31.05.10
Лекция
Когнитивная лингвистика
Когнитивная лингвистика как раздел языкознания
Когнитивная лингвистика одна из молодых лингвистических дисциплин. Сложилось она в 70ые годы ХХ века. Во много эта дисциплина сложилась благодаря развитию исследований в области искусственного интеллекта. Возник вопрос: какие процессы происходят в сознании человека при работе с информацией (хранении, переработке и т.д.).
В центре внимания находятся процессы усвоения, накопления и использования информации, т.е. познавательная деятельность человека.
В качестве дисциплин, тесно связанных с когнитивной лингвистикой, надо назвать психолингвистику, этнолингвистику, семантику.
Это направление сформировалось в США. Среди крупнейших авторов надо отметить Лакоффа (который первым и употребил термин когнитивная лингвистика), Лангакера/Ленекера, ванн Дейка. Среди отечественных лингвистов можно назвать Кубрякову.
Когнитивная лингвистика – это часть когнитологии, а именно та, которая изучает познавательные процессы, связанные с языком.
Когнитивная лингвистика исходит из положения, что большая часть когнитивных процессов опосредованы языком. (Т.е. имеется ввиду внутренняя речь и тот факт, что знания закреплены за языковыми единицами)
Выделяют два важнейших когнитивных процесса, которые лежат в основе познания:
— концептуализация
— категоризация.
Эти процессы связаны друг с другом, но не совпадают.
Концептуализация – создание концептов. Концепты – кванты знания. В процессе концептуализации происходит структуризация знаний (объединения знаний в некоторые блоки).
Категоризация – процесс объединения концептов в категории, т.е классификация знаний.
Например, представления о разных животных объединяются в категорию «животные».
Не всегда разница между концептом и категорией такая уж очевидная. Иногда если переосмыслить концепт, то можно увидеть, что это категория.
Метод исследования в когнитивной лингвистике – моделирование когнитивных процессов. Когнитивная лингвистика выдвигает некоторые гипотезы, стоит модели того, как хранится и перерабатывается знание. Но эти гипотетические модели проверяются только тем, что находят отражение в языке.
1.Когнитивная лингвистика
... формирования психолингвистики Психолингви́стика — дисциплина, которая находится на стыке психологии и лингвистики. Изучает взаимоотношение языка, мышления и сознания. Возникла в 1953 году.Сам термин ... психологов, занимавшихся вопросами языка и речи. В работах Л. С. Выготского организация процесса производства речи трактуется как последовательность фаз деятельности (мотивация — мысль — внутреннее ...
Когнитивная лингвистика не ставит экспериментов, этим она отличается от психолингвистики, которая занимается сходными вопросами, но сохраняет тесные связи с психологией и биологией и опирается на эксперименты (в психолингвистике очень сильна биологическая основа, они рассматривают мозг как объект).
Понятие концепта
Не существует единого определения концепта. Образно говоря, концепт – это квант знания.
Планом содержания концепта является вся совокупность знаний о данном явлении. План выражения – вся совокупность языковых средств, которые это содержание выражают.
О концептах чаще всего говорят, когда речь идет о значимом для данной культуры явлении, которое разнообразно представлено в языке.
Концепт не совпадет с понятием, это особая ментальная сущность. Понятия вырабатываются науками и содержат в себе только наиболее существенные признаки данного явления. Концепты могут включать и второстепенную и культурно-национально специфическую информацию. Концепты варьируются в зависимости от культуры, а понятия едины для научного сообщества. Концепты содержат оценочную составляющую, а понятия беспристрастны.
Концепт отличается от слова и его значения. Концепт может выражаться не только словом, но и целым полем, фразеологическими единицами и т.д.
Говорят, что концепт относится к многомерным явлениям: в нем содержится эмоциональное и рациональное начало, абстрактное и образное, универсальное и конкретное, этнически-специфическое, индивидуально-личностное и общечеловеческое.
Концепты складываются в концептуальную картину мира.
Сколько концептов характерно для той или иной культуры зависит от исследователя. Вежбицкая для России выделяет 3 основных концепта: судьба, тоска, воля; Степанов выделяет 40-50 концептов, среди которых любовь, вечность, слово, закон, беззаконие, вера, счастье.
Фреймы и сценарии
Фреймы и сценарии – способы хранения информации в сознании человека. Знания хранятся в сознании некоторыми блоками, и активизация одной части этого блока вызывает в памяти другие его компоненты.
Фрейм (понятие ввел Минский) – структура данных для представления стереотипной ситуации. Фреймы организуются вокруг концептов фиксируют прототипическое социально-обусловленное знание об этих событиях, людях и т.д.
Структура фрейма: состоит из терминалов – слотов, которые заполняются лексическими единицами. Одна лексическая единица может входить в разные фреймы.
Например: шофер – профессия, автомобиль, путешествие
Фреймы напоминают семантические поля, рассмотренные глазами когнитивных лингвистов. Фреймы хранят информацию о внеязыковых/экстралингвистических явлениях.
Сценарий – второй способ хранения информации в сознании. Это представление об алгоритме действий в определенной прототипической ситуации. Например, процедура сдачи экзамена, записи к врачу и т.д.
Во фрейме все знания содержатся одномоментно, а в сценарии они выстроены во временной последовательности.
В сценарии есть начальная стадия, последовательность действий и финал.
Трансакционный анализ. Сценарии игр
... и к когнитивному. С точки зрения современного транзактного анализа, развитие жизненного сценария представляет собой иерархию, где психологические игры Берна являются только и уже ... - анализ игр: анализ скрытых трансакций, ведущих к расплате; - анализ сценария: анализ индивидуального жизненного сценария, которому люди невольно следуют. 1.1. Структурный анализ. Структурный анализ является единым ...
В памяти информация хранится блоково, следовательно в речевой деятельности не обязательно полностью описывать ситуацию (речь элептична).
Теория прототипов
Эта теория связана с классификацией явлений действительности, т.е. процессом категоризации.
Когнитивисты утверждают, что они пересмотрели представления о структуре категории. Во времена Аристотеля считали, что в категорию входят некоторые однородные явления, которые обладают одними и теми же важными характеристиками. Когнитивисты настаивают на том, что категория неоднородна, включает в себя неоднородные явления, имеет полевую организацию, т.е. в ней выделяются центр и периферия. В центре находятся прототипические явления, т.е. явления, которые в наиболее полной мере воплощают сущность данной категории. При этом сходные категории могут быть устроены по-разному в разных языковых культурах.
Известны исследования американского психолога Рош. Она выясняла какие птицы и овощи воспринимаются как типичные в американской культуры (малиновка и бобы).
В языке категории также имеют полевую организацию. Например, лексико-семантическое поле, ассоциативные поля (слово-стимул вызывает разные ассоциации).
Грамматические категории также можно рассматривать как функциональные поля. (Функциональная грамматика Бондарко).
В центре категории времени глагольные формы, а на периферии лексические средства.
Позднее когнитивисты предположили, что могут быть категории без протатипов. В этих категориях компоненты объединены по принципу фамильного родства.