7. Наблюдение: виды наблюдения, трудности организации, достоинства, недостатки

11

ПСИЛОХОЛИЯ. ЗАЧЕТ. ВОПРОС-ОТВЕТ.

1.Психология как наука. Психология научная и житейская.

Психология — это наука о фактах, закономерностях и механизмов психики.

Психика — системное свойство высокоорганизованной материи, продукт мозга. заключающееся в построении картины мира и саморегуляции на ее основе поведения и деятельности. Психика обеспечивает эффективное приспособление к среде.

1)Житейские термины обычно более расплывчаты и многозначны. Второе отличие житейских психологических знаний состоит в том, что они носят интуитивный характер (приобретаются путем практических проб и прилаживания).

Третье отличие состоит в способах передачи знаний и даже в самой возможности их передачи. Накопление и передача научных знаний возможна благодаря тому, что эти знания кристаллизуются в понятиях и законах. Они фиксируются в научной литературе и передаются с помощью вербальных средств, т. е. речи и языка, чем мы, собственно говоря, и начали сегодня заниматься. Четвертое различие состоит в методах получения знаний в сферах житейской и научной психологии. В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент. Пятое отличие и его преимущество состоит в том, что она располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии. Но, научная психология, во-первых, опирается на житейский психологический опыт; во-вторых, извлекает из него свои задачи; наконец, в-третьих, на последнем этапе им проверяется.

2−3.Психика и мозг. Исследования работы мозга. Функции психики.

Основные функциональные блоки мозга. Психика — это единство отражения, переживаний к регуляции и деятельности, системное свойство высокоорганизованной материи. Она имеет две функции: отражение и регуляция. Общая структурно-функциональная модель организации мозга, предложенная А.Р. Лурией, предполагает, что различные этапы произвольной, опосредованной речью, осознанной психической Деятельностью осуществляются с обязательным участием всех 3 блоков мозга.

6 стр., 2615 слов

Психика и мозг — изучение психики в развитии и в процессе деятельности

... , описание механизмов психологической защиты Гештальт- психология Целостные структуры психики Эксперимент, распространенный на изучение психических процессов ... представление о функциональных системах в коре головного мозга, обеспечивающих восприятие и переработку информации, процесс ... человека. Сознание, как интегрирующая форма психики, представляет собой совокупность знаний и представлений о мире, его ...

Для выполнения функций имеется 3 блока мозга:  Лобные доли (важнейший) — блок программирования, регуляции и контроля за выполнением деятельности.  Теменно-височно-затылочные области мозга — блок приема, накопления, переработки и хранения информации.  В глубине мозга под корой — блок регуляции мозга и бодрствования. Также наши полушария выполняют разные функции. Левое — информация в общем виде, цифры, слова, положительные эмоции. Правое — образы, отрицательные эмоции. Изменения в мозге вызывают различные изменения в психике.

4.Сознание. Компоненты сознания.

Психика делиться на сознание и бессознательное. Сознание — постоянно меняющийся поток, осведомлённых о внутренних состояниях и внешних событиях, которые мы переживаем во время бодрствования (У.Джеймс).

Характеристики сознания: ˗ обеспечение целеполагающей деятельности (достичь поставленной цели), — сознание есть совокупность знаний о мире и о себе, — различения «я» и «не я» (с 2 — 2,5 лет), — способность осознавать собственные познавательные процессы. Бессознательное — психические процессы, совокупных состояний, во влиянии каких-либо людей не дающих себе отчета. Компоненты сознания: когнитивный (всё что связано с познанием); эмоционально-оценочная компонента (включает в себя эмоции, отношения, личностные смыслы, самооценки, прочие аффективно-мотивационные элементы психики); поведенческо-деятельностная компонента (включает в себя механизмы, способы, приёмы, обеспечивающие функционирование человека как во внешнем пространстве, в том числе в пространстве межличностных отношений, так и во внутреннем, психическом пространстве).

7 стр., 3410 слов

Контроль над трудовым процессом: действия управляющих

... от административного, технологического принуждения к управленческому.   Контроль над трудовым процессом : действия исполнителей 1. Институционализация индустриального конфликта. Марксизм, доминировавший в советский период ... рабочих мест, т.е. получение информации – это процесс, отнюдь, не технический, он сопряжён с действиями не чисто индивидуального свойства. Неформальные информационные сети ...

5. Неосознаваемые психические процессы: неосознаваемые механизмы сознательных действий, неосознаваемые побудители сознательных действий, несознательные процессы.

В принципе каждая наша мысль может быть нами осознана. Есть три группы неосознанных процессов: Неосознанный механизм сознательных действий — автоматизмы, установки, сопровождение сознательных действий (врождн.: хватание, ходьба, игра на муз-ном инструменте, готов к совершению определенного действия или реагирования).

Неосознанные побудители сознательных действий — сновидения, ошибочные действия, невротические симптомы (могут не осознаваться, но побуждаться в определенных действиях)

Несознательные процессы — творчество и креативность (процессы которые возникают в результате большой сознательной работы).

6.Психика человека и психика животного. Навык, инстинкт, интеллектуальное поведение.

Инсти́нкт — совокупность врождённых тенденций и стремлений, играющих мотивационную роль в формировании поведения. Интеллектуальными действиями называются такие, в которых животное, на основе отражения существующих между предметами связей и отношений, решает новые для него задачи, не встречавшиеся ранее в его опыте.

Интеллект проявляется животным тогда, когда оно в своих действиях встречается с необычными трудностями, для преодоления которых инстинкты и навыки оказываются недостаточными. В этих случаях интеллект животного проявляется в изобретении нового способа действия, не применявшегося животным ранее.

Интеллектуальные действия являются высшей формой приспособления животных к окружающей среде. В основе их лежат сложные условно-рефлекторные связи, характерные для рассудочной деятельности животных.

7.Наблюдение: виды наблюдения, трудности организации, достоинства, недостатки.

12 стр., 5584 слов

Виды психических процессов

... в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости осуществления совместных действий для ... , переживание, отношение); типы психических явлений (сознательные процессы, состояния и свойства); его свойства (константность ... виды эксперимента, их преимущества и недостатки. 10. Метод опроса, его разновидности, преимущества и недостатки. 11. Общая характеристика метода тестирования ...

Виды: систематическое, случайное.

Достоинства: тот, за кем мы наблюдаем ведет себя естественно.

Недостатки: — необходимость ждать интересующее нас явление; - нельзя вмешиваться в процесс,

— невозможно отделить причину от следствия; - наблюдение нельзя повторить.

Трудности: предвзятость наблюдателей, регистрация наблюдаемого.

8. Эксперимент: виды эксперимента, трудности организации, достоинства, недостатки

Виды экспериментов: лабораторный, естественный, на собственном опыте.

Предполагается две переменные: зависимая и независимая. Независимой переменной управляет экспериментатор. Зависимой переменной управляет независимый (то есть экспериментатор).

Требования: — оценить состояние испытуемого, — время проведения эксперимента, — управляемость испытуемого, — предубеждения экспериментатора.

Эффект Плацебо, основан на внушении которое оказывает экспериментатор на испытуемого.

Эффект Ноцебо, «я причиню зло».

Эффект Хоторна, испытуемые ведут себя так, как ожидает от них экспериментатор.

Эф-т Розенталя, экспериментатор убежден в справедливости своей гипотезы и подтверждает её.

Эффект Барнума, склонность человека принимать за истину оценки своей личности.

Недостатки: неестественность.

Достоинства: не надо ждать интересующих нас явлений, отделение причины от следствия.

Естественность — люди занимаются естественной деятельностью, а условия деятельности типичны для данного человека.

9.Анкетирование, анализ продуктов деятельности.

Методы: — анкета, — тест, — анализ продуктов деятельности, — беседа. + по выражению лица можно определить на сколько искрений человек. Анкеты это достоверные тесты, которые тесно связаны с тестами по конструкции и способу решения: вербальные, невербальные, математические, проектические.

9 стр., 4009 слов

Человек и потребности

... , полагал в качестве основы поведения человека аффилиативную потребность личности. Маслоу утверждал, что в основе всей человеческой деятельности лежит потребность в самоактуализации. В общей иерархии ... нужды организма в чем - либо. Потребности выражают зависимость человека от внешнего мира, от социальной среды. Выделяют два вида потребностей: естественные и социальные. Естественные (первичные ...

Анкетирование в психологии используется с целью получения психологической информации, а социологические и демографические данные играют лишь вспомогательную роль. Здесь контакт психолога с респондентом сведён к минимуму. Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована. При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы).

Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.

Анализ продуктов деятельности: коррелятивное исследование — анализируют условия воспитания в семья. Коэф. -1/+1, при обратной связи ранговый коэф.

10. Тестирование. Виды тестов. Валидность и надежность теста.

Тестирование. Тестирование применяется для определения соответствия предмета испытания заданным спецификациям. В задачи тестирования не входит определение причин несоответствия заданным требованиям (спецификациям).

Тестирование — один из разделов диагностики. Тестирование применяется в технике, медицине, психиатрии, образовании для определения пригодности объекта тестирования для выполнения тех или иных функций. Качество тестирования и достоверность его результатов в значительной степени зависит от тестировщика.

Виды тестов: -тест интеллекта, -интереса, способностей, -воображения.

Технология тестирования состоит из следующих частей: внешнее воздействие; реакция испытуемого; оценка реакции и выводы.

Испытания проводятся многократно, при разных внешних воздействиях, до тех пор, пока тестер не сможет принять решение о пригодности испытуемого к реализации заданных функций.

3 стр., 1332 слов

1. человек как личность

... неверны. Направленность развития личности зависит от: А) деятельности личности; Б) отношения к другим людям и самому себе. ... качества человека: А) придают неповторимость и оригинальность каждой личности; Б) сказываются на поведении, отношениях с людьми. 1 ... эстетической; практической; научно-технической. Характерное для человека активное, целенаправленное отношение к окружающему миру и самому себе – ...

11. Личность, индивид, индивидуальность.

Личность — конкретный человек, взятый в системе устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, который проявляется в общественных связях и отношениях. Об индивиде говорят, когда рассматривают человека как представителя вида homo sapiens. Человек рождается индивидом. Он имеет обусловленные природой особенности — генотип.

Индивидуальность — это конкретный человек во всем своеобразии своих физических и физиологических, психологических и социальных качеств (свойств).

Структура — относительно устойчивая связь и взаимодействия всех сторон личности как целостного образования.

По Л.С.Рубенштейну: направленность, познавательные процессы, особенности индивид. психик.

12. Структура личности (по К. Платонову, З. Фрейду, Э Берну).

По Платонову. Направленность: совокупность устойчивых мотивов, мировоззрение, убеждения, идеалы, интересы, влечения, желания, склонности.

ИХ СВОЙСТВА: Убеждения — система мотивов, побуждающих поступать в соответствии со своими взглядами. Совокупность убеждений => мировоззрение.

Идеал — совокупность норм поведения, чего человеку не хватает. Интересы — мотив, способствует ориентировке в области более глубокому и осознанному пониманию явления.

Склонность — направления на определенную деятельность, которая побуждает заниматься деятельностью. Желание — переживание перешедшее в мысль о возможности чем-то обладать или что-то сделать. Влечение — психическое состояние, выражение недостаточной потребности.

Опыт: знания, умения, навыки, привычки. Познавательный процесс.

1 стр., 437 слов

25 человек личность индивидуальность

25. ПОНЯТИЕ ЧЕЛОВЕКА, ЛИЧНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ. Издревле (начиная с древнеиндийской, древнекитайской, античной философии) проблема человека занимала умы философов. Данная проблема становится еще ... веков используется понятие «личность» - совокупность врожденных и приобретенных духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание. Личность – это врожденные качества человека, развитые и ...

Индив-ные псих. спос-сти: темперамент, особенности (половые, возрастные, психологические).

По Фрейду. Личность — ИД, Эго, СуперЭго.

ИД (id) — это ребенок, он характеризуется высокой зависимостью от желаний, и требует, чтобы их выполняли. Ребенок отвечает за наши познавательные процессы.

Супер-эго (=родитель) — это консерватор, основные его составляющие: стандарты, идеалы. очень зависим от мнения окружающих. поступает так, чтобы не вызвать неодобрения общества. постоянно учит (т.е. читает морали и лекции), вечно что-то запрещает Иду. СуперЭго — отвечает за совесть и самоконтроль.

ЭГО (= взрослый) он реалист и ведет себя адекватно (т.е. в соответствии с ситуацией), можно сказать, что он ограничитель (стена) между родителем и ребенком. Следит за тем, чтобы они друг-друга не убили… т. е. его основные функции: 1) фильтровать желания ид (ребенка) 2) противостоять запретам и нравоучениям родителя (супер-эго) 3) он регулирует отношения с внешним миром.

13.

14. Потре́бность, нужда — внутреннее состояние психологического ощущения недостаточности чего-либо, проявляется в зависимости от ситуационных факторов.

Ярким примером может служить жажда — острое чувство потребности в воде, возникающее при обеднении ею организма животного или при превышении в крови нормальной концентрации минеральных и органических веществ. Пирамида потребностей — общеупотребительное название иерархической модели потребностей человека, представляющей собой упрощенное изложение идей американского психолога А. Маслоу. Пирамида потребностей отражает одну из самых популярных и известных теорий мотивации — теорию иерархии потребностей.

15. Самооценка — это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто.

В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида.

Функции самооценки:

Регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора

Защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности

Уровень притязаний личности — это стремление к достижению цели той степени сложности, на которую человек считает себя способным.

16. Фрустрация- психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей. Фрустратором выступает непреодолимое для человека препятствие, блокирующее достижение поставленной им цели. Фрустрация может оказать различное влияние на деятельность человека. В некоторых случаях она мобилизует его для достижения отдаленной по времени цели, повышает силу мотива. Однако поведение при этом может носить импульсивный и иррациональный характер. В других случаях фрустрация демобилизует человека, и тогда он, либо путем замещающих действий, пытается уйти от конфликтной ситуации, либо вообще отказывается от действия.

17. Защитным механизмом называется специфическое изменение содержания сознания, возникающее в ситуации внутреннего конфликта; защитный механизм направлен на снижение чувства тревоги, связанного с конфликтом. Психологическая защита может способствовать сохранению внутреннего комфорта человека, даже при нарушении им социальных норм и запретов, так как она создает почву для самооправдания. Если человек, относится к себе в целом положительно, допускает в сознании представление о своем несовершенстве, о недостатках, то он становится на путь преодоления возникающих противоречий.

18. Вытеснение. Это процесс непроизвольного устранения в бессознательно неприемлемых мыслей, побуждений или чувств. Подавление. Суть механизма — исключение из сознания смысла травмирующего события и связанных с ним эмоций.

Регрессия. Возвращение в проблемной ситуации к ранним или более незрелым (детским) формам удовлетворения потребностей и поведения.

Проекция. Это механизм отнесения к другому лицу или объекту мыслей, чувств, мотивов и желаний, которые на сознательном уровне индивид у себя отвергает.

Интроекция. Это символическая интернализация (включение в себя) человека или объекта. Действие механизма противоположно проекции.

Рационализация. Это защитный механизм, нахождение правдопобных причин, оправдывающих мысли, чувства, побуждения, поведение, которые на самом деле неприемлемы.

Компенсация. Это бессознательная попытка преодоления реальных или воображаемых недостатков. Реактивные образования. Этот защитный механизм подменяет неприемлемые для осознания побуждения, желания и чувства (особенно сексуальные и агрессивные) путем развития и акцентирования противоположного по смыслу отношения или поведения.

Отрицание реальности. Это механизм отвержения мыслей, чувств, желаний, потребностей или реальности, болезненных в случае их осознания.

Сублимация (замещение).

Это механизм психологических защиты способом направления эмоций от одного объекта к более приемлемой замене. Например, смещение агрессивных чувств к работодателю на членов семьи или другие объекты.

19.Тип личности — абстрактная модель личностных характеристик, присущих определенной совокупности людей. Тип личности обеспечивает относительное постоянство ответных реакций человека на окружающую среду.

Авторитарная — подобные люди чувствительны к атрибутам власти, отдают предпочтение социальным стереотипам, личностную близость рассматривают как неприемлемую

Базовая — Совокупность типических личностных черт, характерных для людей, выросших в одной культуре, прошедших одни и те же процессы социализации.

Интроверт — человек, психический склад которого характеризуется сосредоточенностью на своём внутреннем мире, обращённостью на самого себя, замкнутостью, созерцательностью

Экстроверт — человек живой, общительный, любит компании общение и не выносит одиночества.

20. Идентификация — это один из механизмов познания и понимания другого человека, заключающийся чаще всего в неосознанном уподоблении себя значимому другому

Рефлексия — это осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению, т. е. как будет партнер по общению понимать меня. При взаимодействии взаимно оцениваются и изменяются определенные характеристики друг друга.

Эмпатия — это постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания.

21. Социометрия -отношение между людьми в группе.

Личностные отношения — отношения людей как носителей индивидуального культурного опыта. Отношения определяются индивидуальными решениями или эмоциями, сложившимися взглядами, установками и привычками между людьми. Личностные отношения — отношения всегда неформальные. Они неформальные не в том смысле, что это отношения вне условностей и без правил, а в том, что кроме правил и условностей, в личностных отношениях есть всегда момент личного: личных взглядов, личного отношения, личных эмоций.

Деловые отношения — отношения, определяемые задачами дела (бизнеса) и установками руководства. Деловые отношения направлены в результату, в отличие от личных отношений, чаще мотивируемых процессом.

Деловые отношения обычно более формальны, чем отношения личные. С другой стороны, эффективные деловые отношения могут быть совершено живыми и неформальными, если партнеры умеют пользоваться такой формой, таким форматом отношений. Деловые отношения предполагают внутреннюю и внешнюю дисциплину и предполагают определенный уровень развития личности. Дети, так же как и человек-ребенок, не понимают деловых отношений и не способны к ним. Деловые отношения более понятны результатникам и менее близки процессникам.

Внутригрупповые отношения имеют формальную и неформальную структуру.

Каждый индивид в группе имеет свой социометрический статус, который может быть определен как сумма предпочтений и отверженний, получаемых от других членов. Социометрический статус может быть более высоким или низким в зависимости от того, какие чувства испытывают другие члены группы по отношению к данному субъекту — положительные или отрицательные. Совокупность всех статусов задает статусную иерархию в группе. Социометрия — теория измерения межличностных отношений, автором которой является американский психиатр и социальный психолог Морено, Дж. Морено. Реже социометрией называют методику изучения внутригрупповых связей и иерархии в малых группах.

22. Психологическая совместимость — характеристика длительного взаимодействия между двумя и более индивидами, при котором проявления свойственных данным индивидам устойчивых черт характера не приводят к длительным и неразрешимым, без внешнего вмешательства, противоречиям.

Среди ключевых проблем, связанных с созданием теории психологической совместимости, можно отметить следующие: отсутствие общепризнанных критериев объективного измерения совместимости; нередкая подмена понятия «совместимости» понятием «сходства», что не есть одно и то же; неопределённость статуса (то ли социальная психология, то ли психология личности); распад общей проблемы совместимости на частные проблемы: совместимость как предпочтение сексуального партнёра, семейного партнёра, совместимость в деле, дружбе и др.;

остаётся также открытым вопрос, существуют ли «более совместимые» или «менее совместимые» психологические типы или черты характера. Задача определения психологической совместимости имеет огромное прикладное значение. Человек — существо социальное и жить отдельно от себе подобных в принципе не может. Поэтому психологическая совместимость важнейшее условие успешной жизнедеятельности. От этого зависит все: и материальное положение, и моральное состояние, и карьера, и личное счастье, и здоровье, а в экстремальных ситуациях и жизнь

23. Социальный статус — положение, занимаемое индивидом или социальной группой в обществе или отдельной подсистеме общества. Определяется по специфическим для конкретного общества признакам, в качестве которых могут выступать экономические, национальные, возрастные и другие признаки. Социальный статус разделяется по умениям, навыкам, образованию.

Социальный статус обычно определяется как положение индивида или группы в социальной системе, имеющее специфические для данной системы признаки. Каждый социальный статус обладает определенным престижем.

Престиж-известность кого-либо или чего-либо, основанная на высокой оценке и уважении в обществе.

Социальная роль — это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Социальные роли — это совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, а также действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. У человека может быть множество ролей.

24. Внушаемость — это склонность субъекта к некритической (непроизвольной) податливости воздействиям других людей, их советам, указаниям, даже если они противоречат его собственным убеждениям и интересам. Это безотчетное изменение своего поведения под влиянием внушения. Внушаемые субъекты легко заражаются настроениями, взглядами и привычками других людей. Они часто склонны к подражанию.

Конформность — это склонность человека к добровольному сознательному (произвольному) изменению своих ожидаемых реакций для сближения с реакцией окружающих вследствие признания большей их правоты. Эксперемент Аша — с линиями. Эксперемент Милгрема — с током. Важную роль выполняют два вида процессов: интериоризации и экстериоризации.

25. Интериоризация — это процесс перехода от внешнего, материального действия к внутреннему, идеальному действию. Благодаря интериоризации, психика человека приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в его поле зрения. Человек выходит за рамки данного мгновения, свободно, «в уме», перемещается в прошлое и будущее, во времени и в пространстве.

Экстериоризация — это процесс превращения внутреннего психического действия во внешнее действие. Процессы интериоризации и экстериоризации неразрывно связаны в деятельности, поскольку взаимосвязаны внешняя (физическая) и внутренняя (психическая) стороны ее. Анализ этих процессов имеет исключительное значение в ходе профессионального обучения, а также, при развитии конструктивно-технической творческой деятельности.

26. Навык — автоматизированный элемент сознательного действия, который вырабатывается в процессе выполнения этого действия.

Любая профессиональная деятельность представляет собой сложный процесс и требует переработки большого объема информации. Для эффективной работы необходимо часть информации вывести из поля сознания и осуществлять ряд действий автоматически. Эту функцию и выполняет навык. Умение — это знание, которое понято учащимся и правильно воспроизводится, выступая в форме правильно выполняемого действия и приобретшего некоторые черты оперативности. На этапе умения усвоенный способ действия регулируется знанием и по мере тренировки достигается преобразование умения в навык, при котором происходит изменение ориентировочной основы действия. Умение включает в себя сложную систему психических и практических действий.

27. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАВЫКОВ влияние различных навыков друг на друга. Различают следующие Виды В. н.: 1) интерференция навыков — явление, препятствующее образованию навыков и возникающее при предъявлении обучаемому сходных задач, требующих различных способов их выполнения; 2) положительный перенос навыков — результат последовательного обучения комплексным действиям, когда ранее сформированные навыки благоприятствуют формированию последующих; 3) отрицательный перенос навыков — результат последовательного обучения комплексным действиям, когда ранее сформированные навыки отрицательно сказываются на формировании последующих.

28. Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие производительные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.

Существует необходимое (межличностные контакты, без которых совместная деятельность становится практически невозможной), желательное (межличностные контакты, способствующие успешному решению производственных, воспитательных и других задач), нейтральное (межличностные контакты, которые не мешают, но и не способствуют решению проблем) и нежелательное общение (межличностные контакты, которые затрудняют достижение задач совместного взаимодействия).

Psikhzachet — Стр 2

__________________________________________________________________________________ Общение-особый вид деятельности характеризующейся своей направленностью на другого человека, устанновление контактов. Потребность в общении с детства.

Виды: Деловое, Воздейственное, Эмоциональное

Для достижения контактов необходимо иметь определённые сходства между партнёрами.

Условия эффективного общения: Нужно разбираться в других, Адекватно реагировать на их состояние и поведение, Слова действуют и на того кто говорит, и на того, кому говорят; Образ, осанка, внешний вид

Манипуляции в общении-вид психологического воздействия, используемый для достижения одностороннего выигрыша, посредством скрытого побуждения другого к действиям.

Темперамент— это интегральное психическое свойство личности, определяемое индивидуальным темпом, ритмом, интенсивностью и скоростью протекания психических процессов и поведения человека.

Критерии: Формальный аспект деятельности и поведения; Характерная мера энергетического напряжения; Проявлется в детстве; Невозможно изменить; Коррелирует со свойствами нервной системы и другими биологическими подсистемами; Наследственно;

Свойства: Эмоцианальное возбуждение; Сензетивность; Темп реакций; Активность; Реактивность; Соотношение реактивности и активности; Пластичность; Ригидность; Экстроверсия; Интроверсия;

общим для характера и темперамента, является зависимость от физиологических особенностей человека. Формирование характера существенно зависит от свойств темперамента, более тесно связанного со свойствами нервной системы. Кроме того, черты характера возникают тогда, кода темперамент уже достаточно развит. Характер развивается на основе, на базе темперамента. Темперамент определяет в характере такие черты, как уравновешенность или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность или инертность реакции и т. д. Однако темперамент не предопределяет характер. У людей с одинаковыми свойствами темперамента может быть совершенно различный характер. Особенности темперамента могут способствовать или противодействовать формированию тех или иных черт характера.

Свойства темперамента могут в какой-то степени даже приходить в противоречие с характером.

У человека со сформировавшимся характером темперамент перестает быть самостоятельной формой проявления личности, а становится его динамической стороной. Структурность характера позволяет, зная ту или иную его черту, предполагать у данного человека наличие ряда других черт, связанных с нею.(закономерные связи и взаимосвязи между отдельными чертами характера).

Черты характера связаны воедино.

Способности-индивидуально психологические особенности, являются субъективными условиями успешного выполнения деятельности, несводимые к знаниям, умениям, навыкам, но объясняющие лёгкость и быстроту их приобретения. Результат творческой работы, а не предпосылка.

Концепции: точки зрения на способности. Одна из известных-определяеются наследственностью, биологическим фондом.

Вес мозга; Количество извилин; Наследственность; Природные задатки

Ф. Гальтон -первый изучил эмперические способности (изучил 300 родословных семей).от талантливых-талантливые, от бездарей -бездари.

Опыт общественного развития не закладывается в генотипы, а в каждом поколении воспроизводится заново. Способности проявляются благодаря среде и воспитанию.

Задатки — это врожденные анатомо-физиологические особенности каждого отдельного индивида, генетически детерминированные и являющиеся предпосылками развития способностей.

Задатки представляют собой лишь возможности и предпосылки развития способностей, но еще не гарантируют, не предопределяют появление и развитие тех или иных способностей. Они многозначны, то есть, в зависимости от деятельности и соответствующих условий, на их основе могут развиваться разные способности. Задатки подобны дремлющему человеку, они являются потенциальными возможностями, которые так и не удастся «пробудить», использовать, если человек не будет заниматься соответствующей деятельностью. Задатки, прежде всего, проявляются в склонности определенному виду деятельности или повышенной любознательности ко всему. Склонности — это первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности.

Интеллект- представляет собой совокупность всех познавательных функций индивида: от ощущения и восприятия до мышления и воображения.

Виды: Вербальный; Логический; Пространственный; Физический; Музыкальный; Социальный; Эмоциональный; Духовный; Творческий;

Тесты: Экслер (разработал 4 субтеста: информационный, сообразительность, арифметический, вербальный); Бине-первый тест на интеллект 1936; Векслер-тест для взрослых 1939

Факторы интеллектуального развития: питание, болезни матери, психологическая стимуляция, развите ребёнка, наследственность, среда, число детей в семье.

Креативность-общая способность человека к творчеству, проявляется в различных сферах его активности.

Мотив — матеральный предмет, достижение которого становится смыслом деятельности.

Мотивация-побуждение к действию.

Следует отметить, что широта и гибкость характеризуют мотивационную сферу человека по-разному. Широта — это разнообразие потенциального круга предметов, способных служить для данного человека средством удовлетворения актуальной потребности, а гибкость — подвижность связей, существующих между разными уровнями иерархической организации мотивационной сферы: между мотивами и потребностями, мотивами и целями, потребностями и целями.

Следующая характеристика мотивационной сферы — это иерархизированность мотивов. Одни мотивы и цели сильнее других и возникают чаще; другие — слабее и актуализируются реже. Чем больше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образований определенного уровня, тем выше иерархизированность мотивационной сферы.

Внутренняя мотивация-награду за успех чувствует в самом себе, удовлетворение от своего труда.

Внешняя мотивация зависит от отношений человека со средой (это может быть желание получить вознаграждение, избежать наказания и пр.).

Она регулируется внешними психологическими и материальными условиями деятельности.

Ощущение-отражение отдельных свойств, предметов или явлений, непосредственно воздействующих на данный момент на наши органы чувств. Непосредственно связь сознания с внешним миром.

Восприятие — познавательный психический процесс, в результате которого у человека возникает целостный образ предмета или явления окружающего мира. Восприятие — это уже отражение предметов в полной совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие представляет собой более сложный по уровню познавательный процесс, в который ощущение входит как составная часть.

Ощущение (в психологии) — процесс отражения отдельных свойств объектов окружающего мира.

От понятия восприятия (как целостного впечатления, например, восприятие чашки кофе как целостного образа) отличается количественно (ощущение аромата кофе, цвета, температуры и т. д.).

Восприятие состоит из одного или более ощущений, создающих наиболее полное представление об объекте. Т. е. восприятие будет, даже если человек не прикасается к чашке, с закрытыми глазами будет вдыхать аромат кофе (одно ощущение).

Выделяют ощущения: зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые, обонятельные, проприорецептивные, двигательные.

зрительные и слуховые — занимают особое место в жизнедеятельности человека, так как с их помощью люди не только приспосабливаются к окружающему миру, но используют их для взаимодействия между собой, для передачи информации. Слуховые ощущения лежат в основе устной речи, а зрительные ощущения — в основе письменной.

Сенсибилизация — повышение чувствительности нервных центров под влиянием действия раздражителя.

Синестезия- одновременное ощущение, совместное чувство.

Апперцепция — влияние на восприятие предметов окружающего мира предшествующего опыта и установок индивида.

I этап восприятия имеет дело с телом человека, которое принимает сигналы и по природным каналам (слуховые, зрительные, обонятельные, вкусовые, другие) осуществляет доставку информационных сигналов к мозгу. На входе в мозг происходит перекодировка чувственных сигналов в нейрофизиологические (электрические импульсы).

На II этапе мозг человека формирует символьные аналоги воспринятого, т. е. отображает информацию на своём языке. Эти трансформированные сигналы, поданные и воспринятые мозгом, мы называем.

Осязание, зрительное восприятие и слуховое восприятие.

Осязание является одним из важнейших источников наших знаний о пространстве и механических свойствах предметов.

Зрительное восприятие обычно определяется как процесс построения видимого образа окружающей действительности.. Слуховое восприятие коренным образом отличается от предыдущих видов. Если осязательное и зрительное восприятие отражают мир предметов, расположенных в пространстве, то слуховое восприятие имеет дело с последовательностью раздражений, протекающих во времени.

Восприятие пространства. Восприятие пространства включает в себя восприятие расстояния, или отдаления, в котором предметы расположены от нас и друг от друга, направления, в котором они находятся, величины и формы предмета.

Восприятие времени. Оно представляет собой отражение в мозгу объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector