Ответы на вопросы к зачету по психологии

  1. Этапы развития психологии и ее предмет.

Выделяют три этапа развития психологии:

  1. Донаучная (житейская) психология.
  2. Философская психология (произведение «О душе» — Аристотель. Душа — это особая богом данная сущность).
  3. Научная психология появилась в конце 19 века. Декарт устраняет понятие души как посредником между духом и телом и отождествляет душу и ум. Создает теорию рефлексов. С его именем связано понимание сознания как способность человека сознавать свое психическое содержание. Гоббс вводит в психологию понятие ассоциации – связь между психическим образом и представлением. До Гоббса основой познания считался разум как высшая форма активности души. Гоббс провозгласил разум продуктом ассоциаций. Ассоциация является посредником между чувствами и материальным миром.

  1. Основные отрасли психологического знания.
  1. Общая психология исследует общие законы функционирования психики.
  2. Социальная психология исследующая процессы обусловленные принадлежностью человека к конкретным общностям.
  3. Зоопсихология раскрывает особенности психики животных.
  4. Педагогическая психология изучает закономерности процесса обучения и воспитания.
  5. Возрастная психология изучает своеобразие психики разных возрастов.
  6. Инженерная психология изучает проблемы соотношения технических требований современных машин и психических возможностей человека.
  7. Космическая психология изучает психические процессы в условиях космических полетов.
  8. Психология спорта изучает психические особенности спортивной деятельности.

  1. Метод исследования в психологии.
  1. Наблюдение – с помощью которого изучают психические явления без вмешательства в их течение

А) Житейское наблюдение, случайный неорганизованный характер

3 стр., 1342 слов

Задания по психологии развития человека

... психики в возрасте 16-21 г. Психологические проблемы профессионального самоопределения Планирование образовательной траектории Предпосылки успешного обучения в ВУЗе Психологические проблемы студентов 6. Психическое ... снятые видеоролики. Следует прокомментировать материалы с опорой на знание возрастной психологии. Критерии оценивания: Показательность сюжетов с точки зрения раскрытия выбранной темы. ...

Б) Научное наблюдение предполагает четкий план и фиксацию результатов в дневнике.

  1. Эксперимент – предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого для создания наилучших условий.

А)Лабораторные – определяемые инструкцией.

Б) Естественные – в естественных условиях.

  1. Метод обобщения независимых характеристик – выявление и анализ мнений различных людей.
  2. Анализ результатов деятельности – анализ по практическим результатам и предметам труда, в которых воплощаются предметы людей
  3. Опрос – ответ испытуемых на конкретные вопросы исследователей.
  4. Тестирование – во время которого испытуемые выполняют определенные действия по заданию исследователя.

  1. Типология темпераментов.

Учение о темпераменте создает древне-Греческий врач Гиппократ.

Во 2 в.до н.э. Голен разработал первую типологию темперамента.

Типологию темпераментов основываясь на четырех основных типах нервной системы разработал Иван Павлов.

  1. Сильный, уравновешенный, подвижный – Сангвиник.
  2. Сильный, уравновешенный, инертный – Флегматик.
  3. Сильный, не уравновешенный – Холерик.
  4. Слабый – Меланхолик.

  1. Типология и акцентуация характеров.

Характер – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении.

Знать характер человека это значит с определенной долей вероятности предугадывать его возможные поступки.

От 20 до 50% людей имеют некоторые черты характера, которые развиты чрезмерно, в ущерб другим качествам.

Вот такой перекос характера называется акцентуацией характера.

Типы акцентуаций характера:

  1. Гипертимный тип – тип характеризующийся подвижностью, общительностью, болтливостью, плохо переносят строгую регламентацию поведения.
  2. Циклоидный тип – характеризуется чередой подъемов и подавленностей ритм от 1 дня до недели.
  3. Астено-Невротический тип – характеризуется повышенной утомляемостью, прислушиванием к своим телесным ощущениям, пристрастию к лечению.
  4. Психо-Астенический тип – нерешительность, склонность к рассуждению, самоанализу, навящивые страхи.
  5. Шизоидный тип – характеризуется замкнутостью, неспособностью и нежеланием общаться, недостатком интуиции, чудоковатостью.
  6. Эпилиптоиды – злобно-тоскливое настроение, которое сопровождается вспышками гнева с агрессией, его чувства отличаются силой и продолжительностью.
  7. Истероидный тип – ненасытная жажда внимания к своей особе, лживость и фантазирование.

  1. Основные направления Западной психологии.
  1. Бихевиоризм
  2. Гештальт психология
  3. Психоанализ
  4. Аналитическая психология
  5. Нейро-лингвистическое программирование
  6. Трансперсональная психология

  1. Психоанализ З. Фрейда.

Начало психоанализа связано с двумя открытиями:

3 стр., 1388 слов

проблема человека и его психики

... исследования феномена человека требует к себе комплексного междисциплинарного подхода. В психологии проблема человека занимает важнейшее место. Предметом изучения психологии является психика человека. Психика – это ... мысль о сочетании в человеке двух линий развития: - Биологической – человек как представитель биологического вида характеризуется определенной телесной организацией, обладающей ...

  1. Безсознательного

Структура психики по З. Фрейду

А) Безсознательное

Б) Предсознательное

В) Сознательное

  1. Реакция вытеснения из сознательного в безсознаетльное отрицательных эмоций и опыта, нереализованные желания вытесненные в безсознательное затем дают о себе знать в виде:

А) Сновидений

Б) Обмолвок и описок

В) невротических реакций (Конструктивные и диструктивные (садизм)).

Главной книгой Фрейд считал: «Толкование сновидений».

По Фрейду основой жизнедеятельности является псих сексуальная энергия – либидо.

Превращение либидо в психическую энергию – сублимация.

Вся культура человеческая является сублимацией первичной половой энергии.

Фрейд объяснял возникновение религии как чувство вины за убийство патриархов Рода.

Ступени развития человека:

Грудной младенец насквозь сексуален, любые прикосновения к нему доставляют удовольствия.

По мере взросления у ребенка возникает Эдипов комплекс – враждебное чувство сына к отцу (отец мешает безраздельно владеть матерью).

У девочек возникает комплекс Электры ( враждебность к матери) Комплекс кастрации.

В настоящее время получило научное подтверждение следующие положения психоанализа:

А) Теория возникновения гомосексуальности

Б) Некоторые черты Эдипова комплекса у мальчиков

В) Сновидения как символическое вытеснение неврозов здорового человека.

  1. Аналитическая психология К. Юнга (1875-1961гг.).

« Аналитическая психология»

«Психологические типы»

«Арихитип и символ»

«Либидо, его метаморфозы и символы»

Юнг рассматривает психику как взаимодействие сознаетльного и безсознательного компонента при непрерывном обмене энергии между ними.

Для Юнга безсознательное это не свалка инстинктов.

У Юнга безсознательное это творческий разумный принцип связывающий человека с человечеством, природой, космосом. Мы только воображаем что наши души находятся в нашем обладании.

Пор Юнгу наша психика это большой знак вопроса, это открытая дверь в которую время от времени входит непостижимое.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

Юнг открыл функциональные единицы психики (комплексы) это совокупность психических элементов окрашенных какой-либо эмоцией или чувством.

Структура психики:

  1. Сознание (Эго или Я)
  2. Индивидуальное безсознательное (Оно)
  3. Коллективное безсознательное состоящее из психических первообразов или архитипов.

Архитип никогда не может достичь сознания человека непосредственно, а проявляется через символы.

У древних и современных народов проявляются таки е архитипы как:

1) Мудрость в виде старца

2) Родина в образе матери и т.д.

Юнг рассматривает архитипы как результат предшествующего опыта, но мифологи отражают дух конкретного времени (во сне, в бреду видения имеют паразительное сходство с мифологическими и фольклерными сюжетами).

Архитип отличается от сказок и фольклера потому что трансформируется под влиянием индивидуального сознания.

Часть архитипа которая направлена во вне образует персону или маску. Часть архитипа направленная внутрь индивида называется тенью.

Наиболее важным архитипом Юнг считал «Я», которое объединяет и стабилизирует личность, это интеграция всех подсистем человека, которая происходит к 35-40 годам.

Архитип Анима (Анимус) – женские черты в мужском характере (мужские характеристики в женском характере).

В этой работе Юнг делит людей на 2 типа: интроверты и экстраверты.

У интровертов либидо направлено на внутренний мир. Такие люди склонны к созерцательности и мало поддаются внешним влияниям.

Экстраверты это люди которые направляют либидо на внешние события и других людей, обычно эти люди подвержены влиянию.

Все личностные развития в психологических типах проявляются в четырех функциях:

  1. Мышление
  2. Чувства
  3. Ощущения
  4. Интуиция

Совместно с Фрейдом Юнг посетил Америку и они образовали там Психоаналитическую ассоциацию.

  1. Гештальт психология.

Фриц Перлз – автор (1893- гг.)

Психотерапия – направление фон и фигура.

Гештальт-фигура, специфическая организация частей в некоторое самостоятельное тело.

Сознание человека не может воспринимать все детали окружающего мира с одинаковым вниманием, самое важное и значимое в эту минуту занимает первое место, образуя фигуру или гештальт, а все остальное для человека является фоном.

Если человек страдает от жажды, то для него гештальтом является стакан с водой.

Чтобы гештпльт оказался полным должны быть осознаны и реализованы все входящие в него части.

Если человек мучимый жаждой не сознает свою главную потребность, то для него гештальт оказывается незавершенным и не может стать фоном.

3 стр., 1483 слов

Тема: .Гештальт психология

... авторов, творчество которых приходится на периоды становления гештальт – психологии и предпосылок гештальт – психологии.  М. Вертгеймера. Главным постулатом Макса Вертгеймера ... человеком по-разному.Характерной особенностью фи-феномена является то, что ощущение движения не зависит ни от цвета, ни от размера, ни от пространственной локализации источников света. Гештальт – школа психологии ...

Процесс лечения согласно гештальт терапии – удовлетворение, осознание главных желаний.

Стойкое и длительное непризнание каких-то своих чувств и желаний приводит к неврозу.

Главной задачей психолога является помощь клиенту в осознании своих не завершенных гештальтов.

  1. Бихевиоризм.

Уотсон – основатель (1878-1958гг.)

Предметом психологии является поведение. Все что не подлежит объективной регистрации не должно изучаться.

Объективно изучить (зарегистрировать) можно только реакции человека и стимулы которые эти реакции обуславливают.

Личность – является совокупностью поведенческих реакций

S(стимул) — R(реакция)

Связь между S и R увеличивается если есть так называемое подкрепление.

Положительное подкрепление – деньги, похвала, материальное стимулирование, получение желаемого.

Отрицательное подкрепление – боль, неудача, критическое замечание.

Поведение человека чаще всего вытекает из положительного подкрепления, но иногда преобладает желание избежать отрицательного подкрепления (наказание).

С позиции бихевиористов личность – организованная и относительно устойчивая система навыков.

Человек – существо реагирующее, запрограммированное на те или иные реакции и обучающаяся

Возникновение Необихевиоризма.

S – I – R

Психические процессы человека зависящие от его наследственности и прошлого опыта.

Скиннер. Поведение живых организмов полностью определяется последствиями к которым оно приводит.

Концепция социального научения. Одна из главных причин сделавших нас такими какие мы есть связано со склонностью подражать поведению других людей с учетом на сколько благоприятными будут последствия такого подражания.

Бихевиористы решают следующие задачи:

  1. Изучение поведения
  2. Управление поведением
  3. Научение и адаптация
  4. Выработка навыков

  1. Нейро -лингвистическое программирование.

Главные положения этой теории таковы:

  1. У человека есть огромное поле ресурсов обычно им не используемых.
  2. Доступ к этим ресурсам можно получить как посредством слов, так и использованием мимики, поз, дыхания.
  3. Получив доступ к этим неосознанным ресурсам можно запрограммировать человека посредством слов.

Основателями являются Д. Гринберг, Брандлер.

Каналы получения информации:

  1. Визуальный (зрительная информация)
  2. Аудиальный (слуховая информация)
  3. Кинетический канал ( информация от телесных ощущений)

Кинестетик скажет сокрушительная победа

Аудиал скажет оглушительная победа

Визуал скажет ослепительная победа

3 стр., 1438 слов

изучение процесса управления адаптацией персонала, и его психологических ...

... вперед. Поэтому целью данной курсовой работы является изучение процесса управления адаптацией персонала, и его психологических особенностей ... ней одновременно несколько позиций. Поступая на предприятие, человек имеет определенные цели, потребности, ценности, нормы, установки ... - как «процесс познания нитей власти, процесс постижения доктрин, приня­тых в организации, процесс обучения, осознания того, ...

Как только психолог узнает канал поступления информации он начинает разговаривать на вашем языке и всячески на вас походить.

В мире всего 5% аудиалов, 15% кинестетиков и 80% визуалов.

В НЛП проявляется так называемый мягкий (эриксоновский) гипноз:

1) Подстройка к позе

2) Подстройка к дыханию

3) Подстройка к микро движениям

4) Психологический способ присоединения, легко осуществляется путем слежения за движением глаз:

Глаза вверх – вспоминает

Вправо, влево – слуховой образ

Влево вниз – контроль речи, ложь

Вправо вниз – обостряет нюх

5) Речевое связывание – собеседник забалтывает ваше речевое сознание

6) Выборочный подбор информации

7) Утвердительные высказывания.

Метод НЛП использует в своей практике теорию доминанты нашего психолога Ухтомского.

Доминантный млм застойный очаг главная причина стереотипов и инерции мысли и действия.

  1. Трансперсональная психология и идеал метод Тойча.

Психология – это идеал метод Чампион Тойча. Его концепция утверждает, что генетический код человека еще до рождения предопределяет почти всю его жизнь. Молекулы ДНК несут не только генетический код, но и код поведения, предрасположенность к определенным проблемам, событиям в жизни. Согласно Тойчу каждый человек имеет свое уникальное основное внутреннее направление.

Нежелание человека повторить незадачливую судьбу своих родителей, страх что в собственной судьбе повторятся те же беды и конфликты не спасает человека, а наоборот вызывает появление того чего опасаются.

Тойч основал направление в психологии – Виктимология (от англ. – жертва) – это учение утверждает что человек жертва своего генетического кода и проблем своих предков.

По Тойчу необходимо изменить судьбу человека путем пинимания и сознательной систематической деятельности по программе своего усовершенствования.

Для получения наилучших результатов в кратчайшие сроки необходимо всем придерживаться следующих принципов:

  1. Считать себя удачливым
  2. Не уклоняйтесь от принятия решения
  3. Любите себя
  4. Любите других или старайтесь чтобы хотя бы они вам нравились
  5. Считайте что все достижимо
  6. Рассматривайте все события как благоприятные
  7. Доводите начатое дело до конца
  8. Не позволяйте себе идти на компромиссы с собой и не довольствуйтесь малым
  9. Не делитесь ни с кем сокровенным
  10. Не оправдывайтесь
  11. Отстаивайте свои права
  12. Контролируйте услышанное
  13. Будьте терпеливы
  14. Позволяйте себе излишества

Внушайте себе постоянно принятые мысли по отношению к себе и к другим, увеличивайте чувство глубокого удовлетворения каждую минуту.

9 стр., 4341 слов

1.Педагогика как наука. Общее понятие

... усложнялись процесс и цели воспитания. Предметом педагогики как науки является педагогический процесс. То есть процесс обучения и воспитания человека как особая функция общества, реализу- емая ... познавательной активности и т.д.). Будучи сложным социальным явлением, воспитание является объектом изучения ряда наук. Философия исследует онтологические и гносеологические основы воспитания, формулирует ...

  1. Основные категории и методы педагогики.

Четыре главные категории педагогики:

  1. Обучение – процесс передачи знания от педагога к ученику.
  2. Образование – система внешних условий, специальные классы организуемые обществом для развития человека.
  3. Развитие – объективный процесс изменения духовных и физических сил человека.
  4. Воспитание – социальное целенаправленное создание условий для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта.

Методы педагогики:

  1. Исследовательская беседа
  2. Наблюдение
  3. Изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся
  4. Педагогический эксперимент ориентированный на подтверждение или отрицание какой-либо теории.
  5. Изучение и обобщение передового педагогического опыта.

  1. Предметы, функции педагогики.

Педагогика – это наука о воспитательных отношениях.

Объектом педагогики является человек развивающийся в результате воспитательных отношений.

Предметом педагогики является особая функция общества которая называется воспитание.

Проблемы педагогики:

  1. Изучение сущности и закономерности развития личности
  2. Определение целей воспитания
  3. Разработка содержания воспитания
  4. Исследование и разработка методов воспитания.

  1. Дидактика: теория и практика обучения.

Она изучает закономерности содержания и методы обучения.

Функции обучения:

  1. Образовательная – которая вооружает учащихся системой знаний, умений и навыков.

Знания – это факты, законы, понятия и обобщенная картина мира.

Умение – является умелым действием которое направляется на основе навыка, то есть автоматизированного действия.

  1. Воспитательная – которая органически вытекает из самого содержания обучения и закрепляется в специальной организации общения учителя и ученика.