Раздел 2 — Методика и технологии работы социального педагога

ПРОГРАММА

Государственного экзамена

по направлению подготовки 44.03.02 – Психолого-педагогическое образование

профиль: Психология и социальная педагогика

 

Йошкар-Ола 2016

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ, ВЫНОСИМЫХ НА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН

Раздел 1 – Психология и социальная педагогика

1. Основные педагогические системы, дидактические концепции и технологии обучения.

2. Методы обучения: их сущность, классификация и содержание.

3. Средства и формы обучения, их роль в организации процесса обучения.

4. Сущность воспитания, его методы и приемы.

5. Теория и практика социального воспитания в России после Октябрьской революции 1917 года. Педагогика среды.

6. Становление социальной педагогики во второй половине XX – в начале ХХI вв.

7. Социальная педагогика как интегративная отрасль науки новейшего времени.

8. Социализация как социально-педагогическое явление.

9. Социальное воспитание детей и молодежи в условиях модернизации российского образования.

10. Особенности социального партнерства в современной России. Участие социального педагога в межведомственных программах.

11. Семья как социально-педагогический институт. Особенности работы социального педагога с семьей.

12. Предмет, принципы и методы психологии.

13. Исследование личности и деятельности в психологии.

14. Ощущения и восприятие как психические процессы.

15. Внимание как направленность и сосредоточенность психической деятельности.

16. Память как познавательный психический процесс.

17. Мышление и речь как познавательные психические процессы.

18. Эмоционально-волевая сфера личности.

19. Понятие о темпераменте и характере личности.

20. Психология развития: отечественные и зарубежные теории.

21. Возрастная периодизация психического развития.

22. Психологическая характеристика периода младенчества.

23. Психическое развитие ребенка раннего возраста.

24. Психическое развитие ребенка дошкольного возраста.

25. Учебная деятельность младшего школьника.

26. Развитие личности в младшем школьном возрасте.

27. Особенности развития личности в подростковом возрасте.

28. Основы организации профориентационной работы в образовательном учреждении.

29. Психология общения.

30. Динамические процессы в малой группе.

 

 

Раздел 2 — Методика и технологии работы социального педагога

1. Социальный педагог как профессия нового времени. Функции, роли и принципы деятельности социального педагога.

9 стр., 4150 слов

_Л.С. Выготский — К психологии и педагогике детской дефективности

... принадлежит исследователю, стоящему, в общем, скорее на биологической, нежели на социальной точке зрения в вопросах психологии и педагогики. Вот эта величайшая ошибка — «воззрение на детскую ненормальность только ... главным образом со стороны тех изменений, которые он вносит в биологический строй личности, в ее отношения с природно-физическим миром. Педагогически всегда говорилось в этом ...

2. Компетентность социального педагога как важная составляющая профессионализма. Этические основы социально-педагогической деятельности.

3. Государственная социальная политика в интересах детей.

4. Государственные меры по социальной поддержке детей-сирот и детей-инвалидов.

5. Государственные меры по социальной поддержке безнадзорных и беспризорных детей.

6. Характеристика девиантного поведения подростков. Работа социального педагога по профилактике и коррекции девиантного поведения подростков.

7. Педагогическая антропология и история ее возникновения.

8. Традиционные и инновационные методы социальной работы.

9. Понятие и сущность технологий социальной работы.

10. Социальная работа с различными категориями населения.

11. Основные нормативно-правовые акты в области социальной защиты граждан.

12. Современная система социальной защиты населения.

13. Основы теории управления социальными системами.

14. Методика и технологии социально-педагогической деятельности.

15. Методы изучения личности обучающегося.

16. Организация и методика проведения социально-педагогических тренингов.

17. Методика организации социальным педагогом благотворительных акций.

18. Супервизия как метод социально-педагогической работы.

19. Методика организации культурно-досуговой деятельности среди различных категорий населения.

20. Музыкотерапия. Коррекционное и терапевтическое воздействие музыкой.

21. Методы и приемы музыкальной психотерапии. Сферы действий музыкальной психотерапии.

22. Этнокультурная компетентность социального педагога, сущность понятия, структурные компоненты.

23. Поликультурная субкомпетентность как составная часть этнокультурной компетентности социального педагога.

24. Учет национально-психологических особенностей в воспитательной работе в многонациональном коллективе.

25. Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей.

26. Развитие продуктивных видов детской деятельности.

27. Тематика и логика организации смены в детском оздоровительном лагере.

28. Управление образовательно-воспитательным процессом в детском оздоровительном лагере.

29. Здоровый образ жизни как социально – педагогическое явление.

30. Содержательные основы оздоровительной физической культуры.

 

 

Содержание вопросов, выносимых на государственный экзамен

Раздел 1

Теории обучения и воспитания

Социализация как социально-педагогическое явление

Понятие и сущность социализации. Концепции социализации. Возрастные этапы социализации. Факторы социализации. Средства и агенты социализации. Институты социализации. Социализированность и воспитанность как результат процесса социализации и воспитания.

 

Социальное воспитание детей и молодежи в условиях модернизации российского образования.

Система образования как важный социальный институт. «Национальная доктрина образования в РФ на период до 2025 года» о приоритете социального воспитания подрастающего поколения.

3 стр., 1036 слов

Социализация личности ребенка через трудовую деятельность

... в реальной жизни, делая попытки мыть, подметать, стирать и т.п. Ценность трудовой деятельности для социализации личности ребёнка можно рассматривать с нескольких позиций. Во-первых, овладение ... В трудовой деятельности ребёнок становится преобразователем, что поднимает его на высшую ступень социализации в пределах, доступных возрасту. В последние годы в программах воспитания детей дошкольного возраста ...

Концепция социального воспитания школьников. Доминанты социального воспитания. Школа как институт социализации. Социально-педагогические основания развития социальной практики. Роль волонтерского инициативного движения в формировании социальной активности детей и молодежи.

 

Особенности социального партнерства в современной России. Участие социального педагога в межведомственных программах.

Феномен социального партнерства на современном этапе развития общества. Подходы к пониманию социального партнерства. Взаимодействие трех секторов общества в процессе решения социально-педагогических задач. Цель, механизмы, компоненты, субъекты социального партнерства в России.

Социальное партнерство семьи и школы при решении актуальных проблем воспитания.

Семья как социально-педагогический институт. Особенности работы социального педагога с семьей.

Семья — институт социализации, центрированный объект и субъект социально-педагогической деятельности. В.Г. Бочарова о семье как приоритетной сфере социальных отношений.

Современные проблемы семьи. Социальная защита семьи. Организация деятельности социального педагога с различными видами семей, в семейном детском доме, с патронатными и опекунскими семьями.

Общая и экспериментальная психология

Предмет, принципы и методы психологии.

Общее понятие о психологии как науке. Структура современной психологии. Принципы психологической науки.

Методы психологического исследования. Поперечные срезы, лонгитюдная (продольная) и формирующая стратегии как методы организации исследования. Сравнительная характеристика методов сбора информации: наблюдение, эксперимент, беседа, тесты, анализ продуктов деятельности, и др. Виды, достоинства и недостатки каждого метода.

Исследование личности и деятельности в психологии.

Индивид, личность, индивидуальность. Индивид как биологическая особь, обладающая телесными, половыми, возрастными, расовыми и национальными особенностями. Социальная сущность человека как личности. Индивидуальность как уникальная психическая организация человека. Характеристика структуры личности. Психологическая структура деятельности человека. Внешняя и внутренняя деятельность; процессы интериоризации и экстериоризации.

 

Ощущения и восприятие как психические процессы.

Органы чувств и анализаторы (И.М. Сеченов, И.П. Павлов).

Понятие об ощущениях, классификация ощущений. Свойства ощущений. Чувствительность и ее измерение (пороги ощущений).

Понятие о восприятии, классификация видов восприятия. Свойства восприятия. Сложные формы восприятия: восприятие времени, пространства, движения; восприятие человека человеком.

Внимание как направленность и сосредоточенность психической деятельности.

Характеристика непроизвольного, произвольного и послепроизвольного внимания. Факторы их возникновения (П.Я. Гальперин).

3 стр., 1040 слов

Рекомендации по совершенствованию, реализации (применению) социально-психологических ...

... социальными, психологическими и физиологическими особенностями. Именно эти индивидуальные особенности человека, а точнее грамотный подход к управлению ими показывают, как влияют социально-психологические методы управления на эффективность работы ... не только в быту, но и в трудовой деятельности. Поэтому если руководство определяет социальные нормы поведения или они вырабатываются на основе соглашения ...

Свойства внимания: объем, устойчивость, переключение, распределение. Развитие внимания в онтогенезе. Особенности и условия формирования внимания ребенка. Методы исследования внимания.

Педагогическая антропология и история ее возникновения

Развитие педагогической антропологии за рубежом (Аристотель, Ян Амос Каменский, Джон Локк, Жан Жак Руссо, Иммануил Кант, Иоганн Генрих Песталоцци и др.)

Развитие антропологических идей в России XIX века. Н.И.Пирогов и его статья «Вопросы жизни». К.Д.Ушинский и его труд «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».

Педагогическая антропология как методология педагогики.

Основы социальной работы

Традиционные и инновационные методы социальной работы.

Методы социальной работы: социально-экономические, организационно-распорядительные, психолого-педагогические. Методы социальной работы с позиции взаимодействия клиента и специалиста: индивидуальная, групповая и общинная социальная работа. Инновационные методы социальной работы: индивидуальный менеджмент, сети индивидуальной поддержки.

Понятие и сущность технологий социальной работы.

Сущность социальных технологий и их классификация. Основные цели, принципы и этапы технологий социальной работы: социальная диагностика, социальная адаптация, социальная защита, технология консультирования.

Социальная работа с различными категориями населения.

Специфика проблем и технологии социальной работы с различными категориями населения: дети, подростки, молодежь, пожилые люди, инвалиды, мигранты и др.

Управление социальными системами

Основные нормативно-правовые акты в области социальной защиты граждан.

Характеристика международных нормативно–правовых документов в области социальной защиты граждан. Характеристика нормативно–правовых документов в области социальной защиты граждан на федеральном, региональном и местном уровнях.

Современная система социальной защиты населения.

Сущность и содержание современной системы социальной защиты населения. Органы социальной защиты населения Российской Федерации: федеральный, региональный и местный уровни. Управление системой социальной защиты и социального воспитания. Роль и функции Министерства социальной защиты населения РМЭ.

Основы теории управления социальными системами.

Организация как социальная система. Управленческий цикл. Функции и методы управления. Управленческая культура руководителя. Управление персоналом и социально-трудовыми конфликтами.

Методика и технологии работы социального педагога

Методика и технологии социально-педагогической деятельности.

Методика социально-педагогической работы как система принципов, форм, способов и средств организации социально-педагогической деятельности с разным контингентом детей.

15 стр., 7351 слов

Курсовая работа — Социально-психологические проблемы молодой семьи

... как «заключенный без цели создания семьи» . Итак, брак – это исторически изменяющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует ... анализ проблем молодой семьи. Объект исследования: молодая семья. Предмет исследования: особенности работы с молодой семьей. Задачи исследования: изучить и проанализировать состояние проблемы в ...

Понятие «технология», применение социально-педагогических технологий. Этапы технологического цикла социально-педагогической деятельности.

Методы изучения личности обучающегося.

Диагностическая функция в деятельности социального педагога. Алгоритм проведения диагностики (цель – диагноз – прогноз – программа – внедрение – анализ).

Разнообразные методы изучения личности учащегося: наблюдение, беседа, анкетирование, интервью, социометрия, тестирование, биографический метод, метод анализа документов, и др. Необходимость комплексного использования методов диагностики в работе социального педагога.

Организация и методика проведения социально-педагогических тренингов.

Понятие социально-педагогического тренинга. История развития тренинга. Классификация и характеристика общих тренинговых методов. Особенности проведения тренинга, правила и принципы. Характеристики социально-педагогического тренинга.

Возможности применения тренинга в работе социального педагога.