Виды типичных нарушений коммуникаций в семье

Многими психотерапевтами (Э. Г. Эйдемиллером, В. В. Юстицким, В. Сатир, М. Зингером, Л. Вайном и др.) в качестве причин конфликтов и трудностей общения называются нарушения в семейной коммуникации. Эти нарушения были описаны как “типичные нарушения” коммуникаций в семье.

Э. Г. Эйдемиллер и В. В. Юстицкий выделяют несколько видов «типичных нарушений» коммуникаций в семье.

1. «Отклоненные коммуникации» охватывают многочисленные нарушения общения, такие как искажения речи у родителей, склонность к односторонней коммуникации (вместо диалога отмечаются монологи), отсутствие зрительного контакта (при разговоре члены семьи не смотрят друг на друга).

Характерны также неожиданные выходы из контакта, когда общающийся член семьи просто забывает о процессе общения, поворачивается спиной или без предупреждения начинает заниматься чем-нибудь другим.

«Двойная связь» — разновидность «парадоксальной коммуникации» — возникает, если одновременно по коммуникационному каналу следуют два взаимоисключающих сообщения и каждое из них должно быть воспринято как истинное. Типичный пример «парадоксальной коммуникации» — собеседник заявляет, что нечто ему очень интересно, не отрываясь при этом от газеты.

2.Понятие «замаскированной коммуникации» было введено Р. Лэингом для описания способов коммуникации при внутрисемейных конфликтах и наличии противоречивых мнений. В целом они сводятся к маскировке происходящего в семье. Один член семьи подтверждает содержание того, что говорит и что действительно чувствует другой, но в то же время отвергает интерпретацию, которую тот предлагает. Например, родители отвечают ребенку, когда тот жалуется, что ему плохо, примерно следующее: «Ты не можешь так говорить, ведь у тебя все есть. Ты просто неблагодарный». Ради спокойствия родителя интерпретация сообщения так искажается, что его информационная роль сводится к нулю.

А. П. Егидес и В. А. Сысенко считают, что в процессе совместной жизни супруги, как правило, становятся терпимее относиться друг к другу, что сказывается на ходе семейных конфликтов, они смиряются с несовпадением взглядов по многим вопросам.

В. Сатир выделяет четыре универсальные модели общения людей друг с другом:

1. заискивающий;

2. обвиняющий;

3. расчетливый;

4. отстраненный.

К данным типам коммуникаций люди прибегают для того, чтобы справиться с отрицательными последствиями стресса.

По мнению В. Сатир, если у человека не развито устойчивое чувство собственной ценности, то его самооценка легко приходит в “подвешенное” состояние. Когда человек сомневается в себе, на его самооценку сильно влияют действия и реакции окружающих людей.

3 стр., 1226 слов

Характеристики общения в благополучных семьях

... и женой, между родителями и детьми в повседневной отношений. Общение в семье, отношение членов семьи друг к другу и их взаимодействие, обмен информацией между ними, их ... Сатир, К. Роджерс и др. Целью курсовой работы является рассмотрение характеристики общения в благополучных семьях. Задачами курсовой работы является: - рассмотрение теоретических аспектов понятия «семья», специфики общения в семье; ...

В неблагополучных семьях, как считает В. Сатир, общение протекает двусмысленно. Двусмысленность возникает в тех случаях, когда человек руководствуется следующими представлениями:

1. У меня низкая самооценка, я уверен, что плохой, потому что чувствую себя таким.

2. Я боюсь задеть чувства другого человека.

3. Я боюсь, что другой человек отомстит мне.

4. Я боюсь разрыва наших отношений.

5. Я не хочу навязываться.

6. Я равнодушен ко всему, кроме самого себя, другой человек и взаимоотношения с ним не имеют для меня никакого значения.

Второй выбор — отреагировать на улыбку и сказать: “Ты отлично выглядишь”, в таком случае человек может ответить: “Как ты можешь так говорить!”

Третий вариант — полностью игнорировать ситуацию и уткнуться в газету. В таком случае человек скажет: “В чем дело? Тебе наплевать?” И еще один вариант — “уравновешенный” отклик — обсудить двусмысленность поведения: “Я не знаю, что ты имеешь в виду. Ты улыбаешься, но в то же время говоришь, что плохо себя чувствуешь. Что же ты хочешь сказать?” тогда человек имеет возможность ответить: “Я не хотела навязываться тебе” и т. д.

Пока общение в семье не будет иметь подлинный и единственный смысл, оно не приведет к доверию и любви, которые так необходимы для благополучия всех ее членов.

В. Сатир считает, что не так уж сложно отказаться от привычных стереотипов поведения и стать уравновешенным. По ее мнению, один из путей для достижения этой цели — понять, что в достижении этого мешают некоторые страхи. Чтобы избежать отвержения, которого люди так боятся, они постоянно пугают самих себя:

1. Я могу совершить ошибку.

2. Кому – то это может не понравиться.

3. Кто – то может меня раскритиковать.

4. Вдруг подумают, что я — выскочка.

Эйдемиллер и Юстицкий вводят ряд понятий, необходимых для ответа на вопрос о коммуникационных барьерах (Какие нарушения в межличностном информационном общении воспрепятствовали прохождению информации?).

Коммуникационная проблема — это такая ситуация в жизни семьи, когда:

· у одного из членов семьи существует определенная потребность;

· удовлетворение этой потребности зависит от действий другого члена семьи;

· эти действия имели бы место, если бы член семьи, имеющий потребность, передал определенную информацию (просьбу, намек и т. п.);

· однако такая передача невозможна в силу каких – либо психологических особенностей данного лица;

· потребность сохраняется, несмотря на невозможность ее удовлетворить (т. е. не происходит значимого снижения уровня притязаний).

Речь может идти о самых разных потребностях, удовлетворение которых зависит от другого супруга: потребностях в любви, симпатии, в признании самостоятельности, в помощи, в уважении и т. п. В семье постоянно возникают ситуации, когда удовлетворение каких – то потребностей зависит от других членов семьи.

5 стр., 2190 слов

Бщение как потребность существования человека

... три элемента: 1.Отправитель коммуникации (коммуникатор) - человек, который передает информацию; 2.Получатель информации (реципиент) - человек, который воспринимает эту ... процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен ... личность, которая проявляется через социальные роли - в семье, на работе, в учебе, на отдыхе и др. ...

Коммуникационный барьер — особенности члена семьи, имеющего потребность, и других ее членов (от действия которых зависит ее удовлетворение) или особенности их взаимоотношений, в силу которых передача информации оказывается затрудненной.

Дефицитная информация — информация, прохождение которой по коммуникационному каналу предупредило бы возникновение психотравмирующего семейного нарушения.

Развитие коммуникационной проблемы — это совокупность процессов, которые возникают под ее воздействием и приводят к психотравмирующим особенностям семьи.

На основании анализа этого процесса можно выделить следующие этапы его развития.

1. Информационно – дефицитный.

На этом начальном этапе возникает и становится выраженной коммуникационная проблема. Имеет место неудовлетворенная потребность и невозможность коммуникации. Этот этап нередко протекает в форме воображаемой коммуникации имеющего проблему индивида с тем, от кого зависит ее решение. Индивид мысленно обращается к другому, а точнее — к своему представлению о другом, с так или иначе выраженной просьбой, требованием, намеком и мысленно получает его ответ. Результат этой коммуникации (а точнее — мысленного эксперимента) в немалой степени зависит от представления о другом, о его личности, от психологических особенностей его отношения к индивиду и, следовательно, о его реакции на обращение к нему. Нередко именно это представление оказывается первым и окончательным барьером коммуникации.

В итоге первого этапа член семьи, так или иначе, оказывается перед тем фактом, что важная для него потребность не может быть удовлетворена, так как информация о ней не может быть передана или понята.

2. Этап замещающе – искаженной коммуникации.

Коммуникационная проблема может остановиться в своем развитии на первом этапе и остаться источником “тлеющей неудовлетворенности”. Однако возможно и дальнейшее ее развитие: член семьи все же пытается сообщить о своей потребности, но так как у него нет возможности выразить ее прямо, он ищет способы легализовать свою просьбу или требование. Женщина, испытывающая потребность во внимании и заботе, будет настаивать на соответствующем поведении мужа, но исказит причину потребности. В силу особенностей своего характера или семейных представлений жена не может признаться, что просто нуждается во внимании и заботе мужа — она думает, что такое признание вызовет у него чувство превосходства над ней, а это было бы ей неприятно, поэтому она начинает настаивать на нужном ей поведении, выдвигая причины, не существующие на самом деле (например, что так положено в хорошей семье).

Такая тактика нередко дает возможность легализовать свою потребность, передать информацию и добиться нужного изменения поведения, в то же время она порождает новые проблемы. Во – первых, способствует искажению представлений членов семьи друг о друге: супруг начинает считать свою жену человеком, для которого весьма большое значение имеет престиж семьи. Во – вторых, прикрытие действительной информации может плохо согласовываться с действительностью: мужу должно показаться странным, что жене ранее не было так важно, чтобы все было “как положено”. В результате искажается представление супругов о личности друг друга и, соответственно, ухудшается взаимопонимание.

7 стр., 3451 слов

Приемные семьи в пространстве детско-родительских отношений

... разрабатывали теорию депривации, которая понимается ими как недостаточное удовлетворение основных психических потребностей. Изучая и описывая феномен, разные виды и последствия депривации, они заметили, ... собственные принципы, ценности и ориентиры [Пути решения проблемы ... , 2002]. Профессиональные семьи, не так давно появившиеся в России, заключают с государством контракт, на ...

3. Поведенчески – коммуникационный этап.

Замещающе – искаженная коммуникация может оказаться недостаточной для решения проблемы. В этом случае член семьи с неудовлетворенной потребностью переходит к манипулированию отношениями в семье с целью создания ситуации, дающей возможность удовлетворить эту потребность: например, оказывает психологическое давление на другого члена семьи с целью принудить его поступить так или иначе или создает ситуации, когда другой вынужден поступить определенным образом. На этом этапе коммуникация отходит на второй план. Ведущую роль играют методы взаимного влияния. В то же время сохраняется определенный коммуникационный аспект поступков, совершаемый каждым из супругов. Коммуникационная проблема на описываемом этапе превращается в конфликт (межличностный или внутренний), уже непосредственно оказывающий психотравмирующее воздействие.

Таким образом, коммуникационная проблема становится источником психической травматизации членов семьи, так как мешает удовлетворению их потребностей, а также запускает механизм конфликтных взаимоотношений и ведет к дальнейшему ухудшению взаимопонимания.

Несмотря на различные подходы к выделению видов типичных нарушений коммуникаций в семье, можно составить общую классификацию, которая будет состоять из:

· концепции “отклоненной коммуникации” в семье;

· парадоксальной коммуникации: концепции “двойной связи”;

· “замаскированной коммуникации”: мистификация;

· концепция типов коммуникации, с помощью которой люди пытаются справиться с отрицательными последствиями стресса (заискивающий, обвиняющий, расчетливый, отстраненный).

Причины нарушений коммуникаций в семье

Поскольку семейная коммуникация чрезвычайно сложна, причины ее нарушений могут быть столь же сложны и многообразны. К ним можно отнести: неосознанность процесса коммуникации, отсутствие коммуникационного внимания, неумение выразить свои чувства в адекватной форме. В то же время при исследовании семей, оказывающих психотравмирующее воздействие на личность, на первый план выступают некоторые другие источники нарушений в процессе коммуникации.

1. Перегрузка коммуникации побочными функциями

Каждое сообщение, кроме основной функции — передачи информации, может выполнять еще и дополнительные, причем одной из наиболее важных является управление представлением того лица, к которому адресовано сообщение, о говорящем и об отношениях с ним. Например, слова: “Мне хорошо с тобой” являются одновременно и предложением дальше проводить время вместе, и выражением симпатии и даже уважения к тому, с кем ведется разговор (он обладает теми качествами, благодаря которым с человеком бывает хорошо, а известно, что это весьма ценные качества).

10 стр., 4615 слов

Семья как фактор развития ребенка

... наблюдения и исследования, посвященные влиянию неправильных или нарушенных родительских отношений, например, материнской депривации В отечественной науке и практике детско-родительские взаимоотношения ... введения, двух глав, заключения, литературы. Глава 1. Типология современной семьи. Характеристика современной семьи. Семья-это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными ...

С другой стороны, произнося эти слова, говорящий следит за тем, чтобы в результате его не стали меньше уважать. Он постарается избежать, например, унизительной для себя формулировки той же мысли («Без тебя мне плохо»),

В результате любое сообщение, адресованное другому члену семьи, редактируется, проверяется, по крайней мере, по трем параметрам.

1. Соответствует ли оно имеющемуся у индивида представлению о том, каким он должен казаться окружающим. Например, индивид, которому очень важно, чтобы члены семьи считали его человеком опытным и сведущим, испытает немалые затруднения, если ему нужно будет спросить у кого-то совета. Точно так же член семьи, желающий, чтобы его считали смелым, вряд ли решится рассказать другим членам семьи о своих опасениях и колебаниях или задаст вопрос: не опасно ли то, что он собирается сделать? Отвечая на вопрос: «Что бы вы хотели, чтобы о вас думали в семье?», члены семьи перечисляют обычно целый ряд качеств: умный, честный, хороший муж, справедливый, бескорыстный. Это показывает, насколько сложен образ «Я для других» и, следовательно, сколь многообразные ограничения он может накладывать на процесс коммуникации.

2. Соответствует ли сообщение образу другого, т. е. тому, каким он хочет, чтобы мы его себе представляли. Действительно, если наше сообщение будет противоречить в каком-либо аспекте тому, как человек хотел бы выглядеть в глазах других, то оно может вызвать его протест и коммуникация не состоится.

3. Соответствует ли сообщение характеру взаимоотношений участников коммуникации. Одно и то же сообщение о том, что индивиду нужна «вон та книга», будет формулироваться по-разному в зависимости от того, к кому оно обращено — к другу или просто знакомому, и вообще не будет иметь места, если должно быть обращено к врагу.

Перегрузка побочными функциями возникает, если значение трех перечисленных моментов настолько возрастает, что коммуникация становится невозможной. В этом случае информация легко вступает в противоречие с одним из трех образов: «Я для другого», «Другой для меня», «Наши взаимоотношения», и коммуникация прекращается или превращается в конфликт.

2. Нарушение представления об адресате коммуникации как коммуникационный барьер.

Межличностная коммуникация требует от общающихся правильного представления о личности друг друга. Искаженное представление о другом члене семьи может стать серьезным препятствием для взаимопонимания при информационном общении.

Представление о личности члена семьи, к которому индивид обращается с каким-то сообщением, бывает необходимо, по крайней мере, в двух аспектах. Во-первых, необходимо знать и учитывать интеллектуальный уровень того, с кем общаешься, — что не всегда просто, особенно при общении с детьми. Есть люди, которые не умеют разговаривать с детьми: говорят слишком упрощенно или сложно. Во-вторых, необходимо предусмотреть реакцию индивида на сообщение. Например, соответствует ли высказывание самолюбию адресата коммуникации, правильно ли будет понято намерение говорящего. Неспособность учитывать эти моменты лежит в основе многих семейных конфликтов, обид, недоразумений.

Таким образом, недостаточно полное знание особенностей личности другого супруга представляет собой важный барьер коммуникации, создавая препятствия для адекватного информационного общения. В связи с этим возникает необходимость в развитии методов изучения представлений супругов друг о друге.

7 стр., 3255 слов

2. Понятия «коммуникация» и «социальная коммуникация» Этапы исследования ...

... массовой коммуникации - Соответствующие средства, поддерживающие процесс функционирования массовой коммуникации - многоканальность осуществляемых коммуникаций и вариативность коммуникативных средств. Функции массовой коммуникации Американский ... использование естественных средв человека (тело,голос,лицо) используется для невербальных сообщений, при формировании устной речи и не могут существовать ...