Тема 15 закономерности и принципы воспитания школьников

• Понятие о закономерностях воспитания. Принципы воспитания, их характеристика

Основные понятия: закономерность воспитания, принцип воспитания.

§ 1. Понятие о закономерностях воспитания

Процесс воспитания осуществляется на основе определенных закономерностей. Закономерность воспитанияэто объективно существующие связи между педагогическими явлениями, устойчивые зависимости между компонентами воспитательного процесса, которые оказывают наибольшее влияние на эффективность и качество воспитания.

Важнейшие закономерности воспитания.

  1. Социальная обусловленность воспитания.

Цель, задачи, содержание, методы и формы воспитательной работы определяются объективными потребностями общества, социально-культурными нормами и традициями. Характер воспитания присуще конкретной эпохе, стране, нации.

  1. Взаимосвязь воспитания и самовоспитания.

Логика воспитания заключается в том, что процесс воспитания должен переходить в самовоспитание. Собственная деятельность по саморазвитию, по формированию положительных качеств и искоренению отрицательных, является необходимым условием воспитательного процесса. «Никто не может воспитать человека, если он сам себя не воспитывает» (В. А. Сухомлинский).

Жизнь постоянно убеждает, что любое личностное новообразование – результат собственных усилий человека: каждый достигает в жизни столько, сколько усилий, стараний он приложит для собственного созидания. Поэтому задача школьного воспитания – стимулировать внутренние силы ученика и направлять их на интеллектуальное, духовное, физическое развитие, оказывать педагогическую поддержку и помощь в работе растущего человека над собой.

  1. Зависимость результатов воспитания от гармоничной связи всех компонентов воспитательного процесса: цели, задач, содержания, форм, методов, средств.

При организации воспитательной работы в школе, классе ставится цель как идеально представленный результат. На пути от цели к результату «выстраиваются» задачи и содержание воспитания. Содержание воплощается в конкретную организацию – соответствующие формы, способы и средства взаимодействия воспитателей и воспитанников.

13 стр., 6130 слов

Анимация как метод и форма физического воспитания человека

... валеологии, эта наука тесно связана с физическим воспитанием человека. Объектом нашей работы является физическое воспитание человека посредством анимационной деятельности. Предмет работы - ... здоровью и воспитание культуры здоровья в процессе индивидуального развития личности. Задачами валеологии являются: 1. Изучение закономерностей формирования здоровья человека 2. Исследование ...

  1. Зависимость результатов воспитания от учета влияния на личность школьника объективных и субъективных факторов.

Объективными факторами в воспитательном процессе можно считать материальную базу школы, санитарно-гигиенические условия, в которых живут и учатся дети, социально-событийное окружение и т.д. Субъективные факторы, как известно, определяются самими взрослыми и детьми, складываются в результате их взаимодействия. Это могут быть: преобладающие ценности в детском коллективе, правила, законы школьной жизни; образцы поведения, такта, этики общения; способы оценки определенного типа поведения и т.д. В каждом конкретном случае сочетание объективных и субъективных факторов, порой разнонаправленных, сильно влияет на результаты воспитания, часто осложняет решение воспитательных задач. Личность, подвергаясь одновременному воздействию разнохарактерных влияний, накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт, требующий корректировки.

  1. Зависимость продуктивности процесса воспитания от сложившихся воспитательных отношений.

В процессе общения и взаимодействия между воспитателями и воспитанниками возникают определенные отношения, которые могут способствовать или затормаживать решение стратегических и тактических задач воспитания. Воспитательные отношения могут быть негативными, когда воспитанник не воспринимает ни воспитателя, ни его права влиять и воздействовать. «Сопротивление воспитанию» может проявляться по-разному: неприятие требований, игнорирование рекомендаций, советов, противостояние той модели поведения, которую предлагает педагог. Напротив, воспитанник с самого начала, принявший позицию и требования педагога, привыкает к ним и не подвергает их сомнению, считает их разумными и обоснованными.

  1. Зависимость успешности решения воспитательных задач от оптимальной организации деятельности и общения.

Педагогическое воздействие воспитателей на воспитанников предполагает организацию разнообразных видов их деятельности. Чем более разнообразные дела предлагаются ребенку (познавательные, спортивные, трудовые), тем больше шансов для его разностороннего развития. Ребенок успешно развивается в деятельности при условии его позитивного внутреннего состояния (наличии интереса, уверенности в уважении окружающих, при поддержке и доверии взрослых, испытании успеха, радостных достижений и т.д.).

  1. Зависимость качества воспитания от активности участников воспитательного процесса.

Чем активнее развивается процесс взаимодействия, чем больше воспитатель и воспитанники проявляют интерес к предстоящим делам, событиям, мероприятиям, участвуют в их подготовке и проведении, совместно решают постоянные задача и идут к намеченным перспективам, тем выше продуктивность процесса воспитания.

3 стр., 1398 слов

Проанализировать значения игровой деятельности в развитии личности ...

... дошкольного возраста. Среди этих видов деятельности большое место занимает игровая деятельность, которая способствует всестороннему развитию личности ребенка, активному познанию им окружающего мира, воспитанию способности отражать свои впечатления – одна ...

  1. Зависимость планируемых результатов воспитания от возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Даже при очень хорошей организации воспитательного процесса в школе рассчитывать на быстрые успехи нельзя, так как воспитание – это непрерывное, систематическое взаимодействие воспитателей и воспитанников. Нужно изучать проявления характера, интересы, привычки своих воспитанников, знать реальный уровень сформированности их личностных качеств и постоянно привлекать каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся воспитательной деятельности, обеспечивающей интеллектуальное, физическое, нравственное, эстетическое развитие.

§ 2. Принципы воспитания, их характеристика

Принцип воспитания – это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса.

Требования, предъявляемые к принципам воспитания:

  • обязательность;
  • комплексность;
  • равнозначность.

Обязательностьпредполагает строгое воплощение принципов воспитания в практику. Нарушение же принципов может резко снижать эффективность воспитательного процесса.

Принципы несут в себе требование комплексности,предполагающее их одновременное применение на всех этапах воспитательного процесса.

Принципы воспитания равнозначны, среди них нет главных и второстепенных. Одинаковое внимание ко всем принципам предотвращает возможные нарушения воспитательного процесса.

Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами(И. П. Подласый):

  • общественная направленность воспитания;
  • связь воспитания с жизнью, трудом;
  • опора на положительное в воспитаннике;
  • гуманизация воспитания;
  • личностный подход;
  • единство воспитательных воздействий.

1. Общественная направленность воспитания.

Данный принцип требует подчинения всей деятельности педагога задачам воспитания подрастающего поколения в соответствии с государственной стратегией воспитания и направляет деятельность воспитателей на формирование необходимого типа личности. Как лицо, состоящее на службе у государства, воспитатель осуществляет государственный заказ в сфере воспитания. Если государственные и общественные интересы при этом совпадают, а также согласуются с личностными интересами граждан, то принцип реализуется. При рассогласовании целей государства, общества и личности реализация принципа затрудняется, становится невозможной. Школа – социальный институт, общественно-государственная система, призванная удовлетворять образовательные запросы государства в той же мере как общества и личности.

2. Связь воспитания с жизнью, трудом.

Формирование личности человека находится в прямой зависимости от его деятельности, личного участия в общественных и трудовых отношениях. Воспитанников необходимо включать в общественную жизнь, разнообразные полезные дела, формируя положительное отношение к ним.

4 стр., 1775 слов

Тема «Развитие, обучение и воспитание личности»

... является обеспечение положительной мотивации воспитанников в преодолении постепенно нарастающих трудностей в ходе саморазвития и самореализации. Воспитание как педагогическая деятельность строится на соответствующих закономерностях и методологических принципах, ставит адекватную ...

Участвуя в посильном труде воспитанники приобретают опыт нравственного поведения, развиваются духовно и физически, уясняют общественно важные мотивы труда, закрепляют и совершенствуют моральные качества.

Правильная реализация принципа связи воспитания с жизнью требует от педагога умения обеспечить:

  • понимание учащимися роли труда в жизни общества и каждого человека, значения экономической базы общества для удовлетворения растущих запросов его граждан;
  • уважение к людям труда, создающим материальные и духовные ценности;
  • развитие способности много и успешно трудиться, желания добросовестно и творчески работать на пользу общества и свою собственную пользу;
  • понимание общих основ современного производства, стремление расширять политехнический кругозор, овладевать общей культурой и основами научной организации труда;
  • сочетание личных и общественных интересов в трудовой деятельности, выбор профессии в соответствии с задачами общества и хозяйственными потребностями;
  • бережное отношение к общественному достоянию и природным богатствам, стремление приумножать своим трудом общественную собственность;
  • нетерпимое отношение к проявлениям бесхозяйственности, нарушениям трудовой дисциплины, иждивенчеству, лодырничеству, тунеядству, расхищению общественной собственности и варварскому отношению к природным богатствам.

3. Опора на положительное в воспитаннике.

Суть данного принципа состоит в следующем: педагоги обязаны выявлять положительное в человеке и, опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества.

Философская основа этого принципа – известное философское положение о «противоречивости» человеческой природы. В человеке положительные качества могут легко уживаться с отрицательными. Добиваться, чтобы в человеке стало больше положительного и меньше отрицательного – задача воспитания.

4. Гуманизация воспитания.

К принципу опоры на положительное тесно примыкает принцип гуманизации воспитания.

Он требует:

  • гуманного отношения к личности воспитанника;
  • уважение прав и свобод;
  • предъявление посильных и разумно сформулированных требований;
  • уважение к позиции воспитанника, даже тогда, когда он отказывается выполнять требования;
  • уважение права человека быть самим собой;
  • доведение до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания;
  • ненасильственного формирования требуемых качеств;
  • отказа от телесных и других, унижающих достоинство личности, наказаний;
  • признание права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые противоречат ее убеждениям.

5. Личностный подход.

6 стр., 2873 слов

Некоторые аспекты воспитания личности в неполной семье (по материалам ...

... слова: трансформация семьи, монородительская семья, неполная семья, развод, воспитание. Воспитание детей в обществе, переходящем от детоцентристской модели семьи к супружеской, которая ... обществу (усыновление ребенка в отсутствие постоянного партнера, распад семьи вследствие эмиграции). В статье отражены результаты исследований неполной семьи и влияния воспитания в монородительской семье на личность, ...

Личностный подход понимается как опора на личностные качества, которые выражают важные характеристики для воспитания – направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения.

Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы воспитатель:

  • постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников;
  • умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности личностных качеств воспитанников;
  • постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности;
  • своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели;
  • максимально опирался на собственную активность личности;
  • сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания;
  • развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность.

6. Единство воспитательных воздействий.

Данный принцип – принцип координации усилий школы, семьи и общественности. Его реализация требует, чтобы все лица, общественные институты, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования, дополняя и усиливая педагогическое воздействие.

Вопросы и задания

  1. Перечислите основные закономерности воспитания.
  2. Поясните как реализуется на практике закономерность взаимосвязи воспитания и самовоспитания.
  3. Каким образом успешность решения воспитательных задач зависит от организации деятельность и общения? Подкрепите свой ответ примерами из школьной практике.
  4. Какие требования предъявляются к принципам воспитания?
  5. Назовите и охарактеризуйте основные принципы воспитания.
  6. Поясните на практике действия принципа «опора на положительное в воспитании».
  7. Требованиям какого принципа является «предъявление посильно и разумно сформулированных требований»?