1ОЗО ПОб ТОВ вопр к экз 2014

1 психология образования ОЗО

Преподаватель Колесова С.В.

2013 – 2014 уч. год

Вопросы к экзамену в 4 семестре

«Теория обучения и воспитания»

(оцениваются по рейтингу или по ответу на вопросы билета)

По материалам лекций

  1. Понятие, сущность и особенности технологий воспитания. Классификация технологий воспитания. Характеристика перспективных воспитательных технологий.
  2. Концепция философского ценностного воспитания.
  3. Ключевые операции воспитания.
  4. Технология педагогического общения.
  5. Технология педагогической оценки.
  6. Понятие и классификация педагогических требований.
  7. Технология предъявления педагогических требований.
  8. Понятие, сущность и классификация педагогических конфликтов. Правила бесконфликтного поведения педагога.
  9. Понятие о технологиях обучения. Признаки результативной технологии обучения. Классификация современных технологий обучения.
  10. Технология традиционного обучения
  11. Технология развивающего обучения.
  12. Технология личностно ориентированного обучения. Особенности личностно ориентированного урока.
  13. Понятие и классификация учебных возможностей школьников.
  14. Индивидуальный подход к обучению детей разных учебных возможностей.
  15. Стратегии обучения классов разных способностей: слабого, среднего и сильного классов.

По материалам семинаров

  1. Понятие, признаки и этапы развития детского коллектива (различные подходы).
  2. Структура коллектива формальная и неформальная, их взаимосвязь. Стили педагогической работы с коллективом на различных этапах его развития.
  3. Методы воспитания детского коллектива.
  4. Программа изучения личности трудного школьника: перечислите 10 направлений диагностики отклоняющегося поведения школьника и дайте их краткую характеристику.
  5. Факторы, вызывающие отклонение в поведении детей. Алгоритм реализации метода «концентрации на положительном» в работе с детьми осложненного поведения.
  6. Алгоритм грамотной педагогической реакции на осложненное поведение ребенка. Пять возможных причин возникновения отклонений в поведении ребенка.
  7. Проблемы семьи как фактор отклоняющегося поведения детей: типы семей группы риска; варианты «трудного» детства. Методы и приемы работы с детьми осложненного поведения.
  8. Типология отклоняющегося поведения детей: А) Патогенная дезадаптация. Б) Психическая дезадаптация. В) Социальная дезадаптация. Приемы этической защиты от недостойного поведения.
  9. Сущность и специфика технологии проблемного обучения.

    8 стр., 3826 слов

    Современные теории воспитания. Технология воспитания. Воспитательный ...

    ... деятельности, общения, опыта общественного поведения; стимулирование и мотивация деятельности и поведения; контроль, самоконтроль и самооценка деятельности и поведения. Анализ определений понятия "метод воспитания" и различных классификаций показывает, что постепенно в ...

    Этапы проблемного обучения. Типы проблемных ситуаций.

  10. Характеристика основных приемов технологии проблемного обучения: проблемная ситуация; проблемная задача; проблемный вопрос.
  11. Характеристика основных форм организации проблемного обучения: проблемное изложение; частично-поисковая деятельность; самостоятельная исследовательская деятельность школьников.
  12. Сущность и взаимосвязь индивидуализации и дифференциации в процессе обучения. Особенности учащихся, учитываемые при индивидуализации обучения.
  13. Внешняя и внутренняя формы дифференциации обучения. Виды дифференциации обучения.
  14. Понятие и сущность самостоятельной учебной работы на уроке. Требования к организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке.
  15. Четыре уровня самостоятельной продуктивной деятельности школьников. Характеристика дидактических возможностей самостоятельных работ разного типа.

Вопросы для самостоятельного изучения, по которым проводится тестирование:

  1. Понятие о психологическом климате коллектива. Технология создания психологического климата в коллективе. См. книги Лутошкин А.Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива. – М., 1978 Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М., 1988.
  2. Творческое задание. Типы эмоциогенных ситуаций: ситуации, вызывающие определенные коллективные эмоциональные состояния. См. книги Лутошкин А.Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива. – М., 1978 Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М., 1988.
  3. Творческое задание. Функции коллективных эмоциональных состояний: побудительная; сплочения; психологического давления; социально-ориентационная; стилеобразующая; потенциалообразующая. См. книги Лутошкин А.Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива. – М., 1978 Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М., 1988.
  4. Стадии (этапы) развития отклонений в поведении ребенка. Факторы, вызывающие отклонение в поведении детей. Пять возможных причин возникновения отклонений в поведении ребенка. См. Хрестоматия по педагогике /Сост. О.П. Морозова. Ч 2. – Барнаул, 1999.– С.137-151.
  5. Особенности общения педагога с трудным ребенком: характеристика «Методики контактного взаимодействия» Л.Б.

    Филинова. См. Методика воспитательной работы в современной школе / Под ред. Е.Ф. Широковой. – М – Барнаул, 1992. – С.61-71.

  6. Способы создания проблемных ситуаций в процессе обучения. Роль и развивающие возможности проблемного обучения. См. Хрестоматия по педагогике/Сост. О.П. Морозова. – Барнаул, 1999. – Часть 2. – Ст. М.И. Махмутова «Организация проблемного обучения». См. Ильина Т.А. Педагогика. – М., 1984. – Лекция № 18.
  7. Понятие и сущность индивидуальной образовательной траектории ученика. Основные элементы индивидуальной образовательной деятельности ученика. Алгоритмы индивидуального образования. См. Хуторской А.В. Современная дидактика. – М., 2001. – Гл. 4 § 3.
  8. Возможные формы организации и виды самостоятельной работы учащихся. Технология построения системы упражнений и задач при изучении темы. См. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1995. – Гл. 12, 13, 14. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. – М., 1972. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. – М., 1980.

  1. Виды профессиональных позиций педагога в процессе воспитания.

    Характеристика четырех основных тактических профессиональных позиций педагога. См. Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания. – М., 2005. (есть в 417 каб.)

  2. Условия воспитания способности быть счастливым. Шесть шагов педагога в процессе воспитания счастьем (феликсологического воспитания).См. Щуркова Н.Е. Воспитание счастьем, счастье воспитания. – М., 2004. (есть ксерокопия в 417 каб.)
  3. Понятие и сущность феликсологического воспитания. Характеристика факторов счастья. Методы (методика) воспитания счастьем. См. Щуркова Н.Е. Воспитание счастьем, счастье воспитания. – М., 2004. (есть ксерокопия в 417 каб.)
  4. Воспитание счастьем на уроке. Технология создания триумфа личности ученика на уроке: понятие, средства и условия создания триумфа личности. См. Щуркова Н.Е. Воспитание на уроке. – М., 2003. (есть ксерокопия в 417 каб.)
  5. Технология создания ситуации успеха. См. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. – М., 1997. – с.115 — 127
  6. Технология создания ситуации неуспеха. См. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. – М., 1997. – с.115 — 127
  7. Поло-ролевая дифференциация педагогического воздействия: особенности взаимодействия педагога с мальчиками и девочками.

    См. Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания. – М., 2005. – с.339 – 343 (п.11.3)

  8. Мягкие методики коррекции поведения детей. См. Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания. – М., 2005. – с.343 – 348 (п.11.4) (есть в 417 каб.)
  9. Технология разрешения педагогического конфликта. См. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. – М., 1997.
  10. Педагогические возможности игры. Особенности и значение игр для детей. См. Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания. – М., 2003. – п.8.3
  11. Технология организации воспитывающих игр: атмосфера игры; вовлечение в игру всех; свобода игры; средства игры; игровая мизансцена; этика игры. См. Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. – М., 2001. – с.5-23
  12. Изменение позиции педагога при проведении личностно ориентированного урока. Особенности личностно ориентированного урока. См. Хрестоматия по педагогике/ О.П. Морозовой. – Барнаул, 1999. – С. 78 – 81, 175 – 179 (Статьи: Якиманская И., Якунина О. Личностно ориентированный урок; Сериков В.В. Личностно ориентированное образование)
  13. Принципы личностно ориентированного урока. Гибкий план и рекомендации к подготовке и проведению личностно ориентированного урока. См. Хрестоматия по педагогике/ О.П. Морозовой. – Барнаул, 1999. – С. 78 – 81, 175 – 179 (Статьи: Якиманская И., Якунина О. Личностно ориентированный урок; Сериков В.В. Личностно ориентированное образование)

Практические задания по содержанию семинаров:

ТВОРЧЕСКОЕ Практическое задание № 1:Составьте таблицу соответствия между функциями коллектиных эмоциональных состояний и типами эмоциогенных ситуаций.

Функции коллективных эмоций

Типы эмоциогенных ситуаций, которые реализую данную функцию

Практическое задание № 2 (выполняется в группах по 2-3 студента):

Разработайте диагностическую программу (5-6 методик) изучения детского коллектива. Укажите, что Вы сможете узнать об этом коллективе с помощью предложенной диагностической программы.

Название диагностической методики, ее автор и литературный источник

Цель, диагностические возможности данной методики

Практическое задание №3:Составьте картотеку методов воспитания детского коллектива ( 8-10 методов воспитания) по книгам: Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. – М., 1978; Путь к мастерству: педагогическая система А.С. Макаренко. – М., 1988.

Метод воспитания

Характеристика метода

Свой пример

Практическое задание № 4: Определите тип дезадаптации и тип семьи и вариант трудного детства ребенка с осложненным поведением.

Практическое задание № 5: Укажите недостатки в воспитании и поведении ребенка и разработайте программу индивидуальной коррекционно-воспитательной работы с ребенком осложненного поведения.

Практическое задание № 6: Определите тип темперамента ребенка с осложненным поведением и составьте рекомендации по его воспитанию с учетом особенностей темперамента ребенка.

Практические задания № 7: Напишите конспект фрагмента занятия по психологии с использованием проблемной ситуации. Определите тип проблемной ситуации.

Практическое задание № 8: Разработайте по два дифференцированных задания для сильного, среднего и слабого ученика. Тему из курса психологии выберите по своему желанию.

Практическое задание № 9:Составьте текст самостоятельной работы по психологии, включающей задания четырех типов самостоятельной деятельности школьников: репродуктивное, реконструктивно-вариативное, эвристическое и творческое.

Практические задания по вопросам для самостоятельной подготовки

К вопросу 10. Практическое задание№10. Приведите свои примеры педагогических ситуаций, в которых проявляются различные тактические профессиональные позиции педагога.

Можно оформить задание в виде таблицы:

Тактические позиции педагога

Пример педагогической ситуации

  1. Кинетическая позиция
  2. Уровневая позиция
  3. Дистанционная позиция
  4. Эмпатийная позиция

……. – позиция «впереди» (и др.)

К вопросу 12. Практическое задание №11.Опишите ситуацию создания триумфа личности ученика на уроке. Укажитесредства создания триумфав этой ситуации.

К вопросу 5. Практическое задание №12. Заполните таблицу

Этапы контактного взаимодействия

с трудным ребенком

Цель и содержание деятельности педагога

  1. Этап …..
  2. …….

Цель:

Содержание:

К вопросу 13. Практическое задание № 13. Заполните таблицу

Приемы создания ситуации успеха

Речевые фразы

Свой пример

К вопросу 14. Практическое задание №14.Заполните таблицу

Приемы создания ситуации неуспеха

Речевые фразы

Свой пример

К вопросу 15. Практическое задание №15. Заполните таблицу характеристики трех профессиональных операций поло-ролевой дифференциации воздействия педагога

Название операции

Сущность операции

Свой пример

Номинация

Инициирование

организация

К вопросу 16. практическое задание №16. Заполните таблицу

Мягкие методы коррекции поведения детей

Сущность метода

Свой пример

К вопросу 18. Практическое задание №17.Подберите комплекс из 10-ти воспитывающих или развивающих игр, возраст учащихся выберите сами. Укажите возраст детей, цель своего игрового комплекса и цели каждой игры:

Цель игрового комплекса: ………….

№ п/п

Название игры и краткое описание игры

Воспитательные или развивающие цели игры

1.

К вопросу 19. Практическое задание №18.

Опишите процесс проведения одной воспитывающей игры, укажите все необходимые компоненты технологии организации воспитывающих игр: атмосфера игры; вовлечение в игру всех; свобода игры; средства игры; игровая мизансцена; этика игры.

К вопросу 20.Практическое задание 19. Заполните таблицу:

Три изменения в профессиональной позиции педагога при переходе к личностно ориентированному обучению

Характеристика этих изменений

К вопрос21.Практическое задание №20.

Составьте таблицу характеристики принципов личностно ориентированного обучения

Принципы ЛОО

Характеристика принципа