Экзаменационный билет № 24
- Трудовое воспитание, его связь с профориентацией.
- Понятие о психологическом консультировании. Цели и задачи консультативной работы.
- Выберите из отличительных особенностей процессов отражения те, которые характеризуют мышление человека.
- Отражение отдельных свойств предметов и явлений материального мира.
- Отражение прошлого опыта в виде чувств, мыслей и образов, прежде воспринятых предметов и явлений.
- Отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей.
- Отражение общих и существенных признаков, связей и отношений предметов и явлений.
- Отражение при непосредственном воздействии предметов и явлений на органы чувств.
- Отражение действительности опосредованным путем при обязательном участии речи.
1.Трудовое воспитание, его связь с профориентацией.
Трудовое воспитание (ТВ) есть процесс вовлечения учеников в педагогически организованные виды труда с целью передачи им производственного опыта, развития трудовых умений, трудолюбия и других качеств работника. Содержательную основу трудового воспитания школьников составляют следующие виды труда. Общественно полезный труд организуется в интересах членов всего коллектива и каждого ребенка в отдельности. Он включает в себя труд по самообслуживанию в школе и дома (уборка класса, школьной территории, бытовой труд дома, уход за насаждениями и др.), летнюю работу на полях во время школьных каникул, работу в школьных строительных отрядах, школьных лесничествах, тимуровскую работу.Производительный труд предполагает участие школьников в создании материальных ценностей, вступление в производственные отношения. Участие в производительном труде развивает у учащихся профессиональные интересы, склонности, потребности в труде, они познают смысл экологических понятий и категорий.
Учебный труд школьника включает в себя труд умственный и физический. Умственный труд является наиболее напряженным, требует больших волевых усилий, терпения, усидчивости. Привычка к повседневному умственному труду имеет большое значение для всех видов трудовой деятельности.Успех трудового воспитания зависит от его правильной организации ТВ направлено также на осуществление начального профессионального образования и профессиональной ориентации (ПО).
Методы изучения соматических и вегетативных реакций как отражения ...
... - метод вызванных потенциалов; - томография. Среди методов изучения вегетативных реакций, как отражения психических явлений, можно выделить следующие группы методов: - методы оценки глазных реакций; - методы ... артефакты (помехи, вызванные мышечной активностью обследуемого, смещением электродов или работой посторонних приборов). Для минимизации помех в исходной записи рекомендуется использовать ...
В классической советской педагогике имеется принцип связи обучения с трудом, отражающий концептуальный взгляд на роль труда в воспитании. Согласно этой концепции, труд ребенка, включенный в систему образования, является условием всестороннего развития и средством подготовки учащихся к жизни и трудовой деятельности. Это так, и русская, и западная педагогика придавали большое значение труду в воспитании детей.
Кроме обучающей функции, труд имеет развивающую функцию: обеспечивает интеллектуальное, физическое, эмоционально-волевое, социальное развитие. Воспитывающая функция труда состоит в том, что педагогически правильно организованный труд формирует трудолюбие, ответственность, взаимодействие, дисциплинированность, инициативу и пр. Для создания концепции ТВ много сделал А.Макаренко, он описал педагогические условия труда как средства воспитания: производительный, коллективный и соревновательный характер труда, разнообразие и усложнение трудовых операций, эстетика и научная организация труда, рациональный режим труда и отдыха, положительный эмоциональный фон.
Советская школа функционировала на основе этой концепции как общеобразовательная, трудовая, политехническая. В ней были обязательны уроки трудового обучения и виды труда школьников. Трудовое обучение — это процесс формирования у учащихся знаний и умений в области труда. Образование в школе носит политехнический характер: дается знание об основах современного производства, техники, экономики. Систему ТВ составляет совокупность задач, содержания, методов и средств. К задачам ТВ относятся: формирование знаний о технике, производстве, экономико-социальных проблемах; выработка навыков и умений работы с простейшими инструментами и станками; развитие способностей, интересов, ума, воли и пр.; формирование добросовестного отношения к труду, потребности в нем; подготовка к выбору профессии.
Эти задачи решаются в процессе общеобразовательной подготовки, на уроках труда, в различных видах труда школьников, в том числе в летних работах, во внеурочной деятельности. В последней используются такие методы и формы, как беседы, встречи с интересными людьми, различные трудовые акции, экскурсии и пр. Показателями трудовой воспитанности являются потребность школьника в труде, интерес к труду, трудовая активность, наличие знаний о производстве, трудовых умений, готовность к выбору профессии.
Представление о труде как о важном факторе воспитания остается в современной российской школе, хотя труд школьников и начальное профессиональное образование являются необязательными, а рекомендуются, если есть возможности и спрос. Отечественная концепция трудового воспитания, по-видимому, будет сближаться с западным подходом, согласно которому начальная трудовая подготовка и профессиональное обучение имеются для тех, кто не идет в университет.
Профессиональная ориентация школьников. Составной частью ТВ является профессиональная ориентация — процесс оказания помощи учащимися в выборе профессии в соответствии со способностями, склонностями и рынком труда. Система ПО включает следующие компоненты. Профессиональное просвещение — ознакомление учащихся с миром труда, профессий, с проблемами профессионального самоопределения. Профессиональная диагностика — изучение учащихся с целью выработки рекомендаций в выборе профессии. Диагностика может быть медицинской, социально-психологической, педагогической. Профессиональная консультация — выдача рекомендаций и советов по профессиональному самоопределению . Профессиональный отбор — выбор кандидатов на освоение какой-либо профессии. Профессиональная адаптация — процесс приспособления молодых людей к условиям производства.
Роль безопасных условий труда в повышении качества трудовой жизни
... в современных условиях производства большое число занятых не воспринимают свою профессию и участие в процессе труда как личную склонность, в чем выражается нарушение моральной целостности, то ... выматывающей духовно и физически деятельности, что негативно отражается и на его психической жизни и психической целостности. Полная гуманизация среды человека требует защиты человека как совокупности, ...
Специальную деятельность по профориентации проводят центры ПО, где работают специалисты. В профориентационной работе имеются два подхода, адаптационный и развивающий. Первый состоит в подборе профессии ученику по его наличным возможностям. Второй предлагает развивать ученика и готовить его к самостоятельному выбору спектра специальностей. Российская школа ориентируется на второй подход и в определенной мере проводит ПО работу, цель которой — профессиональное самоопределение учащихся. Она конкретизируется в следующих задачах: помощь в изучении мира профессий, производства; руководство учащимися в изучении и развитии ими своих способностей, склонностей, в осуществлении профессионального самоопределения; изучение и консультирование учащихся с выдачей рекомендаций по саморазвитию и выбору профессии.
Эти задачи реализуются в учебном процессе и внеурочной деятельности, в учебно-производственных комбинатах силами учителей, врачей, психологов, других специалистов, родителей. Ознакомление с миром профессий проходит в форме бесед, экскурсий, встреч, конференций, конкурсов и пр. Для профессиональной диагностики имеются различные методики: тесты, опросники, деловые игры. Развитию интересов и способностей служит работа кружков, клубов, детских центров.
Итогом ПО работы является профессиональное самоопределение учащихся, понимаемое как состояние готовности выпускника к выбору профессии. Ее показатели: наличие профессионального выбора, знание о профессии и ее требованиях к личности, знание своих индивидуальных особенностей.
2.Понятие о психологическом консультировании. Цели и задачи консультативной работы.
Психологическое консультирование возникло в ответ на потребности людей, которые не имеют клинических нарушений, но кому нужна психологическая помощь. В консультировании психолог сталкивается с людьми и, которые есть проблемы в повседневной жизни: плохая успеваемость в школе, неуверенность в себе, колебания в принятии решений и т. д., конфликты на работе, не уверенность в личной жизни
Чаще всего ПК нужно людям не приспособленным к жизни и кого называют неудачниками, они обращаются к психологу, тогда когда не знают как поступать. ПК как молодая область психологической практики не имеет строгих границ, поэтому в её поле зрения попадают разные проблемы. Имеется много определений консультирования и все они включают несколько положений: 1) консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению, 2) консультирование помогает обучаться новому поведению,3) консультирование способствует развитию личности.
2.Цели и задачи психологического консультирования
... несет ответственности за конечный практический результат психологического консультирования (если, конечно, клиенту были даны правильные рекомендации). Многие проблемы психологического характера, с которыми люди сталкиваются в ... психологом-консультантом личности клиента с целью выяснения того, сможет ли клиент самостоятельно справиться с возникшей у него проблемой. 4. Четкое формулирование советов и ...
Консультант принимает клиента как уникального индивида, за которым уважается и признаётся право свободного выбора, право жить собственной жизнью.
ПК как особая отрасль психологической помощи направлена на помощь для достижения ими цели личностного развития, его цель обеспечить человека продуктивным существованием в конкретных обстоятельствах его жизни, дать человеку возможность справиться с проблемами связанными с ним.
Общие цели: 1) Самостоятельные поступки, 2) Оценка последствий риска, 3) Оценка свойств своей личности, 4) Развивать умения и поддерживать межличностные отношения, 5) Повышение потенциала личности.
Цели клиента и консультанта в конечном счёте соприкасаются, каждый консультант имеет свою систему целей, которые соответствуют его теоретической ориентации, каждый клиент имеет свои цели которые привели его к специалисту.
Задачи:1 устранение проблем, 2 информирование человека о сути возникновения у него проблемы и реальной степени её серьёзности, 3 изучение клиента для выполнения того сможет ли он справиться с проблемой,4.помощь клиенту в формировании у него четкого представления по поводу полученного решения его проблемы, 5 передача психологом клиенту элементарных жизненно-необходимых знаний Психоанализ Фрейда является сложным методом, требует солидной подготовки и длительной трудовой подготовки. Бихевиоризм – среди идей есть такие, которые по содержанию совпадают с консультативными действиями. Это выяснение причин, наследственных связей, последовательности событий, которые определяют поведение клиента. Так же вместе с клиентом выбираются достижимые для него цели, перечисляются альтернативы и осуществляется формирование плана действий на будущее.
3.Выберите из отличительных особенностей процессов отражения те, которые характеризуют мышление человека.
- Отражение отдельных свойств предметов и явлений материального мира.
- Отражение прошлого опыта в виде чувств, мыслей и образов, прежде воспринятых предметов и явлений.
- Отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей.
- Отражение общих и существенных признаков, связей и отношений предметов и явлений.
- Отражение при непосредственном воздействии предметов и явлений на органы чувств.
- Отражение действительности опосредованным путем при обязательном участии речи.