Билеты по психиатрии с 13-18

Билет 14

Что такое Делирий —

Делирий (лат. delirium — безумие, бред) — психическое расстройство, протекающее с нарушением сознания (от помрачённого состояния до комы).

Характеризуется наплывом ярких, преимущественно зрительных, галлюцинаций и иллюзий, затруднённой ориентировкой в окружающем мире, дезориентацией во времени. При этом осознание собственной личности сохраняется. Эмоциональное состояние больного зависит от характера галлюцинаций.  В современной трактовке понятие «делирий» утратило свое прежнее психопатологическое содержание, как качественное расстройство сознания с истинными, преимущественно зрительными, галлюцинациями. Клиника делирия, согласно современным классификациям психических расстройств МКБ-10 и DSM-IV включает разнообразные состояния традиционных для отечественной психопатологии как качественных (собственно делирий, аменция, онейроид), так и количественных (оглушение, сопор, кома) расстройств сознания, а также связанных с ним нарушениями когнитивных и других психических функций

Симптомы Делирия:

Делирий может возникать на высшей стадии инфекционного заболевания. Вызванный алкоголем делирий называют «белой горячкой». Продолжительность делирия может варьироваться от нескольких часов до нескольких недель. Хотя в общем память о пережитом в течение делирия, как правило, сохраняется, после делирия зачастую отмечается частичная амнезия.  При делирии отмечают следующие соматовегетативные нарушения:  — потливость  — колебания температуры тела  — колебания артериального давления  — мышечная слабость  — тахикардия  — крупноразмашистый тремор  — шаткость походки  Наиболее полно клинические проявления делирия описаны у больных с алкоголизмом. Симптоматика обычно развивается в течение 2-3 сут. Первыми проявлениями надвигающегося приступа бывают невозможность сосредоточиться, беспокойная раздражительность, дрожь, бессонница и плохой аппетит. Примерно в 30% случаев ведущими начальными проявлениями бывают одна или несколько генерализованных судорог. Покой больного нарушается ужасающими сновидениями или галлюцинациями. Может возникнуть кратковременное нарушение адекватного восприятия окружающей обстановки, что выявляется из случайных неуместных замечаний.  Начальная симптоматика быстро уступает место развернутой клинической картине, которая в случаях тяжелого протекания болезни является одной из самых красочных и ярких в медицине.

25 стр., 12056 слов

107)Расстройства сферы ощущений и психосенсорного синтеза. Разграничение сенестопатий, парастезий и патологической самотической интерорецепции

... ипохондрические расстройства. Галлюциноз – наплыв обильных галлюцинаций (вербальных, зрительных, тактильных на фоне ясного сознания). 3Необратимые при ... – корсаковский – психоорганический синдром. 1Транзиторные: Делирий – сознание нарушено, не ориентируется в окружающем, на ... обидчивость, быстрая отвлекаемость, непереносимость резких звуков, яркого света, запахов, прикосновений – физиогенная окраска, ...

Больной становится невнимательным и не способным воспринимать все элементы ситуации, сознание помрачается. Он может непрерывно и беспорядочно говорить, выглядеть утомленным и ошеломленным, на лице выражение обеспокоенности и смутных подозрений об опасности. По содержанию речи и поведению становится очевидным, что больной неверно понимает назначение обычных предметов и окружающих звуков, что у него возникают яркие зрительные, слуховые и осязательные галлюцинации, чаще неприятного характера. Вначале при малейшем контакте с действительностью больные могут приходить в себя и адекватно отвечать на вопросы, но почти тотчас же они вновь впадают в озабоченное омраченное состояние, отвечают невпопад, не могут мыслить последовательно и не способны к самоориентировке. Вскоре больной не может ни на секунду избавиться от галлюцинаций и не узнает ни родственников, ни врача, не может заснуть или спит короткими периодами. Возникает грубый тремор и беспокойство движения. Лицо краснеет, зрачки расширены, склеры инъецированы, пульс частый, может повышаться температура тела. Отмечают обильное потоотделение, моча выделяется небольшими порциями с высоким удельным весом. От других состояний спутанности сознания делирий более ярко отличается повышенной активностью вегетативной нервной системы.  У большинства больных симптомы болезни исчезают через 3-5 дней, хотя у некоторых могут наблюдаться в течение нескольких недель.

Наиболее точно на окончание приступа указывает крепкий сон больного или появление периодов просветления в сознании, постепенно увеличивающихся по продолжительности. Восстановление обычно бывает полным. В небольшом проценте случаев наиболее тяжелых форм возможен летальный исход.  Делирий может протекать очень разнообразно не только у разных больных, но и у одного и того же лица в разные дни или часы. У одного больного можно наблюдать все симптомы болезни, у другого — только некоторые проявления данного синдрома. При легком течении, как это бывает при лихорадке, делирий характеризуется появлением случайных блуждающих мыслей и бессвязных высказываний, прерываемых периодами просветления. Такую форму болезни с отсутствием двигательной и вегетативной гиперактивности иногда называют спокойным (или гипокинетическим) делирием и считают наиболее трудной для дифференциальной диагностики с другими состояниями спутанности сознания. Возбуждение и волнение, напоминающие делирий, могут также возникать при печеночной энцефалопатии, гипонатриемии и временно при гипогликемических состояниях. 

6 стр., 2579 слов

Методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (адаптированный вариант методики Н.С. Эндлера, Д.А. Паркера «Coping Inventory for Stressful Situations»)

Стресс как переживание трудностей бытия - это реальность современной жизни. «Мы пришли к пониманию стресса как метафоры, — пишет экзистенциальный психолог Р. Кугельман, - т.к., несмотря на огромные усилия, стойкость и поддержку, человеческие существа не состоят только из энергии» [26, с. 164]. Стресс, таким образом, - это плата за жадное проживание жизни в постоянном дефиците времени, сил, жажде ...

Амнези́я (от др.-греч. ἀ- — отрицательная частица и μνήμη — память) — заболевание с симптомами потери памяти, особенно на недавние важные события, или неполных воспоминаний о произошедших событиях.

Амнезия может быть спонтанной и часто бывает временной. Воспоминания возвращаются в хронологическом порядке, начиная с самых старых. Воспоминания о последних событиях, предшествовавших амнезии, зачастую не возвращаются никогда.

Причины амнезии

  • Органические (в частности, травма головы, органическая болезнь мозга, алкоголизм, отравление снотворными или другими веществами)
  • Психологические (например, вытеснение воспоминаний о психической травме).

    Такие амнезии называют психогенными.

Психогенные амнезии

Не имеют органической основы и возникают в результате действия защитных механизмов.

  • Постгипнотическая амнезия.
  • Истерическая амнезия — разработка понятия истерической амнезии связана с именами Жана-Мартена Шарко,Пьера Жане,Йозефа БрейераиЗигмунда Фрейда. Следует различать истерию травматического генеза (вызванную психической травмой или переживаниями экстремального стресса) и истерию какневрозпереноса, связанный, согласно ранним психоаналитическим концепциям, с внутренним структурным конфликтом и регрессиейлибидок объектам эдипальной фазы развития. Истерическая амнезия травматической природы вызвана действием защитного механизма диссоциации. Амнезия при истерическом неврозе переноса обусловлена действием вытеснения, направленного на репрезентаты и дериваты конфликтного влечения.

Согласно концепции Шарко и Брейера, при переживании травматической ситуации у некоторых людей возникает так называемое гипноидное состояние — состояние самогипноза. В этом измененном состоянии сознания происходит кодирование элементов памяти, соответствующих переживанию данной ситуации. В некоторых случаях впоследствии эти воспоминания, образуюшие самостоятельную структуру, у которой отсутствуют ассоциативные связи с остальной системой автобиографических воспоминаний, не могут быть воспроизведены произвольно. Доступ к ним оказывается возможен только в измененном состоянии сознания, которое достигается при помощи гипнотических и трансовых техник.

7 стр., 3456 слов

Нарушения памяти. Амнезия

... двойной барьер амнезии. Первый аместический барьер возникает сразу после начала фуги, при этом за барьером остается важная личная информация и воспоминания относящиеся к ... (контролируемые, произвольные (организация, укрупнение, структурирование, повторение) и автоматические (независимые от сознания, но участвующие в воспроизводстве или в перекодировании информации --поиск в ...

Амнезия, вызванная действием вытеснения, может быть преодолена, согласно психоаналитическим концепциям, посредством осознания вытесненного материала. Последнее достигается через применение метода свободных ассоциаций в аналитической работе.

  • Фуговая амнезия — амнезия, имеющая диссоциативную природу. Этот вид психогенной амнезии возникает при диссоциативной фуге — реакции бегства в ситуации психической травмы или экстремального стресса. Основной чертой диссоциативной фуги является внезапный незапланированный отъезд. Динамика диссоциативной фуги характеризуется прохождением через двойной барьер амнезии. Первый амнестический барьер возникает сразу после начала фуги, при этом за барьером остается важная личная информация и воспоминания, относящиеся к прошлой жизни индивида. Первому амнестическому барьеру соответствует изменение личностной идентичности индивида. Второй амнестический барьер возникает после прекращения состояния фуги, когда возвращаются воспоминания, оставшиеся за первым амнестическим барьером и оказываются диссоциированными воспоминания о событиях, происходящих во время состояния фуги. При прохождении второго амнестического барьера утрачивается «фуговая» личностная идентичность и возвращается прежняя идентичность индивида.
  • Множественная личность — диссоциативное расстройство, основным этиологическим фактором которого является хроническая психическая травма детства в контексте отношений со значимым взрослым человеком (обычно родители или лица, их замещающие).

    20 стр., 9586 слов

    Факторы, влияющие на эмоциональное состояние детей раннего возраста

    Факторы, влияющие на эмоциональное состояние детей раннего возраста Содержание Введение 1. Трактовка понятия эмоций .1 Характеристика эмоций .2 Эмоции и личность . Особенности развития эмоций детей раннего возраста .1 Эмоциональное развитие детей в раннем возрасте .2 Кризис 3-х лет . Факторы, влияющие на эмоциональное состояние детей раннего возраста 3.1 Социальные эмоции как знак внутреннего ...

    Расстройство множественной личности (или расстройство диссоциированной идентичности по DSM-IV) иногда ошибочно диагностируют как шизофрению. Для РМЛ (РДИ) характерны множественные эпизоды амнезии как на ряд психотравмирующих ситуаций детства, так и на события, которые происходили во время так называемых переключений, то есть когда одна альтер-личность уступала контроль над поведением индивида другой альтер-личности. Как и при диссоциативной фуге, амнезии при РМЛ (РДИ), как правило, имеют диссоциативную природу. Диссоциативные амнезии в подавляющем числе случаев (если они, например, не сопровождаются нарушениями функционирования соответствующих отделов мозга) обратимы. Восстановление диссоциированного материала обычно полное и происходит либо спонтанно, либо при применении гипнотических и трансовых техник.

Онейроид (гр. oneiros — сон) — сноподобное, грезоподобное состояние, отличается от делирия преобладанием псевдогаллюцинаторных явлений (переживаемые больными события совершаются как бы в мысленном пространстве, а не в реальном).

Иллюзорно-галлюцинаторные явления не­обыкновенно красочны и необычны. Бред носит фантастиче­ский характер. Нарушается восприятие времени. Больным кажется, что за несколько дней, пока они были в состоянии онейроида, прошло уже множество эпох, сменилось несколь­ко цивилизаций и т. п. Если в состоянии делирия больные активны и поведение их зависит от их переживаний, то при онейроиде больной может видеть себя участником каких-то трагических событий, убегающим от опасности, переживать Ужасные или приятные картины и при этом спокойно лежать в постели, как бы со стороны наблюдая за своими же дейст­виями. Нарушается ориентировка в окружающем и в собственной личности. Юноше в состоянии онейроида может казаться, что он древний старик, повелевающий мирами, пожилой женщине — что она ребенок и находится в сказочной стране. Несмотря на глубокое расстройство сознания, больные обычно помнят свои переживания и могут о них расска­зать.  Развивается онейроид при шизофрении (онейроидная кататония), при органических поражениях мозга (энцефалиты, сосудистые поражения), при интоксикациях.  При выходе из состояния онейроида у больных некоторое время может держаться резидуальный бред. Онейроид может продолжаться несколько недель. 

12 стр., 5811 слов

Сознание и самосознание 3

... осветить виды фазовых состояний сознания; определить понятие самосознания; исследовать теории «Я-концепция». Понятие сознания Возникновение сознания как высшей ... свидетельствуют случаи воспитания среди животных, человеческих детей. Дети, жившие с животными, проявляли примитивные животные ... связанным) и сомнамбулизм, при котором появляется амнезия. Для терапевтических целей вполне достаточной является ...

Билет 13

Формирование сознания в онтогенезе

Сознание от момента рождения ребенка до зрелого возраста проходит несколько периодов своего становления (Ушаков Г.К., 1973).

1. Бодрствующее сознание (8-10 мес). В первый год жизни ребенок много спит, и его сознание проявляется только периодами бодрствования. Постепенно в периоды бодрствования появляются первые «реакции выбора наиболее удовлетворяющих ситуаций». Например, можно заметить, что ребенок явно предпочитает находиться на руках у матери или засыпать при покачивании. Можно также заметить, что начинаются попытки исследования (сравнения и сопоставления) объектов окружающего мира. Такого рода реакции составляют первые элементы сознания, так как свидетельствуют о начале формирования и развития отношений ребенка к среде и начале выделения своего тела из окружающего. Ряд исследователей заметили и описали в этом возрасте своеобразные состояния «сытого бодрствования», при которых ребенок не реагирует даже на слова матери, хотя и не спит, а мимика его выражает полное удовлетворение. Полагают, что в этом возрастном периоде в мозге происходят процессы формирования «схемы» тела: импульсы, приходящие из различных частей тела, фиксируются в прогрессивно созревающих мозговых структурах. Формирование в мозге структур в виде «схемы тела» закладывает основу будущего самосознания.

2. Предметное сознание (от 10-12 мес до 3 лет). В этом возрасте главную роль играют непосредственные впечатления от действительности. Формирование сознания более связано с развитием первых образных представлений, образного мышления и речи. Однако ребенок еще не выделяет себя из окружающего, и в его речи отсутствует местоимение «Я». Элементы самосознания в виде употребления личного местоимения «Я» и соотнесения с собой собственных действий и действий окружающих (высказывания типа «я упал», «дай мне») появляются уже на 2-3-м году жизни. В зеркале он начинает узнавать других людей в 8 мес, а себя лишь в 26 мес. На фотографиях других людей он узнает в 1,5 года, а себя — значительно позднее.

8 стр., 3951 слов

Духовное бытие и его формы. сознание общественное сознание самосознание проблема идеального

Духовное бытие. Включающее в себя индивидуализированную духовность и общечеловеческую духовность; Бытие общества или иначе, социальное бытие. Развитие форм отражения материи рассматривается как генетиче­ская предпосылка возникновения сознания. Свойство отражения имеет всеобщий, характер, т. е. оно присуще всей материи. Сознание есть результат развития предшествующих форм отражения (раздражимости и ...

4. Индивидуальное сознание (от 3-4 до 7-9 лет) знаменуется появление у ребенка сознания своего «Я» и началом развития самосознания. Возможность выделения себя из окружающей среды становится возможной в связи с уже достаточным развитием первых представлений ребенка о пространстве и времени. Сознание собственного «Я», сугубо индивидуальное в начале, в последующем претерпевает изменения по мере расширения общения ребенка со сверстниками и близкими.

5. Коллективное сознание (от 7-9 до 14-16 лет) характеризуется появлением в сознании ребенка к 7-9 годам новых качеств. Знание о предметах действительности и о себе начинает сочетаться со знанием простейших форм отношений и взаимосвязей между собой и коллективом сверстников. Обучение в старших классах школы сопровождается участием подростков в общественных событиях и появлением у них общественного, социального сознания. Все эти новые качества сознания обеспечивается началом постепенного перехода после 3-4 лет от представлений об объектах пространства воспринимаемого (реального) к формированию представлений об объектах своего внутреннего мира, т.е. пространства интрапсихического, субъективного (представляемого и воображаемого).

6. Рефлексивное сознание (от 14-16 до 22 лет) характеризуется совершенствованием сознания и приобретением им качеств, которые создают основу для научного мышления. Постепенно сознание приобретает возможность не только создания некой внутренней модели (фотографии) мира, но и как бы «рассматривания» изнутри полученной картины («отражение отражения»).Таким образом, при рефлексии сознание обращается на само себя, и происходит размышление над своими психическими состояниями. Рефлексия знаменует окончательное становление самосознания.

В психологической литературе описываются случаи более медленного развития самосознания у монозиготных близнецов, воспитывающихся вместе. Они долго откликаются на имя своего собрата-близнеца, и правильная ответная реакция у них устанавливается лишь после 2 лет. У близнецов чрезвычайно выражена эмоциональная синтонность, т.е. переживание за своего собрата как за самого себя (сопереживание).

В зеркале близнец начинает узнавать себя лишь в возрасте от 3 до 4 лет, а до этого смешивает свое отражение с отражением своего партнера (Zazzo R., 1960).

Таким образом, в онтогенезе из сознания предметного, воспринимающего постепенно, вырастает самосознание, которое в свою очередь также претерпевает сложное развитие: от сознания своего телесного, соматического «Я» до сознания психического «Я». Последнее на своих высших этапах (рефлексия) находит выражение в способности индивидуума контролировать адекватность, целостность, последовательность, завершенность своих психических процессов и умение их направлять на решение главных задач, стоящих перед человеком.

6. Нарушения сознания

Наиболее четко главные симптомы нарушенного сознания описал немецкий психиатр К. Ясперс (1923).

Он сформулировал три главных признака синдромов нарушенного сознания: отрешенность от окружающего мира, дезориентировка и амнезия в период нарушенного сознания.

1. Отрешенность от окружающего мира понимается как утрата способности воспринимать окружающее или восприятие фрагментарное, неотчетливое, беспорядочное. Кроме того, у больного утрачивается способность к мышлению — оно отличается затруднениями анализа и синтеза, установления причинно-следственных связей, но относительной сохранностью механических ассоциаций.

2. Дезориентировка — полное или частичное нарушение ориентировки человека в месте, времени, собственной личности.

3. Амнестические расстройства (полная или частичная амнезия), распространяющиеся на события всего периода расстроенного сознания.

Важно подчеркнуть, что для установления состояния нарушенного сознания необходимо обязательное наличие совокупности перечисленных признаков. Один или несколько не связанных между собой симптомов не могут в достаточно точной степени свидетельствовать о патологии сознания.

Наиболее часто в медицинской практике нарушения сознания подразделяют на количественные (непсихотические, или «простые» формы) и качественные (психотические, или «сложные» формы).

Особое место в классификации занимают нарушения самосознания — деперсонализация.

Состояния выключения сознания

Количественные нарушения сознания связаны с нарушениями процессов активации, что приводит к снижению уровня бодрствования со своеобразным «выключением» сознания. В зависимости от степени выраженности выключения сознания выделяют кому, сопор и оглушение.

Коматозное состояние характеризуется полным выключением сознания, больной лежит с закрытыми глазами, и его невозможно разбудить — он не реагируют ни на какие раздражители, даже сильные болевые. Выражена мышечная атония, постепенно угасают все рефлексы, а в терминальных стадиях происходит угнетение центров дыхания и кровообращения.

В связи с успехами трансплантологии в литературе широко обсуждаются медицинские, этические и юридические проблемы хронического «вегетативного состояния» (иначе — «кома с бодрствованием», «мозговая смерть», «декортикация»), возникающего после тяжелых повреждений мозга вслед за периодом (10-14 дней) сноподобной комы. При этом глаза больного открываются самопроизвольно в ответ на словесные стимулы, сохранена цикли­ческая смена сна и бодрствования, может самопроизвольно регулироваться дыхание и поддерживаться нормальный уровень артериального давления, но высшие психические функции при этом уже безвозвратно утрачены.

Существует целый ряд состояний, напоминающих «кому с бодрствованием», но отношения к ней не имеющих. В этих случаях также требуется проводить диагностику различия или отсутствия высших кортикальных функций. Например, ошибочное впечат­ление о коме с утратой психической деятельности возникает при поражении ствола мозга — так называемом синдроме изоляции («locked-in»), который бывает при полном параличе всех конечностей. Однако у таких больных сохранено мигание и вертикальные движения глаз. Их можно обучить азбуке Морзе, с помощью которой они способны передавать глазами достаточно сложные мысли.

Сопорозное состояние характеризуется, так же как и кома, полным выключением сознания, но у больного сохранены оборонительные и другие безуслов­ное рефлексы. Сопор и кома являются признаками тяжелого соматического неблагополучия организма. После выздоровления остается полная амнезия всего периода бессознательного состояния.

Оглушение — выраженная его степень граничит с сопором, однако больного удается «растормошить», и он приходит на короткое время в сознание. При отсутствии сильных стимулов извне (энергичные оклики, встряхивание) больной снова погружается в спячку. После выздоровления, при тяжелом оглушении, амнезия на период нарушения сознания почти полная. При средней степени оглушенности (сомоноленция)сонливость менее глубокая; больной сам не говорит, но на вопросы отвечает, хотя и со значительной задержкой; нарушено осмысление окружающего, а при выздоровлении отмечается частичная амнезия.

При более легком оглушении — обнубиляции происходит колеблющееся по интенсивности легкое затемнение сознания с затруднением осмысливания си­туации, понимания смысла происходящего и чужой речи, больной сонлив, медленно и мало говорит.

Инсти́нкт — совокупность врождённых тенденций и стремлений, выражающихся в форме сложного автоматического поведения. В узком смысле, совокупность сложных наследственно обусловленных актов поведения, характерных для особей данного вида при определённых условиях. Инстинкты составляют основу поведения животных. У высших животных инстинкты подвергаются модификации под влиянием индивидуального опыта.

Общепринятого определения инстинкта не разработано до сих пор. Некоторые проблемы, в том числе применимость термина инстинкт к человеку, носят дискуссионный характер.

ВЛЕЧЕНИЕ — инстинктивное желание, побуждающее индивида действовать в направлении удовлетворения этого желания. Психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность субъекта, — уже имеющее эмоциональную окраску, но еще не связанное в выдвижением сознательных целей.

Билет 15

Виды сумеречных сознаний

Характеризуется острым возникновением и, в большинстве случаев, острым же разрешением; по выходе изнего наблюдается амнезия. Однако в некоторых случаях разрешение может быть литическим и тогдаостаются островки припоминания (см. Моли феномен), способствующие образованию резидуального бреда.В сумеречных состояниях отмечаются образный бред, галлюцинации, бурные аффекты страха, злобы. ВС.р.с. нередки агрессивно-разрушительные поступки. Длительность этих состояний от нескольких минут донескольких дней.

Сумеречные состояния могут быть функциональными (аффективными, истерическими, психогенными) иорганическими (эпилептический или эпилептиформный синдром).

Функциональные С.р.с. характеризуются наличием симптомов псевдодементности, пуэрильности, иногда –театральности; при них часто отмечается реакция на происходящее вокруг больного. Такие состояния частоопределяются как истерическое сужение сознания.

Органические С.р.с. при эпилепсии могут следовать за припадком, быть его эквивалентом.

Выделяют онейроидный вариант С.р.с. – при обилии ярких фантастического содержания галлюцинаций икататонических проявлений.

Известные трудности в судебно-психиатрической экспертизе представляет диагностика ориентированныхС.р.с., при которых сохраняются следы ориентировки (узнавание близких, фрагменты самосознания),отсутствуют бред и галлюцинации. Больные производят впечатление не совсем проснувшихся людей(нетвердая, шаткая походка, заплетающаяся речь).

В клинике известно несколько типов сумеречного помрачения сознания: простой, галлюцинаторный, бредовый.

Типичный, или простой, вариант характеризуется тем, что внешне поведение больных выглядит упорядоченным и в общем правильным. Однако при этом объективно наблюдается отрешенность или отрешенная угрюмость со злобным выражением лица. У многих больных отмечается полная утрата речи: они молчаливы, напряжены или стереотипно высказываются. При этом могут проявляться отдельные признаки настороженности, подозрительности, а также эпизодические и кратковременные галлюцинаторные расстройства, признаки бредового настроения. Разрешение психоза критическое, с полной амнезией, часто с глубоким сном.

Галлюцинаторный вариант представляет собой другой тип сумеречного помрачения сознания. Он чаще всего встречается в практике у больных эпилепсией. Психоз в таких случаях начинается с появленияиллюзий, затем присоединяются галлюцинации: зрительные, слуховые, а также общего чувства. Больные видят искры, красный цвет, кровь, часто переживания принимают устрашающий характер, больных охватывает ужас, заставляющий пускать в ход все средства защиты и нападения. Может появиться галлюцинаторная спутанность с буйством, стремлением убивать, рвать на части, терзать. В таком состоянии совершаются самые жестокие преступления, больные наносят удары сокрушительной силы, их не могут удержать несколько крепких, здоровых людей (В. А. Гиляровский, 1935).

Глубина сумеречного помрачения сознания может значительно варьировать. В более тяжелых случаях возникают спутанность, бессвязность, больные с трудом выговаривают слова, что-то мычат.

В других случаях элементарная ориентировка сохраняется, больные могут узнавать некоторых близких им людей, у них сохраняются фрагменты самосознания. Галлюцинации мимолетны, незначительны, преобладает аффект злобы и страха. Такой тип помрачения сознания иногда обозначают как ориентированное

Бредовый вариант сумеречного помрачения сознания, который выделяется некоторыми психиатрами, характеризуется внешне как будто бы упорядоченным поведением, однако при этом обращают на себя внимание отсутствующий взгляд больных, какая-то особая сосредоточенность и молчаливость, что придает поведению пациентов оттенок «осознанности» и «целенаправленности».

Все виды расстройства сознания, как правило, возникают внезапно и быстро достигают большой глубины. Они могут продолжаться от нескольких минут до нескольких дней, реже длятся месяцами.

СУМЕРЕЧНОЕ ПОМРАЧЕНИЕ СОЗНАНИЯ 

(сумеречное со­знание; «сумерки») — внезапная и кратковременная (минуты, часы, дни — реже более продолжительные сроки) утрата ясности сознания с полной отрешенностью от окружающего или с его от­рывочным и искаженным восприятием при сохранении привыч­ных автоматизированных действий.

            Основными признаками сумеречного помрачения сознания являются:

— острое, внезапное начало, часто молниеносное, без каких-либо предвестников;

— транзиторность, относительная кратковременность (как правило, не превышающая нескольких часов);

— охваченность сознания аффектом страха, тоски, злобы, ярости («напряженность аффекта»);

— дезориентировка, прежде всего, в собственной личности, при которой человек лишается способности содержательно воспринимать действительность и одновременно осуществлять целенаправленную деятельность в соответствии с требованиями общественного запрета и даже инстинкта самосохранения;

— яркие галлюцинаторные образы и острый чувственный бред;

— либо видимая последовательность, даже обусловленность поступков и действий, что вводит в заблуждение окружающих, либо нецеленаправленное, хаотичное, брутальное, агрессивное возбуждение;

Билеты по психиатрии с 13-18 — Стр 2

— критическое окончание;

— терминальный сон;

— полная или частичная амнезия происшедшего.

Простая форма

 Простая форма развивается внезапно. Вольные отключаются от реальности. Перестают отвечать на вопросы. Вступить с ними в общение невозможно. Спонтанная речь или отсутствует, или ограничивается стереотипным повторением отдельных междоме­тий, слов, коротких фраз. Движения то обеднены и замедлены — вплоть до развития кратковременных ступорозных состояний, то возникают эпизоды импульсивного возбуждения с негативизмом. В части случаев сохраняются последовательные, чаще — сравни­тельно простые, но внешне целенаправленные действия. Если они сопровождаются непроизвольным блужданием, говорят об амбулаторном автоматизме. Длящийся минуты амбула­торный автоматизм называют фугой или трансом; амбула­торный автоматизм, возникающий во время сна, — сомнамбу­лизмом пли лунатизмом. Восстановление ясности сознания происходит обычно постепенно и может сопровождаться возникновениемступидности— преходящим резким обеднением психической деятельности, в связи с чем больные кажутся сла­боумными. В ряде случаев наступает терминальный сон. Простая форма сумеречного помрачения сознания длится обычно от не­скольких минут до нескольких часов и сопровождается полной амнезией.

Параноидная форма

Характеризуется внешне последовательным поведением больных, но вместе с этим их поступки определяются острым чувственным бредом, сопровождающимся резко выраженным аффектом тоски, злобы, страха. Параноидные сумеречные помрачения сознания  часто приводят к общественно опасным, агрессивным поступкам.  Они сопровождаются зрительными, обонятельными, реже слуховыми галлюцинациями. Как правило, при восстановлении ясного сознания больные относятся к совершенному ими поступку как к чему-то чуждому.

Иногда в содержании высказываний больных находят отражение прошлые психогенные воздействия, скрытые желания больного, прежние неприязненные отношения с окружающими, что может влиять на его поступки. Например, больной включает «обидчика» в галлюцинаторно-бредовые представления и начинает его преследовать. Внешне это может производить впечатление осмысленного, целенаправленного поведения.

Параноидная форма  возникает относительно постепенно. Восприятие больными окру­жающего искажено существованием продуктивных расстройств. О них можно узнать из спонтанных высказываний больных, а также потому, что словесное общение с ними в той или иной ме­ре сохраняется. Слова и действия больных отражают существую­щие патологические переживания.

Из галлюцинаций преобладают зрительные с устрашающим содержанием. Нередко они чувственно ярки, сценоподобны, окра­шены в разные цвета (красный, желтый, белый, синий) или свер­кают. Характерны подвижные теснящие зрительные галлюци­нации — надвигающаяся группа людей или приближающаяся от­дельная фигура; мчащиеся на больного транспорт — автомобиль, самолет, поезд; подступающая вода, погоня, обрушивающиеся здания и т. п. Галлюцинации слуха — это фонемы, часто оглуши­тельные— гром, топот, взрывы; галлюцинации обоняния чаще не­приятны— запах горелого, мочи, жженного пера.

Преобладают образный бред с идеями преследования, физи­ческого уничтожения, величия, мессианства; часто встречаются религиозно-мистические бредовые высказывания. Бред может со­провождаться ложными узнаваниями.

 

Делириозная форма

Характеризуется преобладанием сценоподобных зрительных галлюцинаций, связанных по содержанию и сменяющих друг друга с последующей полной амнезией. В отличие от типичной картины делирия помрачение сознания развивается остро, отсутствуют характерные для делириозного помрачения сознания этапы делирия, описанные Либермайстером.

Онейроидная форма

Отличается аффективной напряженностью, необычной интенсивностью переживаний, фантастическим содержанием галлюцинаторно-бредовых расстройств, неполной или полной обездвиженностью, доходящей до степени ступорозных состояний. После выхода из состояния помрачения сознания полной амнезии обычно не возникает. 

Дисфорическая форма

Характеризуется неистовым возбуждением, брутальностью с ярко выраженным аффектом тоски и злобы. В таком состоянии больные нападают на окружающих, разрушают все, что попадает под руку. Такое состояние внезапно наступает и также внезапно прекращается.

Ориентированные вариант

Характеризуется небольшой глубиной помрачения сознания, сохранностью у больных способности к элементарной ориентировке в окружающем, узнаванию близких. Тем не менее, в связи с появлением на короткое время бредовых, галлюцинаторных переживаний, аффекта злобы и страха, больные могут проявить бессмысленную агрессию с последующей амнезией, хотя на высоте помрачения сознания в общем виде ориентировка сохраняется. В этих случаях бывает трудно отличить тяжелую дисфорию от ориентированного варианта сумеречного помрачения сознания. Сомнения помогает разрешить внешний вид больных.  При сумеречном состоянии они производят впечатление не вполне проснувшихся людей с нетвердой, шаткой походкой, замедленной речью. При ориентированном варианте сумеречного помрачения сознания иногда наблюдается ретардированная амнезия, когда по миновании помрачения сознания в течение короткого времени (до 2-х часов) больные смутно вспоминают, что было с ними (также как в первый момент просыпания человек помнит сновидения), затем наступает окончательная полная амнезия.

Ориентированное сумеречное помрачение сознания отличается тем, что больные в самых общих чертах знают, где они находятся и кто их окружает. Обычно оно развивается на фоне тяжелой дисфории.

Наряду с перечисленными формами сумеречного помрачения сознания встречаются сумеречные расстройства сознания, которые можно определить как истерические. Они возникают после психических травм (см.Реактивные психозы).

Сумеречное помрачение сознания встречается чаще всего при эпилепсии и травматических поражениях головного мозга; реже — при симптоматических, в том числе интоксикационных психозах. Патологическое просоночное состояние может возникать при ал­когольном опьянении и хроническом алкоголизме.

Билет 17

Ранняя детская нервность (невропатия, врожденная нервность, конституционная нервность, невропатическая конституция, эндогенная нервность, нервный диатез и др.) — наиболее распространенная форма психоневрологических нарушений у детей раннего возраста, которая проявляется выраженной вегетативной дисфункцией, эмоциональными и поведенческими расстройствами. В детской неврологической клинике обычно применяется термин «ранняя детская нервность», психиатры чаще пишут о невропатии. Это состояние не является конкретной болезнью в истинном понимании, а представляет собой лишь фон, который предрасполагает к возникновению в последующем неврозов и неврозоподобных состояний, психозов, патологического развития личности.

Причины возникновения ранней детской нервности. В возникновении ранней детской нервности решающее значение придается наследственности и органическому поражению головного мозга на ранних этапах его развития (до родов, во время родов и в первые месяцы жизни).

Роль конституционно-генетических факторов подтверждается данными семейного анамнеза. Во многих случаях один или оба родителя были повышенно возбудимыми, а в родословной часто встречаются лица с выраженными эмоциональными расстройствами, тревожно-мнительными чертами характера. Не меньшее значение имеют резидуально-органические церебральные расстройства, при которых поражение мозга наступает преимущественно до и во время родов. На это указывают большая частота патологического течения беременности у матери — генитальные и экстрагенитальные заболевания, особенно сердечно-сосудистой системы, гестозы беременности, явления угрожающего выкидыша, предлежание плода, первичная и вторичная слабость родовой деятельности, преждевременные роды, асфиксия плода, родовая черепно-мозговая травма и т.д.

Причиной органического поражения головного мозга могут быть также различные инфекции, интоксикация, гипоксические состояния в первые месяцы постнатального онтогенеза.

Классификация ранней детской нервности. В соответствии с результатами исследований отечественных и зарубежных авторов различают три следующих клинико-этиологических типа синдромов невропатии (ранней детской нервности): синдром истинной, или конституционной, невропатии, синдром органической невропатии и синдром невропатии смешанного генеза (конституционально-энцефалопатическая).

Г. Е. Сухарева (1955) в зависимости от преобладания тормозимости или аффективной возбудимости в поведении детей различает два клинических варианта невропатии: астенический, характеризующийся застенчивостью, робостью детей, повышенной впечатлительностью, и возбудимый, при котором преобладают аффективная возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность.

Клинические проявления ранней детской нервности. Для ранней детской нервности характерны выраженная вегетативная дисфункция, повышенная возбудимость и, нередко,быстрая истощаемость нервной системы. Указанные нарушения в виде различных сочетаний особенно четко проявляются в течение первых 2 лет жизни, а в дальнейшем постепенно нивелируются или переходят в другие пограничные нервно-психические расстройства.

Особенно характерны повышенная возбудимость, общее беспокойство и нарушение сна. Такие дети почти постоянно кричат, плачут. Родителям трудно установить причину беспокойства ребенка. Он вначале может успокаиваться во время кормления, но вскоре и это не приносит желаемого облегчения. Стоит его во время плача взять на руки и покачать, как он будет этого требовать в дальнейшем настойчивым криком. Такие дети не хотят оставаться одни, они своим постоянным криком требуют повышенного внимания. Практически во всех случаях резко нарушен сон: извращается его формула— сонливость днем, частые пробуждения или бессонница ночью. При малейшем шорохе кратковременный сон внезапно обрывается. Нередко и при абсолютной тишине ребенок просыпается с внезапным криком. В дальнейшем это может переходить в ночные кошмары и ночные страхи, дифференцировать которые можно лишь на 2—3-м году жизни.

Рано возникают кратковременные быстрые вздрагивания во сне. Ранним признаком невропатии являются нарушения пищеварения. Первое его проявление — отказ от груди. Причину этого состояния установить трудно. Возможно, вследствие вегетативной дисфункции у ребенка не наступает сразу координированная деятельность желудочно-кишечного тракта. Такие дети, лишь начав сосать грудь, становятся беспокойными, кричат, плачут. При наблюдении за детьми, страдающими ранней детской нервностью, выявляется снижение порога чувствительности к различным экзо- и эндогенным воздействиям. 

Течение и прогноз. С увеличением возраста ребенка клинические проявления невропатии видоизменяются, что в определенной степени зависит от формы данной патологии. Лишь в единичных случаях к дошкольному периоду жизни исчезают все психоневрологические расстройства и ребенок становится практически здоровым. У него нередко выявляются различные вегетативно-сосудистые расстройства и эмоционально-поведенческие изменения, нарушения со стороны двигательной сферы и постепенно формируются конкретные формы неврозов (в том числе патологические привычки детского возраста) или неврозоподобные состояния. При длительной сохранности клинических проявлений невропатии создается фон для формирования психопатий.

У детей с синдромом истинной невропатии вегетативные нарушения в большинстве случаев регрессируют, а на первый план выступают психические отклонения в виде повышенной аффективной возбудимости в сочетании с истощаемостью, эмоциональной неустойчивостью, пугливостью, склонностью к недифференцированным страхам. На этом фоне под влиянием острых или хронических психотравмирующих конфликтных ситуаций часто возникали системные или общие неврозы в виде тиков, заикания, энуреза, энкопреза и др.

У больных органической невропатией в возрасте 4—б лет преимущественно наблюдаются вегетативно-сосудистые расстройства, синдром двигательной расторможенности (гиперактивности) и неврозоподобные состояния моносимптомного характера. По нашим данным, весьма характерна трансформация вегетативно-сосудистых нарушений в более очерченный синдром вегетативной дисто-нии. Так, на третьем году жизни часто возникают вегетативные пароксизмы во время сна (ночные страхи и ночные кошмары) или в бодрствующем состоянии (например, обмороки).

К концу дошкольного возраста такие дети часто жаловались на болевые ощущения в области сердца, живота, периодически у них наступали нарушения дыхания. Постепенно к среднему школьному возрасту развивается вегетативная дистония с наличием постоянных (чаще) или пароксизмальных нарушений.

В более ранние сроки возникает синдром двигательной расторможенности (гиперактивности), который становится заметным уже на втором году жизни. Он проявляется необузданностью поведения, эмоциональной лабильностью, неустойчивостью внимания, частой переключаемостью на другие виды деятельности, отсутствием целенаправленности, инертностью и быстрой истощаемостью психических проМоносимптомные расстройства на фоне органической невропатии по внешним проявлениям аналогичны таковым при истинной невропатии (энурез, энкопрез,тики, заикание), но механизм их возникновения различный. При этом главную роль играют не психо-травмирующие факторы, а соматические заболевания. Истинные неврозы у этих детей возникают относительно редко.

При синдроме невропатии смешанного характера часто появляются аффективные респираторные припадки, различные виды реакций протеста. Такие дети повышенно возбудимы, эгоцентричны, они проявляют патологическую упрямость и капризность при достижении своих желаний. Отмечено также, что у них отсутствует соответствие между слабо представленными органическими неврологическими расстройствами и четко выраженными невропатическими нарушениями.

Билет 18

Судорожный синдром, его проявление

Описание

Судорожные синдромы (припадки) — приступообразные проявления патологической электрической активности в головном мозге.

Симптомы

Конкретная картина приступа зависит от того, в какой части головного мозга возникает очаг патологической электрической активности. Она может захватывать крошечную область головного мозга и приводить только к ощущению необычного запаха или вкуса, которых нет на самом деле, а может распространяться на обширные области мозга и вести к большому судорожному припадку — подергиванию и спазмам мышц всего тела. Могут также отмечаться краткие присту­пы измененного сознания, включая его потерю и спутанность, изменения мышечного тонуса и непроизвольное мочеиспускание. Приступам часто предшествует так называемая аура — необычные ощущения запаха и вкуса, зрительные видения или предчувствия судорожного приступа. Они бывают как приятными, так и чрезвычайно неприятными. Ауры испытывают около 20% больных эпилепсией.

Судороги обычно продолжаются от 2 до 5 минут. После их прекращения человек может чувствовать головную боль, боль в мышцах, испытывать необычные ощущения, cпутанность сознания и глубокую усталость. Как правило, он не может вспомнить, что происходило во время судорог.

Все симптомы: спутанное сознание, судороги, амнезия, потеря сознания, помутнение сознания, бред, галлюцинации, ощущение неприятных запахов

Причины

Припадки могут быть вызваны любым раздражением головного мозга. У 70% людей, испытавших такой приступ, он остается единственным в жизни, а у 30% — повторяется (тогда говорят об эпилепсии).

Диагностика

Клинические проявления достаточно красноречиво свидетельствуют о наличии судорожного синдрома. Сложнее установить его причину. В этом помогают:

Анамнез жизни и заболевания, течение родов.

Спинномозговая пункция.

Электроэнцефалография (ЭЭГ).

Эхоэнцефалография (ЭхоЭГ).

Осмотр глазного дна.

КТ или МРТ головного мозга.

Список методов диагностик: компьютерная томография (кт), магнитно-резонансная томография (мрт), офтальмоскопия, внешний осмотр и опрос, эхоэнцефалоскопия, электроэнцефалограмма (ээг), спинальная пункция

Лечение

При судорогах нужно мягко уложить ребенка на ровную поверхность, убрать опасные предметы, обеспечить доступ свежего воздуха (открыть форточку, расстегнуть воротник), между зубами вставить плотную салфетку, узел, обернутую полотенце ложку. В дальнейшем назначают противосудорожные препараты. Для коррекции вызванных судорогами нарушений (водно-электролитного баланса, дыхания, кровообращения) может понадобиться инфузионная терапия.

Когда вызвать скорую

При судорогах у ребенка.

Специалисты: психоневролог, невропатолог (невролог), невролог (невропатолог)

Билет 19

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (сокращённо СДВГ неврологическо-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте. Проявляется такими симптомами, как трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность С неврологической точки зрения СДВГ рассматривается, как стойкий и хронический синдром, для которого не найдено способа излечения. Считается, что дети «перерастают» этот синдром, либо приспосабливаются к нему во взрослой жизни СДВГ и его лечение вызывает много споров начиная уже с 1970 годов. В существовании СДВГ сомневается ряд медиков, учителей, политиков, родителей и средств массовой информации. Некоторые считают, что такого заболевания, как СДВГ, не существует вообще, однако их противники полагают, что существуют генетические и физиологические причины данного состояния. Некоторые исследователи настаивают даже на влиянии климатических факторов в развитии СДВГ у детей.

Причины СДВГ Точная причина возникновения СДВГ не известна, но существует несколько теорий. Причинами возникновения органических нарушений могут быть:

  • Общее ухудшение экологической ситуации.
  • Инфекции матери во время беременности и действие лекарств, алкоголя, наркотиков, курения в этот период.
  • Иммунологическая несовместимость (по резус-фактору).
  • Угрозы выкидыша.
  • Хронические заболевания матери.
  • Преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности, отравление наркозом, кесарево сечение.
  • Родовые осложнения (неправильное предлежание плода, обвитие его пуповиной) ведут к травмам позвоночника плода, асфиксиям, внутренним мозговым кровоизлияниям.
  • Любые заболевания младенцев с высокой температурой и приёмом сильнодействующих лекарств.
  • Астма, пневмонии, сердечная недостаточность, диабет, заболевания почек могут выступать как факторы, нарушающие нормальную работу мозга.

Определение и диагностические критерии

В настоящее время основой для установления диагноза является фено­мено­ло­ги­чес­кая психо­ло­ги­чес­кая харак­те­рис­ти­ка. Многие признаки СДВГ проявляются лишь время от времени.

Согласно действующим (по состоянию на начало 2007 года) критериям диагностики, СДВГ можно диагностировать начиная с позднего дошкольного или школьного возраста, поскольку для выполнения требований постановки диагноза необходима оценка поведения ребёнка как минимум в двух условиях обстановки (например, дома и в школе).

Наличие нарушений обучения и социальных функций является необходимым критерием для установления диагноза СДВГ.

Импульсивность

Одним из главных признаков СДВГ, наряду с нарушениями внимания, является импульсивность — недостаток контроля поведения в ответ на конкретные требования. Клинически эти дети часто характеризуются как быстро реагирующие на ситуации, не дожидаясь указаний и инструкций, позволяющих выполнять задание, а также неадекватно оценивающие требования задания. В результате они очень небрежны, невнимательны, беспечны и легкомысленны. Такие дети зачастую не могут рассмотреть потенциально негативные, вредные или разрушительные (и даже опасные) последствия, которые могут быть связаны с определёнными ситуациями или их поступками. Часто они подвергают себя необоснованному, ненужному риску, чтобы показать свою смелость, капризы и причуды, особенно перед сверстниками. В результате нередки несчастные случаи с отравлениями и травмами. Дети с СДВГ могут легкомысленно и беспечно повредить или уничтожить чью-либо собственность значительно чаще, чем дети без признаков СДВГ.

Одна из трудностей в диагностировании СДВГ — то, что он часто сопровождается другими проблемами. Небольшая группа людей с СДВГ страдает редким расстройством, называемым синдром Туретта.

Согласно DSM-5 диагноз Синдром дефицита внимания /гиперактивности можно установить не ранее 12 лет (по 4-му изданию с 6 лет).

Симптомы должны быть представлены в разных ситуациях и обстановках. Для диагноза необходимо 6 симптомов, а с 17 лет — 5 симптомов. Они считаются раздельно для невнимательности и гиперактивности. Симптомы должны присутствовать не менее полугода, и они должны отставать от уровня развития большинства подростков этого возраста. Симптомы должны были проявляться и до 12 лет и их нельзя объяснить другими психическими расстройствами.

НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ

  1. Часто неспособен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.
  2. Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
  3. Часто складывается впечатление, что ребёнок не слушает обращённую к нему речь.
  4. Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание).
  5. Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.
  6. Обычно избегает вовлечения в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы).
  7. Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты).
  8. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
  9. Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.
  10. Часто ломает все предметы подряд (в то же время делает вид, что не он это делал).

ГИПЕРАКТИВНОСТЬ

  1. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится.
  2. Часто встаёт со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
  3. Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причём в таких ситуациях, когда это неприемлемо.
  4. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.
  5. Часто находится в постоянном движении и ведёт себя так, «как будто к нему прикрепили мотор».
  6. Часто бывает болтливым.
  7. Часто отвечает на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца.
  8. Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
  9. Часто мешает другим, пристаёт к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).
  10. Во время сна раскрывается, всё время ворочается, сбивает простыню, сбрасывает на пол одеяло.

Билет 23

Алкогольный синдром плода

Описание

Алкогольный синдром плода — состояние, которое встречается у некоторых детей первого года жизни, чьи матери во время беременности употребляли алкоголь.

Употребление алкоголя во время беременности может вызывать врожденные пороки развития, особенно если женщина злоупотребляет спиртным или страдает запоями.

Нет никаких доказательств того, что небольшое количество алкоголя безопасно, поэтому во время беременности от него вообще следует отказаться. Употребление большого количества спиртных напитков может вызвать самопроизвольный аборт (выкидыш) или алкогольный синдром плода.

Симптомы

Новорожденные, имеющие алкогольный синдром плода, маловесны для данного срока беременности и в дальнейшем также отстают в росте и развитии; у них маленькая голова, что указывает на недостаточное внутриутробное развитие головного мозга. Маленькие глаза, сглаженные черты лица, врожденные пороки сердца и аномалии суставов – вот лишь некоторые из возможных аномалий развития. Наиболее опасное последствие алкогольного синдрома плода — нарушение развития головного мозга, приводящее к задержке умственного развития.

Причины

Среднее количество потребления алкоголя в России является одним из самых высоких в мире. Примерно 20% беременных женщин принимают алкоголь в тех или иных дозах. Однако при меньших дозах алкоголя ребенок может не развить полностью алкогольный синдром плода, но страдать от нарушений фетального алкогольного спектра (более мягкое проявление алкогольного синдрома плода).

Диагностика

Лицо ребенка с алкогольным синдромом довольно характерно; такие дети маловесны и отстают в росте; возможны различные пороки развития и уродства. Все это позволяет неонатологу заподозрить алкогольный синдром плода даже при отсутствии матер

Лечение

Лечение симптоматическое. Плюс таким детям показана длительная врачебно-педагогическая коррекция, а иногда – и юридическая помощь.

Абстинентный синдром

Абстинентный синдром — группа симптомов различного сочетания и степени тяжести, возникающих при полном прекращении приема вещества или снижении его дозы после неоднократного, обычно длительного и/или в высоких дозах употребления данного вещества . АС считается одним из проявлений синдрома зависимости, поэтому дифференциальный диагноз обязательно должен проводиться не только с другими синдромами, возникновение которых связано с употреблением психоактивных средств, но и с тревожными состояниями, депрессивными расстройствами.

Алкогольный абстинентный или похмельный синдром (ААС) — явления психического и физического дискомфорта, включающие комплекс расстройств, возникающие вслед за прекращением регулярного употребления алкоголя на фоне выраженного влечения к нему.

Билеты по психиатрии с 13-18 — Стр 3