Сознание и самосознание 2

30

ПОНЯТИЕ О СОЗНАНИИ, ЕГО СТРУКТУРЕ И ФУНКЦИЯХ

Каждому человеку, очевидно, что он способен осознавать окружающий мир и свои переживания, то есть обладает сознанием. Он, как это кажется ему самому, знает, чего хочет в данный момент, что видит вокруг себя, о чем думает, что чувствует. Мы восприни­маем мир и самих себя настолько очевидными, что с легкой руки Декарта в научном и тем более обыденном сознании факт нашего сознания зачастую считается самым достоверным фактом на свете: «Я мыслю, а, следовательно, существую».

Однако феномен сознания ставит перед современной психологией множество вопросов, не имеющих на сегодняшний день однозначного решения. Один из главных — это вопрос об определении самого понятия «сознание». Трудность заключается в том, что сознание, пережи­ваемое каждым человеком как непосредственная данность, нельзя вывести ни из отражаемых им объектов внешнего или внутреннего мира, ни из функционирования нервной системы, ни из процессов социального взаимодействия, хотя очевидно, что именно эти факторы являются необходимыми условиями его существования. Как отмечает В. В. Налимов, нет ясного смысла, который можно было бы связать с этим словом в терминах какого-либо реального феноме­на в мире. Поэтому вопрос об определении сознания в настоящее время остается открытым.

Наибольшее распространение получило определение сознания, согласно которому оно пред­ставляет собой высшую, свойственную только человеку как общественно-историческому существу форму отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира.

Проясним суть «человечности» отражения, лежащего в основе сознания. Очевидно, что это отражение не тождественно тому, которое мы можем наблюдать в неживой природе (его примером, в частности, являются следы, остающиеся на песке, различные природные фотографические процессы) или в различных кибернетических системах. Психическое отражение носит опережающий характер, оно, в отличие от кибернетического, не только регулирует реакции ответа на непо­средственное воздействие, но и обладает способностью распознавать отдаленные признаки еще не наступивших воздействий для подготовки к ним. Однако опережающее отражение характерно не только для человека, но и для многих других живых существ (а ведь созна­ние, исходя из определения, — это сугубо человеческое явление).

3 стр., 1088 слов

НЕЙРОФИЗИОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ.Психофизиологический подход к определению сознания

... мир человека, его внутреннюю жизнь (Александров, 1997). В целом, можно сказать, что единого общепринятого определения сознания ... Академия, 2006. - 384 с. 13. Разумникова О.М. Отражение личностных свойств в функциональной активности мозга. - Н.: ... средних пирамид был назван «дендроном». Каждый дендрон обладает множес........ 1. Александров В.В. Машинная графика электроэнцефалографических данных. ...

Специфика осознания как формы отражения действительности становится более по­нятной при обращении к буквальному значению этого слова. Термин «сознание» введен в русский язык Н. М. Карамзиным как калька с латинского conscientia, которое дословно переводится как со-знание. Сознание — это знание, существующее в знаковой форме. Следовательно, для того чтобы что-то осознать, необходимо представить это в знаковой форме, то есть, проще говоря, в словах. Этот факт становится очевидным, если вспомнить, что когда что-то кому-нибудь объясняешь, то сам лучше понимаешь объясняемое.

Это утверждение часто встречает типичное возражение: «Я не всегда проговариваю словами то, что переживаю осознанно!», и, тем не менее, знаки принимают участие в осо­знании любого объекта хотя бы в скрытой форме, поскольку любой объект осознается нами в той системе категорий, к которой мы его относим в данный момент (например, один человек воспринимает дельфинов как «рыб», а второй — как «животных»).

А набор категорий, которыми способен оперировать человек, в свою очередь, задается доступными ему языковыми средствами.

Слово, обозначающее предмет, и сам предметэто вовсе не одно и го же. Если человек говорит слово «часы», то в значении этого слова содержится предмет в его обобщенной форме. И носителем содержания «часы» является не нечто вещественное, а именно слово. Предмет начинает жить для че­ловека не только в своей вещественной форме, но и в «теле» (термин А. И. Леонтьева) слова.

Однако нельзя говорить о том, что сознание и речь — это содержательно тождествен­ные феномены. Речь лишь коррелирует с содержанием сознания, которым является систе­ма значений, существующих в неразрывном единстве с чувственными образами.

Значение — это обобщенная идеальная модель объекта в сознании субъекта, в которой зафиксированы существенные свойства объекта, выделенные в совокупной общественной деятельности. Значения связаны между собой в конктретную систему, что проявляется при любой попытке дать определение тому или иному понятию.

Например, что такое «дом»? Дом — это закрытое пространство, образованное стенами, потолком, полом, окнами и крышей. А что такое «стена»? Это плоское вертикальное сооружение из твердых мате­риалов. А что такое «вертикальный», «Сооружение» и т. д.?

Именно поэтому Л. С. Выготский говорил о том, что психологически значение каждого понятия соответствует мировоззрению: оказывается, употребление слова «дом» заставляет нас найти его место в мире искусственных объектов, место искусственных сооружений в природе и т. д. В отличие от человека, животное в своем поведении не может выйти за пределы непосредственного чувственного опыта.

В экспериментах перед животным (птицами, собаками, обезьянами) ставился ряд баночек. На гла­зах животного в первую банку помещалась приманка, затем эта приманка закрывалась. Естественно, что животное бежало к этой банке, перевертывало ее и брало приманку. В следующий раз приманка помещалась под второй баночкой, и если только животное не видело эту приманку, помещенную под новой баночкой, оно бежало к прежней банке и лишь затем, не найдя приманки, бежало ко второй, где и получало приманку. Так повторялось несколько раз, причем каждый раз приманка помещалась под следующую баночку. Оказалось, что ни одно животное не может разрешить правильно эту задачу и сра­зу бежать к следующей баночке, то есть оно не может схватить принцип, что приманка перемещается в каждую следующую баночку ряда. В поведении животного доминируют следы прежнего наглядного опыта и отвлеченный принцип «следующий» не формируется.

2 стр., 963 слов

Этология с основами зоопсихологии. Классификация форм поведения ...

... действий взрослой особи, которые характерны главным образом для молодых животных (Фабри), или такая форма деятельности, через которую формируется управление поведением на основе ориентировочной ... неадекватным, схематичным, бедным. К. Фабри объяснил ограниченность и поверхностность отражения окружающего мира в ходе инстинктивного поведения тем, что примитивность психического отражения на завершающей ...

В отличие от этого, маленький ребенок, примерно 3,5-4лет, легко схватывает принцип «следующий» и уже через несколько опытов тянется к той баночке, которая раньше никогда не подкреплялась, но которая соответствует принципу перемещения приманки на следующее место [Лурия, 1979].

Человек живет не только в мире непосредственных впечатлений, но и в мире отвлеченных понятий, он не только накапливает свой наглядный опыт, но и усваивает общечеловеческий опыт, сформулированный в системе отвлеченных понятий. Следовательно, человек, в отличие от животных, может оперировать не только в наглядном, но и в отвлеченном плане, глубже про­никая в сущность вещей и их отношений. Именно способность человека переходить за преде­лы наглядного, непосредственного опыта и есть фундаментальная особенность его сознания.

Проведенные в знаменитом Колтушском питомнике под руководством И. П. Павлова опыты с шимпанзе Рафаэлем и Розой показали, что эти животные обладают умением подмечать некоторые связи между предметами и использовать их с целью удовлетворения своих потребностей. Перед Рафаэлем был по­ставлен ящик с апельсином, который ясно виднелся через отверстие. Животное пыталось овладеть им, но наткнулось на неожиданное препятствие: на пути стояла зажженная спиртовка, и Рафаэль обжегся. Это не помешало ему справиться с задачей. Он направился к баку с водой, притащил его к ящику, погасил огонь и достал приманку. В других случаях эта зада чэ решалась Рафаэлем еще проще: для того чтобы погасить спиртовку, он уже не тащил целый бак с водой, а набирал воду в кружку или в рот и гасил пламя. Однако в случае, когда эта же экспериментальная ситуация была смоделирована на плоту, находящемся в воде, а бак с водой был помещен на соседний плот, шимпанзе не проявили способности к переносу навыка: они тушили огонь, перебираясь за водой по шесту на соседний плот и не догадываясь зачерпнуть ее кружкой из озера [Павловские среды, 1949]. Объяснение этого феномена, по-видимому, кроется в том, что они «живут в единственном мире» — мире физических объектов. Эксперименты Павлова имели огромный общественный резонанс. На их основе в 1933 г. на Леннаучфильме был снят документальный фильм «Роза и Рафаэль», они упоминаются в Большой Советской Энциклопедии.

Идеальные формы — значения — в человеческом сознании существуют в неразрыв­ном единстве с чувственными формами отражения — сенсорными и перцептивными образами, представлениями, которые связывают значения с жизненным опытом человека, делая окружающий мир живым, реальным.

Люди, утрачивающие возможность адекватно отражать окружающий мир, со временем теряют ощу­щение его реальности. В частности, помогая во время Великой Отечественной войны минерам, поте­рявшим руки и зрение и лишившимся таким образом двух важнейших источников информации о мире, А. Н.Леонтьев отметил, что спустя некоторое время после ранения они утрачивают ощущение реального существования других людей и предметов, несмотря на то, что речевые функции остаются сохранными.

3 стр., 1163 слов

Тест достижений Сознание человека

... сознание – Коллективное сознание 14. Способно ли воздействовать сознание на окружающую его действительность ? 1. Да 2. Нет 3. Редко 15. Путь и средство самопознания и развития сознания человека ... в работе !!! ТЕСТ « СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА ». 1. Высшая форма отражения мира, свойственная только человеку. 1. Воля 2. Сознание 3. Подсознание 2. Готовность сознания к познанию других психических явлений ...

Понимая смысл произносимых человеком слов, они переживают странное ощущение отсутствия этого человека, «как будто бы его нет» (Леонтьев, 19/5].

Будучи включенными в систему жизненного опыта человека, значения приобретают для него личностный смысл. Личностный смысл — это индивидуализированное отражение лич­ности к действительности, осознаваемое как «значение-для-меня» безличных значений.

Сознание является интегральным образованием, оно объединяет все психические функ­ции. Его работа обеспечивается всеми познавательными процессами, предоставляющими человеку разнообразную информацию об окружающем мире и самом себе (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), формирующими отношение к ней (эмоции, чувства), обеспечивающими построение образов будущего и целеполагающую деятель­ность (мышление, воображение, воля).

Благодаря этому в психологии долгое время быто­вало представление о том, что понятие «сознание» тождественно понятию «психика» или отдельным психическим функциям, например мышлению или вниманию. В начале XXв. У. Джеймс высказал предположение о том, что сознание для психологии — это фикция, недоступная эмпирическому изучению. Современная психология различает понятия «пси­хика» и «сознание», рассматривая сознание в качестве инстанции управления психикой, условием возникновения и развития которого является язык.

Поскольку язык — это общественное по своей природе явление, сознание каждого кон­кретного человека обусловлено общественными формами сознания. Общественное созна­ние — это отражение общественного бытия, характеристика традиций, знаний и взглядов, накопленных в истории. Оно характеризует социальную сторону сознания людей, включая лишь то, что существенно для их общественной жизни: общенаучные, религиозные, право­вые, политические, нравственные и эстетические взгляды и т. д. Общественное сознание про­является в виде общественной психологии (настроений, обычаев, моды) и идеологии — си­стемы теоретических знаний, основное содержание которых составляют осознание и оценка отношения людей к действительности, выполняющих объединительную функцию.

Однако нельзя говорить об односторонней определяющей роли общественного сознания в становлении индивидуального. Общественное и индивидуальное сознание взаимно обусловли­вают друг друга. С одной стороны, развитие личности возможно только через присвоение со­циального опыта, Но, с другой стороны, социальный опыт основан на индивидуальной деятель­ности людей. Проблемами общественного сознания, его форм и функций занимается, прежде всего, философия. Психология в первую очередь ориентирована на изучение индивидуального сознания как регулятора поведения и деятельности каждого конкретного человека.

СВОЙСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ

Среди свойств индивидуального сознания необходимо отметить его активность, субъ­ективность, идеальность, интенциональность, рефлексивность, императивность, внутрен­ний динамизм и архетипичность.

8 стр., 3813 слов

Тема: «Сознания человека, как предмет философского анализа»

... в "филосо­фии жизни", открытие феномена бессознательного в психоанализе стали теоретическими предпосылками перехода к неклассической философии сознания. Одним из наиболее авторитетных неклассических подходов ... вопрос о тех возможностях, которые предоставляет человеку сознание, и о той ответственности, которую возлагает сознание на человека. Вторичность сознания по отношению к бытию означает, что ...

Активность сознания проявляется в его взаимосвязи с человеческой деятельностью. Первое, что начинает осознавать ребенок, — это собственные инструментальные движе­ния. Сознание с самого начала связано с произвольным движением. Там, где нет действия, нет и сознания. В психологии эта закономерность получила название «принципа единства сознания и деятельности». Он заключается в том, что деятельность человека определяет и направляет развитие его сознания, а сознание, все в большей степени осуществляя ре­гуляцию деятельности, улучшает его адаптацию к внешнему миру.

Известно, что при сенсорной депривации даже при сохранении интеллектуальной деятельности, ко­торую невозможно заблокировать извне, возникают так называемые измененные состояния сознания, адекватность сознания нарушается. То же явление используется в практике йоги: минимизация деятель­ности, сосредоточение на единственном объекте приводит к прекращению сознания.

Индивидуальное сознание субъективно, то есть уникально. Однако его содержание не про­извольно, оно обусловлено внешними по отношению к сознанию и независимыми от него фак­торами, прежде всего, структурами той социальной системы, в которой существует человек.

Ярким примером этого являются, например, эталоны физической привлекательности. Субъективные пристрастия представителей одной культуры, безусловно, сильно различаются, однако варьируются в большинстве случаев в рамках общего эталона привлекательности. Именно поэтому европейцу, скорее всего, не понравится женщина с мочками ушей, вытянутыми до плеч, в то время как в другом сообще­стве именно этот признак, возможно, и считается главным показателем женской красоты.

Идеальность сознания заключается в том, что отражаемые им объекты представлены в нем в особой форме — в форме психических образов, которые нематериальны по своей природе.

С древности люди пытались объяснить наличие сознания работой головного мозга. Действительно, черепно-мозговые травмы могут вызвать более или менее устойчивые нарушения в его функциониро­вании. Но полностью свести проблему изучения сознания к поискам его материального субстрата невоз­можно, поскольку в сознании отражаются не состояния головного мозга, а те или иные объекты внеш­него или внутреннего мира человека. Поэтому, по выражению В. М. Аллахвердова, «попытки перевести сознание на язык физиологии равносильны попыткам перевести англо-русский словарь на английский язык». Даже медики, склонные «физиологизировать» психическую реальность, соглашаются с этим утверждением, отмечая, что анатомировали уже тысячу мозгов, но еще ни разу не обнаружили душу» (это высказывание принадлежит Р. Вихрову, мировую славу которому принесло открытие клеточного строения организмов).

Сознание интенсионально (отлат. intentio— стремление), то есть всегда направлено на какой-либо объект внешнего или внутреннего мира. Сознание — это всегда осознание чего-либо. В сознании в каждый момент нашей жизни отражается тот или иной объект: предметы или события внешнего мира, или собственные мысли, чувства, ощущения и т. д. Оно не может пустовать: есть в сознании ничего нет — значит, нет и самого сознания.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... лишь в том, чтобы это соприкосновение стало сознательным. Именно сознанием должен коснуться и касаться человек Высших Миров, ибо бессознательное с ними общение нужных следствий не даст... Сон ... земных пут, тягостей вещей и всего, что связывает дух человека. Точно так же ко сну отходя, освобождается сознание от сора земного, чтобы свободным взлететь на крыльях ...

С интенциональностью сознания связано еще одно его свойство —рефлексивность: объектом собственного сознания может стать сам его носитель. Если первоначально со­знание ребенка направлено на окружающий мир, то со временем (к двум-трем годам) он получает возможность направлять его на собственное «Я».

Новорожденный ребенок не может осознавать себя как носителя психической реальности. Даже его собственное отражение в зеркале рассматривается им как объект внешнего по отношению к нему мира. Как разобраться, понимает ли ребенок, что в зеркалевсего лишь его отражение? Возрастные психо­логи предлагают поставить маленький эксперимент: нарисовать ребенку на носу точку губной помадой. Смотрясь в зеркало, ребенок непременно заметит этот «непорядок». Вопрос в том, как он попытается его устранить. Если ребенок вытирает свой нос, это сигнал того, что он осознает себя как «Я». Если же он начинает тереть нос своему отражению, то можно говорить о том, что рефлексивность сознания еще не возникла [Крайг, 2000]. 344

Императивность сознания заключается в том, что сознание позволяет нам отражать окружающий мир только сквозь призму общечеловеческих знаний и позиций, а также на основе концептуальных схем, характерных для той или иной культуры, предписывая нам то или иное понимание происходящего.

Именно поэтому понимание одного и того же явления у представителей разных культур может суще­ственно различаться. Например, если современные европейцы наблюдают за солнечным затмением с интересом, рассматривая его как любопытное природное явление, то для представителей архаических племен оно зачастую выступало как пугающее событие, возвещающее о конце света (Фрезер, 1983).

Внутренний динамизм и архетипичность сознания — это свойства, обусловленные по­стоянным взаимодействием сознания со сферой бессознательного. Бессознательное — это важнейшая часть человеческой психики.

Если метафорически представить психику в виде айсберга, у которого, как известно, возвышается над водой, а, следовательно, видима только десятая часть его реального объема, то сознание соотно­симо с надводной частью этого айсберга, в то время как бессознательноесо значительно превос­ходящей ее подводной.

Внутренний динамизм сознания заключается в его постоянном взаимодействии с лич­ным бессознательным, а архетипичность — с коллективным.

СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

Бессознательное представляет собой диалектическую противоположность сознательного психического. Бессознательное — это совокупность психических процессов и состояний, обу­словленных явлениями действительности, во влиянии которых человек не отдает себе отчета. Формирующийся в результате бессознательного психического отражения образ не становит­ся предметом рефлексии, поэтому в бессознательном невозможен произвольный контроль собственных действий и оценка их результативности. Бессознательное находит свое выраже­ние в разнообразных проявлениях человеческой психики: аффектах, интуиции, сновидениях, гипнозе и т. д., а также в побуждениях и поступках, причины которых человек не осознает.

5 стр., 2159 слов

Бессознательное и архетипы как основа интертекстуальности 2

... Карениной» к некой единой формуле и т.д.). Текстможно уподобить сознанию, а его смысл — бессознательному. Автор сам не знает,что он хотел этим сказать, написав ... 'бездомность, дифензивность,нравственность и неприкаянность истинного таланта / «одомашеннность»,авторитарность, безнравственность власти бездарных людей', где на одном полюсе былибы Иван Бездомный, Иешуа, Мастер, на противоположном — ...

Проявления бессознательного

Выделяются пять классов проявлений бессознательного.

Первый класс составляют неосознаваемые автоматизмы (от греч. automates— само­действующий) — действия, реализуемые без непосредственного участия сознания. В пси­хологии принято различать первичные и вторичные автоматизмы. Первичные автоматизмы представляют собой функционирование врожденных безусловно-рефлекторных программ (например, дыхание или глотание).

Попытка осознания приводит к их разрушению.

Именно об этом несмешной детский анекдот про ежика: «Шел ежик по дорожке и вдруг понял, что забыл, как дышать. Вспоминал-вспоминал, да так и не вспомнил. Сел он на пенек и умер».

В отличие от первичных, вторичные автоматизмы образуются прижизненно. По сути, они представляют собой навыки — действия, сформированные путем повторения, харак­теризующиеся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции. В их основе лежит формирование жестких однозначных связей между харак­теристиками ситуаций и серией последовательных операций, требовавших изначально со­знательной ориентировки. На основе сформировавшегося вторичного автоматизма та или иная ситуация автоматически «запускает» всю очередность необходимых операций.

Известно, что в системе воспитания ниндзя колыбель новорожденного ребенка, раскачивая, ударяют о стену. Благодаря этому ребенок учится группироваться, ожидая удара. В дальнейшем в аналогичной ситуации (прежде всего, в бою) человек группируется автоматически.

В процессе освобождения действия от сознательного контроля частичный контроль над деятельностью тем не менее сохраняется. Дело в том, что поле сознания (та область инфор­мации, которая осознается в данный момент времени) неоднородно, включает в себя фокус сознания, периферию, а также границу бессознательного. Автоматизированные действия вы­тесняются на периферию сознания или даже за его границу. Однако если на пути осуществления автоматизированного действия возникают препятствия, может наступать «деавтоматизация».

Ко второму классу проявлений бессознательного относят неосознаваемые побудители деятельности (мотивы, установки).

Основоположником их изучения считается один из са­мых популярных психологов XXв, — 3. Фрейд.

Толчком к изучению неосознаваемых побудителей сознательной деятельности для Фрейда явилось присутствие на одном из сеансов гипноза, когда пациентке было произведено внушение о том, что после пробуждения она должна встать и взять зонтик, стоящий в углу и принадлежащий одному из присут­ствующих. Пробудившись, пациентка встала, взяла зонтик и раскрыла его. На вопрос о том, зачем она это сделала, она ответила, что хотела проверить исправность зонтика. Когда ей заметили, что это не ее зонтик, она крайне смутилась. Объяснить причины своего поведения она не смогла [Фрейд, 1997].

Неосознаваемые мотивы направляют поведение человека независимо от его сознания. Они организуют осознаваемое человеком поведение, сами оставаясь в тени бессознатель­ного. Это проявляется, в частности, в оговорках, описках, ошибочных действиях. Ярчайшие примеры здесь — случаи появления у человека соматических симптомов, мотивированных неосознаваемыми факторами.

3 стр., 1210 слов

«Эргономическое исследование восприятия человеком зрительной информации»

... символов и рационального цветового оформления. Цвет является средством информации и оказывает на человека большое психологическое воздействие. Правильный выбор цвета доставляет ... исследование восприятия человеком зрительной информации» Вопрос №3: Какие способы кодирования информации Вам известны? Как зависит вероятность правильного восприятия информации от способа кодирования информации при ...

3. Фрейд в этой связи описывает следующий случай. Молодая девушка проявила большую сим­патию к своему зятюмужу своей старшей сестры. Долгое время эта симпатия маскировалась под родственную нежность. После смерти сестры, стоя у постели умершей, она подумала примерно следую­щее: «Теперь он свободен и может на мне жениться». Однако эта мысль ей самой показалась настолько эгоистичной, что тут же была вытеснена за пределы сознания. Результатом этого события стала тяжелая болезнь, которая была преодолена только после того, как девушке благодаря вмешательству Фрейда удалось осознать ее причины, ранее находившиеся в сфере бессознательного [Фрейд, 1997].

Неосознаваемые мотивы лежат в основе многих интереснейших явлений человеческой психологии: эффектов притяжения информации и событий, самоподтверждающихся про­рочеств и др.

В отличие от мотива, который направляет поведение человека на основе синтеза внешних и внутренних причин, установка — это готовность организма или субъекта к со­вершению определенного действия или реагированию в определенном направлении. Она обеспечивает выполнение заранее спланированного действия, что, безусловно, облегчает регуляцию поведения. Однако заранее предполагаемое действие в некоторых случаях мо­жет оказаться ошибочным.

В эксперименте испытуемому завязывали глаза и предлагали сравнить объем шаров, одновременно вкладываемых в руки. Несколько раз подряд в правую руку испытуемого вкладывался шар большего объема. Затем для оценки предлагались шары одинакового объема. В этой ситуации испытуемые в большинстве случаев продолжали утверждать, что объем шаров различен [Узнадзе, 1966].

Третий класс появлений бессознательного составляют неосознаваемые сопротивления сознательной деятельности — различные невербальные проявления (мимические, панто­мимические, интонационные и т. д. характеристики поведения, вегетативные реакции), выдающие истинное состояние человека, которые тот по тем или иным причинам хочет скрыть. Самые типичные примеры их проявления — это непроизвольное покраснение че­ловека в момент волнения, покачивание ногой в такт музыке и т. д.

Эстрадный артист В. Мессинг был способен «читать мысли». Артист предлагал любому присутствую­щему в зале человеку спрятать куда-либо тот или иной предмет. После этот Мессинг брал человека за руку и предлагал мысленно приказывать ему двигаться к спрятанному предмету. В большинстве случаев пред­мет безошибочно обнаруживался, что приводило публику в восторг. В реальности же номер был основан на развитой чувствительности Мессинга к идеомоторным актам, то есть тончайшим мышечным напряжениям и микродвижениям, которые сопровождают представление любого действия [Гиппенрейгер, 1997].

Подобные неосознаваемые процессы могут рассматриваться как дополнительные средства человеческой коммуникации. Кроме того, в силу своей информативности, они могут быть использованы как показатели различных психологических состояний и свойств человека. На этих принципах основаны современные детекторы лжи, фиксирующие харак­теристики, не поддающиеся сознательному контролю человека: пульс, частоту дыхания, артериальное давление, электрическую активность мозга, зрачковую реакцию и т. д.

7 стр., 3438 слов

Сознание человека 2

... речи, поэтому сознание человека – результат общественно-исторического развития в процессе деятельности. Деятельность – активность человека, которая направлена ... состояние, функционирование и направленность развития являются общественно-историческим продуктом, закономерно связанным со способом жизни человека в данной социокультурной среде. 1.2 Свойства, структура, источники и функции сознания Сознание ...

В четвертый класс проявлений бессознательного входят так называемые надсознательные процессы. В самом общем виде надсознательное определяется как не поддающийся индивидуальному сознательно-волевому контролю уровень психической активности лич­ности при решении творческих задач. Представление о существовании надсознательного разработано К. С. Станиславским в рамках актерской профессии и проинтерпретировано на психологический лад П. В. Симоновым, который рассматривал надсознательное как механизм творческой интуиции, продуцирующей субъективно новые психические образы. Понятие «субъективно новые психические образы» не обязательно предполагает задумки каких-либо произведений искусства или научных открытий. Сюда относятся любые ситуа­ции «созревания» решения: выбора профессии, выхода из сложившейся ситуации и др.

Пятый класс проявлений бессознательного составляют субсенсорные процессы — про­цессы отражения таких раздражителей, в воздействии которых человек не отдает себе от­чета. Это явление было открыто при изучении порогов ощущений, когда были обнаружены факты воздействия на поведение неосознаваемых раздражителей. Например, человеческое ухо, в отличие от органов слуха других живых существ, способно в среднем отражать звуки высотой от 16 до 20 000 герц, причем звуки выше или ниже этого интервала не осознают­ся. Субсенсорной зоной называется зона раздражителей (неслышных звуков, невидимых световых сигналов), вызывающих непроизвольную объективно регистрируемую приспосо­бительную реакцию на нераспознанные к данному моменту элементы ситуации.

В этой связи представляется любопытным вопрос о существовании так называемых «пси-явлений» — феноменов получения человеком информации способами, в которых от­сутствует стимуляция известных органов чувств, и воздействия на физические события с помощью только психических актов. К их числу относятся различные варианты экстрасен­сорного восприятия (телепатия, ясновидение, проскопия и психокинез).

Современной науке известно несколько попыток экспериментального исследования подобных явлений.

Сознание и самосознание — Стр 2

Наиболее широкое распространение в этой связи получили так называемые ганцфельд-процедуры (от нем. «пустое поле») по изучению телепатии. Получатель информации находится в звукоизолирован­ной комнате, его глаза закрыты повязками, в наушники подается «белый шум» (случайная комбинация звуковых частот, аналогичная по звучанию шуму не настроенного на радиостанцию приемника).

От­правитель информации, находясь в помещении, выбирает из большого набора стимулов — картинок или кратких видеороликов — один («целевой стимул») и пытается описать его, давая непрерывный вербальный отчет о текущих в этой связи образах. По завершении сеанса получателю предъявляются четыре стимула, среди которых есть и «целевой стимул», и просят найти последний. По результатам подобных исследований, «целевой стимул» опознается в 38% случаев при статистической вероятности 25%. Однако 38% — статистически незначительная величина, не дающая оснований однозначно судить о существовании пси-явлений [Маклаков, 2002].

В настоящее время тоже предпринимаются попытки исследования так называемых ин­струментальных ответов с участием пси-способностей. Речь идет о «счастливых случаях», которые можно было бы принять за совпадения (например, человек в последний момент отказывается от поездки на автобусе, который, как выясняется позже, в итоге попал в серьезную аварию).

Однако современная психология в отсутствие достоверных экспери­ментальных данных не может дать однозначный утвердительный ответ о существовании тех или иных пси-явлений.

Личное и коллективное бессознательное

Как уже отмечалось, одним из основоположников изучения бессознательного в психоло­гии является 3. Фрейд, предложивший его описание в 1890-х гг. Согласно его предположени­ям, во внутренних пределах бессознательного находятся инстинктивные элементы, которые недоступны сознанию. Кроме того, в бессознательном содержится материал, который ранее осознавался, но был подвергнут цензуре и вытеснен из области сознания. Этот мат ;>ал не потерян, не стерт из памяти, но никогда не вспоминается. Тем не менее, существуя в форме неосознаваемых побудителей сознательных действий, он оказывает существенное влияние на поведение человека. Эти явления получили название личного бессознательного. Материалом для формирования личного бессознательного становится прошлое человека.

Несколькими десятилетиями позже К. Г. Юнг, ученик Фрейда, ввел в научную терми­нологию понятие «коллективное бессознательное». По сути, это тот психический материал, который не проходит через личный опыт. Его составляющие возникают, распределяясь между людьми всех исторических периодов и культур. Человек при рождении не является «чистой доской»,tabularasa: психика ребенка уже хранит структуры, определяющие и ка­налы его дальнейшего развития, и способы взаимодействия со средой. Несмотря на то, что каждый человек развивается по-своему, коллективное бессознательное общее для всех людей. Согласно Юнгу, человек рождается не только с биологическим, но и с психологи­ческим наследством, детерминирующим его поведение.

Содержание коллективного бессознательного составляют архетипы — наследуемые склонности отвечать миру теми или иными способами. Юнг сформулировал идею архети­па, анализируя рассказы своих пациентов: часть из них рассказывали удивительные сны и фантазии, содержание которых никак не могло быть выведено из их жизненного опыта, но зато было соотносимо с содержанием религиозно-мифологических представлений раз­личных культур. Архетипы проявляются как воспроизводящиеся в различных культурах ситуации и персонажи. Будучи структурными элементами коллективного бессознательного, они попадают в сферу сознания только в виде символов.

С каждым архетипом могут быть связаны разнообразные символы. Например, архетип матери за­ключает в себе не только реальную мать каждого человека, но также и все другие материнские фи­гуры, соотносимые с фигурами воспитанников. К этому же архетипу относятся мистические образы женщинВенера, Мать-природа и т. д. Архетип матери, как и любой другой, содержит в себе как положительные, так и отрицательные черты. К числу последних относятся образы доминирующей или угрожающей матери, которые в средневековой Европе оформились в образ ведьмы, а в славянской мифологии персонифицировались в образе Бабы Яги.

Архетипы являются формами без собственного содержания, которые, подобно руслам рек, служат для того, чтобы придавать определенное направление психологическому ма­териалу. Они касаются самых разнообразных жизненных ситуаций: родственных связей, связей между мужчиной и женщиной, возрастных этапов жизни и т. д. В течение жизни каждый человек наполняет эти формы собственным уникальным содержанием, подобно тому, как каждая снежинка уникальна, несмотря на то, что любая из них имеет в основе кристаллическую структуру.

Взаимодействие сознания и бессознательного

С появлением и развитием идеи бессознательного стало понятно, что в поле сознания попадает только малая часть информации из окружающего мира и внутренней среды орга­низма. Следовательно, возникают вопросы о том, какие сигналы получают приоритет и что происходит с теми сигналами, которые в данный момент не осознаются.

Согласно современным представлениям, в поле сознания попадают те объекты внеш­него или внутреннего мира, которые создают препятствия на пути протекания начатого психического процесса. Все психические процессы начинаются бессознательно и могут так и закончиться, если не встретят препятствия на пути реализации. Например, человек в большинстве случаев не осознает, как дышит или глотает, до тех пор, пока не поперхнется. Функцией осознаваемых процессов, судя по всему, является поиск нового способа поведе­ния или решение новых жизненных задач.

Человек, который конспектирует лекцию, должен уметь слушать новый, незнакомый ранее материал и пи­сать одновременно. Взрослым это удается относительно легко, но маленький ребенок, только что освоивший навыки письма, конспектировать не может. Одна из важных причин заключается в том, что навык письма у маленького ребенка пока еще не автоматизирован, и для регуляции самого процесса написания букв требуется сознательная регуляция движений. Заходя в первый класс в начале учебного года, можно услышать, что большинство детей при письме шепотом проговаривают свои действия: «Палочку вверх, кружочек…», в классе в такие моменты всегда стоит легкий гул. Когда такой ребенок пишет, он может попросту не слышать обращенной к нему речи — в поле его сознания только письмо [Безруких, Ефимова, 1996].

Эта закономерность отражена в высказывании немецкого психиатра Э. Клапареда: «Мы осознаем свои мысли только о том, к чему не умеем приспособиться».

В сознание попадает незначительное количество стимулов, оно работает неэкономично, энергозатратно. В отличие от сознания, бессознательное работает быстро и плавно, освобож­дая наше сознание для преодоления новых трудностей. Сознательная обработка информации происходит последовательно, в то время как бессознательная — параллельно и одновремен­но. Зачастую бессознательная обработка информации берет на себя исполнение второстепен­ных обязанностей, чтобы сознание могло сконцентрироваться на главном.

Необходимо также отметить, что работа механизма сознания не осознается. По вы­ражению В. М. Аллахвердова, он сам принимает решения, что осознавать, что нет.

СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ

В разные моменты жизни сознание человека различно по уровню активности. Тра­диционно в этой связи принято выделять состояния средней, повышенной и пониженной психической активности, состояние перехода от активности ко сну, быстрый и медленный сон, измененные состояния сознания.

Состояние среднепсихической активности характеризуется ясностью, четкостью, вни­мание легко переключается с одного объекта на другой. Это состояние человека, находя­щегося в оптимальном самочувствии.

Несмотря на то что «повышенное» всегда кажется лучше «среднего», повышенная пси­хическая активность уступает среднепсихической по характеристике ясности и проявляется в виде так называемого «расплывчатого сознания», диффузного представления об окру­жающем мире, что бывает, например, в состоянии истерики, эйфории и т. д.

Пониженная психическая активность, встречающаяся, прежде всего, в ситуациях утом­ления, недомогания, болезни, описывается как «ослабленное сознание». Для человека в этом состоянии характерна отвлекаемость по принципу «липкого» или «порхающего» вни­мания, произвольная регуляция психической деятельности затруднена.

Для состояния перехода от активности ко сну типично так называемое «частичное созна­ние», характеризующееся свободным, трудноконтролируемым перемещением психических образов. Дифференциация сна и бодрствования затруднена по причине того, что строгой границы между сном и бодрствованием в плане активности сознания нет, о чем свидетель­ствует целый ряд фактов. В частности, на это указывает тот факт, что большинство людей запоминают свои сны и могут их пересказать, а некоторые, как, например, Кеккупе, увидев­ший во сне кусающую свой хвост змею и открывший таким образом структуру бензольного кольца, или Менделеев, создавший аналогичным образом периодическую таблицу элемен­тов, «думают» во сне, решая поставленные в состоянии бодрствования задачи. Кроме того, известно, что сон не уничтожает планов. Вдобавок сон не позволяет, как это кажется на первый взгляд, полностью отключиться от окружающего мира, что становится очевидным на примере молодых родителей, которые всегда просыпаются на плач ребенка.

Состояние сна — одно из самых загадочных состояний не только для древних людей, но и для современных ученых. В частности, до сих пор нет однозначного ответа на вопрос: «Зачем люди спят?» Давно известно, что сон необходим для поддержания жизни; если лишить человека сна, то через несколько дней наступит смерть. Для человека жизнь без сна может продолжаться значительно меньше, чем без пищи, — не более 12 суток. Лишение сна — это одна из распространенных в старину пыток.

Существует несколько точек зрения относительно функций сна. И. П. Павлов предпо­лагал, что сон — это разлитое корковое торможение, отдых нейронов коры. Однако его по­следователями установлено, что во время сна активность нейронов в целом практически не меняется, а в зрительной коре даже усиливается, и сон, таким образом, представляет собой активное состояние мозга. Согласно так называемой гуморальной гипотезе, сон — это со­стояние без мышечной активности, нужное для того, чтобы вывести из организма химические вещества, которые, накапливаясь в крови во время бодрствования вследствие мышечной активности или активности нервной системы, отравляют мозг. Однако эта гипотеза сталки­вается с противоречащими ей фактами, касающимися малоподвижных больных, которые так же нуждаются во сне, как и не ограниченные в своей двигательной активности люди.

Наблюдения, проведенные П. К. Анохиным над двумя парами сиамских близнецов, доказали пре­обладание у человека нервного механизма сна над гуморальным. Несмотря на общую кровеносную систему, когда один из близнецов спал, другой мог бодрствовать [Анохин, 1968].

Еще одно предположение о функциях сна состоит в том, что сон — это состояние, не­обходимое для обработки накопленной за день информации. Согласно гипотезе Хартмана, выдвинутой в 1978 г., каждая порция информации обрабатывается в два этапа. Первый этап — это логическая обработка порции информации, сопоставляемая с фазой «медлен­ного» сна. Здесь информация обобщается и оценивается. На втором этапе обработанная информация пересылается в определенные участки структуры долговременной памяти, где связывается с хранящимся там материалом (фаза «быстрого» сна).

Биологический ритм сна (смена его «медленной» и «быстрой» фаз) совершенно случайно обнару­жил в 1952 г. аспирант Чикагского университета Ю. Азеринский, решивший опробовать починенный им электроэнцефалограф на своем спящем сыне и установивший, что отдельные периоды сна сопровожда­ются интенсивной деятельностью мозга. Эта фаза сна впоследствии была названа «быстрым сном», или БДГ-сном, — сном, сопровождающимся быстрыми движениями глаз [Майерс, 2001].

Сейчас считается, что сон представляет собой периодическое функциональное со­стояние человека, характеризующееся отсутствием целенаправленной деятельности, от­носительной отключенностью от сенсорных воздействий, угнетенностью осознаваемой психической активности. Чередующиеся фазы сна получили называние «медленного» и «быстрого» («парадоксального», «БДГ-сна») сна. Их физиологические характеристики во многом противоположны: если в фазе «медленного» сна снижается тонус мускулатуры, замедляется дыхание, сердечный ритм, то «быстрый» сон сопровождается фиксируемыми энцефалографом быстрыми низкоамлитудными колебаниями, нарушением ритма дыхания и сердцебиения, подъемом артериального давления, подергиванием мышц лица и конеч­ностей, быстрыми глазными движениями.

При пробуждении от «медленного» сна человек не отмечает сновидений, во время его течения не отмечает внешних воздействий, что говорит о том, что его сознание в этот период значительно редуцировано. Именно в эти моменты можно наблюдать явление сом­намбулизма — снохождения, сноговорения, ночные кошмары, которые забываются при пробуждении. В отличие от этого, человек, пробудившийся от «быстрого» сна, в 75-90% случаев может сообщить о своих сновидениях. В фазе быстрого сна возможна гипнопе­дия обучение во сне (при условии повторения после пробуждения).

Это позволяет оха­рактеризовать сознание как дискретное. Обе фазы сна тесно связаны друг с другом: фар­макологическое подавление одной фазы сна автоматически вызывает нарушение другой.

Обычно организм человека функционирует в соответствии с продолжительностью суток в 24-часовом режиме. Удивительно, но для людей, оказавшихся в изоляции от признаков, информирующих о течении времени (часов, дневного света), характерно удлинение «суток» до 25-30 часов (именно поэтому легче переносятся длительные перелеты на запад, чем на восток; по тем же причинам проще засыпать в установленное время, а просыпаться по желанию, чем наоборот).

Необходимая каждому человеку продолжительность сна индиви­дуальна. В среднем цикл «быстрый сон — медленный сон» длится 60-90 минут и во время нормального ночного сна реализуется 4-5 раз. При этом на «быстрый» сон приходится около 20% времени, причем длительность этой фазы сна к утру увеличивается, тогда как «медленного» — убывает. Чередование указанных фаз и нормальная его продолжитель­ность являются обязательными условиями здоровья человека.

Науке известны существенные отклонения от обычной длительности сна как в сторону его уменьше­ния, так и в сторону увеличения. Описаны случаи, когда люди вообще не спят. Так, известен югославский крестьянин, который, получив в детстве черепно-мозговую травму, перестал спать. Сообщалось и об одной женщине из Одессы, которая перенесла грипп и после этого перестала спать. Исследованиями показано, что подобные люди фактически имеют очень дробный сон (аналогичный тому, который можно наблюдать у волков), продолжающийся всего несколько секунд в течение каждой минуты. К сожалению, он исключает возможность полноценной переработки информации [Грановская, 2001].

В подавляющем большинстве случаев лишение сна существенно нарушает внимание, сужает сознание бодрствующего человека. Вероятно, именно этим объясняется тот факт, что при переходе на летнее время в понедельник резко возрастает количество дорожно-транс­портных происшествий, У человека, который спит менее трех часов в сутки, помимо этого могут нарушаться адекватность восприятия действительности, возникать галлюцинации.

Нью-йоркский радиокомментатор Трипп продержался без сна 200 часов. На третьи сутки его стали преследовать кошмары: отблески света на столе он принимал за насекомых, ему чудилось, что радио­студию наполняют кролики. Еще через 100 часов он забыл свое имя, профессию, не узнавал место, где находился. Ему казалось, что из ящиков стола вырывается пламя, а костюм врача сплошь усыпан гусеницами [Грановская, 2001].

Особое внимание человечества с древнейших времен приковывал к себе не только сон, но и сновидения. Сновидения определяются в психологии как субъективно переживаемые представления, преимущественно зрительной модальности, регулярно возникающие во вре­мя сна, преимущественно в его «быстрой» фазе. Известно, что характерная для быстрого сна активация коры головного мозга относительно больше выражена в правом полушарии, что соответствует преобладанию в сновидении образного мышления при снижении критичности, Это тесно связано с изменением сознания в сновидении: человек не осознает себя видящим сновидение, что не позволяет ему замечать его алогичные для бодрствующего сознания мо­менты. В то же время оценка себя как личности и соответствующие эмоции (например, стыда или гордости) сохранены.

Обратившись к содержанию сновидений, можно выделить три компонента. Во-первых, сно­видение, как правило, содержит в себе «дневной остаток» — материал, связанный с событиями предыдущего дня. Во-вторых, в сновидениях могут отражаться экзогенные и эндогенные раз­дражители (раздражители из внешней или внутренней среды организма).

И в-третьих, снови­дение в образной, символической форме отображает основные мотивы и установки человека.

Согласно гипотезе 3. Фрейда, сновидения обеспечивают психологический комфорт, уменьшая возникшую в течение дня эмоциональную напряженность и вызывая этим чув­ство удовлетворенности. Сновидение, по сути, служит для символической реализации желаний человека, которые по физическим или этическим соображениям не могут быть удовлетворены.

В эксперименте Нью-Йоркского университета восемнадцати участникам в течение восьми часов не давали ни пить, ни есть. Когда они после этого явились в лабораторию, им предложили ужин из острых блюд. В результате в последующую ночь по меньшей мере одно сновидение у каждого было связано с темой жажды. На протяжении следующей ночи магнитофон мучил их бесконечно повторяемой фразой: «Ни с чем не сравнимый освежающий глоток холодной воды». Это соблазнительное предложение от­разилось в сновидениях, и число снов, в которых фигурировала жидкость, возросло. Некоторые ис­пытуемые «утоляли» жажду в своих снах, другие —-нет. Важно подчеркнуть, что тот, кто достаточно «пил» во сне и, следовательно, «утолил» свою жажду, утром пил меньше, чем остальные, которые во сне не смогли «удовлетворить» своего желания [Грановская, 2001].

Таким образом, одной из важнейших функций сновидений является эмоциональная ста­билизация, временное ослабление внутриличностных конфликтов. Причем эти конфликты не обязательно воспроизводятся в той форме, в которой они существуют в реальности (как, например, в описанном выше эксперименте).

Согласно представлениям Ф. Б. Бассина, при­чудливость сновидений связана с тем, что во сне происходит возврат к форме мышления, свойственной детям на ранних этапах развития, к оперированию конкретными зрительными представлениями. В этом смысле сновидение носит характер символических постановок, где зрительные образы заменяют собой абстрактные понятия, логические и языковые фор­мы, которыми обычно пользуются взрослые.

В. Ротенберг приводит описание очень показательного в этом смысле сновидения своей коллеги. Она шла во сне в сопровождении сотрудников лаборатории по большому пляжу и внезапно провалилась в яму, которую сама она определила как «глубокий песчаный карьер». Выбраться из нее самостоятельно она не могла. Сотрудники столпились на краю этого «карьера» и протягивали ей руки, но она не могла до них дотянуться. По мнению Ротенберга, это сновидение символизировало ее глубокие внутренние сомнения в своей профессиональной компетентности и соответствии уровню других сотрудников: даже слово «карьер» является перефразом слова «карьера» [Ротенберг, 2000].

В целом сновидения дают богатый проективный материал, репрезентируя в своем со­держании в той или иной степени осознаваемые или неосознанные внутриличностные на­пряжения.

Измененные состояния сознания — это состояния сознания, для которых характерно сужение периферического внимания, благодаря чему доступность информации, традици­онно получаемой из внешней и внутренней среды организма, ограничивается.

В число измененных состояний сознания входит бесконечно большое множество со­стояний сознания, заполняющее пространство между бодрствованием и сном. Они могут быть вызваны различными причинами. Во-первых, это ослабление чувствительности ор­ганов чувств или дефицит движений — сенсорная и моторная депривация. Такие явления можно наблюдать, например, при одиночном заключении, нахождении в море или в пу­стыне, «гипнозе автострады» и т, д. Другое условие, — напротив, повышение чувстви­тельности органов чувств, двигательной активности или эмоций на фоне повышенного психического возбуждения или истощения (например, при состояниях паники, гнева и т. д.).

Измененные состояния сознания могут возникать благодаря интенсивной психической во­влеченности в деятельность (как, например, при длительном состоянии бдительности в сторожевой работе, пламенной молитве) и, наоборот, в состоянии полной физической и психической релаксации (мистические состояния, состояния грез, сонливости).

В не­которых случаях появление измененных состояний сознания происходит под влиянием психосоматических факторов (эндокринные дисфункции, употребление психоактивных веществ и др.).

Все измененные состояния сознания можно условно разделить на два класса: сужен­ные состояния сознания и расширенные состояния сознания.

К первому классу относятся разнообразные трансовые состояния, которые можно представить как особую «отрешенность» сознания от окружающего мира, вызываемую произвольно (при аутогенных тренировках, с помощью разнообразных ритуалов (мистерии, религиозные обряды), на сеансах самовнушения или под гипнотическим воздействием, медитациях) или возникающую спонтанно при «застревании», сосредоточении внимания на объектах интроспекции или качествах восприятия внешних предметов, В трансовом со­стоянии происходит сужение сознания, особенно заметное при фиксации на каком-либо ощущении, образе, то есть ограничение круга воспроизводимых ситуаций, перераспреде­ление внимания и спад функций планирования; усиление репродуктивной активности со­знания, могут возникать яркие зрительные образы прошлого, и проявляется повышенная способность к фантазированию, усиливается тенденция к устойчивому искажению реаль­ности. Выйдя из транса, человек может испытать состояние, подобное постгипнотической амнезии, то есть он не будет помнить тех команд, которые могли ему внушаться. Кроме того, могут наблюдаться вегетативные расстройства, проявляющиеся через головокруже­ние, легкое расстройство координации и т. д.

Яркий пример воздействия трансового состояния на психику и организм человекаописанные в литературе случаи погребения заживо в подобном состоянии. Так, в одном из них человек провел в опечатанном гробу шесть недель. Когда по истечении этого срока тело достали из гроба, оно оказалось холодным и безжизненным. Человека поместили в горячую ванну, вытащили запавший язык, растерли топленым маслом, и через час он вернулся в обычное состояние сознания [Клочков, 2001].

Расширенные состояния сознания проявляются, прежде всего, в ситуации предсмерт­ных видений и употребления психоактивных веществ, Их характерная черта — переосмыс­ление человеком своего жизненного опыта, осознание его новых аспектов (не только пси­хологических, но и соматических).

Само понятие измененных состояний сознания (alteredstatesofconsciousness) было предложено американскими психологами в связи с изучением опыта, пережитого несостоявшимися самоубийцами, представление которых о собственной жизни коренным образом менялось в течение нескольких мгновений, отделявших жизнь от смерти.

Несмотря на разнообразие форм измененных состояний сознания, можно выделить ряд их сходных признаков: изменения в мышлении и сопровождающая их гипервнушаемость, нарушение чувства времени, ощущение потери контроля над действительностью и самим собой, изменения экспрессивного поведения, изменения в восприятии окружающего мира и самого себя. Эти эффекты используются в практике психологической и медицинской по­мощи людям на протяжении многих столетий (начиная с шаманских практик и заканчивая современной психотерапией).

ПРОЦЕССЫ СОЗНАНИЯ

Ответ на вопрос о том, как функционирует сознание, раскрывается через описание его процессов. Остановимся на некоторых из них — познании, переживании, самоконтроле.

Познание — это процесс отражения событий внешнего и внутреннего мира в форме знаний, которые представляются в виде человеческого опыта. Однако сами по себе знания еще не гарантируют умения их использовать. Использование знаний происходит благодаря процессам категоризации, классификации, концептуализации и др., составляющим осно­ву интеллектуального потенциала человека, в обыденном сознании получившим названиеразума, характеризующегося в континууме «ясный—мутный».

Переживание определяется как любое испытываемое человеком эмоционально окра­шенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие его собственной жизни. Оно связано с наличием стремлений и желаний, представляющих в индивидуальном сознании процесс выбора субъектом мотивов и целей его деятельности и тем самым способствующих осозна­нию отношения личности к происходящим в ее жизни событиям. В общественном сознании переживание метафорически представлено в виде образовверы, надежды и любви — иде­альных сущностей мотивации человека.

Самоконтроль заключается в рациональной рефлексии и оценках человеком собствен­ных действий — в сличении и коррекции отношений между целями, средствами и послед­ствиями действий. Способность личности к самоконтролю является одним из показателей развития ее волевой сферы, идеальной сущностью которой в общественном сознании вы­ступает дух, характеризуемый как «сильный» или «слабый». Процессы, обеспечивающие волевую регуляцию поведения — целеполагание, планирование, выбор, — описаны в раз­деле «Регуляторные психические образования».

БАЗОВЫЕ КОМПОНЕНТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ

Базовыми компонентами индивидуального сознания принято считать картину мира и Я-концепцию человека.

Картина мира — это представление о мире и о себе в этом мире, центральная часть психической жизни человека, формирующаяся в его жизненном опыте. Именно это понятие позволяет объяснить тот факт, почему объективно живущие в одном мире люди чувствуют, думают и действуют так, как будто их миры различаются. Дело в том, что сознание каждого человека вырывает из общего континуума свою часть, образуя совершенно разные субъек­тивные миры. Далекие от нашего личного миры обычно не только непонятны, но часто их существование вообще отрицается.

Сознание и самосознание — Стр 3

Среди этнографов известна история об одном малазийском племени в несколько сот человек, которое из-за горного обвала оказалось на века полностью изолированным от внешней цивилизации. Постепенно у них сложилась собственная мифологическая картина мира. Обнаружив племя, антропологи установили любопытный факт. Над долиной последние двадцать лет два раза в неделю пролетал на небольшой высо­те пассажирский лайнер. При этом ни один из жителей за всю свою жизнь так ни разу и не увидел в небе «железную птицу», более того, никто не слышал рева мощных двигателей самолета. Самолет отсутствовал в их картине мира и потому не воспринимался ими вообще [Никольская, Грановская, 2006].

Основная функция картины мира заключается в интеграции человека как личности, она является индивидуальной призмой, через которую он смотрит на мир. Невзирая на то, что картина мира отражает объективные физические и социальные отношения человека, ее содержание — результат субъективного осмысления реальности, что дает основания рассматривать картину мира как систему личностных смыслов.

Стабильность картины мира является условием устойчивой психической деятельности, поэтому любое рассогласование между ней и реальным жизненным опытом приводит к ис­кажению последнего благодаря его интерпретации в привычных для человека категориях, так называемых предвосхищающих схемах. Столкнувшись с противоречивой информацией, сознание начинает свою работу с того, что пытается исказить эту информацию или вообще удалить ее, Этот факт подтвержден многочисленными экспериментами.

Группе из 24 студентов технического вуза дважды зачитывался фрагмент поэмы М. Лермонтова «Мцыри»;

Какой-то зверь одним прыжком Из чащи выскочил и лет, Играя, навзничь на песок. То был пустыни вечный гость — Могучий барс. Сырую кость Он грыз и весело визжал; То взор кровавый устремлял, Мотая ласково хвостом, На полный месяц, и на нем Шерсть отливала серебром. …И вот в тени ночной Врага почуял он, и вой Протяжный, жалобный, как стон, Раздался вдруг… и начал он Сердито лапой рыть песок, Встал на дыбы, потом прилег, И первый бешеный скачок Мне страшной смертию грозил… Но я его предупредил. Удар мой верен был и скор. Надежный сук мой, как топор, Широкий лоб ему рассек… Он застонал, как человек, И опрокинулся.

После каждого прочтения испытуемые записывали все, что запомнили. Результаты оказались сле­дующими (далее в скобках первое число — процент испытуемых, дословно или близко к тексту вос­произведших соответствующий отрывок после первого предъявления, второе числото же, но после второго предъявления).

Фрагменты поведения, типичного для кошки: одним прыжком (8,42), потом прилег (12,46), кинулся на грудь (42,67), первый бешеный скачок (46,58), лег навзничь (50,67).

Фрагменты поведения, нетипичного для кошки: мотая ласково хвостом (0,0), протяжный, жалобный, как стон (4,21), весело визжал (8,29), встал на дыбы (21,42), сердито лапой рыл песок (33,58). 356

Типичное поведение вспоминается в 2,5 раза чаще, чем нетипичное, при первом предъявлении текста и почти в 2 разапри втором, Кроме того, достаточно показательны типичные словесные замены. Так, трансформируется в «рык», «встал на дыбы»в «изогнулся» и т. д. [Аллахвердов, 2000].

Данный эксперимент иллюстрирует искажение сознанием материала, который явно противоречит жизненному опыту испытуемых. Однако вытесняться могут и скрытые дву­смысленности, поскольку человеческое сознание стремится к однозначности и уходу не только от явных, но и от неосознаваемых противоречий.

В эксперименте А. Джадсона и К. Кофера испытуемый решал стандартную интеллектуальную за­дачу: определить, какое из четырех предъявленных слов не имеет отношения к трем другим. Тонкость состояла в том, что задача имела два равновероятностных решения. Например, предъявляются слова «прибавить», «вычесть», «увеличить», «расти». Какое слово лишнее? Как выяснилось, исходная дву­смысленность не осознается испытуемыми. Их решение задачи зависит только от порядка предъявления слов «вычесть» и «расти». Если первым идет «вычесть», то отбрасывается «расти» как не относящееся к классу арифметических операций. Если же впереди идет «расти», то отбрасывается «вычесть», по­скольку оно не относится к классу глаголов, обозначающих рост [Аллахвердов, 2000].

В ситуации неожиданного изменения привычного контекста происходит определенный сбой в поведении до тех пор, пока сознание не переинтерпретирует сложившуюся ситуа­цию, опираясь на другой, нетипичный для данной ситуации, фрагмент своего содержания, с точки зрения которой и будет в дальнейшем организовываться поведение. При этом, чем более неожиданны изменения контекста, тем больше времени сознанию нужно для того, чтобы справиться с ними. Эта закономерность, в частности, лежит в основе «притяже­ния неудач» людьми, которые считают себя неудачниками; поскольку удача вызывает шок и растерянность, такие люди склонны действовать способами, гарантирующими неудачу. В целом картина мира интегрирует мотивы, цели и сценарии поведения.

Я-концепция — это относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осо­знанная, переживаемая как неповторимая система представлений человека о самом себе, на основе которой он строит свои отношения с другими людьми и относится к самому себе. Она представляет собой целостный образ собственного «Я», выступающий как установка по отношению человека к самому себе. Ее существование обеспечивается рефлексией человека, то есть способностью направлять сознание на самого себя, самому становиться его пред­метом. Соответственно, в структуре Я-концепции, которая была предложена в началеXXв. философом У. Джеймсом, можно выделить «Я-объект» (содержание) и «Я сознающее» (про­цесс).

Эти компоненты находятся в непрерывном взаимодействии друг с другом, благодаря чему формируются образ «Я» и самооценка человека. Самооценка представляет собой оценку личностью самой себя, своих возможностей, качеств, места среди других людей. Она является важнейшим регулятором человеческого поведения, определяя критичность человека к себе и другим, его отношение к собственным и чужим успехам и неудачам (рис. 8.1).

К модальностям Я-концепции относят реальное (то, каким человек представляет себя в насто­ящее время), идеальное (то, каким он хотел бы быть в соответствии с социальными нормами его сообщества) и зеркальное (то, каким видит себя человек глазами других людей) «Я». Они пред­ставлены в аспектах физических, социальных, умственных и эмоциональных качеств человека.

Как говорят американские социальные психологи, когда общаются Джон и Гарри, на самом деле обща­ются шесть разных людей. Первый и второй—это сами Джон и Гарри. Третий и четвертый—этото, что Джон думает о Гарри и Гарри думает о Джоне. Пятый и шестой — то,что Джон думает, что о нем думает Гарри, и то, что Гарри думает по поводу того, что о нем думает Джон [Майерс, 1996]. Последняя «парочка» наглядно иллюстрирует, что такое «Я зеркальное».

Я-концепция выполняет ряд важнейших функций. Во-первых, она обеспечивает лич­ностную целостность, обеспечивая относительно независимое от событийной канвы вос­приятие человеком самого себя, позволяя сохранять стабильный и устойчивый образ «Я».О том, насколько устойчив Я-образ, говорит хотя бы следующий пример. Как известно, большинство людей не нравятся себе на фотографиях. При этом проскальзывает мысль: «Как всегда, все остальные получились нормально, и только я…»Объяснение этому факту нашли психофизиологии, измерившие с помощью специ­альной аппаратуры микросокращения мимических мышц в те моменты, когда человек подходит к зеркалу или любой другой потенциально отражающей поверхности. Оказывается, в эти моменты на лице человека непро­извольно появляется специфическая мимическая маска, благодаря которой человек видит свое отражение не совсем таким, каким его в реальной жизни видят другие люди [Никольская, Грановская, 1999]. Помимо этого, Я-концепция обеспечивает интерпретацию жизненного опыта, являясь, наряду с картиной мира, призмой, через которую рассматриваются происходящие в жизни события. Именно благодаря этой функции Я-концепции неуверенная в себе девушка-под­росток, считающая себя крайне непривлекательной, скорее всего, расценит знаки внима­ния со стороны симпатичного ей молодого человека как изощренное издевательство.

Еще одной функцией Я-концепции является организация познания окружающего мира. В частности, она во многом определяет уровень поисковой активности личности в той или иной ситуации — поведения, направленного на изменение ситуации (или отношения к ней) при отсутствии определенного прогноза его результатов, но при постоянном учете степени его эффективности. Именно представления человека о собственных возможностях эффек­тивного поведения в той или иной ситуации зачастую определяют реальную эффективность его деятельности.

В одной школе был проведен эксперимент, этичность которого вызывает сомнения, но результаты, тем не менее, однозначно подтверждают существование описанной выше функции Я-концепции. Подростки были протестированы на уровень интеллектуального развития, Через некоторое время они публично по­лучили ложную информацию об уровне своих интеллектуальных способностей. По прошествии учебного года был проведен замер динамики их успеваемости. Оказалось, что подростки, «узнавшие», что у них «низкий интеллект», стали учиться в среднем хуже, а подростки с «высоким интеллектом» — лучше (по сравнению с успеваемостью, имевшей место до начала эксперимента) [Никольская, Грановская, 1999].

Я-концепция является ядром самосознания человека, обеспечивая его внутреннюю целостность и согласованность. Самосознание — это совокупность психических процессов, посредством которых личность выделяет себя из окружающего мира, выявляет свою сущ­ность, определяет и изменяет свое отношение к прошлому, настоящему и будущему. Совре­менной психологией до сих пор не решен вопрос о.том, какова роль сознания в становлении самосознания: предшествует ли в онтогенезе сознание самосознанию (С. Л. Рубинштейн), или же, наоборот, самосознание первично по отношению к сознанию (В. М. Бехтерев), или, возможно, они развиваются одновременно (И. М. Сеченов).

Тем не менее, очевидно, что самосознание человека формируется в течение его жизни, и этот процесс проходит несколько обязательных этапов.

В раннем дошкольном детстве (до трехлетнего возраста) решаются задачи осознания границ своего тела (ведь до определенного момента ребенок может играть со своей ногой или волосами, причинять себе боль и не понимать, что сам является источником неприятно­го ощущения), осознания своей способности к самостоятельным действиям с предметами. К двум с половиной-трем годам годам в лексикон ребенка входит местоимение «Я», что окончательно закрепляет осознание им собственной личности.

В дальнейшем в период дошкольного детства происходит активное развитие самооцен­ки, которая в это время основана на чужих мнениях, прежде всего мнениях взрослых. В этом возрасте самооценка еще неустойчива и ситуативна. Обобщение самооценки и фор­мирование устойчивого образа «Я» происходит в период школьного детства, в подростко­вом возрасте, на основе сопоставления и интериоризации мнений значимых других.

Показателями уровня развития самосознания принято считать сформированности временной перспективы и личностной идентичности человека. Временная перспектива по­зволяет человеку отражать временные отношения между событиями его жизненного пути. Благодаря ей человек осознает свой возраст, оценивает вероятную продолжительность собственной жизни, свое место среди поколений своей семьи и общества в целом.

Личностная идентичность складывается из осознания и ощущения собственной уни­кальности, собственного отдельного существования (индивидуальности), ощущения, что жизненные события последовательны и взаимосвязаны (тождественности и целостности), синтетического единства Я-образов (единства и синтеза), ощущения солидарности с нор­мами общества, своей социальной и этнической группы, референтной группы.

В этой связи представляют интерес признаки «синдрома патологии идентичности», к числу которых относятся:

  • регрессия к инфантилизму — желание отсрочить достижение статуса взрослого (эта особенность может проявиться, например, в роли «вечного студента»);
  • смутная, но устойчивая тревога, ощущение изоляции и опустошенности;
  • страх перед личным общением;
  • враждебность и презрение к социальным ролям (некоторые психологи предполагают, что косвенным признаком этого является предпочтение стиля унисекс, нивелирующего мужские и женские роли);
  • презрение ко всему отечественному и иррациональная симпатия к иностранному по принципу «Там хорошо, где нас нет».

Итак, базовые компоненты индивидуального сознания — картина мира и Я-концеп­ция — призваны обеспечить человеку устойчивое во времени восприятие окружающего мира и самого себя. Для того чтобы их стабильность не нарушалась огромным количеством противоречивой информации, поступающей из внешнего и внутреннего миров, в психиче­ской организации человека существует система психологических защит, впервые описан­ных в психологии 3. Фрейдом.

Психологическая защита — регулятивная система стабилизации личности, направлен­ной на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознани­ем конфликтной (или потенциально конфликтной) информации. Ее функцией является ограждение сферы сознания от неприятных переживаний. Благодаря ее работе происходит специфическое изменение содержания сознания под воздействием защитных механизмов. В современной психологии существует несколько их классификаций; исторически первая из них создана дочерью 3. Фрейда А. Фрейд, посвятившей свою жизнь детскому психо­анализу. Ниже охарактеризованы некоторые психологические защиты.

Механизм сублимации представляет собой перевод социально не одобряемых импуль­сов (прежде всего агрессивных и сексуальных) в социально приемлемое русло. Наиболее типичные примеры сублимации с точки зрения теории психоанализа — моменты творчества.

Отрицание проявляется в стремлении избежать информации, противоречащей пред­ставлениям о себе, задевающей самооценку. Благодаря отрицанию лектор думает о не в меру разговорчивых студентах: «Им настолько нравится моя лекция, что они не могут не поделиться с соседом». Этот же механизм лежит в основе отказа человека с алкогольной зависимостью признать, что он болен.

Вытеснение работает по принципу избегания внутреннего конфликта путем забывания ситуации или собственного поведения в ней. Неприемлемая информация или мотив от­вергаются на пороге сознания. Это бывает, например, когда человек полностью забывает о невыполненном обещании, долге, неэтичном поступке. Важно, что человек не делает вид, а действительно забывает всю неприятную информацию, полностью вытесняет ее из памяти.

Рационализация предоставляет человеку возможность осознавать только ту часть ин­формации, которая позволяет представить поведение как контролируемое. Так, переживая неудачу, человек защищает себя от ее неприятных переживаний тем, что переоценивает значимость травмирующего фактора в сторону ее понижения по принципу «Не очень-то и хотелось». Рационализация предполагает подмену мотивов, поэтому, например, вполне вероятно, что внезапная занятость сверх меры на деле может маскировать от самого чело­века страх перед походом к стоматологу, в котором назрела острая необходимость.

Проекция заключается в бессознательном переносе собственных чувств, стремлений и желаний (прежде всего неприемлемых) на других людей. Ее суть отражена, в частности, в пословицах: «Вор свой дом хорошо запирает», «В чужом глазу соринку видит, в своем бревна не замечает».

Благодаря идентификации может происходить неосознанное отождествление себя с другим человеком, перенос на себя его чувств и мыслей. На этом механизме основан весь­ма распространенный архаический обычай: древние люди съедали сердце медведя, чтобы стать таким же сильным. Примером идентификации в современном мире может служить выбор профессии «как у значимого человека». В широком смысле идентификация — это неосознаваемое следование образцам, идеалам, позволяющее преодолеть собственную слабость и чувство неполноценности.

Отчуждение представляет собой механизм изоляции травмирующих факторов. При этом неприятным эмоциям блокируется доступ в сознание, так что связь между каким-то событием и его эмоциональной окраской не осознается. Такое наблюдается, например, в случаях деперсонализации, сопровождающих серьезную соматическую болезнь, и вы­ражается формулой: «Болеет мое тело, а не я».

В случае замещения действие, направленное на недоступный объект, переносится на доступный. Замещение разряжает напряжение, созданное неудовлетворенной потребно­стью, но не приводит к желаемой цели. Когда человеку не удается выполнить действие, необходимое для достижения поставленной перед ним цели, он иногда совершает первое попавшееся бессмысленное движение, дающее какую-то разрядку внутреннему напряже­нию. Примерами могут служить любые случаи косвенной агрессии, спускание своего гнева на «козлов отпущения», попытки заменить потерянные близкие отношения общением с другим человеком и т. д.

Реактивное образование представляет собой демонстрацию чувств и поведения, противо­положных истинным. И в результате можно увидеть крайне неуверенного в себе подростка, которого педагоги и родители считают «нахалом, который слишком много о себе думает».

Благодаря регрессии человек получает возможность справляться с неприятной инфор­мацией путем возвращения к формам поведения, приносившим удовлетворение на ранних стадиях развития, в детстве. Видимо, именно поэтому страдающий человек часто прини­мает «внутриутробную» позу.

Нельзя не отметить также перцептивные защиты, которые, в отличие от перечислен­ных выше, блокируют поступление информации «на входе» и просто не позволяют видеть и слышать то, что может вызвать у человека чрезмерную тревогу или подорвать его само­оценку. Когда, например, в процессе острого спора, затрагивающего значимые для человека моральные моменты, собеседник вдруг замечает, что его оппонент как бы не слышит его наиболее сильные аргументы, с очевидностью выставляющие его в неблагоприятном свете, это значит, что сработал этот механизм защиты.

Подводя итог краткой характеристике отдельных механизмов психологической защиты, необходимо еще раз подчеркнуть, что они необходимы для поддержания стабильности картины мира и Я-концепции, обеспечивающих, в свою очередь, целостность личности.

АССИМИЛЯЦИЯ РЕФЛЕКСИВНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ОБРАЗОВАНИЙ В КАЧЕСТВАХ ЛИЧНОСТИ

Рефлексивные психические образования ассимилируются в качествах личности, харак­теризующих ее открытость собственному опыту, самопринятие, гибкость представлений о себе, внутреннюю согласованность личности. Остановимся на некоторых из них.

Открытость собственному жизненному опыту (рефлексивость) предполагает глубокое самосознание, внутреннюю честность, критичность по отношению к собственным поступ­кам. В психологии личностная рефлексия рассматривается как механизм саморазвития личности, поскольку предполагает способность человека сделать самого себя предметом специального рассмотрения и практического преобразования. Рефлексивные свойства человека представляют собой устойчивые свойства самосознания, которые в личностно-биографическом плане выступают как осознание себя субъектом своего жизненного пути, ответственного за свою судьбу.

Самопринятие заключается в симпатии человека к самому себе, согласии со своими внутренними побуждениями, принятии себя со всеми достоинствами и недостатками. При­нимающий себя человек ощущает силу своего «Я», относится к себе как к уверенному, самостоятельному и надежному человеку, которому есть за что себя уважать, ценит себя и одновременно считает, что его «Я» ценно и для других людей.

Гибкость представлений о себе проявляется в желании изменяться, постоянной неудо­влетворенности собой, тяге соответствовать идеальным представлениям о себе и стрем­лении к постоянному саморазвитию. Напротив, ригидность Я-концепции («самопривязан­ность») связана с консервативной самодостаточностью, отрицанием необходимости изме­няться. У такого человека преобладает самодовольно-положительный фон отношения к себе, что вполне может быть свидетельством активной работы механизмов психологиче­ской защиты.