Специфика общения в семье

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ФГБОУВПО «АмГУ»)

Факультет Социальных наук

Кафедра Психологии и педагогики

Специальность 37.03.01 — Психология

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Психология семьи»

Исполнитель

студент группы 564 УЗБ

В. Лоскутникова

Благовещенск 2016

1. Специфика общения в семье

Без сомнения, проблема общения занимает основное место в семейных отношениях, будь то отношения между мужчиной и женщиной, или между детьми и родителями.

Довольно часто неумение слышать, правильно выражать свои чувства и эмоции становятся причинами разводов, глубоких обид или даже психологических травм. Психологи уже давно интересуются этим вопросом, ведь оно является таким важным для каждого человека. Исследуя вопрос общения в семье, психологи проследили определенные тенденции и определенные стили общения.

Характеристика типов семьи альтруистический и корпоративный.

Если признаком характеристики взять коммуникативные установки, то все семьи можно разделить на два основных типа: альтруистический и корпоративный.

Особенности и стили общения в семье корпоративной.

В корпоративной, а другими словами прагматичной, семье общение осуществляется на партнерских началах. Все члены семьи пытаются договориться между собой. Существуют свои правила. Таким образом, обязанности выполняются одним из членов только в том случае, если они выполняются и другими членами.

Родители в воспитательных целях используют метод «кнута и пряника», создаются мотивационные условия поведения. Как правило, ценности и интересы членов корпоративной семьи совпадают, но собственными интересами ради общей пользы вряд ли кто-то пожертвует. Ценность каждого члена определяется его вкладом в семейное благо.

Общение в такой семье достаточно откровенное и ненапрягаемое. Нет волнений относительно обиды другого. Положительным моментом общения в такой семье является отсутствие секретов. Члены семьи являются достаточно самостоятельными в своем выборе, мало критикуются, а потому свободные рассказывать о своем личном и интимном опыте. Всегда отзывается собственное мнение, нет тем — табу.

10 стр., 4615 слов

Семья как фактор развития ребенка

... жизни: покупка продуктов и приготовление пищи; уход за детьми, больными и престарелыми членами семьи; уборка и ремонт жилища; содержание в порядке одежды, обуви и других предметов ... Родительские отношения – это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков. ...

Члены такой семьи легко адаптируются к окружающей среде, являются достаточно открытыми. Прагматичность в отношениях между мужчиной и женщиной, между детьми и другими родственниками, способствует воспитанию «эгоистической» натуры. Дети, которые воспитываются в таких семьях, выбирают «жизнь для себя».

Особенности и стили общения в семье альтруистической.

Все члены альтруистической семьи привыкли волноваться и заботиться о других. Все усилия направляются на общее благо и благосостояние каждого члена. Если возникнет вопрос о выборе собственных интересов или интересов семьи, член альтруистической семьи выберет интересы семьи, ведь он живет по принципу «жить для других».

Хотя в такой семье и установлены обязательные правила, человек, который не исполняет их, не становится изгоем, а равно пользуется поддержкой родных. В разговоре членов семьи ощущается любовь друг к другу, теплые взаимоотношения. Правда часто возникают тайны, так как члены семьи не желают оскорбить других или разочаровать их.

Обсуждаются не все темы, но в случае возникновения серьезной проблемы, решение будет приниматься совместно. В разговоре преобладают нежные и ласкательные слова, часто члены семьи имеют свои особые имена, используемые в семейном кругу.

Демократический и авторитарный тип семьи.

В соответствии с распределением власти, семьи делятся на демократические и авторитарные. Общение в таких семьях также происходит по-разному. Особое внимание уделяется авторитарным семьям.

Так, психологи школы психоанализа, утверждают, что на развитие личности, ее становления, сексуальную жизнь и взаимоотношения с другими людьми, довольно сильно влияет то, в какой семье человек воспитывался.

Так, «выходцы» из демократических семей легко адаптируются к внешнему миру, реже болеют неврозами и имеют меньше проблем с сексуальной жизнью чем «выходцы» из авторитарных семей. В демократической семье могут обсуждаться любые вопросы, каждый из членов семьи воспринимается другими как личность с собственной точкой зрения и своим мировоззрением.

В авторитарной семье, как правило, существует культ отца (реже культ матери).

Глава семьи пользуется большим авторитетом, именно его мнение является важнейшим и он способен влиять на выбор других. Общение происходит только в тех рамках, которые установил главный член.

В семейном общении важно учитывать не только отношения типа Р+Р (между родителями), но и типа Р+Д (родители — дети) и, что особенно важно, отношения типа Д+Д (между детьми).

Психологическая атмосфера семьи определяется взаимодействием именно этих трех систем (если они существуют).

Здесь срабатывает психологический механизм компенсации дефицита общения. Неудовлетворенность отношениями в одной из трех систем может быть «погашена» отношениями в других. Есть еще два возможных и чрезвычайно важных типа отношений: Р+С или Д+С — отношения родителей и детей к старшим членам семьи, т. е. к бабушкам и дедушкам. Эти отношения имеют особую психологическую и нравственную значимость. Наличие старших членов семьи способствует (при благоприятных условиях) передаче семейных традиций, обеспечению преемственности поколений, смягчению остроты конфликтов; добавляет в отношения доброту, ласку, эмоциональный комфорт, предупреждает так называемую скрытую безнадзорность, когда дети предоставлены занятыми родителями самим себе.

11 стр., 5317 слов

Роль общения ребенка раннего возраста со взрослыми

... эксперимент (наблюдения, беседы с родителями и детьми). Глава 1. 1.1 Факторы, определяющие отношения детей к взрослым Под общением понимается информационное, эмоциональное и предметное взаимодействие, ... проявляются и формируются межличностные взаимоотношения. В процессе общения складываются определенные взаимоотношения. От характера отношений ребенка с окружающим во многом зависит, какие именно ...

При оценке психологической атмосферы семьи нередко допускаются типичные ошибки.

. Учитывается только время, проводимое старшими вместе с детьми, без учета характера отношений.

. Не выявляется позиция ребенка в системе семейных отношений. Без учета этой позиции невозможно понять, почему в благополучных внешне семьях вырастают неблагополучные дети. И, наоборот, в социально и педагогически опасной семье дети не вызывают беспокойства.

Эмоции, чувства ребенка всегда серьезны. Его смех и слезы не проходят бесследно, говорил Я. Корчак. Изучая эмоциональную жизнь ребенка, его реакции, млжно судить о характере нравственной атмосферы семьи, о ее педагогической значимости.

Итак, важно учитывать, как относятся в семье к ребенку, но еще важнее, как он относится к семье, к ее отдельным членам.

Наиболее активная и наиболее эффективная форма общения родителей с детьми — совместный труд и совместный отдых.

Любые отношения носят двойственный характер. В них есть то, что мы ценим, и то, что нас раздражает. Порой раздражение перерастает в ссору, и очень часто ссора выходит из-под контроля. Для того, чтобы лучше понять природу семейного общения, нужно уметь четко видеть происходящее, это позволит нам сотрудничать, а не подчинять других своей воле.

Все, что мы говорим друг другу, связано с опытом прошлого — с историей общения с этим человеком и с другими людьми. История семейного общения — это призма, через которую мы воспринимаем все остальные разговоры (отношения).

Мы реагируем не только на значение произнесенных слов (сообщения), но и на то, какой смысл эти слова придают нашим отношениям (метасообщения).

Метасообщение — это неясное значение, придаваемое нами словам другого человека. Мы анализируем тон голоса, построение фразы и ассоциации, высказываемые услышанным. Можно сказать, что сообщения передают смысл сказанного, а метасообщение позволяет уловить душу беседы. Для эффективного общения необходимо отделять сообщения от метасообщения. Примером сообщений и метасообщений могут служить семьи, в которых любовь и критика тесно переплелись.

Семья является наиболее иерархическим институтом, связи в котором чрезвычайно сильны. Власть родителей или старших братьев над младшими абсолютна. Разговаривая с членами семьи, мы пытаемся соблюсти равновесие между близостью и дистанцией. Мы хотим быть близки, чтобы чувствовать себя в безопасности, но близость не должна быть чрезмерной, подавляющей и удушающей. Мы стремимся достичь равновесия, равенство — это идеал, поскольку все отношения иерархичны. Один из участников всегда обладает рангом или силой характера, который ему позволяет выдвигать требования и ожидать, что они будут удовлетворены. Желания или потребности одного человека подавляются действиями другого, что ограничивает свободу и независимость. Люди, стремящиеся к контролю и власти над другими, неприятны, а отношения строящиеся на равновесии и близости, идеальны.

22 стр., 10654 слов

Возможности применения ресурсной модели в практике оказания психологической ...

... Заключение Список литературы Приложение ВВЕДЕНИЕ психологический помощь семья аномальный ребенок Изучение вопросов помощи семье, воспитывающей аномального ребенка - одна из актуальных проблем психологии. Анализ ... избавиться от тех проблем, которые возникли в семье из-за нарушений в развитии ребёнка [25]. Появление в семье ребенка с нарушениями развития является обстоятельством "непреодолимой силы", ...

Семейное общение — это постоянный процесс поиска баланса между избыточностью и недостаточностью. Избыточность и недостаточность осложняет любой семейный разговор. Наши слова недостаточны, поскольку дают почву для многочисленных предположений, измышлений и умолчаний. И поскольку мы не всегда говорим все, что думаем, многое остается непонятым и упущенным.

В то же время мы говорим много лишнего. Метасообщения, которые мы вкладываем в свои слова, ускользают от понимания собеседников. Порой собеседники слышат то, чего мы вовсе не говорили.

Нам никогда не избежать избыточности и недостаточности полностью, поскольку каждый из нас вносит в разговор собственный опыт отношений и положения в семье. Но понимание механизмов разговора — от метасообщений и союзов до системы координат любви и контроля и процессов фрейминга и рефрейминга — даст вам средство, которое позволит понять происхождение непонимания и конфликта, а также язык, позволяющий эти проблемы решить.

лидерство семья общение авторитарный

2. Семейные роли и лидерство. Контроль и власть в семейных отношениях

Первичная ролевая адаптация обязательно включает согласование представлений о характере и распределении семейных обязанностей. По К. Киркпатрику, существует три основных вида супружеских ролей: традиционные, товарищеские и партнерские.

Традиционные роли предполагают со стороны жены:

рождение и воспитание детей;

создание и поддержание дома;

обслуживание семьи;

преданное подчинение собственных интересов интересам мужа;

приспособленность к зависимости;

терпимость к ограничению сферы деятельности.

Со стороны мужа:

преданность матери своих детей;

экономическая безопасность и защита семьи;

поддержание семейной власти и контроля;

принятие основных решений;

эмоциональная благодарность жене за принятие приспособленности к зависимости;

обеспечение алиментов при разводе.

Товарищеские роли требуют от жены:

сохранения внешней привлекательности;

обеспечения моральной поддержки и сексуального удовлетворения мужа;

поддержания полезных для мужа социальных контактов;

живого и интересного духовного общения с мужем и гостями;

обеспечение разнообразия жизни и устранения скуки.

26 стр., 12790 слов

Возможности коррекции межличностных отношений в семьях детей ...

... особенностей межличностных взаимоотношений в семье, воспитывающих ребёнка с трудностями речевого развития 1.1 Концептуальный аппарат психологии семейных отношений Внимание учёных к семье как одному из важнейших ... не позволяет супругам оптимально организовать между собой межличностные отношения, а так же со своим ребёнком. Выявление особенностей межличностных отношений в семьях, имеющих ребёнка с ...

восхищения женой;

рыцарского отношение к ней;

ответной романтической любви и нежности;

обеспечения средств для нарядов, развлечений, социальных контактов;

проведения досуга с женой.

Роли партнеров требуют и от мужа, и от жены:

экономического вклада в семью в соответствии с заработком;

общей ответственности за детей;

участия в домашней работе;

распределение правовой ответственности.

Но, помимо общего, от жены еще требуется:

готовность отказа от рыцарства супруга (так как супруги равны);

равной ответственности за поддержание статуса семьи, в случае развода и отсутствия детей — отказ от материальной помощи.

А от мужа:

принятие равного статуса жены и согласия с ее равным участием в принятии любых решений.

Лидерство в семейных отношениях

Мужчина — глава семьи. Такое утверждение во многих современных браках потеряло актуальность к сожалению или к счастью. Сегодняшние женщины в большинстве случаев работают, становятся финансово не зависимыми от мужей, при этом продолжают вести хозяйство и воспитывать детей. Взяв на себя все эти функции, некоторые женщины претендуют на лидерство в семье, желая принимать решения единолично.

Конечно, мужчину такое положение, как правило, не устраивает и он старается отвоевать свой статус «кормильца семьи». Насколько борьба будет яростной и открытой за главенство в семье зависит от характеров супругов, их культуры общения и статуса в семье.

Идеальным браком можно считать равное положение супругов с высокой культурой общения. Быть лидером это не значит морально подавлять партнера и самоутверждаться за его счет, это значит брать на себя ответственность за членов семьи, принимать решения и идти на компромиссы. При возникновении спорных вопросов супруги вполне могут договориться и согласиться благодаря этике и способности к анализу ситуации. Уступки в равной степени — это показатель лидерских черт, присущих сильным личностям, способных принять свою неправоту в некоторых вопросах. Поэтому когда в семье все разногласия решаются посредством обсуждения и на уступки идет каждый из супругов в равной степени, можно сказать что партнеры находятся в равных условиях и не существует явного лидера в семье.

Другая модель взаимоотношений очень распространена в современных браках, когда женщина старается захватить место лидера в семье, причем делает это открыто и напролом. Зарабатывая наравне с мужем или больше, воспитывая детей и ведя домашний быт, женщина начинает подавлять партнера захватывая его область семейных обязанностей. В свою очередь сильный мужчина противостоит натиску, откуда возникают конфликтные ситуации, порой неразрешимые. В таких ситуациях, если супруги не обладают высокой культурой общения и для женщины лидерство становится одержимостью — конфликты неизбежны. Мужу придется доказывать свою значимость не на словах и стараться достичь равного статуса с супругой. Если же мужчина принимает такую ситуацию, сдает позиции и готов жить с лидером женщиной, то такие браки, как правило, долговечны и имеют место быть.

3 стр., 1416 слов

Презентация на тему: Семейная психология

... семьи. Основная задача – приспособление супругов к роли родителей, реорганизация семейных взаимоотношений с учетом потребностей младенца и дошкольника. 3 стадия. Стабилизация или воспитание детей. Задача супругов - воспитание детей ... насколько оба партнера готовы жить по принципу двустороннего компромисса. Познавать психологию партнера. Чтобы жить в согласии, надо понимать друг друга, ...

Семья, где каждый из супругов считает себя лидером и при этом не способны договориться между собой, это открытое поле боя и бесконечное перетягивание одеяла на себя. Предметом спора может быть любая тема и при несовпадении мнений развивается скандал. В такой семье не обязательно женщина превосходит мужа в финансовом плане, мощным мотивом борьбы за ведущую позицию может стать ребенок. В подавляющем большинстве союзов все вопросы связанные с воспитанием детей решает женщина, и поскольку ребенок является смыслом брака, как продолжение рода, жена берет на себя ведущую роль, исполняя самую важную миссию. Постепенно ссора входит в привычку и если ни одна сторона не сдает позиции, то семейная жизнь будет как на вулкане.

Существует понятие официальный лидер и формальный. Проблемой многих семей является внутреннее Я каждого из супругов, которое не дает пойти на компромисс. Официальный лидер, как правило, мужчина, так уж сложилось исторически, но не всегда он является истинным ведущим партнером в семье. Искусство лидерства заключается в умении дать официальному лидеру иллюзию превосходства, в то время как неформальный лидер остается в тени, но на самом деле имеет силу и авторитет. Такую роль неформального лидера исполняют в основном женщины, которые дают мужчине ощущение ведущего в семье, который на самом деле является ведомым. Такой манерой поведения обладают люди, имеющие острый ум и адекватное внутреннее Я, которые позволяют управлять процессом оставаясь на позиции второго. Это сродни ситуации в рабочем коллективе, когда заместитель директора фактически управляет предприятием, но официальным лидером, несомненно, остается директор. Модель семьи с таким положением супругов очень удачная и в большинстве своем не конфликтная, но не всегда люди умеют так искусно управлять партнером.

Заключение

Семья создает у человека чувство принадлежности — основу человеческого существования. Умея существовать внутри семьи, мы сможем «прижиться» и в окружающем мире. Если наши семьи принимают нас такими, каковы мы есть, можем быть такими не только в семье, но и во внешнем мире. Если же члены семьи — те, кто знает нас лучше всех, настроены критически и сурово, кто же сможет тогда полюбить нас?

Чем более сложным, подавляющим и безликим становится окружающий мир, тем сильнее нас тянет в семью, где можно ощутить душевное спокойствие и чувство принадлежности. Хотя в критических ситуациях бывает необходимо разорвать отношения с семьей, в большинстве же случаев нам необходим контакт с родственниками и ощущение любви и заботы. Общаясь с родственниками, мы хотим почувствовать любовь, но очень часто ощущаем критику и неодобрение.

26 стр., 12728 слов

Конфликтность в семье в первые годы совместной жизни

... приоритетной задачей считает укрепление института семьи. Однако в современных системах воспитания и образования большинства стран практически отсутствует специальная ... конфликтность в молодой семье не получила должной разработки как в отечественной педагогике и психологии, так и в ... брак. Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, т.к. она объединяет не только супругов, но ...

Нет ничего более радостного, чем эффективное семейное общение. Вы можете говорить друг с другом обо всем на свете — от глобальных проблем до совершенно тривиальных повседневных забот, ваши чувства ритма полностью совпадают. Понимание природы разговора делает общение радостным и эффективным и помогает избавиться от депрессии. Понимание разговорных стилей, присутствующих в семейном общении, позволит вам овладеть языком, на котором можно все обсудить, и средствами, которые позволят укрепить личные отношения, играющие в жизни главную роль.

Какой бы статус в семье не имели партнеры, какие бы не появлялись причины ссор, важно уметь слушать и слышать и работать над отношениями для достижения общей цели — счастливого брака. В гармоничной семье каждый из супругов доволен своим положением, а значит и совместная жизнь в радость.

Библиографический список

1.Морозова И. С., Белогай К. Н., Борисенко Ю. В. Психология семейных отношений [Электронный ресурс]: учебное пособие / И.С. Морозова, К.Н. Белогай, Ю.В. Борисенко. — Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2012. — 424 с. (Режим доступа: ЭБС Университетская библиотека-online)

.Психология семейных отношений с основами семейного консультирования : Учеб. пособие: рек. УМО / Ред. Е.Г. Силяева. — М.: Академия, 2002, 2005. — 192 с.

.Психология семьи: хрестоматия / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. — Самара: БАХРАХ — М., 2002. — 750 c.

.Целуйко В.М. Психологические проблемы современной семьи / В.М. Целуйко. -Екатеринбург: У-Фактория, 2007. — 496 с.

.Шнейдер Л. Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов. — Изд. 4-е. — М.: Академический проект, Трикста, 2008. — 736 с.