Психологические особенности развития невроза у детей от 6 до 10 лет

Дипломная работа

Психологические особенности развития невроза у детей от 6 до 10 лет

Введение

психогенный заболевание невроз дети

Актуальность избранной темы исследования во многом определяется растущей распространенностью неврозов и других пограничных психических расстройств среди детей (Личко А.Е., 1985, 1991 [6; 7]; Попов Ю.В., 1991 [по 5]).

Последствия этих расстройств оставляют следы на многие годы жизни человека, существенно определяя не только состояние его нервно-психического и психосоматического здоровья в последующем (Исаев Д. Н. , 1996; Захаров А.И. , 1996; Гарбузов В. И. , 1994), но и особенности развития личности (Аверин), сказываясь на всех уровнях и формах адаптации (психической, социальной, профессиональной и тому подобное) (Вассерман Л.И., Беребин М.А., Косенков Н. И. 1994).

Это и определяет интерес специалистов,- медицинских психологов, психиатров и психотерапевтов,- к проблеме неврозов детей возраста, разработка которой во многом имеет профилактическую направленность в отношении более серьезных психических, психосоматических расстройств и саморазрушающего поведения.

Данная тема по своей актуальности заслуживает внимания не только специалистов в области детской невропатологии, но и, прежде всего, родителей, воспитателей детских садов, учителей. С каждым годом возрастает количество детей, которым поставлен диагноз какого-либо нервного заболевания. По данным исследований А.И.Захарова к окончанию младшей школы здоровых детей меньше половины. Причины такого явления кроются не только в сложной социальной обстановке, но на много глубже. Опасность этого заболевания кроется не в его тяжести или неизлечимости (невроз — излечим), а в отношении к этому заболеванию. Большинство родителей просто не обращают на первые признаки неврозов или нервных расстройств у своих детей, вторая часть — если и обращает внимание, то относится достаточно поверхностно (“само пройдет”), и лишь незначительная часть предпринимает реальные действия для исправления положения. По мнению школьных педагогов и психологов к средним классам диагноз нервного расстройства можно поставить большинству детей, а фактически здоровыми можно назвать лишь единицы.

6 стр., 2601 слов

Посттравматическое стрессовое расстройство и сроки социальной адаптации

... - травматический невроз [46], он рассматривал физическое и психическое повреждение нервов как причину невротического расстройства. При ... проблема). Вопросы, которые волновали и продолжают волновать специалистов во всех странах: каковы особенности возникновения и ... диагностики ПТСР». Анкета- опросник определения уровня социальной адаптации. Методы обработки данных: Были использованы следующие ...

Гипотеза: Патогенность значимых детско-родительских отношений в семьях детей больных неврозами во многом обусловлена непоследовательностью проводимых родителями воспитательных мероприятий.

Объектом исследования являются дети от 6 до 10 лет по складу высшей нервной деятельности склонных к невротизации.

Цель: Совершенствование работы по выявлению детей склонных к невротизации и организации педагогического процесса, позволяющего предупредить развитие неврозов. Цель определила задачи исследования:

.Изучение специальной медико-психологической литературы, посвященной проблеме развития неврозов, у детей от 6 до 10 лет.

. Выбор психодиагностических методик.

.Определение параметров выборки.

.Определение методов качественно-количественного анализа результатов психологического тестирования.

.Анализ и интерпретация психологического тестирования.

.Выработка рекомендаций по ранней диагностике неврозов и профилактики невротических состояний.

Методы исследования:

Теоретические: изучение, обработка и анализ научных источников по проблеме исследования.

Эмпирические:

Тест «Личностная шкала проявления тревоги», адаптированная Т.А. Немчиным.

Тест «Автопортрет — телесное состояние»

Цветовой тест отношений (ЦТО)

Тест «несуществующее животное»

Тест «графическая самооценка»

Тест «отношения с родителями»

Личностный опросник Айзенка (EPI)

Этапы исследования:

·        I этап включает в себя формулировку проблемы, определение объекта и предмета исследования.

·        II этап представляет собой предварительный системный анализ объекта исследования.

·        НаIII этапе происходит развертывание рабочих гипотез

·        IV этап включает в себя принципиальный (стратегический) план исследования.

Теоретической основой работы послужили исследования известных психологов: Л.И. Божович, И.И.Чесноковой, А.Г.Спиркина, И.С.Кона, В.В.Столина, М.И.Лисиной, У.Джемса, Э.Эриксона, К.Роджерса, Р.Бернса и др.

Практическая значимость работы определяется возможностью использования диагностической программы для определения неблагополучия в семье и выявления отклоняющегося поведения в подростковом возрасте Рекомендации, предложенные в работе могут быть реализованы в практической деятельности социального работника, педагогов и психологов для работы с этой категорией семей и подростков с отклоняющим поведением.

Описание выборки.

В данном исследовании, участвовали дети, в возрасте от 6 до 10 лет, с личностным развитием, по психопатическому типу — 30 человек (16 мальчиков, 14 девочек).

Структура дипломной работы: исследование состоит из введения, трех глав, заключения , библиографии и приложений.

Ключевые слова:

Невротичность, тревожность, неблагополучные семьи, темперамент, психотравмирующее воздействие, неврозы страха, неврозы навязчивых состояний, фобический невроз, депрессивный невроз, истерический невроз, неврастения, ипохондрический невроз, невротические расстройства сна, телесное состояние, аутоагрессивность.


1. Понятие и особенности неврозов и невротических расстройств у детей младшего школьного возраста

.1 Понятие невротических расстройств у детей и подростков

Неврозы — психогенные заболевания, в основе которых лежат нарушения высшей нервной деятельности, клинически проявляющиеся аффективными не психотическими расстройствами (страх, тревога, депрессия, колебания настроения и пр.), соматовегетативными и двигательными расстройствами, переживаемыми как чуждые, болезненные проявления и имеющими тенденцию к обратному развитию и компенсации [5,с.26]. О происхождении детских неврозов специалист в области детской психиатрии и медицинской психологии В.И. Гарбузов высказывал свое мнение. Он считал, что «путь в невроз» начинается с подавления темперамента. Ребенок, который действует вопреки темпераменту (поскольку он оказывается подавленным), терпит неудачи, теряет уверенность в себе. При сохранении психогении вырастают новые патологические особенности личности: тревожность, сомнение, робость [17,с.54].Далее может происходить обрастание личности и другими особенностями: нерешительность, несамостоятельность, внушаемость, мнительность, недоверчивость.

Если продолжать эту линию, то можно заметить, как ребенок становится замкнутым, одиноким, тревожным. Так формируется «предневрозный характер», на базе которого в дальнейшем при неблагоприятных условиях формируется невроз [7,с.43]. Для понимания этиологии и клиники неврозов детского возраста важную роль сыграли работы отечественного психолога, видного специалиста в области детских и подростковых неврозов А.И. Захарова, по мнению которого детский невроз — это психогенное заболевание формирующейся личности, которое затрагивает значимые аспекты развивающейся личности, систему ее отношений в семье, со сверстниками и другими взрослыми [5,с.54].

Невротические расстройства наблюдаются в любом возрасте, однако форму клинически очерченных заболеваний (собственно неврозов) они приобретают, как правило, лишь после 6 — 7-летнего возраста. До того невротические расстройства проявляются обычно в виде отдельных симптомов, которые мало осознаются и переживаются личностью ввиду ее незрелости. Анализ литературы способствовал выявлению факторов неврозов, проиллюстрированные нами в табл. 1.

Таблица 1. Факторы влияющие на этиологию неврозов

Факторы

Классификация факторов

Проявления факторов

Внутренние факторы

Особенности личности, связанные с психическим инфантилизмом

Повышенная тревожность, пугливость, склонность к страхам

Невропатические состояния

Комплекс проявлений вегетативной и эмоциональной неустойчивости.

Изменения возрастной реактивности нервной системы в переходные

Периоды, т.е. в возрасте 2-4 лет, 6-8 лет и в пубертатном периоде.

Внешниe факторы

Неправильное воспитаниe

Семейный невроз представляет собой патологическую структуру, детерминированную взаимной обусловленностью конфликтных отношений в семье (в особенности в структуре детско-родительских отношений).

Неблагоприятные микросоциальные и бытовые условия.

Tравмирующие переживания в семье способствуют формированию у ребенка особого склада характера,

Трудности школьной адаптации

Традиционная система передачи знаний, акцентирующая внимание на интеллектуальном развитии ребенка, не придает особого значения его эмоционально — личностному развитию. Пониженное внимание педагогов к интересам и проблемам детей, к особенностям их индивидуального развития приводит к нарушениям эмоциональной сферы учащихся, к формированию школьной тревожности и страхов.

Однако ведущим причинным фактором является психотравмирующее воздействие

Собственно патогенезу неврозов предшествует этап психогенеза, во время которого происходит психологическая переработка личностью психотравмирующих переживаний, зараженных отрицательным аффектом (страх, тревога, обида и др.).

В этом процессе участвуют защитно-компенсаторные психологические механизмы (переключение, подавление и др.) [4,с.53]В случаях относительной силы и стойкости отрицательного аффекта, слабости механизмов «психологической защиты», наличии способствующих внутренних и внешних условий происходит психологический «срыв», ведущий к «срыву» высшей нервной деятельности в результате установленных И.П.Павловым физиологических механизмов «перенапряжения нервных процессов и их подвижности». Последующими нейрофизиологическими исследованиями Н.И.Гращенкова(1964), П.К.Анохина (1975) [14,с.33] показан многоуровневый характер патодинамической функциональной системы при неврозах, в которой наряду с корковыми механизмами участвуют механизмы лимбико-ретикулярного комплекса и гипоталамуса.

В общей психиатрии в нашей стране основными формами неврозов считаются:

·        неврастения (астенический невроз),

·        истерия (истерический невроз)

·        невроз навязчивых состояний.

Номенклатура неврозов в Международной статистической классификации болезней, травм и причин смерти (1975) была предложена (Ковалев В.В., 1976, 1979) рабочая классификация неврозов у В связи с недостаточностью этих 3-х основных форм неврозов, а также учитывая детей и подростков, которая объединяет все основные клинические формы этих заболеваний в детском и подростковом возрасте.

Выделены две подгруппы неврозов:

·        общие неврозы (психоневрозы), характеризующиеся преобладанием общеневротических психических и вегетативных расстройств,

·        системные неврозы.

Таблица 2. Подгруппы неврозов

Подгруппа системных неврозов

неврозы страха

невротические тики

истерический невроз

невротическое заикание, невротический расстройства сна, невротическое отсутствие аппетит

невроз навязчивых состояний.

невротический энурез и энкопрез

депрессивный невроз

патологические привычные действия детского возраста (сосание пальцев, кусание ногтей, яктацию, мастурбацию, трихотилломанию).

неврастения и ипохондрический невроз,

Проявления неврозов у детей отличаются большим своеобразием, которое связано с незавершенностью, рудиментарностью симптоматики, преобладанием соматовегетативных и двигательных расстройств, слабостью или отсутствием личностного осознания имеющихся нарушений. Эти особенности объясняют преимущественно моносимптомный характер невротических расстройств и статистически достоверное преобладание системных невротических нарушений (Козловская Г.В., Лебедев С.В., 1976).

.2 Теории неврозов и причинах их возникновения. Механизм развития невроза

Причиной неврозов редко бывают внезапные и тяжелые травмы (смерть близких людей, опасные для жизни ситуации, стихийные бедствия, неожиданные несчастья).

Невротические реакции обычно возникают при относительно слабых, но длительно (или многократно) действующих раздражителях, приводящих к постоянному эмоциональному напряжению, внутренним конфликтам, к разладу с самим собой. В качестве типичных, имеющих наибольшее патогенетическое значение для возникновения невроза в современной психиатрической литературе обычно рассматриваются события, порождающие неопределенность положения, представляющие угрозу для будущего или требующие принятия трудных альтернативных решений. [21,с,23], исключающей реализацию мотивированного поведения (фрустрация).

Основы понимания патофизиологической природы невротических состояний заложил И. П. Павлов [2,с.33] Согласно П. К. Анохину (1968) [30,с.78] в отличие от взглядов И. П. Павлова, центральным механизмом происхождения неврозов является не борьба основных нервных процессов возбуждения и торможения, а конкуренция двух систем возбуждения, опосредующих два целостных, но взаимоисключающих вида деятельности. Условное торможение, по П. К. Анохину, возникает как результат столкновения двух систем возбуждения [18,с.88] Согласно этим представлениям, разные формы невротических расстройств можно гипотетически связать с истощением тормозных систем на уровне внутрикорового (меж- и внутриполушарного) или корково-подкоркового (прежде всего кортико-лимбического) взаимодействия [Гельгорн Э., Луфборроу Дж., 1966; Симонов П. В., 1981]. [18,с.73]

Первое направление представлено психоаналитической концепцией невроза, предложенной З.Фрейд в 1893-1894 гг. и развиваемой его последователями. Эта концепция опирается на постулат психогенного происхождения неврозов, конкретные симптомы которых в символической форме выражают суть интрапсихического конфликта — следствия реально существовавших в ранней истории субъекта проблем. Невроз представляет собой нечто вроде компромиссного образования между запретным влечением и психологической защитой. Основным симптомом является тревога, возникающая в результате конфликта между влечениями «Оно» и требованиями «сверх-Я» и трансформирующаяся под воздействием защитных механизмов в другие — «вторичные» симптомы. [6,с.13].Начало невроза относится к раннему детству и связано с нарушениями какой-либо из стадий развития: оральной, анальной или генитальной. Хотя область использования понятия «невроз» исторически менялась, в настоящее время в рамках психоанализа рассматриваются преимущественно такие расстройства, как невроз навязчивых состояний, конверсионная истерия и истерофобический невроз. Невроз навязчивых состояний — одна из главных нозологических категорий классического психоанализа. [26,с.36].Под актуальным неврозом понимается разновидность невротического расстройства, причину которого следует искать в настоящем пациента, а не в его детских конфликтах. Травматический невроз развивается после эмоционального шока в ситуации непосредственной смертельной опасности. Невроз характера связан с выражением защитных процессов не в доступных наблюдению симптомах, а в определенных чертах характера, паттернах поведения и особой организации личности. С неврозом характера сходен невроз судьбы, имеющий вид случайного стечения внешних («роковых») обстоятельств, но обусловленных, с психоаналитической точки зрения, бессознательным многократным повторением поведенческих схем. Пересмотр психоаналитического учения о неврозах (и прежде всего основополагающего постулата тотальной детерминированности человеческого поведения либидинозной энергией, понимаемой в чисто механистическом духе) начался уже при жизни самого З.Фрейд его ближайшими сотрудниками и учениками (K. Jung и A. Adler).

Неофрейдисты (К. Хорни, Э. Фромм, Г. Салливан) отказались от постулата детерминированности психики биологическими влечениями и уделяли больше внимания специфике культуры и социальных условий. Так, для Э. Фромма природа человека — не биологически определенная совокупность влечений, а особая «вторая природа», созданная культурой, превращающей биологические инстинкты в стабильную систему неинстинктивных стремлений, через которую человек соотносится с природой и человеческим миром, т. е. в «характер». В последние десятилетия появляется все больше фактов, свидетельствующих о несомненном участии наследственного предрасположения в патогенезе невротических нарушений. [17,с.63]К таким фактам относятся прежде всего более высокая степень конкордантности по невротическим расстройствам в монозиготных близнецовых парах по сравнению с дизиготными и накопление одноименной (гомотипической) с расстройством пробанда невротической симптоматики среди его ближайших родственников (Gottesman J. J., 1962; Schields J., 1962; Noyes R. et al., 1978) [27,с.73].

1.3 Роль семьи и родителей в формировании нервной патологии у дошкольников и у младших школьников

С точки зрения авторов классических направлений психотерапии (Э. Фромма, К. Хорни, Э. Эриксона, А. Адлера, К. Юнга и др.), основополагающим фактором, влияющим на развитие личности человека, являются особенности его взаимоотношений в детстве со своими родителями. Так, Э. Фромм,исследуя проблему становления личности в современном обществе, отмечал, что характер ребенка является слепком с характера родителей и развивается в ответ на их характер [13,c.44]. К.Хорниполагала, что травмирующие переживания в семье способствуют формированию у ребенка особого склада характера, который она называет базальной тревожностью (неразрывно связанной с базальной враждебностью).

В данном случае у ребенка развивается чувство собственной незначительности, беспомощности, покинутости, подверженности опасности, нахождения в мире, открытом обидам, обману, нападкам, оскорблениям, предательству, зависти. Как считает автор, чем больше ребенок скрывает недовольство своей семьей, например, путем подчинения установкам родителей, тем в большей степени он проецирует свою тревожность на внешний мир, приобретая таким образом убеждение в том, что мир в целом опасен и страшен. [14, с.144-145]. К. Юнгв своей работе указывает на решающую роль семьи и родителей в формировании личности ребенка. [17, с.57]. По мнению Юнга, на развитие у ребенка нервной патологии сильное влияние оказывают психическое состояние, проблемы и образ жизни его родителей, а также атмосфера в семье и методы воспитания. Родители почти всегда являются “либо прямыми инициаторами невроза у ребенка, или по крайней мере его важнейшими компонентами” [17, с.76].

В. Сатир (1992), обобщив опыт своей психотерапевтической работы, выделила два типа семей — «зрелые» и «проблемные». «Зрелые» семьи отличаются от «проблемных» тем, что «родители верят: изменения неизбежны — и в развитии детей, и в жизни взрослых. Они принимают изменения как неотъемлемую часть бытия».

Выделяются два типа деформации семьи (Реан А.А.):

·              структурная

·              психологическая

Таблица 3 Типы деформации семьи

Типы деформации

Характеристика деформации

Структурная

Нарушение ее структурной целостности семьи, связанное чаще всего с отсутствием одного из родителей.

Психологическая

Нарушение системы межличностных отношений, преобладанием отрицательных ценностей, асоциальных установок и т.п.

Как структурная, так и психологическая деформация семьи оказывают значительное влияние на формирование личности ребенка.

2.Внутренне неблагополучные семьи.

Типы внутренне неблагополучной семьи.

·   Недоверчивая

·   Легкомысленная семья

·   Хитрая семья

·   Семьи, ориентированные на успех ребенка

·   Псевдовзаимные семьи:

·   Псевдовраждебные семьи

·   Семьи известных людей

·   Семьи состоятельных людей

·   Семьи с недееспособными членами.

Для любого типа неполной семьи характерны из-за дефицита мужского влияния:

·   нарушается гармоничное развитие интеллектуальной сферы, страдают математические, пространственные, аналитические способности ребенка за счет развития вербальных способностей (для полноценного интеллектуального развития на ребенка должны влиять два типа мышления: мужское и женское)

·   менее четким становится процесс половой идентификации мальчиков и девочек (развитие женских черт характера у мальчиков или «компенсаторной мужественности» у девочек)

·   затрудняется обучение подростков навыкам общения с представителями противоположного пола

·   становится возможным формирование избыточной привязанности к матери.

Ситуация неблагополучия в семье рассматривается в работе в качестве особой модели отношений, представляющей собой «поле риска» для ребенка в силу фрустрации одной из важнейших его потребностей — потребности в безопасности. Отсутствие семейного благополучия порождает у ребенка переживания незащищенности, неуверенности, недоверия к себе и окружающим, провоцируя переживание любой затруднительной ситуации как кризисной, угрожающей самооценке личности ребенка, сохранности целостности его «Я» [24, p.43].

К установлению подобных отношений с ребенком склонны родители с определенными характерологическими особенностями —

·   тревожные

·   мнительные

Усилению в ребенке тревожности могут способствовать такие факторы, как завышенные требования со стороны родителей и воспитателей, так как они вызывают ситуацию хронической неуспешности.

.4Виды и особенности неврозов у дошкольников и младших школьников

Неврозы у детей проявляются совершенно иначе, чем у взрослых. Причем для каждого возрастного периода характерна определенная клиническая картина неврозов. Проявления невроза зависят от возраста, когда ребенок перенес стресс, и степени воздействия стрессового фактора. В раннем детстве многие симптомы эмоциональных расстройств практически неотделимы от соматических нарушений. В.Е. Каган (1985) подчеркнул, что чем менее зрел организм, тем менее дифференцированы и более генерализованы его реакции, тем более при стрессе нарушаются функции внутренних органов. В.В. Ковалев (1985) выделил несколько уровней психоневрологического реагирования детей и подростков:

·   соматовегетативный (0-3 года),

·   психомоторный (3-7 лет),

·   аффективный (7-11 лет),

·   эмоционально-идеаторный (11-17 лет).

Неврозы страха

Основными проявлениями неврозов страха являются страхи сверхценного содержания, т.е. предметные страхи, связанные с содержанием психотравмирующей ситуации и обуславливающие особое сверхценно-боязливое отношение к объектам и явлениям, которые вызвали аффект страха. Характерно приступообразное возникновение страхов, особенно при засыпании. Приступы страха продолжаются 10-30 мин., сопровождаются выраженной тревогой, нередко аффективными галлюцинациями и иллюзиями, вазовегетативными нарушениями. Течение неврозов страха, согласно исследованиям Н.С.Жуковской (1973), может быть кратковременным и затяжным (от нескольких месяцев до 2-3 лет).

Невроз навязчивых состояний

Отличается преобладанием в клинической картине ранообразных навязчивых явлений, т.е. движений, действий, страхов, опасений, представлений и мыслей, возникающих неотступно вопреки желанию больного, который сознавая их необоснованный болезненный характер, безуспешно стремится их преодолеть. Основными видами навязчивостей у детей являются навязчивые движения и действия (обсессии) и навязчивые страхи (фобии).

В зависимости от преобладания тех или других условно выделяют невроз навязчивых действий (обессивный невроз) и невроз навязчивых страхов (фобический невроз).

Часто встречаются смешанные навязчивости.

Обессивный невроз у детей дошкольного и младшего школьного возраста выражается преимущественно навязчивыми движениями — навязчивыми тиками, а также относительно простыми навязчивыми действиями. Навязчивые тики представляют собой разнообразные непроизвольные движения — мигания, наморщивание кожи лба, переносья, повороты головы, подергивания плечами, «шмыгание» носом, «хмыкание», покашливания (респираторные тики), похлопывания кистями рук, притоптывания ногами. Тикозные навязчивые движения связаны с эмоциональным напряжением, которое снимается двигательным разрядом и усиливается при задержке навязчивого движения.

При фобическом неврозе у детей более младшего возраста преобладают навязчивые страхи загрязнения, острых предметов (иголок), закрытых помещений. Детям старшего возраста и подросткам более свойственны навязчивые страхи болезни (кардиофобия, канцерофобия и др.) и смерти, страх подавиться при еде, страх покраснеть в присутствии посторонних, страх устного ответа в школе.

Обычный Невроз навязчивых состояний имеет выраженную склонность к затяжному рецидивирующему течению. Затяжное течение невроза навязчивых состояний, как правило, ведет к невротическому развитию личности с формированием таких патологических черт характера как тревожность, мнительность, склонность к навязчивым страхам, сомнениям и опасениям.

Депрессивный невроз

Объединяет группу психогенных невротических заболеваний, в клинической картине которых ведущее место занимает депрессивный сдвиг настроения. В этиологии невроза основная роль принадлежит ситуациям, связанным с болезнью, смертью, разводом родителей, длительной разлукой с ними, а также сиротству, воспитанию нежеланного ребенка по типу «золушки», переживанию собственной неполноценности в связи с физическим или психическим дефектом.

Истерический невроз

Психогенное заболевание, характеризующееся разнообразными (соматовегетативными, моторными, сенсорными, аффективными) расстройствами невротического уровня, в возникновении и проявлении которых ведущая роль принадлежит психогенетическому механизму условной приятности или желательности для больного данных расстройств. Указанный механизм обеспечивает патологическую защиту личности от трудных для нее ситуаций.

Неврастения (астенический невроз)

Возникновению неврастении у детей и подростков способствуют соматическая ослабленность и перегрузка различными дополнительными занятиями. Неврастения в выраженной форме встречается только у детей школьного возраста и подростков. Основные проявления невроза — повышенная раздражительность, несдержанность, гневливость и в то же время — истощаемость аффекта, легкий переход к плачу, утомляемость, плохая переносимость любого психического напряжения. Ипохондрический невроз.

Невротические расстройства, в структуре которых преобладают чрезмерная озабоченность своим здоровьем и склонность к необоснованным опасениям по поводу возможности возникновения того или иного заболевания. Встречается в основном у подростков.

Системные неврозы

Невротическое заикание

Психогенно обусловленное нарушение ритма, темпа и плавности речи, связанное с судорогами мышц, которые участвуют в речевом акте. У мальчиков заикание возникает значительно чаще, чем у девочек. Расстройство в основном развивается в период становления речи (2-3 года) или в возрасте 4-5 лет, когда происходит значительное усложнение фразовой речи и формирование внутренней речи. Причинами невротического заикания могут быть острые, подострые и хронические психические травмы.

Невротические тики

Объединяют разнообразные автоматизированные привычные движения (мигание, наморщивание кожи лба, крыльев носа, облизывание губ, подергивание головой, плечами, различные движения конечностями, туловищем), а также «покашливание», «хмыкание», «хрюкающие» звуки (респираторные тики), которые возникают в результате фиксации того или иного защитного движения, первоначально целесообразно. В части случаев тики относят к проявлениям невроза навязчивости. Вместе с тем нередко, особенно у детей дошкольного младшего школьного возраста, невротические тики не сопровождаются чувством внутренней несвободы, напряжения, стремлением к навязчивому повторению движения, т.е. не носят навязчивого характера.

Невротические расстройства сна

У детей и подростков встречаются весьма часто, однако изучены недостаточно. В их этиологии играют роль различные психотравмирующие факторы, особенно действующие в вечерние часы. Клиника невротических расстройств сна выражается нарушениями засыпания, беспокойным сном с частыми движениями, расстройством глубины сна с ночными пробуждениями, ночными страхами, яркими устрашающими сновидениями, а также снохождениями и сноговорениями.

Невротические расстройства аппетита (анорексия)

Группа системных невротических расстройств, характеризующихся различными нарушениями пищевого поведения в связи с первичным снижением аппетита. Чаще всего наблюдается в раннем и дошкольном возрасте. Непосредственным поводом к возникновению невротической анорексии часто является попытка матери насильно накормить ребенка при его отказе от еды, перекармливание, случайное совпадение кормления с каким-либо неприятным впечатлением (испуг, связанный с тем, что ребенок случайно подавился, резкий окрик, ссора взрослых и т.п.).

Невротический энурез

Психогенно обусловленное неосознанное упускание мочи, преимущественно во время ночного сна. В этиологии энуреза, помимо психотравмирующих факторов, играют роль невропатические состояния, черты тормозимости и тревожности в характере, а также идентичная семейная отягощенность. Клиника невротического энуреза отличается выраженной зависимостью от ситуации. Ночное недержание мочи учащается при обострении психотравмирующей ситуации, после физических наказаний и т.п. Уже в конце дошкольного и начале школьного возраста появляются переживание недостатка, пониженная самооценка, тревожное ожидание нового упускания мочи.

Невротический энкопрез

Проявляется в непроизвольном выделении незначительного количества испражнений при отсутствии поражений спинного мозга, а также аномалий и других заболеваний нижнего отдела кишечника или сфинктера анального отверстия. Встречается примерно в 10 раз реже энуреза, в основном у мальчиков в возрасте от 7 до 9 лет.

Обычный невроз навязчивых состояний имеет выраженную склонность к затяжному рецидивирующему течению. Затяжное течение невроза навязчивых состояний, как правило, ведет к невротическому развитию личности с формированием таких патологических черт характера как тревожность, мнительность, склонность к навязчивым страхам, сомнениям и опасениям.

Депрессивный невроз

Объединяет группу психогенных невротических заболеваний, в клинической картине которых ведущее место занимает депрессивный сдвиг настроения. В этиологии невроза основная роль принадлежит ситуациям, связанным с болезнью, смертью, разводом родителей, длительной разлукой с ними, а также сиротству, воспитанию нежеланного ребенка по типу «золушки», переживанию собственной неполноценности в связи с физическим или психическим дефектом. [25p.26]

.5 Психические особенности развития неврозов у дошкольников и младших школьников

В клинической психологии стало общепризнанным, что невроз является результатом нарушения развития личности и проявляется в изменениях системы отношений человека с окружающими людьми. Согласно психоаналитической традиции, основную роль в формировании невроза играют более конкретные факторы, а именно нарушение эмоциональных взаимоотношений между растущим ребенком и его родителями. В ортодоксальном психоанализе осталась неопределенной роль, которую играют в развитии невроза взаимные отношения между родителями. [5p.36]

Известно, что предпосылкой возникновения тревожности является повышенная чувствительность (сензитивность).

Однако не каждый ребенок с повышенной чувствительностью становиться тревожным. Многое зависит от способов общения родителей с ребенком. Иногда они могут способствовать развитию тревожной личности. Например, высока вероятность воспитания тревожного ребенка родителями, осуществляющими воспитание по типу гиперпротекции (чрезмерная забота, мелочный контроль, большое количество ограничений и запретов, постоянное одергивание) [15, p.76].

Если справедливо представление о том, что невроз ребенка развивается в результате определенных эмоциональных проявлений его родителей, то выборка семей, в которых есть больной неврозом ребенок (такие семьи мы будем условно называть неврозогенными), окажется отличной по каким-то психологическим параметрам от аналогичной выборки семей со здоровыми детьми. Подобная постановка эксперимента дает возможность сравнить между собой степень различий здоровых и неврозогенных семей по разным психологическим характеристикам, включая супружеские и детско-родительские отношения [17, p.23].

Усилению в ребенке тревожности могут способствовать такие факторы, как завышенные требования со стороны родителей и воспитателей, так как они вызывают ситуацию хронической неуспешности. Сталкиваясь с постоянными расхождениями между своими реальными возможностями и тем высоким уровнем достижений, которого ждут от него взрослые, ребенок испытывает беспокойство, которое легко перерастает в тревожность и тревог. Излишняя строгость родителей также способствует появлению страхов. Однако это происходит только в отношении родителей того же пола, что и ребенок, т. е., чем больше запрещает мать дочери или отец сыну, тем больше вероятность появления у них страхов. Часто, не задумываясь, родители внушают детям страхи своими никогда не реализуемыми угрозами вроде: «Заберет тебя дядя в мешок», «Уеду от тебя» и т. д. [24, p.43].

.6 Содержание и особенности индивидуальной и групповой психотерапии

Вид самой первой психологической помощи ребенку, чаще всего требуемый в повседневности, очень прост: нужно всего лишь пресечь избыток воздействия, прекратить навязывание ему чего бы то ни было, в том числе воли старших и общения с ними, и выждать, когда у него восстановится потребность в общении со взрослыми.

Если взрослый смог оставить ребенка в покое, вторым его шагом в плане психологической помощи должен быть непременный критический пересмотр всех своих отношений. Невозможно сформировать в ребенке правильное отношение к любой трудности, в том числе и к чисто психологической, если окружающие его взрослые люди не навели порядка в сфере своих отношений, если там хозяйничает стихия некорректированных представлений, установок и тенденций, в том числе беспардонность в отношении к детям, самонавязывание, бесцеремонное обращение с ними. Этот пересмотр — с учетом информации, как возникают отклонения, — даст возможность не повторить психогенных воздействий [21, c.46].

Музыкотерапия — область психотерапии, хорошо разработанная и в историческом, и в клинико-терапевтическом отношении. Подавляющее большинство исследователей считают музыку вспомогательным средством психотерапии. В этом качестве она применяется в санаторно-курортном лечении, в психоневрологической, акушерской и стоматологической практике [11, c.43].

Театротерапия. Велико воздействие художественного слова на чувства и мысли человека. Оно может совершить в нем душевный переворот, заставить изменить взгляды на жизнь, вызвать определенные поступки: как добрые, так и злые. Сила художественного слова увеличивается, когда оно умело соединяется с музыкой и сценическим действием. Это обнаружили древние эллины, которые считали театр важнейшим искусством. В древних Афинах каждый свободный гражданин полиса обязан был посещать спектакли. [13p.26].

2. Эмпирическое исследование неврозов у дошкольников и младших школьников

.1 Гипотезы и задачи исследования

Гипотеза: Патогенность значимых детско-родительских отношений в семьях детей больных неврозами во многом обусловлена непоследовательностью проводимых родителями воспитательных мероприятий.

Объектом исследования являются дети от 6 до 10 лет по складу высшей нервной деятельности склонных к невротизации.

Цель: Совершенствование работы по выявлению детей склонных к невротизации и организации педагогического процесса, позволяющего предупредить развитие неврозов. Цель определила задачи исследования:

. Изучение специальной медико-психологической литературы, посвященной проблеме развития неврозов, у детей от 6 до 10 лет.

. Выбор психодиагностических методик.

. Определение параметров выборки.

4. Определение методов качественно-количественного анализа результатов психологического тестирования.

5. Анализ и интерпретация психологического тестирования.

. Рекомендовать из определенных выше задач педагогам и родителям методы ранней диагностики неврозов и профилактики невротических состояний.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

·        сравнительный метод;

·        констатирующий эксперимент;

·        тестирование;

·        методы первичной и вторичной обработки данных

Методики исследования:

— Тест «Личностная шкала проявления тревоги», адаптированная Т.А. Немчиным.

Тест «Автопортрет — телесное состояние»

Цветовой тест отношений (ЦТО)

Тест «несуществующее животное»

Тест «графическая самооценка»

Тест «отношения с родителями»

Личностный опросник Айзенка (EPI)

Этапы исследования:

·        I этап включает в себя формулировку проблемы, определение объекта и предмета исследования.

·        II этап представляет собой предварительный системный анализ объекта исследования.

·        НаIII этапе происходит развертывание рабочих гипотез

·        IV этап включает в себя принципиальный (стратегический) план исследования.

Описание выборки:

В исследовании участвовали дети в возрасте от 6- 10 лет с личностным развитием по психопатическому типу — 30 человек. Мальчиков — 16 человек, девочек — 14 человек.исследуемой группе были дети с комбинированными диагнозами: например, невротическое развитие личности на органическом фоне или расстройства поведения и сердечно-сосудистые, неврологические заболевания, заболевания желудочно-кишечного тракта и т.д.

.2 Описание используемых психодиагностических методик

        

         Тест «несуществующее животное» относится к числу проективных. Для статистической проверки или стандартизации результат анализа может быть представлен в описательных формах. По составу данный тест — ориентировочный и как единственный метод исследования обычно не используется и требует объединения с другими методами в качестве батарейного инструмента исследования.

ü  Показатели и интерпретация:

ü  Положение рисунка на листе:

ü  Положение рисунка ближе к верхнему краю листа:

ü  Положение рисунка в нижней части

ü  Центральная смысловая часть фигуры

ü  Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы, иногда — постамент).

ü  характер соединения ног с корпусом

ü  Части, поднимающиеся над уровнем фигуры:

ü  Контуры фигуры.

ü  Общая энергия.

ü  Оценка характера линии

Личностная шкала проявления тревоги адаптированная Т.А. Немчиным. Предназначена для измерения уровня тревожности. Опросник состоит из 50 утверждений. Он может предъявляться испытуемому либо списком, либо как набор карточек с утверждениями.Значимый ответ оценивается в 1 балл. Сумма баллов определяет уровень тревожности:

1.       40-50 баллов рассматривается как показатель очень высокого уровня тревожности,

2.       25-40 бал лов свидетельствуют о высоком уровне тревоги,

.        15-25 баллов — о среднем (с тенденцией к высокому) уровне

.        5-15 баллов — о среднем (с тенденцией к низкому) уровне

.        0-5 баллов — о низком уровне тревожности.

Тест «автопортрет — телесное состояние»

Тест «Автопортрет — телесное состояние», используемый нами в работе с больными детьми как дополнительное средство целостной оценки <#»515321.files/image001.gif»>

Рис.1. Показатели самооценки

В таблице находятся следующие полученные данные:

по критерию высокий уровень тревожности

1.     в первой позиции заниженная самооценка — 58%

2.       во второй позиции завышенная самооценка — 27%

.        в третьей позиции адекватная самооценка — 15%

по критерию средний уровень тревожности

1.     в первой позиции заниженная самооценка — 42%

2.       во второй позиции завышенная самооценка — 34%

.        в третьей позиции адекватная самооценка — 24%

по критерию низкий уровень тревожности

1.          в первой позиции адекватная самооценка — 63%

2.       во второй позиции завышенная самооценка — 23 %

.        в третьей позиции заниженная самооценка — 14 %

Методика «Личностная шкала проявления тревоги» адаптированая Т.А. Немчиным

Таблица 2. Показатели личностной тревожности по методике «Личностная шкала проявления тревоги»

Испытуемый

Показатели личностной тревожности

 

 24 балла

28 баллов

48 баллов

42 балла

43балла

32 балла

22 балла

36 балла

44 балла

34 балла

28 балла

48 баллов

Описание консультационной работы с детьми по методике «Несуществующее животное»

Испытуемый №1 (9 лет).

Название животного — Джек.

Где живет? — «В пустыне; питается птичками, мелкими животными».

Есть ли у него друзья? — «Друзей нет, враги все животные».

Какие у него три желания?

·        Побольше еды;

·        Быть здоровым

·        Подкрадываться так, чтобы не заметили, гипнотизировать жертв, чтобы сами шли на съедение».

Какие чувства животное вызывает? — «Злой все время».

Это приятно, когда приносят сами еду? — « Да, он тогда был бы довольный и добрый».

Испытуемый №2(9 лет).

Название животного — «Раба — кот».

Какие чувства животное вызывает? — «Кажется злым, не всегда, а когда его потревожат».

Где живет? — «Живет в воде, в океане».

Чем питается? — «Рыбешками, моллюсками».

Есть ли у него друзья? — «Друзья — акулы, есть ли враги не знаю».

Какие у него три желания?

·   «Превратиться в доброго;

·   Не питаться моллюсками;

·   Превратиться опять в рыбу. Раньше был рыбой, так как- то более правильно».

Рис.

Испытуемый №3.(10 лет).

Название животного — Тишка.

Где живет? — «В большом городе, питается животными».

Есть ли у него друзья? — «Друзья не похожие на него, какие-то существа».

Есть ли у него враги? — « Существа еще страшнее и сильнее его».

Какие чувства животное вызывает? — «Жалость» (плачет)

Какие у него три желания?

·   «Хотел бы измениться и быть добрым;

·   Хотел бы выглядеть по другому, лучше, чем сейчас;

·   Хотел бы найти такого же существа как он».

Маленький рисунок в верхнем левом углу — высокая тревожность; часто встречается у личностей, склонных к суициду. По рисунку была дана определенная характеристика: опасается, что ему могут помешать достичь своих целей. Эти страхи приводят его к суетливой, иллюзорной и бессмысленной активности. Имел три крупных нарушения дисциплины в школе. Предполагается, что склонен к употреблению наркотических веществ. Источники стресса: психологическая травма, полученная вследствие развода родителей.

Основные проявления:

1.       высокая тревожность;

2.       суетливойсть

.        иллюзорная бессмысленная активность

.        требует постоянного контроля,

.        прямота,

.        бескомпромиссность как реакция на внутреннюю незащищенность личности,

.        обидчивость,

.        склонность к нарушению правил

.        склонность к неадекватному поведению

.        низкая степень адаптивности

.        склонность к неподчинению,

.        непредсказуемость,

.        чрезмерная конфликтность,

Таблица 3. Уровень тревожности

Уровень тревожности

Количество в процентах

Высокая тревожность

85%

Умеренная тревожность

15%

Низкая тревожность

0%

Таблица. Свободный опрос « Отношения с родителями»

Варианты ответов

Неблагополучные в семье

1.Вместе с родителями отмечаем все праздники

43%

2. Время от времени ссорюсь с родителями, но быстро налаживаю дружеские отношения

55%

3.Родители меня часто ругают и наказывают

56%

4.Мои дела родителей не интересуют

43%

5.С родителями почти не разговариваю

30%

Надежным индикатором хороших отношений в семье является наличие семейных традиций, общих увлечений (хобби), включение подростка в обсуждение и решение семейных проблем. Даже в обычных cемьях, представленных в контрольной группе, проблема внутрисемейной сплоченности стоит достаточно остро. В проблемных cемьях отношения с родителями во многом разрушены: почти нет общих хобби (4-8 %), менее половины родителей (25-43 %) отмечают вместе с детьми праздники; зато родители в этих cемьях не интересуются делами детей (43-50 %), часто ругают и наказывают (56-69 %); и как следствие — наступает отчуждение: дети с родителями почти не разговаривают (30-50 %), при любой возможности уходят из дома (30 — 43%).

Тест «Рисунок семьи»

В результате анализируя «Рисунок семьи» получили следующие данные:

·        50 % детей испытывают дефицит общения в семье

·        23 % детей ощущают себя отверженными и не нужными

·        7 % детей включают в состав семьи посторонних людей

·        10 % не имеют никаких отношений в семье

·        10 % выделяют одного члена семьи, игнорируя остальных

Результаты интерпретации семейной социограммы:

·        50 % детей не ощущают эмоциональной взаимосвязи в семье

·        27% общаются с членами опосредованно, через наиболее приятного им члена семьи

·        20 % выделили в своей семье подсистемы: мама — папа, брат — сестра, мама — дочь, папа — сын, мама — сын и др.

·        3 % детей обладают низкой самооценкой в семье и принимаются остальными членами семьи.

Подводя итоги по результатам этих методик было выяснено, что 50 % детей, жалующихся на дефицит внутрисемейного общения и отсутствия взаимосвязи между членами семьи из полных семей, то есть живущие с мамой и папой.

Таблица 4. Конфликтность в семье в экспериментальной группе

Выделенные показатели

Количество

Барьеры между фигурами

25%

Выделение отдельных фигур

35%

Изоляция отдельных фигур

40%

Преобладание вещей

35%

Отсутствие некоторых членов семьи

40%

Полученные данные позволили сделать вывод, что благополучие семьи зависит не от структуры семьи, а от типов внутрисемейного воспитания. Поэтому следующий этап нашего исследования — изучение типов воспитания в этих семьях с использованием соответствующих методик.

Таблица 5. Чувство неполноценности в семейной ситуации в контрольной группе

Выделенные показатели

Количество

Отсутствие автора

9,5%

45%

Изоляция автора от других

24,5%

Маленькие фигуры

9,5%

Расположение фигур на нижней части листа

42,8%

Различие в высоте на рисунке чаще всего определяется без особых затруднений. Если один ребенок нарисован стоя, а другой сидя или не в полный рост, то рассматривается нарисованный линейный размер. При затруднении определить на глаз различия в размерах, этот признак не засчитывается.

Это очень характерный признак, подчеркивающий конфликтные отношения между детьми. Искажение реального состава семьи детьми. из неблагополучных семьях заслуживает самого пристального внимания, так как за этим почти всегда стоит эмоциональный конфликт, недовольство семейной ситуацией. Крайние варианты представляют собой рисунки, в которых: а) вообще не изображены люди; б) изображены только не связанные с семьей люди. Полученные данные позволили сделать вывод, что благополучие семьи зависит не от структуры семьи, а от типов внутрисемейного воспитания.

Рисунки детей из неблагополучных семей характеризуются наличием деталей говорящих о :

·        травматических переживаниях, связанных с семьей;

·        чувстве отверженности, покинутости (поэтому такие рисунки относительно часты у детей, недавно пришедших в интернат из семей);

·        аутизме;

·        чувстве небезопасности, большом уровне тревожности;

Дети из неблагополучных семьях уменьшают состав семьи, «забывая» нарисовать тех членов семьи, которые им менее эмоционально привлекательны, с которыми сложились конфликтные отношения. Наиболее часто в рисунке отсутствуют братья или сестры, что связано с наблюдаемыми в семьях ситуациями конкуренции. Ребенок таким способом в символической ситуации «монополизирует» любовь и внимание родителей. Нарисованные детьми из неблагополучных семьях дополнительно к родителям (или вместо них), не связанные с семьей взрослые указывают на восприятие неинтегративности семьи, на поиск человека, способного удовлетворить потребность ребенка в близких эмоциональных контактах. Дети из неблагополучных семьях пропустили в рисунке существенные части тела (головы, рук, ног) что указывает, наряду с негативным отношением к нему, на агрессивные побуждения относительно этого человека

Тест «Автопортрет — телесное состояние»

Анализ результатов тестового рисунка «Автопортрет — телесное состояние» в исследуемой группе позволил нам выделить ряд наиболее важных критериев для описания и создания психоло гического портрета неврологического ребенка.

Рисунки всех участвующих в исследовании мальчиков не отвечали возрастным нормам, более трети респондентов изобразили только голову. Из 8 рисунков 2 нарисовали туловище, руки, ноги. Нарисованные полностью фигуры смещены из центра листа вниз. Рисунки схематичны, фигуры наклонены влево или вправо, руки и ноги разногой величины. Видимые фиксации на ушах (отсутствуют вообще или большие), глазах (пустые либо зачерненные глазницы), губах (клоунские рты).

Рисующими явно игнорировались конечности (стопы ног, кисти и паль цы рук); фигуры изображались статичными, тяжелыми в однообразной позиции анфас, с укороченным туловищем либо с туловищем в виде «палочного человечка»; в рисунках подростков отсутствовали эмо циональные проявления и чувства. На рисунках, где изображена только голова, лицо прорисовано схематично, фиксации на чертах лица идентичны ранее описанным. Пять рисунков являются шаржами.

Из 4 рисунка девочек половина нарисовала себя с туловищем, другая половина участвующих в исследовании изобразила только лицо (пять человек) или лицо, шею и плечи (пять человек).

Лица прорисованы более старательно, чем у мальчиков (глаза, губы более выразительны).

Тщательнее нарисована одежда. Только на одном рисунке девочки изображены уши. Фигура также статична, анфас, пластика тела отсутствует, стопы и кисти рук отсутствуют или руки спрятаны за спину. Изображения не уравновешены, пропорции и размеры не соблюдены. Один рисунок является шаржем.

рисункa из 30 изображают человека в окружении каких-либо предметов, на фоне пейзажа, комнаты.

Анализ рисуночного теста «Автопортрет — телесное состояние» дал дополнительную возможность распознать психические и физические дисфункции у больных детей и использовать результаты по данному тесту для стабилизации эмоционального состояния, поиска ресурсных возможностей, которые практически у всех детей были крайне слабы или недостаточно ими использовались.

Таблица 6. Оценка самоотношения в экспериментальной группе в процентах

Самоотношение

Количество

самоуважение

44,5%

самоунижение

55,5%

Результаты исследования по тесту Цветовой тест отношений (ЦТО)

Согласно полученным с помощью ЦТО данным, самоуважение родителей детей, больных неврозами, ниже, чем самоуважение родителей здоровых детей (разница значима по критерию Вилкоксона, р<0,05).

Ниже всех самоуважение у мате рей-одиночек. Среди супругов в здоровой семье половые различия в самоуважении отсутствуют, в неврогенных семьях самоуважение жен значимо выше самоуважения мужей. Проблемный характер Я-образа отцов в неврозогенных семьях делает необходимым подробный анализ содержания их цветовых аутоидентификаций. Отцы из неврозогенных семей ассоциируют себя чаще всего с серым цветом (29,4 % всех ассоциаций), что свидетельствует о низком уровне само приятия, внутренней напряженности, пассивности, эмоциональной отгороженности, неуверенности в себе, которые они ощущают, как характерные особенности своего Я. Со держание цветовых ассоциаций отцов из здоровых семей говорит о том, что они ощущают себя более эмоционально стабильными, спокойными и активными, чем отцы из неврогенных семей: они идентифицируют себя в 23,6 % случаев с синим и в 18,4 % — с красным цветом. Показательными являются соотношения самооценок и взаимных оценок супругов в исследованных семьях, моделируемые в рис. 2. Совпадение координат мужа и жены в здоровой семье показывает высокую степень симметрии их отношений: мужья воспринимают жен примерно с той же степенью аттракции, с какой жены воспринимают мужей; локализация этих координат выше диагонали показывает, что внешние оценки и мужей и жен несколько выше, чем их самооценки. Положение их относительно начала координат показывает высокий уровень самоуважения и взаимного принятия.

Рис. 2. Соотношение самооценки и оценки, данной брачным партнером по ЦТО (в среднем по группам семей)

В неврозогенных семьях жены получают более высокую аттракцию мужей, чем мужья от жен. Низкая эмоциональная оценка мужа женой соответствует низкому самоуважению мужа: это демонстрируется положением координат мужа на диагонали значимо ниже координат жены.

Превышение внешней оценки над самооценкой, характерное для здоровых семей, наблюдается только у жен из неврогенных семей. На рис. 3 приведено соотношение самоуважения с оценками, даваемыми брачному партнеру. Здесь тоже вид но, что супруги в здоровых семьях дают ровные и, как правило, высокие оценки друг другу; оценка, которую дает супруг (а) в здоровой семье своему партнеру, несколько выше, чем их самоуважение.

Рис. 3 Соотношение самооценки и оценки, данной брачному партнеру по ЦТО (в среднем по группам семей)

Самое низкое самоуважение и одновременно самые низкие оценки бывшего супруга демонстрируют одинокие женщины, ребенок которых болен неврозом.


Рис. 4. Средние оценки личности матери и отца (отчима) по ЦТО

Результаты исследования отношения к прародительской семье (т. е. отцов и матерей больного или здорового ребенка к своим родителям) приведены на рис. 4. Как видно, все испытуемые оценивают мать выше, чем отца (отчима), что является общим феноменом для детско-родительских отношений [1]. Наибольшей разница в восприятии отцовской и материнской фигуры оказывается у самого неблагополучного контингента — одиноких матерей больных детей; наименьшей эта разница является у матерей здорового ребенка.

Опросник Айзенка <#»515321.files/image007.gif»>

Рис. 2. Уровень нейротизма

Рис. 3. Уровень экстраверсии

Заключение

Нервные дети — проблема столь же непростая, сколь и актуальная для родителей и педагогов. Нервность — широкое понятие. К ней относят чрезмерную возбудимость, раздражительность, плаксивость, впечатлительность, нарушение сна, а также невропатию и невроз. Один ребенок рождается нервным, другой — становится таковым. На прием к психоневрологу приводят и трудных детей, т. е. детей с неблагоприятными чертами характера, которые затрудняют их адаптацию в жизни. Если нервный ребенок всегда трудный, то трудный — не всегда нервный, хотя нервность нередко угрожает и ему. Форм детской нервности и неразделимо связанных с ней нарушений поведения, как и причин, которые их вызывают, много. Наиболее частая причина того и другого — неправильное воспитание. В свою очередь, нервность и трудность осложняют воспитание.

Склонность к длительной фиксации невротических расстройств обусловлена патохарактерологическим предрасположением в виде определенных личностных особенностей. Особая склонность к затяжным невротическим реакциям обнаруживается чаще всего при психопатиях астенического полюса с преобладанием аномалий психастенического и истерического круга, у шизоидов и акцентуированных личностей с чертами тревожной мнительности, сенситивности, гиперестетичности, с ригидностью и склонностью к ретенции (фиксации) переживаний и аффективных комплексов

Невротические реакции требуют скорее не лечения, а правильного педагогического и психологического подхода со стороны взрослых. Важно понять источники переживаний детей, что невозможно без способности родителей к анализу и самокритике. При наличии эмоционального контакта с детьми и авторитета родителей, взаимопонимания в семье невротические реакции купируются (проходят) достаточно быстро. Если же они повторяются и имеют тенденцию с возрастом не уменьшаться, а увеличиваться по своей интенсивности, то не исключено состояние хронического эмоционального стресса, легко перерастающее в невротическое состояние (когда невротические реакции сливаются друг с другом) и невроз как нервно-психическое заболевание, подразумевающее определенное своеобразие формирующейся личности. В этом случае уже требуется профессиональная психологическая и психотерапевтическая помощь.

Если объединить невротические реакции и неврозы в одну группу, то в статистическом отношении она будет встречаться не реже, чем невропатия, и практически наравне с ММН. О сочетании невротических реакций и неврозов с акцентом на последние можно говорить при наличии следующих проявлений: повышенная возбудимость, нервность; капризность; неустойчивое, легко меняющееся настроение; заостренная эмоциональная чувствительность и впечатлительность; ранимость, склонность легко расстраиваться, много волноваться; плаксивость; неспособность защитить себя; боязливость, пугливость, неуверенность в себе.

Дети очень чутко реагируют на условия жизни дома и в школе, на окружающее их общество. Отсюда следует, что у ребенка, неоднократно подвергавшегося влиянию условий того типа, о котором говорилось выше, начинают складываться определенные взгляды и суждения о характере людей и природе отношений между ними. В то же время, пытаясь бороться с такими переживаниями, ребенок пробует вести себя по-разному. Он либо сам перенимает поведение у кого-нибудь из знакомых ему людей, или же это поведение навязывается неподвластными ему условиями. Так или иначе, это поведение находит в дальнейшем отражение в сознании ребенка; оно влияет на складывающиеся у него взгляды на социальную действительность, на его оценочные суждения, на его влечения и эмоции. Раз в сознании ребенка сложилась односторонняя система поведения и взглядов, эта определенная система будет иметь тенденцию сохраняться и укрепляться благодаря постоянному влиянию на ребенка — как в семье, так и вне ее — тех самых условий, которые эту систему создали. К примеру, ребенок, бывший свидетелем насилия и эксплуатации в своей семье, со временем будет во все более широком масштабе встречаться с этими явлениями и сможет узнать по своему собственному опыту нашу социальную систему — сначала в школе, потом на работе. В то же время, раз такая определенная система поведения у человека сформировалась, ее не так легко изменить, проще было бы усвоить с самого начала какую-нибудь другую систему. Данное положение особенно верно в том случае, если значительным элементом системы является страх, ибо страх — это один из тех элементов сознания, которые труднее всего преодолеть. (Это, вероятно, происходит оттого, что страх порождается особенно горьким и тяжким опытом, а также потому, что в современной жизни имеется много объективных причин для страха, которые влияют и на здоровых людей, но еще сильнее действуют на человека, который уже охвачен страхом).

Мы видим, по оценке родителей и воспитателей, большую вероятность появления невротических отклонений в поведении у мальчиков 3 и 5 лет, у девочек 4 и 6 лет. Эти возрасты будут по-своему чувствительны к появлению невротических расстройств, что уже и само по себе требует оказания своевременной психологической помощи, предотвращающей развитие невроза как заболевания и невротическое формирование личности.

Современные социальные психологи отмечают изменения происшедшие в нынешней семье. Намечается тенденция к формированию нового типа семьи. Отношения между родителями изначально в семье строятся скорее на принципах товарищества, нежели на принципах главенства того или иного члена семьи (по патриархальному или матриархальному укладу).

Но процесс становления новой семьи труден и болезнен, так как новые роли еще не до конца освоены: мужчин в семье еще тянет стукнуть кулаком по столу и сказать: ”Кто в доме хозяин?”, женщины, воспитанные старшим поколением в ином ключе, вынуждены приспособиться к современным условиям и вести себя более активно , тоже претендуют на роль главы семьи. Множество семей распадается, не перейдя 5-летний рубеж существования. Но так как в большинстве семей уже есть дети, то прежде всего они расплачиваются за ошибки взрослых. Что, в свою очередь, способствует возникновению неврозов и других нервных заболеваний детей.

Рекомендации по профилактике и коррекции неврозов

·   Практически все неврозы у школьников сопровождаются нежеланием посещать школу. Повышению качества регуляции учебной деятельности будут способствовать дозированные задачи, с постепенным нарастанием трудности.

·   Педагог должен постоянно подкреплять успех ребенка, стимулировать его к выполнению деятельности подсказками, одобрениями, похвалой, постоянной констатацией успеха, использовать темп проведения урока, соотнесенный с возможностями ребенка с неврозом. Необходима постоянная забота о накоплении знания успеха, об усилении уверенности в собственных силах.

·   Необходимо формировать просоциальные, деловые мотивы учебной деятельности и общения.

·   Особо пристальное внимание следует уделять нравственному воспитанию детей, коррекции нравственных дисгармоний, социально-неадекватных мотивационных установок и неадекватно заниженной самооценки.

·   Для детей с неврозами характерна узость круга общения и сфер жизнедеятельности, насыщенных общением.

·   Нужны особые усилия психологов, педагогов, родителей для преодоления психологического барьера малообщительности. Тренинг общения, создание благоприятной социальной микросреды, меры по укреплению статусных позиций школьников в учебной группе и во внешкольных коллективах могут быть широко использованы в целях коррекции проявлений неврозов.

·   Для борьбы с невротизацией необходимо тесное сотрудничество педагога, психолога и врача в деле профилактики и лечения неврозов. Роль психолога здесь весьма существенна: он осуществляет психодиагностику личностных детерминант невротических расстройств, коррекцию дисгармоний в развитии личности ребенка, следствием которых и становится невроз.

·   Педагог предпринимает необходимые усилия для устранения стрессогенных факторов школьной жизни, провоцирующих невротические реакции и усугубляющих невротизацию. Врач лечит невроз, прибегая к широкому комплексу психогигиенических, психотерапевтических и психофармакологических средств


Список использованной литературы

.Абульханова-Славская, Т. А. Деятельность и психология личности. М.: Просвещение, 1980. 346 с.

.АДЛЕР, А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Мир, 1995. 165 с.

.Асатиани, М. Н. Психотерапия невроза навязчивых состояний. Руководство по психиатрии. Под ред. В. Е. Рожнова. Ташкент.: Аис, 1985. 322 с.

.Буянов, М. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков (суггестивные и тренировочные методики).

М.: МГУ, 2003. 542 с.

.Виш, И. М. Опыт лечения неврозов и невроподобных состояний у детей школьного возраста. Х.: Фолио, 2005. 356 с.

.Захаров, А. И. Неврозы у детей и подростков. Л.: СТТС, 1988. 343 с.

.Захаров, А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М.: Мир, 2000. 634 с.

.Зимняя, И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. 2-е. доп. и перераб. М.: Логос, 1999. 384с.

.КОВАЛЕВ, В. В.; ШЕВЧЕНКО, К. С. Невроз навязчивых состояний у детей и подростков. Методические рекомендации. М.: Наука, 2001. 459 с.

.Леонтьев, Д. А. Очерк психологии личности. М.: Изд.во МГУ, 1997. 746 с.

.МАЛЬКОВСКЯ, Т.Н. Психолого-педагогические основы формирования социально активной позиции школьников. В: Формирование активной жизненной позиции школьников. М.: Изд.во МГУ, 1999, с. 35-49.

.Матвеев, В.Ф.: Гойсман, А.Л. Профилактика вредных привычек школьников. М.: Просвещение, 1987. 536 с.

.Неврозы и пограничные состояния. Под ред. В. Н. Мясищева, Б. Д. Карвасарского, А. Е. Личко. Львов.: СТТС, 1972. 465 с.

.Нюнберг Г., Принципы психоанализа и их применение к лечению неврозов. — СПб.: Нева, 1999. 504 с.

.Пивоварова, Г. Н., Симеон, Т. П. Неврозы детского и подросткового возраста. Петрозаводск.: ПетрГУ, 2002. 674 с.

.Реан А. А. Социализация личности. Хрестоматия: Психология. Семья. Социально-психологические и этические проблемы: Справочник, Зацепин В. И. И д.р. Киев.: Азимут, 1990. 521 с.

.Сазонова Н. С. Невроз способы его лечения. М.: Изд.во МГУ, 1998. 573 с.

.Селецкий, А. И., Тарарухин, С.А. Несовершеннолетние с отклоняющимся поведением. Киев.: София, 1981. 736 с.

.Слуцкий А. С. Групповая эмоционально-стрессовая психотерапия в клинике пограничных состояний. М.: Просвещение, 2004. 628 с.

.Смелзер Н. Социология. М.: Феникс, 1994. 16. Современный словарь по психологии. Минск.: Нестор, 1998. 558 с.

.СМИРНОВА, Е. О., БЫКОВА, М. В. Структура и динамика родительского отношения. В: Вопросы психологии, 2000, № 3, с. 56-65.

.Социальная педагогика: Курс лекций. Под общей ред. М. А. Галагузовой. М.: АСТ, 2000. 365 с.

.Социальная психология. Под редакцией Петровского А. В. М.: Мир, 1987. 632 с.

.Социальная психология в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. — Санкт-Петербург, 2000.

.Социология семьи:Учебник. Под.ред. проф. А. И. Антонова. 2-е изд. М.: 2005

.психологии, 1982, №4, с. 74-83.

.Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. — К.: Радяньська школа. 1973. — 244с.

.Терентьева А. В. Особенности развития ребенка в алкогольной семье и возможности реабилитационной работы. Семейная психология и семейная терапия. 1998 №3

.Ткачева В. В. Гармонизация внутрисемейных отношений: папа, мама, я — дружная семья. Практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений. М.: Мск, 2000. 743 с.

.ФРЕЙД, З. Психоаналитические этюды. Составление Д.И. Донского, В.Ф. Круглянскогою Послесл. В.Т. Кондрашенко. Мн.: ООО «Попурри», 1997. 569 с.

.Харчев А. Г. Брак и семья в ССР. М.: Мир, 1979. 474 с.

.Хорни К. Психология Женщины. Невротическая личность нашего времени. СПб.: Нева, 1997. 496 с.

.Целуйко В. М. Вы и ваши дети. Психология семьи. Ростов.: Феникс, 2004. 539 с.

.Чалдин Р. Психология влияния. СПб.: Нева, 1999. 594 с.

.Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога (Учеб. Пособие.) М.: Просвещение, 2002. 487с.

.Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании. М.: Изд.во МГУ, 1995. 436 с.

.Шеффер Ч., Керри Л. Игровая семейная психотерапия. СПб.: ГУП, 2000. 681 с.

.Шибутани Т. Социальная психология. М.: Мусагет, 1969. 674 с.

.Шмелев А. Г. Основы психодиагностики. Ростов.: Феникс, 1996. 485 с.

.Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. М.: АСТ, 2000. 697 с.

.Шульга, Т. И., Спаниярд, В. Х. Методика работы с детьми «группы риска». М.: Мир, 1999. 695 с.

.Эйдемиллер, Э. Г., Добряков, И. В., Никольская, И. Н. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. СПб.: Лира, 2003. 596 с.

.Ярошевский М. Г. История психологии. М.: Просвещение, 1976. 565 с.

Приложение

Таблица 1 Типы внутренне неблагополучной семьи

Типы внутренне неблагополучной семьи.

Характеристики

Особенности личности детей

Недоверчивая

Повышенная настороженность по отношению к окружающим (соседям, знакомым, педагогам), ожидание враждебности В любых конфликтах (со сверстниками, с педагогами) родители считают правым только своего ребенка

Формируется недоверчиво-враждебное отношение к людям.Подозрительность, агрессивность, нарушение контактов со сверстниками.Конфликты с учителями и воспитателями Непризнание детьми ошибок и собственной вины. Трудно идут на контакт с педагогами, не верят в искренность и ждут подвоха.

Легкомысленная семья

Отличается беззаботным отношением к будущему, стремится жить сегодняшним днем Семья живет по инерции, не предпринимая попыток что-нибудь изменить Семья постоянно находится в состоянии внутреннего разлада, по малейшему пустяковому поводу возникают конфликты

Вырастают слабовольными, неорганизованными, с несформированными волевыми качествами

Хитрая семья

Ценит предприимчивость, ловкость в достижении жизненных целей, Стремится использовать окружающих для достижения собственных целей, создает широкий круг полезных знакомых

Полностью перенимают взгляды взрослых У них формируется установка — нарушай, но главное — не попадайся!

Семьи, ориентированные на успех ребенка

упреки, назидания, наказания в случае невозможности достичь желаемых успехов ребенок чувствует, что все его положительные связи с родителями зависят от его успехов

У ребенка состояние повышенного эмоционального напряжения, ожидания неудачи Срывы в виде неадекватных реакций на неудачу (суицид, уход из дома)

Псевдовзаимные семьи:

Поощряют выражение только теплых, поддерживающих чувств, а враждебность, гнев скрывают, подавляют

Ребенок учится не чувствовать, а играть в чувства, остается эмоционально холодным.Проявляет в дальнейшем невмешательство, дистанцирование

Псевдовраждебные семьи:

Наоборот, скрывают, отвергают теплые чувства, проявляют враждебные

Ребенок учится не чувствовать, а играть в чувства, остается эмоционально холодным проявляет в дальнейшем невмешательство, дистанцирование

Семьи известных людей:

Семья постоянно находится в поле зрения общественности Недостаточность проявлений заботы, ласки, внимания к детям

Первый тип поведения — Многие дети считают с детства себя исключительными, предполагая, что родительские заслуги должны перейти к ним по наследству Второй тип поведения.Тяжело переживают бремя родительской славы Тяготятся повышенным интересом окружающих.Стремятся превзойти своих знаменитых родителей.

Семьи с детьми-инвалидами

Типичная первоначальная реакция — отрицание дефекта ребенка, неверие в наличие болезни, надежда на ошибочность диагноза Вторичная реакция — чувство гнева, беспомощности, безысходности

Заключительная реакция — эмоциональная адаптация