Анкетирование

Лекция. Анкетирование.

Анкетирование – одна из наиболее сложных разновидностей психологического общения, поскольку связь между главными его участниками обеспечивается с помощью множества промежуточных звеньев, влиявших на качество получаемых данных.

В основе анкетирования лежит заранее разработанный вопросник (анкета), а ответы респондентов ( опрашиваемых) на все позиции вопросника составляют искомую эмпирическую информацию.

Качество эмпирической информации, получаемой в результате анкетирования, зависит от таких факторов, как:

— формулировка вопросов анкеты, которые должны быть понятны учащемуся;

— квалификация, опыт, добросовестность, психологические особенности исследователей;

-ситуация опроса, его условия, эмоциональное состояние опрашиваемых;

— обычаи и традиции, представления, житейская ситуация, а также отношение к опросу.

Поэтому, используя такую информацию, всегда необходимо делать поправку на неизбежность субъективных искажений вследствие специфического индивидуального «преломления» ее в сознании опрашиваемых. А там, где речь идет о принципиально важных вопросах, рекомендуется наряду с опросом обращаться и к другим методам – наблюдению, экспертным оценкам, анализу документов.

Особое внимание уделяется разработке вопросника – анкеты, содержащей серию вопросов, необходимых для получения информации в соответствии с целями и гипотезой исследования.

Анкета должна отвечать следующим требованиям:

— быть обоснованной относительно целей ее использования, т.е. обеспечивать получение искомой информации;

— иметь устойчивые критерии и надежные шкалы оценок, адекватно отражающие изучаемую ситуацию;

— формулировка вопросов должна быть понятна опрашиваемому и непротиворечива;

— вопросы анкеты не должны вызывать отрицательных эмоций у респондентов.

Если опрашиваются учащиеся, то вопросы не должны превышать их компетентность и возможностей памяти.

10 стр., 4824 слов

IV. Основные виды вопросов и правила их постановки и формулирования.

... быть нарушена либо ошибками интервьюера, либо неготовностью к беседе опрашиваемого; д) сочетании функций получения информации непосредственно от респондента и наблюдения за его поведением. ... важные для оценки объекта исследования; • возможность оценить ситуацию опроса; • возможность наблюдать реакцию респондента на вопрос; • возможность проверить, понятны ли индикаторы респонденту. Трудности ...

Поэтому перед анкетированием необходимо провести логический анализ вопросов анкеты по всем перечисленным критериям оценки. Это обеспечит, во-первых, полноту и достаточность описания изучаемого процесса, во-вторых, сможет предохранить от возможной ситуации, когда по одним параметрам получены избыточные данные, а по другим –минимальные, либо вообще не предусмотренные замыслом исследования.

Часто бывает полезным провести на небольшой выборке пилотажное (пробное) анкетирование.

При формулировании вопросов анкеты следует также иметь ввиду, что в них не должны проявляться мнения и ценностные установки самого анкетера, так как это может вызвать сильное смещение ответов учащихся.

Следует учитывать, что ряд вопросов анкеты может привести в затруднение и даже вызвать отрицательную реакцию, поскольку речь в них может идти о поведении, неодобряемом в обществе, затрагивать личные стороны жизни, тем или иным образом наносить ущерб престижу человека и т.д.

Для получения достоверных данных необходимо, чтобы опрашиваемый правильно понял вопрос, хотел и мог искренне ответить на него, сумел адекватно выразить в словах свой ответ.

При составлении анкеты необходимо предусмотреть фазу адаптации, в процессе которой осуществляется подготовка опрашиваемых к анкетированию и складываются мотивы ответов на вопросы. Это достигается соответствующим обращением, которое предшествует анкетированию и несколькими вопросами, расположенными в начале анкеты. В обращении к опрашиваемым необходимо разъяснить цели исследования, показать важность ответов для решения изучаемой проблемы, обратить внимание на анонимность анкетирования.

Примером грамотного указания анонимности в анкетном опросе может служить такое обращение : «Нам не обязательно знать Вашу фамилию, потому что самое главное – советы, которые окажут большую помощь в решении таких-то проблем».

Первые вопросы анкеты должны снимать эмоциональное напряжение анкетируемых, вызывать их заинтересованность, исподволь подводить к основной фазе, содержащей ключевые вопросы.

Необходимо избегать громоздких формулировок вопросов, длинных шкал оценки ответов, многословности, информационной перегруженности, большого количества вопросов.

Для проверки компетентности или искренности респондента допускается включение дублирующих вопросов, но их число должно быть ограничено.

При растянутости вопросника интерес к анкете угасает. В этом случае для повышения внимания рекомендуются функциональные вопросы ( например, о модных течениях в музыке и т.д.).

Вопросы могут носить закрытую или открытую форму.

Закрытым называется вопрос, если на него в анкете приводится полный набор вариантов ответов. Опрашиваемый только отмечает тот вариант, который совпадает с его мнением. Такая форма анкеты сокращает время заполнения и делает одновременно анкету пригодной для обработки на ЭВМ. Но иногда есть необходимость узнать непосредственно мнение опрашиваемого по вопросу, исключающему заранее подготовленные варианты ответов. В этом случае прибегают к открытым вопросам.

Отвечая на открытый вопрос, руководствуются собственным мнением. Как показывает практика, чем моложе респонденты, тем больше они любят открытые вопросы.

2 стр., 558 слов

Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов. Вопросы по теме занятия

... персона 3) самость 4) тень   Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов. 1. Проанализируйте отрывок и определите автора. «Сверх-Я, Я и Оно – вот ...

Достоверности ответов способствует и соблюдение ряда других методических требований:

  1. Респонденту должна быть обеспечена возможность уклониться от ответа, выразить неопределенное мнение. Для этого шкала оценок должна предусматривать варианты ответов: «трудно сказать», « затрудняюсь ответить», « когда как» и т.п. Но преобладание в ответах таких вариантов свидетельство либо некомпетентности респондента, либо непригодности формулировки ответов.
  2. При формулировке вариантов ответов на оценочные вопросы необходимо следить за сбалансированностью положительных и отрицательных вариантов. Пример, когда задается вопрос, связанный с оценкой деятельности преподавателя, то ему в равной степени необходимо предоставить выбор положительных и отрицательных оценок, которые обычно располагаются в виде двух параллельных столбцов, образующих сбалансированную шкалу оценок.

3. В конце анкеты целесообразно помещать легкие для восприятия и ответа вопросы, не требующие напряжения мысли и внимания. Нельзя забыть поблагодарить респондентов за сотрудничество.