Конфликтология ГОО 13

КОНФЛИКТОЛОГИЯ

Уважаемые студенты!

Обращаю Ваше внимание на планы семинарских занятий и далее практические задания (дополнение к семинарским заданиям) необходимо готовиться и по теоретическим и практическим вопросам, а также подбирайте для анализа практические ситуации, игры, кейсы ориентируясь на темы курса.

Общая трудоемкость дисциплины для очной формы обучения составляет 2 зачетные единицы (72 ч.)

Вид работы

Трудоемкость в акад. часах

7 семестр

Общая трудоемкость

72

Аудиторная работа

36

Лекции

16

Практические занятия/семинары

18

Самостоятельная работа

38

Виды текущего контроля

рубежная контрольная, опрос, творческая работа

Вид итогового контроля

Зачет 2 ч.

4. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Код занятия

Наименование разделов и тем

Часов аудитор.

Час.самост

Компетен

ции

Литература

Лек.

Пр.

Раздел 1.

Общая теория конфликта. Конфликт: его сущность, основные структурные и динамические характеристики и виды.

7

7

12

Тема 1.

Предмет конфликтологии и ее роль в развитии российского общества

1

1

2

ОК-10

ПК-16

ПК-47

ПК-45

7.1.1

7.1.2

7.2.3

7.2.8

Тема 2.

История конфликтологии

1

1

4

ОК-7

ОК-8

ПК-45

ПК-47

ПК-71

7.1.1

7.1.3

7.2.6

7.2.10

Тема 3.

Классификация и функции конфликтов

1

1

2

ОК-7

ПК-11

ПК-19

ПК-22

7.1.1

7.1.4

7.2.9

7.2.11

Тема 4.

Эволюция, структура и динамика конфликта

1

1

2

ОК-10

ПК-16

ПК-19

ПК-22

7.1.1

7.1.4

7.2.15

7.2.4

Тема 5.

Конфликт как тип трудных ситуаций

1

1

2

ОК-9

ОК-10

ПК-45

ПК-47

7.1.1

7.1.5

7.2.2

7.2.5

Тема 6.

Объективные, организационно-

управленческие и психологические причины конфликтов

1

1

2

ОК-7

ПК-19

ПК-21

ПК-22

7.1.1

7.1.3

7.2.18

7.2.19

Тема 7.

Особенности конфликтов в отношениях «руководитель-подчиненный»

1

1

2

ОК-9

ПК-16

ПК-22

ПК-47

7.1.1

7.1.5

7.2.2

7.2.12

Раздел 2.

Диагностика,разрешение и профилактика конфликтов

9

11

22

Тема 8.

Методы диагностики конфликтов в

социальной группе.Системно-ситуационный метод

изучения конфликтов

1

2

2

ОК-8

ПК-21

ПК-22

ПК-45

7.1.1

7.1.2

7.2.4

7.2.6

Тема 9.

Генезис и особенности внутриличностных конфликтов. Предупреждение и разрешение внутриличностных конфликтов

1

2

2

ОК-7

ПК-21

ПК-45

7.1.1

7.1.4

7.2.11

7.2.14

Тема 10.

Психологические, организационные условия прогнозирования и предупреждения конфликтов

1

2

2

ОК-7

ПК-16

ПК-22

ПК-45

ПК-47

7.1.1

7.1.2

7.2.3

7.2.8

Тема 11.

Психологические принципы и методы конструктивного разрешения конфликтов

1

1

2

ОК-9

ОК-10

ПК-16

ПК-19

ПК-21

ПК-47

7.1.1

7.1.2

7.2.8

7.2.17

Тема 12.

Основные способы саморазрешения межличностных конфликтов

1

1

2

ОК-8

ОК-10

ПК-45

ПК-47

7.1.1

7.1.2

7.2.3

7.2.8

Тема 13.

Предупреждение конфликтов и стресс

2

2

6

ОК-8

ПК-16

ПК-45

ПК-47

7.1.1

7.1.4

7.2.9

7.2.13

Тема 14.

Медиаторская деятельность управленца по разрешению конфликтов

2

1

6

ОК-10

ПК-16

ПК-19

ПК-21

ПК-45

7.1.1

7.1.2

7.2.7

7.2.10

Итого

16

18

38

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Раздел 1. Общая теория конфликта. Конфликт: его сущность, основные структурные и динамические характеристики и виды.

Тема 1. Предмет конфликтологии и ее роль в развитии российского общества.

  1. Объект и предмет конфликтологии. Конфликт как условие функционирования и развития социальных систем.
  2. Роль конфликтов в жизни конкретного человека, семьи, коллектива, государства, общества и человечества в целом.
  3. Противоречие и конфликт. Противоборство и конфликт. Конфликт как конкурентный тип социального взаимодействия.
  4. Междисциплинарный подход к изучению конфликта.
  5. Ведущая роль психологии в развитии отечественной конфликтологии.

Тема 2. История конфликтологии.

  1. Этапы в развитии зарубежной конфликтологии.
  2. Этапы в развитии отечественной конфликтологии.
  3. Характеристика персоналий отечественной конфликтологии.
  4. Ведущая роль психологии, политологии и социологии в развитии зарубежной и отечественной конфликтологии.
  5. Практическая конфликтология: основные направления, институты и подготовка кадров. Перспективы развития теоретической и практической конфликтологии в России.
  6. Роль и место конфликтолога в регулировании конфликтных отношений в современной России.

Тема 3. Классификация и функции конфликтов.

  1. Подходы и основания классификации конфликтов.
  2. Основные функции конфликтов. Конструктивные и деструктивные функции конфликтов.
  3. Конфликты и здоровье человека. Психофизиологические аспекты стресса в конфликтных ситуациях.

Тема 4. Эволюция, структура и динамика конфликта.

  1. Проблема эволюции конфликта в современной науке.
  2. Взаимосвязи эволюции конфликтов с эволюцией человека, социального взаимодействия, средств труда, орудий уничтожения.
  3. Понятие структуры конфликта. Объективные и субъективные составляющие конфликта. Основные участники, объект, предмет и условия протекания конфликта. Мотивационные, перцептивные и поведенческие составляющие конфликта.
  4. Динамика конфликтов. Три периода в развитии конфликта: предконфликт, собственно конфликт и послеконфликтная ситуация. Психологические детерминанты эскалации конфликта. Факторы, влияющие на динамику конфликта.

Тема 5. Конфликт как тип трудных ситуаций.

  1. Система отношений человека с окружающим миром. Основные типы ситуаций жизнедеятельности человека. Трудные, обыденные и комфортные ситуации. Трудные ситуации деятельности, бытийные, межличностные и внутриличностные ситуации.
  2. Виды поведения человека в трудных ситуациях. Причины деструктивного поведения человека в трудной ситуации.
  3. Основные факторы, определяющие эскалацию трудной ситуации. Основные закономерности взаимодействия людей в трудных межличностных ситуациях.
  4. Конфликтологическая устойчивость как вид психологической устойчивости.

Тема 6. Объективные, организационно-управленческие и психологические причины конфликтов.

  1. Основные организационно-управленческие причины конфликтов: структурно-организационные, функционально-организационные, личностно-функциональные и ситуативно-управленческие.
  2. Соотношение объективных и субъективных причин конфликта. Социально-психологические и индивидуально-психологические причины межличностных конфликтов.
  3. Психологическая несовместимость, негативные установки как социально-психологические причины конфликтов. Влияние состояния межличностных отношений, групповых норм, традиций, группового давления на возникновение конфликтных ситуаций в социальной группе.
  4. Влияние темперамента, акцентуаций характера, неадекватной самооценки, уровня притязаний, эмоционального состояния, адаптивности, тревожности и агрессивности на конфликтное поведение личности.

Тема 7. Особенности конфликтов в отношениях «руководитель-подчиненный».

  1. Факторы повышенной конфликтности отношений в звене «руководитель-подчиненный»: субординационный характер отношений, деятельность в системе «человек-человек», интенсивность взаимодействия, рассогласованность между формальной и психологической составляющей взаимодействия.
  2. Особенности протекания конфликтов по вертикали. Условия и способы предупреждения конфликтов по вертикали.
  3. Влияние уровня профессионального мастерства и развитости нравственных качеств на предупреждение конфликтов между начальниками и подчиненными.
  4. Принципы разрешения конфликтов в звене «начальник-подчиненный».

Раздел 2.Диагностика, разрешение и профилактика конфликтов

Тема 8. Методы диагностики конфликтов в социальной группе. Системно-ситуационный метод изучения конфликтов.

  1. Общая характеристика методов диагностики конфликтов.
  2. Экспериментальное исследование конфликтов. Возможности и ограничение эксперимента в изучении конфликта.
  3. Сущность, назначение, возможности и ограничения, технология применения социометрии, цветового теста отношений, референтометрии, модульной методики Анцупова, экспертной оценки по изучению внутригрупповой конфликтности.
  4. Понятие о конфликтности личности. Тесты К. Томаса и «Стратегия» по определению стилей поведения человека в конфликтных ситуациях, их возможности и ограничения.
  5. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири. Методика Q-сортировка. Опросник Басса-Дарки, тест руки Вагнера по оценке агрессивности личности. Тест Ассингера.
  6. Системно-ситуационный метод изучения конфликтов. Возможности и ограничения, достоинства и недостатки системно-ситуационного метода изучения конфликтов.
  7. Технология определения содержания бланка анализа конфликтной ситуации и порядок составления бланка. Порядок работы опрашиваемого с бланком анализа конфликтной ситуации.

Тема 9. Генезис и особенности внутриличностных конфликтов. Предупреждение и разрешение внутриличностных конфликтов.

  1. Особенности психики человека, влияющие на его состояние и поведение в обычных, стрессовых и конфликтных ситуациях. Роль бессознательного и подсознательного уровней психики в регулировании поведения человека.
  2. Психология переживания: фрустрация, стрессы, конфликты и кризисы.
  3. Подходы к пониманию внутриличностного конфликта в различных психологических школах. Психоаналитическая концепция внутриличностного конфликта. Проблема внутриличностного конфликта в отечественной психологии (В. Мерлин, В. Мясишев, Н. Левитов, Ф. Василюк, Ю. Юрлов).
  4. Природа невротического конфликта. Генезис внутриличностных конфликтов. Соотношение объективных и субъективных условий возникновения внутренних конфликтов личности. Особенности переживания внутриличностного конфликта. Конструктивные и деструктивные последствия внутриличностных конфликтов. Внутриличностные конфликты и суицидальное поведение.
  5. Всеобщие или общесоциальные условия и способы предупреждения внутриличностных конфликтов. Способы предупреждения внутриличностных конфликтов, зависящие от самой личности. Принцип «Познай самого себя». Самооценка и уровень притязаний.
  6. Этические нормы и правила общения, способствующие предупреждению внутриличностных конфликтов.
  7. Факторы, влияющие на продуктивность преодоления внутриличностных конфликтов.
  8. Механизмы психологической защиты и их роль в преодолении внутренних конфликтов.

Тема 10. Психологические, организационные условия прогнозирования и предупреждения конфликтов

  1. Основные психологические условия прогнозирования и предупреждения межличностных конфликтов.
  2. Приемы эмоциональной саморегуляции, уменьшения собственной тревожности и агрессивности. Оптимальная организация трудовой деятельности, релаксационные возможности взаимодействия с природной средой по уменьшению конфликтного потенциала человека.
  3. Информационный способ предупреждения конфликтов.
  4. Коммуникативный способ предупреждения конфликтов. Непосредственное общение, учет групповых ожиданий, установок, ценностей, целей и притязаний. Нейтрализация коммуникативных барьеров. Учет потери и искажения информации в процессе межличностной коммуникации.
  5. Организационный способ предупреждения конфликтов. Полнота и упорядоченность материального, финансового, бытового и технического обеспечения, поддержание организационного порядка, правовое сопровождение решений и действий.
  6. Кадровая работа, профессиональный психологический отбор как принцип предупреждения конфликтов.

Тема 11. Психологические принципы и методы конструктивного разрешения конфликтов.

  1. Основные принципы и методы конструктивного разрешения конфликтов.
  2. Условия конструктивного разрешения конфликта.

Тема 12. Основные способы саморазрешения межличностных конфликтов.

  1. Роль навыков и умений конструктивного саморазрешения межличностных конфликтов.
  2. Сущность конфликтной (конфликтологической) компетентности и ее составляющие. Основные психологические методы формирования конфликтной компетентности.
  3. Стратегии разрешения конфликтов. Личностные и ситуативные факторы выбора стратегии разрешения конфликта.
  4. Переговорный процесс как ненасильственный путь разрешения конфликта. Характеристика переговорного процесса.
  5. Алгоритм проведения открытого разговора с оппонентом.
  6. Технология реализации сотрудничества при решении проблемы.
  7. Этика поведения в конфликте. Конструктивная критика и возможности по ее реализации.

Тема 13. Предупреждение конфликтов и стресс.

  1. Понятие «стресс». Предупреждение конфликтов и стресс.
  2. Психологические факторы нормализации стресса.
  3. Основные приемы аутогенной тренировки.

Тема 14. Медиаторская деятельность управленца по разрешению конфликтов.

  1. Роль и статус третьей стороны в конфликте: «третейский судья», арбитр, посредник, помощник, наблюдатель.
  2. Анализ ситуаций, в которых наиболее эффективен тот или иной статус третьей стороны. Цели третьей стороны и тактика воздействия на оппонентов. Сглаживание спорных проблем. Компромисс. Создание ситуации переговоров. Достижение решения о взаимной терпимости. Использование умеренной конфронтации и принуждения. Значение авторитетности и нейтральности третьей стороны для успеха урегулирования конфликта.
  3. Алгоритм деятельности психолога по урегулированию конфликтных отношений.
  4. Специфика регулирования семейных конфликтов.
  5. Этические принципы деятельности психолога по отношению к конфликту.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

(дополнение к семинарским занятиям)

Тема 1. Предмет конфликтологии и ее роль в развитии российского общества.

Вопросы для обсуждения:

  1. Объясните в чем общее и различное таких явлений как конфликт и противоречие.
  2. Согласны ли Вы с утверждением, что современная Россия обладает значительным конфликтным потенциалом
  3. Проведите сравнительный анализ различных подходов к пониманию конфликта в отечественной и зарубежной науке.

4. Проанализируйте важность целей и задач, решаемых учебным курсом «Конфликтология».

Тема 2. История конфликтологии.

Вопросы для обсуждения:

  1. Почему конфликт относится к тем явлениям, изучение которых требует междисциплинарного подхода?
  2. Объясните в чем причины возникновения «теории бесконфликтного развития общества».
  3. Раскройте причины, обусловившие выделение психологии как приоритетной науки в изучении конфликтов.
  4. Объясните факт развития отечественной конфликтологии как самостоятельной науки.
  5. Обоснуйте возможности математики в развитии конфликтологической науки.

Тема 3. Классификация и функции конфликтов.

Вопросы для обсуждения:

  1. Проведите анализ классификации конфликтов, данной М. Дойчем. Какое основание легло в основу предложенной им классификации конфликтов?
  2. Выделите основные типы конфликтов, возникающие в системе высшего образования.
  3. Какие факторы препятствуют определению функциональности конфликта?
  4. Каким образом можно определить является конфликт: конструктивный или деструктивный?

Тема 4. Эволюция, структура и динамика конфликта.

Вопросы для обсуждения:

  1. В какой мере можно говорить об эволюции конфликта, проводя анализ конфликтов различного уровня, происшедших в ХХ веке?
  2. Каким образом взаимосвязаны эволюция психики человека и эволюция конфликтного взаимодействия в человеческом обществе?
  3. Можно ли утверждать, что конфликт является многоуровневым явлением?
  4. В какой степени предконфликтная ситуация детерминирует возникновение конфликтного взаимодействия субъектов?
  5. Считается, что после завершения конфликта отношения между недавними оппонентами постепенно нормализуются. Какие, на ваш взгляд, факторы способствуют более быстрому восстановлению нормальных взаимоотношений?
  6. Подготовьте ролевые ситуации с конструктивным и деструктивным результатом конфликта.

Тема 5. Конфликт как тип трудных ситуаций.

Вопросы для обсуждения:

  1. Проанализируйте основные подходы к пониманию ситуации как психологического феномена?
  2. Как соотносятся такие понятия как «отношение», «общение», «взаимодействие»?
  3. В чем специфика межличностного конфликта как типа трудных ситуаций?
  4. Что больше влияет на эскалацию конфликта – личностные или ситуативные факторы?
  5. Можно ли формировать конфликтоустойчивость взрослого человека? Обоснуйте свой ответ, используя знания общей и возрастной психологии.

Тема 6. Объективные, организационно-управленческие и психологические причины конфликтов.

Вопросы для обсуждения:

  1. Можно ли утверждать, что существуют объективные причины возникновения конфликтов?
  2. В какой мере существование строгих правовых отношений препятствует возникновению деловых и личностных конфликтов?
  3. Неизбежны ли конфликты в социальных группах и организациях?
  4. Почему, на ваш взгляд, отношения по вертикали являются более конфликтогенными, чем отношения по горизонтали?
  5. На конкретном примере опишите действия объективных факторов, продуцирующих возникновение конфликта.
  6. Каковы механизмы возникновения конфликтов в результате функционирования коммуникативных барьеров между взаимодействующими субъектами?
  7. Всегда ли отрицательные аттитюды влекут за собой возникновение конфликтов?
  8. Проанализируйте, какие акцентуации характера наиболее часто способствуют вовлечению человека в конфликты.
  9. Обоснуйте, почему неадекватная самооценка может приводить к возникновению конфликтов с окружающими.

10. Какой уровень психологической несовместимости людей наиболее часто приводит к конфликтам?

Тема 7. Особенности конфликтов в отношениях «руководитель-подчиненный».

Вопросы для обсуждения:

  1. Проанализируйте, что в большей степени влияет на частоту возникновения конфликтов у руководителя – его личностные особенности, специфика совместной деятельности или поведение подчиненных?
  2. Приведите пример каким образом руководитель организует работу по предупреждению конфликтов с подчиненными.
  3. Раскройте ситуации, в которых руководитель может пойти на компромисс при разрешении конфликта в отношениях с подчиненным?

4. Какими знаниями, навыками и умениями должен обладать руководитель, чтобы он мог компетентно разрешать конфликты между подчиненными?

Раздел 2. Диагностика, разрешение и профилактика конфликтов

Тема 8. Методы диагностики конфликтов в социальной группе. Системно-ситуационный метод изучения конфликтов.

Вопросы для обсуждения:

  1. Перечислите, какие методы применялись для диагностики конфликтов в первые годы становления конфликтологии?
  2. Какие виды экспериментального исследования целесообразно использовать при изучении внутригрупповых конфликтов?
  3. Обоснуйте, в какой мере методики по изучению агрессивности личности могут быть использованы для изучения межличностной конфликтности.
  4. Укажите возможности и ограничения теста К. Томаса по диагностике внутригрупповой конфликтности.
  5. Покажите особенности диагностики конфликтов в организации с помощью модульной методики А. Я. Анцупова.
  6. Почему системно-ситуационный анализ конфликтов рассматривается как один из наиболее перспективных методов диагностики конфликтов? В чем заключаются его основные преимущества по сравнению с другими методами?
  7. Какие основные недостатки системно-ситуационного метода изучения конфликтов, и каким образом можно их уменьшить или устранить?
  8. Что является основным для определения содержания бланка анализа конфликтной ситуации?
  9. Какие измерительные шкалы целесообразнее использовать при составлении бланка ретроспективного анализа конфликтной ситуации?
  10. Раскройте перспективы совершенствования данного метода как диагностического инструмента психолога.

11. Проведите тест «Конфликтность личности» и проанализируйте его результаты.

Тема 9. Генезис и особенности внутриличностных конфликтов. Предупреждение и разрешение внутриличностных конфликтов.

Вопросы для обсуждения:

  1. Возможно, ли полностью исключить возникновение внутриличностных конфликтов и почему?
  2. В чем состоит принципиальное отличие в механизмах возникновения внутриличностных конфликтов в сравнении с межличностными конфликтами?
  3. Что является основными детерминантами возникновения внутриличностных конфликтов – внутренний мир человека или внешняя по отношению к нему среда?
  4. Протекание внутриличностного конфликта – это сознательный или бессознательный процесс? Обоснуйте свой ответ, используя знания общей психологии.
  5. Каковы всеобщие или общесоциальные условия и способы предупреждения внутриличностных конфликтов?
  6. Назовите способы предупреждения внутриличностных конфликтов, зависящие от личности.
  7. Какие существуют приемы и способы для более глубокого познания самого себя?
  8. Объясните, почему:

1)неадекватная самооценка мешает предупреждению внутриличностного конфликта;

2) наличие смыслообразующих жизненных ценностей способствует предупреждению внутриличностных конфликтов;

3)уверенность в себе способствует предупреждению внутриличностных конфликтов.

  1. Каковы типичные проявления неуверенности в себе?
  2. Назовите этические нормы и правила общения, способствующие предупреждению внутриличностных конфликтов.
  3. Объясните, почему снижение уровня притязаний может привести к разрешению внутриличностного конфликта?
  4. Что такое механизмы психологической защиты личности? Когда они применяются?
  5. Приведите примеры следующих механизмов психологической защиты: 1) интеллектуализация, 2) идентификация, 3)обособление, 4) воображение.

Тема 10. Психологические, организационные условия прогнозирования и предупреждения конфликтов.

Вопросы для обсуждения:

  1. Соотнесите такие категории как «профилактика», «предупреждение» и «недопущение конфликта». В чем их тождественность и в чем различие?
  2. Раскройте основные наиболее оперативные приемы регуляции эмоционального состояния личности в условиях предконфликтной ситуации?
  3. Всегда ли возникновение и протекание конфликта сопровождается стрессом? Почему?
  4. Какие черты характера человека способствуют бесконфликтному решению проблемных ситуаций в отношениях с окружающими?
  5. Раскройте механизмы информационного воздействия, способствующие предупреждению возникновения межличностных конфликтов.
  6. Какие методы социально-психологической работы наиболее эффективны при разрушении отрицательных стереотипов и установок у представителей враждующих социальных групп?

7. Возможно, ли в ходе профессионального психологического отбора выявить конфликтные личности и тем самым не допустить увеличения конфликтогенного потенциала организации?

Тема 11. Психологические принципы и методы конструктивного разрешения конфликтов.

Вопросы для обсуждения:

  1. Раскройте основные исходы и результаты конфликтного взаимодействия.
  2. При каких условиях возможно затухание конфликта, а не его разрешение?
  3. Укажите, какие критерии разрешения конфликта являются определяющими и почему?
  4. Какие конфликты более продуктивно разрешаются – ресурсные или статусно-ролевые? Почему?

5. Известно, что устранение конфликта – далеко не лучший способ его завершения. Почему же руководители относительно часто прибегают к данному способу при регулировании конфликтных отношений подчиненных?

Тема 12. Основные способы саморазрешения межличностных конфликтов.

Вопросы для обсуждения:

  1. Раскройте основные взгляды Л.А. Петровской на сущность и содержание конфликтной компетентности личности?
  2. С помощью каких методов и методик возможна диагностика конфликтной компетентности руководителей?
  3. Как соотносятся между собою такие понятия как «конфликтная компетентность» и «конфликтоустойчивость»?
  4. Стратегия поведения личности в конфликте – это функция личности или ситуации? Обоснуйте свой ответ, опираясь на ранее изученные темы по конфликтологии.
  5. Если ваш оппонент обладает более весомым рангом и не намерен вам уступать при разрешении конфликта, то каких принципов необходимо придерживаться в ходе переговоров с ним?
  1. 6. Раскройте основные различия между дипломатическими, коммерческими переговорами и переговорами по разрешению конфликтов.

Тема 13. Предупреждение конфликтов и стресс.

Вопросы для обсуждения:

  1. Подготовьте сообщения на темы: «Психологические факторы нормализации стресса», «Расширение границ мировосприятия как условие нормализации стресса», «Здоровье и стресс повседневной жизни».
  2. Дайте определение понятиям «стресс» и «дистресс».
  3. Раскройте роль стресса в предупреждении конфликтов.
  4. Охарактеризуйте основные приемы аутогенной тренировки.

Тема 14. Медиаторская деятельность управленца по разрешению конфликтов.

Вопросы для обсуждения:

  1. Приведите примеры неформального посредничества при разрешении конфликтов различного уровня, используя знания истории.
  2. Почему медиатору удается оказать помощь в регулировании конфликтных отношений в ситуациях, где сами оппоненты не в силах сделать это? Какими преимуществами обладает медиатор по сравнению с непосредственными участниками конфликта?
  3. Раскройте основное различие между посредничеством в регулировании этнических и трудовых конфликтов.
  4. Вспомните один из конфликтов, где вы выступали в роли медиатора. Удалось ли вам помочь оппонентам в регулировании конфликтных отношений? Каких основных тактик вы придерживались? Что не удалось реализовать и почему?

5. Какие основные принципы медиаторской деятельности управленца?

Вопросы для подготовки к зачету

  1. Роль конфликтологии в развитии современного российского общества.
  2. Предпосылки формирования конфликтологических знаний.
  3. История создания современной конфликтологии.
  4. Общая характеристика отраслей конфликтологии.
  5. Направления исследований конфликта в зарубежной психологии.
  6. Сущность и содержание конфликта, его основные признаки.
  7. Общая характеристика структуры конфликта.
  8. Анализ объективных составляющих конфликта.
  9. Субъективные элементы конфликта.
  10. Классификация конфликтов.
  11. Основные типы эволюции конфликтов.
  12. Динамика конфликта: сущность, основные периоды и этапы.
  13. Психологические особенности эскалации конфликта.
  14. Конструктивные функции конфликтов.
  15. Деструктивные функции конфликтов.
  16. Объективные причины конфликтов.
  17. Характеристика социально-психологических причин конфликтов.
  18. Личностные детерминанты конфликтов.
  19. Агрессивность как причина конфликтности личности.
  20. Особенности конфликтов в звене «руководитель-подчиненный».
  21. Психологические аспекты межгрупповых конфликтов (на примере межэтнических конфликтов).
  22. Сущность и генезис внутриличностных конфликтов.
  23. Классификация внутриличностных конфликтов.
  24. Психологические условия предупреждения возникновения внутриличностных конфликтов.
  25. Психологические механизмы и технология разрешения внутриличностных конфликтов.
  26. Характеристика личностных тестов по выявлению нидивидуально-психологических особенностей конфликтных личностей.
  27. Возможности социально-психологической диагностики конфликтов в малой группе (организации).
  28. Системно-ситуационный анализ исследования конфликтов.
  29. Возможности и ограничения эксперимента в изучении конфликтов.
  30. Объективные условия предупреждения конфликтов в социальной группе.
  31. Психологические условия предупреждения конфликтов.
  32. Основные способы завершения конфликтов.
  33. Принципы конструктивного разрешения конфликтов.
  34. Психологические условия разрешения межличностных конфликтов.
  35. Психологические механизмы конструктивного разрешения конфликтов.
  36. Специфика возникновения и разрешения семейных конфликтов.
  37. Психологические аспекты разрешения конфликтов типа «учитель-ученик».
  38. Сущность и содержание медиаторской деятельности.
  39. Деятельность психолога по регулированию конфликтных отношений в малой группе.

40. Основные принципы деятельности психолога по отношению к конфликту.

Примерная тематика рефератов

  1. Анализ различных подходов к пониманию социального конфликта в отечественной науке.
  2. Двойственный характер функциональности конфликтов.
  3. Взгляды М. Дойча на психологию конфликтного взаимодействия.
  4. Функциональная теория конфликта Г. Зиммеля.
  5. Психоаналитическая теория внутриличностного конфликта.
  6. «Конфликтная модель общества» Р. Дарендорфа.
  7. Роль и место насилия в конфликте.
  8. Соотношение причин, факторов и обстоятельств возникновения конфликтов (теоретический анализ).
  9. Процесс формирования «образа врага» в конфликте (на основе анализа этнических конфликтов).
  10. Идеи «согласия-насилия» в христианстве.
  11. Анализ обыденных взглядов на поведение человека в конфликте.
  12. Роль групп поддержки в возникновении и развитии конфликта.
  13. Анализ основных причин конфликтов между сотрудниками.
  14. Характеристика основных причин вертикальных конфликтов.
  15. Социально-психологические причины конфликтов деятельности руководителей.
  16. Базовые инстинкты человека как побудители конфликтного поведения.
  17. Влияние техногенной среды на конфликтность человека.
  18. Эффективная саморегуляция — средство предупреждения конфликтов.
  19. Агрессивность как проявление конфликтности личности.
  20. Взгляды К. Лоренца на деструктивность внутривидовой агрессии человека.
  21. Психологический портрет личности, склонной на компромиссное разрешение конфликта.
  22. Познание людьми друг друга в конфликте.
  23. Конфликтная компетентность как элемент психологической культуры человека.
  24. Внутриличностные конфликты и суицидальное поведение человека.
  25. Ситуативное и личностное в конфликтном поведении человека.
  26. Механизмы психологической защиты, которые наиболее часто применяются при конструктивном разрешении внутриличностных конфликтов.
  27. Конфликтоустойчивость как разновидность психологической устойчивости.
  28. Конструктивная критика и предупреждение конфликтов.
  29. Технология анализа посредником конфликтной ситуации.
  30. Критерии эффективности переговорного процесса по разрешению конфликтов.

Основная литература

  1. Анцупов А.Я.,Шипилов А.И. Конфликтология. М.: Юнити, 2010.-375с
  2. Ворожейкин И.Е. и др. Конфликтология. М., Инфра-М,2010.-321с
  3. Дмитриев А.В. Конфликтология. М:Альфа-М, 2010.-375с
  4. Конфликтология: учебник / А.Я. Кибанов, И.Е. Ворожейкин, Д.К. Захаров, А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА – М, 2010.-181с.
  5. Конфликтология: учебник /под ред. Ратникова, В.П.-3-е изд, перераб. и доп.-М.: ЮНИТИ, 2010.-543с.

Дополнительная литература

  1. Анцупов А.Я., Прошанов С.Л. Конфликтология: междисциплинарный подход, обзор диссертационных исследований. М.: Дом Советов. 1996.
  2. Бернс Д.Д. Ругаться нельзя мириться. Как научиться разруливать и предотвращать конфликты. М., 2010.
  3. Дженкинс К. Критические жизненные ситуации // Здоровье мира. 1985. №8-9.
  4. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: механизмы и защита. М.: Изд-во МГУ, 1997.
  5. Дружинин В.В., Конторов Д.С., Конторов М.Д. Введение в теорию конфликта. М.: Радио и связь, 1989.
  6. Дудченко В. Азбука деловых переговоров // Деловая жизнь. 1993. №4. С.28-33.
  7. Егорова Т.Е. Аутопсихологическая компетентность личности. Н. Новгород, 1997.
  8. Зайцева Е.В. Психологические условия и факторы снижения конфликтности личности в системе «руководитель-подчиненный»: Дис. … канд. психол. наук. М., 1998.
  9. Илларионов В.П. Переговоры с преступниками. М., 1993.
  10. Использование методологии посредничества и переговоров при регулировании и разрешении социально-этнических конфликтов: информационно-практическое пособие. М., 1991.
  11. Канатаев Ю.А. Психология конфликта. М.: ВАХЗ, 1992.
  12. Конфликтология в школе: уч.-метод. пособие. Ч.1. М., 1999.
  13. Конфликты: борьба, взаимодействие, сотрудничество / Г.М. Потанин и др. Белгород: Изд-во БГУ, 1997.
  14. Фелау Э.Г. Конфликты на работе. Как их распознать, разрешать, предотвращать. М., 2011.
  15. Шаленко В.Н. Конфликты в трудовых коллективах. М.: Изд-во МГУ, 1992.
  16. Шеинов В.П. Управление конфликтными ситуациями: рекомендации для руководителей. Минск, 1990.
  17. Шипилов А.И. Психология разрешения конфликтов между военнослужащими. М.: ВУ, 1999.
  18. Шипилов А.И. Социально-психологические особенности конфликтов между начальниками и подчиненными в подразделении: Дис. … канд. психол. наук. М., 1993.
  19. Щипков В.А. Введение в военную конфликтологию. М.: Академия ПВ РФ, 1996.
  20. Юнг К.Г. Конфликты детской души: Собр. соч. М.: Канон, 1994.

Интернет-источники

1.http://www.psychology-online.ru/lit/obzorf.htm. каталог психологической литературы в Интернете.

2. www.mozg.ru. Каталог психологических тестов.

3.http://www.imaton.spb.su/index.html комплексное обеспечение психологической практики.

4.http://www.rl-online.ru/articles/3-02/136.html личность в пространстве своей профессии.

5. http://psychology.net.ru/ мир психологии.

6. http://psi.webzone.ru психологический словарь.

7. http://azps.ru/articles/org/index.html психология от А до Я.

8. http://www.bookap.by.ru/ психологическая библиотека.

Конфликтология ГОО 13 — Стр 2

22