Вопросы:
1. Каковы функции ВО, его назначение для общества?
Вместе с другими социокультурными институтами система профессионального образования выполняет ряд базовых функций (функция — обязанность, назначение) по отношению к человеку и обществу.
Первая группа функций (функции общие для всех социокультурных институтов)
Реляционная функция (от лат. relatio — донесение) направлена на освоение обучающимися определенных социальных ролей и статусов.
Регулятивная функция (от лат. regulare — приводить в порядок, давать направление) нацелена на выработку определенных стандартов поведения и социального контроля за действиями и поступками индивида – члена профессионального образовательного сообщества.
Аксиологическая функция (от греч. axios — ценный) связана с наличием в любом социальном институте определенной системы базовых ценностей, которые разделяются всеми его членами или их большинством. Несогласованность в системах ценностей указывает на кризисное состояние института и крайне затрудняет реализацию других его функций.
Интегративная функция (от лат. integer — целый) указывает на то, что в целях и результатах деятельности системы профессионального образования приоритетными должны быть интересы всего общества, а не только успешное функционирование отдельного социального института.
Вторая группа функций (специфические функции профессионального образования)
Указывает на особенности системы профессионального образования вряду других социокультурных институтов. Сюда относятся образовательная, воспитательная, развивающая, мировоззренческая, инновационная, экономическая функции.
Образовательная функция — это формирование у учащихся системы знаний о мире, уяснение ими фундаментальных научных принципов (которые работают в экономики, производстве, культуре); формирование и развитие общепрофессиональных и специальных знаний, умений и навыков будущего специалиста как субъекта профессиональной деятельности.
Воспитательная функция — предполагает формирование у обучающихся не только профессионально значимых знаний и умений, но и жизненных установок и принципов, освоение социально-нравственных норм, общечеловеческих ценностей,формирование поведения, приносящего пользу человеку и обществу.
Развивающая функция — предполагает развитие человека как личности, его подготовку к самостоятельной творческой жизни, к самореализации.
10 стр., 4990 слов
Введение в профессиональную деятельность психолога в образовании
... работы психолога и священника, необходимо понимать особенности их профессионального труда и их историю. Христианство не родилось одновременно ... нет. Для того чтобы служение было успешным, необходимо образование, воспитание и серьезная подготовка. Как методологически можно сопоставить ... Список литературы Введение На первый взгляд, функции священника очень схожи с функциями психолога - и тот и другой ...
Основными ориентирами развития человека на этапе его профессионального образования выступают:
§ укрепление здоровья и физическое совершенствование;
§ развитие интеллекта и творческого мышления, самосознания и Я-концепции, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сфер, способностей;
§ формирование индивидуального стиля работы и общения.
При этом современная педагогика и психология не рассматривают развитие как целенаправленное формирование личности в соответствии с определенным идеалом. Данная функция может реализоваться посредством создания условий для саморазвития личности, путем предоставления широкого выбора возможностей в различных видах деятельности и оценочного отношения наставников к тому или иному выбору учащегося.
Мировоззренческаяфункция профессионального образования — это формирование целостного мировоззрения и мироощущения учащихся, адекватного современным достижениям фундаментальных наук.
Выпускник профессиональной школы, особенно высшей, должен быть способен к целеосмысленному общественному труду и культуротворчеству, к строительству собственной жизни, среды обитания и общения. Основное условие его жизнедеятельности — осознание целостной современной картины мира, осознание места, роли и назначения человека в этом мире, все это предполагает установление неагрессивных связей человека с миром, гармонизацию его контактов с природой, культурой и его отношения к самому себе. Без этого человек не сможет ориентироваться во все более усложняющемся мире, понимать причины и возможные последствия глобальных процессов современности, осознавать свою роль во взаимодействии с природными и общественными силами.
Инновационная функция — это формирование, распространение и внедрение идей, нацеленных на решение профессиональных и общекультурных задач нового класса.
Экономическаяфункция — предполагает активное включение системы профессионального образования, ее коллективных и индивидуальных представителей в функционирование и развитие рынков интеллектуальной собственности; услуг, прежде всего образовательных; товаров.
Наряду с явными функциями у профессионального образования имеются также латентные (от лат. latens — скрытый, невидимый) функции, например статусная и политическая.
Так, статуснаяфункция — это предоставление возможности получить профессиональное образование, в особенности высшее, что означает одновременно приобретение определенного социального статуса, который позволит подняться по социальной лестнице на ступеньку выше, чем без получения такого образования и без подтверждающего его сертификата; приобретение некоего «образовательного ценза», дающего допуск в особо привлекательные сферы профессиональной деятельности (дипломатия, банковское дело и др.); установление прочных дружеских связей с влиятельными представителями данной профессиональной общности.
Такой же неявной является и политическаяфункция, суть которой состоит в следующем. Система профессионального образования представляет собой весьма многочисленное сообщество людей, объединяющее разные возрастные группы, выражающие его общие интересы, которые реализуются в предъявлении законных требований (например, относительно повышения в должности или материальной поддержки со стороны государства).
Психологический анализ профессиональной юридической деятельности
... Юридическая этика обусловлена спецификой профессиональной деятельности юриста, особенностями его нравственного и социального положения. Особенности профессиональной деятельности судьи, прокурора, следователя ... мнения, оценка ими справедливости, нравственности или безнравственности деятельности профессиональных участников судопроизводства. Конституция устанавливает, что разбирательство дел ...
Подобные требования активизируют взаимодействие сферы профессионального образования (в лице профессиональных академических сообществ, советов ректоров, творческих союзов деятелей науки и культуры) с политической системой, влияя на деятельность правительственных органов и политических элит.
2. В чем заключается ценность ВО для личности?
Исходя из идей личностно-ориентированного образования в процессе обучения и воспитания в вузе, выпускниками должны осваиваться не только ЗУНы, но и способы мышления и деятельности по решению профессиональных задач в новых условиях, сформированы важные личностные качества специалиста.
Личностно-ориентированное профессиональное образование направлено на формирование нового типа работника, который является субъектом собственной жизни и профессиональной деятельности. Это означает, что для него потребности в творчестве, самообразовании и саморазвитии, к активной преобразующей позиции в профессиональной сфере приобретает если не доминирующий, то, безусловно, значимый характер.
Вопрос для размышления. Какие условия следует создать в вузе, чтобы обеспечить профессиональное становление личности?
Результат профессионального образования личности характеризуется:
1) способностью выпускника к выполнению функциональных обязанностей;
2) профессионализмом – уровнем мастерства в определенном профессиональном занятии, соответствующий уровню сложности выполняемых задач.
Выделяют этапы (ступени) развития профессионализма: функциональная грамотность, профессиональные квалификация, компетентность личности.
Функциональная грамотность— это минимальный уровень сформированности знаний, умений и навыков, необходимый для выполнения элементарных профессиональных функций репродуктивно-исполнительского характера и для последующего профессионального образования.
Функционально грамотным можно считать также работника, способного применять общеобразовательные знания и умения в своем труде (умения достаточно быстро считывать текст и помнить необходимую информацию, мысленно выполнять математические действия, грамотно заполнять документацию и др.).
Профессиональная квалификация – это достижение определенного уровня профессионального образования работника, обладающего знаниями, умениями и навыками, необходимыми для выполнения конкретной работы.
Профессиональная компетентность — это интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалиста, отражающая не только уровень знаний, умений, опыта, достаточных для достижения целей профессиональной деятельности, но и социально-нравственную позицию личности.
Компетентность определяется умением мобилизовать полученные знания и опыт в конкретной ситуации. Важнейшими составляющими профессиональной компетентности выступают профессиональная мобильность, способность к самовыражению и созиданию, технологическая грамотность, высокая степень адаптации к изменяющимся условиям трудовой деятельности.
1. Общие нормы определения целей воспитания
... конкретизация общей цели воспитания по общественным институтам воспитания (школа — модель личности школьника, институт — модель личности студента); по процессам, составляющим деятельность этих институтов (цели обучения, цели внеучебной ... конкретных социальных образованиях. Они-то в первую очередь и определяют собой цели воспитания на всех этапах социальной истории. Такие цели связаны с ...
3. В чем социальная и педагогическая ценность ВО?
Целеполагание в ВО. Таксономия целей.
Цели образования выполняют системообразующую функцию в педагогической деятельности. Именно от выбора целей в наибольшей степени зависит выбор содержания, методов и средств обучения и воспитания.
Цель – это осознанное представление конечного результата деятельности. Под целью воспитания понимают заранее определяемые (прогнозируемые) результаты в личностном развитии воспитуемых, подготовке их к самостоятельной жизни.
Цель характеризуется объективностью – соответствие цели ожиданиям общества об идеале человека и нравственно-правовым требованиям к личности. Цель воспитания носит исторический характер – определяется интересами правящих классов.
На примере целей воспитания особенно отчетливо видна социально-историческая природа педагогических целей
В последние годы «новое педагогическое мышление» склоняется к пониманию воспитания, скорее, как созданию условий для саморазвития, самовоспитания личности.
В этом случае цели воспитания не могут иметь характер конкретного идеала, по образцу которого воспитатель стремится сформировать личность воспитанника, даже если место морального кодекса строителя коммунизма займут более приемлемые христианские заповеди.
ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ, ОБУЧЕНИЯ В ВШ.
В соответствии с гуманистической, личностно-ориентированной образовательной парадигмой (отнюдь, впрочем, не общепринятой) цели обучения и воспитания должны, прежде всего, заключаться
1) в создании условий, необходимых для максимально полного освоения личностью материальной культуры и духовных ценностей, накопленных человечеством;
2) вторая важнейшая цель воспитания — помощь воспитуемому в раскрытии его внутренних потенций, в движений по пути самореализации (самоактуализации — в терминах гуманистической психологии;
3) третья цель, без которой невозможно достижение двух первых, — стимулирование познания человеком самого себя, выработка индивидуального стиля жизни и деятельности;
В любом случае цели воспитания, принимаемые педагогом, не могут быть директивными, они могут только полнее раскрывать поле выбора перед воспитанником и последствия того или иного выбора. Право же выбора всегда остается за личностью.
Цели обучения и воспитания могут анализироваться не только педагогом, но и учащимися. Педагогический процесс всегда носит двусторонний и двунаправленный характер и анализ учебных и воспитательных (самовоспитательных) целей, которые ставит перед собой «объект» педагогического воздействия, не менее (если не более) важен, чем анализ целей педагога. Как отмечает А. К. Маркова [1990], уровень развития процессов целеполагания выступает важнейшим показателем сформированности учебной деятельности. Речь идет о качестве целей (новизна, нестандартность, гибкость, устойчивость), их обоснованности и реалистичности, способности преодолевать препятствия на пути их достижения и т. п.
Тема: Роль воспитания в развитии личности
... конструктивно-технической и других сферах деятельности. [1, с. 74] Среди ученых и мыслителей существует 2 точки зрения по вопросу воспитания: – воспитание ускоряет развитие личности; – воспитание замедляет развитие личности; Сторонники 1 позиции считают, ...
Еще большую роль играет самостоятельная постановка целей в процессе самовоспитания. Она знаменует собой начало принципиально нового этапа в развитии личности и становится возможной лишь при достаточно высоком уровне самосознания в подростковом и раннем юношеском возрасте. Формирование у учащегося способности к целеполаганию и достижению поставленных целей является, в свою очередь, важной педагогической целью преподавателя. В исследовании Р. Р. Бибриха и И. А Васильева [1987] показано, что в ходе вузовского обучения у студентов происходит изменение взаимодействия учебных целей и мотивов, в ходе которого формируются внутренние мотивы учебной деятельности, в частности познавательные и профессиональные. Важнейшим фактором интенсификации этого процесса оказалась возможность самостоятельной постановки учебных целей студентами.
Таксономия (иерархия) воспитательных целей может быть такой:
1. По мере общности цели разделяются на:
Общие, генеральные – указывают главное направление воспитательной деятельности всех учреждений образования, определяет характер педагогического воздействия на личность;
Частные (рабочие) – связаны с решением определенных воспитательных задач на различных этапах формировании личности;
Конкретные (оперативные) – цели конкретного воспитательного мероприятия, учебного занятия; направлены на формирование определенных знаний, конкретных способов мышления и деятельности;
Личные – это целевые установки каждого участника педагогического процесса. В процессе образования учащихся педагог должен учитывать их личные цели для придания образовательному процессу гуманистического, личностно-ориентированного характера, а также должен включать воспитанников в формирование собственных целевых установок и проектов деятельности по их достижению.
2. По отношению к образовательным структурам, отвечающих за их постановку и достижение цели можно разделить на: государственные – фиксируемые в государственных образовательных стандартах; общевузовские, факультетские, кафедральные цели.
3. Исходя из подструктур личности, на развитие которые они ориентируются, выделяют цели развития
§ потребностно-мотивационной, эмоциональной, волевой, познавательной сфер личности.
5. Что является целью ВО в Украине в современных условиях?
Согласно закону Украины «Об образовании» высшее образование в Украине направлена на обеспечение фундаментальной научной, общекультурной, практической подготовки специалистов, которые должны определять темпы и уровень научно-технического, экономического и социально-культурного прогресса, а также на формирование интеллектуального потенциала нации и всестороннее развитие личности как высшей ценности общества. Она должна стать мощным фактором развития духовной культуры украинского народа, средством воспроизводства производительных сил Украины.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
... навыки самостоятельной интеллектуальной деятельности. Психологическая культура студентов, сформированная в рамках изучения данной дисциплины, войдет органичной составной частью в структуру их профессиональной компетентности. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ...
Цель высшего педагогического образования состоит в формировании разносторонне развитой, профессионально подготовленной, свободно мыслящей, творческой личности учителя.
Реализация целей педагогического образования базируется на следующих ПРИНЦИПАХ:
• непрерывности педагогического образования, что обеспечивается преемственностью между довузовской, вузовской и послевузовской подготовкой;
• демократизации и гуманизации педагогического образования, всей жизнедеятельности учебных заведений педагогического профиля;
• перспективно-опережающего подхода к подготовке педагогов по отношению к развитию учебных заведений;
• фундаментализации педагогического образования при его практической направленности;
• системного многоаспектного видения педагогической деятельности в динамике развития;
• органической взаимосвязи общенаучной, психолого-педагогической, социокультурной и специальной подготовки будущих педагогов;
• обусловленности и зависимости содержания процесса обучения и воспитания студентов от потребностей общества;
• единства образования, воспитания, развития личности будущего педагога.
ПСИХОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Особенности развития личности студента.
Термин «студент» латинского происхождения, в переводе на русский язык означает усердно работающий, занимающийся, т.е. овладевающий знаниями.
Студент как человек определенного возраста и как личность может характеризоваться с трех сторон:
1) с психологической, которая представляет собой единство психологических процессов, состояний и свойств личности. Главное в психологической стороне — психические свойства (направленность, темперамент, характер, способности), от которых зависит протекание психических процессов, возникновение психических состояний, проявление психических образований. Однако, изучая конкретного студента, надо учитывать вместе с тем особенности каждого данного индивида, его психических процессов и состояний.
2) с социальной, в которой воплощаются общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студента к определенной социальной группе, национальности и т.д.
3) с биологической, которая включает тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение, черты лица, цвет кожи, глаз, рост и т.д. Эта сторона в основном предопределена наследственностью и врожденными задатками, но в известных пределах изменяется под влиянием условий жизни.
Сравнительно с другими возрастами в юношеском возрасте отмечается наивысшая скорость оперативной памяти и переключения внимания, решения вербально-логических задач и т.д.
Если же изучить студента как личность, то возраст 18- 20 лет — это период:
1. Наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др.
23 стр., 11302 слов
Исследование представлений о карьерном росте студентов-выпускников ...
... студентов выпускников педагогического вуза………………….............32 3.1. Особенности профессионального становления личности и ее представлений о будущей карьере у студентов ... карьерного роста, условия трудовой деятельности, адекватно воспринимать изменения, произошедшие ... 65 ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. Проблема развития современного профессионала состоит в реализации ...
2. Преобразования мотивации, всей системы ценностных ориентации.
3. Интенсивного формирование специальных способностей в связи с профессионализацией.
4. Становления характера и интеллекта.
5. Спортивных рекордов, начало художественных, технических и научных достижений.
Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт — процесс, проанализированный в работах таких ученых, как Б. Г. Ананьев, А. В. Дмитриев, И. С. Кон, В. Т. Лисовский, 3. Ф. Есарева и др. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения — целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.).
Юность — пора самоанализа и самооценок. Самооценка осуществляется путем сравнения идеального «я» с реальным. Но идеальное «я» еще не выверено и может быть случайным, а реальное «я» еще всесторонне не оценено самой личностью. Это объективное противоречие в развитии личности молодого человека может вызвать у него внутреннюю неуверенность в себе и сопровождается иногда внешней агрессивностью, развязностью или чувством непонятости.
Юношеский возраст, по Эриксону, строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений. Если юноше не удается разрешить эти задачи, у него формируется неадекватная идентичность, развитие которой может идти по четырем основным линиям:
1) уход от психологической интимности, избегание тесных межличностных отношений;
2) размывание чувства времени, неспособность строить жизненные планы, страх взросления и перемен;
3) размывание продуктивных, творческих способностей, неумение мобилизовать свои внутренние ресурсы и сосредоточиться на какой-то главной деятельности;
4) формирование «негативной идентичности», отказ от самоопределения и выбор отрицательных образов для подражания.
Канадский психолог Джеймс Марша в 1966 г. выделил четыре этапа развития идентичности, измеряемые степенью профессионального, религиозного и политического самоопределения молодого человека.
1. «Неопределенная, размытая идентичность» характеризуется тем, что индивид еще не выработал сколько-нибудь четких убеждений, не выбрал профессии и не столкнулся с кризисом идентичности.
2. «Досрочная, преждевременная идентификация» имеет место, если индивид включился в соответствующую систему отношений, но сделал это не самостоятельно, в результате пережитого кризиса и испытания, а на основе чужих мнений, следуя чужому примеру или авторитету.
3. Этап «моратория» характеризуется тем, что индивид находится в процессе нормативного кризиса самоопределения, выбирая из многочисленных вариантов развития тот единственный, который может считать своим.
4. «Достигнутая зрелая идентичность» определяется тем, что кризис завершен, индивид перешел от поиска себя к практической самореализации.
Методические рекомендации студентам по организации самостоятельной работы
... Подготовка научного доклада выступает в качестве одной из важнейших форм самостоятельной работы студентов. Научный доклад представляет собой исследование по конкретной проблеме, изложенное перед ... изучения дисциплины. 2) Необходимо создать (рационально и эмоционально) максимально высокий уровень мотивации к последовательному и планомерному изучению дисциплины. 3) Необходимо изучить список ...
Американский психолог Морис Розенберг (1965) нашел, что для юношей с пониженным самоуважением типично:
1. Общая неустойчивость образов «Я» и мнений о себе.
2. Они больше других склонны «закрываться» от окружающих, представляя им какое-то «ложное лицо» — «представляемое Я». С суждениями типа: «Я часто ловлю себя на том, что разыгрываю роль, чтобы произвести на людей впечатление» и «Я склонен надевать «маску» перед людьми» — юноши с низким самоуважением соглашались в 6 раз чаще, чем обладатели высокого самоуважения.
3. Пониженние самоуважения, особенно ранимы и чувствительны ко всему, что как-то затрагивает их самооценку. Они болезненнее других реагируют на критику, смех, порицание. Их больше беспокоит плохое мнение о них окружающих.
4. Вследствие этого многим из них свойственны застенчивость, склонность к психической изоляции, уходу от действительности в мир мечты, причем этот уход отнюдь не добровольный. Чем ниже уровень самоуважения личности, тем вероятнее, что она страдает от одиночества.
Факт поступления в вуз укрепляет веру молодого человека в собственные силы и способности, порождает надежду на полнокровную и интересную жизнь. Процесс выбора профессии:
1. На II и III курсах нередко возникает вопрос о правильности выбора вуза, специальности, профессии.
2. К концу III курса окончательно решается вопрос о профессиональном самоопределении.
3. Довольно часто профессиональный выбор человека определяют случайные факторы. Это явление особенно нежелательно при выборе вуза, так как такие ошибки дорого обходятся и обществу, и личности. Поэтому профориентационная работа с молодыми людьми, поступающими в высшую школу, чрезвычайно важна.
Для определения способностей, необходимых для овладения той или иной профессией, которой обучают в вузе, требуется предварительное описание профессиограмм. В соответствии с требованиями, предъявляемыми профессиограммой к психике человека, выделяются три уровня: 1) абсолютно необходимые; 2) относительно необходимые; 3) желательные. Использование этих профессиограмм дает положительные результаты.
Для успешного обучения в вузе необходимвысокий уровень общего интеллектуального развития:
в частности восприятия, представлений, памяти, мышления, внимания, эрудированности, широты познавательных интересов, уровня владения определенным кругом логических операций и т.д.
При некотором снижении этого уровня возможна компенсация за счет повышенной мотивации или работоспособности, усидчивости, тщательности и аккуратности в учебной деятельности.
Для успешного овладения гуманитарными профессиями в вузе человек должен:
1. Обладать ярко выраженным вербальным типом интеллекта, превышающим невербальный в среднем на 16 условных единиц интеллекта.
2. Характеризоваться широтой познавательных интересов, эрудированностью, хорошо владеть языком, иметь богатый словарный запас, уметь правильно его использовать.
3. Точно соотносить конкретные и абстрактные понятия и иметь в целом высокоразвитое абстрактное мышление.
Молодые люди, претендующие на поступление на естественные факультеты, должны обладать:
Самостоятельная работа — высшая форма учебной деятельности ...
... внеклассное время подготовки к урокам. Деятельностный характер самостоятельной работы Самостоятельная работа школьников, рассматриваемая в целом как деятельность, представляет собой многостороннее, полифункциональное явление. Она имеет не ... из важных и широко обсуждаемых проблем преподавания в школе, в вузе. Понятие самостоятельной работы ученика в современной методике преподавания в школе и в ...
1. Высокоразвитым логическим и абстрактным мышлением.
2. Способностью произвольно управлять собственными мыслительными процессами, т.е. быстро и активно сосредоточиваться на интересующем объекте, полностью отвлекаясь от всего остального.
3. Наличием высокой степени концентрации внимания.
4. Высокой степенью строгости и логичности суждений.
Качества ума, необходимые для овладения естественными профессиями, должны быть хорошо сформированы уже ко времени поступления в вуз.
Студенты естественных специальностей отличаются повышенной серьезностью и независимостью суждений. Однако им присущ низкий уровень социабельности, т.е. недостаточно развитое умение общаться с людьми. Интровертированность личности высокозначимо коррелирует с уровнем успеваемости студентов-математиков. Самооценочные суждения у них (особенно о своих социальных свойствах) в основном неадекватны. Себя они знают плохо и в этом плане нуждаются в помощи.
Ведущие компоненты в структуре умственных способностей будущих инженеров — высокий уровень развития пространственных представлений и быстрота сообразительности. Кроме того, им необходимо иметь высокий уровень невербального, т.е. действенно-практического интеллекта.
Адаптация в ВУЗе.
Необходимым условием успешной деятельности студента является освоение новых для него особенностей учебы в вузе:
1. Складывается студенческий коллектив,
2. Формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности.
3. Осознается призвание к избранной профессии
4. Вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта.
5. Устанавливается система работы по самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности.
В проведенных исследованиях процесса адаптации первокурсников к вузу обычно выделяются следующие главные трудности: отрицательные переживания, связанные с уходом вчерашних учеников из школьного коллектива с его взаимной помощью и моральной поддержкой; неопределенность мотивации выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней; неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения и деятельности, усугубляемое отсутствием привычки к повседневному контролю педагогов; поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях; налаживание быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних условий в общежитие; наконец, отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с первоисточниками, словарями, справочниками, указателями.
Социальная адаптация студентов в вузе делится на:
а) профессиональную адаптацию, под которой понимается приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебного процесса, выработка навыков самостоятельности в учебной и научной работе;
б) социально-психологическую адаптацию — приспособление индивида к группе, взаимоотношениям с ней, выработка собственного стиля поведения [1].
Иначе говоря, «под адаптационной способностью понимается способность человека приспосабливаться к различным требованиям среды (как социальным, так и физическим) без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой» [2].
Адаптация — это предпосылка активной деятельности и необходимое условие ее эффективности. В этом положительное значение адаптации для успешного функционирования индивида в той или иной социальной роли. Исследователи различают три формы адаптации студентов-первокурсников к условиям вуза:
1) адаптация формальная, касающаяся познавательно-информационного приспособления студентов к новому окружению, к структуре высшей школы, к содержанию обучения в ней, ее требованиям, к своим обязанностям;
2) общественная адаптация, т.е. процесс внутренней интеграции (объединения) групп студентов-первокурсников и интеграция этих же групп со студенческим окружением в целом;
3) дидактическая адаптация, касающаяся подготовки студентов к новым формам и методам учебной работы в высшей школе.
Спрашивая первокурсников технического вуза: «С чем непривычным, новым встречались вы на первом курсе?» — мы получили следующие ответы: «с иной, в отличие от школьной, организацией обучения» — 49,3%, «с большим объемом самостоятельной работы» — 39,0%, «с особенностями самостоятельной жизни в отрыве от семьи» — 20,2%, «с новыми для меня нормами студенческого коллектива» — 12,4%.
Исследования показывают, что первокурсники не всегда успешно овладевают знаниями отнюдь не потому, что получили слабую подготовку в средней школе, а потому, что у них не сформированы такие черты личности, как готовность к учению, способность учиться самостоятельно, контролировать и оценивать себя, владеть своими индивидуальными особенностями познавательной деятельности, умение правильно распределять свое рабочее время для самостоятельной подготовки.
Многие первокурсники на первых порах обучения испытывают большие трудности, связанные с отсутствием навыков самостоятельной учебной работы, они не умеют конспектировать лекции, работать с учебниками, находить и добывать знания из первоисточников, анализировать информацию большого объема, четко и ясно излагать свои мысли.
Адаптация студентов к учебному процессу (по данным изучения регуляторной функции психики) заканчивается в конце 2-го — начале 3-го учебного семестра.
Одной из главных причин, затрудняющих адаптацию к условиям обучения в институте, свыше 50% опрошенных назвали недостаток времени для самостоятельной работы при подготовке домашних заданий. В связи с этим почти 25% студентов приходят на занятия неподготовленными
Одной из основных задач работы с первокурсниками является разработка и внедрение методов рационализации и оптимизации самостоятельной работы.
Для усиления контроля за учебой студентов в течение каждого семестра устанавливаются три срока, к каждому из которых преподаватель обязан лично сообщить в деканат о текущей успеваемости своих студентов.
Информация, полученная деканатами, распределяется по степени ее важности и содержанию и используется ими непосредственно или передается кафедрам и общественным организациям для оказания помощи отстающим студентам, поощрения успевающих, наказания нерадивых.
Система обучения в вузе в значительной степени рассчитана на высокий уровень сознательности, построена на интересе студентов, ибо формально в ней отсутствует жесткая система ежедневной школьной проверки, «страх» перед учителем, необходимость ежедневно готовить «уроки».
На вопрос: «Как вы предпочитаете готовиться к экзаменам?» — только 9,6% ответили, что они обычно готовятся в течение семестра и во время сессии только просматривают материал, 47,6%, как правило, заново изучают материал всего курса по учебнику и конспектам и 42,8% — только по конспектам.
Для выработки тактики и стратегии, обеспечивающих оптимальную адаптацию студента к вузу, важно знать:
1. Жизненные планы и интересы первокурсника.
2. Систему доминирующих мотивов.
3. Уровень притязаний.
4. Самооценку.
5. Способность к сознательной регуляции поведения.
Условия деятельности студента в вузе — это качественно иная система отношений ответственной зависимости, где на первый план выступает необходимость самостоятельной регуляции своего поведения, наличие тех степеней свободы в организации своих занятий и быта, которые еще недавно были им недоступны.
Процесс адаптации каждого студента идет по-своему. Юноши и девушки, имеющие трудовой стаж, легче и быстрее адаптируются к условиям студенческой жизни и быта, вчерашние школьники — к академической работе.
Во всех вузах обычно специально планируется система мероприятий, способствующая адаптации первокурсников к условиям вуза:
1. работа по формированию и комплектованию академических групп;
2. ритуал «Посвящение в студенты» и чтение курса «Введение в специальность»;
3. выступления ведущих преподавателей в группах;
4. знакомство с историей вуза и выпускниками, прославившими его;
5. организация консультационных пунктов в общежитии силами преподавателей и студентов-первокурсников;
6. введение ежемесячной аттестации, что позволяет контролировать самостоятельную работу студентов, вовремя оказывать им необходимую помощь.