33. Психологическая сущность синдрома дефицита внимания с геперактивностью (сдвг)

Гиперактивное расстройство и дефицит внимания – это состояние, которое служит причиной постоянного невнимания, гиперактивности, импульсивности. Указанное расстройство начинается в детстве, но может развиться в период взрослости.

СДВГ является нейробиологическим расстройством, сущностью которого является нарушение регуляции внимания, а гиперактивность и импульсивность являются второстепенными признаками.

Нарушение внимания могут проявляться в трудностях его удержания, в снижении избирательности и невозможности сосредоточиться, с частыми переходами от одного занятия к другому.

Такие дети характеризуются непоследовательностью в поведении, забывчивостью, неумением слушать и сосредотачиваться, частой утерей личных вещей.

Импульсивность выражается в том, что ребенок часто действует необдуманно, перебивает других. Такие дети не умеют регулировать свои действия и подчиняться правилам, часто повышают голос, эмоционально лабильные. К подростковому возрасту повышенная подвижность исчезает в большинстве случаев, а импульсивная активность и дефицит внимания сохраняются.

Ребенок не выглядит больным в традиционном понимании этого состояния, но оставление гиперактивного расстройства без внимания, в будущем может создать для ребенка значительные трудности в учебе, межличностных отношениях, в социальном и эмоциональном развитии, что в свою очередь может привести к возникновению асоциального поведения. Поэтому необходимо раннее выявление гиперактивного расстройства с дефицитом внимания и организации плана помощи таким детям с привлечением педиатров, невропатологов, психологов, психиатров, педагогов и родителей.

34.ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПРИ ЗАДЕРЖАННОМ РАЗВИТИИ. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПРИ ЗАДЕРЖАННОМ РАЗВИТИИ.

При ЗПР у детей наблюдаются отклонения в интеллектуальной, эмоциональной и личностной сферах. При ЗПР основные нарушения интеллектуального уровня развития ребенка приходятся на недостаточность познавательных процессов. Также при ЗПР у детей выявляются нарушения всех сторон речевой деятельности: большинство детей страдают дефектами звукопроизношения; имеют ограниченный словарный запас; слабо владеют грамматическими обобщениями. Восприятие у детей с ЗПР поверхностное, они часто упускают существенные характеристики вещей и предметов. Недостатки в развитии произвольной памяти проявляются в замедленном запоминании, быстроте забывания, неточности воспроизведения, плохой переработке воспринимаемого материала. Внимание характеризуется неустойчивостью, что приводит к неравномерной работоспособности, детям с ЗПР трудно собрать, сконцентрировать внимание. Дети с ЗПР отличаются, как правило, эмоциональной неустойчивостью. Они с трудом приспосабливаются к детскому коллективу, им свойственны колебания настроения и повышенная утомляемость.

8 стр., 3618 слов

Конспект №10 «Педагогическая помощь и психологическая коррекция ...

... нарушений развития в виде подпороговых нарушений могут являться основой своеобразной ранимости и особого типа реакций у детей с нарушениями поведения. Но еще более специфическое влияние на предрасположенность ребенка к эмоциональным нарушениям ... ваше внимание на влияния, связанные с конституцией ребенка и наблюдающиеся у детей эмоциональные нарушения, а также для того, чтобы охарактеризовать ...

У детей с задержкой психического развития снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. У большинства из них обнаруживается повышенная тревожность по отношению к взрослым, от которых они зависят. Дети почти не стремятся получить от взрослых оценку своих качеств в развёрнутой форме, обычно их удовлетворяет оценка в виде недифференцированных определений («хороший мальчик», «молодец»), а так же непосредственное эмоциональное одобрение (улыбка, поглаживание и т. д.).

Необходимо отметить, что хотя дети по собственной инициативе крайне редко обращаются за одобрением, но в большинстве своём они очень чувствительны к ласке, сочувствию, доброжелательному отношению. Среди личностных контактов детей с ЗПР преобладают наиболее простые. У детей данной категории наблюдаются снижение потребности в общении со сверстниками, а так же низкая эффективность их общения друг с другом во всех видах деятельности.

Затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватно реагировать на происходящие изменения. Они испытывают особые трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, что может вызвать у них неадекватную реакцию и часто приводит к нарушениям поведения.

35. ПОВРЕЖДЕННОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: ЭТИОЛОГИЯ, СТРУКТУРА ДЕФЕКТА. ВИДЫ ОРГАНИЧЕСКОЙ ДЕМЕНЦИИ. ТИПОЛОГИЯ ОРГАНИЧЕСКОЙ ДЕМЕНЦИИ(ПО Е.Г. СУХАРЕВОЙ).

ПОНЯТИЕ «ПОЛЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ»

Деменция — стойкое и, как правило, необратимое ослабление интеллектуальной деятельности в сочетании с расстройствами памяти и эмоционально-волевой сферы.

Этиология связана с перенесенными инфекциями, интоксикациями, травмами нервной системы, наследственными дегенеративными, обменными заболеваниями мозга.

Различают так называемую «резидуальную» органическую деменцию, при которой слабоумие представляет собой остаточные явления поражения мозга травмой, инфекцией, интоксикацией, и прогрессирующую деменцию, обусловленную так называемыми текущими органическими процессами.

7 стр., 3154 слов

Роль ведущей деятельности в развитии личности

... этих идей Д.Б.Эльконин разработал периодизацию психического развития ребенка. Он разделил ведущие деятельности на две группы: в первую входят деятельности, в которых происходят развитие преимущественно мотивационно-потребностной сферы личности в ...

Структура дефекта при органической деменции определяется в первую очередь фактором повреждения мозговых систем, в отличие от клинико-психологической структуры олигофрении, отражающей явления недоразвития. На первый план выступает парциальность расстройств. В одних случаях это грубые локальные корковые и подкорковые нарушения, недостаточность которых иногда более выражена, чем неспособность к отвлечению и обобщению.

Между олигофренией и деменцией существует ряд отличий.

  • интеллектуальная недостаточность возникает на более поздних этапах жизни (после развития речи), т. е. после 3 лет, когда большая часть мозговых структур уже сформирована и психика ребенка уже достигла определенного уровня развития.
  • олигофрения отличается от деменции непрогрессивным, прогредиентным (стабильным) характером интеллектуальной недостаточности.
  • структура интеллектуальной недостаточности при деменции отличается неравномерностью различных познавательных функций в отличие от олигофрении. Для олигофрении характерно тотальное недоразвитие всех нервно-психических функций моторики, речи, восприятия, памяти, внимания, эмоций, произвольных форм поведения, абстрактного мышления.

Г.Е. Сухарева, исходя из специфики клинико-психологической структуры, выделяет четыре типа органической деменции у детей:

— Первый тип характеризуется преобладанием низкого уровня обобщения.

— При втором типе на передний план выступают грубые нейродинамические расстройства, резкая замедленность и плохая переключаемость мыслительных процессов, тяжелая психическая истощаемость, неспособность к напряжению.

— При третьем типе органической деменции более всего выступает недостаточность побуждений к деятельности с вялостью, апатией, резким снижением активности мышления.

— При четвертом – в центре клинико-психологической картины находятся нарушения критики и целенаправленности мышления с грубыми расстройствами внимания, резкой отвлекаемостью, «полевым поведением».

Полевое поведение — понятие, введённое Куртом Левиным для обозначения совокупности импульсивных ответов на внешние стимулы, характеризующееся низким уровнем произвольности и преобладанием ориентации субъекта на ситуативно значимые объекты воспринимаемого окружения. Полевое поведение наблюдается, например, у детей раннего возраста.

36. Особенности познавательной деятельности, личности и межличностных отношений при поврежденном развитии. Особенности социализации и социальной адаптации при поврежденном развитии

Поврежденное развитие обусловлено более поздним патологическим воздействием на мозг ребенка, когда большая часть мозговых систем в значительной степени уже сформировалась, и признаки повреждения проявляются в их недостаточности.

Характерной моделью поврежденного развития является органическая деменция, распад психических функций.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

Детям с данным нарушением в развитии свойственны механические стереотипные движения (раскачивания, ... меньше штампов, она носит более спонтанный характер. Прогноз развития этих детей еще более благоприятен. Они могут учиться в массовой ... др.). Так, З. Фрейд связывает становление агрессивного поведения ребенка со стадиями сексуального развития (Фрейд, 1989). Представитель теории инстинктов К. Лоренц ...

Г.Е. Сухарева выделила четыре типа органической деменции у детей:

Первый тип характеризуется преобладанием низкого уровня обобщений.

У второго типа на первый план выступают грубые нейродинамические расстройства. Это заметно по резкой психической истощаемости, по плохой переключаемости и устойчивости внимания, по нарушению логического строя мышления с выраженной наклонностью к персеверациям.

При третьем типе органической деменции резко выступает недостаточность побуждений к деятельности, что проявляется в вялости, апатии, снижении активности мышления.

При четвертом типе — нарушения критики и целенаправленности мышления, с грубым расстройством внимания, импульсивностью. Грубые нарушения познавательной деятельности проявляются в нецеленаправленности внимания, в непродуктивности запоминания и фрагментарности воспроизведения.

Структура психического дефекта при поврежденном развитии отличается выраженной полиморфностью. Это проявляется в разнообрахных интеллетуальных, эмоционално-волевых и личностных нарушениях.

Страдает личность человека с потерей его собственного «я», поражаются как интеллект, так и психические функции, его обслуживающие.

Проблемами являются отсутствие навыков межличностного общения в среде нормальных людей, несформированность потребности в таком общении, неадекватная самооценка, негативное восприятие других людей, гипертрофированный эгоцентризм.

Затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватно реагировать на происходящие изменения.

37. Дефитарное психическое развитие: этиология, структура дефекта, систематика нарушений детей с нарушением слуха.Этиология, структура дефекта, систематика нарушений детей с нарушением зрения.

Дефицитарное развитие — патологическое формирование личности у детей с тяжелыми сенсорными и двигательными нарушениями, при которых недостаток сенсорных стимулов вызывает явление депривации и нарушения эмоциональной сферы.

Этиология.

Факторы, провоцирующие нарушения слуха это инфекции, перенесенные в период беременности (краснуха, корь, грипп, врожденный сифилис, токсоплазмоз).

Слух может быть поврежден вследствие перенесенных постнатальных инфекций до двух летнего возраста (корь, скарлатина, эпидемический паротит, менингит, энцефалит, отиты), и вследствие генетических факторов.

Параметры первичного дефекта определяют формирование вторичного дефекта.

Степень выраженности сенсорного дефекта. При наличии тугоухости ребенок имеет возможность освоить речь, но при этом его артикуляция будет смазанной, будут редуцированы голосовые модуляции.

7 стр., 3360 слов

Дети со сложными дефектами развития

... более дефектов развития; он является качественно своеобразным и имеет особую структуру, отличную от составляющих его аномалий. Категорию детей со сложными дефектами составляют (42): Дети с умственной отсталостью, отягощенной нарушениями слуха; Дети ...

— Такая же картина при слабом зрении происходит накопление зрительных представлений, зрительное восприятие замедленно. Слепота исключает возможность формирования опыта зрительных представлений.

Время воздействия дефекта. Врожденная утрата слуха и до трехлетнего возраста приводит к отсутствию или недоразвитию речи, при снижении или потере слуха после трех летнего возраста, после сформированной фразовой речи нарушения будет менее грубыми.

дети с нарушениями слуха делятся на группы:

глухие — делятся на рано оглохших и позднооглохших.

слабослышащие — делятся на детей с относительно сохранной речью и с глубоким недоразвитием речи.

Дети с нарушением зрения делятся на три группы:

тотально слепые дети.

частично видящие

слабовидящие.

Вторичные дефекты: у глухих связанно с речевым дефектом, ограничение общения и совместной со взрослым предметной деятельности. Глухой ребенок не воспринимает эмоциональные характеристики речи, страдает эмоциональное общение.

— При дефицитарном дисонтогенеза возникают вторичные специфические нарушения развития эмоциональной сферы, слепой ребенок не может воспринимать жесты, взгляды и мимику, недостаточно невербального общения. С ранних этапов развития невербальное общение отсутствует, лицо амимично, заторможенность моторики, недостаток артикуляции.

Этиология.

Врожденные заболевания и аномалии развития органов зрения могут быть следствиями внешних и внутренних повреждающих факторов. В качестве генетических факторов нарушения зрительной функции могут быть: нарушение обмена веществ, проявляющееся в виде альбинизма, наследственные заболевания, приводящие к нарушению развития глазного яблока и т.д.

38. Дефицитарное психическое развитие: этиология, структура дефекта, систематика нарушений у детей с недостаточностью двигательной сферы. Формы дцп согласно классификации к.А. Семеновой

Дефицитарное развитие — патологическое формирование личности у детей с тяжелыми сенсорными и двигательными нарушениями, при которых недостаток сенсорных стимулов вызывает явление депривации и нарушения эмоциональной сферы.

Этиология. Нарушения двигательной сферы могут быть спровоцированными генетическими факторами, не грубая конституциональная недостаточность моторики (неуклюжесть).

Влияние внутриутробного и постнатального поражения ЦНС и при раннем детском аутизме возникают двигательные нарушения, нарушения двигательной системы могут возникнуть вследствие поражения спинного мозга инфекционной этиологии.

Структура моторной сферы: определяется недостаточностью подкоркового уровня организации движений, проявляется в нарушении тонуса, ритмичности, выработки первичных автоматизмов и выразительность движения. При недостаточности в раннем возрасте нарушается формирование ряда рефлексов: удержание головы, сидение, ходьба, в более старшем возрасте нарушение тонуса ведет к снижению работоспособности и обучаемости.

21 стр., 10447 слов

Баенская Е.Р. Нарушение аффективного развития ребенка в раннем ...

... формирования синдрома детского аутизма; -  обобщить собственный опыт психологической коррекции нарушений аффективного развития детей с аутизмом раннего возраста и       & ... закономерности развития аффективной сферы ребенка в раннем возрасте в норме и при формирующемся синдроме детского аутизма.   Предмет исследования – нарушения раннего аффективного развития при детском ...

Возможны три варианта:

1. патологический гипотонус, быстро развивается усталость рук, общее утомление и снижение внимания.

2. патологический гипертонус, ухудшение внимания, быстрая утомляемость, перенапряжение, наблюдаются характерные нарушения в письме.

3. дистония — наблюдается колебание тонуса, нарушение тонуса могут быть связаны с патологическим состоянием аффективной сферы.

Систематика аномалий развития двигательной сферы:

— моторная дебильность, корково-ассоциативная форма проявлений в нарушении мышечного тонуса, неловкость произвольных движений и синкенезий.

двигательный инфантилизм — проявляется в снижении темпа моторного развития, в длительном сохранении некоторых рефлексов раннего детства, синкенезий, запаздывание формирования навыков сидения, стояния и ходьбы.

— экстрапирамидная недостаточность — проявляется в бедности мимики и жестов, защитных и автоматических движений.

фронтальная недостаточность проявляется в снижении способности выработки двигательных формул, не целенаправленности, расторможенности и гиподинамии.

Классификация ДЦП Семеновой:

— спастическая диплегия — болезнь Литля, тетрапарез с большим поражением ног. Ребенок может обслуживать себя, овладевает учебными и трудовыми навыками, нарушения интеллектуального развития минимально, возможно обучение в массовой школе.

— двойная гемиплегия — тяжелое поражение всех конечностей с выраженной ригидностью мышц: не могут сидеть самостоятельно, интеллектуальное развитие не повышается выше степени тяжелой дебильности.

— гиперкинетическая форма — гиперкинезы, сочетаются с параличами и парезами или выступают в качестве самостоятельной симптоматики.

— атоническая — астатическая форма — характерны парезы и низкий тонус мышц. При систематическом лечении к 3 — 5 годам ребенок овладевает способностью к произвольным движениям.

— гемипаретическая форма — парезы организованы в 1 половине тела, в верхних конечностях тяжелее, чем в нижних.25-30% детей страдают олигофренией. Выраженное интеллектуальное недоразвитие, не как свидетельство двигательных расстройств, а как свидетельство массивности поражения головного мозга.

39. Особенности познавательной деятельности, личности и межличностных отношений при дефицитарном развитии. Особенности социализации и социальной адаптации при дефицитарном развитии

Дефицитарное развитие — патологическое формирование личности у детей с тяжелыми сенсорными и двигательными нарушениями, при которых недостаток сенсорных стимулов вызывает явление депривации и нарушения эмоциональной сферы.

Особенности познавательной деятельности:

— Нарушения внимания — ослабление интереса к окружающему миру.

9 стр., 4101 слов

Взаимосвязь деятельности руководителя и формирования его образа ...

... деятельности формируется определенное восприятие подчиненными руководителя. Этот процесс опосредуется рядом факторов организационного и личностного порядка. Выбор руководителем оптимальных форм общения с ... основных закономерностях перцепции. Рассмотрим его главные свойства.Целостность. Оперативный образ -- это обобщенный образ организации, его компоненты структурированы и синтезированы. Это свойство ...

— Нарушения восприятия – нарушение образов отражения; несформированная модальность (звуковая, зрительная, двигательная) психических образов; отсутствие целостности психических образов вследствие неполноты взаимодействия всех анализаторов.

— Нарушения памяти – предшествующие запечатлению и сохранению информации нарушения внимания, неполнота и искажение психических образов восприятия.

— Нарушения мышления-недостатки внимания, неполная и искаженная информация восприятия и памяти.

Для личности характерны: инфантильность, эгоцентризм; завышенная самооценка; психологическая защита.

Межличностные отношения являются большой проблемой, поскольку значительная зависимость от зрячих, слышащих, двигающихся, а значит более компетентных в окружающем мире, создает специфические трудности формирования мотивации общения, предполагающей диалог, где происходит восприятие и осмысление эмоциональных другого человека. Особенно сложно вступать в общение слепому и детям с ДЦП.

Трудности построения социального взаимодействия приводят к возникновению социальных страхов.