формированию представления о геометрических фигурах у детей среднего дошкольного возраста посредством ознакомления с предметным миром

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 3

1 Теоретические основы формирования представления о геометрических фигурах у детей среднего дошкольного возраста …………………………………….…………………………. 5

1.1 Формирование представления о геометрических фигурах у детей среднего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема ………………………………………………………………. 5

1.2 Особенности ознакомления с предметным миром как условие формирования представления о геометрических фигурах у детей среднего дошкольного возраста …………………………………….. 9

2 Экспериментальная работа по формированию представления о геометрических фигурах у детей среднего дошкольного возраста посредством ознакомления с предметным миром .…. 14

2.1 Выявление уровня сформированности представлений о геометрических фигурах у детей среднего дошкольного возраста … 14

2.2 Содержание работы по ознакомлению с предметным миром как средством формирования представления о геометрических фигурах у среднего дошкольного возраста ……………………………..…… 19

Заключение ………………………………………………………………….. 26

Список используемой литературы ……………………………………….. 27

Приложение ………………………………………………………………….. 29

Введение

Актуальность исследования. Социальные изменения в нашей стране привели к необходимости реформы образования, что в свою очередь, потребовало поиска новых подходов к организации системы ДОУ. Область математических представлений, которая складывается у детей до школы, становится фундаментом для дальнейшего математического образования и влияет на его успешность. Проблеме математического развития детей посвящены труды: З.В. Пигулевской (первая попытка создания системы обучения); А.М. Леушиной (концепция формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста).

Современная школа постоянно повышает требования к интеллектуальному развитию детей. В этой связи актуальной становится проблема разработки такой программы математического развития, которая отвечала бы ряду требований: выполнение социального заказа общества, соответствующей подготовки к школе. В настоящее время наблюдается противоречие между высокими требованиями современной школы к интеллектуальному, в частности, к математическому развитию, включающему знания о геометрических фигурах и недостаточному количеству занятий по разделу «Геометрические фигуры» в программе детского сада.

24 стр., 11607 слов

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста в процессе познавательно-речевой ...

... исследования является выявление особенностей сенсорного развития детей дошкольного возраста в процессе познавательно- речевой деятельности. Объект исследования - сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Предмет исследования - сенсорное развитие детей дошкольного возраста в процессе познавательно-речевой деятельности. ...

Цель исследования: теоретически обосновать возможность формирования представлений о геометрических фигурах у детей среднего дошкольного посредством ознакомления с предметным миром как средства.

Объект исследования: формирование представления о геометрических фигурах у детей среднего дошкольного возраста.

Предмет исследования: формирование представления о геометрических фигурах у детей среднего дошкольного возраста посредством ознакомления с предметным миром.

В соответствии с целью были сформированы задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования с целью выявления ее разработанности на современном этапе; определение понятийно-категориальное поле исследования;

2. Выявить уровень сформированности представления о геометрических фигурах у детей 4-5 лет;

3. Разработать содержание работы по формированию представления о геометрических фигурах посредством ознакомления с предметным миром.

Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ философской, психолого-педагогической литературы, системный анализ); эмпирические (дидактические игры, беседы с детьми, наблюдения, эксперимент); методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, представленные в виде диаграммы и таблиц).

Экспериментальной базой исследования являлись детский сад № 203 «Алиса» автономного некоммерческого объединения дошкольного образования «Планета детства «Лада» г. Тольятти.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы при построении диагностической, развивающей работы по формированию представления о геометрических фигурах у детей среднего дошкольного возраста посредством ознакомления с предметным миром в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Структура итоговой работы. Итоговая работа состоит из введения, двух глав (теоретического и практического характера), заключения, списка используемой литературы, 5-ти приложений.

1 Теоретические основы формирования представления о геометрических фигурах у детей среднего дошкольного возраста

1.1 Формирование представления о геометрических фигурах у детей среднего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема

Одним из пространственных свойств окружающих предметов является их форма. Форма — взаимное расположение границ (контуров) предмета, объекта, а также взаимное расположение точек линии. Форма предмета, наряду с цветом < wiki/%D0%A6%D0%B2%D0%B5%D1%82>, размерами < wiki/%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D0%BC%D0%B5%D1%80>, освещённостью < wiki/%D0%9E%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%89%D1%91%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C> и другими факторами влияет на внешний вид < wiki/%D0%92%D0%BD%D0%B5%D1%88%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%B2%D0%B8%D0%B4> предмета. Форма предметов получила обобщенное от­ражение в геометрических фигурах.

Геометрические фигуры явля­ются эталонами, пользуясь которыми, человек определяет форму предметов и их частей. Эталон, согласно толковому словарю С.И. Ожегова, — это точный образец установленной единицы измерения, сама такая точная мера, т.е. мерило, образец для сравнения, с чем либо.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: процесс развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: педагогические условия развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ... творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили ...

Понятие «геометрическая фигура» является одним из исход­ных математических понятий, оно образовалось с помощью аб­страгирования от остальных свойств предметов, кроме формы. Геометрическая фигура представляет собой множество точек (точка также является геометрической фигурой).

В познании окружающего мира особо значима ориентировка в многообразии форм предметов (объектов) и геометрических фигур. В психологии и дошкольной педагогике разработаны различ­ные технологии развития у детей представлений о форме. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство детей с геометрическими фигурами и их разновидностями. Проблему знакомства детей с геометрическими фигурами и форме предмета такие педагоги как А.А. Столяр, А.М. Леушина, Л.А. Парамонова, рассматривали в плане сенсорного восприятия. Познанию геометрического содержания на логическом уровне предшествует чувственное (сенсорное); таким образом, два пути познания «су­ществуют» в сознании ребенка 4-5 лет. Форме принадлежит особое место среди многообразия свойств, познаваемых в дошкольном возрасте. Воспринимая форму, ребенок выделяет предмет из других, узнает и называет его, группирует (сортирует) и соотносит его с другими предмета­ми. Параллельно или вслед за этим ребенок познает геометриче­ские фигуры, выделяя прежде их форму, а затем — структуру. В познании геометрических фигур детьми дошкольного воз­раста принято выделять три этапа:

· геометрические фигуры воспринимаются как целые и разли­чаются детьми в основном по форме (в 3-4 года);

· в 4-5 лет геометрические фигуры воспринимаются аналити­чески, их свойства и структуру дети устанавливают эмпири­чески (опытным путем);

· в 5-6 лет геометрические фигуры дети воспринимают в опре­деленной взаимосвязи по структуре, свойствам, осознают их общность.

В результате психологических исследований стало известно, что процесс познания детьми формы как свойства — длительный и сложный.

«Для того чтобы знать, чему и как обучать детей на разных этапах их развития, надо, прежде всего, проанализировать особенности сенсорного восприятия детьми формы предмета, в том числе и фигуры» — утверждает Л.А. Венгер, А.Л. Смоленцева предлагает уже в этом возрасте знакомить детей с кругом, квадратом, овалом, прямоугольником, треугольником. С.Г. Якобсон, изучавшая узнавание геометрических фигур и формы предметов у детей среднего дошкольного возраста, показала, что дети гораздо лучше узнавали геометрические фигуры, если им в начале разрешалось ощупать фигуру, а затем найти ее среди других фигур. А.А. Столяр считает, что весьма важную, а вернее, основную роль в восприятии геометрических фигур и формы предмета, имеет обследование.

15 стр., 7404 слов

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений ...

... зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования представлений детей о здоровом образе жизни детей представляется в современном обществе актуальной. Обозначенная проблема особенно ... процесс трудовую деятельность в качестве эмоционального стимула и средства формирования представлений детей о здоровом образе жизни; - систематически и целенаправленно проводить пропаганду ...

Дети 4-5 лет успешно обследуют геометрические фигуры, проводя указательным пальцем по контуру. При этом они, как правило, называют структурные компоненты: вершины, стороны, углы. Прослеживают движением руки линии, образующие углы; обнаруживают точки пересечения линий. Обследование стано­вится точным и результативным.

Как правило, в этом возрасте у детей складываются образы фигур — эталонные представления о них. Они начинают успешно определять сходства и различия форм предметов с геометрически­ми фигурами; пользоваться сложившимися у них эталонами с целью определения любой неизвестной формы; отображать формы в продуктивной деятельности.

Восприятие формы ребенком дошкольного возраста осуществляется на основе одновременного обследования ее зри­тельным и осязательно-двигательным способом, сопровождае­мым называнием основных особенностей той или иной формы. Например, круглая — нет углов; четырехугольник — у него есть стороны, углы и вершины.

Геометрические фигуры становятся эталонами определения формы окружающих предметов и их частей.

Основные задачи изучения геометрического материала заключаются в том, чтобы создать у детей четкие и правильные геометрические образы, развить пространственные представления, вооружить их навыками черчения и измерения, имеющими большое жизненно — практическое значение.

Формирование геометрических представлений является важным разделом умственного воспитания, имеют широкое значение во всей познавательной деятельности человека. Какое содержание вкладывается в понятие пространственное представление? Надо иметь в виду, что пространственные представления носят синтетический характер, включая форму, положение, величину, направление и другие пространственные отношения и св……..

Список используемой литературы

1. Астряб А.М. Наглядная геометрия. М.-П.: Гос. изд-во тип. «Сеятель»Е.В. Высоцкого,2007.-159с.

2. Баранова О. Пространственная геометрия для малышей [Текст] // Дошкольное образование.-2000.-№ 5/6. — Начало. Продолж.: №№ 43/44, 47/48;2001,№1.

3. Белошистая А.В. Знакомство с геометрическими понятиями / А. Белошистая // Дошкольное воспитание. — 2008. — № 9.-90с.

4. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики:Курс лекций для студентов дошк. Факультетов высш. Учеб. Заведений.-М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2009.-400с.

5. Большой толковый словарь русского языка [Текст] / гл. ред. А. Кузнецов. — СПб. : «Поринт», 2011.-1536 с.

6. Будько Т.С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций / Под. ред. Будько Т.С. ; Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина. — Брест: Издательство БрГУ, 2006. — 46 с.

7. Водопьянов Е. Формирование начальных геометрических представлений у дошкольников.// Дошкольное воспитание, №5 -2005.-240с.

8. Волков, Б. С. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу [Текст] : учебное пособие для вузов / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. — М. : Педагогическое общество России, 2007. — 144 с.

3 стр., 1317 слов

Психологические особенности демонстративного поведения дошкольников ...

... исследования – изучить особенности проявления демонстративного поведения дошкольников с задержкой психического развития, пути его диагностики и коррекции. Объект исследования: демонстративное поведение детей дошкольного возраста в норме и при ...

9. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : учебное пособие / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, JI. М. Орлова. — М.: Пед. Общество России, 2011.-512с.

10. Гоголева В. Г. Игры и упражнения на развитие конструктив­ного и логического мышления детей дошкольного возраста.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.-152с.

11. Детство: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т.И. Бабаева [и др.]. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. — 528 с.

12. Дошкольник изучает математику. / Под ред. Т. И. Ерофее­вой.- М.: изд. дом «Воспитание дошкольника», 2008.-90с.

13. Ерофеева Тамара Ивановна. Дошкольник изучает математику [Текст]: методическое пособие для воспитателей, работающих с детьми 4-5 лет / Т.И. Ерофеева. — 2-е изд. — Москва: Просвещение, 2006. — 110с.

14. Комплексная диагностика уровней освоения программы/ под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой: диагностический журнал. Средняя группа/ авт.-сост. Дреер С.С., Потыкан А.Н.-Волгоград: Учитель, 2011.-38с.

15. Котова Н.В. Программа по подготовке дошкольников к изучению математики «Путешествие в мир математики» [Электронный ресурс] < articles/509477/>

16. Лучшие подвижные и логические игры для детей от3 до 5 лет.Бойко Е.А.- М.: РИПОЛ классик, 2008.-67с.

17. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей [Электронный ресурс]< ebooks/ Metieva_Razvitie_sensornoi_sferi/index.html

18. Саккулина Н.Н., Поддъяков Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду-М., 2012.-128с.

19. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников.2-еизд.,испр.-М.,1980.-140с.

20. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: Учебное пособие для вузов / Р.Л. Березина, З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая и др.; Под ред. А.А. Столяра. — Москва: Просвещение,2005.-303с.