Предмет, задачи, основные понятия психофизиологии профессиональной деятельности

Лекция 1

Психофизиология — раздел психологии, изучающий физио­логические основы протекания психических процессов, форми­рования состояний. Наряду с традиционными для психофизио­логии разделами (психофизиология анализаторов, организации движений, активности, памяти и обучения, речи, мотивации и эмоций, стресса, дифференциальная психофизиология) в последние годы развиваются новые направления исследований: соци­альная, клиническая, сравнительная психофизиология, психофи­зиология профессиональной деятельности и др.

Предметом психофизиологии являются механизмы и закономерности взаимодействия физиологического и психиче­ского уровней отражения.

Соотношение физических (физиологических) и психических процессов в науке получило название психофизиологическая про­блема. В более широком смысле принято рассматривать психо­физическую проблему — вопрос о месте психического в природе. По своей философской сути психофизиология — это проблема взаимоотношения физического и психического, мозга и сознания, тела и души.

  1. История психофизиологии профессиональной деятельности

Современный этап функционирования сложных технических систем на транспорте, в энергетике, других отраслях промышлен­ности потребовал использования системного подхода, направлен­ного на согласование характеристик техники с психофизиологи­ческими возможностями человека, а также соответствующей орга­низации профессиональной деятельности (режимов труда, отды­ха, нормирования профессиональной нагрузки и пр.) и подготов­ки к ней.

1.2. Задачи психофизиологии профессиональной деятельности

Психофизиология профессиональной деятельности — науч­но-практическая дисциплина, направленная на обеспечение:

  • функциональной надежности работника,
  • всесторонний сис­темный анализ характеристик работающего человека
  • и учет их «психофизиологической» составляющей с целью достиженияэффективности профессиональной деятельности и безопасно­сти труда.

На вопросе разграничения предмета и задач, решаемых пси­хофизиологией профессиональной деятельности и смежными с ней дисциплинами, прежде всего, психологией труда, эргономи­кой, медициной труда, физиологией и гигиеной труда, необходи­мо остановиться особо. Специфика психофизиологии состоит в том, что научным предметом ее изучения является своего рода «гра­ница», область соприкосновения, взаимодействия и перехода пси­хического и физиологического отражения. Поэтому бывает очень трудно, а порой практически невозможно выделить «в чистом виде» территорию психофизиологии, не «вторгаясь» в границы, напри­мер, психологии труда или гигиены труда и эргономики.

4 стр., 1782 слов

Взаимовлияние профессиональной педагогической деятельности и личности учителя

Федеральное агенство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тверской государственный университет» Факультет психологий и социальной работы. Контрольное задание по педагогике. «Взаимовлияние профессиональной педагогической деятельности и личности учителя» Выполнила студентка 1 курса отделения экстернат Шведова М.А. Проверил: Старший ...

Например, специалист в области психофизиологии профес­сиональной деятельности изучает причины совершения ошибок операторов сложной технической системы. Этими причинами могут быть и эргономические недостатки техники, затрудняющие взаимодействие в системе «человек—машина» (область «ответ­ственности» инженерной психологии); и неудовлетворительные условия труда на рабочем месте, выражающиеся в превышении предельно допустимых значений показателей микроклимата, ос­вещенности, шумов и вибрации (область «ответственности» гиги­ены труда); и развитие неблагоприятных психофизиологических состояний (утомления, психической напряженности), обусловлен­ное недостатками в организации труда или неполноценным пред-сменным (предрейсовым) контролем работников («сфера ответ­ственности» медицины труда) и др. Поэтому решение задач, сто­ящих перед производственным психофизиологом, невозможно без системного анализа алгоритмов труда, организации, средств и ус­ловий деятельности, структуры профессионала и профессионализ­ма, особенностей профессиональной подготовки и обучения ра­ботника. Таким образом, предметная область психофизиологии профессиональной деятельности соприкасается и взаимодей­ствует со многими смежными дисциплинами.

9 стр., 4300 слов

Профилактика беспризорности и безнадзорности как направление деятельности региональных органов социальной защиты населения

... профессионального образования «Омский государственный технический университет» Реферат Профилактика беспризорности и безнадзорности как направление деятельности региональных органов социальной защиты населения ... : -Всеобщую декларацию прав человека; -Декларацию прав ребенка; ... информации, наносящей вред здоровью несовершеннолетних, их нравственному ... в общественно полезный труд, организуется обучение ...

Вышесказанное не означает, что психофизиология профессио­нальной деятельности не имеет своего специфического предме­та исследований. Этим предметом являются прежде всего психо­физиологические (или психические) состояния человека, разви­вающиеся в процессе трудовой деятельности под влиянием раз­нообразных факторов трудового процесса.

Задачи психофизиологии профессиональной деятельности:

1) разработка рекомендаций и организация проведения про­фессионального психофизиологического отбора (далее — ППО).

ППО является составной частью общего отбора и наряду с профессиональным (образовательным), медицинским отбором, на­правлен на подбор лиц, которые по своим профессионально важ­ным качествам (далее — ПВК) в наибольшей степени соответству­ют требованиям профессиональной деятельности, обеспечивает освоение профессии. В структуре ПВК, оцениваемых при профот­боре, выделяются психофизиологические качества и свойства. По­этому ряд методик, используемых в этой области, строго говоря, являются психофизиологическими;

2) диагностика неблагоприятных психофизиологических состо­яний, прогнозирование на этой основе нарушений работоспособ­ности. Для решения этой задачи осуществляются периодические психофизиологические обследования, углубленные (расширен­ные) психофизиологические обследования по показаниям (брак в работе, аварии, ухудшение состояния здоровья, затруднения в про­фессиональной и социальной адаптации и др.);

3) психофизиологическая коррекция и реабилитация. Это сис­тема психодиагностических и коррекционных мероприятий, на­правленных на выявление и устранение донозологических (не пе­решедших в болезнь) нарушений здоровья работающего человека.

5 стр., 2028 слов

организационно-педагогические особенности управления повышением профессионального мастерства педагогических работников в ДОУ.

Содержание Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты повышения профессионального мастерства педагогических работников 7 1.1 Роль подготовки, переподготовки и повышение квалификации кадров 7 1.2 Основные формы обучения, повышение квалификации и подготовки кадров в условиях рыночной экономики 15 1.3 Факторы, влияющие на профессиональное мастерство работников 21 Выводы по главе 1 26 2.1 Разработка ...

Теоретической и методологической базой развития этого направ­ления стала «Концепция „Здоровье здорового человека“», утвер­жденная Министерством здравоохранения Российской Федерации (приказ от 21 марта 2003 г. № 113 «Об утверждении концепции ох­раны здоровья здоровых в Российской Федерации»), в которой констатируется, что «…за последние 25 — 30 лет прогрессируют со­циально зависимые и профессионально обусловленные дефекты здоровья населения (дизадаптивные синдромы, социально-экологическое утомление и переутомление, стрессогенные заболевания).

Охрана и укрепление здоровья здоровых проводится в отноше­нии граждан Российской Федерации как абсолютно здоровых (5 — 7%), так и имеющих 1 — 2 заболевания в состоянии стойкой ре­миссии (55—70%).

Из числа последних наиболее многочисленна часть населения, имеющая дизадаптационные явления, состояние хронической ус­талости, явления утомления и переутомления, снижение умствен­ной и физической работоспособности. Названные состояния при продолжающемся воздействии физических и социальных факто­ров с высокой вероятностью приводят к обострению основного заболевания, развитию сопутствующих. Настоящая концепция концентрирует и развивает указанные направления деятельности по охране и укреплению здоровья здорового населения, опреде­ляет основные направления развития экспресс-диагностики уров­ней здоровья, пути сохранения и увеличения функциональных резервов человека, принципы создания индивидуальных и популяционных систем оздоровительных технологий;

4) участие в нормировании профессиональных нагрузок, обоснование рациональных режимов труда и отдыха работников. Решение этой задачи предполагает ограничение продолжительности периодов непрерывной работы, выделение обязательного времени отдыха или проведение специальных мероприятий для восстановления работоспособности. Обоснование нормы рабочей нагрузки (месячной, годовой) с учетом специфики профессиональной деятельности и условий ее реализации;

5 стр., 2372 слов

Психология профессионального здоровья

... здоровья, работоспособности и профессионального долголетия человека в процессе трудовой деятельности. Особую актуальность вышесказанное имеет в отношении людей, чья профессиональная деятельность протекает в стрессовых условиях. Когда речь заходит о профессиональном здоровье ...

5) психофизиологическое сопровождение обучения и подготовки работников. Оно состоит в разработке и внедрении методов и технических средств обучения для формирования системы компенсации недостаточно развитых отдельных профессионально важных качеств, для психофизиологической оптимизации профессиональной подготовки, в том числе к действиям в нестандартных и аварийных ситуациях. Реализация этого направления связана с учетом психофизиологических закономерностей формирования трудового навыка, динамики функциональных состояний в процессе обучения. Перспективным является участие психофизиологов в разработке и эксплуатации тренажеров, создаваемых в высокотехнологичных отраслях промышленности (например, энергетике), на транспорте и в военном деле;

  1. психофизиологическое изучение ошибочных действий. Действенным направлением для разработки и организации мероприятий по обеспечению безопасности производственных процессов является психофизиологическое изучение ошибочных действий работников. Такое изучение оказывается продуктивным при опоре на методологию системного подхода к безопасности труда, применение которого не позволяет ограничиться лишь злополучной констатацией «вины» человека в авариях и браке в работе;
  2. психофизиологическое обеспечение формирования групп (команд, экипажей, бригад) работников. Подготовке к совместной деятельности уделяется большое внимание в различных отраслях хозяйства, в частности, на железнодорожном транспорте, в гражданской и военной авиации, космонавтике. Учет психофизиологических особенностей работников базируется на мнении ряда авторов о различных формах совместимости (социально-психологической, психологической, психофизиологической) и важном значении для совместной деятельности психофизиологической совместимости;

8) психофизиологическое обоснование эргономических требований и рекомендаций по учету характеристик человека, его возможностей и ограничений при разработке технических средств деятельности и оптимальной внешней среды на рабочих местах специалистов модернизируемых и новых образцов техники. Эта задача нацелена на профилактику ошибок человека, обусловленных неблагоприятными психофизиологическими состояниями (утомлением, стрессом), создание условий для повышения его надежности. Наибольшие успехи в этом смысле достигнуты в авиации и космонавтике.

Для всестороннего решения поставленных задач необходимы дальнейшее развитие методов мониторинга уровня профессионального здоровья и психофизиологического состояния работников, критериального аппарата для их оперативной оценки на этапах профессионального производственного цикла, разработка программ психофизиологической и медицинской реабилитации с приорите­том использования немедикаментозных средств повышения адап­тационных возможностей, психофизиологической устойчивости к неблагоприятным условиям жизни и труда.

Методы психофизиологии профессиональной деятельности

Приступая к обзору методов психофизиологии профессиональ­ной деятельности, целесообразно дать общую характеристику ме­тодов собственно психофизиологии и остановиться на тех из них, которые применяются при анализе профессиональной деятельно­сти. Все многообразие методов психофизиологии можно объеди­нить в пять групп: наблюдение, тесты, электрофизиологические методы, моделирование и эксперимент (Хачатурьянц Л. С, Гримак Л. П. и др.).

Часть из них применяется в психофизиологии профессиональной деятельности.

2.1. Методы психофизиологии

2.1.1. Методы наблюдения

Наблюдение является традиционным и старейшим в психоло­гии методом, который, на первый взгляд, трудно отнести исклю­чительно к какой-либо отрасли психологии. Однако есть все ос­нования выделить группу методов наблюдения, кото­рые можно считать исключительно психофизиологическими. Это те методы, где удается фиксировать не просто поведенческие акты, но те признаки, которые отражают особенности протекания фи­зиологических процессов при определенных психических состоя­ниях или ситуациях поведения. По легенде, Александр Македон­ский набирал солдат в свои фаланги, наблюдая за реакцией кан­дидата в ситуации испуга. Принимали в войско тех, кто при испу­ге краснел, что, как свидетельствовал опыт полководца, было при­знаком стойкости новобранца. Говоря языком науки, отбор позволял выделить симпатотоников, т. е. лиц с преобладанием то­нуса симпатической нервной системы. Покраснение кожных по­кровов в ситуации нервно-эмоционального напряжения — один из признаков преобладания симпатического отдела вегетативной нервной системы над парасимпатическим. Аналогичные реакции

можно наблюдать, например, у претендента на вакансию, проходящего собеседование при приеме на работу. О других объектах для наблюдения психофизиолога речь пойдет далее.

2.1.2. Тесты

Среди огромного числа психологических тестов (испытаний), разработанных и применяющихся в настоящее время (А. Анастази, С. Урбина), основным средством, используемым в психофизи­ологии профессиональной деятельности, являются так называе­мые батареи (т. е. специальные наборы) коротких тестовых испы­таний, характеризующих психические процессы при решении со­ответствующих профессиональных задач. Основой для выделения этих психических процессов выступает профессиографический анализ деятельности, а тесты направлены на выявление и количественную оценку произошедших под влиянием определенных причин (факторов, влияющих на состояние субъекта трудовой деятельности) сдвигов исследуемых психических процессов. Поэто­му в данном случае может быть использована практически любая из разработанных в экспериментальной психологии методик, оце­нивающая эффективность процессов восприятия, памяти, внима­ния, мышления и т. д. (корректурная проба Бурдона, таблицы Шульте, метод парных ассоциаций и многие другие).

В практическом использовании перечисленных выше методик имеются два серьезных недостатка. Первый состоит в том, что тестовые нагрузки не всегда повторяют структуру основной деятель­ности работника, что может приводить к неудачам в тестирова­нии (например, ряд психофизиологических характеристик оставались неизменными у человека после непрерывной работы на конвейере в течение 56 часов).

Другой принципиальный недо­статок состоит в том, что с их помощью можно оценивать лишь внешнюю результативность анализируемых функций, но весьма затруднительно сказать о причинах наблюдаемых явлений (А.Б.Леонова, 1984).

Одним из существенных условий успешности использования психометрических методик является надлежащее техническое обеспечение обследования. Возможностей традиционных бланко­вых методик (типа «карандаш—бумага») недостаточно для исследования структуры изучаемых процессов. Поэтому автоматизация психодиагностических процедур с широким использованием воз­можностей ЭВМ является необходимым условием реализации данного подхода. В практических целях (например, для проведения профессионального психологического отбора) разрабатываются специальные автоматизированные рабочие места.

Методики субъективной оценки. Перспективность примене­ния в диагностических целях субъективных методик объясняется многообразием проявлений симптоматики различных состояний человека, целесообразностью соотнесения этих изменений с по­казателями функционирования организма. При использовании этих методов необходимо помнить ряд обстоятельств, оказываю­щих влияние на субъективные переживания человека, которые фиксируются данной группой методов (А.Б.Леонова):

  1. установка субъекта и его навыки саморефлексии (т.е. способность «взглянуть» на себя со стороны);
  2. степень осознаваемости симптомов и время их проявления;
  3. уровень мотивации и значимость деятельности;
  4. личностные особенности человека.

Разработка тестов этой группы шла по пути изучения симпто­матики исследуемых состояний и выделения основных методиче­ских направлений — методов опроса и шкалирования субъектив­ных переживаний. Итогом стала разработка двух типов тестов, из­меряющих субъективные переживания, — опросников и методов субъективного шкалирования.

Опросники. Эта группа методов направлена на выявление ка­чественно разнообразных переживаний состояния, которые мо­гут быть осознаны и охарактеризованы человеком. Выделенные признаки-симптомы входят в состав опросника в виде разверну­тых словесных формулировок. Характеристика состояния человека строится на основании общего числа отмеченных симптомов и анализе их качественного своеобразия. Выбор информативных симптомов и их группировка являются основными путями созда­ния более компактных и надежных опросников. При проведении такой работы нередко применяются средства многофакторного статистического анализа. В качестве примера можно привести опросник, предложенный С. Кашиваги (табл. 1).

Подобные опросники заполняет сам обследуемый, что неред­ко оказывается весьма затруднительным. Кроме того, отсутствуют адекватные приемы количественной оценки результатов тестиро­вания. Суммарная оценка является слишком приблизительным показателем состояния.

Методики субъективного шкалирования состояния. В рам­ках этого подхода испытуемого просят соотнести свои ощущения с рядом признаков, формулировка каждого из которых максималь­но сжата. Они представлены либо парой полярных признаков («бодрый» —"вялый", «устал» —"не устал"), либо отдельным ко­ротким утверждением («устал», «отдохнул»).

Предполагается, что человек способен оценить степень выраженности каждого симп­тома, соотнеся интенсивность внутреннего переживания с задан­ной оценочной шкалой. В зависимости от формы представления

Опросник для диагностики утомления С. Кашиваги

№ п/п

«Слабая активация»

«Слабая мотивация»

1

Не хочется ходить

Ошибки в работе

2

Срывающийся голос

Избегание взгляда

3

Не готов к работе

Затруднение в общении

4

Впалые щеки

Медлительность

5

Избегание разговоров

Сонливость

6

Мрачное лицо

Обеспокоенность другими делами

7

Безжизненные глаза

Бледное лицо

8

Раздражительность

Одеревеневшее лицо

9

Апатичное лицо

Дрожание пальцев

10

Вялость

Неспособность сконцентрировать внимание и слушать

симптома выделяют моно- или биполярные шкалы. По сути дела, эти методики являются модификациями метода семантического дифференциала Ч.Осгуда. Серьезной технической проблемой выступает конструирование шкал, которые могут различаться по многим признакам — количеству градаций, быть градуированны­ми или графическими и др. К настоящему времени считается, что оптимальное количество градаций состояния должно находиться в пределах от 5 до 9.

На практике широко применяется так называемый тест оцен­ки самочувствия, активности, настроения (САН), предложенный В. А. Доскиным с соавторами. Он основан на принципе предвари­тельного выделения основных компонентов психического состо­яния. В оригинальной версии методики каждый компонент пред­ставлен десятью полярными признаками, степень выраженности которых устанавливается по семибалльной шкале. При этом оценка состояния основывается на динамике соотношения показателей компонентов САН. Такой подход позволяет проводить более дифференцированную оценку состояния. Однако и для методов шкалирования характерны недостатки, указанные для опросников (например, для шкал оценки тревожности Тейлора, Спилбергера-Ханина и других методик).

Таким образом, развитие методик субъективной оценки связано с созданием сложных многофакторных тестов, основанных на использовании теоретических положений психометрики и современного математического аппарата.

2.1.3. Электрофизиологические методы

Электрофизиологические методы можно считать специфичными для психофизиологии (кроме того, их широкое медицинское применение очевидно).

В основе этих методов лежит то обстоятельство, что жизнедеятельность любой ткани есть электрохимические по своей сути явления. Возбуждение клетки представляет собой изменение проницаемости клеточных мембран, формирование встречных ионных потоков калия и натрия и, как следствие, возникновение потенциала действия. Последующая реполяризация клеточной мембраны сопровождается возникновением потенциала покоя. Современные технические возможности позволяют использовать микроэлектродную регистрацию импульсной актив­ности нервных клеток у животных в свободном поведении. У че­ловека это можно сделать лишь в исключительных случаях в усло­виях оперативного вмешательства в структуры мозга. Именно по­этому далеко не все методы «классической» психофизиологии при­менимы в психофизиологии профессиональной деятельности.

Клеточные ансамбли, образующие отдельные органы (сердце, головной мозг, мышцы, желудок, глазные яблоки), являют собой с точки зрения физики диполь, т. е. образование, имеющее электрический заряд, отрицательный и положительный полюса. Рабо­та перечисленных органов есть перемещение этих диполей в про­странстве, которое можно регистрировать, измеряя разность по­тенциалов. Эта измеренная и зафиксированная разность потен­циалов и образует графическую картину электрической активно­сти мозга, сердца, мускулатуры и др. Анализ этих показателей, регистрируемых в процессе трудового процесса, позволяет раскрывать механизмы функционирования человека, те психические функции, которые участвуют в трудовом процессе.

Электроэнцефалограмма. В 1875 г. английский хирург Ричард Кэйтон впервые показал, что у животного можно зарегистриро­вать электрическую активность мозга. При помощи аппаратуры, которая по современным стандартам была чрезвычайно малочув­ствительной, Кэйтону удалось показать, что на поверхности сенсорной коры кролика при воздействии света на глаза возникали характерные электрические изменения, а в отсутствие света мож­но было наблюдать регулярную фоновую электрическую актив­ность.

Позднее аналогичные наблюдения были сделаны относительно человека австрийским психиатром Хансом Бергером (1929).

Во время хирургических операций на мозге Бергер смог зафиксировать электрические потенциалы мозга. Кроме того, он установил, что электрические характеристики этих сигналов зависят от состояния испытуемого. Наиболее заметными были синхронные волны относительно большой амплитуды (около 50 микровольт) с характерной частотой около 10 циклов в секунду. Бергер назвал их «альфа-волнами» и противопоставил высокочастотным «бета-волнам», которые появляются, когда человек переходит в более активное состояние.

Бергер считал, что обнаружил физиологический показатель, аналогичный электрокардиограмме (ЭКГ): подобно тому, как ЭКГ может быть индикатором общего состояния сердечной мышцы, электроэнцефалограмма (ЭЭГ) представляет собой индикатор общей активности мозга. Дальнейшие исследователи показали, что ЭЭГ как отражение кода работы мозга значительно более сложное образование, чем другие электрофизиологические характеристики. Для интерпретации наблюдаемых волн существенно не только место их возникновения, но и многие другие показатели: частота, амплитуда и т. д. Дальнейшее развитие метода было связано с ус­пехами электронной техники. Как было установлено многочис­ленными исследованиями, обычная ЭЭГ отражает суммарную ак­тивность сотен тысяч клеток мозга.

В большинстве случаев электрическая активность мозга регистрируется у поверхности головы. Только такое отведение называется электроэнцефалографией (ЭЭГ), хотя этот термин часто употребляют для обозначения прямой регистрации с поверхности коры или даже записи с помощью подкорковых вживленных электродов. ЭЭГ является наиболее перспективным, но пока наименее расшифрованным источником данных для психофизиолога. Ключевыми показателями ЭЭГ, важными для анализа психического состояния человека, служат частота и амплитуда мозговых волн.

Выделяют следующие частоты ЭЭГ: альфа-, бета-, тета- и дельта-ритмы. Альфа-ритм — относительно высокоамплитудные синхронные волны с частотой около 10 Гц (8 — 13 Гц), появляющиеся главным образом в затылочных отведениях, когда человек бодрствует, но находится в расслабленном состоянии. Бета-волны, — низкоамплитудные асинхронные колебания более высокой частоты (более 13 Гц), сопровождающие состояние активного бодрствования (Линдсей, Ливанов и др.).

Позднее к классификации Бергера (выделившего две частоты — альфа и бета) были добавлены еще две полосы частот — тета (4—8 Гц) и дельта (менее 4 Гц).

Это разбиение на группы по частоте более или менее произволь­но — оно не соответствует каким-то физиологическим категори­ям. Их связь со степенью «психической активации» представляется довольно слабой, так как есть много исключений. Например, у взрослых людей при эмоциональных переживаниях обнаруживаются колебания тета-частоты. Кроме того, эта классификация не подходит одинаково для всех возрастов. Альфа-ритм появляется лишь в раннем подростковом возрасте. Индивидуальная картина ЭЭГ может быть весьма разнообразной. Для определения доминантной полосы частот используют анализ Фурье, который представляет собой специальный прием обработки данных ЭЭГ с выделением частотных параметров. Другая важная характеристика спонтанных ритмов мозга — это их амплитуда, т. е. величина элек­трических изменений. Амплитуда и частота колебаний связаны друг с другом. Амплитуда более высокочастотных бета-волн составляет обычно только одну десятую амплитуды более медлен­ных альфа-волн у одного и того же человека. Для анализа характе­ристик ЭЭГ широко применяется вычислительная техника.

Еще один традиционный показатель ЭЭГ — это «блокада альфа-ритма», т. е. внезапное, очень резкое уменьшение амплитуды альфа-волн, которое обычно происходит при предъявлении раздражителей. Например, если на глаза испытуемого падает свет, в затылочных отделах мозга у него обычно происходит блокада альфа-ритма. При этом различным классам психических состояний ставится в соответствие специфическая тенденция изменения спектрального и амплитудного состава ЭЭГ. Появление бета-волн свидетельствует о нарастающей напряженности в работе человека.

В настоящее время применяются более сложные методы анализа ЭЭГ — усреднение вызванных потенциалов (УВП) и отрицательное отклонение медленного потенциала (ООМП).

Оба пока­зателя основаны на «усреднении» спонтанных ритмов. Главный принцип состоит в том, что при многократном повторении како­го-то раздражителя низкоамплитудные кратковременные измене­ния ЭЭГ в ответ на него можно выделить, устранив фоновую элек­трическую активность.

Электрические разряды мозга генерируют очень слабые маг­нитные поля. Коэн в Массачусетском технологическом институ­те впервые смог зарегистрировать эти поля на расстоянии 5 см от кожи в сильно экранированной комнате. Напряженность та­ких полей имеет величину порядка 10'' гаусс, что составляет около 1/100 000 случайного магнитного фона в условиях города. Поэтому магнитоэнцефалография (в ее основе лежит открытие Джозефсона) требует в настоящее время очень сложного и дорогого оборудо­вания. Однако благодаря возможности безэлектродной регистрации активности мозга этот метод считается весьма перспективным. На основе этого открытия созданы СКВИДы — сверхпроводниковые квантомеханические интерференционные датчики. Они позволяют получать информацию об электрической активности мозга без традиционных датчиков, используемых в обычной ЭЭГ.

Кожно-гальваническая реакция (КГР).

Изменения электри­ческой активности кожи (ЭАК) регистрируются посредством полиграфа (специального аппарата, аналогичного элктрокардиографу).

Одним из первых исследователей КГР был Карл Юнг, который рассматривал КГР как объективное физиологическое «окно» в бессознательные процессы. Он впервые предположил, что вели­чина электрической реакции кожи отражает, по-видимому, степень эмоционального переживания. Чем сильнее переживания человека, связанные с каким-либо событием, тем выше амплитуда колебаний разности потенциалов между участками кожи.

ЭАК связывают, главным образом, с активностью потоотде­ления, однако физиологическая основа ее до конца не изучена. У человека на теле имеется 2 — 3 млн потовых желез, причем на ладонях и подошвах их в несколько раз больше, чем на других участках тела. Обычно, например, на ладонях и подошвах бывает около 400 потовых желез на квадратный сантиметр поверхности, около 200 — на лбу и около 60 — на спине.

Главная функция желез — поддержание постоянной температуры тела. Однако некоторые из них активны и при сильных эмо­циональных переживаниях и разных формах деятельности субъекта. Такого рода железы сосредоточены на ладонях и подошвах и, в меньшей степени, на лбу и под мышками. ЭАК обычно и используется как показатель такого «эмоционального» и «деятельностного» потооделения. В исследованиях ее обычно регистрируют с кончиков пальцев или с ладони биполярными неполяризующимися электродами.

Существуют два способа исследования электрической актив­ности кожи, которые были открыты еще в конце XIX в.: метод Фере, в котором используется внешний источник тока, и метод Тарханова, в котором внешний источник тока не применяется. В настоящее время считается, что существуют некоторые разли­чия в физиологической основе показателей, измеряемых этими ме­тодами. Многочисленные исследования этого вопроса позволили выдвинуть два главных положения: 1) активность потовых желез отражает определенные события, происходящие в головном моз­ге. Ключевым элементом для предсказания реакции потовых же­лез оказалась «психологическая значимость» события для челове­ка; 2) величина реакции потовых желез закономерным образом связана с интенсивностью осознаваемых переживаний.

В психофизиологии профессиональной деятельности КГР используется для оценки эмоционального реагирования в ответ на профессиональную задачу, уровня сформированности трудового навыка и других задач. Кроме того, регистрация КГР лежит в основе так называемой детекции лжи, т. е. определения степени искренности при ответах на интересующие исследователя вопросы. Процедура детекции лжи построена на анализе сигналов КГР и других психофизиологических показателей, снимаемых с испытуе­мого во время обследования. В качестве вопросов (стимулов) могут использоваться текстовые, графические или звуковые образы.

Электромиография (ЭМГ).

Это регистрация суммарных ко­лебаний потенциалов, возникающих в области нервно-мышечной передачи и мышечных волокнах при поступлении к ним импуль­сов от мотонейронов спинного или продолговатого мозга. В настоящее время применяются различные варианты подкожных (игольчатых) и накожных (поверхностных) электродов. Последние в силу их атравматичности и легкости наложения имеют более широкое применение. Обычно пользуются биполярным отведе­нием, помещая один электрод на участке кожи над серединой («двигательной точкой») мышцы, а второй — на 1 —2 см дистальнее. Во время покоя скелетная мускулатура всегда находится в со­стоянии легкого тонического напряжения, что проявляется на ЭМГ в виде низкоамплитудных (5 — 30 мкВ) колебаний частотой 100 Гц и более. Даже при локальном отведении электрической активнос­ти от расслабленной мышцы обычно наблюдаются колебания ча­стотой 6 —10 Гц. При готовности к движению, мысленному его вы­полнению, при эмоциональном напряжении и других подобных случаях, т. е. в ситуациях, не сопровождающихся внешне наблю­даемыми движениями, тоническая ЭМГ возрастает как по ампли­туде, так и по частоте. Например, чтение «про себя» сопровожда­ется увеличением ЭМГ активности мышц нижней губы, причем, чем сложнее или бессмысленнее текст, тем более выражена ЭМГ. При мысленном письме у правшей усиливается мышечная актив­ность поверхностных сгибателей правой руки, что выявляется на ЭМГ. Амплитуда и частота ЭМГ прежде всего определяются коли­чеством возбужденных двигательных единиц, а также степенью синхронизации развивающихся в каждой из них колебаний потенциала.

В психофизиологии профессиональной деятельности ЭМГ применяется при анализе сложного трудового действия, как правило, при так называемой полиэффекторной регистрации деятельно­сти (см. ниже).

Электроокулография. Это регистрация движений глаз, важ­ного показателя в психофизиологическом эксперименте. Окулография может производиться посредством записи движений глаза на видеокамеру, тогда как электроокулография — на специальную аппаратуру типа полиграфа. Его использование позволяет регис­трировать амплитуду движения глаз (определяется в угловых гра­дусах) и время фиксации. Существует восемь основных видов дви­жений глаз. Три вида движения — тремор (мелкие, частые колеба­ния амплитудой 20 — 40 угловых секунд), дрейф (медленное, плав­ное перемещение глаз, прерываемое микроскачками) и микросаккады (быстрые движения продолжительностью 10 — 20 мс и амп­литудой 2 — 50 угловых минут) — относят к микродвижениям. Из макродвижений наибольший интерес в психофизиологии представляют макросаккады и прослеживающие движения глаз. Макросаккады отражают обычно произвольные быстрые и точные сме­щения взора с одной точки на другую, например, при рассматри­вании картины, при зрительном контроле быстрых точных дви­жений руки и т. д. Их амплитуда варьирует в пределах от 40 до 60 угловых градусов. Прослеживающие движения глаз — плавные пе­ремещения глаз при отслеживании движущегося объекта в поле зрения. Прослеживающие движения глаз носят непроизвольный характер, их амплитуда ограничивается пределами моторного поля глаза (плюс-минус 60 угловых градусов по горизонтали и плюс-минус 40 угловых градусов по вертикали).

Наиболее распространенным методом регистрации движений глаз является элетроокулография. По сравнению с другими окулографическими методами (фотооптический, фотоэлектрический и электромагнитный), электроокулография исключает контакт с глазным яблоком, может проводиться при любом освещении и тем самым не нарушает естественных условий зрительной активности. В основе электроокулографии лежит дипольное свойство глазного яблока — его роговица имеет положительный заряд относи­тельно сетчатки. Электрическая и оптическая оси глазного ябло­ка фактически совпадают, и поэтому электроокулограмма (ЭОГ) может служить показателем направления взора. При движении глаза угол его электрической оси отклоняется, что приводит к изменению потенциалов, наводимых диполем глазного яблока на окружающие ткани. Именно эти потенциалы регистрируются электроокулографическим методом.

В психофизиологии профессиональной деятельности окулография применяется при анализе микроструктуры исполнительно­го действия. Есть данные о том, что момент принятия решения оператором находит выражение в определенной глазодвигательной активности. Методы анализа проблемностей и таксономии межсаккадических интервалов (МСИ) движений глаз (разработаны Ю.Я.Голиковым и А.Н.Костиным), регистрируемых с помощью ЭОГ, позволяют раскрывать содержание и оценивать психические процессы разного качества деятельности операторов (см. главу 4).

2.1.4. Моделирование и эксперимент в психофизиологии

Эта группа методов основана на установленных закономерно­стях протекания психических процессов, формирования состояний, проявлений свойств индивидуальности в процессе деятельности. Найденные закономерности устанавливают зависимость показателей функционирования психики от различных переменных. Показателями функционирования психики выступают, на­пример, время или вероятность правильного решения задачи, объем памяти (выраженный в количестве зафиксированных сти­мулов) и др. В частности известны законы Хика-Хаймена (зависимость времени поиска стимула в памяти от длины алфавита стимулов), Миллера (объем памяти), Эббингауза (зависимость объема сохраненного материала от времени, прошедшего с момента запоминания).

Установлены основные усредненные характерис­тики времени реакции на простой и сложный зрительные стимулы (так называемые простая и сложная зрительно-моторная реакции), флюктуации внимания и другие закономерности. Наличие установленных параметров времени и вероятности выполнения основных этапов деятельности позволяет выделять операционные блоки с известными характеристиками и описывать с помощью моделей эту деятельность в целом.

В настоящее время в связи с развитием микропроцессорной техники широко реализуется возможность создания моделей деятельности специалистов, прежде всего операторского профиля. В процессе выполнения моделируемой деятельности возмож­но осуществление широкого спектра психофизиологических ис­следований с использованием полиэффекторных методов регистрации параметров функционирования различных систем организ­ма. (Более подробно об этом будет сказано в главе 4.)

2.2. Особенности применения методов психофизиологии профессиональной деятельности

Специфика применения методов психофизиологии при изуче­нии профессиональной деятельности состоит в том, что исследо­ватель нацелен на решение приоритетной задачи оценки тех из­менений в организме человека, которые обусловлены его работой. Учитывая это обстоятельство, как правило, используют два ос­новных методических приема.

Первый прием: применение набора психофизиологических тестов до рабочей нагрузки и после ее окончания. Такой прием, предполагающий оценку состояния до и после трудовой нагрузки, необходим в силу чрезвычайно высокой вариабельно­сти отдельных показателей состояния у разных людей. Абсолют­ные значения многих психофизиологических показателей, взятые сами по себе, имеют низкую диагностическую значимость. Некоторые из них достигают 800% вариабельности (для концентрации некоторых аминокислот в крови) и даже 5 000% (для уровня ряда ферментов в крови) (Р. М. Баевский, 1979).

То есть одни и те же показатели разных людей будут отражать нормальное функциониро­вание организма человека и при этом различаться от 8 до 50 раз. Существует незначительное число показателей, которые относительно постоянны у подавляющего большинства здоровых людей (показатели артериального давления, значение рН (кислотно-ще­лочного баланса) крови, артерио-венозная разница по содержа­нию кислорода и др.).

Это свидетельствует о высокой индивидуальной специфичности психофизиологических параметров, ко­торые, взятые сами по себе, «в чистом виде», ни о чем не говорят. И только сопоставление данных одного человека до и после тру­довой нагрузки может дать основание для научного анализа. Этот подход позволяет утверждать, что изучаемая рабочая нагрузка вызывает комплекс определенных изменений психофизиологиче­ского функционирования работника. В рамках данного методи­ческого направления можно применять достаточно широкий ар­сенал методик.

Второй прием: оценка психофизиологических параметров в процессе выполнения самой деятельности {или ее моделирования). Психофизиологические параметры в данном случае ре­гистрируются непосредственно у работающего человека. К этой группе методов предъявляется ряд требований: невмешательство в процесс профессиональной деятельности и небольшой (измеряемый минутами) латентный период фиксации изменения показателя в ответ на тестовую (рабочую) нагрузку. В рамках этого направления, как правило, используются запись показателей кардиоинтервалометрии на магнитный накопитель в процессе трудо­вой деятельности, регистрация характеристик речевого сигнала (радиообмен между операторами, например, транспортного средства и диспетчерскими службами), видеосъемка работника на камеру (в данном случае применяются специальные камеры, имею­щие высокое разрешение), стабилографические исследования (ре­гистрация изменения позы в процессе профессиональной деятельности).

Эти методы регистрации можно использовать непосредственно в рабочей обстановке.

Значительно более широкий набор методов регистрации может применяться в условиях моделирования деятельности. Современные комплексы полунатурного моделирования позволяют воспро­изводить существенные для исследователя стороны деятельности: информационную модель, информационно-управляющее поле, алгоритмы и условия деятельности и многое другое. При полунатурном моделировании возможностей для регистрации психо­физиологических параметров предоставляется значительно больше — к испытуемому можно, например, прикрепить электроды для снятия показателей электрической активности мозга, электрокардиограммы и др. Все методы, которые применяются в психофизиологии профессиональной деятельности, условно можно разделить на три большие группы:

  1. методы оценки функционирования анализаторных систем;
  2. методы оценки исполнительных механизмов деятельности;
  3. методы комплексной оценки психофизиологического состояния работника.

2.2.1. Методы оценки функционирования анализаторных систем

На зрительный анализатор приходится поступление около 90% информации из окружающего мира. Оценка его функциони­рования в процессе выполнения деятельности может дать значи­тельный объем информации о структуре работы. Поэтому оценке состояния и особенностей функционирования зрительного ана­лизатора в психофизиологических исследованиях придается осо­бое значение. Можно выделить следующие методы изучения зри­тельного анализатора: тесты определения абсолютных и диффе­ренциальных порогов чувствительности (прежде всего, измерение критической частоты слияния мельканий — КЧСМ), пупиллометрия, оценка мигания, регистрация движения глаз посредством кинокамеры, электроокулография.

Пупиллометрия (от лат. pupil la — зрачок) — измерение диаметра зрачка. Зрачок, являясь своего рода диафрагмой глаза, регулирует световой поток, падающий на сетчатку. При ярком освещении он сужается, при снижении интенсивности освещения — расширя­ется. Кроме того, он реагирует на ряд других воздействий (в том числе на поступление в организм психоактивных веществ), отра­жая, прежде всего, эмоциональное состояние человека. Диаметр зрачка обычно измеряют путем простого фотографирования гла­за. Существуют также различные устройства, преобразующие ве­личину зрачка в постоянно варьирующий уровень потенциала для записи на полиграфе.

Одним из первых на зависимость диаметра зрачка от эмоцио­нального состояния обратил внимание Э. Хесс из Чикагского уни­верситета, который ввел понятие «пупиллометрия». Исследования привели его к выводу, что положительные эмоции сопровождают­ся расширением зрачка, а отрицательные — его сужением. Мно­гие виды раздражителей вызывают расширение зрачков, степень их расширения зависит от интенсивности переживания. Расши­рение зрачков было отмечено даже при умственном усилии (на­пример, умножении двузначных чисел).

Однако весьма существен­ные ограничения применения метода связаны с невозможностью стандартизации точки фиксации и освещенности зрачка. Это является значимым препятствием широкого внедрения метода в ис­следовательскую практику.

Диагностическая значимость мигания для психофизиологии изучена сравнительно мало, что обусловлено, главным образом, отсутствием стандартной методики регистрации. Многие исследователи используют разные варианты метода простого наблю­дения. Существует несколько типов мигания. Первый тип — про­извольное смыкание век на короткое время, необходимое для увлажнения глазного яблока. Второй — рефлекторное мигание (так называемый корнеальный рефлекс) — может вызываться многи­ми раздражителями, начиная от пылинки, попавшей в глаз, и заканчивая внезапным громким звуком, и является врожденным. Мигание третьего типа — периодическое — представляет наибольший интерес для психофизиологии профессиональной деятельности.

Время мигания (смыкания век) составляет примерно 0,35 с. Частота периодических миганий у разных людей может меняться в широких пределах, но у каждого отдельного человека она при постоянных условиях достаточно стабильна. При средней частоте мигания 7,5 раз в 1 мин у разных людей она варьирует в пределах от 1 до 46 в 1 мин. Индивидуальные различия в частоте миганий — потенциальный источник данных для психофизиологии, так как у человека этот показатель зависит от состояния психики, а имен­но от «уровня психического напряжения»: крайняя скука и силь­ные эмоции снижают частоту мигания, тогда как при оптималь­ном уровне напряжения эта величина умеренно возрастает.

Движениями глаз управляют три пары черепно-мозговых нервов (из 12), что уже говорит о сложнейшей организации этого процесса. Зрительное восприятие обеспечивается непрерывной мышечной подстройкой глаз. Процесс разглядывания постоянно сопровождается «перескакиванием» взора от одной детали объек­та к другой. Незначительные движения глаз обеспечивают непрерывное смещение изображений, что необходимо для стабильного восприятия неподвижных предметов. Экспериментально эти заключения были подтверждены с помощью интересных методиче­ских приемов, один из которых предложил наш соотечественник А.Л.Ярбус. Он сконструировал специальное приспособление (присоску, названную его именем), которое позволяло регистри­ровать направление взора, записывая свет маленькой встроенной лампочки на чувствительную ленту. Использование этого методического приема позволило существенно продвинуться в деле изучения механизмов зрительного восприятия.

Все рассмотренные выше типы движений глаз относятся к содружественным, т. е. оба глаза движутся в одном направлении и одновременно. Существуют еще конвергентные и дивергентные движения глаз, при которых оптические оси глаз устанавливают­ся под нужным углом друг к другу для фиксации предметов, нахо­дящихся на разных расстояниях. Это один из механизмов оценки расстояния до предмета.

В настоящее время в экспериментальных исследованиях, про­водимых в области психофизиологии профессиональной деятель­ности, используется современная аппаратура, позволяющая реги­стрировать направление взора в процессе деятельности человека с точностью до нескольких градусов. Важные результаты были получены при изучении траектории перемещения взгляда при информационной подготовке принятия решения оператором, в частности, летчиком (Г.В.Анисимов, В.В.Лапа, А.М.Сафонов).

Для других анализаторных систем человека также разработано значительное число диагностических методов, используемых при изучении профессиональной деятельности.

2.2.2. Методы оценки исполнительных механизмов деятельности

Исполнительная деятельность любого работника реализуется в механических актах (манипуляции с органами управления, работа на клавиатуре) либо речевых командах. Это обстоятельство позволяет выделить в качестве предмета анализа исполнительной деятельности речь и движение человека.

Анализ речи. Речь, являясь сложнейшей психической функцией, может претерпевать существенные изменения в процессе выполнения профессиональной деятельности под влиянием фак­торов этой деятельности. Анализ таких изменений может дать весь­ма полезную информацию о субъекте деятельности. Использова­ние параметров речи в качестве психодиагностической процедуры в психофизиологии профессиональной деятельности обусловлено, по крайней мере, двумя обстоятельствами. Во-первых, тем, что речь (вернее, радиообмен между участниками производственного процесса, например, между штурманом и пилотом самолета, диспетче­ром и машинистом) регистрируется на различных устройствах (маг­нитные ленты, цифровые накопители) в рамках организации обыч­ного технологического процесса. Это дает возможность в случае развития чрезвычайных ситуаций, совершения аварий и катастроф или в рамках штатного контроля воссоздать полную картину случившегося с установлением той роли, которую играл в данной ситуации работник, его состояния. Во-вторых, при регистрации речи не создается помех работнику, а это, как было сказано ранее, одно из главнейших требований к методикам психофизиологических исследований профессиональной деятельности.

Речь — сложнейшее психическое явление. В порождении речи участвуют многочисленные нервные образования: лобные доли (планирование высказывания), премоторные и моторные зоны коры головного мозга (артикуляция), сенсорные отделы теменной области (контроль правильности речепорождения), височные доли (слух).

Уместно напомнить, что первые опыты создания тестов интеллекта, которые предпринял еще в начале XIX в. француз­ский психиатр Эскироль, показали, что наиболее верным инди­катором интеллектуального развития человека являются именно его вербальные способности, проявляющиеся в речи (А.Анастази, С. Урбина,).

Речь (радиообмен) работников операторского профиля, как правило, строго формализована и задана рамками соответствующих регламентов переговоров.

При анализе речи используются следующие показатели и критерии (В.В.Козлов, 2002).

1. Физиолого-акустические показатели:

  • латентное время речевого ответа (время от получения сообщения до выдачи ответа);
  • время начала артикуляции (время от момента включения канала связи до начала речи);
  • темп речи (скорость произнесения слов);
  • показатель паузации (длительность и частота встречаемости пауз при передаче сообщения);
  • интенсивность (громкость произносимых фраз, слов);
  • частота основного тона речевого сигнала (базовая характеристика голосового сигнала).

2. Психолингвистические показатели:

  • адекватность сообщения по содержанию и логике изложения (логико-семантическая характеристика);
  • грамматическая правильность произнесения слов;
  • стилистическая и пунктуативная правильность произнесения фразы;
  • просодические характеристики речи (интонация; мелодика).

Несоответствие сообщения по своему содержанию развивающейся ситуации или запросу, изложение его с нарушением логической последовательности передаваемой информации, появление немотивированных, нейтральных сообщений свидетельствуют, как правило, о развитии нарушений психических процессов и работоспособности в целом. Отсутствие квитанций (подтвержде­ний полученной информации), долгое молчание без ответа на зап­росы, «холостые» нажатия включения канала связи (переговорного устройства) — признаки нарушений работоспособности или вы­сокого нервно-эмоционального напряжения, обусловленного те­кущей деятельностью. Имели место случаи, когда оператор систе­мы управления полетами передавал в эфир команду, от волнения забыв включить канал связи (нажать так называемую тангету).

О высоком уровне нервно-эмоционального напряжения говорят также изменения просодических характеристик речи. Изу­чение и систематизация происходящих нарушений в конкретной профессиональной сфере позволяют накопить данные для глубокого анализа психофизиологического состояния работника по характеристикам его речи.

Анализ двигательных операций. Об одном методе (электро­миографии) анализа движений было рассказано ранее. Однако арсенал приемов и методов анализа исполнительского действия до­вольно широк. В частности, в интересах психофизиологических исследований используются кинорегистрация движений работа­ющего человека, микроструктурный анализ исполнительной деятельности, анализ кинематических характеристик движений рук в процессе работы. В настоящее время существуют различные виды устройств, позволяющих осуществлять регистрацию и анализ ки­нематических характеристик движений человека в процессе реаль­ной деятельности. Наиболее распространенными являются маг­нитные и оптические системы регистрации движений motion tracking system»).

Оптический метод регистрации движений состоит в том, что при помощи нескольких видеокамер осуществляется съемка динамики маркеров-отражателей, закрепленных на запястьях и других участках тела человека. Специализированное программное обеспечение вычисляет координаты каждого маркера в пространстве в каждый момент времени, соотнося данные с каждой камеры, на основе чего производится анализ основных кинематиче­ских характеристик двигательных реакций человека-оператора в трехмерном пространстве.

При магнитном методе регистрации движений роль маркеров-отражателей играют магниты. Вычисляются положение и ориентация маркеров с помощью магнитных полей трех ортогональных катушек на передатчике и на каждом приемнике.

С целью оценки пространственно-временных характеристик движений рук обучаемого в процессе выполнения тренажерных заданий может быть использована относительно простая система, включающая датчик, закрепляемый на запястье обучаемого (рис. 1), приемник, отслеживающий его перемещение в трехмер­ном пространстве, и специальное программное обеспечение, про­изводящее все необходимые вычисления. Далее осуществляется анализ амплитудных и частотных параметров движений рук ра­ботника в процессе профессиональной деятельности.

В настоящее время в психофизиологии труда стали применять метод оценки позно-тонических реакций работающего человека (например, путем записи стабилограммы — количества, направ­лений и амплитуды отклонений тела работника в процессе дея­тельности, размещенного на стабилоплатформе).

Анализ управ­ляющих движений операторов производят по записям средств объективного контроля, применяемым в ряде высокотехнологич­ных отраслей промышленности и на транспорте. На рис. 2 пред­ставлена так называемая тестерограмма, т. е. расшифровка и за­пись параметров полета вертолета со специального устройства. Кривые 2 и 3 отражают перемещения ручки управления.

2.2.3. Методы комплексной оценки психофизиологического состояния работника

Методы изучения психофизиологических состояний (ПС) име­ют давнюю историю, которая начиналась с исследований, глав­ным образом, психиатров, направленных на выяснение особен­ностей текущего состояния человека. К числу первых методов оп­ределения неблагоприятных состояний в трудовой деятельности (стресса, напряженности) относится вариант ассоциативного эк­сперимента, предложенный немецким психиатром Э. Крепелином. Он установил, что свободные ассоциации (первое пришедшее на ум слово) в ответ на специально подобранные тестовые слова у таких людей существенно отличаются от нормы. Первое массовое использование тестов выявления особых неблагоприятных состо­яний относится к периоду Первой мировой войны, в ходе которой солдаты американской армии заполняли опросник Вудвортса. Опросник содержал перечень вопросов, направленных на выяв­ление признаков военного невроза.

По своей сути эти методы оценивают запас функциональных резервов работника (так называемые адаптационные возможно­сти), которые постоянно расходуются на поддержание равновесия между организмом и средой в процессе осуществления профессио­нальной деятельности. Адаптационные возможности представля­ет собой одно из фундаментальных свойств организма. В каждый момент времени существует некоторый положительный или отри­цательный баланс функциональных резервов по отношению к не­которому среднему уровню. Оценка адаптационных возможнос­тей организма работника осуществляется путем определения со­отношения между нагрузками, которым подвергается работник в процессе трудовой деятельности, и диапазоном компенсаторных реакций на них со стороны различных систем и организма в це­лом. Нарушение этих соотношений приводит к дезадаптационным явлениям — состояниям утомления и переутомления, ошибкам и бракам в работе.

К числу наиболее информативных показателей динамики со­стояния обычно относят различные параметры сердечно-сосудистой (в частности, анализ вариабельности сердечного ритма), ды­хательной систем (частота дыхания, пробы Штанге (время задер­жки дыхания на вдохе), Генча (время задержки дыхания на выдо­хе)), другие показатели: тремометрия (оценка степени дрожания); простая и сложная зрительно-моторные реакции; стабилографическая проба.

Другая группа методов изучения состояний работника основана на регистрации КГР, используемой как один из наиболее четких критериев уровня активации. К перспективным направлениям исследований относят оценку суточных и нагрузочных колебаний гор­мональных сдвигов. В качестве типичных коррелятов повышенной напряженности и стресса обычно указывают на увеличение содержания в крови и моче работающего человека 17-оксикортикостероидов, «гормонов стресса» — адреналина и норадреналина. Широ­кое применение находят так называемые нагрузочные пробы, на­правленные на выявление резервных возможностей организма.

При очевидных достоинствах методы регистрации физиологических показателей имеют и серьезные ограничения. Например, такой широко используемый показатель, как ЭЭГ, характеризуется высокой вариабельностью у одного и того же лица в стан­дартных условиях измерения, с одной стороны, и одинаковыми тенденциями изменения при развитии различных состояний — с другой. В связи с этим одной из центральных задач такого рода из­мерений становится решение проблемы индивидуальных различий, что применительно к конкретной ситуации тестирования приоб­ретает характер создания «физиологического профиля личности».

Таким образом, в распоряжении психофизиологии профессио­нальной деятельности имеется специальный инструментарий (на­блюдение, тесты, электрофизиологические методы, моделирование и эксперимент), который позволяет оценивать работу анализаторных систем человека в процессе труда, исполнительных ме­ханизмов деятельности, осуществлять комплексную оценку пси­хофизиологического состояния работника.

Вопросы для самопроверки

  1. Какие классы психофизиологических методов используются в исследовании по психофизиологии труда?
  2. Какие электрофизиологические методы вы знаете?
  3. Укажите, какие характеристики речи используются в исследованиях по психофизиологии профессиональной деятельности?
  4. Какие методы используются для оценки движений работника?
  5. Какие группы методов используются для оценки психофизиологического состояния работника?

Рекомендуемая литература

  1. Анастази А., Урбина Ф. Психологическое тестирование. — СПб., 2002.
  2. Анисимов Г. В., Лапа В.В., Сафонов A.M. Конорегистрация движения глаз как метод инженерно-психологических исследований. — М., 1985.
  3. Баевский P.M. Прогнозирование на грани нормы и патологии. — М., 1979.
  4. Волков В. Г., Машкова В. М. Методы и устройства для оценки функ­ционального состояния и уровня работоспособности человека-оператора. — М., 1993.
  5. Данилова Н.Н. Психофизиология / учеб. для вузов. — М., 2002.
  6. Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. — М., 1984.
  7. Козлов В.В. Человеческий фактор: история, теория и практика в авиации. — М., 2002.
  8. Проблемность в профессиональной деятельности: теория и методы психологического анализа / под ред. Л. Г. Дикой. — М., 1999.
  9. Психофизиология / учеб. для вузов / под ред. Ю. И.Александрова. — 3-е изд., перераб. и доп. — СПб., 2004.
  1. Романова Е. С, Суворова Г. А. Психологические основы профессиографии. — М., 1990.
  2. Рыбников О.Н. Психические состояния специалистов управленческого профиля / учеб. пособие. — М., 2005.
  3. Хачатурьянц Л. С, Гримак Л.77., Хрунов Е.В. Экспериментальная психофизиология в космических исследованиях. — М., 1976.
  4. Хессет Дж. Введение в психофизиологию. — М., 1981.

21