метки: Конфликт, Психологический, Конфликтология, Отношение, Метод, Анализ, Возникновение, РазвитиеКОНФЛИКТОЛОГИЯ
Уважаемые студенты!
Обращаю Ваше внимание на планы семинарских занятий и далее практические задания (дополнение к семинарским заданиям) необходимо готовиться и по теоретическим и практическим вопросам, а также подбирайте для анализа практические ситуации, игры, кейсы ориентируясь на темы курса.
Общая трудоемкость дисциплины для очной формы обучения составляет 2 зачетные единицы (72 ч.)
Вид работы
|
Трудоемкость в акад. часах
|
7 семестр
|
Общая трудоемкость
|
72
|
Аудиторная работа
|
36
|
Лекции
|
16
|
Практические занятия/семинары
|
18
|
Самостоятельная работа
|
38
|
Виды текущего контроля
|
рубежная контрольная, опрос, творческая работа
|
Вид итогового контроля
|
Зачет 2 ч.
|
|
4. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
|
|
Код занятия
|
Наименование разделов и тем
|
Часов аудитор.
|
Час.самост
|
Компетен
ции
|
Литература
|
|
Лек.
|
Пр.
|
|
Раздел 1.
|
Общая теория конфликта. Конфликт: его сущность, основные структурные и динамические характеристики и виды.
|
7
|
7
|
12
|
|
|
|
Тема 1.
|
Предмет конфликтологии и ее роль в развитии российского общества
|
1
|
1
|
2
|
ОК-10
ПК-16
ПК-47
ПК-45
|
7.1.1
7.1.2
7.2.3
7.2.8
|
|
Тема 2.
|
История конфликтологии
|
1
|
1
|
4
|
ОК-7
ОК-8
ПК-45
ПК-47
ПК-71
|
7.1.1
7.1.3
7.2.6
7.2.10
|
|
Тема 3.
|
Классификация и функции конфликтов
|
1
|
1
|
2
|
ОК-7
ПК-11
ПК-19
ПК-22
|
7.1.1
7.1.4
7.2.9
7.2.11
|
|
Тема 4.
|
Эволюция, структура и динамика конфликта
|
1
|
1
|
2
|
ОК-10
ПК-16
ПК-19
ПК-22
|
7.1.1
7.1.4
7.2.15
7.2.4
|
|
Тема 5.
|
Конфликт как тип трудных ситуаций
|
1
|
1
|
2
|
ОК-9
ОК-10
ПК-45
ПК-47
|
7.1.1
7.1.5
7.2.2
7.2.5
|
|
Тема 6.
|
Объективные, организационно-
управленческие и психологические причины конфликтов
|
1
|
1
|
2
|
ОК-7
ПК-19
ПК-21
ПК-22
|
7.1.1
7.1.3
7.2.18
7.2.19
|
|
Тема 7.
|
Особенности конфликтов в отношениях «руководитель-подчиненный»
|
1
|
1
|
2
|
ОК-9
ПК-16
ПК-22
ПК-47
|
7.1.1
7.1.5
7.2.2
7.2.12
|
|
Раздел 2.
|
Диагностика,разрешение и профилактика конфликтов
|
9
|
11
|
22
|
|
|
|
Тема 8.
|
Методы диагностики конфликтов в
социальной группе.Системно-ситуационный метод
изучения конфликтов
|
1
|
2
|
2
|
ОК-8
ПК-21
ПК-22
ПК-45
|
7.1.1
7.1.2
7.2.4
7.2.6
|
|
Тема 9.
|
Генезис и особенности внутриличностных конфликтов. Предупреждение и разрешение внутриличностных конфликтов
|
1
|
2
|
2
|
ОК-7
ПК-21
ПК-45
|
7.1.1
7.1.4
7.2.11
7.2.14
|
|
Тема 10.
|
Психологические, организационные условия прогнозирования и предупреждения конфликтов
|
1
|
2
|
2
|
ОК-7
ПК-16
ПК-22
ПК-45
ПК-47
|
7.1.1
7.1.2
7.2.3
7.2.8
|
|
Тема 11.
|
Психологические принципы и методы конструктивного разрешения конфликтов
|
1
|
1
|
2
|
ОК-9
ОК-10
ПК-16
ПК-19
ПК-21
ПК-47
|
7.1.1
7.1.2
7.2.8
7.2.17
|
|
Тема 12.
|
Основные способы саморазрешения межличностных конфликтов
|
1
|
1
|
2
|
ОК-8
ОК-10
ПК-45
ПК-47
|
7.1.1
7.1.2
7.2.3
7.2.8
|
|
Тема 13.
|
Предупреждение конфликтов и стресс
|
2
|
2
|
6
|
ОК-8
ПК-16
ПК-45
ПК-47
|
7.1.1
7.1.4
7.2.9
7.2.13
|
|
Тема 14.
|
Медиаторская деятельность управленца по разрешению конфликтов
|
2
|
1
|
6
|
ОК-10
ПК-16
ПК-19
ПК-21
ПК-45
|
7.1.1
7.1.2
7.2.7
7.2.10
|
|
Итого
|
16
|
18
|
38
|
|
|
|
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
|
|
|
Раздел 1. Общая теория конфликта. Конфликт: его сущность, основные структурные и динамические характеристики и виды.
Тема 1. Предмет конфликтологии и ее роль в развитии российского общества.
- Объект и предмет конфликтологии. Конфликт как условие функционирования и развития социальных систем.
- Роль конфликтов в жизни конкретного человека, семьи, коллектива, государства, общества и человечества в целом.
- Противоречие и конфликт. Противоборство и конфликт. Конфликт как конкурентный тип социального взаимодействия.
- Междисциплинарный подход к изучению конфликта.
- Ведущая роль психологии в развитии отечественной конфликтологии.
|
Тема 2. История конфликтологии.
- Этапы в развитии зарубежной конфликтологии.
- Этапы в развитии отечественной конфликтологии.
- Характеристика персоналий отечественной конфликтологии.
- Ведущая роль психологии, политологии и социологии в развитии зарубежной и отечественной конфликтологии.
- Практическая конфликтология: основные направления, институты и подготовка кадров. Перспективы развития теоретической и практической конфликтологии в России.
- Роль и место конфликтолога в регулировании конфликтных отношений в современной России.
|
Тема 3. Классификация и функции конфликтов.
- Подходы и основания классификации конфликтов.
- Основные функции конфликтов. Конструктивные и деструктивные функции конфликтов.
- Конфликты и здоровье человека. Психофизиологические аспекты стресса в конфликтных ситуациях.
|
Тема 4. Эволюция, структура и динамика конфликта.
- Проблема эволюции конфликта в современной науке.
- Взаимосвязи эволюции конфликтов с эволюцией человека, социального взаимодействия, средств труда, орудий уничтожения.
- Понятие структуры конфликта. Объективные и субъективные составляющие конфликта. Основные участники, объект, предмет и условия протекания конфликта. Мотивационные, перцептивные и поведенческие составляющие конфликта.
- Динамика конфликтов. Три периода в развитии конфликта: предконфликт, собственно конфликт и послеконфликтная ситуация. Психологические детерминанты эскалации конфликта. Факторы, влияющие на динамику конфликта.
|
Тема 5. Конфликт как тип трудных ситуаций.
- Система отношений человека с окружающим миром. Основные типы ситуаций жизнедеятельности человека. Трудные, обыденные и комфортные ситуации. Трудные ситуации деятельности, бытийные, межличностные и внутриличностные ситуации.
- Виды поведения человека в трудных ситуациях. Причины деструктивного поведения человека в трудной ситуации.
- Основные факторы, определяющие эскалацию трудной ситуации. Основные закономерности взаимодействия людей в трудных межличностных ситуациях.
- Конфликтологическая устойчивость как вид психологической устойчивости.
|
Тема 6. Объективные, организационно-управленческие и психологические причины конфликтов.
- Основные организационно-управленческие причины конфликтов: структурно-организационные, функционально-организационные, личностно-функциональные и ситуативно-управленческие.
- Соотношение объективных и субъективных причин конфликта. Социально-психологические и индивидуально-психологические причины межличностных конфликтов.
- Психологическая несовместимость, негативные установки как социально-психологические причины конфликтов. Влияние состояния межличностных отношений, групповых норм, традиций, группового давления на возникновение конфликтных ситуаций в социальной группе.
- Влияние темперамента, акцентуаций характера, неадекватной самооценки, уровня притязаний, эмоционального состояния, адаптивности, тревожности и агрессивности на конфликтное поведение личности.
|
Тема 7. Особенности конфликтов в отношениях «руководитель-подчиненный».
- Факторы повышенной конфликтности отношений в звене «руководитель-подчиненный»: субординационный характер отношений, деятельность в системе «человек-человек», интенсивность взаимодействия, рассогласованность между формальной и психологической составляющей взаимодействия.
- Особенности протекания конфликтов по вертикали. Условия и способы предупреждения конфликтов по вертикали.
- Влияние уровня профессионального мастерства и развитости нравственных качеств на предупреждение конфликтов между начальниками и подчиненными.
- Принципы разрешения конфликтов в звене «начальник-подчиненный».
|
Раздел 2.Диагностика, разрешение и профилактика конфликтов
Тема 8. Методы диагностики конфликтов в социальной группе. Системно-ситуационный метод изучения конфликтов.
- Общая характеристика методов диагностики конфликтов.
- Экспериментальное исследование конфликтов. Возможности и ограничение эксперимента в изучении конфликта.
- Сущность, назначение, возможности и ограничения, технология применения социометрии, цветового теста отношений, референтометрии, модульной методики Анцупова, экспертной оценки по изучению внутригрупповой конфликтности.
- Понятие о конфликтности личности. Тесты К. Томаса и «Стратегия» по определению стилей поведения человека в конфликтных ситуациях, их возможности и ограничения.
- Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири. Методика Q-сортировка. Опросник Басса-Дарки, тест руки Вагнера по оценке агрессивности личности. Тест Ассингера.
- Системно-ситуационный метод изучения конфликтов. Возможности и ограничения, достоинства и недостатки системно-ситуационного метода изучения конфликтов.
- Технология определения содержания бланка анализа конфликтной ситуации и порядок составления бланка. Порядок работы опрашиваемого с бланком анализа конфликтной ситуации.
|
Тема 9. Генезис и особенности внутриличностных конфликтов. Предупреждение и разрешение внутриличностных конфликтов.
- Особенности психики человека, влияющие на его состояние и поведение в обычных, стрессовых и конфликтных ситуациях. Роль бессознательного и подсознательного уровней психики в регулировании поведения человека.
- Психология переживания: фрустрация, стрессы, конфликты и кризисы.
- Подходы к пониманию внутриличностного конфликта в различных психологических школах. Психоаналитическая концепция внутриличностного конфликта. Проблема внутриличностного конфликта в отечественной психологии (В. Мерлин, В. Мясишев, Н. Левитов, Ф. Василюк, Ю. Юрлов).
- Природа невротического конфликта. Генезис внутриличностных конфликтов. Соотношение объективных и субъективных условий возникновения внутренних конфликтов личности. Особенности переживания внутриличностного конфликта. Конструктивные и деструктивные последствия внутриличностных конфликтов. Внутриличностные конфликты и суицидальное поведение.
- Всеобщие или общесоциальные условия и способы предупреждения внутриличностных конфликтов. Способы предупреждения внутриличностных конфликтов, зависящие от самой личности. Принцип «Познай самого себя». Самооценка и уровень притязаний.
- Этические нормы и правила общения, способствующие предупреждению внутриличностных конфликтов.
- Факторы, влияющие на продуктивность преодоления внутриличностных конфликтов.
- Механизмы психологической защиты и их роль в преодолении внутренних конфликтов.
|
Тема 10. Психологические, организационные условия прогнозирования и предупреждения конфликтов
- Основные психологические условия прогнозирования и предупреждения межличностных конфликтов.
- Приемы эмоциональной саморегуляции, уменьшения собственной тревожности и агрессивности. Оптимальная организация трудовой деятельности, релаксационные возможности взаимодействия с природной средой по уменьшению конфликтного потенциала человека.
- Информационный способ предупреждения конфликтов.
- Коммуникативный способ предупреждения конфликтов. Непосредственное общение, учет групповых ожиданий, установок, ценностей, целей и притязаний. Нейтрализация коммуникативных барьеров. Учет потери и искажения информации в процессе межличностной коммуникации.
- Организационный способ предупреждения конфликтов. Полнота и упорядоченность материального, финансового, бытового и технического обеспечения, поддержание организационного порядка, правовое сопровождение решений и действий.
- Кадровая работа, профессиональный психологический отбор как принцип предупреждения конфликтов.
|
Тема 11. Психологические принципы и методы конструктивного разрешения конфликтов.
- Основные принципы и методы конструктивного разрешения конфликтов.
- Условия конструктивного разрешения конфликта.
|
Тема 12. Основные способы саморазрешения межличностных конфликтов.
- Роль навыков и умений конструктивного саморазрешения межличностных конфликтов.
- Сущность конфликтной (конфликтологической) компетентности и ее составляющие. Основные психологические методы формирования конфликтной компетентности.
- Стратегии разрешения конфликтов. Личностные и ситуативные факторы выбора стратегии разрешения конфликта.
- Переговорный процесс как ненасильственный путь разрешения конфликта. Характеристика переговорного процесса.
- Алгоритм проведения открытого разговора с оппонентом.
- Технология реализации сотрудничества при решении проблемы.
- Этика поведения в конфликте. Конструктивная критика и возможности по ее реализации.
|
Тема 13. Предупреждение конфликтов и стресс.
- Понятие «стресс». Предупреждение конфликтов и стресс.
- Психологические факторы нормализации стресса.
- Основные приемы аутогенной тренировки.
|
Тема 14. Медиаторская деятельность управленца по разрешению конфликтов.
- Роль и статус третьей стороны в конфликте: «третейский судья», арбитр, посредник, помощник, наблюдатель.
- Анализ ситуаций, в которых наиболее эффективен тот или иной статус третьей стороны. Цели третьей стороны и тактика воздействия на оппонентов. Сглаживание спорных проблем. Компромисс. Создание ситуации переговоров. Достижение решения о взаимной терпимости. Использование умеренной конфронтации и принуждения. Значение авторитетности и нейтральности третьей стороны для успеха урегулирования конфликта.
- Алгоритм деятельности психолога по урегулированию конфликтных отношений.
- Специфика регулирования семейных конфликтов.
- Этические принципы деятельности психолога по отношению к конфликту.
|
ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
(дополнение к семинарским занятиям)
|
Тема 1. Предмет конфликтологии и ее роль в развитии российского общества.
Вопросы для обсуждения:
- Объясните в чем общее и различное таких явлений как конфликт и противоречие.
- Согласны ли Вы с утверждением, что современная Россия обладает значительным конфликтным потенциалом
- Проведите сравнительный анализ различных подходов к пониманию конфликта в отечественной и зарубежной науке.
4. Проанализируйте важность целей и задач, решаемых учебным курсом «Конфликтология».
|
Тема 2. История конфликтологии.
Вопросы для обсуждения:
- Почему конфликт относится к тем явлениям, изучение которых требует междисциплинарного подхода?
- Объясните в чем причины возникновения «теории бесконфликтного развития общества».
- Раскройте причины, обусловившие выделение психологии как приоритетной науки в изучении конфликтов.
- Объясните факт развития отечественной конфликтологии как самостоятельной науки.
- Обоснуйте возможности математики в развитии конфликтологической науки.
|
Тема 3. Классификация и функции конфликтов.
Вопросы для обсуждения:
- Проведите анализ классификации конфликтов, данной М. Дойчем. Какое основание легло в основу предложенной им классификации конфликтов?
- Выделите основные типы конфликтов, возникающие в системе высшего образования.
- Какие факторы препятствуют определению функциональности конфликта?
- Каким образом можно определить является конфликт: конструктивный или деструктивный?
|
Тема 4. Эволюция, структура и динамика конфликта.
Вопросы для обсуждения:
- В какой мере можно говорить об эволюции конфликта, проводя анализ конфликтов различного уровня, происшедших в ХХ веке?
- Каким образом взаимосвязаны эволюция психики человека и эволюция конфликтного взаимодействия в человеческом обществе?
- Можно ли утверждать, что конфликт является многоуровневым явлением?
- В какой степени предконфликтная ситуация детерминирует возникновение конфликтного взаимодействия субъектов?
- Считается, что после завершения конфликта отношения между недавними оппонентами постепенно нормализуются. Какие, на ваш взгляд, факторы способствуют более быстрому восстановлению нормальных взаимоотношений?
- Подготовьте ролевые ситуации с конструктивным и деструктивным результатом конфликта.
|
Тема 5. Конфликт как тип трудных ситуаций.
Вопросы для обсуждения:
- Проанализируйте основные подходы к пониманию ситуации как психологического феномена?
- Как соотносятся такие понятия как «отношение», «общение», «взаимодействие»?
- В чем специфика межличностного конфликта как типа трудных ситуаций?
- Что больше влияет на эскалацию конфликта – личностные или ситуативные факторы?
- Можно ли формировать конфликтоустойчивость взрослого человека? Обоснуйте свой ответ, используя знания общей и возрастной психологии.
|
Тема 6. Объективные, организационно-управленческие и психологические причины конфликтов.
Вопросы для обсуждения:
- Можно ли утверждать, что существуют объективные причины возникновения конфликтов?
- В какой мере существование строгих правовых отношений препятствует возникновению деловых и личностных конфликтов?
- Неизбежны ли конфликты в социальных группах и организациях?
- Почему, на ваш взгляд, отношения по вертикали являются более конфликтогенными, чем отношения по горизонтали?
- На конкретном примере опишите действия объективных факторов, продуцирующих возникновение конфликта.
- Каковы механизмы возникновения конфликтов в результате функционирования коммуникативных барьеров между взаимодействующими субъектами?
- Всегда ли отрицательные аттитюды влекут за собой возникновение конфликтов?
- Проанализируйте, какие акцентуации характера наиболее часто способствуют вовлечению человека в конфликты.
- Обоснуйте, почему неадекватная самооценка может приводить к возникновению конфликтов с окружающими.
10. Какой уровень психологической несовместимости людей наиболее часто приводит к конфликтам?
|
Тема 7. Особенности конфликтов в отношениях «руководитель-подчиненный».
Вопросы для обсуждения:
- Проанализируйте, что в большей степени влияет на частоту возникновения конфликтов у руководителя – его личностные особенности, специфика совместной деятельности или поведение подчиненных?
- Приведите пример каким образом руководитель организует работу по предупреждению конфликтов с подчиненными.
- Раскройте ситуации, в которых руководитель может пойти на компромисс при разрешении конфликта в отношениях с подчиненным?
4. Какими знаниями, навыками и умениями должен обладать руководитель, чтобы он мог компетентно разрешать конфликты между подчиненными?
|
Раздел 2. Диагностика, разрешение и профилактика конфликтов
Тема 8. Методы диагностики конфликтов в социальной группе. Системно-ситуационный метод изучения конфликтов.
Вопросы для обсуждения:
- Перечислите, какие методы применялись для диагностики конфликтов в первые годы становления конфликтологии?
- Какие виды экспериментального исследования целесообразно использовать при изучении внутригрупповых конфликтов?
- Обоснуйте, в какой мере методики по изучению агрессивности личности могут быть использованы для изучения межличностной конфликтности.
- Укажите возможности и ограничения теста К. Томаса по диагностике внутригрупповой конфликтности.
- Покажите особенности диагностики конфликтов в организации с помощью модульной методики А. Я. Анцупова.
- Почему системно-ситуационный анализ конфликтов рассматривается как один из наиболее перспективных методов диагностики конфликтов? В чем заключаются его основные преимущества по сравнению с другими методами?
- Какие основные недостатки системно-ситуационного метода изучения конфликтов, и каким образом можно их уменьшить или устранить?
- Что является основным для определения содержания бланка анализа конфликтной ситуации?
- Какие измерительные шкалы целесообразнее использовать при составлении бланка ретроспективного анализа конфликтной ситуации?
- Раскройте перспективы совершенствования данного метода как диагностического инструмента психолога.
11. Проведите тест «Конфликтность личности» и проанализируйте его результаты.
|
Тема 9. Генезис и особенности внутриличностных конфликтов. Предупреждение и разрешение внутриличностных конфликтов.
Вопросы для обсуждения:
- Возможно, ли полностью исключить возникновение внутриличностных конфликтов и почему?
- В чем состоит принципиальное отличие в механизмах возникновения внутриличностных конфликтов в сравнении с межличностными конфликтами?
- Что является основными детерминантами возникновения внутриличностных конфликтов – внутренний мир человека или внешняя по отношению к нему среда?
- Протекание внутриличностного конфликта – это сознательный или бессознательный процесс? Обоснуйте свой ответ, используя знания общей психологии.
- Каковы всеобщие или общесоциальные условия и способы предупреждения внутриличностных конфликтов?
- Назовите способы предупреждения внутриличностных конфликтов, зависящие от личности.
- Какие существуют приемы и способы для более глубокого познания самого себя?
- Объясните, почему:
1)неадекватная самооценка мешает предупреждению внутриличностного конфликта;
2) наличие смыслообразующих жизненных ценностей способствует предупреждению внутриличностных конфликтов;
3)уверенность в себе способствует предупреждению внутриличностных конфликтов.
- Каковы типичные проявления неуверенности в себе?
- Назовите этические нормы и правила общения, способствующие предупреждению внутриличностных конфликтов.
- Объясните, почему снижение уровня притязаний может привести к разрешению внутриличностного конфликта?
- Что такое механизмы психологической защиты личности? Когда они применяются?
- Приведите примеры следующих механизмов психологической защиты: 1) интеллектуализация, 2) идентификация, 3)обособление, 4) воображение.
|
Тема 10. Психологические, организационные условия прогнозирования и предупреждения конфликтов.
Вопросы для обсуждения:
- Соотнесите такие категории как «профилактика», «предупреждение» и «недопущение конфликта». В чем их тождественность и в чем различие?
- Раскройте основные наиболее оперативные приемы регуляции эмоционального состояния личности в условиях предконфликтной ситуации?
- Всегда ли возникновение и протекание конфликта сопровождается стрессом? Почему?
- Какие черты характера человека способствуют бесконфликтному решению проблемных ситуаций в отношениях с окружающими?
- Раскройте механизмы информационного воздействия, способствующие предупреждению возникновения межличностных конфликтов.
- Какие методы социально-психологической работы наиболее эффективны при разрушении отрицательных стереотипов и установок у представителей враждующих социальных групп?
7. Возможно, ли в ходе профессионального психологического отбора выявить конфликтные личности и тем самым не допустить увеличения конфликтогенного потенциала организации?
|
Тема 11. Психологические принципы и методы конструктивного разрешения конфликтов.
Вопросы для обсуждения:
- Раскройте основные исходы и результаты конфликтного взаимодействия.
- При каких условиях возможно затухание конфликта, а не его разрешение?
- Укажите, какие критерии разрешения конфликта являются определяющими и почему?
- Какие конфликты более продуктивно разрешаются – ресурсные или статусно-ролевые? Почему?
5. Известно, что устранение конфликта – далеко не лучший способ его завершения. Почему же руководители относительно часто прибегают к данному способу при регулировании конфликтных отношений подчиненных?
|
Тема 12. Основные способы саморазрешения межличностных конфликтов.
Вопросы для обсуждения:
- Раскройте основные взгляды Л.А. Петровской на сущность и содержание конфликтной компетентности личности?
- С помощью каких методов и методик возможна диагностика конфликтной компетентности руководителей?
- Как соотносятся между собою такие понятия как «конфликтная компетентность» и «конфликтоустойчивость»?
- Стратегия поведения личности в конфликте – это функция личности или ситуации? Обоснуйте свой ответ, опираясь на ранее изученные темы по конфликтологии.
- Если ваш оппонент обладает более весомым рангом и не намерен вам уступать при разрешении конфликта, то каких принципов необходимо придерживаться в ходе переговоров с ним?
- 6. Раскройте основные различия между дипломатическими, коммерческими переговорами и переговорами по разрешению конфликтов.
|
Тема 13. Предупреждение конфликтов и стресс.
Вопросы для обсуждения:
- Подготовьте сообщения на темы: «Психологические факторы нормализации стресса», «Расширение границ мировосприятия как условие нормализации стресса», «Здоровье и стресс повседневной жизни».
- Дайте определение понятиям «стресс» и «дистресс».
- Раскройте роль стресса в предупреждении конфликтов.
- Охарактеризуйте основные приемы аутогенной тренировки.
|
Тема 14. Медиаторская деятельность управленца по разрешению конфликтов.
Вопросы для обсуждения:
- Приведите примеры неформального посредничества при разрешении конфликтов различного уровня, используя знания истории.
- Почему медиатору удается оказать помощь в регулировании конфликтных отношений в ситуациях, где сами оппоненты не в силах сделать это? Какими преимуществами обладает медиатор по сравнению с непосредственными участниками конфликта?
- Раскройте основное различие между посредничеством в регулировании этнических и трудовых конфликтов.
- Вспомните один из конфликтов, где вы выступали в роли медиатора. Удалось ли вам помочь оппонентам в регулировании конфликтных отношений? Каких основных тактик вы придерживались? Что не удалось реализовать и почему?
5. Какие основные принципы медиаторской деятельности управленца?
|
Вопросы для подготовки к зачету
- Роль конфликтологии в развитии современного российского общества.
- Предпосылки формирования конфликтологических знаний.
- История создания современной конфликтологии.
- Общая характеристика отраслей конфликтологии.
- Направления исследований конфликта в зарубежной психологии.
- Сущность и содержание конфликта, его основные признаки.
- Общая характеристика структуры конфликта.
- Анализ объективных составляющих конфликта.
- Субъективные элементы конфликта.
- Классификация конфликтов.
- Основные типы эволюции конфликтов.
- Динамика конфликта: сущность, основные периоды и этапы.
- Психологические особенности эскалации конфликта.
- Конструктивные функции конфликтов.
- Деструктивные функции конфликтов.
- Объективные причины конфликтов.
- Характеристика социально-психологических причин конфликтов.
- Личностные детерминанты конфликтов.
- Агрессивность как причина конфликтности личности.
- Особенности конфликтов в звене «руководитель-подчиненный».
- Психологические аспекты межгрупповых конфликтов (на примере межэтнических конфликтов).
- Сущность и генезис внутриличностных конфликтов.
- Классификация внутриличностных конфликтов.
- Психологические условия предупреждения возникновения внутриличностных конфликтов.
- Психологические механизмы и технология разрешения внутриличностных конфликтов.
- Характеристика личностных тестов по выявлению нидивидуально-психологических особенностей конфликтных личностей.
- Возможности социально-психологической диагностики конфликтов в малой группе (организации).
- Системно-ситуационный анализ исследования конфликтов.
- Возможности и ограничения эксперимента в изучении конфликтов.
- Объективные условия предупреждения конфликтов в социальной группе.
- Психологические условия предупреждения конфликтов.
- Основные способы завершения конфликтов.
- Принципы конструктивного разрешения конфликтов.
- Психологические условия разрешения межличностных конфликтов.
- Психологические механизмы конструктивного разрешения конфликтов.
- Специфика возникновения и разрешения семейных конфликтов.
- Психологические аспекты разрешения конфликтов типа «учитель-ученик».
- Сущность и содержание медиаторской деятельности.
- Деятельность психолога по регулированию конфликтных отношений в малой группе.
40. Основные принципы деятельности психолога по отношению к конфликту.
|
Примерная тематика рефератов
- Анализ различных подходов к пониманию социального конфликта в отечественной науке.
- Двойственный характер функциональности конфликтов.
- Взгляды М. Дойча на психологию конфликтного взаимодействия.
- Функциональная теория конфликта Г. Зиммеля.
- Психоаналитическая теория внутриличностного конфликта.
- «Конфликтная модель общества» Р. Дарендорфа.
- Роль и место насилия в конфликте.
- Соотношение причин, факторов и обстоятельств возникновения конфликтов (теоретический анализ).
- Процесс формирования «образа врага» в конфликте (на основе анализа этнических конфликтов).
- Идеи «согласия-насилия» в христианстве.
- Анализ обыденных взглядов на поведение человека в конфликте.
- Роль групп поддержки в возникновении и развитии конфликта.
- Анализ основных причин конфликтов между сотрудниками.
- Характеристика основных причин вертикальных конфликтов.
- Социально-психологические причины конфликтов деятельности руководителей.
- Базовые инстинкты человека как побудители конфликтного поведения.
- Влияние техногенной среды на конфликтность человека.
- Эффективная саморегуляция — средство предупреждения конфликтов.
- Агрессивность как проявление конфликтности личности.
- Взгляды К. Лоренца на деструктивность внутривидовой агрессии человека.
- Психологический портрет личности, склонной на компромиссное разрешение конфликта.
- Познание людьми друг друга в конфликте.
- Конфликтная компетентность как элемент психологической культуры человека.
- Внутриличностные конфликты и суицидальное поведение человека.
- Ситуативное и личностное в конфликтном поведении человека.
- Механизмы психологической защиты, которые наиболее часто применяются при конструктивном разрешении внутриличностных конфликтов.
- Конфликтоустойчивость как разновидность психологической устойчивости.
- Конструктивная критика и предупреждение конфликтов.
- Технология анализа посредником конфликтной ситуации.
- Критерии эффективности переговорного процесса по разрешению конфликтов.
|
Основная литература
|
- Анцупов А.Я.,Шипилов А.И. Конфликтология. М.: Юнити, 2010.-375с
- Ворожейкин И.Е. и др. Конфликтология. М., Инфра-М,2010.-321с
- Дмитриев А.В. Конфликтология. М:Альфа-М, 2010.-375с
- Конфликтология: учебник / А.Я. Кибанов, И.Е. Ворожейкин, Д.К. Захаров, А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА – М, 2010.-181с.
- Конфликтология: учебник /под ред. Ратникова, В.П.-3-е изд, перераб. и доп.-М.: ЮНИТИ, 2010.-543с.
|
Дополнительная литература
|
- Анцупов А.Я., Прошанов С.Л. Конфликтология: междисциплинарный подход, обзор диссертационных исследований. М.: Дом Советов. 1996.
- Бернс Д.Д. Ругаться нельзя мириться. Как научиться разруливать и предотвращать конфликты. М., 2010.
- Дженкинс К. Критические жизненные ситуации // Здоровье мира. 1985. №8-9.
- Доценко Е.Л. Психология манипуляции: механизмы и защита. М.: Изд-во МГУ, 1997.
- Дружинин В.В., Конторов Д.С., Конторов М.Д. Введение в теорию конфликта. М.: Радио и связь, 1989.
- Дудченко В. Азбука деловых переговоров // Деловая жизнь. 1993. №4. С.28-33.
- Егорова Т.Е. Аутопсихологическая компетентность личности. Н. Новгород, 1997.
- Зайцева Е.В. Психологические условия и факторы снижения конфликтности личности в системе «руководитель-подчиненный»: Дис. … канд. психол. наук. М., 1998.
- Илларионов В.П. Переговоры с преступниками. М., 1993.
- Использование методологии посредничества и переговоров при регулировании и разрешении социально-этнических конфликтов: информационно-практическое пособие. М., 1991.
- Канатаев Ю.А. Психология конфликта. М.: ВАХЗ, 1992.
- Конфликтология в школе: уч.-метод. пособие. Ч.1. М., 1999.
- Конфликты: борьба, взаимодействие, сотрудничество / Г.М. Потанин и др. Белгород: Изд-во БГУ, 1997.
- Фелау Э.Г. Конфликты на работе. Как их распознать, разрешать, предотвращать. М., 2011.
- Шаленко В.Н. Конфликты в трудовых коллективах. М.: Изд-во МГУ, 1992.
- Шеинов В.П. Управление конфликтными ситуациями: рекомендации для руководителей. Минск, 1990.
- Шипилов А.И. Психология разрешения конфликтов между военнослужащими. М.: ВУ, 1999.
- Шипилов А.И. Социально-психологические особенности конфликтов между начальниками и подчиненными в подразделении: Дис. … канд. психол. наук. М., 1993.
- Щипков В.А. Введение в военную конфликтологию. М.: Академия ПВ РФ, 1996.
- Юнг К.Г. Конфликты детской души: Собр. соч. М.: Канон, 1994.
|
Интернет-источники
|
1.http://www.psychology-online.ru/lit/obzorf.htm. каталог психологической литературы в Интернете.
2. www.mozg.ru. Каталог психологических тестов.
3.http://www.imaton.spb.su/index.html комплексное обеспечение психологической практики.
4.http://www.rl-online.ru/articles/3-02/136.html личность в пространстве своей профессии.
5. http://psychology.net.ru/ мир психологии.
6. http://psi.webzone.ru психологический словарь.
7. http://azps.ru/articles/org/index.html психология от А до Я.
8. http://www.bookap.by.ru/ психологическая библиотека.
|
Конфликтология ГОО 13 — Стр 2
22