31.05.10 Когнитивная лингвистика

31.05.10

Лекция

Когнитивная лингвистика

Когнитивная лингвистика как раздел языкознания

Когнитивная лингвистика одна из молодых лингвистических дисциплин. Сложилось она в 70ые годы ХХ века. Во много эта дисциплина сложилась благодаря развитию исследований в области искусственного интеллекта. Возник вопрос: какие процессы происходят в сознании человека при работе с информацией (хранении, переработке и т. д.).

В центре внимания находятся процессы усвоения, накопления и использования информации, т. е. познавательная деятельность человека.

В качестве дисциплин, тесно связанных с когнитивной лингвистикой, надо назвать психолингвистику, этнолингвистику, семантику.

Это направление сформировалось в США. Среди крупнейших авторов надо отметить Лакоффа (который первым и употребил термин когнитивная лингвистика), Лангакера/Ленекера, ванн Дейка. Среди отечественных лингвистов можно назвать Кубрякову.

Когнитивная лингвистика — это часть когнитологии, а именно та, которая изучает познавательные процессы, связанные с языком.

Когнитивная лингвистика исходит из положения, что большая часть когнитивных процессов опосредованы языком. (Т.е. имеется ввиду внутренняя речь и тот факт, что знания закреплены за языковыми единицами)

Выделяют два важнейших когнитивных процесса, которые лежат в основе познания:

— концептуализация

— категоризация.

Эти процессы связаны друг с другом, но не совпадают.

Концептуализация — создание концептов. Концепты — кванты знания. В процессе концептуализации происходит структуризация знаний (объединения знаний в некоторые блоки).

Категоризация — процесс объединения концептов в категории, т. е классификация знаний.

Например, представления о разных животных объединяются в категорию «животные».

Не всегда разница между концептом и категорией такая уж очевидная. Иногда если переосмыслить концепт, то можно увидеть, что это категория.

Метод исследования в когнитивной лингвистике — моделирование когнитивных процессов. Когнитивная лингвистика выдвигает некоторые гипотезы, стоит модели того, как хранится и перерабатывается знание. Но эти гипотетические модели проверяются только тем, что находят отражение в языке.

4 стр., 1749 слов

1. Когнитивная лингвистика

Когнитивная лингвистика — новая гибридная наука, возникшая на стыке когнитологии (науки о знаниях), когнитивной психологии (психологии познания), психолингвистики и лингвистики, и изучающая механизмы знания языка и механизмы представления знаний в языке 2.Этнолингвистика. Термином этнолингвистика обозначают направление в языкознании, которое сосредоточивает свое внимание на изучении связей языка с ...

Когнитивная лингвистика не ставит экспериментов, этим она отличается от психолингвистики, которая занимается сходными вопросами, но сохраняет тесные связи с психологией и биологией и опирается на эксперименты (в психолингвистике очень сильна биологическая основа, они рассматривают мозг как объект).

Понятие концепта

Не существует единого определения концепта. Образно говоря, концепт — это квант знания.

Планом содержания концепта является вся совокупность знаний о данном явлении. План выражения — вся совокупность языковых средств, которые это содержание выражают.

О концептах чаще всего говорят, когда речь идет о значимом для данной культуры явлении, которое разнообразно представлено в языке.

Концепт не совпадет с понятием, это особая ментальная сущность. Понятия вырабатываются науками и содержат в себе только наиболее существенные признаки данного явления. Концепты могут включать и второстепенную и культурно-национально специфическую информацию. Концепты варьируются в зависимости от культуры, а понятия едины для научного сообщества. Концепты содержат оценочную составляющую, а понятия беспристрастны.

Концепт отличается от слова и его значения. Концепт может выражаться не только словом, но и целым полем, фразеологическими единицами и т. д.

Говорят, что концепт относится к многомерным явлениям: в нем содержится эмоциональное и рациональное начало, абстрактное и образное, универсальное и конкретное, этнически-специфическое, индивидуально-личностное и общечеловеческое.

Концепты складываются в концептуальную картину мира.

Сколько концептов характерно для той или иной культуры зависит от исследователя. Вежбицкая для России выделяет 3 основных концепта: судьба, тоска, воля; Степанов выделяет 40−50 концептов, среди которых любовь, вечность, слово, закон, беззаконие, вера, счастье.

Фреймы и сценарии

Фреймы и сценарии — способы хранения информации в сознании человека. Знания хранятся в сознании некоторыми блоками, и активизация одной части этого блока вызывает в памяти другие его компоненты.

6 стр., 2962 слов

Трансакционный анализ. Сценарии игр

Содержание: Введение………………………………………………………………...3 1. Трансакционный анализ…………………………………………..5 1.1. Структурный анализ……………………………………………6 1.2. Анализ трансакций……………………………………………...9 2. Сценарии игр……………………………………………………….11 2.1. Сценарий Победителя………………………………………....12 2.2.Сценарий Побежденного (Жертвы)…………………………..13 2.3. Сценарий Не-победителя……………………………………...14 3. Сценарные послания……………………………………………… ...

Фрейм (понятие ввел Минский) — структура данных для представления стереотипной ситуации. Фреймы организуются вокруг концептов фиксируют прототипическое социально-обусловленное знание об этих событиях, людях и т. д.

Структура фрейма: состоит из терминалов — слотов, которые заполняются лексическими единицами. Одна лексическая единица может входить в разные фреймы.

Например: шофер — профессия, автомобиль, путешествие

Фреймы напоминают семантические поля, рассмотренные глазами когнитивных лингвистов. Фреймы хранят информацию о внеязыковых/экстралингвистических явлениях.

Сценарий — второй способ хранения информации в сознании. Это представление об алгоритме действий в определенной прототипической ситуации. Например, процедура сдачи экзамена, записи к врачу и т. д.

Во фрейме все знания содержатся одномоментно, а в сценарии они выстроены во временной последовательности.

В сценарии есть начальная стадия, последовательность действий и финал.

В памяти информация хранится блоково, следовательно в речевой деятельности не обязательно полностью описывать ситуацию (речь элептична).

Теория прототипов

Эта теория связана с классификацией явлений действительности, т. е. процессом категоризации.

Когнитивисты утверждают, что они пересмотрели представления о структуре категории. Во времена Аристотеля считали, что в категорию входят некоторые однородные явления, которые обладают одними и теми же важными характеристиками. Когнитивисты настаивают на том, что категория неоднородна, включает в себя неоднородные явления, имеет полевую организацию, т. е. в ней выделяются центр и периферия. В центре находятся прототипические явления, т. е. явления, которые в наиболее полной мере воплощают сущность данной категории. При этом сходные категории могут быть устроены по-разному в разных языковых культурах.

Известны исследования американского психолога Рош. Она выясняла какие птицы и овощи воспринимаются как типичные в американской культуры (малиновка и бобы).

В языке категории также имеют полевую организацию. Например, лексико-семантическое поле, ассоциативные поля (слово-стимул вызывает разные ассоциации).

11 стр., 5357 слов

Лингвосемантическая категория принятие решения средства выражения и особенности функционировани

Лингвосемантическая категория  “принятие решения” (средства выражения и особенности функционирования) Чалабаева Людмила Владимировна Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук Краснодар 2006 Диссертация выполнена на кафедре французской филологии Кубанского государственного университета Общая характеристика работы Актуальность предпринятого нами ...

Грамматические категории также можно рассматривать как функциональные поля. (Функциональная грамматика Бондарко).

В центре категории времени глагольные формы, а на периферии лексические средства.

Позднее когнитивисты предположили, что могут быть категории без протатипов. В этих категориях компоненты объединены по принципу фамильного родства.