Примерные ответы по вопросам государственного экзамена по дисциплине «Психология» Специальность «Педагогика и психология» Составитель: к.Пс.Н., доцент Люки

Примерные ответы по вопросам государственного экзамена по дисциплине «Психология» Специальность «Педагогика и психология» Составитель: к.Пс.Н., доцент Люкин в.В.

  1. Психология как наука. Предмет психологии. Принципы психологии. Методология и методы психологии. Этапы становления психологии.

Наука — область деятельности ученых-исследователей, результатом которой являются объективные и достоверные знания. Науки делятся на: естественные и общественные (социальные).

Задача естественных наук: открывать механизмы и законы жизни и развития живой и неживой материи.Задача общественных наук: вскрывать социальные законы и механизмы, по которым живет и развивается человеческое общество.

Психология, по утверждению систематика наук, академика Б. Кедрова, находится на пересечении естественных и общественных наук, потому что основные носители ее предмета — люди, обладающие психикой и сознанием и являются одновременно природными и социальными существами. Эта наука возникла в античной древности и прошла многовековой (2,5 тысячи лет) путь развития. За это время неоднократно трансформировалось представление о ее научном предмете. У античных мыслителей Гераклита, Демокрита, Платона, Аристотеля и др. предметом психологии выступает душа. В последующем ее место займет, благодаря Х. Вольфу, психика. Затем вместо нее появится сознание. На рубеже Х1Х-ХХ вв. усилиями американских бихевиористов оно (сознание) будет заменено поведением. Фиксируя такую необычную картину развития научной психологии, психолог Братусь отметит, что становление и развитие научной психологии явилось процессом постоянных самоотрицаний своего предмета.

В развитии психологии принято выделять: а) донаучный и б) научный периоды. «У психологии длинное, длинное прошлое и короткая история» — отмечал Г. Эббингауз.Донаучный— это период умозрительных построений и результат интроспективных обобщений. Началонаучногопериода принято ассоциировать с именем В. Вундта, который в 1879 году организовал в Лейпциге (Германия) лабораторию по экспериментальному изучению психофизических процессов. Через эту лабораторию пройдут многие видные, в последующем, зарубежные и отечественные психологи: Оллпорт, С. Холл, Н. Ланге, Сеченов и многие другие.

5 стр., 2014 слов

Психология Этапы развития психологии

... Появление собственно психологического метода — интроспекции Развитие психофизических исследований и первых работ по психологии масс Психология Возрождения и Нового времени Сознание — его содержание и пути ... , особенно в предвоенные годы. Это направление находилось под влиянием таких наук, как физика и математика. Яркими представителями являются Курт Левин (1890 ...

В настоящее время психология — многоотраслевая наука, насчитывающая более 40 самостоятельных ответвлений (Б.Ф.Ломов).

Наиболее заметными среди них являются: социальная, педагогическая, возрастная, инженерная, космическая, медицинская, спортивная и т. п. психологии. Каждая из них имеет свой предмет, научные задачи и методы, с помощью которых их решает, открывая законы психической деятельности и создавая свои научные теории.

Научные знания отличаются: а) объективностью; б) точностью; в) воспроизводимостью; г) прикладной полезностью; д) прогностичностью (прогностическая точность зависит от качества научной теории).

Психологические знания добываются учеными, которые руководствуются исследовательскими принципами и методами. Долгое время в психологии использовалсяпринцип интроспекционизма, согласно которому психику (душу) можно изучать субъективным методом самоанализа. Ибо, как утверждали сторонники данного подхода «чужая душа — потемки», изучать ее объективно невозможно.

Большой вклад в разработку принципов научной психологии внесли отечественные психологи И.П.Павлов, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев и др. Ими были сформулированы: а) принцип объективности; б) принцип историзма; в) принцип опосредованности (внешнее через внутреннее); г) принцип деятельности; д) принцип развития и т. п.

Психология прошла в своем развитии длинный исторический путь. Первые психологические знания возникли в античное время. Они связаны с такими именами как Гераклит, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель, Гиппократ. Каждым из них была создана оригинальная психологическая теория или концепция. Некоторые из них, например, гуморальная теория темперамента Гиппократа с центральной идеей «красиса» не утратила своей значимости и сегодня. В последующем были разработаны множество других научных теорий. Особенно плодотворным в развитии психологии оказался ХХ век. Были созданы: бихевиоризм, психоанализ, когнитивная психология, деятельностная психология, культурно-историческая теория Л.С.Выготского и мн.др.

2 стр., 978 слов

Теория функц. систем Анохина

Теория функциональных систем П К. Анохина как основа поведения человека в ...

  1. Основные психологические теории и их взаимосвязь. Теория деятельности. Проблема личности в психологии. Когнитивная психология.

Любая наука живет и развивается благодаря своим теориям. Научная теория есть форма существования и средство развития научного знания. Научная теория является обобщением огромного (колоссального) эмпирического (экспериментального) опыта.

Существуют хорошие и плохие научные теории. Хорошиетеории: а) точно отражают наблюдаемое; б) являются полезными для практики; в) с их помощью можно с большой точностью предсказывать (прогнозировать) и объяснять происходящие (наблюдаемые) события; г) содержащиеся в теории утверждения не вступают в противоречия по отношению друг к другу; д) отличаются внутренней согласованностью и непротиворечивостью; е) утверждения, используемые в теории опираются на доказанные факты.

За время существования и развития психологии были разработаны множество теорий. Еще в античные времена Демокрит создал атомарную теорию, Гиппократ — гуморальную теорию темперамента. Геккель создал теорию биогенетической рекапитуляции, согласно которой в период внутриутробной жизни плод повторяет все этапы биологической эволюции. Опираясь на эту теорию, С. Холл создал теорию психологической рекапитуляции, согласно которой в период детства дети повторяют основные этапы социальной истории.

Особенно продуктивным в деле создания научно-психологических теорий оказался ушедший в историю ХХ век.

Зарубежнымиучеными были созданы: а) бихевиориальная; б) гештальт-психологическая; в) когнитивные; г) персоналистические; д) психоанализ З. Фрейда; е) экзистенциальные теории личности, ярким примером которых является гуманистическое направление А. Маслоу, К. Роджерса и др.

Советскими учеными были разработаны: а) культурно-историческая теория развития Л.С.Выготского; б) деятельностная теория А.Н.Леонтьева; в) теория интегральной индивидуальности В.С.Мерлина; г) теория развивающего обучения Эльконина и Давыдова; д) теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина и Н.Ф.Талызиной.

Важным фактором создания научных теорий является научная борьба. Вышеназванные теории Выготского и Леонтьева возникли как оппозиция (антитеза) господствующим на Западе бихевиориальной и психоаналитической теориям. Они были направлены, как выразился Л.С.Выготский, против поверхностного бихевиоризма и глубинного психоанализа.

2 стр., 740 слов

Презентация на тему: ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ

... части лимбической системы. ТЕОРИЯ ЛИНДСЕЯ—ХЕББА. Психоорганическая теория эмоций (так условно стали называть концепции Джемса—ЛангеиКэннона—Барда)получила дальнейшее развитие под влиянием электрофизиологических ... , когда субъект располагает психологически противоречивой информацией об объекте. ПСИХИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ: ТЕОРИЯ КОГНИТИВНОГО ДИССОНАНСА С. Шехтер, раскрыл роль памяти и мотивации ...

Культурно-историческая теория Л.С.Выготскогоподчеркивает роль культуры в деле возникновения, сознания и его развития. Благодаря усвоению знаков (культуры), отображающих исторический опыт человечества, низшие психические функции становятся высшими психическими функциями. Низшие психические функции функционируют по правилам непосредственности, непроизвольности, а высшие — по правилам осознанности, произвольности.

Теория деятельности Леонтьеваподчеркивает роль и значение активной деятельности отмечает роль и значение активной деятельности в деле развития психики и возникновения сознания на филогенетическом и онтогенетическом уровнях развития.Деятельностьрассматривается как определяющий фактор психического развития. В период детства дети овладевают манипулятивной, предметной, сюжетно-ролевой, игровой, учебной деятельностью. Они выступают локомотивом психического развития.

Современная психология располагает огромным количеством научных теорий личности, в которых дается объяснение, что представляет собой человек, как носитель природных и социальных качеств и черт.

Все существующие психологические теории можно разделить на: а) социологизаторские, в которых социальное поведение людей в обществе объясняется с точки зрения социальных факторов, обучения и воспитания, например, бихевиориальные теории социального научения; б) биологизаторские, в которых социальное поведение выводится из биологических качеств человека, например, теория инстинктов социального поведения Мак-Даугола, психоаналитическая теория личности З.Фрейда.

По другой классификации теории личности делятся на: а) идеографические и б) номотетические. Идеографические теориинаправлены на объяснение несочетаемых черт и качеств, которые умещаются в одной личности (Фрейд, Юнг).

4 стр., 1744 слов

Виды и функции эмоций. Проблема эмоций в психологической литературе. Понятие и значение эмоций. Теории эмоций

... изменения были названы органическими проявлениями эмоций. Именно органические изменения по теории Джемса-Ланге являются первопричинами эмоций. Отражаясь в голове человека через систему обратных связей ... к лицу, принятие угрожающих поз. Некоторое сглаживание эмоций у социализированного человека происходит за счет возрастания у человека роли волевой регуляции. В критических же ситуациях ...

Идеографические теории направлены на объяснение индивидуальных качеств и черт, которыми отличаются люди между собой, и построение типологических портретов.Когнитивные теорииполучили развитие в 50−60-е годы. Их возникновение было обусловлено созданием компьютеров. Потребовались программы для их работы. Для их создания нужны были модели. В качестве таковых использовался интеллект человека. Он тоже создает поведенческие программы, которые воплощаются в совершаемых людьми поступках и действиях.

  1. Понятие об эмоциях и чувствах. Функции, значение и внешнее выражение эмоций. Эмоциональные состояния и их характеристика.

Однажды французский психолог Рибо остроумно заметил, что «Эмоции — цыгане нашей психики, племя кочующее и погибающее». Но пока эмоции современного рационализированного человека еще не умерли, они выполняют важные витальные и поведенческие функции: а) сигнализирующую; б) мобилизующую; в) оценочную; г) отношенческую.

Сигнализирующая функциявыражается (состоит) в том, что эмоции сообщают их носителю об источниках, несущих радость, вред и опасность. Собака при встрече с хозяином радуется, выражая свое чувство своеобразными движениями: она ластится, виляет хвостом и т. п. Примерно такое же поведение мы можем наблюдать при встрече двух любящих людей. Но эмоции сигнализируют об опасности предметов, несущих реальную или потенциальную угрозу. Это могут быть высота, пропасть, хищник, ядовитая змея, любой опасный предмет.

Мобилизующая функциясвязана с включением резервных сил организма в ситуациях бегства от опасности, выражения бурной радости в ситуациях борьбы.

Оценочная функциясопряжена с оценкой характера жизненной ситуации. Если она не представляет опасности и не содержит в себе источника радости, то эмоции спят или дремлют. Но они включаются и приведут сигнализирующую или мобилизующую функции эмоций как только она изменится.

4 стр., 1656 слов

Исследование эмоций в отечественной психологии

... эмоциональной сферы проводилось в различных психологических теориях: физиологичеcкие, психодинамичеcкие (мотивационные) и когнитивные. Ч. Дарвин объединил эмоции человека с соответственными аффектами и реакциями ... теорию эмоций К. Анохина; 4. определить роль информационной теории эмоций П. В. Симонова в психологии; 5. изучить теорию эмоций С. Л. Рубинштейна; 6. выявить место теории эмоций ...

Отношенческая функциявыражает характер отношения и жизненной ситуации. Она может быть со знаком «+» или со знаком «- «. поэтому 2,5 тысячи эмоций, которые насчитал Изард, носят биполярный характер и лишь немногие эмоции являются амбивалентными, т. е. двойственными, например, изумление.

Выполняя вышеназванные функции, эмоции у животных и людей имеют внешнее выражение. Они выражаются в позах, телодвижениях, мимике, походке. Большинство из них носят межкультурный, интернациональный характер. Они одинаково понятны представителям разных культур и этносов. Эмоции радости, восторга, восхищения, страха, уныния, тревоги одинаково выражаются африканцами, европейцами, азиатами. Но существуют культуральные опосредования и гендерные различия. Мужчины и женщины чувство радости выражают неодинаково. Высокообразованный и воспитанный человек их выражает иначе, чем плохо воспитанный. У детей эмоции выражаются ярче, чем у взрослых.

Теории эмоции направлены на объяснение природы и механизма эмоций. Наиболее известны: а) физиологическая теория эмоций У. Джемса (амер.) и К. Ланге (датч.) — сокращ. Джемса-Ланге; б) висцеральная теория Кеннона-Барда; в) информационная теория П.В.Симонова.

Согласно физиологической (физиогномической) теорииДжемса-Ланге природа эмоций связана с физиогномическими вазомоторными изменениями организма. По этой теории возникновение грусти, радости, тоски, печали обусловливается соответствующими этим эмоциям вазомоторными проявлениями: позами, мимикой, движениями. Непосредственно за восприятием возбуждающего фактора возникают телесные изменения, которые, в свою очередь, провоцируют возникновение эмоций. «Займите позу грустящего человека и вами скоро овладеет это чувство» — утверждал Джеймс. По этой теории: мы грустим, потому что плачем, а не наоборот: мы плачем, потому что нам грустно.

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... в менеджменте, исследование поведения людей в организации, на основе которых сформировал теории: теория Х – «теория понукания» теория У – «теория гуманизма» теория Z – «теория группизма» М. Паркер ... изменении состояния внешней среды. пропорциональность производства и управления, соотносительность развития основного и вспомогательного производства. соотносительность и адекватность управляющей и ...

По висцеральной теорииКеннона-Барда эмоциональными состояниями животных и людей управляют подкорковые центры, в которых, в свою очередь, имеются так называемые «центры рая», отвечающие за положительные эмоции, и «центры ада», сопряженные с отрицательными эмоциями. Раздражение этих центров электрическим током вызывает соответствующие эмоциональные состояния.

По информационной теории П.В.Симонова, природа эмоций связана (обусловлена) с информационным обеспечением. Эмоции возникают в условиях и ситуациях информационного голода. В ситуации неопределенности обычно возникает чувство тревоги, беспокойства. В условиях, когда имеется информационное обеспечение, эмоции с их основными функциями мобилизации, активизации поведения дремлют. Этот взгляд на природу эмоций выражается с помощью следующей формулы И=1, Э=0; И=0, Э=1, где И — информация, Э — эмоция.

Для обозначения эмоционального состояния используются термины: а) фрустрация; б) стресс/дистресс; в) страсть; г) настроение.

Фрустрация— термин, используемый для обозначения психических состояний людей в условиях возникновения непреодолимых препятствий внешнего или внутреннего характера (происхождения) на пути к желанной и значимой для человека цели. Примерывнешних препятствий: ограниченные конкурсные места в ВУЗы, на престижные, высокооплачиваемые работы и т. п. Примерывнутренних препятствий: любовные треугольники, когда требуется остановиться на одном из двух объектов любви, двое взаимоисключающие, но одинаково привлекательные для индивида цели и т. п.

Фрустрирующие ситуации вызывают у одних людей агрессию, у других — уныние, отчаяние, депривацию деятельности и рассогласование сознания. В крайних случаях они могут суммироваться и вызывать состояние глубокой депрессии.

Конструктивным психотерапевтическим средством преодоления деструктивных фрустрационных ситуаций является: отказ от невыполнимой цели, притягательного объекта, переориентация на новые достижимые цели и объекты.

Стресс— термин, введенный Г. Селье для обозначения неспецифических реакций, наблюдаемых в состояниях физических заболеваний вирусной этиологии. Развитие таких болезней, как первым заметил 18-летний студент медицинского отделения Пражского университета, коим был Г. Селье, происходит по повторяющемуся сценарию. Его элементы складываются из: а) стадии шока, когда вирус проник в организм, но он еще не знает, какую тактику использовать; б) выбор тактики на сосуществование, если он не опасен или тактики борьбы, если он представляет опасность; в) вступление в стадию борьбы и ее ведение; г) стадия победы или поражения.

Позднее понятие «стресс» стало использоваться для описания поведения людей в напряженных ситуациях. Стресс стал пониматься как состояние напряжения. В этом смысле стресс выполняет важную мобилизующую силу, существенно усиливая психологические силы и возможности людей. Известна многим позитивная роль стресса при подготовке к экзамену, ответственному выступлению на научной конференции, спортивном соревновании и т. п. Однако, мобилизующая функция «работает» до определенного уровня «высоты» и трудности. Часто они опосредованы типологическими особенностями нервной системы. Для лиц со слабой нервной системой даже незначительная ситуация напряжения вызывает обратное мобилизующему деструктивное состояние дистресса. В целом роль стресса позитивна, а роль дистресса деструктивна.

Страсть— сильное, всеохватывающее чувство. Оно обычно доминирует над другими чувствами, всецело концентрирует индивида на предмет страсти, часто делая разумных людей неразумными. Страсть является одним из проявлений любви, нередко наблюдается на начальной ее стадии и продолжается не более двух месяцев. Другим распространенным проявлением страсти являетсяфанатизм— непоколебимая и отвергающая любые альтернативы приверженность индивида к определенным вещам, поступкам и действиям.

  1. Познавательные психические процессы. Их значение и роль в жизнедеятельности людей. Методы исследования познавательных процессов.

К познавательным психическим процессам относятся: ощущения, восприятия, память, мышление, воображение. Их объединяет то, что благодаря им, осуществляется отражение и познание окружающих предметов и объектов.

Вниманиене является познавательным процессом, потому, что оно направляет и контролирует познавательную деятельность. Оно присутствует в каждом из них, выполняя свою направляющую функцию (Н.Ф. Добрынин).

Благодаря ощущениямлюди узнают об отдельных сторонах и качествах окружающих предметов. Об их твёрдости — мягкости, холодности — теплоте, цветах, запахах. Ещё древние выделяли 5 органов чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкусовые. В связи с этим различаются соответствующие ощущения.

Процессы ощущений протекают по определенным правилам и законам. Они изучались психофизиками Эрнстом Вебером и Густавом Фехнером. Ими были установлены законы: а) порогов (нижнего и верхнего) и ощущений б) различительной чувствительности.

Благодаря восприятиямобеспечивается целостное структурное отображение воспринимаемых объектов. Когда видим розу, воспринимаем её не как сумму, состоящую из цвета, стебля, шипов, ее величины, а как целостную форму, в которой все элементы неразрывно связаны между собой и образуют целостный образ розы.

Законы восприятия изучались гештальтпсихологами: М. Вертгеймером, В. Келером, К. Коффкой и др. Ими были выявлены следующие законы восприятия: а) законы фигуры и фона б) прегнантности (доведение до определённой формы) в) трансфункции г) завершённости (всего было открыто более 140 законов восприятия.

Благодаря памятиобеспечивается: а) запечатление б) сохранение и в) воспроизведение воспринятой информации. Такое запечатление может быть а) непроизвольным и б) непроизвольным.

Существует ряд приёмов непроизвольного запоминания: а) выделение смысловых центров б) логическая переработка в) психотехнические приемы запоминания.

Г. Эббингауз изучал законы запоминания и забывания с помощью эксперимента, в котором использовались бессмысленные слоги. Большой вклад в изучение памяти внесли П. П. Блонский, А. А. Смирнов.

Благодаря мышлениюдостигается опосредованное отражение действительности с помощью построения логических конструкций, результатом которых являются умозаключения. По многомерной теории интеллекта, мышление выполняет: а) аналитические б) творческие и в) практические (адаптивные) функции

Широкую известность получила адаптивная функция интеллекта, разработанная Ж. Пиаже.

  1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии. Факторы, определяющие развитие возрастной психологии как науки. Исторический очерк.

Возрастная психология является весьма заметной научной отраслью в архитектуре современной психологии. Её научным предметом является изучение динамики, механизмов и законов, определяющих и объясняющих ход и характер возрастных изменений в цикле онтогенетической жизни человека.

Задачиэтой отрасли:

  • установить и систематизировать факторы, участвующие и влияющие на динамику и характер возрастных изменений в онтогенетическом процессе;
  • выделить возрастные этапы онтогенеза и дать содержательно-психологическую характеристику каждому из них;
  • разработать психологические теории возрастного развития, способные объяснить характер и динамику возрастных изменений в онтогенезе, смену возрастных стадий в развитии и обеспечить варианты прогноза в возрастном развитии индивида.

В возрастной психологии используются те же научные методы, что и в других отраслях. С учётом специфики предмета научной отрасли применяемые тестовые измерения производятся в двух вариантах лонгитюда: а) продольном б) поперечном.

Факторами, которые способствовали отпочкованию возрастной психологии в самостоятельную отрасль, послужил особый интерес к детству как удивительному феномену в онтогенетической жизни. Вплоть до 17 века в немецком языке «дурак» и «ребенок» были синонимами. Толчком послужили дневники Ч. Дарвина, в которых он вел записи об эволюции психологических качеств своих детей. Большую роль сыграли дневники немецких психологов — супругов Штерн. В русской истории огромную роль в становлении и укреплении позиций возрастной психологии сыграли дневники Л. Н. Толстого и его дилогия «Детство и отрочество». Значительный вклад в понимание детского интеллекта, его характерных особенностей и стадий внес Ж.Пиаже. Он первым с большой убедительностью показал, что маленький ребенок — не уменьшенная копия взрослого, а качественно своеобразная сущность. Это удивительный для исследователей, родителей и педагогов предмет исследования.

  1. Категория развития. Теория психического развития. Источники, движущие силы и условия психического развития. Механизмы развития личности.

Категория «развития» является едва ли не универсальным научным понятием. Этим понятием пользуется естественные науки, историки, обществоведы. В возрастной психологии оно является центральным. Под развитием возрастные психологи понимают онтогенетические изменения, выводящие индивида на качественно новый уровень возрастно-психологических возможностей в сферах общения, интеллекта, учёбы, выполняемой деятельности.

Критериями развития являются: поступательность, необратимость. Свидетельствами развития служат: структурно-функциональные изменения, о чём настойчиво подчёркивал в своём работах Л. С. Выготский.

Разработано немало психологических теорий развития, каждая из которых даёт своё объяснение онтогенетическим изменениям качественного характера. Наиболее известными являются: а) культурно-историческая теория Л.С.Выготского б) деятельностная теория А. Н. Лентьева в) операционная теория развития интеллекта ребёнка Ж. Пиаже г) теория морального развития Колберга д) теория эпигенетического развития Э. Эриксона.

7. Проблема периодизации психического развития. Понятие возраста. Основные структурные компоненты возраста. Понятие сенситивности, возрастного кризиса

Проблема периодизации является центральной для возрастной психологии. В её решении реализуется два научных подхода а) линейный (непрерывный) и б) дискретный (ступенчатый).

Первый разделяется гуманистическими психологами (А. Маслоу, Оллпорт, К. К. Роджерс).

Они считают, что жизнь каждого индивида складывается из уникально-неповторимых событий и не может укладываться в стандартные рамки и схемы возрастных периодов и ступеней. Для отображения этой позиции обычно используют метафору сопки. По этой метафоре уникальная жизнь каждого индивида складывается из непрерывного процесса, — сначала медленного восхождения на вершину, продвижения по ней, после которой начинается спуск к противоположному ее основанию.

Большинство зарубежных и отечественных психологов реализуют в своих работах дискретный подход, согласно которому онтогентическая жизнь складывается из ступеней. Для отображения этой научной позиции используется метафора лестницы. Согласно ей онтогенез формируется из сменяющихся друг друга возрастных ступеней (этапов).

Каждая из них характеризуется своим неповторимым психологическим своеобразием.

Поскольку возрастное развитие обуславливается множеством факторов и свидетельствуется разными возрастными изменениями, возникает научная проблема, связанная с выделением маркеров, фиксирующих динамику онтогенетических изменений. В концепции Пиаже такими критериями выступают изменения в интеллекте ребёнка. У Фрейда — это смена эрогенных зон. В концепции Эльконина — это смена ведущей деятельности.

Развёрнутую концепцию возрастного развития в рамках культурно-исторической концепции даёт Л. С. Выготский. Базисным условием психического развития в этой теории выступает культура с выработанными в ходе исторического процесса знаниями, которые запечатлены в символах-знаках, которые являются её хранителями и носителями. Усвоение её обеспечивает превращение низких психических функций в высшие. Характер психического развития обуславливается социальной ситуацией развития, которая может тормозить возрастное психическое развитие. Пружиной развития в концепции Л. С. Выготского выступает «возрастной кризис», благодаря которому разрушается мешающая дальнейшему онтогентическому движению социальная ситуация развития. Показателями качественных изменений в концепции Выготского служат новообразования — необратимые структурные изменения, которые поднимают индивида на новую возрастную ступень.

Таким образом, возраст — есть ограниченная временными рамками ступень онтогенеза с характерной для нее динамикой и единством структурно-функциональных качеств и свойств личности как субъекта деятельности и развития.

8. Взаимосвязь обучения, воспитания и развития в онтогенезе. Отклонения в психическом развитии. Развитие личности в экстремальных условиях и условиях депривации.

Обучение, воспитание и психическое развитие являются неотъемлемыми условиями полноценной социализации в любом цивилизованном обществе. Вне этих процессов психическое развитие протекает по сценарию Маугли. Когда говорят об обучении, имеют в виду работу с познавательной сферой, интеллектом ребёнка.

Центральной задачей обучения является когнитивное развитие. В современном постиндустриальном и информационном обществе оно конкретизируется двумя ориентирами: а) умением находить и актуализировать нужные и полезные знания; и б) умением их правильно использовать при решении широкого класса учебных и внеучебных задач, связанных с творчеством, спортом, общением, реализацией способностей и т. п.

Воспитание предполагает работу с душой ребёнка, с его личностью. Целевым ориентиром правильного воспитания является нравственное развитие на основе интериоризации нравственных идеалов и ценностей, зафиксированных в религии, лучших образцах литературы, народных традициях. Когда нравственные ценности становятся личными убеждениями, их исполнение становится внутренней потребностью личности и важным свидетельством воспитанности гражданина. Нравственные ценности определяют отношение: к человеческой жизни, к труду, к природе, к другим людям, отношение к самому себе и т. д.

Моральные ценности, усвоенные на уровне разума, но не принятые душой, делают людей циниками. Об условиях и средствах преодоления этого вредного воспитательного результата первым предупредил и показал, как его избегать, В. А. Сухомлинский, создав свою уникальную «школу радости», в которой приоритетом было формирование личности на основе развития души ребёнка, способностей сочувствовать, сострадать, сопереживать. Конечно, речь шла не о противопоставлении воспитания и обучения. В системе Сухомлинского акцент делается на воспитание. Указывается, что избыточный упор на когнитивное развитие делает людей чёрствыми, безучастными и равнодушными.

В 90-е годы была сделана попытка «растворить» воспитание в образовании и поставить его «вне закона». В Федеральном законе «Об образовании» отсутствует понятие «воспитание». Такая политика оказалась крайне ошибочной, и очень скоро дала о себе знать в таких пагубных последствиях, как рост подростковой преступности, наркомания, циничность, непатриотичность и т. п.

Следует учитывать, что в процессе воспитания, основой которого является интериоризация нравственных категорий в личные убеждения, участвуют несколько иные психологические механизмы, чем в обучении. К ним, прежде всего, относятся: а) личный пример взрослых б) подражание в) идентификации г) переживания. Огромно воспитательное значение переживаний, обусловливаемых событиями жизни, биографии и поступка показали С. Л. Рубинштейн, Ф. В. Василюк, Н. А. Логинова и др.

Отклонения от нормы имеют два измерения: а) интеллектуальное и б) личностно — поведенческое. Для их оценки используются статистические критерии. Для фиксации интегративного отклонения от статистической нормы используется термин «психологический дизонтогенез», конкретизируемый понятиями: а) ретардация (общее или частичное запаздывание в развитии психических функций); б) ассинхрония (диспропорциональное, несогласованное развитие); в) регрессия (приостановка в развитии).

Для обозначения поведенческих отклонений используется термины: а) ШПД (школьная психологическая дезадаптация); б) ассоциальное поведение; в) преступное (девиантное) поведение (С. А. Беличева, 1993).

9. Основные этапы психического развития человека. Методы изучения возрастных особенностей и проблемы развития

По утверждению большинства авторитетных психологов (Выготского, Эльконина, Петровского, Пиаже, Колберга, Эриксона, Фрейда и др.) возрастное развитие носит ступенчатый характер. В качестве основных ступеней онтогенеза обычно выделяются: а) детство б) зрелость в) старость. В свою очередь, каждый из названных периодов имеет свои подпериоды. Детство — это возрастной период развития, который начинается с момента рождения и продолжается до наступления полной психологической и социальной зрелости. (Л. Ф. Обухова) Продолжительность детства опосредуется историческим временем. Оно может растягиваться во времени, но может и сокращаться (Д.Б.Эльконин).

Как писал А. П. Чехов: «В детстве у меня не было детства». У многих детей, родившихся незадолго до Великой Отечественной войны, оно и вовсе выпало. Они рано повзрослели, встав за станки на оборонных заводах, выполняя крестьянский труд в деревне. Детство многих современных детей растянуто во времени, некоторые из них достигают взрослости позднее своих сверстников. Их называют инфантами. Отдельные жизненные ситуации могут способствовать взрослению. В ноябре 2009 года телевидение показывало сюжет, в котором рассказывалось, как семилетняя девочка из г. Перми в течение месяца ухаживала за своим больным отцом.

Детство, в свою очередь, делится на периоды: новорожденности, младенчества, раннего и дошкольного детства, младшего школьного детства, подросткового детства, юности. Зрелость — это свидетельство самостоятельности. Его показателем является: ответственность и способность отвечать за свои поступки и принимать взвешенные решения.

Отклонения от нормы в психическом развитии могут касаться: а) гностической сферы и не касаться личностной сферы; б) воспитательной сферы и не касаться гностической (интеллектуально развит, но не воспитан); в) чаще одновременно касается и гностической и нравственной сферы (нравственные и интеллектуальные уроды).

Отклонения могут носить временный возрастной характер, чаще совпадающий с подростковым возрастом и устойчивый личностный характер. В интеллектуальном развитии — это психологический дизонтогенез, обусловливаемый: а) одними врождёнными; б) приобретёнными качествами; в) врождёнными и приобретёнными одновременно. По типам — это дебилы, педагогически запущенные дети.

Критерием выделения отставания служат статистические критерии, диагностируемые интеллектуальными тестами М = 100. 100−18=82. 100+18=118. норма в интервале от 82 до 118. Организация такой работы регулируется государством на принципах комплексности. Такая работа проводится предусмотренными законом комиссиями, состоящими из врача, психолога, педагога. Экстремальные условия — это особые неблагоприятные условия для развития, обуславливаемые: а) социально-исторической средой б) воспитательной средой семьи (отсутствие любви, физические наказания, отсутствие еды, побои); в) социальное окружение сверстников.

10. Предмет и задачи педагогической психологии, концепции психологического процесса и их психологические основания.

Педагогическая психология— самостоятельная отрасль научной психологии, образованная на стыке двух наук — психологии и педагогики.Предметом научной психологииявляется: психика, душа, сознание и поведение.Предметом педагогикиявляются методы обучения, воспитания.

Используется два варианта интегрированияэтих двух наук при её выделении в самостоятельную отрасль. Взарубежномварианте (Э. Стоунс, Г. Лефрансуа, Ж. Пиаже и др.) на первое место выдвигается психология, а второе, производное, место отводится педагогике. В результате получается «психологическая педагогика» (см., например, учебник Э. Стоунса, профессора Ливерпульского университета, пер. на рус. яз., 1984 г.)

В отечественномварианте интегрирования обычно на первое место ставится педагогика, а второе занимает психология и получается «педагогическая психология». Тем самым, подчёркивается приоритет педагогических методов и средств и их определяющее значение в деле обучения, воспитания и развития детей. Такой подход первым использовал Л. С. Выготский, ещё в 30-е годы, написав учебник «Педагогическая психология». С его лёгкой руки введенный вариант формулировки прочно закрепился. В настоящее время его абсолютная точность подвергается некоторым сомнениям (см., например, у В. П. Зинченко в его книге «Живое знание. Психопедагогика, 2000 г.)

Тем не менее, педагогическая психология является весьма заметной областью в галерее психологических знаний. Она имеет свой предмет, научные задачи и методы, с помощью которых их решает. Она всё более укрепляет свой научный статус и свою прикладную значимость.

Предметом педагогической психологииявляется изучение, систематизация, открытие и объяснение психологических факторов, психофизиологических механизмов и законов, участвующих и объясняющих ход, характер и результативность процессов обучения, воспитания и развития обучаемых. Сюда же относится профессиональная деятельность, личность учителя и его педагогическое общение.

Задачейпедагогической психологии является: создание фундаментальных и прикладных, научно выверенных концепций и теорий: обучения, воспитания и профессиональной деятельности педагогов.

Широкую научную известность и прикладную значимость получили теории научения и обучения, разработанные на базе известных психологических теорий бихевиоризма (Уотсон, Э. Торндайк, Э. Скиннер), деятельности (А. Н. Леонтьев, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина и др.), когнитивной психологии (Ж. Пиаже, Д. Брунер), гуманистической1 психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, В. А. Сухомлинский) и многие другие.

Бихевиориально-ориентированные психологии сконцентрированы на создание и совершенствование стимульных средств, способных активизировать процесс обучения и оказать позитивное влияние на его результаты (например, теория оперантного научения Скиннера, реализуемая посредством оперантного подкрепления и оперантного обусловливания), последовательных приближений, жетонных стимулов и т. п.

Усилия деятельностных психологов направлены на системную разработку развивающих технологий через овладение учениками учебной деятельностью как условием и базисным средством развития их интеллектуальных и креативных качеств и способностей (теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной, теория развивающего обучения В. Давыдова и Д. Б. Эльконина, теория развивающего обучения Л.В.Занкова).

11. Профессиональная подготовка и личностное развитие учителя. Педагогическая деятельность: мотивы, структура, стили, способности. Психологические способности организации педагогической деятельности

Профессиональная подготовка учителей ведётся в высших учебных заведениях — в педагогических институтах и университетах. Содержание и уровни их подготовки определяются и регулируются ГОС высшего профессионального образования. Выпускники ВУЗов получают диплом, свидетельствующий об их специальности и квалификации. Профессиональная подготовка сопряжена с личностным ростом и профессиональным развитием будущих специалистов в период обучения в ВУЗе и выполнения профессиональных обязанностей в конкретном звене образовательной системы. Личностный рост и развитие предполагает перманентную, невыключаемую работу над совершенствованием профессиональных, нравственных, морально-личностных, этических, волевых, аффективных качеств. Только вкупе с ними раскрывается профессиональное мастерство, формируется собственный и продуктивный стиль деятельности.

Педагогическая деятельность относится к разряду массовых профессий. В ней преимущественно заняты учителя — женщины. Как многие деятельности, педагогическая отличается своими особенностями — это: а) синтез образовательных и воспитательных функций, б) публичность, в) сдвинутость результатов труда во времени, как у садовода, г) нессиметричный характер общения.

В структуру педагогической деятельностивходят: мотивы, инструментальные средства. Мотивы раскрывают побуждения их субъектов к выполняемой деятельности. Зачастую они сопряжены не с материальными, а скорее моральными ориентирами и особой предрасположенностью к детям. Инструменты педагогической деятельности складываются из заимствований профессиональных технологий обучения, разработанных эффективными учителями — новаторами. Наряду с этим они являются результатом собственных профессиональных находок и проверенных на практике дидактических методов и средств, образующих основу индивидуального стиля педагога. Наличие собственного стиля — есть верный показатель мастерства и высокого профессионализма учителя (Е.А.Климов, В.С.Мерлин).

Особое место в педагогической психологии занимает изучение педагогических способностей. Под педагогическими способностямипонимаются такие индивидуально-психологические качества и свойства учителя, наличие которых позволяет достигать высоких результатов в выполняемой деятельности.

Большой вклад в понимание педагогических способностей внесли исследования Н. В. Кузьминой и В. А. Крутецкого. Работая параллельно в Санкт-Петербурге и в Москве, эти учёные выделили 12 структурных единиц (элементов), определяющих педагогические способности. К ним относятся: любовь к детям, дидактические умения, перцептивные умения, суггестивные умения, глубокие и широкие знания по преподаваемому предмету, организаторские умения и т. п.

Для успешной работы каждого учителя необходимо: обеспечить комфортные условия для его профессиональной деятельности через оснащение современными информационными, аудиовизуальными средствами, учебно-методическими пособиями; повышение заработной платы, создание условий для профессионального развития и личностного роста.

12. Психология психологического воздействия. Приёмы и техники управления учащихся на уроке. Психология обучения. Концепция обучения. Учебная деятельность. Мотивы учения

Педагогическое воздействие— базисный элемент педагогической деятельности. Профессиональные учителя, владеющие этим умением, добиваются высокой результативности при выполнении образовательных и воспитательных задач. Педагогическое воздействие — это комплексное качество. Оно складывается из многихпрофессиональных умений учителя: а) установить деловые отношения с учениками и уметь сохранять их на протяжении длинных отрезков времени, б) вызывать интерес учеников к учению в целом к выполнению конкретных учебных заданий в частности; в) пробуждать творческие наклонности учеников посредством системного включения в учебный процесс дивергентных задач, г) владеть искусством профессионального общения; д) пробуждать и закреплять в обучаемых нравственные наклонности и т. п.

Особую роль в деле педагогического воздействия играют психологически выверенные технологии преподавания. Видное место среди многих занимает теория развивающего обученияВ. В. Давыдова и Д. Б. Эльконина. При её использовании ученики легче и быстрее овладевают учебной деятельностью. Доминирующим становится мотив — интерес к учению, к творению, развиваются креативные качества, укрепляется самостоятельность мышления, достигается понимание усваиваемого материала.

13. Предмет и методы социальной психологии, основные области исследования, краткий исторический опыт.

Вопрос о предмете социальной психологии относится к дискуссионным. Высказываются мнения, что предметом социальной психологииявляются: а) массовидные явления (основоположником этого взгляда является французский социолог Габриэль Тард, написавший книгу «Психололгия масс»; б) психология народов (первым об этом сказал немецкий философ Гегелем, развил идею Морис Лацарус в «Психологии народов и масс» (1895) и укрепил ее В. Вундт в первом томе «Психологии народов» (1900); в) инстинкты социального поведения, зафиксированные в гормической теории инстинктов социального поведения Мак-Дауголла. В объёмном исследовании Д. Майерса (2007) «Социальная психология определяется как наука о том, как люди думают друг о друге, влияют друг на друга и относятся друг к другу (2007, с.9).

Авторитетный отечественный социальный психолог и автор учебника «Социальная психология», проф. МГУ Г. М. Андреева даёт двоичное определение предмета. По ее утверждению предметом социальной психологии является изучение: а) закономерностей поведения и деятельности людей, обусловливаемых их включением в социальные группы, а также б) психологические характеристики самих социальных групп" (1980, С.9)

В соответствии с таким пониманием предмета в ряд научных задачсоциальной психологии выдвигаются: а) установление психологических факторов, механизмов и законов, описывающих и объясняющих феномены влияния социальных групп на личность; б) разработка теорий социальных групп; в) исследование механизмов, посредством которых социальная группа оказывает своё психологическое воздействие на личность, и то, как сама личность оказывает свое влияние на жизнь группы и процессы, которые в ней протекают.

Для решения научных задач социальная психология использует комплекс исследовательских методов: а) наблюдение; б) эксперимент; в) опросы устные и письменные и т. п.

В рамках социальной психологии разработаны множество научных теорий, имеющих большое познавательное и прикладное значение. Среди них: а) стратометрическая теория интер- и интрагруппой активности А. В. Петровского; б) социального интеракционизма Т. Шибутани, Г. Мида; в) многофакторная теория личности Р. Кеттела; г) теория личностных конструктов Д. Келли; е) теория социального научения через подражание модели А. Бандуры; ж) теория социальной атрибуции, социальной идентификации, гендерной опосредованности и т. п.ногофакторная теория личности Р. кционизма Т. и интрагрупповй активности А. большое познавательное и прикладное занчение. азыва

14. Психология общения. Содержание, цели и средства общения. Формы, функции, виды и уровни общения. Основные закономерности общения. Взаимодействие в процессе общения

Общение— сложный и многоплановый процесс установления, сохранения и развития отношений между людьми. При его научном анализе традиционно выделяют: а) коммуникативный; б) интерактивный; в) перцептивный аспекты. В каждом из них реализуются соответствующиефункции общения.

Коммуникативная функциясопряжена с кодированием, передачей и приёмом информации. В этом процессе участвуют, как минимум, две стороны. Одна из них кодирует и передаёт информацию, а другая её принимает и расшифровывает. По этому единому принципу функционируют технические, экологические и социальные системы. Животные посредством запахов, звуков, птицы своим пением обозначают свое местонахождение, сообщают об опасности, занятости территории и т. п. Для реализации коммуникативной функции люди используют язык — выработанный в ходе исторического развития инструмент общения. Язык обладает способностью двоичного кодирования передаваемой информации. С его помощью фиксируются и передаются одновременно значения (модусы) и смыслы (дидактумы).

Коммуникативная функция реализуется в формах монолога и диалога. В монологеодин кодирует с помощью слов передаваемую информацию, а слушатели её воспринимают и раскодируют.Диалог— это попеременное говорение и слушание двух или более её участников. Условием их взаимопонимания является точная расшифровка (распознание) языковых значений и смыслов. Достаточно часто она нарушается и возникает непонимание. Этому способствуют: фонетический, стилистический, семантический, логический и т. п. барьеры, обусловливаемые политическими, возрастными, этническими и иными несоответствиями участников коммуникативного процесса.

Но существуют средства фасцинации (очарования), которые приближают людей друг к другу и повышают аффект взаимопонимания, как в монологическом, так и диалогическом общении — это: эмпатия, доброжелательность, аутентичность, открытость, конкретность, ясность и т. д.

Наряду с языковыми средствами в коммуникативном процессе участвуют и не языковые, паралингвистические средства, к коим относятся: параязык (интонация), зрительный контакт, выражение лица, позы, жесты, прикосновения, проксемика (персональное пространство), и одежда.

Полное совпадение вербальных и невербальных кодирований информации создаёт эффект конгруэнтности, способствуя полному пониманию и взаимопониманию субъектов коммуникативного процесса.

Интегративная функцияобщения сопряжена с задачами установления внутригрупповых взаимоотношений и взаимодействий. Они необходимы для достижения деятельностного результата. В процессе групповой и коллективной деятельности, как правило, участвуют несколько лиц (личностей) с отличающимися интересами, темпераментами, характерами, жизненными установками и т. п. Результатом эффективного взаимодействия являютсякооперации. Кооперация — тип взаимодействия, при котором обеспечивается не простое суммирование индивидуальных сил, но достигается возникновение новой «массовой силы», которая выше выше суммы индивидуальных потенций. Этот феномен выделяется К. Марксом в главе «О кооперации» его «Капитала». Примером неэффективного взаимодействия являются конфликтные отношения, сопровождаемые враждой, деструктивной борьбой и т. п.

Психологические механизмы интеракции детально изучены социальными психологами и отражены в научных теориях: символического интеракционизма (Т. Шибутани), в трансактной психологии (Э. Берна).

Перцептивная функцияобщения обозначает перцептивные аспекты, учавствующие в процессе межличностного общения. Реализация перцептивной функции сопряжена: а) восприятием, оценкой, отношением к собеседнику. Благодаря этим эффектам часто возникают ошибочные оценки, характеризуемые социальными психологами как феномены казуальной атрибуции. Они проявляются в перцептивных неточностях, связанных с ошибками: стереотипизации, социальной рефлексии, социальной аттракции, социальных ореолах, иллюзорных корелляций и т. п.

Таким образом, общение — это комплексная, междисциплинарная научная проблема, над разрешением которой работают учёные — лингвисты, психологи, этологи и т. д.

15. Конфликт, функции, структура и динамика конфликта. Методы разрешения конфликтов

Конфликт— одна из форм человеческих отношений, сопровождаемых господством аффектов над разумом. Многие люди в конфликтных ситуациях теряют адекватность.Причиноймежличностных конфликтов обычно служат конкретные неделимые вещи, объекты, обладать которыми хотят двое. При этом каждый безраздельно и полно.Объектамиконфликтов часто становятся: наследуемое имущество, квартиры, дома и дети при разводе супругов.

Поведение многих людей в конфликтных ситуациях строится по повторяющемуся сценарию. Каждая из конфликтующих сторон, заявляя свои, с её точки зрения, неоспоримые права на предмет конфликта использует: а) внешнюю; и б) внутреннюю позиции. Формулируя внешнюю позицию, люди выдвигают доводы, доказывающие их право на безраздельное владение предметом конфликта. Внешняя позиция обычно привязывается к принципам нравственности и справедливости. Реальные же мотивы конфликта часто фокусируются в тщательно скрываемых внутренних позициях, подпитываемых элементарным эгоизмом, алчностью, корыстью, жадностью людей и т. п.

Многие межличностные конфликты имплицитно содержат в себе и конструктивные начала. При конструктивномразрешении конфликта происходит сближение людей, углубляется их взаимопонимание и возникает чувство удовлетворения от проявленного достойного поведения и благодарность другой стороне, которая показала (продемонстрировала) свою способность к пониманию к сотрудничеству.

При деструктивномтечении конфликта люди разъединяются, расходятся, отношения переходят в плоскость враждебных.

Межличностные конфликты, кроме повторяющихся причин, имеют свои повторяющиеся сценарии. Психолог Л. А. Петровская выделяет 4 стадии в развитии конфликта: а) наличие конфликтной ситуации б) инцидент (обозначение позиции) в) конфликтные действия (открытая борьба) г) конструктивный или деструктивный исход конфликта.

В зависимости от воспитания, уровня культуры, гендерной принадлежности, возраста разные люди используют разные тактики поведенияв конфликте — это: а) соперничество б) сотрудничество в) избегание г) приспособление д) компромисс. Она диагностируется с помощью специальных тестов (К. Томас) Только одна из пяти приведенных тактик — сотрудничество — является психологически эффективной, ибо ведёт к взаимному выигрышу и развитию человеческих отношений в позитивном направлении.

Продуктивные методы разрешения конфликтов представлены в книге Х. Корнелиус и Ш. Фэйр «Выиграть может каждый. Как разрешить конфликт» М. 1992. Авторы утверждают, что успешное разрешение конфликтов становится безусловным, если специалисты — психологии, участвующие в этом деле, руководствуются принципом «выиграть — выиграть». В процессе разрешения конфликтов он должен быть осознан и интериоризирован субъектами конфликта.

16. Малая группа: основные параметры и структуры. Групповая совместимость, групповая сплоченность, принятие группового решения. Эффективность групповой деятельности.

Под малой социальной группойпонимается объединение людей численностью от 2 до 25−30 человек, связанных между собой совпадающими целями, интересами и реальными взаимоотношениями. В этом определении названы (выделены)три значимых параметрамалой социальной группы: а) численность б) совпадение индивидуальных целей и интересов в) наличие реальных межличностных отношений.

Особой разновидностью малой группы является коллектив. Понятие впервые было выделено и определено А. С. Макаренко. Под коллективом он понимал объединение людей, связанных между собой принятием значимой для индивидов общественно значимой цели. Эта цель объединяет и сплачивает людей. При классификации малых социальных групп обычно выделяют: а) диффузные группы б) группы-кооперации (временные) в) группы-корпорации г) группы типа коллектив.

Таким образом, основными параметрамималых социальных групп являются: а) количественный состав; б) реальные межличностные отношения; в) частота взаимодействия (сплоченность); г) степень и характер эмоционального комфорта от отношений в группе (климат); д) основа объединения (сходство установок, совпадение целей, взаимность симпатий, совместимость физических, психологических, личностных); е) характер (стиль) лидерства

По характеру структурирования выделяют: а) линейные, иерархические, чётко структурированные группы (банды) во главе их стоит обычно жёсткий авторитетный лидер б) динамичные с ситуативным лидером.

Группа оказывает своё влияние на своих членов посредством механизмов: а) социальной фасилитации, благодаря которому группа, оказывает благотворное влияние, повышая индивидуальные потенции интеллектуальных, физических, поведенческих качеств и способностей отдельных ее членов; б) конформизм — через подавление личностного мнения (С. Аш).

Проявляется в формах: простого согласия с мнением большинства; идентификации — самоотоджествления себя со значимым другим (это форма самоподчинения); интернализации — форма принятия группового мнения, потому что собственные взгляды реально совпадают с групповым мнением; послушания и покорности (исследования Милгрема показывают действие этого механизма); коллективистическое самоопределение (А. В. Петровский).

Но и личность способна влиять на группу посредством механизмов лидерства. Различают типы лидерства: а) харизматический; б) ситуативный. По стилям: а) демократический б) авторитарный в) попустительский. Первым их выделил К.Левин.

21. Предмет и задачи истории психологии как самостоятельной отрасли знаний. Исторические этапы в становлении и развитии психологических знаний

История психологии— одна из ярких отраслей современной научной психологии. Еёпредметомявляется изучение научного процесса, связанного с возникновением, становлением и развитием психологических знаний, начиная с античного времени и до наших дней (М. Г. Ярошевский, А.Н.Ждан).

Античность рассматривается как начальная точка отсчета, потому что это было яркое историческое время подъема и развития экономики, торговли научной мысли. Кроме того свидетельства античности в форме рукописей, писаний, философских трактатов сохранились и дошли до нас (например, трактат «О душе» Аристотеля, диалоги Платона «Федон», «Федр», «Пир», «Государство», «Филеб», сочинения Теофраста, Гипокарата и др.).

Объектамиистории психологии как научной отрасли выступают научные гипотезы, учения, теории и концепции, которые возникали на историческом пути развития психологии.

В круг научных задачистории психологии входят: установление базисных механизмов и законов, определяющих и объясняющих процесс становления, укрепления и развития психологических знаний на основе и анализа и оценки базисных факторов, социального личностного, творческого и т. д. содержания, которые и определяют ход и характер психологического познания на историческом пути человечества.

Для решения научных задач история психологии использует комплекс исследовательских методов, в число которых входят: а) изучение исторических рукописей, документов и архивных источников; б) исследование биографий и личных историй людей, оказавших своё влияние на познавательный процесс в психологии; в)_ теоретическая реконструкция и критический анализ исторических эпох и событий; г) анализ научных ссылок и частота цитирования (индекс цитирования).

Психология прошла длинный исторический путь развития. На этом пути принято выделять свои этапы: а)по критерию способа добывания и построения психологических знаний выделяют донаучный и научный периоды (Г. Эббингауз); б)по критерию научного предметапринято выделять этапы, когда предметом психологии выступает душа (временный отрезок от античности до появления книги немецкого психолога Христиана Вольфа «Рациональная психология» (1734).

В ней утверждается, что предметом научной психологии является психика. Примерно в это же время, благодаря усилиям английского врача и священника Д. Гартли укрепляется убеждение, согласно которому предметом психологии должно стать изучение сознания. Эта точка зрения будет развиваться двумя направлениями: а) структурализмом; и б) функционализмом. Структуралисты (В. Вундт и Э. Титчекер и др.) займутся выяснением составных элементов (кирпичиков) сознания. Функционалисты (В Джеймс, Р. Вудвортс и др.) будут решать научную задачу, связанную с объяснением механизмов сознания, благодаря которым обеспечивается её антиципации, прогнозирование и т. п. Обе попытки не дадут удовлетворительного результата. Это приведёт к кризису в психологии, который разрешится возникновением бихевиоризма, создателями которого являются Д. Уотсон и Э. Торндайк. Д. Уотсон в своей программной статье напишет: «Хватит изучать сознание, будем изучать поведение». Бихевиоризм станет новым пониманием предмета психологии и новым этапом в развитии научной психологии. По утверждению М.Г.Ярошевского, он определит облик американской психологии ХХ века.

Весьма заметный вклад в развитие научной психологии внесли Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, которые высказали своё представление о предмете научной психологии. В качестве предмета психологии они рассматривали сознание. На основе комплексного подхода была реализована идея о генетических и исторических источниках его возникновения и механизмах функционирования в филогенетической и онтогенетической плоскостях.

22. Научные школы в психологии. Взаимодействие теоретического и прикладжного исследования психологии. Гуманистическая парадигма в психологии. Современные тенденции в развитии психологических школ и направления.

Наука живёт и развивается благодаря научным школам, которые представляют собой объединения учёных, возглавляемых их лидерами, способными выдвигать продуктивные идеи. Они обладают исследовательским даром, лидерскими и организаторскими качествами. В советское время широкую известность получили научные школы Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, Б. М. Теплова, В. С. Мерлина.

Продуктом научных школ являются оригинальные учения и теории. Они фокусируют новые знания и научные достижения. К примеру, в культурно-исторической теории Выготского рассматривается процесс превращения низших психических функций в высшие на двух уровнях: а) филогенетическом и б) онтогенетическом. Это был научный прорыв. Л.С.Выготский первым показал неоценимую роль символов — знаков в этом движении от низших психических функций к высшим. Исторический процесс представляет собой культуральный процесс, сопровождаемый расширением и увеличением знаний, фиксируемых с помощью символических фиксаций. Они образуют общий человеческий каркас знаний. Их усвоение через организованное обучение является условием полноценного психического развития, в ходе которого низшие (неосознаваемые, непроизвольное, неконтролируемые психические процессы превращаются в высшие (осознаваемые, контролируемые, произвольные).

Каждая психическая функция, отмечает Л. С. Выготский, возникает в процессе развития дважды. Сначала она появляется как низшая и только благодаря интериоризации исторического опыта она переходит в разряд высших.

Возникновение научных школ и направлений объясняется многими факторами, среди которых заметную роль выполняют: а) научная борьба; б) личностный фактор; в) социально исторический запрос (требования времени).

К примеру, возникновение рассматриваемой культурно-исторической теории Л. С. Выготского объяснялось стремлением преодолеть недостатки «поверхностной» психологии бихевиоризма и «ограниченность (как любил выражаться сам Выготский) глубиной психологии З. Фрейда». Они к 30-м годам ХХ века превратились в доминантные научные направления. Пафос деятельностной теории А. Н. Леонтьева выражается стремлением ее автора создать новую советскую психологию, поставив её на «марксистские рельсы» (выражение А.Н. Лентьева).

Созданная под руководством В. С. Мерлина теория интегративной индивидуальности была обусловлена стремлением её автора преодолеть редукционизм (ограничения) сверху и снизу. Редукционизм снизу — это стремление создать целостную психологическую концепцию о человеке, исходя из его природных качеств и биологических побуждений. Редукционизм сверху — это подчёркивание роли социальных факторов, связанных с обучением и воспитанием в объяснении личности как уникальной сущности. В.С.Мерлин выделил пять подуровней индивидуальности, взаимодействие которых интегрируется на уникальной личности и выражается в стилях его поведения и деятельности.

В начале 90-х годов обозначился значительный интерес к гуманистической психологии, которая возникла в 60-е годы ХХ века в США (А. Маслоу, К. Роджерс и др.) К базисным парадигмам (научным допущениям и идеям) этого направления относятся: а) каждый человек и его жизнь — есть уникальная и неповторимая сущность, она не может рассматриваться с точки зрения повторяющихся от человека к человеку сценариев, этапов и схем развития б) основным двигателем поведения и развития людей является их стремление к самоактуализации (самораскрытию, непрерывному совершенствованию) в) препятствием к самоактуализации служат «условия ценности» (термин К. Рождерса), которые вступают в противоречие с внутренними желаниями по побуждениям индивида. Например, маленький ребёнок прыгает на диване, получая от этого нескрываемое удовольствие, но родители запрещают делать это, говоря, что они будут любить его, если он откажется от своего удовольствия.

Нынешний этап в развитии научной психологии характеризуется: а) перекосом научного интереса к прикладным исследованиям, в ущерб фундаментальным б) сменой акцента, сопровождаемой отказом от идеологизированной критики зарубежных психологических теорий к их глубокому осмыслению и вычленению из них позитивных смыслов. Критикуемые ранее бихевиоризм, психоанализ и др. нынешним поколением отечественных специалистов-психологов отличается позитивным к ним отношением; в) переосмыслением методологической роли и теоретической значимости некоторых их учений созданных в советское время. собой культууральный пролтавив её на «летные научные направления. с (тербования времени)

оль выполяняет: высших. нтролируем

25. Психологическое консультирование- область непрофессиональной и профессиональной деятельности людей, смыслом которой является оказание психологической помощи лицам, оказавшимся в трудной для их жизненной ситуации и испытывающих состояние психологического дискомфорта и расстройства. Психологическое консультирование часто оказывают близкие друг другу людиРазличают две формы консультирования: а) директивное и б) недирективное (экзистенциальные).

Теоретическим источником директивного консультированияявляется убеждение практиков-консультантов, согласно которому большинство психических расстройств и травм по своей этиологии и характеру протекания повторяются и не имеют больших индивидуальных различий. Отсюда и сценарии восхода из создавшихся трудных жизненных ситуаций носят универсальный и стандартный характер.

В качестве основных форм психологического консультирования используются: а) совет; б) рекомендации; в) предоставление готового алгоритма выхода из возникшей ситуации (например, как избавиться от алкогольной зависимости, преодолеть возникший конфликт).

Результаты директивного консультирования часто малоэффективны.

Теоретические основы недиррективного консультированиясвоими корнями связаны с гуманистической психологией., согласно которой каждый человек уникален и неповторим. Точно так же уникальны психотравматические коллизии, которые у людей случаются.

Большой вклад в развитие принципов, методик и техник недирективного консультирования внёс К. Роджерс. Он создал методику недирективного консультирования.

Принципы: установление доверительных отношений с консультируемым на основе: а) безусловного принятия; б) эмпатии; в) веры в позитивные внутренние возможности к личностному росту и развитию.

Этапы консультирования:

А) принятие запроса клиента (его жалобы).

Б) совместное с клиентом осознание проблемы.

В) перевод проблемы в терапевтическую цель (планируемый результат).

Г) совместные с клиентом разработки и пути выхода из сложившейся ситуации.

Д) укрепление психологической ответственности и принятие ее клиентом, как психотерапевтические формы поведения.

Е) оценка характера достижения желаемого результата (цели).

18. Клиническая психология- сфера профессиональной деятельности клинических психологов и врачей со специальным медицинским и психологическим образованием.

Предметомклинической психологии являются глубокие психологические расстройства социогенной, психогенной и патогенной этнологии. К таким расстройствам относятся: а) синдром Дауна, аутизм, церебральный паралич, разные формы шизофрении.

27. Психотерапия- область профессиональной деятельности специалистов из психологов и врачей, смыслом которой является оказание психотерапевтической помощи лицам, утратившим психологическое равновесие в сферах: чувств (эмоции), мышления, поведения, отношений с другими людьми (Д.Норкросс, Д. Проказка)

Предметомпсихотерапии являются психические расстройства социогенной, психогенной и патогенной этиологии (происхождения), которые проявляются в формах: депрессии, неврозов, психофизиологических зависимостей (алкогольной, наркотической, лудомании (игровой) и клептомании, шопингомании, всевозможных фобий, одиночества, хронической усталости и т. п.

Различают два подходак оказанию психотерапевтической помощи: медицинский и психологический.Медицинскийориентирован на подавление и устранение симптомов, болезней и психических расстройств, а не их реальных причин.Психологическийнаправлен на устранение причин через их осознание, осмысление, обретение новых продуктивных форм поведения и деятельности. Реализуется посредством методов и техник: психоанализа, гештальт-терапии, когнитивной терапии, арт-терапии, поведенческой терапии через научение, психосинтез нравственных категорий в личные убеждения, участвуют несколько иные психологические механизма, чем в обучении. К ним прежде всего относятся: личный пример взрослых, включающий уже в ранние годы механизмы подражания, затем идентификации, упражнения. Огромно воспитательное значение переживаний, обуславливаемых событиями жизни, биографии и поступка (С. Л. Рубинштейн, Ф. В. Василюк, Н. А. Логинова и др).

Отклонения от нормы имеют два измерения: а) интеллектуальное б) личностно-поведенческое. Для их диагностики используются статистические критерии. Для интегративного обозначения отклонений от статистической нормы используется термин «психологический дизонтогенез», конкретизируемый понятиями: а) ретардация (общее или частичное запаздывание в развитии психических функций. Б) ассихрония (диспропорциональное, несогласованное развитие).

В) регрессия (приостановка в развитии).

Для обозначения поведенческих отклонений используются термины: а) ШПД (школьная психологическая дезадаптация), б) асоциальное поведение, в) преступное (девиантное) поведение (С. А. Беличёва, 1993).

26. Психолого-педагогическая коррекция- область профессиональной деятельности психологов и учителей, воспитателей, социальных педагогов, работающих в сфере образования.Предметомэтой деятельности являются отклонения от нормы в сферах интеллекта, поведения личностей.Формамиотклонений являются: А) школьная психологическая дезадаптация Б) отставание от нормы в интеллектуальном развитии В) нарушения в личностной сфере (повышенная агрессивность, страхи, фобии) Г) разные формы девиантного поведения.

Цели: А) с помощью психолого-педагогических средств (оказать комплексную помощь и выровнять имеющиеся отклонения от нормы, мешающие нормальной жизни и развитию субъектов).

Для достижения цели используются специальные психокоррекционные программы: а) включение в спортивные секции, волонтёрские движения; б) классы выравнивания; в) индивидуализация обучения.

Этапы: а) диагностика; б) выбор коррекционных программ; в) включение в эту программу и ее исполнение.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector