1.ФВНД – это наука о мозговых механизмах поведения и психики, кот. базируются на рефлекторной теории. ВНД – этоусловно-рефлекторная деятельность высших отделов ЦНС (кора ГМ и подкорковые образования).
Основная функция ВНД – обеспечить адекватное эффективное приспособление организма к окружающей среде. Сенсорной системой называется совокупность структур, обеспечивающих восприятие, переработку сигналов внешней и внутренней среды.
Сенсорные системы человека обеспечивают: 1) формирование ощущений и восприятие действующих стимулов; 2) контроль произвольных движений; 3) контроль деятельности внутренних органов; 4) необходимый для бодрствования человека уровень активности мозга.
Сенсорная система выполняет следующие операции: обнаружение сигналов(начинается в рецепторе-специализированной клетке,эволюционно приспосабл. К восприятию раздражителя определенной модальности из внешней или внутренней среды), различение(способность сенсоной системы замечать различия в свойствах одновременно или последовательно действующих раздражителей), передачу и преобразование, кодирование информ(ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ИНФОРМ. В УСЛОВНУЮ ФОРМУ)., декодирование информ.(избирательное выделение сенсорным нейроном того или иного признака раздражителя,имеющее поведенческое значение), опознование образов,оброботка информ,запуск рефлекторного ответа
В отечественной литературе в качестве синонима сенсорной системы применяется предложенное И. П. Павловым понятие «анализатор», указывающее на функцию сенсорной системы.
Основными общими принципами построения сенсорных систем высших позвоночных животных и человека являются следующие: А Многослойность, то есть наличие нескольких слоев нервных клеток, первый из которых связан с рецепторами, а последний — с нейронами моторных или ассоциативных областей коры большого мозга. Это свойство дает возможность специализировать нейронные слои на переработке разных видов сенсорной информации, что позволяет организму быстро реагировать на простые сигналы, анализируемые уже на первых уровнях сенсорной системы.
Многоканальность сенсорной системы, то есть наличие в каждом слое множества (от десятков тысяч до миллионов) нервных клеток, связанных с множеством клеток следующего слоя. Наличие множества таких параллельных каналов обработки и передачи информации обеспечивает сенсорной системе точность и детальность анализа сигналов и большую надежность.
В. Разное число элементов в соседних слоях, что формирует «сенсорные воронки». Так, в сетчатке глаза человека насчитывается 130 миллионов фоторецепторов, а в слое ганглиозных клеток сетчатки нейронов в 100 раз меньше («суживающаяся воронка»).
Раздел «Физиология сенсорных систем»
... отношения в сенсорных системах. Формирование сенсорных образов как результат конвергенция сенсорных сигналов. 8 принципов передачи сигнала: Многоуровневости сс Механизма распространения сигнала -дивергенция: возрастает ... эмоциональное состояние человека и мофидицировать его поведение. ОБОНЯТЕЛЬНЫЙ ЭПИТЕЛИЙ Сенсорный нейрон. Первичный, дистантный, экстерохемо, фазический Опорные клетки. Защита, ...
Г. Дифференциация сенсорной системы по вертикали и по горизонтали. Дифференциация по вертикали заключается в образовании отделов, каждый из которых состоит из нескольких нейронных слоев. Таким образом, отдел представляет собой более крупное морфофункциональное образование, чем слой нейронов.Дифференциация по горизонтали заключается в различных свойствах рецепторов, нейронов и связей между ними в пределах каждого из слоев.
Анализаторы:
Зрительный,слуховой,вестибулярный, обонятельная,вкусовая,соматосенсорная.
Каждая сенсорная система состоит из преферической части-рецепторов,проводниковой-нервных путей и подкорковых нервных центров,корковой части(центральная- в ней происходит окончательный анализ информации,поступившей из переферических рецепторов и нервных центров коры больших полушарий.
Сенсорные модальности. Однородные сенсорные стимулы активируют одну из сенсорных систем и вызывают субъективно одинаковые ощущения, совокупность которых обозначается термином модальность. Самостоятельными модальностями являются осязание, зрение, слух, обоняние, вкус, чувство холода или тепла, боли, вибрации, ощущение положения конечностей и мышечной нагрузки. Внутри модальностей могут существовать разные качества, или субмодальности; например, во вкусовой модальности различают сладкий, соленый, кислый и горький вкус. Ощущение- исходная форма познания, являющая непосредственно чувственным отражением лишь определенных свойств, предметов. Восприятие- непосредственное отражение предмета, но в совокупности его ощущаемых свойств, в его объективной целостности.Св-ва восприятия-предметность,целостность,константность,категориальность.
Свойства сенсорных систем.
1. Одним из важных свойств сенсорной системы является сенсорная адаптация – общее свойство сенсорных систем, заключающееся в приспособлении к длительно действующему (фоновому) раздражителю. Приспособительный процесс может проявляться как в повышении, так и в понижении возбудимости.
2. Сенсорным системам также присуще явление иррадиации. При наличии иррадиации восприятие предметов может быть нечетким (неконтрастным), расплывчатым. Иррадиация — распространение процесса возбуждения или торможения в центральной нервной системе;
3. Индукция характеризуется тем, что возбуждение одних нервных клеток вызывает торможение других нервных клеток. Этот вид индукции называется одновременной индукцией. Другая разновидность – последовательная индукция. В этом случае торможение возникает в тех же нервных клетках после прекращения возбуждения.
4. Явление последействия. Благодаря последействию при высокой частоте прерывистых раздражений они могут восприниматься слитно.
2.. Рецептор- специальный нервный аппарат, прензначенный для трансформации энергии внешнего раздражения в нервный импульс.
По характеру ощущений:зрительные,слуховые,обонятельные,вкусовые,осязательные рецепторы,термо-проприо-вестибулорецепторы,рецепторы боли.
По месту расположения: внешние(экстерорецепторы),внутренние(интерорецепторы),проприорецепторы
По характеру контакта-дистатные и контактные
По природе раздражителя: фото,механо рецепторы
Желудочковая система головного мозга
... систему оболочек мозга. В венозные синусы. Оттекает в корни лимфатической системы, главным образом, в лимфатическую систему носовой полости. 3. Элементы периферической нервной системы. Черепные нервы: краткая характеристика V - VII пар. Нервная система ... капилляров и подстилающая их базальная мембрана, а также эпителиальные клетки сосудистых сплетений мозга. Полагают, что астроциты, участвующие в ...
По типу взбужденных нейронов:первично-чувствующие(обоняния,тактильные,проприорецепторы),вторично-чувствующие(вкус,зрения,слуха,вестибул.аппарат)
Общие механизмы рецепторов. При действии стипула на рецепторную клетку происходит преобразование энергии внешнего раздражения в рецепторный сигнал.Этот процесс включает в себя три этапа:
1)взаимодействия стимула
2)внутриклеточные процессы усиления и передачи сенсорного стимула в пределах рецепторной клетки
3)открывание находящихся в мембране рецептора ионных каналов,через которые начинает течь ионный ток,что как правило приводит к деполяризации клеточной мембраны рецепторной клетки.
Длительность рецепторного потенциала соответсвует длительности действия стимула,а амплитуда повышается пропорционально увеличению интенсивности стимула.Рецепторный и генераторный потенциалы — это частные случаи электротонических потенциалов. Когда рецепторная (сенсорная) клетка, напримермеханочувствительная волосковаяиливкусовая, подвергается воздействию соответствующего стимула, реализуется более или менее сложный набор событий, ведущих к изменениям электрической полярности участка их мембраны. Это явление именуетсярецепторным потенциалом. В большинстве случаев рецепторные потенциалы — это деполяризация, в других, однако, в частности впалочкахиколбочкахсетчатки, — это гиперполяризация. Так или иначе, результат — одни и тот же — возникают токи между подвергающимся воздействию участком мембраны и другими участками мембраны рецепторной клетки . В общем случае, изменения электрической полярности (увеличение ее или уменьшение) влияет на выделение медиатора на подлежащий сенсорный нейрон. потенциал действия не генерируется до тех пор, пока стимул не достигнет критической величины
Антиноцицептивная система — система нейронов ствола мозга, предназначенная для угнетения боли и имеющая пути к ноцицептивным структурам спинного мозга. Считается, что антиноцицептивная система организована тремя структурами: -1- периакведуктальным серым веществом среднего мозга; -2- большим ядром шва и крупноклеточным ретикулярным ядром продолговатого мозга; -3- нейронами желатинозной субстанции дорсального рога спинного мозга.
Отличительной особенностью антиноцицептивных факторов является большая продолжительность (несколько секунд) их эффекта.
Антиноцицептивная система подавляет боль на нескольких различных уровнях. Если бы не было такой её обезболивающей работы, то, боюсь, что ведущим чувством в нашей жизни стала бы боль. Но по счастью, после первого резкого приступа боли она отступает, давая нам возможность передохнуть. Это — результат работы антиноцицептивной системы, подавившей боль через некоторое время после её возникновения.
В 70-х годах ХХ века сформировалось представление об антиноцицептивной системе. Эта система ограничивает болевое возбуждение, предотвращает перевозбуждение ноцицептивных структур. Чем сильнее болевое ноцицептивное раздражение, тем сильнее происходит тормозное влияние антиноцицептивной системы.
При сверхсильных болевых воздействиях антиноцицептивная система не справляется, и тогда возникает болевой шок. При снижении тормозного воздействия антиноцицептивной системы болевая система может перевозбуждаться и порождать ощущение спонтанных (самопроизвольных) психогенных болей даже в здоровых органах.
Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)
... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.
Антиноцицептивная система выделяет биологически активные эндогенные опиоидные вещества – это «внутренние наркотики». Они называются эндорфины, энкефалины, динорфины.
12.ФВНД – это наука о мозговых механизмах поведения и психики, кот. базируются на рефлекторной теории. ВНД – этоусловно-рефлекторная деятельность высших отделов ЦНС (кора ГМ и подкорковые образования).
Основная функция ВНД – обеспечить адекватное эффективное приспособление организма к окружающей среде. Сенсорной системой называется совокупность структур, обеспечивающих восприятие, переработку сигналов внешней и внутренней среды.
К ВНД относится деятельность коры больших полушарий и ближайших подкорковых узлов (подкорковые ядра переднего и промежуточного мозга).
По И.П. Павлову, в основе ВНД лежат условные и сложные безусловные рефлексы. В процессе эволюции в поведении начинают доминировать условные рефлексы. Термин «высшая нервная деятельность» введен в науку И.П. Павловым, считавшим его равнозначным понятию «психическая деятельность». В отличие от деятельности коры и ближайших подкорковых узлов работа других отделов нервной системы носит название низшей нервной деятельности и осуществляется по принципу не условных, а безусловных рефлексов. Благодаря высшей нервной деятельности обеспечиваются нормальные взаимодействия организма и внешнего мира. Благодаря низшей нервной деятельности осуществляется регуляция работы внутренних органов и обеспечивается существование организма как единого целого.
Методы изучения ВНД
этологические – наблюдение за поведением животных в естественной среде обитания (либо имитируется естественная среда в лабораторных условиях)
условнорефлекторные – изучение обучения животного в строго контролируемых воспроизводимых лабораторных условиях, при воздействии очень ограниченного количества повторяющихся стимулов и изоляции от всех остальных внешних воздействий
когнитивные – исследуется поведение в сложных искусственно создаваемых ситуациях в лабораторных условиях; методы ориентированы на изучение способности сразу находить выход из новой ситуации
морфологические,биохимические,физиологические
Метод условных рефлексов
Изучать условные рефлексы в онтогенезе. ,Изучать условные рефлексы в филогенезе. ,Экологическое изучение условных рефлексов.
Принципы ВНД
Принцип детерменизма(причинности)»нет действий без причины»
Принцип структурности-каждый физиологический акт приурочен к определенной структуре ЦНС
Принцип единства процессов анализа и синтеза раздражителей внешней и внутренней среды.
Использование электрических показателей условно-рефлекторной реактивности:
Электроэнцефалография;Магнитоэнцефалография;Вызванные потенциалы.
Электроэнцефалография (ЭЭГ) Метод основан на регистрации электрических потенциалов от кожи головы человека, возникающих как результат электрической активности нейронов мозга, совершенно безвреден, относительно не дорог, дает очень хорошее временное разрешение (порядка миллисекунд), однако не всегда позволяет однозначно связать наблюдаемые явления с анатомическим образованиями мозга.
В ЭЭГ суммируется активность множества клеток мозга (нейронов) таким же образом, как в шуме стадиона суммируются крики отдельных болельщиков.
На ЭЭГ регистрируются 4 основных физиологических ритма:
Презентация на тему: Психика и организм
... – направленность и сосредоточенность психической деятельности накаком-либообъекте восприятия. Внимание – психическое образование, чьи структуры анатомически ... процессами одновременно),переключение. а) природное, связанное с саморегуляцией организма (непроизвольное); б) социально обусловленное, связанное с ... мужчин. Психика и особенности строения мозга •Вес мозга колеблется в норме от1100 до 3000 ...
1. a-Ритм – (частота 8–13 Гц, амплитуду до 70 мкВ) – наблюдается в состоянии физического, интеллектуального и эмоционального покоя. Это упорядоченный регулярный ритм.
Его доминирование à ЭЭГ синхронизированная.
2. b-Ритм – (имеет нерегулярную частоту 14–30 Гц, низкую амплитуду – до 30 мкВ) – сменяет a-ритм при сенсорной стимуляции. Отражает высокий уровень функциональной активности мозга.Смена a-ритма b-ритмом à десинхронизация ЭЭГ. Объясняется активирующим влиянием на кору БП восходящей РФ ствола и лимбической системы.
3. q-Ритм – (частота 4–7 Гц, амплитуда до 200 мкВ) – у бодрствующего человека регистрируется обычно в передних областях мозга при длительном эмоциональном напряжении и почти всегда регистрируется в процессе развития фаз медленноволнового сна. Отчетливо регистрируется у детей, пребывающих в состоянии неудовольствия.
4. D-Ритм – (частота 0,5–3,0 Гц, амплитуда 200–300 мкВ) – эпизодически регистрируется во всех областях ГМ. Стабильно фиксируется во время глубокого медленноволнового сна.
13. История изучения и исследования психической деятельности, высших функций мозга уходит в глубокую древность. В трудах античных философов и ученых уже возникает понятие психического (от греческого psychikos -душевный).
Первые размышления, обобщения можно найти в работах древнегреческих и римских ученых (Фалес, Анаксимен, Гераклит, Демокрит, Платон, Аристотель, Эпикур, Лукреций, Гален).
Одни из них (Гераклит, Демокрит) придерживались материалистического направления — считали, что душа и тело едины, не видели особого различия между душами человека и животного. Другие — идеалисты (Сократ, Платон) — считали, что душа никак не связана с телом, имеет божественное происхождение.
Одним из первых, сделавших заключения о том, что душевная деятельность осуществляется мозгом и является его функцией был римский врач Гален. Он впервые выдвинул положения о врожденных и приобретенных формах поведения, о произвольных и непроизвольных мышечных реакциях. В дальнейшем работы по изучению физиологических основ психической деятельности были продолжены прогрессивными учеными и философами: Декартом, Ламетри, Гельвецием, Дидро, Кабанисом, Пристли, Ломоносовым, Радищевым и многими другими. Они решительно отстаивали возможность естественно-научного объяснения всех психических явлений, как у животного, так и у человека.
Уже в XIX в. чешским физиологом и врачом Й.Прохазка вводится в употребление термин «рефлекс» (отраженный) и дается описание рефлекторной дуги.
Роль И.М. Сеченова и И.П. Павлова в создании учения о ВНД Успехи естественных наук уже давно создали предпосылки для раскрытия природы психических явлений. Однако в науке еще долго господствовали религиозно-мистические представления о бесплотной «душе», командующей телом. Поэтому великий французский ученый Рене Декарт (1596–1650), провозгласив принцип рефлекса (дуги Декарта) – отраженного действия как способа деятельности мозга, остановился на половине пути, не смея распространить его на проявление психической сферы. Такой смелый шаг сделал спустя 200 лет «отец русской физиологии» Иван Михайлович Сеченов (1829–1905).
Методы стимулирования и мотивации деятельности поведения учащихся
... школьников применяется в целях поддержания и развития, хороших начал в их поведении, в учебной деятельности. В учебном процессе — это похвала учителя, выставление повышенной оценки и др. ... наличием познавательной стороны этой эмоции, 3) наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности. Отсюда следует, что в процессе обучения важно обеспечивать возникновение положительных эмоций по ...
В 1863 г. И.М. Сеченов опубликовал работу под названием «Рефлексы головного мозга». В ней он привел убедительные доказательства рефлекторной природы психической деятельности, указав, что ни одно впечатление, ни одна мысль не возникают сами по себе, что поводом является действие какойлибо причины – физиологического раздражителя. Он писал, что самые разнообразные переживания, чувства, мысли в конечном итоге ведут, как правило, к каким-то ответным действиям. По мнению И.М. Сеченова, рефлексы головного мозга включают три звена. Первое, начальное, звено – это возбуждение в органах чувств, вызываемое внешними воздействиями. Второе, центральное, звено – процессы возбуждения и торможения, протекающие в мозге. На их основе возникают психические явления (ощущения, представления, чувства и т.д.).
Третье, конечное, звено – движения и действия человека, т.е. его поведение. Все эти звенья взаимосвязаны и обусловлены. «Рефлексы головного мозга» намного опередили развитие науки во времена Сеченова. Поэтому в некотором отношении его учение оставалось блестящей гипотезой и не было завершено. Продолжателем идей И.М. Сеченова стал другой гений отечественной науки – Иван Петрович Павлов (1849–1936).
Он разработал научный метод, с помощью которого удалось проникнуть в тайны мозга животных и человека. Он создал учение о безусловных и условных рефлексах. Исследования И.П. Павлова в области кровообращения и пищеварения подготовили почву для перехода к физиологическому изучению самой сложной функции организма – психической деятельности.
Опыты И.П. Павлова с собаками Изучая слюноотделение у собак, И.П. Павлов пришел к гениальному по своей простоте выводу о том, что высшая нервная (психическая) деятельность мозга заключается в установлении новых связей между раздражителями и реакциями, т.е. в образовании новых рефлексов. В этих нервных связях мозга отражаются реальные отношения между событиями окружающей действительности. В отличие от стереотипных и постоянных врожденных рефлексов, безусловно имеющихся с момента рождения у каждого животного, эти бесконечно разнообразные и изменчивые рефлексы, создаваемые и разрушаемые меняющимися условиями жизни, И.П. Павлов назвал условными рефлексами. Открытие элементарного физиологического явления психической работы мозга – условного рефлекса положило начало научному исследованию сложного поведения животных, а также мышления и поступков человека, являющихся предметом изучения физиологии высшей нервной деятельности.
14. Общая структурно-функциональная модель мозга — концепция мозгакакматериальногосубстратапсихики, разработаннаяА. Р. Луриейна основе изучения нарушений психической деятельности при различных локальных пораженияхцентральной нервной системы. Согласно данной модели, мозг может быть разделён на три основных блока, которые имеют собственное строение и роль в психическом функционировании
Первый блок — энергетический блок, поддерживающий тонус, необходимый для нормальной работы коры больших полушарий головного мозга. Мозговые структуры, обеспечивающие деятельность этого блока, располагаются в подкорковых отделах мозга и в стволе мозга.
1. Понятие о высшей нервной деятельности человека. Условные и ...
... работу всех органов и организма в целом. Для обеспечения адекватного поведения требуется не только способность к образованию условных рефлексов, но и возможность, устранять ... корковым центром условного рефлекса и подкорковым центром безусловного рефлекса. Разобщение корковых центров условного и безусловного рефлексов путем пересечения коры мозга не препятствует образованию условного рефлекса. Это ...
Второй блок — приема, переработки и хранения информации Мозговые структуры, обеспечивающие деятельность этого блока, расположены в задних отделах обоих полушарий коры головного мозга. Он включает три области, каждая из которых обеспечивает прием и переработку определенного типа информации: затылочная — зрительной, височная — слуховой и теменная — общечувствительной.
Этот блок состоит из трех надстроенных друг над другом корковых зон. Первичные зоны принимают нервные импульсы, вторичные — обрабатывают полученную информацию и, наконец, третичные — обеспечивают наиболее сложные формы психической деятельности, для выполнения которых необходимо участие различных областей мозговой коры. В третичных зонах осуществляются логические, грамматические и другие сложные операции, требующие участия абстрактного мышления. Они ответственны за сохранение информации, человеческую память.
Третий блок — блок программирования, регуляции и контроля деятельности. Этот блок расположен в передних отделах больших полушарий. Наиболее существенной его частью являются лобные доли. Этот раздел мозга отвечает за планирование, контроль и регуляцию наиболее сложных форм поведения и деятельности.
Повреждение или недоразвитие любого из этих блоков, а также отдельных областей, зон головного мозга влечет за собой множественные нарушения.
15. Нужда в чем-либо для поддержания жизни и развития организма вызывает особое состояние, называемое потребностью. Сложный комплекс приспособительных двигательных актов, направленных на удовлетворение имеющейся у организма потребности и проявляющихся в целенаправленной деятельности, называется поведением. Поведение представляет собой совокупность физиологических и психических процессов. Врожденным поведением называются такие формы поведения, которые генетически запрограммированы и которые практически невозможно изменить.
Преимущество врожденного поведенческого акта, в том, что он реализуется очень быстро и всегда безошибочно. врожденное поведение избавляет от необходимости затрачивать время и энергию на научение. В осуществлении врожденных форм поведения задействованы низшие отделы нервной системы.
К врожденным формам поведения относятся по сложности:простые(тропизмы, таксисы, безусловные рефлексы,) сложные( инстинкты.)
Таксисы (от греч. taxis — расположение), двигательные реакции свободно передвигающихся микроорганизмов и простейших растений, а также некоторых клеток многоклеточных организмов (зооспор, сперматозоидов, лейкоцитов) и отдельных частей клеток (ядер, пластид), Тропизмы (от греч. trоpos — поворот, направление), движения органов растений в ответ на одностороннее действие света, силы тяжести и др. факторов внешней среды в результате более быстрого роста клеток на одной стороне побега, корня или листа.
Безусловные рефлексы (видовые рефлексы) – относительно постоянные, стереотипные, врожденные, генетически закрепленные реакции организма на внутренние и внешние раздражители (стимулы), осуществляемые при участии центральной нервной системы (ЦНС).
Выработка условного рефлекса в экспериментах И.П. Павлова
... при котором торможение полностью захватывает кору головного мозга. Более поздние ... повышенной и пониженной активностью. Он предположил, что торможение, разливаясь по коре, является причиной такого феномена, как затухание условного рефлекса. Павлов считал, что сон — это состояние, ...
Выполняют защитную функцию, а также функцию поддержания гомеостаза(приспособления к условиям окружающей среды) .
Виды врожденных форм поведения
- индивидуальные – пищевой, активно-, пассивно-оборонительные, агрессивный, рефлекс свободы, исследовательский, рефлекс игры;
- видовые – половой и родительский.
По мнению Павлова, первые из этих рефлексов обеспечивают индивидуальное самосохранение особи, вторые сохранение вида.
По биологической значимости:
Сохранительные рефлексы:
- гомеостатические рефлексы (пищевой, дыхательный рефлексы, регуляция артериального давления, концентрации глюкозы в крови и т.д.);
- восстановительные (сон);
- рефлекс сохранения и продолжения рода (половой рефлекс, рефлекс заботы о потомстве).
Защитные рефлексы:
- устранение вредных агентов, попавших на поверхность или внутрь организма (чесательный рефлекс, чихание, кашель и т.д.);
- активное уничтожение или нейтрализация вредных раздражителей, объектов (наступательное, активно-оборонительные, агрессивные рефлексы);
- пассивно-оборонительные рефлексы (рефлекс отдергивания, рефлекс отступления, избегания, затаивания).
Ориентировочные рефлексы на новизну:
-сложная реакция животных и человека на новизну стимула,рефлекс»что такое»
По освоению сфер жизни:
- Витальные, обеспечивающие физическое выживание особи (питьевой, пищевой, оборонительный);
Критериями рефлексов витальной группы являются: 1. неудовлетворение соответствующей потребности ведет к физической гибели особи; 2. реализация данных рефлексов не требует участие другой особи того же вида.
- Ролевые (зоосоциальные), включающие половой, родительский, территориальный, иерархический. Реализация этой группы рефлексов происходит только путем взаимодействия с другими особями своего вида;
- Саморазвития (исследовательский, имитационный, игровой и т.п.).
Инстинкт (от лат. instinctus – побуждение) – это более сложная, чем безусловный рефлекс, врожденная форма поведения, возникающая в ответ на определенные изменения окружающей среды и имеющая большое значение для выживания организма.
Критерии инстинктов:
-побуждение и способность к действию принадлежащий к числу наследственных свойств вида, такие действия не требуют предварительного обучения, они приспособлены к экологическим условиям обитания вида.
Специфическая совокупность внешних стимулов, которые вызывают формирование инстинктивного поведения, получила название ключевых или пусковых раздражителей
Инстинктивная реакция запускается под влиянием какого-либо внешнего раздражителя (релизера) по заложенной в генетическом аппарате программе. Релизер, воздействующий на соответствующий рецептор, активирует жесткую, генетически закодированную рефлекторную дугу (программу), вызывающую стереотипный двигательный акт.
17.Сон — физиологическое состояние, которое характеризуется потерей активных психических связей субъекта с окружающим его миром.
Виды сна:физиологический (суточный, сезонный);наркотический;гипнотический сон;патологический сон,
Высшая нервная деятельность. Учение об условных рефлексах. Возрастные ...
... так как они могут вызывать торможение условного рефлекса; животное, у которого вырабатывается условный рефлекс, должно быть здоровым; при выработке условного рефлекса должна быть выражена мотивация, например, ... друг друга в ЦНС, являются процессы возбуждения и торможения. Учение об условных рефлексах. Отличие условных рефлексов от безусловных. Основной формой деятельности нервной системы является ...
Функции сна Сон обеспечивает отдых организма
Сон способствует переработке и хранению информации. Сон (особенно медленный) облегчает закрепление изученного материала, быстрый сон реализует подсознательные модели ожидаемых событий.
Сон — это приспособление организма к изменению освещённости (день-ночь).
Сон восстанавливает иммунитетпутём активизацииT-лимфоцитов, борющимися с простудными и вирусными заболеваниями.
Структура сна
Сон — особое состояние сознаниячеловека и животных, включающее в себя ряд стадий, закономерно повторяющихся в течение ночи. Появление этих стадий обусловлено активностью различных структур мозга.
У здорового человека сон начинается с первой стадии медленного сна (Non-REM сон), которая длится 5-10 минут. Затем наступает 2-я стадия, которая продолжается около 20 минут. Ещё 30-45 минут приходится на период 3-4 стадий. После этого спящий снова возвращается во 2-ю стадию медленного сна, после которой возникает первый эпизод быстрого сна, который имеет короткую продолжительность — около 5 минут. Вся эта последовательность называется циклом. Первый цикл имеет длительность 90-100 минут. Затем циклы повторяются, при этом уменьшается доля медленного сна и постепенно нарастает доля быстрого сна (REM сон), последний эпизод которого в отдельных случаях может достигать 1 часа. В среднем, при полноценном здоровом сне отмечается пять полных циклов. Последовательность смены стадий и их длительность удобно представлять в виде гипнограммы, которая наглядно отображает структуру сна пациента.
Медленная фаза (ортодоксальный сон);
— Дремотная стадия — характеризуется постепенным замещением ά — ритма на ЭЭГ низкочастотными колебаниями и появлением низкоамплитудных θ-волн (3,5-7,5Гц).
Эта стадия делится на две части: стадию А, в которой еще сохраняется ά-ритм, и стадию В — начинающуюся с появления θ-волн.
— Стадия «сонных» веретен, или стадия С, характеризуется появлением сонных веретен — ритмических колебаний с частотой 12-14 Гц. С этого момента повышается порог восприятия внешних стимулов на 30-40%. — Стадия D характеризуется увеличением числа регистрируемых на ЭЭГ δ -волн (менее 3,5 в сек), которые занимают от 20 до 50% записи.
— Стадия Е определяется наличием на ЭЭГ δ-волн частотой менее 3,5 Гц и амплитудой выше 75 мкВ, занимающих более 50% записи.
- Быстрая фаза (парадоксальный сон).
Теории быстрого сна; Информационная,Эволюционная; ,Корковая (быстрый сон является своеобразным стимулятором для роста нейронов);
1. Теория З.Фрейда — углубление во внутренний мир, биологическая цель — отдых
2. Кортикальная теория И.П.Павлова — сон есть охранительное торможение коры
3. Теория центров сна — Гесс, Экономо, Жуве
4. Гуморальная — сон есть следствие действия гуморальных регуляторов — пептид «дельта-сна» Папенгеймера, фактор S
5. Иммунная — иммунная система образует из мурамилпептидов микробов интерлейкин-1 и простагландин D-2 — Крюгер
6. Энергетическая-сон необходим для восстановления энергии
7. Информационная: а) дефицит информации; б) необходимость обработки информации
Засыпание Непосредственно перед сном наступает состояние сонливости, снижения активности мозга, характеризующееся:
- снижением уровня сознания
- зевотой;
- понижением чувствительности сенсорных систем;
- урежением частоты сердечных сокращений, снижением секреторной деятельностижелёз(слюнных→ сухостьслизистойрта; слёзных → жжениеглаз, слипание век).
18. Стресс (от англ.stress — давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) — неспецифическая (общая) реакция организмана воздействие (физическое или психологическое), нарушающее егогомеостаз, а также соответствующее состояниенервной системыорганизма(или организма в целом).
Вмедицине,физиологии,психологиивыделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. По характеру воздействия выделяют нервно-психический, тепловой или холодовый, световой, антропогенный и другие стрессы.
Впервые физиологический стресс описан Гансом Селье как общий адаптационный синдром
Синдром биологического стресса состоит из трех фаз: реакция тревоги, во время которой сопротивление организма понижается («фаза шока»), а затем включаются защитные механизмы;стадия сопротивления (резистентности), когда напряжением функционирования систем достигается приспособление организма к новым условиям;стадия истощения, в которой выявляется несостоятельность защитных механизмов и нарастает нарушение согласованности жизненных функций.
Селье считал, что стрессоры вызывают стереотипный, автоматизированный ответ, начиная с активации гипоталамуса, повышения активности гипофиза и надпочечников с одновременным включением симпатического отдела вегетативной нервной системы.
По команде мозга, в кровь выбрасывается адреналин, заставляющий сердце биться быстрее, одновременно повышается артериальное давление и содержание сахара в крови. Перераспределяется кровоток: приток крови к мозгу и конечностям увеличивается, а к органам пищеварения и коже уменьшается. Дыхание учащается и становится поверхностным, при этом задействуются в основном верхушки легких. Резервы жира и сахара начинают активно тратиться, давая дополнительную энергию. Все эти многочисленные изменения, которые чаще всего нами не осознаются, приводятся в действие для того, чтобы обеспечить мышцы кислородом и питательными веществами, позволяя развить максимальное мышечное усилие — сильнее ударить или скорее убежать. Стресс бывает: положительный и отрицательный.
Основные структуры мозга, участвующие в возникновении стресса: лобная кора; лимбические структуры; вегетативный компонент, реализуемый через гипоталамус и центры продолговатого мозга.
Но остановимся на механизмах, которые хорошо изучены. Когда индивид сталкивается со стрессором, гипоталамус активирует эндокринную систему и вегетативную нервную систему. Эта активация может осуществляться как через нервные пути, так и гуморальным путем. От передней доли гипоталамуса по прямому нервному пути происходит активация гипофиза, который вырабатывает окситоцин и вазопрессин. Кроме того, эта доля гипоталамуса вырабатывает тиреотропный релизинг-гормон. Этот гормон, в свою очередь, действует на гипофиз таким образом, что там начинается выработка тиреотропного гормона. Последний гуморально активирует щитовидную железу, которая начинает производить тироксин, выбрасываемый в кровь. Задняя доля гипоталамуса через симпатический отдел вегетативной нервной системы активирует мозговое вещество надпочечников, которые начинают вырабатывать большие дозы адреналина и норадреналина, поступающие в кровь. Последние гормоны объединяются в группу метаболических гормонов, так как непосредственно активируют клеточный метаболизм.
19. Импринтинг
от англ. imprinting, оставлять след, запечатлевать, фиксировать) — специфическая форма научения у новорожденных высших позвоночных, при котором в их памяти автоматически фиксируются отличительные признаки поведения первых увиденных ими внешних объектов (чаще всего родительских особей).
Импринтинг возможен в течение определенного, обычно весьма ограниченного периода. Процесс импринтинга совершается чрезвычайно быстро, без внешнего подкрепления, и результат его, как правило, необратим.
импринтинг – форма индивидуального обучения, его протекание задано наследственной инстинктивной программой
К. Лоренц считал, что от истинного ассоциативного обучения импринтинг отличается следующими четырьмя особенностями:
1) он приурочен к ограниченному периоду жизни, именуемому “критическим или чувствительным периодом” [=сенситивный период];
2) импринтинг необратим, то есть, возникнув в критический период, он не уничтожается последующим жизненным опытом и сохраняется на всю жизнь;
3) уникальность импринтинга определяется тем, что он происходит в тот период, когда соответствующее (например, половое) поведение еще не развито. Иными словами, обучение путем импринтирования не требует подкрепления;
4) Лоренц понимал импринтинг как форму “супериндивидуального условного рефлекса”, при котором запечатлеваются не индивидуальные, а видоспецифические характеристики жизненно важного объекта.
Нередко полагают, что запечатление возможно только в самое первое время после рождения. Это неточное мнение связанное с наблюдениями за животными, детеныши которых появляются на свет уже почти самостоятельными. Критический период так же называемый «чувствительный возраст» для цыплят и гусят длится всего один день.
21. Условные рефлексы возникают в ходе индивидуального развития и накопления новых навыков. Выработка новых временных связей между нейронами зависит от условий внешней среды. Условные рефлексы формируются на базе безусловных при участии высших отделов мозга.
Условные рефлексы лежат в основе приобретенного поведения. Это наиболее простые программы. Окружающий мир постоянно меняется, поэтому в нем могут успешно жить лишь те, кто быстро и целесообразно отвечает на эти изменения. По мере приобретения жизненного опыта в коре полушарий складывается система условнорефлекторных связей. Такую систему называют динамическим стереотипом
Делятся на классические и инструментальные.
Общие особенности классических и инструментальных условных рефлексов
1. Угасают при неподкреплении (угасательное торможение).
2. Могут самопроизвольно восстанавливаться после угашения.
3. К ним можно выработать дифференцировку.
В случае выработки классического УР через определенные интервалы после условного раздражителя предъявляется какой-либо подкрепляющий безусловный стимул.
В инструментальных условных рефлексах значительную роль выполняет внутренняя активность животного. Инструментальные- это рефлексы, в которых в ответ на данный раздражитель производится движение, выполняя которое животное либо обеспечивает себя привлекающим его безусловным раздражителем, либо избегает раздражение.
Характеристики ур: приобретаемость ур,индивидуальность ур,изменчивость и возможность торможения условного рефлекса, сигнальный характер,реализующий принцип опережающего отражения в условном рефлексе.
В зависимости от характера и расположения афферентного звена рефлекторной дуги:
Экстерорецептивные, Интерорецептивные, Проприоцептивные
По эфферентному звену рефлекторной дуги:вегетативные(слюноотделите,сосудистые,дыхат)двигательные(оборонительные,сгибательные)
По происхождению:натуральные и искусственные
По характеру безусловного подкрепления:пищевые,оборонительные,половые
По характеру условного сигнала: световые,звуковые,тактильные,обонятельные,темпер.
По соотношению раздражителей во времени:наличные,следовые,запаздывающие
По степени сложности:1,2,3,-20 порядка
От структуры условного сигнала ур:простые
Подражательные условные рефлексы
условия образования условных рефлексов: Первое условие образования условного рефлекса — зто совпадение во времени, действия ранее безразличного для собаки раздражителя с действием какого-либо безусловного раздражителя вызывающего определенный безусловный рефлекс.
Второе условие образования условного рефлекса состоит в том, что тот раздражитель, который превращается в условно-рефлекторный, должен несколько предшествовать действию безусловного раздражителя.
Третье чрезвычайно существенное условие образования условного рефлекса заключается в том, что полушария головного мозга собаки должны быть во время выработки условного рефлекса свободны от других видов деятельности.
Четвертое условие образования условных рефлексов — это сила условного раздражителя.
Пятым условием образования условных рефлексов является состояние того безусловного рефлекса, на базе которого вырабатывается условный рефлекс. Во время выработки условного рефлекса безусловный рефлекс должен быть в достаточно возбудимом состоянии.
23. Внутреннее (условное) торможение
наблюдается в тех случаях, когда условный раздражитель перестает подкрепляться безусловным.
Такое торможение возникает не сразу, а развивается постепенно, вырабатывается по общим законам условного рефлекса.
И. П. Павлов считал, что такое выработанное торможение возникает внутри центральных нервных структур самих условных рефлексов, а отсюда и его название — внутреннее.
Согласно современным представлениям, при угашении условного рефлекса (т.е. при предъявлении УС без БС) происходит выработка другого, нового условного рефлекса, который тормозит исходную условную связь. При этом исходная связь остается невредимой.
Основные характеристики условного торможения:
1. Развивается при неподкреплении раздражителей.
2. Поддается тренировке, а значит выработка его при повторной процедуре облегчается. Однако заторможенный условный рефлекс может самопроизвольно восстанавливаться.
3. Зависит от индивидуальных свойств нервной системы организма (особенно от возбудимости).
4. Зависит от физиологической силы безусловного рефлекса, подкрепляющего положительный условный сигнал.
5. Зависит от прочности ранее выработанного условного рефлекса.
6. Условное торможение способно взаимодействовать с безусловным, в этих случаях возникает явление растормаживания, или, в других случаях, в результате суммации условного и безусловного торможения их общий эффект может усиливаться.
Виды условное торможение.
— угасательное торможение (угашение) развивается при отсутствии подкрепления условного сигнала безусловным.
Угасательное торможение часто называют угашением (англ. extinction).
Угашенный рефлекс часто самопроизвольно восстанавливается (по истечении некоторого промежутка времени, в котором объекту не предъявляют никаких стимулов).(выключатель)
— дифференцировочное торможение (дифференцировка) развивается при неподкреплении раздражителей, близких к подкрепляемому сигналу.Данный вид торможения лежит в основе качественной и количественной оценки раздражителя, а также в его биологической значимости для организма(Дрессировка собак по розыскной службе, приучение их к выборке вещей по запаху, к выборке человека по вещи или следу)
— условный тормоз(образуется при неподкреплении комбинации из положительного условного раздражителя и индифферентного.)
— торможение запаздыванияПри торможении запаздывания подкрепление не отменяется (как в рассмотренных выше видах торможения), а значительно отодвигается от начала действия условного раздражителя.( Например, запрещающая команда «фу» тормозит любой положительный условный рефлекс, проявляющийся на другой условный раздражитель.)
(В естественных условиях такое торможение можно наблюдать у кошки, которая подстерегает мышь или птичку. Кошка может сидеть неподвижно многие минуты и даже часы. Появление грызуна не вызывает у кошки немедленной реакции. Она задерживается до наиболее удобного момента)
24..Виды безусловного торможения условных рефлексов
1. Внешнее (безусловное) торможение.
— постоянный тормоз
— гаснущий тормоз
2. Запредельное (охранительное) торможение
— срочное подавление текущей условнорефлекторной деятельности при действии посторонних для нее раздражителей, вызывающих ориентировочный или другой какой-либо безусловный рефлекс.
- свойственно всем отделам нервной системы;
- его не нужно вырабатывать (врожденное);
- оно появляется одновременно с началом ориентировочно-исследовательского рефлекса, вызванного посторонним новым раздражителем, и проявляется в ослаблении или угнетении других рефлексов.
- Безусловное (врожденное) торможение УР называют внешним, так как причина его возникновения находится вне рефлекторной дуги тормозимого рефлекса.
Если эффект внешнего торможения снижается или исчезает в результате привыкания, то такой вид торможения называют гаснущим тормозом.
Постоянный тормоз наблюдается в том случае, когда привыкание к постороннему раздражителю не возникает.
Запредельное (охранительное) торможение
возникает при чрезмерной интенсивности раздражителей и носит защитный характер. Этот вид торможения зависит от функционального состояния нервной системы, возраста, от типологических особенностей, состояния гормональной сферы и пр.