Авторская программа дополнительного образования детей с особыми

Утверждаю:

Директор школы_____________ С.В.Замятина.

Программа прошла экспертную оценку и рекомендована к реализации на заседании экспертного совета школы

Программа предназначена для работы с умственно-отсталыми детьми в коррекционной школе VIII вида.

Программа рассчитана для работы с детьми 10-16 лет.

Работа по программе ведётся в 2 возрастных группах.

Срок реализации программы 3года.

образовательными потребностями

Кружок «Гитарной песни».

Образовательная область: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТь

Пояснительная записка

Программа предназначена для работы с умственно отсталыми детьми, обучающихся в специальном образовательном учреждении VIII вида.

Программа рассчитана на возраст детей с12 до 16 лет. Планирование в программе ведётся по 2-м возрастным группам.

Музыкально-эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе формирования художественной культуры детей с отклонениями в развитии. Основной формой музыкально-эстетического воспитания являются занятия пению, сольное пение, хоровое пение. В процессе занятий у учащихся вырабатываются необходимые вокально-хоровые навыки, обеспечивающие правильность и выразительность пения, обогащаются и дифференцируются их эмоциональные переживания, расширяется сфера познавательных интересов. В процессе занятий происходит коррекция речи и слуха у умственно отсталых детей с недостатками речевого развития.

У ребёнка формируются такие качества личности, как ответственность, активность в деятельности, возрастает уровень самоконтроля, сопереживания успеху, взаимопомощь.

Участие в деятельности данного кружка, способствует формированию адекватной самооценки, оказывает расслабляющие воздействие на детей.

Музыкальное воспитание оказывает благотворное воздействие на выявление имеющихся музыкальных, вокальных способностей и их дальнейшее развитие, способствует формированию эмоций, которые активизируют мышление, память, воображение, снижают возбудимость, агрессивность.

Занятия в кружке благотворно воздействует на формирование положительных эмоций, которые активизируют мышление, память, воображение снижают возбудимость, агрессивность.

18 стр., 8536 слов

Методика работы с одаренными детьми на факультативных занятиях по литературе

... комплекса задач: определить понятие «одаренный ребенок»; -обозначить критерии отнесения ребенка к группе «одаренных детей»; -обозначить особенности выявления литературной одаренности детей; -дать общую характеристику работы с одаренными детьми на уроках литературы; -выявить методические ...

Выступление дают возможность для самореализации ребенка. Свои исполнительские умения, полученные на кружке, они демонстрируют на общешкольных праздниках, конкурсах песни.

Основной формой музыкально-эстетического воспитания являются занятия пения, сольное пение, хоровое пение. В процессе занятий у учащихся вырабатываются необходимые вокально-хоровые навыки, обеспечивающие правильность и выразительность исполнительской деятельности школьников.

Цель: приобщение детей к музыкальной культуре.

Задачи программы:

1. Привитие навыка слушания музыки.

2. Знакомство с различными музыкальными жанрами.

З. Знакомство с современными музыкальными направлениями

4. Овладение вокально-хоровыми навыками, совершенствование вокально-хоровых навыков.

5. Развитие и коррекция чувства ритма, речевой активности, звуковысотного слуха, музыкальной памяти, музыкально-исполнительских навыков.

Задачи по коррекции и развитию психофизиологических функций умственно-отсталого ребёнка:

— корригировать нарушение звукопроизносительной стороны речи и слуха;

— способствовать приобретению навыков свободного общения с окружающими;

— способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения.

Принципы организации деятельности:

— личностно-ориентированный подход;

— сотворчество педагога и детей;

— принцип успешности, вера в свои силы;

— дифференциация форм и методов работы;

Учащиеся должны научиться:

— тематически ориентироваться в основных музыкальных направлениях, — знать композиторов, авторов и исполнителей изучаемого произведения и описывать его музыкальный характер.

— в кружке дети должны научиться слушать музыку, друг друга, точно интонировать музыкальную интонацию.

— чувствовать характер музыки, умение сопереживать.

— уметь различать такие средства музыкальной выразительности, как ритм, темп, динамические оттенки.

— в силу своих возможностей дети должны овладеть вокально—хоровыми навыками, петь по одному и в ансамбле.

— научиться передавать и понимать смысл произведения путём его исполнения.

Формы подведения итогов реализации программы:

Свои исполнительские умения, полученные знания ребята имеют возможность реализовать, участвуя в концертных выступлениях посвященных календарным датам, музыкальных праздниках, конкурсах песни, смотрах художественной самодеятельности, Готовясь к выступлению, ребёнок ощущает себя творческой личностью.

Организация работы по программе

Занятие проводятся с 5-9 классы, в 2 возрастных группах и организуются в форме кружка.

12 стр., 5549 слов

Кафедра социальной работы Психокоррекционная программа по преодолению ...

... в воспитании детей. Форма работы: групповая по 10-12 участников: 5-6 детей, 5-6 родителей (группу могут посещать один или сразу двое родителей, они могут меняться). Задачи программы: Развитие и ...

Состав участников кружка переменный, то есть может, меняться в течение года.

Набор занимающихся в кружке свободный.

Общее количество часов в год 78 , общее количество часов в неделю 2, общее количество занятий 2.

Занятия проводятся один раз в неделю для средней и старшей возрастных групп.

Программа рассчитана на возраст детей с 12 до 16 лет. Планирование в программе ведётся по 2-м возрастным группам.

Занятия проводятся в форме кружка, в средней и старшей возрастной группе 1 раз в неделю длительность занятия один час.

В занятие включены упражнения на развитие речевого аппарата, распевки, скороговорки, ритмические упражнения на развитие чувства ритма, гимнастика для пальцев, чтение слов с листа, пение песен под пианино, расстановка пальцев, аппликатура, исполнение и показ педагогом песни под гитару, слушание песни в записи, знакомство с творчеством поэтов- бардов, исполнение индивидуально, группой.

Распределение учебных часов

Возрастная группа

Продолжительность

занятия

Периодичность

в неделю

Количество часов в неделю

Количество

часов в году

1

Средняя

1час

1

1

39 ч

2

Старшая

1 час

1

1

39 ч

Материальное обеспечение программы:

Класс, в котором проводятся занятия кружка «гитарной песни» оборудуется:

— музыкальными инструментами- гитара, синтезатор.

— техническими средствами обучения (магнитофон, видеоаппаратура, микрофон);

— музыкально — дидактическими пособиями ( тексты песен, методическая литература).

Особеннности содержания программы:

Содержание программы направлено на выявление музыкальных и вокально-хоровых способностей у умственно отсталых детей и дальнейшее их развитие.

Обучение исполнительским навыкам, умение петь в коллективе. Работа над певческим дыханием. Умение точно передавать интонацию. Коррекция и развитие высших психических функций (мышление, воображение, память, мотивация).

Песни должны быть художественно ценными, тематически подобраны к утренникам, разными по характеру (веселые, грустные, с быстрым и медленным темпом) доступными для выступления и исполнения учащимися коррекционной школы.

Содержание текста песни должно быть ясным, понятным, а объём слов незначительным. Таким образом, репертуар песен в каждом классе составлен с учетом возраста и особенностей речевого развития учащихся, а также с учетом тематики мероприятия, на котором будет исполнена песня.

Однако если сложная песня отличается яркими образами, художественной привлекательностью, эмоциональностью, дети легче усвоят именно такую песню, чем легкую, но с маловыразительной мелодией или текстом.

Большое значение в развитии музыкального слуха, голоса и формировании вокально-хоровых навыков у умственно отсталых детей имеют специальные вокальные упражнения и «распевания» на легких песнях. («Петушок», «Скок поскок»).

Развитие певческих навыков имеет целью не только техническое совершенствование певческого аппарата учащихся, но, прежде всего применение полученных навыков и умений для художественного исполнения песни и ее более глубокого эстетического воздействия на учащихся.

Занятия по пению благотворно воздействует на формирование положительных эмоций, которые активизируют мышление, память, воображение снижают возбудимость, агрессивность.

Музыкальный репертуар для пения дан на выбор. В зависимости от степени подготовленности, личностных особенностей учащихся, может быть изменен в зависимости от обстоятельств.

Содержание программы

Обучение певческой установке. Работа над напевным звучанием на основе эмоционального овладения певческим дыханием.

Активизация внимания к правильной единой интонации. Развитие слухового внимания и чувства ритма на основе специальных ритмических упражнениях.

Развитие умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы.

Совместное согласованное пение. Одновременное начало и окончание исполнения.

Использование разнообразных музыкальных средств (темп, динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения песен.

Средняя возрастная группа (5 — 6 класс) (39 ч)

Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в предыдущих классах, а также на новом материале.

Развитие умения контролировать слухом качество пения.

Пение выученных песен ритмично и выразительно с сохранением строя и ансамбля.

Развитие умения распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками.

Развитие умения различать звуки по высоте (высокие, низкие) и длительности (долгие, короткие).

Развитие умения отчетливого произнесения текста в быстром темпе исполняемого произведении.

Примерный музыкальный материал для пения Первая четверть ( 9 часов)

Тема Часы

«Наша школьная страна» — Ю.Чичков 2

«Рыба-кит» — Ю.Ким 2

« С барабаном ходит ёжик» 2

« Кузнечик» 3

Вторая четверть (9 часов)

Тема Часы

«Колыбельная Медведицы» Из мулътфильма «Умка» 2

Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Яковлева 2

«Кабы не было зимы» Из мультфильма «Зима в Прастоквашино» 2

Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина 3

Третья четверть (12 часов)

Тема Часы

«Катюша» Музыка М. Блантер, слова М. Исаковского 2

«Не плачь, девчонка!» Музыка В. Шаинского, слова Б.Харитонова 2

«Милая мама» Музыка А. Аверкин, слова И. Лашков 3

«Весенняя песенка». Музыка С. Полонского, слова Н. Виноградовой 3

«Веселые путешественники» Музыка М. Старокадомского, 3

слова С. Михалкова

Четвертая четверть (9 часов)

Тема Часы

«Первым делом самолеты» Музыка В. Соловьева-Седова З

слова А. Фатьянова

«Идет солдат по городу» Музыка В. Шаинского, слова М. Танича 2

«Пропала собака» Музыка В. Шаинского, слова А. Ламм. 2

«Ёжик с барабаном» 2

Учащиеся должны знать:

— значение динамических оттенков (форте — громко, пиано — тихо, меццо форте — умеренно громко);

— основные направления в эстрадной музыке;

— знать известных бардов и авторов произведений ( композиторов и поэтов).

Учащиеся должны уметь:

— петь хором;

— выполняя требования художественного исполнения;

— исполнять хорошо выученные песни без сопровождения, самостоятельно.

— различать разнообразные по характеру и звучанию песни, различать на слух песни выученные за четверть.

Старшая возрастная группа (с 7 по 9 класс) (62 часа)

Развитие и совершенствование навыка певческого дыхания на песенном материале. Развитие умения выполнять требования художественного исполнения: ритм, строй, ансамбль, динамические оттенки при пении хором. Исполнение одноголосых песен, развитие певческой дикции в песнях, различных по содержанию и характеру. Совершенствование исполнительского мастерства.

Первая четверть (9 часов)

Тема Часы

«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» 2

Музыка О.Митяева, слова О. Митяева

«Что такое осень?» Музыка Ю. Шенчук, слова Ю. Шенчук 2

«Осень» Музыка А. Макаревич, слова Александра Макаревича 2

«Куда уходит детство?» Музыка А. Зацепина, слова Л. Дербенева З

Вторая четверть ( 9часов)

Тема Часы

Синева – гр «Голубые береты» 3

«Маленькая страна» Музыка И.Николаева, слова И. Резника 2

«С чего начинается Родина?» Музыка В.Баснер, слова М. Матусовский 2

Снег — А.Городницкого 2

Третья четверть (12 часов)

Тема Часы

«Маруся» Музыка А. Зацепина, слова Л. Дербенева 2

«Морячка» Музыка О. Газманова, слова О. Газманова 2

«Мама» Музыка О. Молчанова, слова Славоросова 2

«Мы желаем счастья Вам» Музыка С. Намина, слова И. Шаферана 2

« Музыкант» 2

«Россия» 2

Четверная четверть (9 часов)

Тема Часы

«Весна» Музыка С. Касторского слова М. Танича 1

«Этот мир» Музыка А.Зацепина, слова Л. Дербенева 2

«Смуглянка» Музыка А. Новикова слова Шведова 2

«Алеша» Музыка Э. Колмановского слова К. Ваншенкина 2

«Остров детства» Музыка О. Фельцмана, слова М. Рябинина 2

Учащиеся должны знать:

— значение динамических оттенков (форте — громко, пиано — тихо, меццо форме — умеренно громко).

— основные направления эстрадной музыки, наиболее популярные направления музыки.

— знать известных советских авторов бардовской песни.

Учащиеся должны уметь:

— применять полученные умения и навыки при художественном исполнении музыкальных произведений;

— исполнять ряд музыкальных произведений двухголосно.

Используемая литература:

  1. Щербакова А.М. Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида: Новые учебные программы и методические разработки. Книга вторая.- Москва: «Издательство НЦ ЭНАС», 2002.
  2. Воронкова В.В. Программы специальной(коррекционной) образовательной школы VIII вида. Сборник 2- Москва: «Владос», 2001.
  3. Худенко Е.Д, Гаврилычева Г.Ф. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной)школе-интернате, детском доме. Москва: Издательство «Аркти», 2008.
  4. Савченко Е.В. Жиренко О. Е. Мир школьных праздников. Москва: Издательство «5 баллов», 2007.
  5. Максимова И.П. Сценарии конкурсов, интеллектуальных игр, праздников, шоу-программ. Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2006.
  6. Николаева О. Занимательные игры для детей. Ростов-на –Дону: Издательство «Феникс», 2008.
  7. Журналы «Весёлая нотка», 2006-2008.
  8. Разумовская О.К. Русские композиторы. Москва: Издательство «Айрис Пресс», 2007.
  9. Разумовская О.К. Зарубежные композиторы. Москва: Издательство «Айрис Пресс», 2007.