Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми образовательными результатами освоения образовательной программы
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и Профессионального стандарта педагога:
Общекультурные компетенции (ОК):
ОК-1 способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу;
Общепрофессиональные компетенции (ПК):
ОПК-11- готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия;
Профессиональные компетенции (ПК):
ПК -22 -способность с учетом возрастных особенностей детей разрабатывать последовательность образовательных задач , направленных на сохранение и укрепление здоровья , психическое развитие и становление личности ребенка;
ПК 33- способность проводить теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
ПК 34- способность выделять актуальные проблемы развития современной системы образования, обучения и развития детей;
ПК-42 – способность обеспечивать трансляцию передового профессионального опыта в коллективе.
3.1.1. Трудовая функция. Общепедагогическая функция. Обучение.
Трудовые действия:
ТД-5 — систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
приобрести опыт деятельности в проведении психологического анализа эффективности учебных занятий и подходов к обучению в начальной школе методом системогенетического описания учебной деятельности младшего школьника.
знать:
— основные положения теории деятельности и деятельностного подхода к обучению;
— закономерности развития обучающихся с позиций системогенетического подхода;
— сущность развития способностей ученика как субъекта учебной деятельности;
— психологическую сущность обучения и его механизмы;
— основные и актуальные для современной системы образования теории и концепции обучения, воспитания и развития детей младшего школьного возрастов.
уметь:
— критически оценивать достоинства и недостатки современных теорий обучения на основе выделения их психологических оснований (составляющих);
Развитие координационных способностей у детей младшего школьного возраста
... От этой способности существенно зависит прогресс и в других видах спорта со сложным составом двигательных действий. (Холодов Ж.К. 2000) Цель – выявить особенности развития КС у детей младшего ... их виды Для характеристики координационных возможностей человека при выполнении какой либо двигательной деятельности в отечественной теории и методике физической культуры долгое время применялся термин « ...
— ставить различные виды учебных задач (учебно-познавательных, учебно-практических, учебно-игровых) и организовывать их решение с учетом уровня познавательного и личностного развития детей младшего школьного возраста;
— использовать различные подходы к обучению детей младшего школьного возрастов;
— использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
— владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.
Владеть
— технологией проведения психологического анализа учебной деятельности ученика.
Место дисциплины в структуре ОПОП магистратуры
Дисциплина «Психологические теории обучения» реализуется в базовой части модуля «Основы современной системы начального общего образования» по направлению подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование» по профилю подготовки «Учитель начальных классов».
Освоение дисциплины магистрантами сопровождается практической деятельностью на стажировочной площадке, в ходе которой формируются и закрепляются базовые компетенции в области владения современными теориями и методологией обучения, а также организации деятельности и взаимодействия участников образовательного процесс с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Дисциплина «Психологические теории обучения» является необходимой основой для проведения психолого-педагогического исследования в рамках подготовки магистерской диссертации. Содержание дисциплины тесно связано с научно-исследовательской работой магистрантов в аспекте формирования у них навыков самостоятельной работы, базирующейся на теоретическом анализе проблемы исследования. Освоение студентами дисциплины происходит в сетевом режиме обучения и сопровождается прохождением ими практики, в ходе которой формируются и закрепляются базовые компетенции.
Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы .Продолжительность обучения-1семестр, форма контроля-экзамен.
Таблица 1.
Структура дисциплины
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Виды учебной работы (в академических часах) | |||
Часы контактной работы с преподавателем | СРС (52) | ||||
Л (6) | С(14) | ПЗ(16) | |||
1. | Теории обучения и их психологические основания: введение в проблему | ||||
2. | Метод системогенетического описания учебной деятельности младшего школьника | ||||
3. | Психологический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению в начальной школе |
Таблица 2.
Содержание дисциплины
№ раздела | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела ( дидактические единицы) | Средства текущего контроля |
Теории обучения и их психологические основания: введение в проблему | Проблема обучения — одна из центральных проблем в образовании. Соотношение понятий: образование, обучение, воспитание, развитие в нормативных документах и научных источниках. Обучение в широком и узком смысле слова. Основные подходы и тенденции в разработке проблем психологии обучения в России и за рубежом. Психологические основания отечественных теорий и концепций обучения в развитии познавательного и личностного потенциала детей младшего возраста: концепция обучения А.Н.Леонтьева, концепция обучения С.Л.Рубинштейна, теория обучения В.Д.Шадрикова, теория поэтапного формирования умственного действия П.Я. Гальперина, теория обучения В.В. Давыдова — Д.Б. Эльконина, теория интенсификации обучения Л.В. Занкова, теория A.M. Матюшкина, теория Ш.А. Амонашвили, теория коллективного способа обучения (КСО) В.К. Дьяченко, др. Зарубежные теории обучения и их представленность в современной системе образования: бихевиористская теория обучения (Д. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Ф. Скиннер, К. Халл, М. Миллер, Л. Доллард, Е. Толмен, др.), когнитивная теория обучения (Ж. Пиаже, Дж. Брунер и У. Риверс, др.), концепция обучения Д. Коффки.Современные теории обучения, основанные на использование глубинных психических механизмов: теория суггестопедии и теория нейролингвистического программирования (НЛП).
Учение-обучение — научение. Феномен «научение», его психологическая сущность. Вклад теории деятельности и деятельностного подхода к обучению в развитие системы современного начального общего образования. |
-Реферат, — эссе, -тестирование, —групповая дискуссия, -словарь, -устная презентация результатов проведенного психологического анализа эффективности реализации теории обучения в практике преподавания учебного предмета в начальной школе; -схема наблюдение в непосредственном учебно-воспитательном процессе (одном или нескольких уроках в школе), во-первых, за деятельностью педагога при реализации данной теории (концепции) обучения на предмет того, как он (педагог), опираясь на знания об ее психологических основах и механизмах инициирует деятельность обучающихся, и, во-вторых, за действиями обучающихся как результат освоения содержания учебного материала. | |
Метод системогенетического описания учебной деятельности младшего школьника | Психологическая теория системогенеза деятельности В.Д.Шадрикова и дальнейшее развитие деятельностного подхода в образовании. Основные положения системогенетического подхода в психологии обучения: раскрытие механизмов учения на процессуальном уровне; формирование в ходе деятельности учения системы способностей; индивидуально-личностный подход к ребенку. Учебная деятельность младшего школьника как система: личностно-мотивационный, компонентно-целевой, структурно-функциональный, информационный, психофизиологический, индивидуально-психологический уровни анализа. Уровни учебной деятельности. Генезис психологической системы деятельности . Формирование психологической системы учебной деятельности ( ПСД) в младшем школьном возрасте. Критерии сформированности ПСД. Учебные задачи и задачи познания в учебной деятельности младшего школьника при разных при разных теоретических подходах к обучению и универсальные учебные действия при их выполнении. Классифицирование учебных задач и задач познания в обучении младших школьников. Задачи познания, относящиеся к результату и к процессу деятельности (характеризуют учебные действия). | -Коллеквиум, -практическая работа, -эссэ, -реферат, -тестирование, — составление развернутого конспекта концепции системогенеза учебной деятельности В.Д. Шадрикова. | |
Психологический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению в начальной школе | Обучение-совместная деятельность учителя и учащихся: внешние и внутренние условия деятельности учителя и учащихся на уроке при различных подходах к обучению. Психологические составляющие обучения и их представленность в структуре предмета обучения. Учет психологических механизмов обучения в организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе. Психологический анализ учебной деятельности обучающегося. Функциональная система учебной деятельности младшего школьника на уровне способностей. Развитие способностей субъекта учебной деятельности (ученика).
Субъектная позиция школьника при разных теоретических подходах к обучению. Развивающая функция обучения в различных образовательных системах: развитие способностей и личностных качеств учащихся. Формирование универсальных механизмов развития общих способностей -системы интеллектуальных операций- как ответ на вопрос : «Как научить ученика учиться?» Целенаправленное обучение всех обучающихся интеллектуальным операциям. |
-Практическая работа, -тестирование, — презентация и обсуждение результатов проведенного системно-уровневого анализа учебной деятельности младшего школьника на примере одного (или нескольких) из учебных предметов начальной школы. | |
ИТОГО | Зачет |
ЛЕКЦИЯ 2. Метод системогенетического описания учебной деятельности младшего школьника (2час).
1. Психологическая теория системогенеза деятельности В.Д.Шадрикова и дальнейшее развитие деятельностного подхода в образовании.
2. Учебная деятельность младшего школьника как система (личностно-мотивационный, компонентно-целевой, структурно-функциональный, информационный, психофизиологический, индивидуально-психологический уровни анализа).
3. Формирование психологической системы (ПСД) учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Критерии сформированности ПСД
4. Учебные задачи и задачи познания в учебной деятельности младшего школьника при разных теоретических подходах к обучению и универсальные учебные действия (интеллектуальные операции) при их выполнении. Задачи познания, относящиеся к результату деятельности и к процессу деятельности ( характеризуют учебные действия).
ЛЕКЦИЯ 3. Психологический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению в начальной школе (3 час).
1. Обучение — совместная деятельность учителя и учащихся: внутренние и внешние условия деятельности учителя и учащихся на уроке при различных подходах к обучению.
2. Субъектная позиция школьника при разных теоретических подходах в обучении. «Живое знание» . Что это такое?
3. Организация «Зоны ближайшего развития» через учет потребностей ученика, положительных переживаний, постановку целей на уроке при разных теоретических подходах.
4. Развитие познавательных способностей и личностных качеств младших школьников в различных системах обучения.
5. Функциональная система учебной деятельности младшего школьника на уровне способностей при разных теоретических подходах к обучению.
6. Формирование универсальных механизмов развития общих способностей -системы интеллектуальных операций — как ответ на вопрос: « Как научить учиться?». Качественная характеристика интеллектуальных операций и их рефлексия.
Семинары (14 час)
Семинар-групповая дискуссия 1. Психологические основания отечественных и зарубежных теорий и концепций обучения: С.Л.Рубинштейна, В.Д.Шадрикова, А.Н.Леонтьева, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова-Д.Б.Эльконина, Л.В.Занкова, А.М.Матюшкина, Ш.А. Амонашвили, В.К. Дъяченко, Д.Коффка, Д.Уотсона, Э. Торндайка, Б.Ф.Скинера, К.Халла, М.Миллера, Л. Долларда, Е.Толмана, когнитивной теории Ж.Пиаже, Дж.Брунера, У.Риверса, теории суггестопедии, теории нейролингвистического программмирования, др. ( 4час)
Составить словарик основных понятий, имеющих отношение к обучению в широком и в узком смысле слова.
Семинар-коллоквиум 2. Изучение уровней учебной деятельности обучающихся ( 4час).
1. Общая характеристика уровней анализа учебной деятельности младшего школьника:
-личностно-мотивационный уровень;
-компонентно-целевой уровень;
-структурно-функциональный уровень;
-информационный;
-психофизиологический;
-индивидуально-психологический.
По анализу урока и литературным источникам определить:
2. Как педагог обеспечивает позитивную мотивацию и самомотивацию обучающихся, как создает ситуации, обеспечивающие успех учащихся в учебной деятельности? Как он формирует личностные смыслы учения у обучающихся?
3. Как педагог ставит цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся, переводит тему урока в педагогическую задачу, вовлекает обучающихся в процесс формулирования целей и задач урока?
3. Как педагог организует учебную деятельность учащихся: устанавливает субъект-субъектные отношения, реализовывает педагогическое оценивание.
4. Как педагог обучает школьников интеллектуальным операциям?
5. Какие личностные качества необходимы педагогу в организации учебной деятельности младших школьников как системы?
6. Как педагог принимает решения в педагогических ситуациях ( ситуация и класс -на выбор).
Задания для самостоятельной работы ( 52час).
Задание 1.По результатам наблюдения за деятельностью педагога ( преподавательского персонала в начальной школе по ПСП) и учащихся в школе и анализа видеозаписи урока ( план конспекта урока) :
1) определить , в рамках какой теории ( концепции ) обучения осуществляет учитель педагогическую деятельность;
2) выделить психологические основания и психологические механизмы обучения учащихся начальной школы по конкретному предмету ( математика, русский язык, др.).
3) проанализировать, как педагог инициирует деятельность обучающихся и какие действия выполняют учащиеся при освоении содержания учебного материала.
Задание 2. Обобщить данные в форме развернутого сообщения по результатам психологического анализа просмотренных уроков по уровням анализа совместной деятельности педагога с учащимися ( задание 1), при этом магистрант выбирает один уровень анализа, на коллеквиуме ( семинаре) системно представляют все уровни: личностно-мотивационный, структурно-функциональный, психофизиологический, индивидуально-психологический.
Разработать рекомендации учителю по акцентированию у него внимания на отдельных составляющих учебной деятельности обучающихся, повышающих результативность формирования учебных действий и усвоения учебного материала.
Задание 3.Детально изучить и написать развернутый конспект основных положений системогенетического подхода к психологии обучения, с точки зрения обоснованности стратегий, методических приемов и процедур, повышающих эффективное усвоение обучающимися учебной деятельности и прогнозу результатов этой деятельности.
6. Фонд оценочных средств для проведения аттестации обучающихся по дисциплине «Психологические теории обучения»
1) Диагностический контроль
фонд диагностического (входного) контроля не предусмотрен.
Текущий контроль
Таблица 4.
Таблица оценочных средств для формирования компетенций
№ | Код компетенции | Формулировка компетенции | Оценочные средства |
ОК-1 | Способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу | Семинар-групповая дискуссия № 1;по разделу 1, семинар — коллоквиум № 2 по разделу 2; семинар по разделу 3. Практическая работа №1, задания 1-4, практическая работа №2, задания 1-3. Самостоятельная работа: задание 1 (1-2), задание 2 ( 1-2).
Кейс 1. Тест 1. Вопросы к зачету: 1-40. |
|
ОПК-11 | Готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия | Семинар -коллоквиум 2. Практическая работа №1, задания 2-3, практическая работа №2 , задание 2. Самостоятельная работа: задание 1 ( 3), задание 2 ( 2).
Вопросы к зачету: 1, 14-18, 20,22,31-32, 34-39. |
|
ПК-22 — | Способностью с учетом возрастных особенностей детей разрабатывать последовательность образовательных задач, направленных на сохранение и укрепление здоровья, психическое развитие и становление личности ребенка | Семинар №3. Практическая работа № 1, задания 1-4, практическая работа №2, задания 1-3. Самостоятельная работа: задание 1 ( 3), задание 2 ( 2).
Кейс 1, тест1. Вопросы к зачету: 14-20, 22,26, 30-32, 34-39. |
|
ПК 33- | Способность проводить теоретический анализ психолого-педагогической литературы | Семинар групповая дискуссия № 1. Практическая работа № 1, задание 1, практическая работа №2, задание 1. Самостоятельная работа : задание 3. Вопросы к зачету : 1-40. | |
ПК 34- | Способность выделять актуальные проблемы развития современной системы образования, обучения и развития детей | Семинар групповая дискуссия № 1. Практическая работа № 1, задания 2-3. Самостоятельная работа : задание 1-3. Кейс 1, тест1. Вопросы к зачету: 1,14-18,20-22,30-31, 36-39. | |
ПК-42 | Способность обеспечивать трансляцию передового профессионального опыта в коллективе | Семинар №3. Практическая работа № 1, задания 1-3, практическая работа №2, задания 3. Самостоятельная работа: задание 1 ( 3), задание 3. Вопросы к зачету: 1, 22, 31,36-39 |
б) фонд промежуточной аттестации:
Промежуточный контроль (зачет) осуществляется в форме устного ответа на предлагаемые вопросы. Вопросы охватывают рассмотренные в курсе темы, связанные с психологическими основаниями теорий обучения и психологическим анализом эффективности учебных занятий и подходов к обучению в начальной школе.
Примерные вопросы к зкзамену
1. Вклад теории деятельности и деятельностного подхода к обучению в развитие системы современного начального общего образования.
2. Психологические основания отечественных теорий и концепций обучения в развитии познавательного и личностного потенциала детей младшего возраста: концепция обучения и развития ребенка А.Н.Леонтьева.
3. Психологические основания отечественных теорий и концепций обучения в развитии познавательного и личностного потенциала детей младшего возраста: теория поэтапного формирования умственного действия П.Я. Гальперин.
4. Психологические основания отечественных теорий и концепций обучения в развитии познавательного и личностного потенциала детей младшего возраста: теория обучения В.В. Давыдова — Д.Б. Эльконина.
5. Психологические основания отечественных теорий и концепций обучения в развитии познавательного и личностного потенциала детей младшего возраста: теория интенсификации обучения Л.В. Занкова.
6. Психологические основания отечественных теорий и концепций обучения в развитии познавательного и личностного потенциала детей младшего возраста: теория A.M. Матюшкина.
7. Психологические основания отечественных теорий и концепций обучения в развитии познавательного и личностного потенциала детей младшего возраста: теория Ш.А. Амонашвили.
8. Психологические основания отечественных теорий и концепций обучения в развитии познавательного и личностного потенциала детей младшего возраста: теория коллективного способа обучения (КСО) В.К. Дьяченко.
9. Зарубежные теории обучения и их представленность в современной системе образования: бихевиористская теория обучения (Д. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Ф. Скиннер, К. Халл, М. Миллер, Л. Доллард, Е. Толмен).
10. Зарубежные теории обучения и их представленность в современной системе образования: когнитивная теория обучения (Ж. Пиаже, Дж. Брунер и У. Риверс.).
11. Зарубежные теории обучения и их представленность в современной системе образования: концепция обучения Д. Коффки.
12. Современные теории обучения, основанные на использование глубинных психических механизмов: теория суггестопедии.
13. Современные теории обучения, основанные на использование глубинных психических механизмов: теория нейролингвистического программирования (НЛП).
14. Психологический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению в начальной школе.
15. Психологические составляющие обучения и их представленность в структуре предмета обучения.
16. Учет психологических механизмов обучения в организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе.
17. Психологический анализ учебной деятельности обучающегося.
18. Основные положения системогенетического подхода в психологии обучения: раскрытие механизмов учения на процессуальном уровне; формирование в ходе деятельности учения системы способностей; индивидуально-личностный подход к ребенку.
19. Уровни системы учебной деятельности.
20. Развитие способностей субъекта учебной деятельности (ученика).
21. Метод системогенетического описания учебной деятельности младшего школьника.
22. Психологические основания отечественных теорий и концепций обучения в развитии познавательного и личностного потенциала детей младшего возраста: теория обучения В.Д.Шадрикова.
23. Психологические основания отечественных теорий и концепций обучения в развитии познавательного и личностного потенциала детей младшего возраста: теоретическая позиция С.Л.Рубинштейна.
24. Главная стратегия системного анализа учебной деятельности младшего школьника на структурно-функциональном уровне.
25. Общая характеристика учебно- важных качеств младшего школьника на разных ступенях обучения.
26. Уровень индивидуально-психологического анализа учебной деятельности младшего школьника: индивидуальные способы деятельности и индивидуальные стили деятельности младшего школьника.
27. Пути и процедуры анализа информационной основы учебной деятельности младшего школьника.
28. Основные вопросы, раскрывающие содержание психологического анализа учебной деятельности младшего школьника на личностно-мотивационном уровне.
29. Основные вопросы, раскрывающие содержание психологического анализа учебной деятельности младшего школьника на компонентно-целевой уровне.
30. Познавательные действия как учебные.
31. Как научить младшего школьника учиться? Охарактеризуйте разные подходы в этом вопросе.
32. Варианты достижения цели учебных действий и универсальных учебных действий.
33. Основные компоненты функциональной психологической системы деятельности.
34. Феномен научение, его психологическая сущность. Типы научения. Типы обучения.
35. Обучение и развитие в деятельности.
36. Интеллектуальные операции в структуре учебной деятельности младшего школьника как универсальные механизмы развития общих способностей ученика.
37. Развитие младших школьников в различных образовательных системах обучения.
38. Учебные задачи и задачи познания в учебной деятельности младшего школьника.
39. Цели учителя на разных этапах урока: внешние и внутренние условия. Цели ученика на разных этапах урока: внешние и внутренние условия.
40. Психофизиологический уровень анализа учебной деятельности младшего школьника.
СИТУАЦИЯ КЕЙСА
Ученик 3 класса мальчик Андрей стал безразличен к учебе, школьным занятиям, уровню своей успеваемости, выполнению домашних заданий, потерял интерес к чтению художественной литературы (хотя очень любил с детства читать).
Успеваемость к концу года резко снизилась, он попал в разряд отстающих. При этом сохранил неплохие отношения с детьми и с учителем.
ЗАДАНИЯ КЕЙСА
1. Выделить стратегическую и оперативную педагогическую задачу в этой ситуации. С какими проблемами учителю надо начинать работать в первую очередь?
2. О каком уровне анализа процесса обучения ( учебной деятельности ) идет речь?
3. Выяснить, почему это могло вообще произойти? Выяснить причины школьной неуспеваемости.
4. Почему пропала мотивация к учебе и к чтению художественной литературы? В каких случаях ребенок не хочет учиться, ему не интересно, не видит смысла учения ?
5.Что необходимо сделать учителю совместно с родителями и школьным психологом?
ТЕСТ № 1
На знание:
1. Кто из отечественных психологов сформировал инновационное понимание психологической сущности обучения как процесса формирования психологической системы деятельности:
1) Асмолов А.Г.,
2) Богоявленская Д.Б.,
3) Забродин Ю.М.,
4) Шадриков В.Д.
5) др.
2.В каких видах деятельности формируются, прежде всего, универсальные учебные действия:
1) учебной,
2) игровой ,
3) исследовательской,
4) мнемической,
5) произвольной.
На умение:
Педагог, организуя процесс обучения младших школьников, планирует задания для учащихся , направленные на формирование у них основных компонентов универсальной модели деятельности. Каких?
На действие:
Определите правильность последовательности действий педагога начальной школы при обучении школьников интеллектуальным операциям анализа и синтеза.
Порядок формирования оценок по дисциплине
Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях, самостоятельную работу студента, выполнение заданий по текущему контролю (домашнее задание) и ответы на вопросы в рамках итогового контроля (устный зачет).
Итоговая оценка за курс формируется согласно балльно-рейтинговой системе оценивания результатов учебных достижений студентов.
Рейтинг-план
по дисциплине «Психологические теории обучения»
Учебный год, семестр 2
Направление подготовки – психолого-педагогическое образование
Профиль/Магистерская программа «Учитель начальных классов»
(квалификация «магистр»)
очная форма обучения
БАЗОВая часть рейтинговой системы | ||||||
Виды контроля | Раздел / форма аттестационной работы | Мин. кол-во баллов | Макс. кол-во баллов | |||
Контроль посещаемости занятий | ||||||
Посещение лекционных занятий | ||||||
Посещение семинарских и практических занятий | ||||||
Текущий контроль работы на семинарских и практических занятиях | ||||||
Теории обучения и их психологические основания / Схема психологического анализа эффективности реализации теории обучения в практике преподавания учебного предмета в начальной школе | ||||||
Метод системогенетического описания учебной деятельности младшего школьника / Психологический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению в начальной школе методом системогенетического описания учебной деятельности младшего школьника | ||||||
Психологический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению в начальной школе / Психологический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению в начальной школе (методом наблюдения) | ||||||
Рубежный контроль | ||||||
не предусмотрен | ||||||
Промежуточная аттестация | ||||||
Зачет | ||||||
Итого | ||||||
К промежуточной аттестации (экзамен) не допускаются студенты, набравшие в течение семестра менее 50 баллов | ||||||
Выполнение любого задания на уровне ниже «удовлетворительного» = 0 рейтинговых баллов | ||||||
Расчет итоговой рейтинговой оценки | |
От 50 баллов | «зачет» |
Расчет итоговой рейтинговой оценки | |
До 49 баллов | «неудовлетворительно» |
от 50 до 64 баллов | «удовлетворительно» |
от 65 до 84 балов | «хорошо» |
от 85 до 100 баллов | «отлично» |
Методические рекомендации для обучающихся по освоению дисциплины
Обучение дисциплине «Психологические теории обучения» осуществляется на основе балльно-рейтинговой системы оценивания работы студентов. В баллах оцениваются все виды учебной работы студентов, что зафиксировано в рейтинг-плане.
Содержание дисциплины ориентирует магистранта, главным образом, на изучение психологических составляющих обучения и их представленность в структуре конкретного предмета обучения и учет в своей практической деятельности на стажировочной площадке (школе) психологических механизмов обучения при организации учебно-воспитательного процесса. Освоение дисциплины сопровождается погружением магистранта в практику психологического анализа эффективности учебных занятий и подходов к обучению, внедренных в начальной школе (стажировочной площадке) посредством знакомства с методом системогенетического описания учебной деятельности младшего школьника. При этом преемственность теоретической подготовки магистранта в вопросах, выносимых в раках данной программы, с практической подготовкой соблюдается посредством закрепления материала курса в непосредственной учебной деятельности с обучающимися в школе.
Процесс обучения по программе «Психологические теории обучения» предполагает такие формы работы с магистрантами как групповые дискуссии (на предмет анализа психологических оснований теорий обучения), анализ продуктов деятельности учителя и ученика (видеозаписи занятий по предмету преподавания с опорой на конкретную теорию обучения или подход к организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе), мастер-класс (передача подготовленным специалистом опыта реализации метода системогенетического описания учебной деятельности младшего школьника), коллоквиум (для проверки и закреплении знаний в форме обсуждения результатов практического освоения системогенетического метода).
Для успешного освоения настоящей дисциплины необходимым требованием является выстраивание профессионально-ориентированных взаимоотношений с преподавателями, закрепленными за магистрантами на стажировочных площадках (школе).
Подобное требование является продуктивным с точки зрения вовлеченности студента в практику психологического анализа в непосредственной образовательной системе в целом (школе) и, в частности, анализа конкретной теории или подхода, который положен в основу обучения одному из предметов программы начальной школы (математика, окружающий мир, обучение грамоте, обществоведение, изобразительное искусство и т.д.).
До студентов доводятся критерии оценки их компетентности, осуществляемой в ходе текущих и итоговых контрольных мероприятий.
9. Информационные технологии, используемые при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем – при необходимости)
Портал электронного обучения МПГУ
Материально-техническая база, необходимая для осуществления образовательного процесса по дисциплине
– Доступ к сети интернет, компьютерное оборудование, доступ к библиотеке МПГУ.
11. Рабочая программа встроенной практики в ходе обучения дисциплине «Психологические теории обучения»
11.1. Задачи практики:
1) формирование у магистрантов навыков проводить сравнительный анализ психологических оснований теорий и концепций обучения в условиях современной системы начального общего образования,
2) формирование умений определять их значимости для современных образовательных систем, внедренных в практику начальной школы.
Планируемые результаты обучения при прохождении практики, соотнесенные с планируемыми результатами освоения дисциплины
В результате прохождения данной практики обучающийся должен:
приобрести следующие практические навыки, умения, общекультурные (универсальные) и профессиональные компетенции:
Общекультурные компетенции (ОК):
ОК-1 способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу;
Общепрофессиональные компетенции (ПК):
Профессиональные компетенции (ПК):
ПК -22 -способность с учетом возрастных особенностей детей разрабатывать последовательность образовательных задач , направленных на сохранение и укрепление здоровья , психическое развитие и становление личности ребенка;
ПК 33- способность проводить теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
ПК 34- способность выделять актуальные проблемы развития современной системы образования, обучения и развития детей;
В результате прохождения практики обучающийся должен:
Трудовые действия:
ТД-5 — систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
приобрести опыт деятельности в проведении психологического анализа эффективности учебных занятий и подходов к обучению в начальной школе методом системогенетического описания учебной деятельности младшего школьника.
знать:
— основные положения теории деятельности и деятельностного подхода к обучению;
— закономерности развития обучающихся с позиций системогенетического подхода;
— сущность развития способностей ученика как субъекта учебной деятельности;
— психологическую сущность обучения и его механизмы;
— основные и актуальные для современной системы образования теории и концепции обучения, воспитания и развития детей младшего школьного возрастов,
— классификации учебных задач и задач познания;
— структуру и закономерности формирования психологической системы деятельности;
уметь:
— критически оценивать достоинства и недостатки современных теорий обучения на основе выделения их психологических оснований (составляющих);
— ставить различные виды учебных задач (учебно-познавательных, учебно-практических, учебно-игровых) и организовывать их решение с учетом уровня познавательного и личностного развития детей младшего школьного возраста;
— осуществлять многоуровневый анализ учебной деятельности;
Владеть
технологией проведения психологического анализа учебной деятельности ученика и идеальной теоретической моделью анализа любой деятельности- психологической системы деятельности.
Структура практики, формы отчетности
Этапы прак- тики | Содержание деятельности студента (задание студенту на практику) | Отчетные материалы (продукт учебной деятельности студента на практике с указанием формы предоставления материалов и критериев оценивания) |
Проведение наблюдения в непосредственном учебно-воспитательном процессе (одном или нескольких уроках в школе) на основе схемы психологического анализа эффективности реализации теории обучения в практике преподавания учебного предмета в начальной школе. Задачей магистранта является: из списка передоложенных теорий обучения в Разделе 1 – «Теории обучения и их психологические основания» настоящей программы выбрать одну теорию или концепцию обучения. Далее выделить в выбранной теории (концепции) ее психологические основания, а также психологические механизмы, посредством которых данная теория объясняет и прогнозирует успешность выполнения обучающимся учебных действий и решения учебных задач в рамках конкретного предмета обучения в начальной школе (например, математика, окружающий мир, обучение грамоте, обществоведение, изобразительное искусство и т.д.).
Затем необходимо провести наблюдение, во-первых, за деятельностью педагога при реализации данной теории (концепции) обучения на предмет того, как он (педагог), опираясь на знания об ее психологических основах и механизмах инициирует деятельность обучающихся, и, во-вторых, за действиями обучающихся как результат освоения содержания учебного материала. |
Устная презентация результатов проведенного психологического анализа эффективности реализации теории обучения в практике преподавания учебного предмета в начальной школе. Схема наблюдения в непосредственном учебно-воспитательном процессе (одном или нескольких уроках в школе), во-первых, за деятельностью педагога при реализации данной теории (концепции) обучения на предмет того, как он (педагог), опираясь на знания об ее психологических основах и механизмах инициирует деятельность обучающихся, и, во-вторых, за действиями обучающихся как результат освоения содержания учебного материала; | |
Написание развернутого конспекта концепции системогенеза учебной деятельности В.Д. Шадрикова. Задачей магистранта является детальное изучение и описание основных положений системогенетического подхода в психологии обучения с точки зрения его обоснованности, направленности на эффективное освоение обучающимся учебной деятельности и прогнозирование результатов этой деятельности. | Развернутый конспект теории системогенеза учебной деятельности В.Д.Шадрикова | |
Написание самостоятельной работы в виде развернутого сообщения по результатам проведенного психологического анализа эффективности учебных занятий и подходов к обучению в начальной школе методом системогенетического описания учебной деятельности младшего школьника. Задачей магистранта является обобщение данных, полученных в ходе непосредственного изучения конкретного уровня в системе их учебной деятельности (личностно-мотивационного, компонентно-целевого, структурно-функционального, информационного, психофизиологическго и индивидуально-психологического.).
Данный вид задания является, как индивидуальным, так и групповым. Индивидуальная сторона задания связана с распределением в группе магистрантов-студентов функций по изучению отдельных «составляющих» содержания анализируемого уровня учебной деятельности обучающихся(егося), групповая сторона – в системном представлении результатов проведенного анализа в группе по всем уровням. |
— Презентация и обсуждение результатов проведенного системно-уровневого анализа учебной деятельности младшего школьника на примере одного (или нескольких) из учебных предметов начальной школы. — Выводы по данному заданию представляются в форме индивидуального сообщения в рамках групповой Презентации. По завершению занятия вырабатываются конкретные рекомендации для педагогов (учителей школы, в учебных классах которых проводился психологический анализ) с целью акцентирования их внимания на развитие отдельных составляющих учебной деятельности обучающихся в рамках преподаваемого предмета (предметов).
|
Защита выпускной квалификационной работы. Примерные темы магистерских диссертаций в рамках модуля 1.«Основы современной системы начального общего образования»:
Примерные темы магистерских диссертаций в рамках модуля 1.«Основы современной системы начального общего образования»:
1) Задачи познания в обучении младших школьников.
2) Развитие общих способностей субъекта учебной деятельности.
3) Развитие младших школьников в различных системах обучения.
4) Обучение младших школьников интеллектуальных операциям на уроках математики.
5) Обучение младших школьников интеллектуальным операциям на уроках русского языка.
6) Обучение младших школьников интеллектуальным операциям на уроках окружающего мира.
2. Система контроля формируемых компетенций в рамках государственной итоговой аттестации (экзамена) в части модуля 1. «Основы современной системы начального общего образования»:
Дисциплины | Виды оценочных средств и содержание заданий |
ОК-1 способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу; ОПК-11- готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия; | |
«Психологические теории обучения | 1. Теоретические вопросы к ИГА с краткой программой: 1. Проблема обучения — центральная проблема в образовании. Понятие обучения в широком и узком смысле. Конкретно-психологическое содержание понятия «обучение» в различных теориях и концепциях обучения. Соотношение понятий: образование, обучение, воспитание, развитие в нормативных документах ( Профессиональном стандарте педагога, Законе об образовании, др.).
Сопоставительный анализ понятия «обучение» в широком смысле и в конкретно-психологическом смысле в различных психологических теориях и концепциях обучения. Обучение — специально организованный процесс, направленный на усвоение конкретного содержания культуры; обучение как процесс формирования психологической системы деятельности ( В.Д.Шадриков). 2. Психологическая система деятельности как основа исследования психологических закономерностей обучения. Психологическая теория системогенеза деятельности В.Д.Шадрикова и дальнейшее развитие деятельностного подхода в образовании. Общее содержание, основные понятия, основные положения теории. Общая характеристика формирования компонентов психологической системы деятельности (ПСД): мотивационного компонента, целевого компонента, принятия решения как компонента ПСД, программы деятельности как компонента ПСД, учебно-важных качеств , информационной основы ПСД. Конкретизация уровней психологического анализа формирующейся учебной деятельности как системы: личностно-мотивационного, компонентно- целевого, структурно-функционального, информационного, психофизиологического и индивидуально-психологического. Генезис ПСД. Готовность к обучению как готовность к учебной деятельности. Индивидуализация обучения. Системогенетический метод описания учебной деятельности. Показатели сформированности ПСД. 2. Практико-ориентированные задания: 1. Охарактеризуйте с опорой на видеозапись урока или конспект урока ( взять из личного портфолио) внутренние и внешние условия совместной деятельности учителя и ученика на первом этапе урока -«организационном». 2. Охарактеризуйте с опорой на видеозапись урока или конспект урока ( взять из личного портфолио) внутренние и внешние условия совместной деятельности учителя и ученика на этапе урока -«опрос учащихся по заданному на дом материалу». 3.Охарактеризуйте с опорой на видеозапись урока или конспект урока ( взять из личного портфолио) внутренние и внешние условия совместной деятельности учителя и ученика на этапе урока -«изучение нового материала». 4. Охарактеризуйте с опорой на видеозапись урока или конспект урока ( взять из личного портфолио) внутренние и внешние условия совместной деятельности учителя и ученика на этапе урока -«закрепление учебного материала». 5. Охарактеризуйте с опорой на видеозапись урока или конспект урока ( взять из личного портфолио) внутренние и внешние условия совместной деятельности учителя и ученика на заключительном этапе урока -«задание на дом». |
ПК -22 -способность с учетом возрастных особенностей детей разрабатывать последовательность образовательных задач , направленных на сохранение и укрепление здоровья , психическое развитие и становление личности ребенка; ПК 33- способность проводить теоретический анализ психолого-педагогической литературы; ПК 34- способность выделять актуальные проблемы развития современной системы образования, обучения и развития детей; ПК-42 – способность обеспечивать трансляцию передового профессионального опыта в коллективе. | |
Психологические теории обучения | 1) Теоретический вопрос к ИГА с краткой программой: 1. Задачи познания и учебные задачи в обучении младших школьников. Типы, виды учебных задач. Учебные задачи и их роль в формировании личностного смысла учения. Классификация задач познания В.Д.Шадрикова: две категории задач, первая- задачи, относящиеся к результату деятельности ( 7 видов), вторая- задачи, относящиеся к процессу деятельности и характеризующие учебные действия ( 19видов).
2. Развивающая функция обучения. Развитие познавательных способностей и личностных качеств младших школьников в различных системах обучения. Системогенетический подход ( В.Д.Шадриков) к проблеме развития: субъектная позиция ученика и активность познания; потребности, желания — цель деятельности -результат деятельности; целеполагание и мотивация учебной деятельности; организация «зоны ближайшего развития» через постановку целей, учитывающих индивидуальные особенности учеников, удовлетворение потребностей ученика в процессе обучения, положительные переживания (достижения ученика и их оценка), приобретаемые знания — «живые знания»; функциональная система деятельности на уровне способностей. Развивающий эффект обучения в различных образовательных системах. 3. Интеллектуальные операции как самостоятельный класс психологических действий. Целенаправленное обучение всех обучающихся интеллектуальным операциям как универсальным механизмам развития общих способностей. Содержание понятия «интеллектуальные операции». Классификация и общая характеристика интеллектуальных операций: интеллектуальные операции в восприятии и памяти, в предметно-практическом мышлении и в мышлении в понятиях, в метаинтеллектуальных процессах. Место интеллектуальных операций в развитии младших школьников. Разработка системы интеллектуальных операций как ответ на вопрос: «Как научить учиться?» Рефлексия интеллектуальных операций. Этапы обучения интеллектуальным операциям, первый — обучение учащихся содержанию и составу интеллектуальных операций, второй-введение интеллектуальных операций в процесс изучения содержания образования по конкретному предмету, третий- использование интеллектуальных операций в учебной деятельности. Развитие способностей субъекта учебной деятельности- это процесс овладения субъектом интеллектуальными операциями. 2) Практико-ориентированное задание: 1. Дать объяснение задачам познания, выделить задачи познания, которые являются наиболее важными для развития способностей учеников в процессе обучения. Исследовать полноту и плотность задач познания в обучении младших школьников ( система обучения, класс, учебник, тема — по выбору). 2. Сколько правил должны запомнить ученики на уроках ( предмет и класс -по выбору)? Какие приемы запоминания являются наиболее эффективными при этом? 3. Каким интеллектуальным операциям и как и на каком учебном материале обучает учитель обучающихся в начальной школе? (обучающийся — нормальный ученик, ученик с особыми потребностями, ученик, для которого русский язык не является родным, ученик с ограниченными возможностями здоровья). Класс, предмет- по выбору. (Берется из личного портфолио). |
Список рекомендуемой литературы при подготовке итогового государственного экзамена в части модуля 1. «Основы современной системы начального общего образования»:
1. Основная литература
1. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия : Уч. пос. для студентов вузов. – М. : Академия , 2008. – 367 с.
2.Шадриков В. Д. Качество педагогического образования. – М. : Логос, 2012. – 200 с.
3.Шадриков В.Д., Зиновьева Н.А., Кузнецова М.Д. Развитие младших школьников в различных образовательных системах. М: Логос, 2011. С. 232.
4. Шадриков В.Д. Интеллектуальные операции.—М.: Университетская книга. Логос, 2006.
5. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности.М.: Логос, 2007.
2. Дополнительная литература
1. Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения. – М. : Педагогика, 1987. – 400 с.
2. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка – М. : Издательство МГУ, 1985 – 45 с.
3.Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения – М. : Директ-Медиа, 2008. — 613 c.
4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М. : МСПИ , 2010. – 448 с.
5. Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения /Под ред. Д.А.Леонтьева, А.А.Леонтьева.-М.: Смысл, 2009.
6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии- Спб.: Питер, 2000.-720с., с. 363- 380. Развитие мышления ребенка в процессе систематического обучения.
7. Суворова Г.А. Теория системогенеза деятельности В.Д.Шадрикова и дальнейшее развитие деятельностного подхода в психологии. //Материалы 4 Всероссийской научно-практической конференции «Системогенез учебной и профессиональной деятельности», Ярославль, 2009./Под ред. Ю.П.Поваренкова. Изд-во ЯГПУ, 2009.- 320с., стр. 40-46.
8. Суворова Г.А. Учение как деятельность. /Психология деятельности. Учеб.пособие для студентов психологических и педагогических вузов.-М.:ПЕРСЭ, 2003.С.63-71.
9. Суворова Г.А. Методика психологической классификации учебных задач в целях консультирования по проблемам обучения /Психологическая наука и образование.№2, 2003.С.11-23.
10. Суворова Г.А. Структура связей познавательных действий в информационной основе учебной деятельности младших школьников/научные труды МПГУ. Серия :психолого-педагогичсекие науки. Сборник статей.-М.: Прометей, 2003.с.384-391.
11. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М. : Академия, 2009. – 288 с.
12. Шадриков В.Д. Ментальное развитие человека. – М. : Аспект-Пресс.2007. – 327 с.
13. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. – М. : Логос.1996. – 320 с.
14. Шадриков В.Д. Формирование психологической системы учебной деятельности / Шадриков В.Д. Психология деятельности человека.-М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013.-464с., с. 367-407.
3. Периодические издания
1. Культурно-историческая психология // Международное научное издание. МГППУ
2.Психологическая наука и образование. (Электронный ресурс) //Научно-практическое издание. МГППУ- http://psyjournals.ru/psyedu/contacts/
3. European Journal of Psychology of Education http://www.springer.com/psychology/journal/10212
4. Journal of Developmental Education (JDE)// http://ncde.appstate.edu/publications/journal-developmental-education-jde
5. Журнал «Преподаватель XXI век. Научное издание МПГУ http://prepodavatel-xxi.ru
5.1. Суворова Г.А. О системогенетическом подходе в психологии. Преподаватель XXI век, 2010, часть 1. № 2. С. 112-129.
5.2. Шадриков В.Д., Зиновьева Н.А., Кузнецова М.Д., Моров М.Д. Динамика развития познавательных способностей и личностных качеств младших школьников в различных образовательных системах // Преподаватель XXI век. 2010. Т. 1. № 4. С. 173-188.
4. Интернет-ресурсы
1.Психология обучения [Электронный ресурс]: научный журнал. – http://www.edit.muh.ru/content/mags_psych.htm (дата обращения 14.07.2014).
2. Портал психологических изданий [Электронный ресурс]. – http://psyjournals.ru/topic/psy_education/ (дата обращения: 14.07.2014).
3. Суворова Г.А. Новый этап в разработке деятельностной теории учения: системогенетическое направление. ( с 86-88).