20.Психодрамма. Якоб Морено
(Якоб) Морено (18 мая 1889, Бухарест, Королевство Румыния — 14 мая 1974, Нью-Йорк, США)
Психодрама — метод психотерапии и психологического консультирования, созданный Якобом Морено.
Психодрама ведет свою историю с начала 1920-хх годов. 1 апреля 1921 года в венском театре врач Якоб Леви Морено представил публике экспериментальную постановку «на злобу дня». В процессе игры актеры импровизировали и вовлекали в действие зрителей. Постановка с треском провалилась, тем не менее этот день, день смеха, считается днем рождения психодрамы.
После переезда в США Морено основал в г. Биконе институт, ставший центром развития психодрамы. Морено вместе со своим другом разработал аппарат, являющийся прототипом магнитофона, и записывал на него свои группы. После переезда в США, Морено получил патент на свое изобретение, и на эти деньги открыл центр в Биконе. Его жизнь, а также много связанных с ней мифов и легенд описаны в книге Рене Марино «История Доктора».
журнал «Имаго» посвящен неклиническим аспектам психоанализа, психодраме, социометрии и групповой психотерапии.
Психодрама — это первый в мире метод групповой психотерапии. Морено исходил из того, что, поскольку любой человек — существо социальное, то группа может более эффективно решать его проблемы, чем один человек. В 20-х годах прошлого века самым популярным методом психотерапии был психоанализ, где пациент, лежа на кушетке и не видя психотерапевта, рассказывал ему о своих сновидениях и вызванных ими ассоциациях их жизни. Морено развивал свои идеи в полемике с Фрейдом, ему не нравилась пассивная роль пациента и то, что психотерапевтический процесс происходил «один на один». Существует легенда о встрече Морено с Фрейдом. Молодой Морено заявил Фрейду: «Я пойду дальше того места, где вы остановились. Вы разрешили пациенту говорить, я разрешу ему действовать. Вы проводите свои сеансы в условиях вашего кабинета, я приведу его туда, где он живет — в его семью и коллектив».
Понятия относяшиеся к психодрамме!- роли и ролевые игры;- спонтанность;- теле;- катарсис и инсайт.
Роли и ролевые игрыОчень важно сразу понять принципиальное отличие психодрамы как терапевтического метода от театрального типа разыгрывания ролей. Если в театре все роли и их поведение расписаны автором и актерам остается лишь незначительная возможность импровизации в жестких рамках неизменного сюжета, то в психодраме нет никакого заданного сценария: участники группы сами создают его по ходу развития сюжета и не знают заранее, к чему это все приведет.Здесь психодрама напоминает саму жизнь.Роли участники тоже выбирают и распределяют сами. Психотерапевт лишь объясняет основные правила психодрамы, а в пределах их поощряет всяческую импровизацию и спонтанность.Морено любил приводить пример различия эмоционального воздействия обычного спектакля и психодрамы. В первом случае зритель со стороны наблюдает за извержением вулкана, в психодраме он сам находится у его подножия.
Психотерапия неврозов
... реальных взаимодействий во время групповой психотерапии. Представление о неврозах как психогенных расстройствах, в развитии которых определяющая роль принадлежит психическому фактору, объясняет адекватность ... и широкое применение различных методов психотерапии при них. Само же содержание психотерапии при неврозах, ...
СпонтанностьСпонтанность подразумевает естественность (неумышленность) восприятия и реагирования. Этот термин встречается практически во всех видах психотерапии, так как их авторы считают, что большинство клиентов слишком зажаты психологическими защитными механизмами и шаблонами поведения: они потеряли детскую спонтанность — естественность проявления чувств и мыслей. Именно обретение такой спонтанности позволит им лучше всего избавиться от своих комплексов и неврозов.Эту же задачу ставит перед участниками психодрамы Якоб Морено. При этом психотерапевт должен, не навязывая своего сценария ролевой игры, лишь призывать (подталкивать) участников не отрываться от данного момента и разыгрывать не какие-то придуманные ими сценарии или сцены из прошлого своей жизни, а действовать именно «здесь и теперь».По мнению сторонников психодрамы, именно такая творческая атмосфера (Морено считает, что творчество и спонтанность -неразрывные понятия и одно стимулирует другое) позволяет участникам психотерапевтической группы отвлечься от комплексов, выйти за пределы шаблонов поведения и лучше раскрыться для себя и для членов группы.
ТелеСчитается, что это понятие сродни тому, что З.Фрейд называл трансфер (перенос).
Как известно, под термином трансфер Фрейд подразумевал перенос клиентом на психоаналитика значимых для него эмоциональных черт и отношений. Для Фрейда анализ трансфера был одним из технических средств практики психоанализа, посредством которого он пытался охарактеризовать личность самого пациента и причины его невроза.Некоторые последователи Фрейда использовали и термин корнтрперенос, обозначая им процесс эмпатийного сопереживания психотерапевтом чувств и состояний клиента.Морено в методе психодрамы объединяет перенос и контрперенос одним понятием теле, характеризующим двусторонний процесс эмпатиийного восприятия — как между терапевтом и клиентом, так и между всеми участниками психодрамы. Однако в психодраме в отличие от классического психоанализа процессы переноса и контрпереноса используются не только и не столько для характеристики личности клиента, сколько с терапевтической целью его самораскрытия и преодоления определенных комплексов и неврозов, а также для усиления всего группового процесса.
КатарсисКак известно, это слово в античной греческой трагедии обозначало очищение, просветление через страдание. В этом же значении его употреблял еще Аристотель.В практику психоанализа катарсис был введен Фрейдом в смысле вскрытия через интенсивные эмоциональные переживания причин неврозов и следующего за этим облегчения-исцеления. Примерно в этом же смысле этот термин стал использоваться в большинстве направлений и школ западной психотерапии.Не стал исключением и Морено с его психодрамой. Однако здесь понятие катарсиса получило дополнительное широкое толкование. В психодраме катарсис должны испытать не только клиент и даже не только все участники конкретного психодраматического этюда, но и все остальные участники, являющиеся, по замыслу Морено, активно сопереживающими зрителями.Можно сказать, что катарсис по Морено ближе к своему первоначальному смыслу античной трагедии, главной целью которой и было совместное активное сопереживание и финальное облегчение-просветление актеров и зрителей.Однако, если в греческой трагедии катарсис — явление вторичное по отношению к сюжету, у Фрейда — одно из средств психоанализа, то у Морено сам процесс катарсиса становится главной задачей участников психодрамы (первичный эффект) и активных зрителей (вторичный эффект), оказывая на них психотерапевтическое воздействие.
Где применяется психодрама Морено
... у Фрейда - одно из средств психоанализа, то у Морено сам процесс катарсиса становится главной задачей участников психодрамы (первичный эффект) и активных зрителей (вторичный эффект), оказывая ... процессе. Оно подходит для всех возрастных групп, начиная с детского сада и кончая послевузовским образованием Психодрама Морено. О методе Психодрама - наиболее показательный вид практического применения ...
ИнсайтЭто слово (insight) переводится с английского как «неожиданное озарение». Инсайтом можно назвать состояние Сократа, когда он, сделав неожиданное открытие, закричал в восторге: «Эврика!» (Нашел!) Этот термин употребляется во многих направлениях современной психотерапии и обозначает неожиданное понимание клиентом своей проблемы или изменение взгляда на себя, расширяющее возможности решения проблемы.Обычно (особенно в психоаналитических направлениях) инсайт происходит в результате катарсиса. В этом же смысле он понимается и в психодраме, атмосфера и динамика которой и должны привести участников (или хотя бы отдельных из них) к катарсису, а через него к инсайту.В начале занятия психотерапевт объясняет группе смысл и задачи психодрамы и описывает этапы ее практической реализации. Теоретические положения доводятся до участников группы в объеме и форме, соответствующих именно данной группе и уровню ее подготовленности.Практика психодрамы включает несколько важных этапов. Сюда входят этап распределения ролей и три стадии развития самой психодрамы.
Распределение ролейВ настоящее время многие руководители групп вносят свои новшества в типы ролей психодрамы, однако в основном типажи, введенные Я. Морено, сохраняются. К ним относятся роли: режиссера, протагониста (главного героя) и вспомогательных Я.
Режиссером обычно выступает сам психотерапевт или руководитель группы.Его главные задачи -сформировать оптимальную для предстоящей работы творческую групповую атмосферу, распределить остальные роли, начать сценическое действие в желательном направлении, а далее — поддерживать настроение участников.Протагонистом Морено называет исполнителя главной роли — основного Я. Все
Социально-психологические особенности криминогенных групп подростков
... и социально-педагогическую помощь, прежде всего, семьям, детям и подросткам группы риска. Наряду с открытием новых специализаций, важно проводить более углубленную ... социальных и психосоциальных работников. Цель исследования: анализ социально-психологических особенностей криминогенных групп подростков Задачи исследования: Описать социальные ориентации молодежи и проблема правонарушений ...
Методики психодрамы
Несмотря на многочисленные вариации, основными практическими методиками психодрамы считаются: монолог, метод двойника, обмен ролями, отображение.