МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ
ИНФОРМАЦИОННО-ИНТЕГРАТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Реферат за второй семестр
по курсу основы психологии семьи и семейного консультирования
«Барьеры общения в семье»
Выполнил: ННН
Слушатель:_________ группы
профессиональной переподготовки
по направлению «Педагогика и психология»
Проверил:_______________________
Москва
2007
ВВЕДЕНИЕ
Семья является основной ячейкой общества и, несмотря на то, что это социальная группа, основанная на брачном союзе или кровном родстве, объединенная общностью быта, правовыми и нравственными отношениями, неизбежной стороной семейной жизни являются конфликты. Причин тому сколько угодно (расхождение мнений и по поводу способов отдыха и приемов воспитания детей, и распределения денег и пр.).
Проблемами семейного общения занимаются социальная психология, конфликтология, психиатрия. Семья является одной из наиболее кризисных сфер жизни современных россиян, что проявляется в дезорганизации общения в семье, малодетности, в трудностях социальной адаптации детей и взрослых. Постоянно увеличивается число мужчин и женщин средних возрастов, не имеющих возможности найти спутника согласно ожиданиям, пятая часть подростков находится в постоянном конфликте с родителями. Барьеры общения, то есть личностные факторы социально-психологического характера, препятствующие взаимопониманию и социальному взаимодействию, становятся причинами конфликтов.
Тема № 19. Технологии социальной работы с семьей
... призваны оказывать финансовую помощь семье, предлагать услуги по социальной защите, дневному уходу, ведению домашнего хозяйства, обучению семейной жизни, воспитанию детей, заниматься семейной терапией, разрешать конфликты, способствовать семье в самовыживании, что ...
ОБЩЕНИЕ В ПСИХОЛОГИИ
В психологии общение определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного (эмоционально-оценочного) характера. А.А. Бодалев предлагает рассматривать общение как «взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношения между людьми. А.А. Леонтьев понимает общение как «социальный феномен», субъект которого «следует рассматривать не изолировано».
В жизни человека общение не существует как обособленный процесс. Оно включено в индивидуальную или групповую практическую деятельность, в которой не может ни возникнуть, ни осуществиться без интенсивного и разностороннего общения.
Субъектами общения являются люди. Общение характерно для любых животных существ, но лишь на уровне человека этот процесс становится осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Общение – это, прежде всего, коммуникация, то есть обмен информацией, значимой для участников общения. Общение одухотворяет жизнедеятельность человека, в которой происходит психическое развитие и самореализация индивида. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме. При наличии контакта происходит коммуникация с обратной связью. Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения.
В структуре общения выделяют три взаимосвязанные стороны: коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения.
Стратегии общения: 1) открытая – желание и умение выразить полно свою точку зрения и готовность учить других; 2) закрытая – нежелание или неумение выразить понятно свою точку зрения, свое отношение, имеющуюся информацию; 3) монологическая, 4) диалогическая – общение «по душам»; 5) ролевая – исходя из социальной роли личности.
Выделяют следующие виды общения:
«Контакт масок» – формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости).
Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, то активно вступают в контакт, если мешают – оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики.
Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения. Вместо знания личности собеседника, обходятся знанием его социальной роли.
Деловое общение, когда учитываются особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
Духовное, межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы.
Общение как условие развития личности
... следующие задачи: . Характеристика понятия общения; . Исследование развития общения у детей; . Выявление роли общения в психическом развитии человека; . Исследование роли диалога в развитии личности. 1. Понятие общения Общение - это взаимодействие двух или ...
Манипулятивное общение – направлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием разных приемов (запугивание, лесть, обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.
Светское общение – его суть в беспредметности, то есть люди говорят не то что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Это общение закрытое.
Адекватность восприятия информации во многом зависит от наличия или отсутствия в процессе общения коммуникативных барьеров. В случае возникновения барьера информация искажается или теряет изначальный смысл, а в ряде случаев вообще не поступает к реципиенту.
Коммуникативными помехами может быть механический обрыв информации и отсюда её искажение; неясность передаваемой информации, в силу чего искажается изложенная и переданная мысль; эти варианты можно обозначить как информационно-дефицитный барьер.
Случается, что принимающие ясно слышат передаваемые слова, но придают им иное значение (передатчик может даже не обнаружить, что его сигнал вызвал неверную реакцию).
Здесь можно говорить о замещающе-искажающем барьере. Искажение информации, проходящей через одного человека, может быть незначительным. Но когда она проходит через несколько человек – ретрансляторов, искажение может быть существенным.
Значительно большая возможность искажения связана с эмоциями – барьеры эмоциональные. Это происходит, когда люди, получив какую-либо информацию, более заняты своими чувствами, предположениями, чем реальными фактами. Слова имеют первичное (буквальное) значение и вторичное (эмоциональное).
Сильным эмоциональным зарядом, обладают не столько сами слова (символы), сколько ассоциации, которые они порождают в человеке.
Можно говорить о существовании барьеров непонимания, социально-культурного различия и барьеров отношения.
Возникновение барьера непонимания может быть связано с рядом причин как психологического, так и иного порядка. Так, он может возникать из-за погрешностей в самом канале передачи информации; это так называемое фонетическое непонимание. Прежде всего, оно возникает, когда участники общения говорят на различных языках и диалектах, имеют существенные дефекты речи и дикции, искажённый грамматический строй речи. Барьер фонетического непонимания порождает также невыразительная быстрая речь, речь-скороговорка и речь с большим количеством звуков-паразитов.
Существует также семантический барьер непонимания, связанный, в первую очередь, с различиями в системах значений (тезаурусах) участников общения. Это, прежде всего, проблема жаргонов и слэнгов. Известно, что даже в рамках одной и той же культуры есть множество микрокультур, каждая из которых создаёт своё «поле значений», характеризуется своим пониманием различных понятий, явлений, ими выражаемых. Так, в различных микрокультурах не одинаково понимается смысл таких ценностей как «красота», «долг», «естество», «приличие» и т. д.
Не меньшую роль в разрушении нормальной межличностной коммуникации может сыграть стилистический барьер, возникающий при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи и актуального психологического состояния реципиента и др. Так, партнёр по общению может не принять критическое замечание, так как оно будет высказано в несоответствующей ситуации панибратской манере, или дети не воспримут интересный рассказ из-за сухой, эмоционально не насыщенной или наукообразной речи взрослого.
Официальные и неофициальные ситуации общения. Подготовленная и спонтанная речь.
... опыт, несет в себе отпечаток индивидуальности говорящего или пишущего человека. Она также обусловлена контекстом и ситуацией общения. Речь - относительно самостоятельный компонент языково- ... целей имеет много разновидностей. Основными разновидностями прямых, ближайших целей общения являются: -передача; -получение информации; -выяснение позиций; -поддержка мнения; -обсуждение проблемы, поиск истины; ...
Наконец, можно говорить о существовании логического барьера непонимания. Он возникает в тех случаях, когда логика рассуждения, предлагаемая коммуникатором, либо слишком сложна для восприятия реципиента, либо кажется ему не верной, противоречит присущей ему манере доказательства. В психологическом плане можно говорить о существовании множества логик и логических систем доказательств. Для одних людей логично и доказательно то, что не противоречит разуму, для других то, что соответствует долгу и морали. Можно говорить о существовании «женской» и «мужской» психологической логики, о «детской» логике и т. д.
Как уже отмечалось выше, причиной психологического барьера могут служить социально-культурные различия между партнёрами по общению. Это могут быть социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, которые приводят к различной интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе коммуникации. В качестве барьера может выступать и само восприятие партнёра по общению как лица определённой профессии, определённой национальности, пола и возраста. Например, огромное значение для возникновения барьера играет авторитетность коммуникатора в глазах реципиента. Чем выше авторитет, тем меньше преград на пути усвоения предлагаемой информации. Само нежелание прислушиваться к мнению того или иного человека часто объясняется его низкой авторитетностью (например, знаменитое «яйца курицу не учат»).
Барьеры общения – это уже чисто психологический феномен, возникающий в ходе общения коммуникатора и реципиента. Речь идёт о возникновении чувства неприязни, недоверия к самому коммуникатору, которое распространяется и на передаваемую им информацию.
Восприятие человеком всего сущего происходит через установки, значит, нам надо, по-видимому, с самого раннего детства воспитывать у каждого человека особый настрой, особую активно-положительную гуманистическую установку на восприятие других людей. Это, так сказать, «разлитая доброта» к людям, к каждому человеку, доброжелательность авансом. Такая установка – порождение и необходимое условие формирования и развития нашего образа жизни. Особенно необходима она для регулирования взаимоотношений между супругами, для общения в семье.
ОБЩЕНИЕ МЕЖДУ СУПРУГАМИ
Супругов в психологическую консультацию приводит то, что отношения становятся проблемными: возникают чувства взаимного недовольства, депрессии, конфликты, принимающие затяжной деструктивный характер.
ПСИХОДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ ТИПОВ СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В МОЛОДЫХ СЕМЬЯХ
... -психологический аспект общения в семье и его роль в процессе формирования личности (Б.П. Парыгин, А.Г. Харчев, А.Р. Лурия, В.М. Родионов, И.В. Колмановский); эмоциональные отношения в семье (З.И. Файнбург), ... 15. Гришина Н.В. Психология конфликта. – М., 2000 16. Джеймс М. Брак и любовь. - М, 1993. 17. Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. Трансакционный анализ с ...
Причины возникновения барьеров в общении обычно касаются следующих вопросов:
кто берет на себя ответственность за все происходящее в семье;
насколько актуальна проблема доминирования и как решается;
как супруги выражают любовь друг к другу;
какова система стандартов и ценностей у супругов или имеет место конфликт людей с неопределенной идентичностью;
каковы особенности характера супругов, насколько это припятствует конструктивному взаимодействию и адекватному восприятию друг друга;
как распределяются обязанности в семье;
как решаются вопросы согласования интимных ожиданий;
насколько семья способна оказывать помощь своим членам и как она это делает.
При столкновении с различного рода недовольствами и затруднениями, последовательно анализируя эти сферы, можно определить нарушения жизнедеятельности семьи и найти пути исправления ситуации.
К барьерам в общении приводят властные стремления одного из супругов, попытки ограничить свободу другого. Направлением человеческих стремлений должно стать стремление к максимальной любви и заботе о другом человеке. Зачастую, когда один супруг пытается доминировать над другим – признак того, что он хочет отношений любви.
Многие барьеры снимутся, если супруги начнут по настоящему общаться, поделятся проблемами, планами, просто попытаются понять друг друга. Многие «идеальные» пары заняты разговором друг с другом по нескольку часов в день. Чтобы получать удовольствия от брака надо учиться действовать совместно, учиться рефлексивному отношению к жизни. Даже конфликты, если стороны ведут себя конструктивно, являются мощным средством для развития как семьи в целом, так и его участников.
Устранить барьеры общения возможно посредством психологического тренинга и путем обучения различным формам межличностного общения.
ВЗРОСЛЫЕ ЛЮДИ И ИХ РОДИТЕЛИ
Вмешательство в жизнь молодой семьи старшего поколения зачастую становится серьезным испытание для брака. Например, свекровь может терроризировать невестку и для сохранения брака будет необходимо серьезное противостояние со стороны невестки и понимание со стороны сына происходящего. Зачастую свекровь, особенно, если сын не привык к ответственности, из «благих» побуждений разрушая семью сына, тем самым разрушает его жизнь. Брак – это союз двоих, поэтому вмешательство третьих лиц должно находится под обоюдным контролем мужа и жены.
РОДИТЕЛИ И ДЕТИ
Негативное поведение детей по отношению к родителям, а также антисоциальное поведение зачастую являются следствием взаимоотношений между матерью и отцом. Развод супругов является катализатором негативного поведения по отношению к одному или обоим родителям. Дети, подростки слабо способны на рефлексивный анализ предшествующий созидательным действиям, поэтому их действия, в случае принятия на себя ответственности за то, что происходит в семье, зачастую носят разрушительный характер. Следует предпринимать действия для того, чтобы побудить ребенка снять с себя ответственность за то, что происходит в семье и не касается его лично.
Психологическая характеристика межличностных отношений подростка ...
... Цель данной работы - психологический анализ межличностных отношений подростка в семье и школьном классе. Задачами данной работы являются: ... конформность. Яростно отстаивая свою независимость от старших, подростки зачастую абсолютно не критично относятся к мнениям собственной группы ... формы и места общения не только сменяют друг друга, но и сосуществуют, отвечая разным психологическим потребностям. ...
Супруги могут развестись, но это не означает, что они перестали быть родителями своих детей и не несут совместной ответственности за их воспитание. После развода у матери может сохраниться чувство обиды по отношению к отцу ребенка, и она в качестве мести может препятствовать общению между бывшим мужем и ребенком. В таком случае она берет на себя двойной груз ответственности, и неизвестно способна ли она его понести. Главное – она не имеет права брать на себя этот груз. Необходимо снять с ребенка ответственность за произошедшее с родителями, тогда, возможно, он будет более ответственно относится к своей жизни.
МАНИПУЛИРОВАНИЕ
Если один человек хорошо знает другого, то поведение этого другого становится прогнозируемым и, следовательно, им можно управлять, он становится объектом манипуляций, то есть становится зависимым. На определенном этапе манипулирование можно использовать как средство для снятия барьеров общения, однако поскольку манипулирование происходит скрытно от объекта манипуляций – оно всегда является обманом и как любой обман рано или поздно раскрывается и тогда из средства снятия барьеров превращается в свою противоположность, провоцирует создание новых барьеров в общении, способствуя не сближению членов семьи, а их взаимному отчуждению.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Гари Чепмен (2003) предложил модель анализа супружеских взаимоотношений в браке, согласно которой выражать свою любовь друг к другу люди могут следующими путями:
словами, поощрениями тех или иных действий другого;
качественно проводя врем с другим, соглашаясь что то делать вместе;
делая подарки;
обслуживать другого человека, совместный быт;
через различного рода прикосновения друг к ругу.
Согласно его концепции каждый человек в браке регулярно нуждается в двух вещах: время от времени выражать свою любовь другому и получать от другого знаки, выражающие его любовь по отношению к себе.
Образно выражаясь, Чепмен пишет, что внутри каждого человека существует некоторый резервуар, который следует регулярно наполнять любовью, если он не наполнен, человек не может нормально функционировать. Все нарушения в поведении как взрослых, так и детей в семье и за ее пределами Чепмен склонен связывать с недостаточной наполненностью этого резервуара. У каждого есть потребность получать внимание, ощущать, что другой испытывает чувство привязанности по отношению к нему, жажда ощущать себя желанным и нужным кому-то.
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...
Проблему многих семей Чепмен видит в том, что люди, пытаясь выразить свою любовь по отношению к другому или обнаружить знаки любви по отношению к себе в поведении другого, могут говорить как бы на разных языках в соотвествии с перечисленными спосабами выражения любви. Например, жена может обслуживать мужа и, таким образом, и таким образом выразить по отношению к нему свою любовь, муж при этом может испытывать недостаток любви, поскольку его язык любви – не обслуживать другого, а стремление качественно проводить время, поэтому следует внимательно изучить, во-первых, особенности собственного языка любви; во-вторых, особенности языка люби другого, в том числе и языка любви своих детей. Следует регулярно выражать свою любовь по отношению к другому, причем именно на том языке, который ему более доступен. Только в этом случае удается преодолеть отчуждение и сохранить брак.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование, М., 2000, 208 с.
Елизаров А.Н. Психологическое консультирование семьи, М. 2004, 400 с.
Международный институт информационно-интегративной психологии Леционный материал Основы психологии семьи и семейное консультирование.
Словарь-справочник по педагогике / Под ред. П.И. Пидкасистого, М., 2004, 448 с.