Основными показателями гиперактивности являются….

Требования

По курсу «Специальная педагогики» ОЗО

1. Реферирование литературных источников по предлагаемым темам.

2. После основного текста оформить глоссарий по данной теме. (50 определений)

3. Первая часть к.р. – История вопроса (характеристика направления, авторы).

Вторая часть – описание конкретных методов и приемов, применяемых в данном психокоррекционном направлении.

 

ВОПРОСЫ к экзамену «СПЕЦИАЛЬНАЯ педагогика»

1. Специальная педагогика в системе наук о человеке.

2. Объект, субъект, предмет, задачи, основные понятия специальной педагогики.

3. Методологические основы специальной педагогики.

4. Из истории становления специальной педагогики.

5. Система специальных образовательных услуг.

6. Классификации отклонений в развитии детей.

7. Портрет агрессивного ребенка; как ему помочь.

8. Портрет гиперактивного ребенка. Как помочь гиперактивному ребенку.

9. Взаимодействие со слабовидящими и слепыми, слабослышащими и глухими детьми.

10. Ребенок с задержкой психического развития.

11. Как помочь ребенку с речевыми нарушениями.

12. Как помочь ребенку с нарушениями письменной речи.

13. Как помочь ребенку с нарушениями пространственной ориентации, ритма, излишней медлительностью.

14. Как помочь школьнику с дефицитом самостоятельности и внимания.

15. Преодоление застенчивости, тревожности и страхов у младших школьников.

16. Взаимодействие с младшими школьниками, испытавшими и испытывающими на себе жестокое обращение со стороны сверстников и взрослых.

17. Бродяжничество и воровство. Пути предупреждения и преодоления.

18. Школьная система специального образования.

19. Интеграция общего и специального образования.

21. Современные требования к коррекционно-развивающему уроку.

22. Специфика коррекционно-развивающей деятельности.

23. Средства коррекционно-развивающей деятельности.

24. Методы, формы и технологии специального воспитания и обучения.

25. Государственная политика в области специального образования. Нормативные документы и постановления, отражающие политику государства по отношению к детям с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья.

5 стр., 2069 слов

Как помочь ребенку избежать комплексов из-за собственной внешности

... как помочь выйти замуж лопоухой девочке или предотвратить травлю хилого мальчика. Своими переживаниями мы направляем внимание ребенка на ... весьма затруднительно! Прислушайтесь к себе «Я знаю, что ребенку нужен постоянный телесный контакт, - заходя в кабинет, сообщила ... воспитания ситуация доходит до абсурда. К примеру, новорожденным детям в весьма грубых выражениях пытаются втолковать, что писаться ...

26. Организация коррекционно-развивающего образования за рубежом.

27. Специфика обучения и воспитания социально-депривированных детей.

 

Вопросы

 

1. Дать определение понятиям «психокоррекция», «педагогическая коррекция».

2. Предмет, задачи, методы специальной педагогики.

3. Методы профилактики и коррекции отклонений в психическом развитии детей.

4. Закономерности психического развития человека.

5. Диагностика и коррекция при умственной отсталости.

6. Виды отклоняющегося развития.

7. Диагностика и коррекция детей с нарушениями слуха.

8. Психология умственно отсталого ребенка.

9. Диагностика и коррекция детей с нарушениями зрения.

10. Образование детей со слабовыраженными отклонениями в развитии.

11. Диагностика и коррекция слепоглухонемого ребенка.

12. Образование детей с нарушениями слуха.

13. Диагностика и коррекция детей с ние нарушениями речи.

14. Образова детей с нарушениями зрения.

15. Диагностика и коррекция детей с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата.

16. Образование детей с нарушениями речи.

17. Диагностика и коррекция детей с синдромом раннего детского аутизма.

18. Психология детей с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата.

19. Диагностика и коррекция детей с дисгармоническим складом личности.

20. Образование детей с синдромом раннего детского аутизма.

21. Диагностика и коррекция слепоглухонемого ребенка.

22. Образование детей с дисгармоническим складом личности.

23. Диагностика и коррекция детей со сложными нарушениями развития.

24. Образование слепоглухонемого ребенка.

25. Диагностика и коррекция детей с синдромом раннего детского аутизма.

26. Образование детей со сложными нарушениями развития.

27. Диагностика и коррекция детей с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата.

28. Основы психологической диагностики.

29. Диагностика и коррекция при умственной отсталости.

30. Психологическая служба в специальных коррекционных образовательных учреждениях.

31. Диагностика и коррекция детей с нарушениями слуха.

32. Основные принципы коррекционной работы.

33. Главные функции коррекции.

34. Цели и задачи педагогической и психокоррекции детей и подростков.

35. История зарождения и становления учения о проблемах отклоняющего развития.

36. Виды нарушений развития и их причины.

37. Методы диагностики детей с отклонениями в развитии.

38. Требования к составлению коррекционных программ.

39. Оценка эффективности данного вида работы.

40. Педагогические методы коррекции.

41. Коррекция активно-волевых дефектов.

42. Коррекция страхов, застенчивости, рассеянности.

43. Коррекция навязчивых мыслей и действий.

44. Самокоррекция.

45. Специально-педагогические методы.

46. Методы коррекции через труд.

47. Метод коррекции путем рациональной организации детского коллектива.

48. Психокоррекционные и психотерапевтические методы воздействия при отклонении в развитии.

49. Особенности семей воспитывающих детей с отклонениями в развитии.

7 стр., 3170 слов

Теоретические и методические основы изучения детей с отклонениями в развитии

... МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ Психодиагностика нарушенного развития призвана определить направление обучения ребенка, его специфические образовательные ... отдельных задач. Основная цель психодиагностического исследования ребенка с нарушениями развития — выявление структуры нарушения психической деятельности для нахождения оптимальных ...

50. Роль семьи в коррекционном воздействии на детей и подростков с ограниченными возможностями.

51. Особенности организации коррекционных мероприятий с данным контингентом семей.

52. Методы коррекции детско-родительских и семейных отношений.

53. Политика государства в области соц. защиты детей с отклонениями в развитии.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ПО КУРСУ

«СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА»

Вариант 1

1. Профилактика неуспеваемости школьников с ослабленным зрением.

2. Семейное воспитание детей с особыми образовательными потребностями.

3. Кукла как средство коррекционно-развивающего обучения и воспитания.

4. Изобразительное искусство как средство развития речи, чтения и письма у детей с особыми образовательными потребностями.

5. Воспитание и обучение детей со сложными нарушениями в развитии.

6. Игра как средство развития познавательных процессов у детей с задержкой психического развития.

7. Фонематическая ритмика как средство формирования речи слабослышащих детей.

8. Преодоление детской застенчивости.

9. Профессиональная реабилитация учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

10. Образование как средство реабилитации, возвращения к полноценной самостоятельной жизни детей с ограниченными возможностями здоровья.

11. Помощь семьям, воспитывающим ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

12. Содружество школы и семьи в воспитании проблемного ребенка.

13. Учитель как личность и профессионал в коррекционно-развивающем образовании.

Студент имеет возможность предложить свою тему для исследования, согласовав её с преподавателем.

Вариант 2

1. Особенности обучения слабовидящих детей в условиях общеобразовательной школы.

2. Интеллектуализм как несбалансированность психических процессов.

3. Вербализм как дисбаланс в развитии психических процессов.

4. Преодоление детской застенчивости.

5. Предупреждение и преодоление детских страхов.

6. Тревожные дети. Причины детской тревожности, ее коррекция.

7. Дети с повышенной двигательною активностью. Способы взаимодействия с ними.

8. Невнимательность и пути ее коррекции на уроках и во внеурочное время.

9. Коррекция нарушений пространственной ориентации.

10. Дети с дефицитом самостоятельности.

11. Специфика обучения и воспитания леворуких детей.

12. Речевые нарушения и пути их преодоления у подростков.

13. Нарушения чтения и пути их преодоления на уроках профилирующих дисциплин.

14. Нарушения письменной речи и пути их преодоления на уроках профилирующих дисциплин факультета.

15. Развитие фонематического слуха как необходимого условия грамотного письма и правильной речи.

16. Педагогическая диагностика отклонений в развитии школьника.

17. Профилактика бродяжничества среди детей.

18. Жестокое обращение с детьми. Взаимодействие с детьми, испытавшими тот или иной вид насилия как со стороны сверстников, так и со стороны взрослых.

19. Игры для родителей с аномальными детьми.

20. Агрессивные дети. Как помочь агрессивному ребенку.

21. Детское упрямство.

4 стр., 1956 слов

Одаренные дети: специфика процесса обучения и воспитания.

... всегда заметно отличаются. Цель работы: проанализировать условия для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одарённых детей в образовательном учреждении, а так же их профессионального самоопределение ...

22. Индивидуальная программа педагогической поддержки воспитанника с отклонениями в развитии.

23. Медлительные дети. Как помочь медлительному ребенку.

24. Социально-депривированные дети. Взаимодействие с детьми детских домов, интернатов, приютов, детей — сирот.

26.Одаренныедети. Реализация возможностей и способностей детей в условиях специальной и общеобразовательной школах.

27. Работа с родителями одаренных детей.

Студент может предложить свою тему реферата, согласовав ее с преподавателем.

 

 

ВИДЫ САМОКОНТРОЛЯ

Тест

Вариант 1

1.А) Разделы общепедагогической направленности обучения и воспитания детей с проблемами в развитии – это……….

Б) Отрасли специальной педагогики – это…….

Варианты ответов:

1) сурдопедагогика, 2) общие основы педагогики, 3) олигофренопедагогика, 4) теория воспитания, 5) дидактика 6) тифлопедагогика, 7) логопедия, 8) управление образовательными системами, 9) педагогика воспитания детей с комплексными нарушениями психофизического развития, 10) история образования и педагогической мысли, 11) педагогика воспитания детей с задержками психического развития, 12) педагогика воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, 13) педагогика воспитания детей с психопатическими формами поведения, 14) тифлосурдопедагогика.

2.Понятия: предмет – это…… , субъект – это ………, объект – это…… .

Варианты ответов:

а) специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями как социокультурный, педагогический феномен, б) теория и практика специального образования, в) человек с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, с особыми образовательными потребностями.

3.А) Задачи специальной педагогики:…………….

Б) Задачи практики: …………..

Варианты ответов:

1) разработка теоретических основ образования детей с проблемами в развитии; 2) умственное воспитание детей с особыми нуждами; 3) изучение педагогических закономерностей развития детей в условиях ограниченных возможностей здоровья и жизнедеятельности; 4) трудовое воспитание детей с особыми образовательными потребностями; 5) разработка системы профилактических мер по предупреждению аномального детства; 6) повышение эффективности процесса социализации детей с аномальными развитием на разных этапах их развития; 7) разработка образовательных коррекционно-педагогических, компенсационных и реабилитационных программ образования детей с ограниченными возможностями; 8) нравственное воспитание ребенка с проблемами в развитии; 9) разработка новых технологий воспитания, обучения аномальных детей; 10) внедрение результатов научных исследований в практику обучения и воспитания детей с особыми нуждами; 11) правовое воспитание детей с проблемами в развитии; 12) обоснование педагогических классификаций лиц с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности; 13) изучение существующих педагогических систем образования лиц с особыми образовательными потребностями; 14) разработка программ профессиональной подготовки и социально-трудовой адаптации подростков с ограниченной трудоспособностью.

4.А) Общие методы исследования аномальных детей:………….

Б) Частные методы педагогического исследования:………………

3 стр., 1408 слов

Тема 15 закономерности и принципы воспитания школьников

... все усложняющейся воспитательной деятельности, обеспечивающей интеллектуальное, физическое, нравственное, эстетическое развитие. § 2. Принципы воспитания, их характеристика Принцип воспитания – это общие исходные положения, в которых выражены ... базу школы, санитарно-гигиенические условия, в которых живут и учатся дети, социально-событийное окружение и т.д. Субъективные факторы, как известно, ...

Варианты ответов:

1) наблюдение, 2) исследование слуха, 3) опрос, 4) исследование произносительной стороны речи, 5) исследование познавательных способностей ребенка, 6) беседа, 7) анкетирование, 8) исследование зрения, 9) педагогический эксперимент, 10) исследование уровня развития речи, 11) социометрия, 12) анализ результатов деятельности, 13) исследование социальной ориентировки слепых.

5.А) Дети, которые не обнаруживают классических форм аномалии развития, имеют в силу различных причин биологического или социального свойства его парциальные недостатки, обусловливающие трудности обучения и воспитания в обычных условиях и провоцирующие повышенный риск школьной дезадаптации – это …….

Б) дети, имеющие негрубые (слабо выраженные) отклонения в функционировании центральной нервной системы, оказывающие негативное влияние на школьную и социальную адаптацию ребенка. У них отмечается слабая готовность к школе, общая познавательная пассивность, замедленный темп усвоения учебного материала, увеличение сроков усвоения материала школьной программы – это ……….

Варианты ответов:

1. дети с трудностями в обучении,

2. дети группы риска,

3. дети с задержкой психического развития.

6.1) Абилитация – это …… , 2) коррекция – это …… , 3) социальная адаптация – это ….. , 4) компенсация – это …….. , 5) социальная реабилитация – это ………. , 6) интеграция – это…… .

Варианты ответов:

а) Система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития детей, в целях достижения положительного результата в процессе обучения, воспитания, развития; б) приведение индивидуального, группового поведения аномальных детей в соответствие с системой общественных норм и ценностей; в) возмещение, замещение или перестройка нарушенных или недоразвитых функций организма; г) восстановление пригодности, способности в медико-педагогическом значении, т.е. включение ребенка с проблемами в развитии в общественную жизнь и труд на уровне его психофизических возможностей; д) объединение, восстановление связей, развитие процесса сближения детей с проблемами в развитии в единую систему обучения, воспитания, жизнеобеспечения; е) формирование умений и навыков, которые позволяют курировать вторичные отклонения у ребенка с проблемами в развитии.

7.Качества (назвать три), преобладающие в характеристике названного типа

проблемного ребенка (подростка):

1) трудновоспитуемый……. 2) труднообучаемый…… 3) социально запущенный …… 4) педагогически запущенный…….. 5) с патологией психических качеств……. 6) беспризорный ……….

Варианты ответов:

а) плохая память; б) девиантная общественная активность; в) отрицательное отношение к учебе; г) проблемная семья; д) слабое физическое здоровье; е) участие в асоциальной группе; ж) преобладание материальных интересов; з) неприятие воспитательных воздействий; и) яркий индивидуализм, эгоцентризм; к) проявление жестокости и агрессии; л) сильная воля; м) отсутствие самостоятельности; н) неприглядный внешний вид; о) употребление алкоголя, наркотиков; п) асоциальные взгляды, установки; р) конфликтность?

Ответ: 1) . . . , 2) . . . , 3) . . .

8.А) Первичные дефекты:………..

Б) Вторичные дефекты (теория Л.С. Выготского о сложной структуре дефекта): ………..

Варианты ответов:

1) повреждение слухового анализатора,2) повреждение зрительного анализатора, 3) немота, 4) дефект органического повреждения мозга, 5) нарушение пространственной ориентировки, 6) нарушение познавательных процессов, 7) нарушения звукопроизношения, 8) нарушения анатомических особенностей артикуляционного аппарата.

9.А) Дети, имеющие сниженный слух, — это . . . дети.

Б) Дети, имеющие остаточный слух, — это . . . дети.

В) Дети, потерявшие слух, но сохранившие речь, — это . . . дети.

Варианты ответов:

1.) позднооглохшие, 2.) глухие, 3.) слабослышащие.

10. К группе социально-депривированных относятся …

Варианты ответов:

1) педагогические запущенные дети; 2) агрессивные дети; 3) дети, подвергшиеся физическому насилию; 4) дети, не имеющие места жительства; 5) аутичные дети, 6) дети приютов, 7) сироты, 8) дети, утратившие интерес к учению; 9) дети из асоциальных семей, 10) дети, подвергшиеся сексуальному насилию.

11.В названных типах социально-воспитательных институтов:

1) школа…. , 2) приемник – распределитель……., 3) кинотеатр……., 4) психолого-педагогическая медицинская служба….., 5) интернатное учреждение……., 6) центр трудоустройства….., 7) детский приют….., 8) физкультурно-оздоровительный центр……., 9) семья……., 10) больница……., 11) комиссия по делам несовершеннолетних.,…….. — преобладают следующие функции:

Варианты ответов:

а) воспитание; б) адаптация; в) реабилитация; г) социализация; д) психокоррекция; е) лечение, медицинская помощь; ж) психологическая консультация; з) психотерапия; и) физическое развитие, здоровье; к) профориентация; л) профилактика; м) охрана прав ребенка; н) обучение (просвещение).

12. Для ребенка, который: 1) убежал из дома (адрес неизвестен)….., 2)имеет диагноз «Задержка психического развития»…… , 3) лишился ноги в автопроисшествии….., 4) второгодник, кандидат на третий год…., 5) неуправляемый дезадаптант, поведение на грани нарушения закона, но суд не принимает дело к рассмотрению (нет фактов), подходят следующие типы и виды образовательных учреждений:

Варианты ответов:

а) коррекционная школа или класс; б) комиссия по делам несовершеннолетних; в) приемник-распределитель; г) социальный приют; д) детский дом; е) санаторная школа; ж) специальное профессиональное училище; з) учебно-курсовой комбинат.

13.Отклонения в развитии возникают под влиянием 3 групп факторов:

социогенные,биогенные, психогенные .

А) Социогенные факторы – это ……….

Б) Биогенные факторы – это……….

В) Психогенные факторы – это ……….

Варианты ответов:

1) неблагоприятная наследственность; 2) чрезмерная любовь к детям (ребенок — кумир); 3) противоречия между физиологическим ростом и психическим созреванием; 4) экономическое неблагополучие семьи; 5) родовые травмы; 6) безнадзорность в семье; 7) перегрузка в школе; 8) противоречия между уровнем развития потребностей и реальными возможностями их удовлетворения; 9) слабая база для проведения досуга по месту жительства; 10) перенесенные болезни; 11) влияние средств массовой информации; 12) отсутствие трудового воспитания в семье; 13) противоречия между приобретенными знаниями и возрастными особенностями; 14) отсутствие доверительных отношений учителей с учениками; 15) отрицательный пример родителей; 16) участие в неформальных объединениях молодежи; 17) авторитарное воспитание в семье.

14.Умения, НЕ существенные для педагога, работающего в сфере коррекционно-развивающего образования:……….

Варианты ответов:

1) выявить отклонения в развитии ребенка; 2) провести педагогическую диагностику отклонения; 3) определить общие и конкретные задачи коррекционного обучения и воспитания; 4) овладеть педагогически целесообразными формами, методами и средствами воспитания и обучения коррекционно-развивающей работы с детьми; 5) создать и поддержать психологически комфортную коррекционно-развивающую среду жизнедеятельности детей; 6) предупредить возникновение нарушений в развитии вторичных дефектов; 7) эффектно выглядеть; 8) планировать отдельные виды коррекционной работы; 9) проводить проблемный урок в быстром темпе; 10) профессионально взаимодействовать с работниками образовательных учреждений и родителями для обеспечения координации педагогического воздействия на ребенка в рамках целостного педагогического процесса.

15.Дети а) с незначительными отклонениями от нормы…….., б) с задержкой психического развития……, в) с диагнозом «детский церебральный паралич»……., г) с диагнозом «энурез»…….., д) умственно отсталые глухие или слабослышащие……. е) умственно отсталые слепые или слабовидящие;

ж) слепоглухие…….., з) глухие слабовидящие…….могут обучаться в следующих типах образовательных учреждений:

Варианты ответов:

1) общеобразовательная школа, 2) гимназия, 3) лицей, 4) школа для слепых, 5) коррекционный класс общеобразовательной школы, 6) школы для глухих, 7) интегрированный класс общеобразовательной школы, 8) специальная (коррекционная) школа, 9) школы для слепоглухих.

16.Условия успеха в обучении и воспитании детей с задержкой психического развития – это ……

Варианты ответов:

а) контакт с семьей; б) трудотерапия; в) комплексность воздействий на эмоционально-волевую, сенсомоторную, интеллектуальную сферы; г) предъявление требований; д) замечания (выговоры); е) щадящий режим.; ж) задания с опорой на образцы; з) многократные указания и упражнения.

17.А) Общедидактические принципы – это ………..

Б) Принципы специального образования – это …….

Варианты ответов:

1) принцип научности; 2) принцип социально-адаптирующей направленности образования; 3) принцип наглядности; 4) принцип личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании; 5) принцип педагогического оптимизма; 6) принцип нормативности и открытости образовательных перспектив; 7) принцип прочности знаний; 8) принцип доступности; 9) принцип успешности учения в условиях преодоления посильных трудностей; 10) принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании; 11) принцип систематичности и последовательности; 12) принцип равноправного партнерства с семьей; 13) принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования; 14) принцип активности и сознательности; 15) принцип развития мышления, языка и коммуникации; 16) принцип ранней педагогической помощи.

18.Виды педагогический поддержки в усвоении знаний детьми в классах компенсирующего обучения (пять наиболее значимых для коррекции усвоения знаний).

Варианты ответов:

1) обучение без принуждения; 2) урок как система реабилитации, в результате чего каждый ученик чувствует и сознает себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их; 3) адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия; 4) комплексное воздействие на все сферы психики в процессе обучения; 5) использование опорных сигналов, разнообразной наглядности; 6) определение понятий по установленному образцу, применение алгоритмов; 7) взаимообучение, диалогические методики, групповой и коллективный способы обучения; 8) упражнения; 9) оптимальный темп обучения с позиции полного усвоения.

19.Требования кА) содержательной……….

Б) психологической сторонам коррекционно-развивающего урока……..

Варианты ответов.

1) усиление практической направленности учебного материала; 2) доброжелательность в общении; 3) соблюдение необходимости и достаточности в определении объема знаний; 4) создание ситуации успеха в преодолении трудностей; 5) социально-личностная ориентированность; 6) положительный психологический климат на уроке; 7) воздействие на все возможные органы чувств в учебном процессе с учетом индивидуальных особенностей ребенка; 8) выделение существенных признаков и причинно-следственных связей в содержании изучаемого материала; 9) терпение и вера в возможности и способности ученика с проблемами в развитии и поведении. 10) опора на жизненный опыт ребенка.

Ответ: А) . . . , Б) . . . .

20.Причины неуспеваемости школьников, имеющие непосредственное отношение

А)к детям с нормальным развитием …………

Б) к детям с задержкой психического развития…….

Варианты ответов:

1) недостатки в учебно-воспитательной работе учителя, 2) недостаточное внимание к развивающей стороне обучения, 3) незрелость эмоционально-волевой сферы учащихся, 4) слабое развитие у школьников умений учиться, 5) пониженная работоспособность, 6) функциональная недостаточность ряда высших психических функций, 7) отсутствие индивидуального подхода к учащимся на уроке, 8) слабое знание учителями психологии усвоения знаний, 9) медленный темп психического развития ребенка, 10) нарушения памяти, внимания, 11) неумение вовремя обнаружить пробелы в знаниях, 12) негрубое недоразвитие речи, 13) недостаточное внимание к формированию правильных взаимоотношений учителя и учащихся, 14) снижение познавательной активности, 15) ограниченность запаса знаний об окружающем мире.

Ответ: А) . . . , Б) . . . .

21.Признаки А)гиперактивности …………….. Б) тревожности……….

Варианты ответов:

1) Не может долго работать, не уставая. 2) Быстро, не колеблясь, принимает решения. 3) Требует к себе внимания, не хочет ждать. 4) Любое задание вызывает излишнее беспокойство. 5) Проявляет разбросанность или рассеянность. 6) Во время выполнения заданий очень напряжен, скован. 7) Это человек действия, рассуждать не умеет и не любит 8) Часто говорит о напряженных ситуациях. 9) Импульсивен. 10) Требователен к себе. 11) Обычно уверен, что справится с любым заданием. 12) Испытывает трудности в организации деятельности. 13) Чувствует себя неуверенно в конкретных ситуациях. 14) Обычно беспокоен, легко расстраивается. 15) Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание. 16) Плохо переносит ожидание. 17) Может резко отказаться от еды, которую не любит. 18) Часто занижена самооценка. 19) Боится сталкиваться с трудностями. 20) С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.

Ответ: А) . . . , Б) . . . .

22.Правила работы с А)тревожным ребенком……………Б) агрессивным ребенком…

Варианты ответов.

1) Обучать ребенка умениям сдерживать свои эмоции. 2) Учить брать ответственность на себя. 3) Отрабатывать навык уверенного поведения в конкретных ситуациях. 4) Чаще обращаться к ребенку по имени. 5) Демонстрировать модель неагрессивного поведения. 6) Избегать состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость. 7) Не сравнивать ребенка с окружающими. 8) Обучать способам снятия мышечного и эмоционального напряжения. 9) Обучать приемлемым способам выражения гнева. 10) Чаще использовать телесный контакт, упражнения на релаксацию. 11) Стараться делать ребенку как можно меньше замечаний. 12) Способствовать повышению самооценки ребенка, чаще хвалить его, но так, чтобы он знал за что. 13) Дать ребенку возможность проявить гнев непосредственно после ситуации, вызвавшей сильные переживания. 14) Обучать школьника умениям владеть собой в травмирующих его ситуациях. 15) Расширять поведенческий репертуар ребенка. 16) Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей. 17) Не предъявлять к ребенку завышенных требований. 18) Развивать способность к эмпатии. 19) Учить бороться со страхами. 20) Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.

Ответ: А) . . . , Б) . . . .

23.Недостатки характера,

А)преимущественно эмоционально обусловленные…

Б)обусловленные преимущественно активно-волевыми моментами…

Варианты ответов:

1) Бродяжничество; 2) Негативизм; 3) Равнодушие; 4) Фобии; 5) Рассеянность; 6) Ложь; 7) Воровство бессмысленное; 8) Пессимизм; 9) Неустойчивость; 10) Противоречивость; 11) Жажда наслаждений; 12) Гнев; 13) Нечистоплотность; 14) Замкнутость; 15) Злорадство; 16) Деспотизм; 17) Педантизм; 18) Импульсивность поступков.

24.Укажите группу коррекции.

Видимые проявления Эмоциональные состояния Цели девиантного поведения Особенности проявления Чем вызвано поведение Группы коррекции
Непослушание Легкое напряжение Эмоциональная разрядка Сопротивление просьбам Особенности возраста
Озорство Двигательное беспокойство Устранение двигательного беспокойства Постоянное сопротивление советам Особенности возраста
Проступок Беспокойство Реализация требований Сознательное нежелание правильно вести себя Трудности адаптации
Негативизм Легкая тревожность Стремление к превосходству Немотивированное и неразумное сопротивление Повышенная эмоциональная напряженность
Упрямство Тревожность средней степени Стремление к превосходству __________ _______
Своеволие Депрессия Уход от трудностей Нежелание, неумение понять себя Трудности жизни
Грубость Депрессия, депривация Поиск защиты, стремление взять свое Игнорирование препятствий на пути самоутверждения Противоречие «Я- они»
Недисциплинированность Депривация Совершение мести Сознательное, умышленное нарушение норм Противоречие «Я — они»
Агрессия, правонарушения Фрустация Деструктивное поведение Грубое, циничное нарушение прав других Противоречие «Я – они»

а) тревожность, б) агрессивность, в) асоциальное поведение, г) депрессии, д) повышенная эмоциональная реакция, е) девиантное поведение, ж) отклоняющее поведение

Вариант 2

25.Степени олигофрении по глубине дефекта:

Варианты ответов:

А) Идиотия, имбицильность, дебильность.

Б) Имбицильность, идиотия, дебильность.

В) Дебильность, имбицильность, идиотия.

26.Нижеописанная характеристика нарушения соответствует категории детей …

Диффузное поражение коры головного мозга, необратимые патологические изменения в генетическом аппарате родителей в результате алкоголизма и наркомании, что явилось причиной хромосомных и эндокринных заболеваний.

Варианты ответов:

задержка психического развития, органическая деменция, олигофрения.

27.Категории аномальных детей соотносятся с классификацией психического дизантогенеза В.В.Лебединского.

  Классификация психического дизонтогенеза Категория аномальных детей
Стойкое недоразвитие  
Задержанное развитие  
Поврежденное развитие  
Дефицитарное развитие  
Искаженное развитие  
Дисгармоничное развитие  

 

Категории аномальных детей:

нарушение слуха, задержка психического развития, нарушение зрения, ранний детский аутизм, нарушение опорно-двигательного аппарата, олигофрения, органическая деменция, психопатия.

 

28. Полное или частичное отсутствие речи при хорошем физическом слухе – это ……………

29.В последние годы довольно часто встречаются дети с аутичными чертами личности. Специалисты выделяют три основных блока, в которых можно выявить черты аутичности — это ……….

Варианты ответов:

А) речь и коммуникации;

Б) внимание;

В) воображение;

Г) социальное взаимодействие.

30.………….. – нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы.

31. Стойкое нарушение чтения психоневрологи называют …….. …….. , письма – …………… .

32.…………… – нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами в различных частях речевого аппарата.

33.У детей с общим недоразвитием речи отмечается нарушение…………., недоразвитие …………… ………, выраженное отставание в формировании ……………………. и грамматического строя языка.

34. Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с ……. функцией. (М.М.Кольцова)

35.Ведущими в клинической картине ДЦП являются ………. нарушения, которые часто сочетаются с …….. и …….. расстройствами.

36.Двигательное развитие детей с церебральным параличом характеризуется….

Варианты ответов:

1) дистонией, 2)нарушением мышечного тонуса, 3) отсутствием произвольных движений, 4) наличием насильственных движений, 5) ограничением или невозможностью произвольных движений, 6) тремором, 7) нарушением равновесия и координации движений.

Основными показателями гиперактивности являются….

Варианты ответов:

1) забывчивость, 2) излишняя говорливость, 3) дефицит внимания, 4) беспокойство, 5) импульсивность, 6) неумение подчиняться другим, 7) сверхактивность двигательная.

38.Описанные ниже характерные особенности развития соответствуют дефекту ………

Для этого ребенка характерен «уход» в свой собственный мир. У него отсутствуют контакты со сверстниками, близкими и даже родителями. Внешне безразличен, холоден, но повышенно раним из-за малейших замечаний в свой адрес. Не переносит прямого зрительного контакта. Ходить начинает поздно и неуклюж в движениях. Возникают трудности в овладении бегом, прыжками. При большом словарном запасе ребенок часто не пользуется речью. Иногда абстрактное мышление опережает развитие наглядно-образного и наглядно-действенного.

Дефекты: 1)детский церебральный паралич, 2) нарушения речи (логопатия) 3) олигофрения, 4) ранний детский аутизм.

39. ………………. – это оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов, обычаев.

40.Перечисленные ниже ученые вели или ведут исследования в следующих направлениях:

1. ….., 2 ……, 3 ……., 4 ……., 5 ……., 6 ……, 7 ……., 8 ……., 9 …….. .

 

Ученые Направления исследования
1. Экман Пол а) Обучение слепоглухонемых
2. Штайнер Рудольф б) Детская ложь
3. Власова Т.А. в) Нарушение чтения
4. Соколянский И.А. г) Лечебная педагогика
5. Зимбардо Ф. д) Человеческая агрессия
6. Лалаева Р.И. ж) Тревожность, страх
7. Фромм Э. з) Застенчивость
8. Кащенко В.П. и) Коррекционная педагогика
9. Прихожан А.М. к) Задержка психического развития

41.Патологии в развитии соответствует определенный вид специального (коррекционного) учреждения: ……….

Вид специального (коррекционного) учреждения Дефект в развитии
1 вид а) Задержка психического развития
2 вид б) Нарушения опорно-двигательного аппарата
3 вид в) Слабовидящие дети
4 вид г) Тяжелая речевая патология
5 вид д) Незрячие, дети с остаточным зрением
6 вид ж) Глухие дети
7 вид з) Слабослышащие и позднооглохшие дети
8 вид и) Умственная отсталость

42.Нарушения эмоционального развития связаны с нарушениями ………………. человека, поскольку морфологическим субстратом эмоциональной регуляции являются …………….. и ……………. образования головного мозга.

43.Страх основан на …………….. ……………. .

44.Эмоциональная импульсивность и двигательная расторможенность

………………… …………. практически исчезают или маскируются другими личностными чертами, но сохраняется ……………… .

45.Авторы психолого-педагогических трудов.

1. «Умственно отсталый ребенок»…………,

2. «Жить с агрессивными детьми»……..,

3. «Как помочь детям избавиться от страхов»……….,

4. «Практикум по сказкотерапии»………….,

5. «Застенчивость»…………..,

6. «Как справляться с гневом ребенка»………..,

7. «Методика отбора детей в коррекционные классы»………………..,

8. «Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков»……………,

9. «Анатомия человеческой деструктивности»………….,

10. «Почему дети лгут»………..,

11. «Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ» ………………,

12. «Психология умственно отсталого ребенка»…………..,

13. «Старое и новое: социальная защита в России»………………..,

14. «О принципах моей школы»……………,

15. «Специальное образование в России и за рубежом»…………… .

Варианты ответов: а) Рубинштейн С.Я. б) Выготский Л.С., в) Ястребова Л.В., г) Фромм Э., д) Кумарина Г.Ф., ж) Кемпбэлл Р., з) Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., и) Малафеев Н.Н., к) Шипицина Л.М., л) Монтессори М., м) Зимбардо Ф, н) Захаров А.И., о) Экман П., п) Кащенко В.П., р) Бютнер К.

46.Cвязи специальной педагогики с другими науками указать стрелками.

С п е ц и а л ь н а я п е д а г о г и к а

Общая педагогика Социология Психология

Философия Право Медицина Лингвистика Психолингвистика Информатика

47.Основные приемы создания ситуации радости познания на коррекционно-развивающих уроках – это…………….

Варианты ответов:

1)ситуация успеха, 2) мнимый успех, 3) умышленная ошибка, 4) обращение к опыту школьника, 5) эврика, 6) рационализация, 7)сублимация.

 

Задачи

Задача № 1

Игорь Н. 16 лет. Начиная с уроков истории, Игорь очень заинтересовался Древним Египтом. Много читает по истории Египта и по истории вообще. Свободно оперирует обширным запасом знаний в этих областях, считая это основной ценностью.

Систематически занимается иностранными языками, читает иностранную научную литературу в подлиннике. Рационален, предпочитает общество взрослых, занимающихся гуманитарными науками.

В школе склонен к нравственным поучениям соучеников и учителей, подчеркивая принципиальные различия в мировоззрении и знаниях между собой и всеми остальными. Холодно учтив . . . Склонен интерпретировать собственное поведение, прибегая к широким историко-философским обобщениям . . .

(Из наблюдений Н.А. Скроцкого)

Вопросы:

1. Какие личностные особенности у Игоря Н. являются ведущими?

2. Имеют ли место признаки школьной дезадаптации?

3. Как должны вести себя учителя, классные руководители?

Задача № 2

У Лары П. (14 лет) возник конфликт с учительницей из-за опоздания. Девочку отправили домой, резко осудив её за лень. Лара пришла вся в слезах, долго не могла успокоиться; в течение 3 дней была раздражительна, не терпела возражений, потом все прошло.

(из наблюдений А.П. Кудрявцева)

Вопросы:

1. Какое состояние развилось у Лары П. после конфликта в школе?

2. Как предупредить развитие этого состояния?

 

 

Задача № 3

Вася С. 10 лет 10 месяцев. Заикается с 8 лет. Стал отказываться отвечать по вызову педагога: «Ребята смеются». Стал вялым, несколько застенчивым, тихим, вечно колеблющимся, нерешительным, робким ребенком. Последнее время начал явно предпочитать одиночество. Начинает речь торопливо, точно боится опоздать сказать, и тут же происходит задержка. (Из наблюдений Т.П. Симсона)

Вопрос:

1. На формирование каких новых личностных особенностей ребенка повлияло его заикание и отношение окружающих к дефекту?

Задача № 4

20 новосибирских школьников были доставлены в больницу в тяжелом состоянии из-за отравления медным купоросом. Их отравили 8-классники, вдохновленные «хорошей доброй сказкой». На перемене школьники украли в кабинете химии особо опасный яд, подошли к 4-классникам, дали им емкость, сказав, что в ней волшебный напиток, сделанный по рецепту Гарри Поттера.

Вопросы:

1. Чем можно объяснить поведение восьмиклассников и излишнюю доверчивость четвероклассников?

2. Ваша реакция на совершенное восьмиклассниками и доверчивость четвероклассников?

Задача № 5

Виталик А. (9 лет) сломал ногу и ходил в гипсе больше года. Одна нога Виталика стала короче на 4 см. Он стал сильно прихрамывать. Отец Виталика (алкоголик) часто смеялся над походкой сына, называя его хромоножкой. Насмешки отца вызывали нервное расстройство. Когда Виталику исполнилось 13 лет, отец, придя в школу,в очередной раз при одноклассниках оскорбил сына. Виталий громко закричал, стал топать ногами, бить себя по голове, выбежал на улицу с криками: «Я тебя ненавижу…Я тебя убью…» После этого случая Виталик перестал посещать школу, отказался перейти в другую, разговаривал только с мамой.

Что произошло с Виталиком? Как называется это состояние?

Задача № 6

Маша К. (5 лет) вместе со старшей сестрой вечером посмотрела фильм ужасов. Когда Маша стала засыпать, сестра испугала ее ужасом из просмотренного фильм. Ночью Маша помочилась в постель. Утром родители пристыдили дочь : «Ты уже большая, в туалет должна ходить самостоятельно. Будешь мочиться в постель, придет злой дядя и заберет тебя». Маша с тех пор стала мочиться по ночам постоянно.

Какое заболевание развилось у Маши?

Задача № 7

Костя А. (13 лет.) Родители заметили, что у Кости нет друзей-сверстников. Все друзья на 5-6 лет младше. На прогулках Костя всегда держит мать за руку, спит при включенном свете, на праздники просит подарки, которые обычно покупают детям дошкольного возраста, желания общаться с девочками не проявляет, в школу ходить не хочет…

Признаки какого заболевания появились у Кости?

Задача № 8

Света А. (11 лет.) на уроке физкультуры получила травму от удара футбольным мячом по голове. В больницу не обратилась и родителям ничего не сказала. Через неделю у Светы начались головные боли, которые со временем усилились. Света не стала успевать по многим предметам. Родители, не зная причины, ругали Свету, усугубляя тем самым ее состояние. У девочки, появилась апатия, слабость в ногах, общий дискомфорт.

Чем вызвано подобное состояние и поведение у школьницы?

Задача № 9

Надя (8 лет) попала в автомобильную аварию, повредила левое полушарие головного мозга. В результате девочка потеряла способность говорить. После долгого лечения и занятий речь частично восстановилась. Надя затруднялась в построении осмысленной фразы, очень долго выполняла и усваивала лишь простейшие задания.

Какое заболевание развилось у Нади после аварии?

Задача № 10

Наташа П. (13 лет.) Перед окончанием 3-й учебной четверти у Наташи возник конфликт с учителем географии из-за неуспеваемости. О неуспеваемости было сообщено родителям. Дома состоялся большой скандал, обстановка была напряженной в течение 3 дней. На 4-е сутки у Наташи возникли сильные продолжительные боли в области живота, она была доставлена в больницу.

С чем связаны расстройства желудка Наташи, какое заболевание могло возникнуть?

Задача № 11

Дима Д. (13 лет).

Сидя за компьютером ночами, Дима испортил зрение и вынужден был носить очки. В классе его начали обзывать очкариком, неполноценным человеком. Дима это болезненно переживал, стал отдаляться от друзей и родственников, стал пропускать уроки, перестал посещать школу. Какое состояние развилось у Димы? В какое заболевание может перерасти данное состояние?

Задача № 12

Лена Г. (14 лет).

Получила двойку за поведение на уроке литературы. Ответная реакция: Лена встала, громко обозвала учителя и вышла из класса, хлопнув дверью. До этого случая уроки литературы Лена посещала с удовольствием, внимательно слушала учителя. После произошедшего стала грубить учителю, срывать уроки…

Чем объяснить подобное поведение? Что может последовать?

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Учебники и учебные пособия. 1. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В

1. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений/ Под ред. В.А.Сластенина.-М.,2009. — 280 с.

2. Дети с отклонениями в развитии /Авт-сост. Н.Д. Шматко.- М., 2005.

3. Бородулина С.Ю.Коррекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников: Учеб. пособие для студентов недефектологических фак. высш. пед. учеб. заведений. — Ростов — н/Д, 2006. — 352 с.

4. Вайзман Н.П. Реабилитационная педагогика. — М., 2006.

5. Кащенко В.П.Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков. Кн. для учителя. — М., 2005.

6. Коррекционная педагогика в начальном образовании / Под ред. Г.Ф. Кумариной. — М, 2000.

7. Коррекционная педагогика: Обучение и воспитание детей с отклонениями в развитии / Под ред. Б.П. Пузанова.- М, 2007.

8. Обучение в коррекционных классах. Работа со слабоуспевающими школьниками: Пособие для учителей / Под ред. Г.Ф. Кумариной. — М., 2005.

9. Обучение детей с задержкой психического развития: Пособие для учителей / Под ред. В.И. Лубовского. — Смоленск,2007

10. Осипова А.А.Общая психокоррекция: Учеб. пособие для студентов вузов. — М., 2000.

11. Подласый И.В. Лекции по коррекционной педагогике. — М., 2003.

12. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / Под ред. И.В Дубровиной. — М., 2008.

13. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Л.И. Аксенова Б,А Архипов и др. ; Под ред. Н.М. Назаровой. -3-е изд., испр. — М., 2004.- 400 с.

14. Стеценко И.А. Коррекционная педагогика. — Таганрог, 2005.

Нормативные документы и законодательные акты

1. Декларация о правах инвалидов. ООН,1975.

2. Закон РФ «Об образовании» // Вестник образования. — 1992.-№11.

3. Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

4. Международная защита прав и свобод человека. Сб. документов.- М.,1990.

5. Протас Е.С. Компенсирующее обучение в России: Сб. действующих нормативных документов и учебно-методических материалов. — М.,1997.

6. О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1-8 видов: Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ № 48 от 04.09.1997.

7. Правовая защита семей, воспитывающих детей-инвалидов: Сб. нормативных актов. – М.,1996.

 

Список литературы для самостоятельной работы

1. Битянова М. Р.Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка: Сб. метод. материалов для администраторов, педагогов и школьных психологов. – М.: Педагогический поиск, 2007.

2. Азовцева Н.В., Родованская М.Е., Рузина М.С., Пальчиковый игротренинг // Начальная школа. – №5.

3. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М., 2007.

4. Аутичный ребенок: проблемы в быту / Под ред. С.А.Морозова. – М.,2008.

5. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. – М.,2009.

6. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. – М.,1999.

7. Байярд Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. – М., 2001.

8. Баскакова И. Изучение внимания школьника. – М., 1995.

9. Безруких М.М. Проблемные дети. – М., 2000.

10. Безруких М.М., Князева М.Г. Ваш ребенок левша. – М., 2004.

11. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. – М.,2000.

12. Белякова А.И., Дьякова Е.А. Логопедия. Заикание. – М., 2008.

13. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушением слуха: Кн. для учителя. – 2-е изд., испр. – М., 1998.

14. Бот И.С. Игры и упражнения дл тренировки тонких движений пальцев рук и детей с задержкой речевого развития. – М., 1982.

15. Большакова С.Е. Речевые нарушения у взрослых и их преодоление: Сб. упражнений. – М., 2004.

16. Больших И.В., Кукушкина О.И. Компьютерные технологии и математика в специальной школе // Дефектология. – 2005. – №2.

17. Брагина Н.Н.Функциональная асимметрия человека. – М., 1998.

18. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. – М., 1990.

19. Буянов М.И. Психотерапия для родителей. – М., 1992.

20. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. – М., 1988.

21. Бэрон Р. Агрессия. М., – 2005.

22. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. – М., 2001.

23. Вальдес Одриосола М.С. Формирование эмоционально-волевой сферы у школьников с проблемами в развитии средствами арттерапии: Метод. пособие, конспекты. – М., 2004.

24. Ватсон Э., Маркус Д. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию. – СПб., 2009.

25. Венгер А.Л. На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков. – Рига, 2000.

26. Власова Т.А., Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии. – М., 1993.

27. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонематическая ритмика. – М., 2006.

28. Воропаева И.П. Коррекция эмоциональной сферы младших школьников. – М.,1993.

29. Вроно М.Ш. Шизофрения у детей и подростков. – М.2001.

30. Выготский Л.С.Динамика развития и педагогическая клиника трудного детства. Собр. соч.: В 6 т. – М., 1999. Т.5.

31. Выготский Л.С. Умственно отсталый ребенок. – М.,1956.

32. Гилберт К., Питерс Т. Аутизм: Медицинский и педагогические аспекты. – СПб.,1998.

33. Гильбух Ю.Г. Темперамент и познавательные способности школьника. – Киев,2003.

34. Гобова Е.С. Чтение, словесность, письменность. – М., 1997.

35. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. – СПб., 2005.

36. Грибанов Г.В. Гиперактивный ребенок // Дефектология. – 1994. – №6.

37. Грищенко Л.Л., Алмазов Б.Г. Побег из дома и бродяжничество. – Свердловск, 1998.

38. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А.Ципиной. – М., 1994.

39. Дробинский А.О. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания // Дефектология. – 1996. – №4.

40. Еникеева Д.Д. Пограничное состояние у детей и подростков: Основы психиатрических знаний. – М., 1998.

41. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребенок отстает в развитии. – М., 2005.

42. Заваденко Н.Н. Факторы риска для формирования дефицита внимания и гиперактивности у детей // Мир психологии. – 2000. – №1.

43. Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. – М., 2007.

44. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. – СПб., 2007.

45. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. — СПб., 2007.

46. Защиринская О.В.Сказка в гостях у психологии. – СПб., 2008.

47. Земцова М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения. – М., 2007.

48. Зимбардо Ф. Застенчивость. – СПб., 2006.

49. Зинкевич Т.Д., Михайлов А.М. Теория и практика сказкотерапии. – СПб., 2005.

50. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб., 2000.

51. Каган В.Е. Аутизм у детей. – М., 2007.

52. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. – М.,1997.

53. Кембелл Р. Как справляться с гневом ребенка. – СПб., 1997.

54. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. – М., 2004.

55. Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Детские тревоги: что, откуда, почему? // Педагогика здоровья. – М., 1990.

56. Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника. – М., 2005.

57. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь: Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М., 1999.

58. Кошелева А.Д., Алексеева Л.С. Диагностика и коррекция гиперактивного ребенка. – М., 1997.

59. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1997.

60. Методика отбора детей в коррекционные классы. – М., 2000.

61. Кучма В.Р., Платонова А.Г. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей России: распространенность, факторы риска и профилактика. – М., 2007.

62. Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М. Аутичный ребенок: пути помощи. – М., 2007.

63. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. – СПб., 2008.

64. Ларин А.А. Об упрямстве детей. – М., 1958.

65. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М., 1985.

66. Лонгрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. – М., 1994.

67. Лоренц К. Агрессия. – М., 1994.

68. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. – М., 2000.

69. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб., 2005.

70. Макаров И. Если ваш ребенок левша. – СПб.,1995.

71. Мак-Кей М., Роджерс П., Мак-Кей Ю. Укрощение гнева. – М., 1997.

72. Малер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Кн. для родителей. – М., 2006.

73. Маллер А.Р. Специальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. – М., 2000.

74. Малюткина Н. Я хороший, или Советы по коррекции поведения ребенка. – М., 2002.

75. Медведева И., Шишова Т. Дети нашего времени. – М., 2003.

76. Менчинский Ю. Агрессия подростков. – СПб., 1999.

77. Минаева В. Как преодолеть ребенку застенчивость // Воспитание школьников. – 2008. – №7.

78. Никольская О., Фомина Т. и др. Ребенок с аутизмом в обычной школе // Школьный психолог. – 2006. – № 7.

79. Обучение в коррекционных классах. Работа со слабоуспевающими школьниками: Пособие для учителей / Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М.,2007.

80. Обучение детей с задержкой психического развития: Пособие для учителей / Под ред. В.И. Лубовского. – Смоленск, 1994.

81. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учеб. пособие для студентов вузов. – М., 2000.

82. Паренс Г. Агрессия наших детей. – М., 2007.

83. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии. – М., 2000.

84. Потанин Г.М., Косенко В.Г. Психолого-коррекционная работа с подростками. – Белгород, 2005.

85. Прихожан А.М.Тревожность детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М., 2004.

86. Психическое здоровье детей и подростков / Под ред. И.В. Дубровиной. – Екатеринбург, 2000.

87. Работа с родителями / Под. ред. А.А. Осиповой. – М., 2003.

88. Раттер М. Помощь трудным детям. – М., 1987.

89. Рибо Т. Воля в ее нормальном и болезненном состояниях. – М., 1900.

90. Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. – СПб., 2007.

91. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи, их преодоление у младших школьников. – М., 2005.

92. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психологические и коррекционные программы. – М., 1998.

93. Сартан Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей. – М., 1999.

94. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М., 2003.

95. Семенюк Л.Л. Психологические особенности агрессивного поведения у подростков и его коррекции. – М., 1998.

96. Славина Я.С. Трудные дети. – М.,200 7.

97. Смирнов В.К. Психическое здоровье и пограничное состояние. – Горький, 1993.

98. Соколов Д. Сказка и сказкотерапия. – М., 1996.

99. Социально-психологическая характеристика побега, бегство, уходы из дома. // Воспитание школьников. – 2007. – №6.

100. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Дифференцированный подход к проявлениям нарушений письма и чтения у учащихся общеобразовательным школ // Дефектология. – 1988. – №5.

101. Токарева О.А. Расстройства чтения и письма // Расстройство речи у детей и подростков / Под ред. С.С. Ляпидевского. – М., 1969.

102. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М., 1994.

103. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. – М., 1994.

104. Фурманов И.А., Аладьин Л.А., Фурманова Н.В. Психологическая работа с детьми, лишенными попечительства. – Минск, 1999.

105. Цвытарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб., 2009.

106. Швайко Г.С. Игры и упражнения для развития речи. – М., 1993.

107. Шевченко С.Г. Вариативные формы образования детей с трудностями обучения в массовых школах // Дефектология. – 1995. — №1.

108. Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психоподобным синдромом. – М., 1997.

109. Шишова Т.Л. Застенчивый невидимка. Как преодолеть детскую застенчивость. – М., 2007.

110. Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С.М. Громбаха. – М., 1988.

111. Шмаков С.А., Безбородова Н.Я. От игры к самовоспитанию: Сб. игр-коррекций. – М.: Новая школа, 2005.

112. Эберлейн Т. Страхи здоровых детей. – М., 1981.

113. Ястребова Л.В. и др. Учителю о детях с недостатками речи. – М., 2006.

 

Информационные Интернет-ресурсы Официальный сайт Института коррек-ционной педагогики РАО. Содержит информацию об истории института,его лабораториях и центрах, о приоритетных направлениях исследований. http://www.logoped.ru Логопед. Советы профессионального логопеда.Программы и ТСО для коррекционной педагогики, новости логопедии и др. Logos. Логопедический сайт для взрослых идетей. Имеется возможность проверить свою речь on-line, получить кон-сультацию логопеда. В разделе «ЭнцикЛогопедия» можно найти информа-цию об истории логопедии и ее основателях, словарь специальных терми-нов и понятий, а также библиографию изданий по логопедии. http://www.autism.ru Аутизм. На сайте представлены материалы о ди-агностике и лечении аутизма, советы психолога. В разделе «Библиотека» –полнотекстовые материалы по проблемам раннего детского аутизма. http://autist.narod.ru/ Аутизм. На сайте собрана различная информациядля родителей детей, страдающих аутизмом: тексты законодательных ак-тов; статьи по проблемам аутизма по материалам российской и зарубежнойпрессы; библиотека аутизма; сведения о лекарственных препаратах, при-меняемых при лечении аутизма; а также полезные адреса, где могут ока-зать реальную помощь аутичным детям. http://www.downsideup.org/index.htm Сервер Центра для детей с син-дромом Дауна «Даунсайд Ап». Информация об истории и целях созданияАссоциации, проводимых под ее эгидой программах. http://curative.chat.ru Центр Лечебной Педагогики. Сайт негосудар-ственной благотворительной общественной организации, созданной в сен-тябре 1989 года для оказания помощи детям с нарушениями психическогои речевого развития. Представлена информация о лечебно-педагогическойпомощи детям, о научной и исследовательской работе центра, а также оего издательской деятельности. http://webcenter.ru/~scdl/ Информационная система «Особый ребе-нок». Включает телеконференцию, электронную библиотеку и сериальноеиздание. http://www.vitalhelp.org/russian/general_information.html Санкт-Петер-бургская Лига жизненной помощи людям с проблемами развития. Ли-га является объединением инвалидов, людей, представляющих их интере-сы, а также специалистов, работающих над разрешением их проблем. Целиорганизации: содействие созданию и деятельности различных учрежденийдля обучения и поддержки людей с умственной отсталостью и их семей, кним относится помощь на ранних этапах жизни ребенка, детсады, консуль-тативная помощь, школы, трудовые мастерские, создание возможности не-зависимой самостоятельной жизни, организации досуга и спортивных ме-роприятий. На сайте представлена информация об истории создания Лиги,о направлениях в ее работе, действующих программах и проектах. Детская личность. Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции, государственного образова-тельного учреждения Восточного окружного управления Московского ко-митета образования с целью отработки системы оказания помощи детям сосложной структурой дефекта, ДЦП и эпилепсией дошкольного и раннегошкольного возраста. На сайте описана экспериментальная и творческая ра-бота центра, опубликованы документы, имеется возможность проконсуль-тироваться у специалистов центра on-line. Спешите делать добро! Сайт о людях с –ДЦП. Цель сайта – показать, на что способны инвалиды, что они умеютделать, какими специальностями владеют, как реализовывают себя в жиз-ни. На сайте можно найти статьи и публикации по проблемам ДЦП, ин-формацию о конкурсах и проектах, форум для обсуждения проблем инва-лидов. Детский церебральный пара-лич. Подробная информация о том, что такое ДЦП, о мерах предупрежде-ния и диагностики, о его лечении. Проблемы социализации больных ДЦП,в частности Проект по обучению больных ДЦП работе на компьютере и всети Интернет. http://www.cpalsy.baikal.ru/cpalsy.html Детский церебральный пара-лич. На сервере можно найти все, что касается этого заболевания: преду-преждение и диагностика, методы лечения, обучение и занятия спортом,социальная реабилитация инвалидов. http://www.lekoteka.ru/index.html Лекотека. Российская Лекотека – этосистема психолого-педагогического сопровождения семей, воспитываю-щих детей с проблемами развития. На сайте – информация для специали-стов (нормативная документация, каталог оборудования и игровых и мето-дических материалов, ответы на вопросы, информация о курсах) и родите-лей (права инвалидов, дневник развития ребенка от рождения до 3-х лет,описание различных отклонений в развитии ребенка и методах диагности-рования и лечения).

Дети с особенностями развития. В основеинтернет-проекта – база данных образовательных и развивающих учреж-дений Москвы, работающих в области специальной педагогики и психоло-гии. Для родителей предоставляется возможность обменяться информа-цией и пообщаться с теми, кто уже сталкивался с похожими проблемами,а также обратиться за помощью к специалистам. Специалисты (педагоги,психологи, логопеды и дефектологи) найдут на сайте материалы и статьи. http://www.dyslexia.ru/ Дислексия. Сайт посвящен проблемам диагно-стики и коррекции нарушений письма. Здесь можно узнать подробнее одислексии и дисграфии, пройти тест, почитать публикации прессы по это-му вопросу, познакомиться в словаре с основными понятиями и термина-ми, получить информацию о новых книгах и пособиях. На сайте опублико-вана также Конвенция о правах ребенка, а на детской страничке – заданиядля выполнения и рассказы об известных людях, страдавших дисграфией. http://www.defectolog.ru/ Дефектолог.ру. Сайт для родителей, желаю-щих узнать больше о своем ребенке. Возрастные нормы развития ребенка;рекомендации дефектолога, логопеда, психолога; описание игр, рекомен-дованных для детей с различными заболеваниями; общение в форуме. Санкт-Петербургский институт раннего вмеша-тельства. Раннее вмешательство – система помощи семьям с детьми сфункциональными нарушениями в развитии, а также детям группы соци-ального и биологического риска. На сайте описаны программы помощисемье, образовательные программы и проекты, материалы по правам ре-

бенка, глоссарий по теме сайта, материалы конгрессов и конференций