые являются базой для формирования математического мышления в перспективе, а сформированность такого мышления — гарантия для успешного усвоения математического содержания в дальнейшем.

К моменту поступления в школу дети должны усвоить относительно широкий круг взаимосвязанных знаний о множестве и числе, форме и величине, научиться ориентироваться в пространстве и во времени.

Математическое развитие детей дошкольного возраста осуществляется в основном под влиянием целенаправленного обучения на коллективных занятиях по математике. Параллельно с этой работой проводится работа с детьми в повседневной жизни и на других занятиях.

Одним из важных свойств окружающих предметов является форма: она получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Другими словами, геометрические фигуры — это эталоны, при помощи которых можно определить форму предметов или их частей.

В дошкольном возрасте происходит знакомство с основными эталонами формы (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник), величины (длинный — короткий, высокий — низкий, толстый — тонкий и др.), цвета (основные цвета спектра, белый, черный) в процессе практической и игровой деятельности. Использование при этом сенсорных пособий — пирамидок-вкладышей, «Почтового ящика», «Доски Сегена», «Логического куба» и других значительно повышает эффективность всей работы.

Выделение названных свойств на начальном этапе знакомства, когда дети еще не владеют общепринятыми эталонными представлениями, идет посредством соотнесения предметов между собой. На более высоком уровне развития распознавание формы, величины, цвета достигается в процессе соотнесения свойств предметов с усвоенными эталонами.

Цель — определить педагогические условия, способствующие формированию представлений о геометрических фигурах у детей младшего дошкольного возраста

Объект – формирование представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста

Предмет – педагогические условия формирования представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста

Задачи:

  1. изучить психолого-педагогические основы развития представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста;
  2. выявить уровень развития представлений о геометрических фигурах у детей 4го года жизни;
  3. определить педагогические условия, направленные на повышение эффективности формирования представлений о геометрических фигурах у детей младшего дошкольного возраста

Глава I. Теоретические основы формирования представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста

1.1.Особенности представлений дошкольников о геометрических фигурах

Чтобы знать, чему и как обучать детей на разных этапах их развития, надо, прежде всего, проанализировать особенности сенсорного восприятия детьми формы любого предмета, в том числе и фигуры, а затем пути дальнейшего развития геометрических представлений и элементарного геометрического мышления и, далее, как совершается переход от чувственного восприятия формы к ее логическому осознанию.

Первичное овладение формой предмета осуществляется в действиях с ним. Форма предмета, как таковая, не воспринимается отдельно от предмета, она является его неотъемлемым признаком.

Специфические зрительные реакции прослеживания контура предмета появляются в конце второго года жизни и начинают предшествовать практическим действиям. Действия детей с предметами на разных этапах различны.

Малыши стремятся, прежде всего, захватить предмет руками и начать манипулировать им. Дети 2,5 лет, прежде чем действовать, довольно подробно зрительно и осязательно-двигательно знакомятся с предметами. Возникает особый интерес к восприятию формы (перцептивные действия).

Однако значение практических действий остается главным.

Сенсорное восприятие формы предмета должно быть направлено не только на то, чтобы видеть, узнавать формы наряду с другими его признаками, но уметь, абстрагируя форму от вещи, видеть ее и в других вещах. Такому восприятию формы предметов и ее обобщению и способствует знание детьми эталонов — геометрических фигур. Поэтому задачей сенсорного развития является формирование у ребенка умений узнавать в соответствии с эталоном (той или иной геометрической фигурой) форму разных предметов.

Под обучающим воздействием взрослых восприятие геометрических фигур постепенно перестраивается. Дети старшего дошкольного возраста уже не отождествляют их с предметами, а лишь сравнивают: цилиндр — как стакан, треугольник — как крыша и т.п. И, наконец, геометрические фигуры начинают восприниматься детьми как эталоны, с помощью которых познание структуры предмета, его формы и размера осуществляется не только в процессе восприятия той или иной формы зрением, но и путем активного осязания, ощупывания ее под контролем зрения и обозначения словом.

В перцептивной деятельности детей осязательно-двигательные и зрительные приемы постепенно становятся основным способом распознавания формы. Обследование фигур не только обеспечивает целостное их восприятие, но и позволяет ощутить их особенности (характер, направления линий и их сочетания, образующиеся углы и вершины), ребенок учится чувственно выделять в любой фигуре образ в целом и его части. Это дает возможность в дальнейшем сосредоточить внимание ребенка на осмысленном анализе фигуры, сознательно выделяя в ней структурные элементы (стороны, углы, вершины).

Дети уже осознанно начинают понимать и такие свойства, как устойчивость, неустойчивость и др., понимать, как образуются вершины, углы и т.д. Сопоставляя объемные и плоские фигуры, дети находят уже общность между ними.

Сравнение фигуры с формой того или иного предмета помогает детям понять, что с геометрическими фигурами можно сравнивать разные предметы или их части. Так, постепенно геометрическая фигура становится эталоном определения формы предметов.

В старшем дошкольном возрасте идет совершенствование и усложнение представлений о форме предмета. При помощи взрослых усваивает, что одна и та же форма может варьироваться по величине углов, соотношению сторон, что можно выделить криволинейные и прямолинейные формы.

Первые представления о форме, размерах и взаимном положении предметов в пространстве, дети накапливают в процессе игр и практической деятельности, они манипулируют предметами, рассматривают, ощупывают их, рисуют, лепят, конструируют и постепенно вычленяют среди других свойств их форму.

К 6-7 годам многие дошкольники правильно показывают предметы, имеющие форму шара, куба, круга, квадрата, треугольника, прямоугольника. Однако уровень обобщения этих понятий ещё невысок: дети могут не узнавать знакомую им форму предмета, если сам предмет не встречался в их опыте. Ребёнка приводят в замешательство непривычные соотношения сторон или углов фигур: иное, чем всегда, расположение на плоскости и даже очень большие или очень маленькие размеры фигур. Название фигур дети, часто смешивают или заменяют названиями предметов.

Поэтому задача первого этапа обучения (детей 3-4 лет) — это сенсорное восприятие формы предметов и геометрических фигур. Второй этап обучения детей 5-6 лет должен быть посвящен формированию системных знаний о геометрических фигурах и развитию у них начальных приемов и способов «геометрического мышления». «Геометрическое мышление» вполне возможно развить еще в дошкольном возрасте.

В развитии «геометрических знаний» у детей прослеживается несколько различных уровней.

Первый уровень характеризуется тем, что фигура воспринимается детьми как целое, ребенок еще не умеет выделять в ней отдельные элементы, не замечает сходства и различия между фигурами, каждую из них воспринимает обособленно.

На втором уровне ребенок уже выделяет элементы в фигуре и устанавливает отношения, как между ними, так и между отдельными фигурами, однако еще не осознает общности между фигурами.

На третьем уровне ребенок в состоянии устанавливать связи между свойствами и структурой фигур, связи между самими свойствами. Переход от одного уровня к другому не является самопроизвольным, идущим параллельно биологическому развитию человека и зависящим от возраста. Он протекает под влиянием целенаправленного обучения, которое содействует ускорению перехода к более высокому уровню. Отсутствие же обучения тормозит развитие. Обучение поэтому следует организовывать так, чтобы в связи с усвоением знаний о геометрических фигурах у детей развивалось и элементарное геометрическое мышление.

Усваивают дети и зависимость между числом сторон, углов и названиями фигур («Треугольник называется так, потому что у него три угла»; «Прямоугольник называется так, потому что у него все углы прямые»).

Подсчитывая углы, дети правильно называют фигуры: «Это шестиугольник, это пятиугольник, многоугольник, потому что у него много углов — 3, 4, 5, 6, 8 и больше может быть, тогда он похож уже на круг».

Усвоение принципа обозначения фигур словом формирует у детей общий подход к любой новой фигуре, умение отнести ее к определенной группе фигур. Знания детей систематизируются, они способны соотносить частное с общим. Все это развивает логическое мышление дошкольников, формирует интерес к дальнейшему познанию, обеспечивает подвижность ума.

Познание геометрических фигур, их свойств и отношений расширяет кругозор детей, позволяет им более точно и разносторонне воспринимать форму окружающих предметов, что положительно отражается на их продуктивной деятельности (например, рисовании, лепке).

Большое значение в развитии геометрического мышления и пространственных представлений имеют действия по преобразованию фигур (из двух треугольников составить квадрат или из пяти палочек сложить два треугольника).

Все эти разновидности упражнений развивают пространственные представления и зачатки геометрического мышления детей, формируют у них умения наблюдать, анализировать, обобщать, выделять главное, существенное и одновременно с этим воспитывают такие качества личности, как целенаправленность, настойчивость.

Итак, в дошкольном возрасте происходит овладение перцептивной и интеллектуальной систематизацией форм геометрических фигур.

Перцептивная деятельность в познании фигур опережает развитие интеллектуальной систематизации. Детям становятся доступны знания простейших свойств геометрических фигур, а также понимание отношений между некоторыми видами геометрических фигур.

Выделение и познание ребенком формы предмета, как свойства, происходит в деятельности с предметами под контролем зрения и правильного отражения в речи названия формы.

До 3-х лет дети сопоставляют признак формы с конкретными предметами, т.е. каждую из фигур они воспринимают абсолютно. Дети различают геометрические фигуры только по образцу и только контрастные по форме (контраст заключается в том, есть углы (препятствия) или нет).

У детей очень низкий уровень обследования форм, т.к. глаз ребенка охватывает только лишь внутреннюю область фигуры, ограничиваясь беглым зрительным восприятием. Поэтому ребенок не может точно определить контур, форму фигуры. При зрительном обследовании схватываются лишь отдельные свойства фигуры, а фигура в целом не опознается. До 3-х лет неизвестные фигуры воспринимаются как знакомые предметы. Например, цилиндр-стаканчик.

В 3-5 лет под влиянием обучения дети способны выделить некоторые характерные свойства геометрических фигур в сравнении с другими фигурами (катится — не катится, есть препятствия или нет, устойчивая фигура — неустойчивая).

Ребенок уже не отождествляет геометрические фигуры с предметами, а лишь сравнивает. Например, цилиндр, как стаканчик.

Дети еще не могут обобщить фигуры по форме, т.к. мешают признаки: цвет, размер, расположение в пространстве и др. Детям еще сложно различать близкие по форме плоские и объемные геометрические фигуры (круг-шар) хотя это ему не сложно сделать по образцу. Например, не могут сказать, что яблоко имеет форму шара.

В 5-6 лет дети способны воспринять геометрическую фигуру как эталон (яблоко, мяч – это шар), т.е. абстрагировать признак формы от других признаков предметов (цвета, величины, расположения в пространстве, пропорций частей).

Способны различать близкие по форме плоские и объемные фигуры. Могут устанавливать связь между свойствами фигуры и ее названием. Дети способны провести обобщение по форме.

1.2.Методы и приемы формирования представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста

1 этап (до 3-х лет).

Организуем выполнение характерных действий с предметами разной формы, вводим название геометрических фигур в пассивный словарь детей. Воспитатель детского сада с самого начала использует общепринятые термины. Чаще всего дети раннего возраста используют для названия формы название часто встречающегося предмета. На первом этапе это допустимо. Однако нельзя навязывать ребенку слово-заместитель, придуманное взрослым. Воспитатель может повторять за ребенком его название, но тут же параллельно произносить правильное название.

В 3 года название геометрических фигур постепенно переводится в активный словарь детей. Для этого детям задаются вопросы: «Что это? Как называется?»

Предлагаются упражнения по нахождению фигуры по образцу, а потом и по названию.

2 этап (3 – 6 лет).

Учим детей осознавать свойства геометрических фигур на основе сравнения фигур между собой. Вводим название фигур в активный словарь. Сначала между собой сравниваются сильно контрастные фигуры одинаковой объемности, а затем малоконтрастные одинаковой объемности и, наконец, малоконтрастные разной объемности (например, круг и шар).

Для детей 3-4 лет показывают и сравнивают:

1.        Круг и квадрат (катится – не катится, нет препятствий, есть препятствия);

2.        Треугольник и круг (катится – не катится, нет препятствий, есть препятствия);

3.        Квадрат и треугольник (различаются по количеству углов: у одной фигуры 4 угла, у другой – 3);

4.        Шар и куб (катится – не катится, нет препятствий — есть препятствия, можно построить башенку – нельзя построить башенку);

В 4-5 лет:

1.        Прямоугольник и квадрат (не все стороны равны – все стороны равны);

2.        Овал и круг (не все оси равны – все оси равны)

3.        Цилиндр с шаром и кубом (в одном положении цилиндр обладает свойствами шара, в другом положении куба);

4.        Конус и цилиндр (у конуса внизу и вверху разная толщина, у цилиндра одинаковая, из конусов нельзя построить башенку; цилиндр линейно катится, а конус — по кругу);

В 5-6 лет:

1.        Ромб и квадрат (у квадрата все углы равны, у ромба не все углы равны);

2.        Трапеция и прямоугольник (равенство углов, противоположных сторон; параллельность противоположных сторон);

3.        Пирамида и конус (разные боковые поверхности, основания);

4.        Овалоид и шар (овалоид катится в одном направлении, а шар в разные стороны; у шара одинаковая толщина снизу вверх и слева на право, а у овалоида – разная толщина);

5.        Призма четырехугольная и куб (у куба равные ребра, у призмы не равные);

6.        Треугольная призма и четырехугольная (разная форма оснований; из треугольной призмы не всегда можно построить башенку);

7.        Овалоид и цилиндр (овалоид неустойчив в любом положении).

8.        Сравнение плоских и объемных фигур. Круг сравниваем с шаром, квадрат с кубом, овал с овалоидом, прямоугольник с призмой, прямоугольник с цилиндром, треугольник с конусом, треугольник с пирамидой, треугольник с треугольной призмой.

3 этап (5-6 лет).

Задачи:

1. Учить детей обобщению фигур по форме.

Детям даётся несколько моделей одной и той же фигуры, которые отличаются по различным признакам (цвет, размер, пропорции частей, расположение в пространстве).

Предлагается обследовать все модели и сказать, что общего (указываются характерные признаки).

Затем дети должны назвать фигуры одним словом. Даются упражнения на группировку фигур (по разным основаниям)

2. Учить определять форму окружающих предметов.

Детям предлагаются самые разные предметы, ставится вопрос: «что общего у этих предметов?» Дети должны абстрагироваться от остальных свойств и воспринимать форму как свойство предмета.

Упражнения:

— определить форму показанного предмета;

— ведущий называет форму, а дети должны найти (назвать) предмет такой же формы.

Игры: «Геометрическое лото»; «Геометрическое домино»; «Кто правильно назовет»; «Кто быстрее найдет» (ведущий называет форму, дети ищут предметы такой формы).

Замечания:

Очень важно правильно отражать в речи форму предметов. Существуют следующие варианты:

1. Для названия формы предмета используется название геометрической фигуры

— шкаф (тумбочка) имеет форму четырехугольной призмы,

— поверхность стола имеет форму прямоугольника.

2. Используется прилагательное, образованное от названия геометрической фигуры (прямоугольная).

Здесь обязательно следует указывать: объемная форма или плоскостная (шкаф прямоугольный объемный, поверхность стола – прямоугольная плоская).

Воспитатель должен следить, чтобы дети не использовали название плоских геометрических фигур для обозначения в речи формы объемных предметов.

Вопросы:

— Как называется?

— Провокационный (показываем новую фигуру (овал) и спрашиваем: «Это круг?»)

— Чем похожи?

— Чем отличаются?

Осязательно-двигательное обследование. Плоские фигуры обследуем пальчиками, объемные ладошкой

Подсчет углов, сторон; сравнение по количеству.

Сравнение сторон, углов и осей по величине с помощью наложения, путем сгибания или использования условной мерки. Для сравнения углов по величине используется условная мерка, равная прямому углу.

Прокатывание фигуры.

Наложение одной фигуры на другую. При наложении обращается внимание на то, что фигуры отличаются наличием лишних кусочков.

Построение башенки (только для объемных предметов).

Прятанье в ладошки фигур (проверяем плоская или объемная фигура).

Создание формы предмета: рисование, закрашивание, вырезание плоских фигур, лепка и конструирование объемных фигур.

Упражнения на группировку.

— фигуры отличаются только по форме,

— фигуры разного цвета, размеров, пропорций.

Упражнения на создание фигуры из частей.

Дидактические игры.

— Нахождение фигуры по образцу («Найди свой домик», «Чей домик быстрее соберется», «Автомобили и гаражи»).

— Нахождение фигуры по названию («Чудесный мешочек», «Дай мне названную фигуру»).

— Нахождение фигуры по описанию (перечисление характерных свойств), «Отгадай».

— Составление фигур из частей (игры-головоломки: «Пифагор», «Танграмм», «Калумбово яйцо», активно используются в программе «Детство»).

Выкладывание фигур из палочек. На первом этапе в средней группе предлагаются палочки одинакового размера, чаще всего счетные, нельзя использовать спички.

Виды заданий

1. Построить треугольник, квадрат, прямоугольник. После формулировки задания анализируем фигуры и выясняем, сколько сторон, углов, равны ли стороны, сколько надо взять палочек.

Если у детей возникают сложности, то дается индивидуальный образец.

2. Провокационное задание: выложить круг из палочек (нельзя — у круга нет сторон).

3. Задание занимательного характера на смекалку: выложить два треугольника из 5-ти палочек.

На 2-ом этапе (старшая группа).

Кроме палочек одинаковой длины предлагаем палочки разной длины:

— построй фигуры разные по величине;

— построй треугольники с разными по длине сторонами;

— построй трапецию, ромб.

Предварительно детям задаются вопросы (как на первом этапе).

Задания на смекалку.

— как получить из прямоугольника трапецию. Предложить одну палочку, чтобы получилась другая фигура.

— можно предложить выложить домик, кораблик и т.д.

Методы показа отличия плоских и объемных фигур:

— Накрываем прямой ладошкой фигуру на столе. Если ладошка касается стола – фигура плоская, если нет — объемная. Или: если фигура прячется в ладошках, то она плоская, если нет — объемная. Плоские фигуры – это «письма», а объемные «посылки», не помещающиеся в почтовую прорезь.

— Применяется подсчет углов (например, у квадрата – 4, а у куба – 8).

— Плоские фигуры можно изобразить на листе бумаги в процессе рисования или аппликации, а объемные – в процессе лепки или конструирования из бумаги или строительных деталей. Если надо нарисовать объемный предмет, то его изображаем в виде соответствующей плоской фигуры.

Замечания о прямоугольнике.

1. Вначале отличие прямоугольника и квадрата показывается путем наложения. У квадрата выступают кусочки, значит фигуры разные.

2. У квадрата все стороны равны, а у простого прямоугольника соседние стороны не равны. Проверяем это одним из следующих приёмов:

— сгибание листа до совмещения соседних сторон;

— использование условной мерки.

Важно, чтобы дети понимали, что квадрат является прямоугольником. Можно сказать, что квадрат — волшебный прямоугольник (все стороны равны).

В старшей группе проводится обобщение понятия «прямоугольник», предварительно поясняется понятие «прямой угол». Сначала уточнятся, что такое угол.

Показываем и называем, что этот кусочек плоскости – угол (часть плоскости между сторонами, имеющими общую точу).

Для того чтобы дать представление о прямом угле, рассматривается 2 картинки:

1. Дерево растет ровно, прямо, значит между деревом и землей прямой угол.

2. Подул ветер, и дерево наклонилось. Дерево стоит не прямо, значит угол не прямой.

Далее рассматриваются различные фигуры, сравниваются и измеряются у них углы с помощью условной мерки. равной по величине прямому углу. Чтобы дети не путали угол с треугольником, край условной мерки должен быть не прямой линией.

Проводятся упражнения по прикладыванию мерки к углам разных фигур. Поясняется происхождение слова «прямоугольник»: «прямой» + «угол».

Упражнение: измерить углы у предметов в групповой комнате с помощью условной мерки.

Замечания об овале. Более точный способ показа отличия овала от круга — это измерение осей. Пояснение понятия «ось»: «У круга и овала сторон нет, мы нарисуем линию внутри фигур через середину фигуры от одного края к другому. Эти линии называются «оси». Приводятся примеры округлых предметов, в которых имеется ось, подводя к выводу: у круга – все оси равны между собой, а у овала – нет. Существует два способа измерение осей: с помощью условной мерки или путем сгибание по оси.

Пример ознакомления с кругом.

1 этап (1-3 года).

Предлагаются игры с геометрической мозаикой (содержащей круги) по составлению из фигур различных предметов (тележка, машинка и т.д.).

Обращается внимание на то, что колеса должны быть круглыми, чтобы машинка могла ехать. Можно предложить просто покатать круги. Ведется работа по введению в словарь термина «круг».

2 этап (3-6 лет).

Для сравнения круга и квадрата используется осязательно-двигательное обследование пальчиком их контуров (у круга дорожка гладенькая, а у квадрата есть препятствия, они острые).

Просим детей проследить зрением за движением пальчика по контуру. Затем предлагаем наложить круг на квадрат, обращаем внимание на лишние кусочки у квадрата. Просим покатать круг и квадрат: круг катится, квадрат – нет. Упражнения на группировку: из квадратов и кругов строим поезд: что выбрать для колес, а что для окошечек?

Затем в 3-4 года с кругом сравнивается треугольник, аналогично как с квадратом.

В 4-5 лет с кругом сравнивается овал. Сначала круг накладывается на овал, указываются лишние кусочки. Затем демонстрируется более точный способ показа отличия этих фигур. Вводится понятие «оси» и путем измерения осей показывается, что у круга все оси равны. Затем демонстрируется, что при сгибе круга по оси границы совпадают.

В 5-6 лет круг сравнивается с шаром. Показывается, что круг прячется в ладошки, значит он — плоский, а шар – не прячется, значит он — объемный. Затем демонстрируется, что шар легко катится в разные стороны, а круг лишь в две (его нужно придерживать).

Обращается внимание, что шар – пространственный аналог круга. Для того, чтобы нарисовать предметы, имеющие форму шара, надо нарисовать круг.

3 этап (5-6 лет).

1. Обобщение понятия «круг». Детям предлагаются круги разного цвета и размера, необходимо назвать их одним словом.

Упражнения на группировку:

— выбрать круги из всех фигур;

— выбрать круги из фигур без углов;

— сгруппировать круги по цвету или размеру.

2. Определение формы окружающих предметов. Детей учат находить круглые предметы в определенной обстановке. Используются предметы, приближенные к плоским (колесо, блюдечко, поднос, салфетка, настенное панно, циферблат часов, зеркальце).

Выясняется, что у этих предметов общее. Предлагается назвать предметы, имеющие форму круга.

Глава II. Экспериментальное изучение развития представлений о геометрических фигурах у детей младшего дошкольного возраста

2.1. Диагностика уровня развития представлений о геометрических фигурах у детей младшего дошкольного возраста

Задача: выявить уровень математического развития в общем и геометрических представлений в частности у детей младшего дошкольного возраста. Работа проводилась в младшей группе численностью 20 человек. Задания предлагались в игровой форме, индивидуально каждому ребенку. Содержание заданий определялось «Программой воспитания и обучения в детском саду» (под редакцией М.А. Васильевой за 2008 г.).

За основу брался уровень знаний, умений, навыков, которые должны приобрести дети младшего дошкольного возраста. Я использовала диагностику, которую разработала самостоятельно.

Умение находить фигуры по описанию (перечисление характерных свойств)

Дидактическая игра «Что на что похоже».

Умение различать на ощупь геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг. Обследовать их осязательно-двигательным путем.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

Умение находить фигуры по образцу

Дидактическая игра «Найди заплатку»

Анализ диагностики геометрических представлений детей младшего дошкольного возраста позволил сделать следующие выводы:

  • В дидактической игре «Найди заплатку» 55% детей умеют находить фигуры по описанию . 35% определяют с помощью воспитателя, а 10 % не справились с этим заданием.
  • В дидактической игре «Что на что похоже» 45% детей умеют находить фигуры по образцу, 40% детей выполнили задание с помощью воспитателя, а 15% не справились с этим заданием.
  • В дидактической игре «Чудесный мешочек» 35% детей самостоятельно различают и называют геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. У 45% детей наибольшее количество ошибок связано с распознаванием и названием треугольника, 20% детей не справились с поставленной задачей.

Со всеми заданиями справилось 45 % детей. Они показали высокий уровень развития геометрических представлений. Одна из причин высокого показателя совместная работа педагогов и родителей, желание родителей закреплять знания, умения и навыки, которые дети получают в дошкольном учреждении. Большую помощь в развитии двух детей вносят бабушки, которые занимаются с ними дополнительно. На мой взгляд, на успешность двух других детей влияет профессия родителей, т.к. они работают учителями в средней школе, а один из детей имеет няню с педагогическим образованием. 15% детей не справились с большинством заданий, а такие задания как «Найди заплатку», «Чудесный мешочек», выполняли с помощью воспитателя.

Одну из причин такого уровня развития детей мы видим в особенностях среды семейного воспитания. У одного ребенка есть няня, но она имеет педагогическое образование, она в большей степени делает все за ребенка, а не развивает его.

40% детей справились с заданиями, но с помощью воспитателя, наибольшее затруднение вызвало задание «Что на что похоже», «Чудесный мешочек». Метод естественного наблюдения подтвердил результаты диагностики.

2.2. Педагогические условия по формированию представлений о геометрических фигурах у детей младшего дошкольного возраста

В целях улучшения эффективности и закрепления уже имеющихся результатов представлений о геометрических фигурах, особое внимание следует уделять организации в дошкольном образовательном учреждении интерактивной предметно-пространственной развивающей среды, которая позволяет вовлечь детей в различные виды деятельности, создать эмоциональную, благоприятную, эффективную обстановку для рассмотрения и уяснения различных геометрических форм, явлений, факторов и зависимостей как в совместной образовательной деятельности, так и в активной, самостоятельной деятельности в повседневной жизни.

В ходе формирования геометрических представлений создавать в группе эмоциональную, доброжелательную, увлекательную интересную сферу игры, которая радует и заинтересовывает детей, побуждает к действиям, думать, размышлять, высказываться, различать, квалифицировать, сравнивать, решать проблему, значимую задачу. Обучение математике в целом детей младшего дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических и пальчиковых игр, стихов и сказок. Особая роль в создании предметно-пространственной развивающей среды отводится предметам, пособиям и играм, которые подталкивают ребёнка к мыслительной деятельности, учат сравнивать и различать, группировать и классифицировать, анализировать, выявлять существенные и несущественные признаки, устанавливать связь, моделировать.

В свободном доступе для детей должны находиться: разнообразные наборы однородных и неоднородных предметов, игрушек, различный природный, бытовой, бросовый материалы, которые успешно используются для упражнений в сравнении и различии, группирования и классификации предметов; демонстрационный материал (наборы однородных предметов и игрушек и их изображений (различной величины и цвета, модели геометрических фигур; раздаточный материал (панели-вкладыши, карточки для наложения и приложения предметов и их изображений, наборы лент, шнурков, пирамидки, счетные палочки (различной величины и цвета) и т. д.

Педагогическая работа с детьми младшего дошкольного возраста имеет свою специфику и во многом отличается от приемов, использующихся в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Эта специфика определяется особенностями психологии маленьких детей, исходя из этого, воспитатель намечает программные методы, приемы, дидактические, пальчиковые игры и упражнения, динамические паузы и т. д. Самым важным моментом формирования геометрических представлений у детей младшего дошкольного возраста является обеспечение эмоционального комфорта, привлечение внимания, способствованию развитию познавательных процессов (внимания, памяти, мышления) и обогащение их жизни новыми впечатлениями и положительными эмоциями.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что такой подход к организации работы по формированию геометрических представлений создает благоприятные и эффективные условия для своевременного развития основ интеллектуальной деятельности ребенка, его разносторонних способностей, развития логического мышления.

Заключение

Таким образом, на протяжении дошкольного возраста у детей формируются представления о форме предметов и геометрических фигур, но они очень узкие, разрозненные, дети с трудом вскрывают те связи и отношения, которые существуют между ними. Однако то, что эти представления есть у ребенка, позволяет предположить, что в процессе целенаправленного обучения с помощью моделей могут быть сформированы более глубокие и систематизированные знания о геометрических фигурах.

Первоначальным звеном этой системы являются представления о некоторых признаках геометрических фигур, умение обобщать их на основе общих признаков.

Путем обследования, ощупывания, многократного обращения с предметом ребенок согласует свое восприятие с формирующимся у него представлением о предмете. Он учится находить важные признаки предмета, сравнивать их с другими, по ним проводить группировку. Он устанавливает различие и сходство между предметами, что ведет к возникновению новых представлений о них. При этом большую роль играют не только практические действия с предметами, но также и называние предметов и их свойств.

Закрепление представлений детей о знакомых им геометрических фигурах рекомендуется осуществлять в различных дидактических играх.

Определенный порядок рассматривания и сравнения моделей служит развитию умения у детей последовательно выявлять форму геометрических фигур, сравнивать их однородные признаки, выделять существенные признаки (наличие частей, их количество, соотношение по размеру) и отвлекаться от несущественных (окраска, размер, материал и др.).

Отсюда следует вывод о необходимости обучать детей правильным приемам обследования формы геометрических фигур; развивать способность выявлять их простейшие свойства (количество вершин, углов, сторон в фигуре, равенство и неравенство сторон, их взаимоположение и др.), а также учить детей группировать геометрические фигуры по признакам (форме, размеру, цвету), подчеркивая этим инвариантность форм; учить выбирать по слову и образцу среди фигур разного цвета и размера; учить находить в окружающих предметах сходство с известными геометрическими фигурами; учить видоизменять фигуры, составляя из них модели предметов.

В данной работе изучены психолого-педагогические основы развития представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста; выявлен уровень развития представлений о геометрических фигурах у детей 4го года жизни; определены педагогические условия, направленные на повышение эффективности формирования представлений о геометрических фигурах у детей младшего дошкольного возраста.

Список литературы

  1. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет-форма-количество: Опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста /Рус. Пер. под ред. В.В.Юртайкина. – М., 2004.
  2. Будько Т.С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций / Под. ред. Будько Т.С. ; Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина— Брест: Издательство БрГУ, 2006. — 46 с.
  3. Венгер Л.А. Дидактические игры и игровые упражнения по сенсорному воспитанию / Л.А.Венгер. — М.: Просвещение, 2005. — 96 с.
  4. Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников. – М., 2002.
  5. Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. Геометрия для малышей. – М., 2007.
  6. Козлова С.А. Дошкольная педагогика / С.А.Козлова, Т.А.Куликова. — М.: Академия, 2007. — 416 с.
  7. Логика и математика для дошкольников /Авт.-сост. З.А.Михайлова, Э.Н.Иоффе. – СПб, 1997 (Библиотека программы «Детство»).
  8. Математика от трех до семи /Авт.-сост. З.А. Михайлова, Э.Н.Иоффе. – СПб, 1997 (Библиотека программы «Детство»).
  9. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Пособие для воспитателей детского сада. – М., 2005.
  10. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или Развивающие игры. – М., 2010.
  11. Папи Ф., Папи Ж. Дети и графы. – М., 2004.
  12. Пралеска: Программа воспитания и обучения детей в дошкольном учреждении. Базисная программа и методические рекомендации /Под ред. Е.А.Панько. – Мн., 2000.
  13. Репина Г.А. Диагностика логико-математического развития детей с помощью материалов для математического моделирования / Г.А.Репина // Дошкольная педагогика. — 2009. — №4. — С.16-21.

Сербина Е.В. Математика для малышей. – М., 2002.

  1. Смоленцова А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. – М., 2008.
  2. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду / Под ред. А.П.Усовой, Н.П.Сакулиной. — М.: Просвещение, 1995. — 188 с.
  3. Удальцова Е.И. Дидактические игры для детей дошкольного возраста. – М., 2002.
  4. Фидлер М. Математика уже в детском саду. Перевод с польского О.А.Павлова. – М., 2001.

Приложение

Дидактическая игра «Найди заплатку».

Цель: учить выделять в процессе восприятия качества предмета, сравнивать по форме.

Ход игры.

Предложить ребенку правильно подобрать подходящую заплатку из геометрической фигуры и поставить на место.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

достань и скажи, почему ты решил, что это круг, квадрат, треугольник.

Оборудование: чудесный мешочек, модели треугольника, круга, квадрата.

Задание: опусти руку в мешочек, нащупай одну фигуру и назови ее.

Дидактическая игра «Что на что похоже».

Цель: Учить соотносить объёмное и плоскостное изображение геометрических фигур. Различать названия (куб — квадрат ; шар — круг; пирамида — треугольник).

Закреплять названия геометрических фигур. Совершенствовать умение проговаривать игровые действия. Учить объяснять свой выбор той или иной карточки. Развивать мелкую моторику рук детей.

Игровые действия: Предложить детям помочь найти фигурам изображения их друзей и родственников из предложенных карточек. Объяснить что искать нужно по признакам (Для куба — четыре угла ; Для шара — круглой формы.) Побуждать детей обосновывать свой выбор словесно, объясняя, почему выбрана именно эта карточка.