ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж № 2»

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА

Выпускная квалификационная работа

Челябинск, 2017

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава I. Теоретические основы формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста в процессе использования малых форм фольклора

1.1 Состояние проблемы формирования навыков самообслуживания в психолого-педагогической литературе у детей раннего возраста……………….

1.2 Особенности процесса формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста ……………………………………………………………………

1.3 Методические приемы формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста посредством использования малых форм фольклора………..

Выводы по I главе………………………………………………………………….

Глава II. Экспериментальная работа по формированию навыков самообслуживания у детей раннего возраста посредством использования малых форм фольклора

2.1. Выявление уровня сформированности навыков самообслуживания у детей раннего возраста ……………………………………………………………………

2.2. Экспериментальная работа по формированию навыков самообслуживания у детей раннего возраста в процессе использования малых форм фольклора….

2.3. Анализ результатов экспериментальной работы по формированию навыков самообслуживания у детей раннего возраста в процессе использования малых форм фольклора………………………………………………………………

Выводы по II главе…………………………………………………………………

Заключение………………………………………………………………………….

Список литературы………………………………………………………………..

Приложение…………………………………………………………………………

Введение

Самообслуживание осуществляется различными методами, приемами, формами. В переводе с греческого языка «метод» означает путь к чему-либо, способ достижения цели. Метод самообслуживания — это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога (родителя) обучаемых детей, которые направлены на формирование навыков самообслуживания. Выбор метода обучения зависит, прежде всего, от цели и содержания, а так же от личности педагога (родителя), от его способностей, ответственности.

В воспитании навыков самообслуживания нашло широкое применение фольклора.

Сегодня весьма актуальна идея возрождения России, как многонационального государства, с его национальными культурами, желанием узнать свои национальные корни, то в воспитании и образовании молодого поколения должно использоваться все духовное богатство, традиции, творчество народа, то, что появляется из недр собственной народной культуры, то, что впитывается человеком с детства (колыбельные, сказки, пословицы и т.д.) и является одним из факторов самоидентификации.

6 стр., 2684 слов

3867 детские игры и предметно-развивающая среда как условия воспитания ...

... воспитания культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста. Объект - процесс воспитания культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста. Предмет - детские игры и предметно-развивающая среда как условия воспитания культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста Гипотеза исследования: игра ...

Поскольку фольклор охватывает все стороны жизнедеятельности народа, тесно связан с бытом, является постоянно действующей системой коммуникации в народной среде, наконец, выступает как система ценностей, обычаев, верований обрядов и др., то он активно способствует духовному, культурному воспроизводству, а, следовательно, ему принадлежит важная роль в воспитании национального самосознания подрастающего поколения.

Основой полноценного физического развития ребенка возраста является приобщение его к основам здорового образа жизни. В приобщении детей к здоровому образу жизни важное значение имеет освоение дошкольниками основ культуры гигиены.

Однако, сталкиваясь с задачей воспитания навыков самообслуживания у дошкольников, воспитатель ДОУ не всегда может определить направления, последовательность своей работы, четко представить результат процесса воспитания, обозначить наиболее приемлемые формы и методы воздействия. Поэтому считаем актуальной тему исследования: » Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста посредством использования малых форм фольклора «.

Самообслуживание — обслуживание самого (самих) себя, без помощи обслуживающего персонала. В данном случае дети обслуживают себя без помощи взрослых.

«Одна из важнейших задач детского сада, — писала Н.К.Крупская – привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье. С раннего возраста надо учить ребят мыть руки перед едой, есть из отдельной тарелки, ходить чистыми, стричь волосы, вытряхивать одежду, не пить сырой воды, вовремя есть, вовремя спать, быть больше на свежем воздухе и так далее». Также проблемами воспитания навыков самообслуживания детей занимались такие отечественные авторы, как Выготский Л.С., Забрамная С.Д., Малер А.Р., Шипицина Л.М. Среди зарубежных авторов можно выделить Кристен У., Нюканен Л., Рюкле Х.

Наши отечественные педагоги (Ф.С. Левин-Щирина, В.Г. Нечаева, В.А. Горбачева и др.) и психологи (В.С. Мухина, Е.В. Субботский, С.Г. Якобсон и др.) доказали, что дети дошкольного возраста способны осознанно усваивать не только правила, но и нормы поведения и взаимоотношений. При этом, конечно, действует фактор специфики возраста, который ограничивает и объем правил и норм поведения и взаимоотношений, и глубину их осознания. В ряде психолого-педагогических исследований (С.В. Петерина, Р.С. Буре, В.И. Ядэшко, Л.Ф. Островская и др.) указывают на необходимость современного развития навыков самообслуживания. Несоблюдение культурно-гигиенических навыков приводит к ослаблению здоровья ребенка и ущемлению в социальном общении. Из-за несформированности навыков самообслуживания ребенок не имеет возможности полноценно общаться со сверстниками, а в дальнейшем и со всеми людьми, у него начинают формироваться такие качества как неуверенность, негативизм, агрессивность.

26 стр., 12977 слов

Развитие навыков самообслуживания у детей с нарушениями зрения

... приложения. Глава I. Теоретические основы развития навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения Понятие самообслуживания, методы и условия формирования навыков самообслуживания Самообслуживание -- система знаний, умений и навыков, позволяющих человеку самостоятельно поддерживать себя ...

В психолого-педагогических исследованиях имеет значительное количество рекомендаций по использованию разнообразных методов и приемов работы с детьми, направленных на формирование культурно — гигиенических навыков. Но, к сожалению, на практике воспитатели в основном используют стандартные указания и оценивания.

Такое состояние практики и обусловило выбор проблемы нашего исследования.

Для того чтобы воспитание навыков самообслуживания осуществлялось успешно в дошкольной образовательной организации необходимо организовать обстановку так, чтобы она не препятствовала этому процессу.

Перед нами стоит проблема: Каковы эффективные педагогические условия формирования навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста?

Цель исследования: изучить теоретически и практически проверить возможность использования малых форм фольклора в процессе формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста.

Объект исследования: процесс формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста

Предмет исследования: малые формы фольклора как средство формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста

Гипотеза: формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста будет проходить успешно, если:

1)учитывать психолого-педагогические особенности формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста;

2) систематически использовать малые формы фольклора в процессе работы по формированию навыков самообслуживания

Задачи:

1. Изучить и проанализировать литературные источники по проблеме формирования навыков самообслуживания.

2. Уточнить основные понятия по проблеме формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста.

3. Выявить и определить особенности формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста.

4. Изучить и практически апробировать возможность использования малых форм фольклора в процессе формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста, а также доказать эффективность предложенного комплекса мероприятий

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: изучение и анализ психологической, педагогической и методической литературы; метод наблюдения, педагогический эксперимент.

Исследование проводилось в три этапа:

I этап (октябрь – декабрь 2016 г.): анализ психолого-педагогической литературы у детей раннего возраста по проблеме формирования навыков самообслуживания.

II этап (январь – апрель 2017 г.): определение уровня сформированности навыков самообслуживания у детей раннего возраста, разработка и апробация комплекса мероприятий, направленных на формирование навыков самообслуживания посредством использования малых форм фольклора.

III этап (май – июнь 2017 г.): обработка результатов и доказательство эффективности экспериментальной работы, направленной на формирование навыков самообслуживания посредством использования малых форм фольклора.

15 стр., 7118 слов

Игровые упражнения как способ коррекции коммуникативных умений ...

... и особой избирательностью, отсутствие чувства голода, общее беспокойство и беспричинный плач. В раннем возрасте дети часто бывают равнодушными к близким, не дают адекватной эмоциональной реакции на их ... лет, хотя отдельные признаки его отличаются и более раннем возрасте. Так, уже у грудных детей наблюдается отсутствие свойственного здоровым детям "комплекса оживления" при контакте с матерью или ...

База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 315 г. Челябинска»

Структура работы состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы и приложения.

Глава 1. Теоретические основы формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста

1.1. Состояние проблемы формирования навыков самообслуживания в психолого-педагогической литературе у детей раннего возраста

Ранний возраст является сложным для ребёнка и очень насыщенным. У маленького человечка появляется стремление к самостоятельности. И если его в этот момент не поддержать, не дать или не закрепить определённые навыки самообслуживания, то впоследствии ребёнок не приобретёт такие качества как трудолюбие и аккуратность, бережное отношение к вещам.

Самообслуживание — обслуживание самого (самих) себя, без помощи обслуживающего персонала. В данном случае дети обслуживают себя без помощи взрослых.

Главными методами обучения дошкольников являются практические, игровые и метод примера.

Воспитание самостоятельности у ребёнка тесно связано, прежде всего, с привлечением его к самообслуживанию.

Самообслуживание играет определённую роль в развитии ребёнка. Именно с раннего возраста начинают формироваться такие черты характера как воля, уверенность в себе, желание добиться успеха, стремление к цели, активность и упорство в её достижении. А происходит это именно с привития навыков самообслуживания.

Самообслуживание — это основа освоения ребёнком культурно-гигиенических навыков: навыков приёма пищи, раздевания и одевания, умывания и мытья рук.

Оно формируется под воздействием воспитания при определённом уровне развития у ребёнка общей и мелкой моторики, зрения, слуха, мышления, внимания. Если у детей будут сформированы навыки самообслуживания, то ребёнок легче адаптируется к жизни в современном обществе. Формирование у детей раннего возраста навыков, необходимых в жизни, связано с деятельностью, в значительной мере направленной на удовлетворение повседневных личных потребностей….

Заключение

Итак, творчески используя фольклор, как эмоционально — образное средство влияния на детей, я стараюсь поддерживать интерес к культурно-гигиеническим навыкам посредством русских национальных традиций. Это вызывает у детей радость, удовольствие, желание самостоятельно осваивать навыки. Конечно, работа по ознакомлению детей с фольклором многошаговая.

Во — первых, формируя культурно-гигиенических навыки, решались познавательные задачи, а это способствовало развитию детского мышления, обогащению речи детей.

Во — вторых, эта работа позволила приблизить детей к культуре русского народа, познакомить с обычаями и традициями, передаваемыми из поколения в поколение.

В — третьих, работа с фольклором способствовала развитию у детей любви к родному краю и умению видеть и понимать окружающий мир.

В — четвертых, потешки, пословицы и поговорки, игры, которые вызывали доброжелательный смех детей, действовали на ребенка сильнее, чем замечания и наказания, способствовали установлению эмоционального контакта между детьми.

21 стр., 10456 слов

Особенности общения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР ...

... есть уровень психофизического развития в целом может не соответствовать паспортному возрасту ребенка. Конкретные проявления ЗПР у ребенка зависят от причин и времени ее возникновения, степени деформации ... широкое понятие «минимальная (легкая) дисфункция мозга» [27]. Неблагоприятные условия жизни и воспитания нарушают их сенсорное развитие, общение с окружающими, а на этой основе задерживается ...

Список литературы

1. Антропова, М. В. Гигиена детей и подростков [Текст] : [учебник для сан.-фельдшер. отд-ний мед. училищ] / М.В. Антропова. — 5-е изд. — М. : Медицина, 1977. — 335 с. Аваткова И.И. По гигиеническому воспитанию учащихся. Метод. Рекомендации. [Текст] — М., 1975. — 425 с.

2. Алямовская, В. Г. Ребенок за столом. Методическое пособие по формированию культурно-гигиенических навыков. / Алямовская В. Г. [Текст] : — М.: АкадемПроект, 2007

3. Артемова, Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей./ Артемова Л. В. [Текст] — М.: Просвещение, 1992. — 96 с.

4. Авдеева, Н. Н. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизне-деятельности для детей старшего дошкольного возраста /Н.Н. Авдеева, О.Н. Князева, Р.Б. Стеркина. [Текст] — М.:ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. — 59 с.

5. Богина, Т. Л. Режим дня в детском саду [Текст] : кн. для воспитателя дет. сада / Т. Л. Богина, Н. Т. Терехова. — М. : Просвещение, 1987. — 95 с. : ил., табл. — Библиогр.: с. 94

6. Буре, Р. С. Теория и методика воспитания у детей нравственно-волевых качеств в детском саду. / Буре Р. С. [Текст] — М., Просвещение 1986. — 98с.

7. Вахрушев, А.А. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей./ Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е., Акимова Ю.А., Белова И.К. [Текст] — М.: «Баласс», 2001. — 116с.

8. Вишневская, Е.Л. Программа гигиенического обучения и воспитанияшкольников, формирования норм и навыков здорового образа жизнидля средней школы./ Вишневская Е.Л., Барсукова Н.К., Полесский В.А., Широкова Т.И. [Текст] — М.,1996. — 78с .

9. Левин — Щирина, Ф. С. Воспитание и обучение детей трех-семи лет : учебное пособие / Ф.С. Левин-Щирина, Д.В. Менджерицкая. [Текст] — М. : Московский гос. педагогический институт им. В. И. Ленина, 1974. 314 с.

10. Богина, Т. Г. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада /Т.Л. Богина, Т.Г. Казакова,Е.А. Тимофеева и др.; Под. Ред. Г.Н. Годиной, Э.Г. Пилюгиной. [Текст]

— М.: Просвещение, 1987. — 203 с.

11. Виноградова, Н. Ф. Детский сад и семья /Н.Ф. Виноградова, Г.Н. Година, Л.В. Загик и др.; Под ред. Т.А. Марковой. — 2-е изд., испр. и доп. [Текст] — М.: Просвещение, 1986. — 87 с.

12. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду /В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.И.Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: [Текст] Изд. 2-е переработанное, — СПб.: Акцент, 1999. — 95 с.

13. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. 2002 «Дошкольное воспитание» и 2010 «Воспитание в дошк. учреждениях» /В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохин, Т.А. Ильина и др.; Под ред.В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. и доп. [Текст] — М.: Просвещение, 1986. — 115 с

14. Дошкольная педагогика: Содерж. Ком. воспитания в дет. саду. Учеб. Пособие для студентов пед. Ин-тов по спец. «Дошкол. Педагогика и психология» /Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. [Текст] — М.: Просвещение, 1983. — 53 с.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... : поиск психолого-педагогических условий музыкально-творческого развития детей среднего дошкольного возраста через воспитание у них музыкально-творческих способностей в процессе обучения ... музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению». Анализ научной литературы и практики музыкального воспитания в дошкольных образовательных учреждениях выявляет ...

15. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для учащихся пед. Училищ по спец. № 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях» и № 2002 «Дошкольное воспитание» /Под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина.[Текст] — М.: Просвещение, 1978. — 48с .

16. Дорохов, А. А. Как себя вести [Текст] : беседы о вежливости и правилах поведения / А. А. Дорохов. — М. : Педагогика, 1970. — 112 с.

17. Елисеева Л.Н. Хрестоматия для маленьких /Сост. Л.Н. Елисеева. — 4-е изд., перераб. и доп. [Текст] — М.: Просвещение, 1982. — 315 с.

18. Зуева Г.Н. Программа «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» : [сайт]. — М. : Издат. дом «Первое сент.», 2006-2007. -URL: articles/414322/ (15.02.16)

19. Ильина, М.Н. Развитие ребенка от первого дня жизни до шести лет (Тесты и развивающие упражнения.)Издательство: Корона-Принт, 2004. — 160 с./Ильина, М. Н. [Текст] — СПб.: Дельта, 2001.- 215с.

20. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. — 5-е изд. — М.: ТЦ Сфера, 2014. — 161 с.

21. Карганова,Е.Г. Хорошие манеры [Текст] : энциклопедия / Е.Г. Карганова ; Худож. Т. Вульф. — М. : Планета детства, 2000. — 45,[3] с.: ил. — (Энциклопедия для самых маленьких)

22. Кальченко , Е. И. Гигиеническое обучение и воспитание школьников [Текст]: книга для учителя / Е. И. Кальченко. — М. : Просвещение, 1984.127 с. : с ил.

23. Козлова, С.А Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. [Текст]/ Козлова С.А., Куликова Т.А. — М.: Издательский центр «Академия», 1998. — 15с.

24. Конина, Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей: Учебно-игровой комплект для детей дошкольного возраста /под ред. Мамаевой И.С.; худ. Прокофьев С.А., Махов И.В./ [Текст] — М.: Айрис Дидактика, Айрис-Пресс, 2007. — 118 с.

25. Крупская, Н.К. О дошкольном воспитании. Сб. статей и речей/ 2-е изд., доп./ [Текст] Крупская Н. К. — М.: 1973. — 176 с.

26. Курочкина И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников: учеб. пособие для вузов . /[Текст] — М.: ВЛАДОС , 2003 — 2224 с.

27. Курочкина И.Н. Культура поведения ребенка: Практические советы педагога. / Уч.-метод.пос.д/дошк.воспитания,д/гуверн. и родит [Текст]М.: Школьная Пресса, 2005 — 27 с.

28. Люблинская, А. А. Воспитателю о развитии ребенка [Текст] / А. А. Люблинская. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Просвещение, 1972. — 256 с. — (Библиотека воспитателя детского сада).

— (в пер.)

29. Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. Перевод с англ. [Текст] -М.: Академия,

Издательство: Просвещение, 1991г. 2011. — 223 с.

30. Луговая, Л. Этот удивительный ранний возраст // Дошкольное воспитание. [Текст] — 2012. — № 2. — С.70

31. Моржина, Е.В. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома. [Текст] — М.: Теревинф, 2006 — 102 с.

4 стр., 1622 слов

процесс художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

... старшем дошкольном возрасте [Текст] / Т.В. Ивкина // Духовно-нравственные и государственно-правовые основы отечественного просвещения: Сборник научных работ. - М.: Общество «Радетели просвещения», 1998. - С.100-101. 19. Казакова, Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: ...

32. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. [Электронный ресурс] — Соч. -М.: 1957, т.IV, 367 с .

33. Максиняева, М.Р., Филипова Т.Ю., Обоева С,В. Методическиерекомендации по организации работы с детьми дошкольного возрастапо безопосности жизнедеятельности. [Текст] — М.: 1999 — 54 с.

34. Маркова,Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада. [Текст] — М.: Просвещение, 1991 — 97 с.

35. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду»/Сост. Л.В. Русскова. [Текст] — М.: Просвещение, 1986 — 100 с.

36. Нравственное воспитание в детском саду/ Под. В.Г. Нечаевой и Т.А. Марковой. [Текст] — М.: 1984 — 121 с.

37. Ушакова, О. С. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспекты. Книга для воспитателей детского сада / О.С. Ушакова, А.Г.Арушанова, А.И. Максаков, Е.М. Струнина, Т.М. Юртайкина; Под ред.О.С. Ушаковой [Текст] — М.: Изд-во «Совершенство», 1998. — 25 с.

38. Организация жизни в дошкольных учреждениях (медико-педагогический аспект).

Методические рекомендации для работников дошкольных образовательных учреждений. Серия: «Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве». Ответственный редактор Л.Е. Курнешова. [Текст] — М.: Центр инноваций в педагогике, 1997.- 136 с.

39. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн. для дет. сада. [Текст] — М.: Просвещение, 2001. — 175 с.

40. Петерина С.В. Воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. [Текст] — М.: Просвещение, 1986.- 132 с.

41. План — программа образовательно-воспитательной работы в детском саду: Методическое пособие для воспитателей /Сост. Н.В. Гончарова идр.; по. ред. З.А. Михайловой. [Текст] — СПб: Акцент, 1997. — 235 с.

42. Программа воспитания и обучения в детском саду /Отв. ред. М.А. Васильева. [Текст] — М.: Просвещение, 1985.

43. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста//Дошкольное воспитание. [Текст] — 2006. — №7. -С.34-39.

44. Радуга: Порг. И руководство для воспитателя мл. группы дет. сада /Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др.; Сост. Т.Н. Доронова. [Текст] — М.: Просвещение, 1994.3-35 с.

45. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. — 2-е изд., дораб. [Текст] — М.: Просвещение, 1991 -101 с.

46. Сергеева Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед.ин-тов по спец. №2110 «Педагогика и психология (дошк.)». [Текст] — М.: Просвещение, 1987 — 67 с.

47. Смирнова Е.Т. Гигиенические условия воспитания детей в ДОУ. [Текст] — М.: Просвещение, 2010 — 144 с.

48. Теленчи В.Н. Гигиенические основы воспитания. [Текст] — М.: Просвещение, 2010 — 102 с.

49. Теплюк С. Истоки самостоятельности // Дошкольное воспитание. [Текст] — 2011. — №7. — С.67

5 стр., 2271 слов

Адаптация детей раннего возраста к детскому саду

... Е. Социализация и адаптация детей раннего возрата // Ребенок в детском саду. – 2003. – №5. – С.49-53. 2. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Просвещение, 1981. 3. Александровский Ю.А. ... учреждения. Методические рекомендации. - М.: ИРПО, 2001. 16. В помощь методическому работнику дошкольного и начального образования (справочные материалы) / Сост. О.А.Бутузова. - М., 2002. 17. ...

50. Успех. Методические рекомендации: пособие для педагогов /Авт. коллектив под рук. Н.В.Федина. [Текст] — М.: Просвещение, 2011 — 88 с.

51. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольника с художественной литературой: Конспекты занятий. [Текст] — М.: ТЦ «Сфера», 1998.

52. Чулкова Н. Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста … Сущность и основные этапы процесса адаптации, а также факторы, на него влияющие. Основы.М.: Просвещение, Чулкова Н. Поможем Чебурашке. // Дошкольное воспитание №5 -1991. с. 11. [Текст] — М.: Просвещение, М: 1997 — №8.

53. Шагаева Г.П.. Правила поведения для воспитанных детей. [Текст] Шагаева Г.П., Журавлева О.М., Сазонова О.Г -М.: АСТ, 2010. — 312 с.

54. Широких О., Космачёва Н. О формировании нравственных ценностных ориентаций. // Дошкольное воспитание, [Текст] 2008.,№4 С. 42 — 46.

55. Эльконин Д.Б. Особенности общения ребенка со взрослыми в ходе развития предметных действий и возникновение предпосылок ролевой игры // Психическое развитие в детских возрастах : избр. психол. тр. / Д.Б. Эльконин ; под ред. Д.И. Фельдштейна. — М. : Ин-т практ. психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1997. — С. 188-201 ; То же [Электронный ресурс]. — URL: mgppu/EPr-1997/EPR- 1881.htm (21.01.2016)

56. Якобсон С. Г. Психологические проблемы этического развития детей. /[Текст] — М.: «Педагогика», 1984. — 144

57.Моржина, Е.В. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома.[Текст] /Е.В.Моржина – М.: Теревинф, 2006.-С 157

58. В. П. Аникин «Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор»- Москва 2007 г.

59. Л. Павлова «Роль фольклора и художественной литературы в ознакомлении с окружающим детей дошкольного возраста» , «Д\В» – 1987 № 11

60. Л. Павлова «Фольклор для маленьких» «Д\В» – 1990 № 4, 1990 № 7, 1990 № 12

61. Е.И. Радина «Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста»?