Существуют два вида подкрепления: положительное и отрицательное

Ответы на некоторые контрольные вопросы к зачётному занятию по Психологии

1. Психология (от греческого psyche – душа, logos – учение, наука) – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

Психика (от греч. psychikos – душевный) — форма взаимодействия животного организма с окружающей средой, опосредствованная активным отражением признаков объективной реальности. Активность отражения проявляется прежде всего в поиске и опробовании будущих действий в плане идеальных образов.

Личность — относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других.

Сознание — форма отражения объективной действительности в психике человека, характеризующаяся тем, что в качестве опосредствующего, промежуточного фактора выступают элементы общественно–исторической практики, позволяющие строить объективные (общепринятые) картины мира. Исходный источник общественно–исторической практики — это совместно осуществляемый труд. В индивидуальном развитии отдельные составляющие труда последовательно присваиваются ребенком в совместной со взрослыми деятельности.

2. Психология использует как общенаучные методы исследования, так и специфичные ей.

Примеры методов, используемых в психологии:

Метод моделирования. Это циклы: гипотезы, модели, математическое исследование моделей и выявление гипотетических свойств объекта исследования, проверка гипотез о свойствах объекта в эксперименте, новые гипотезы.

Экспериментальный метод. Определяются показатели, переменные величины, их описывающие. Планируется эффективный эксперимент (математическая теория планирования эксперимента).

В эксперименте задаются (фиксируются) значения независимых переменных и получаются значения зависимых переменных. Совокупность значений переменных представляют собой данные. На основании данных строятся функции. Исследование функций и их обобщение является началом формирования концепций, теорий, законов. Конкретными воплощениями методов в психологии являются научные методики

3. Колумбийская школа — психологическая школа, возникшая в рамках функциональной психологии, в которой лидером был Р. Вудвортс.

10 стр., 4993 слов

1) Психология как наука. Исторические этапы развития психологии

... Интернета, перечислены в выше указанных изданиях. Тема 1: Психология как наука. Исторические этапы развития психологии План темы 1.Что такое психология, каковы её главные категории? 2. Своеобразие психики, ... базовые понятия до сих пор использует современная культура, философия, религия и психология. Вопрос 4.2. Психология в рамках философского и религиозного знания (античность и средневековье) Табл. ...

Вюрцбургская школа вводила в психологическое мышление новые переменные: установку (мотивационную переменную), возникающую при принятии задачи; задачу (цель), от которой исходят детерминирующие тенденции; процесс как смену поисковых операций, иногда приобретающих аффективную напряженность; несенсорные компоненты в составе сознания (умственные, а не чувственные образы).

Освальда Кюльпе

ГЕШТАЛЬТ Макс Вертгеймер (1880-1943), Вольфганг Келер (1887-1967) и Курт Коффка (1886-1941).

Эта группа стала ядром новой научной школы, выступившей под названием гештальт-психологии (от нем. Gestalt – форма, структура).

ПСИХОАНАЛИЗ (ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ) Зигмунд Фрейд (1856-1939)

Два великих мыслителя IV века до н. э. – Платон и Аристотель – создали системы, которые на протяжении многих веков оказывали глубокое влияние на философско-психологическую мысль человечества.

4. Научение — адаптивная модификация поведения индивида, обусловленная опытом. Физические структурно-функциональные изменения в организме обучаемого, происходящие в процессе обучения. Усвоенное поведение. Обусловленное поведение.

Существуют два вида подкрепления: положительное и отрицательное.

Положительное подкрепление — это нечто, желаемое субъектом: пища, ласка или похвала. Негативное подкрепление — это то, чего субъект хотел бы избежать: шлепок, нахмуривание бровей, неприятный звук (предупреждающий зуммер в машинах, который раздается, если вы забыли пристегнуть ремень безопасности, — это отрицательное подкрепление).

Наказание неизбежно (в отличие от отрицательного подкрепления), поэтому оно не влияет на модификацию поведения. Наказание учит только, как не попадаться или как принимать такую позу подчинения, которая снижает его интенсивность или исключает его, А отрицательное подкрепление в отличие от наказания — это событие, которое можно прекратить или избежать, изменив поведение сейчас же. Целью дрессировки является не применение наказания, как, впрочем, и отрицательного подкрепления, а создание таких возможностей для животного, в которых оно могло бы избежать их, изменив поведение.

5. Различают несколько разновидностей научения у животных:

(а) привыкание,

(б) ассоциативное научение (обусловливание), двух типов: классическое обусловливание (обусловливание типа 1),

(в) научение посредством проб и ошибок (оперантное обусловливание, инструментальное обусловливание, обусловливание типа 2),

(г) латентное научение,

(д) спонтанное научение (инсайт-научение) и

(е) запечатление (импринтинг).

Викарное научение (Лат.: vicarius — замещающий; ).

Научение посредством наблюдения за процессом обучения других.

11 стр., 5327 слов

Общая характеристика процесса научения

... поведения в централь­ной нервной системе постоянно формируются новые, благоприобретаемые, индивидуальные программы, на которых зиждутся процессы научения. Физиологические механиз­мы этого ... двумя психическими явлениями. Выделяют классическое обусловливание (выработка условного рефлекса, по Павлову), инструментальное, или оперантное, научение, латентное научение (научение путем проб и ошибок), ...

Социальное научение (Лат.: socio — соединять, объединять; socialitas — общество;).

Социализация, рассматриваемая психологией как процесс научения.

Подкрепление — то событие, вероятность которого (пример, собака) стремится увеличить, которого старается достичь.

Наказание — то событие, вероятность которого (пример, собака) стремится уменьшить, которого старается избежать.

Угашение – прекращение поведения, когда подкрепляющие факторы перестают действовать.

Генерализация – распр. Образованной связи на все то, что похоже на условный раздражитель или ситуацию, в которой происходило подкрепление.

Дифференцировка – явл., когда те детали поведенческой реакции, которые перестают сопровождаться безусловным раздражителем или подкреплением, исчезают, а те, при которых эти факторы продолжают действовать, сохраняются.

7. Темперамент (лат: tempero — управлять, руководить, организовывать себя) — характеристика динамических особенностей психической деятельности индивида, таких как темп, ритм, интенсивность отдельных психических процессов и т.п. Темперамент — чувственная основа характера.

В структуре темперамента индивида можно выделить три главных компонента: общая активность, двигательные проявления темперамента и его эмоциональность.

Существует многочисленные классификации темперамента, основывающиеся на разных исходных предпосылках. Древнейшей из них считают классификацию Гиппократа: сангвиник, холерик, флегматик,

ХОЛЕРИК — Быстрый, порывистый человек, способный страстно отдаваться делу, неуравновешенный, склонный к бурным эмоциональным вспышкам, резким сменам настроения, с быстрой истощаемостью реакций. По представлениям физиологов холерик обладает выраженной силой, подвижностью и неуравновешенностью основных нервных процессов — возбуждения и торможения.

САНГВИНИК — энергичный, настойчивый, с высокой работоспособностью, живой, подвижный человек, стремящийся к частой смене впечатлений, быстро реагирующий на события, легко переживающий неудачи и неприятности. По представлениям физиологов обладает высокой подвижностью, выраженной силой и уравновешенностью основных нервных процессов — возбуждения и торможения

ФЛЕГМАТИК — Медлительный, невозмутимый человек с устойчивыми стремлениями и настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний. По представлениям обладает инертностью, выраженной силой и уравновешенностью основных нервных процессов — возбуждения и торможения.

МЕЛАНХОЛИК — Легко ранимый, склонный глубоко переживать даже незначительные события, но вяло реагирующий на окружающие явления действием, легко подчиняющийся чужой воле, не проявляющий настойчивости человек. По представлениям физиологов обладает малой силой основных нервных процессов — возбуждения и торможения и их неуравновешенностью.

7 стр., 3348 слов

Понятие харизматической личности в управленческой деятельности

... обладать личность, занимающаяся управленческой деятельностью. 2.1 Психологические концепции харизматичной личности управленческий личность харизма психологический «Харизматическая личность - это личность, обладающая ... харизма - уникальный «дар Бога, благодать», способность, даруемая в награду Святым Духом. В ... в организации, решаемых ими задач, характера реализуемых функций данные роли могут ...

ЭКСТРАВЕРСИЯ  

1. Экстраверсия — один из трех главных конструктов в трехфакторной модели темперамента личности. Внешняя направленность психики человека на физическую и социальную среду. Склонность обращать свою активность вовне себя и получать одобрение извне. Экстраверсия может быть измерена с помощью личностных вопросников.

2. Направление одной из трех координатных осей, с помощью которых характеризуется темперамент личности (Г. Айзенк): (1) экстраверсия, (2) невротицизм и (3) психотицизм.

ИНТРОВЕРСИЯ Самоуглубленность, ориентация индивида на свой внутренний мир мыслей и переживаний, внутренняя направленность психики, предпочтение абстрактных идей конкретным явлениям действительности. Полюс одной из трех координатных осей (экстраверсия), с помощью которых характеризуется темперамент личности (Г. Айзенк): (1) экстраверсия, (2) невротицизм и (3) психотицизм.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ — Один из сложных эмпирических конструктов личности, характеризующий возможности самоорганизации индивида своей эмоциональной сферы в целях эффективного поведения. Данный конструкт именуется в теориях личности по-разному. Например, в пятифакторной модели личности он обозначается как нейротицизм. В других модификациях пятифакторной и других моделей его обозначают как эмоциональная устойчивость, негативная эмоциональность и тревожность, эмоциональная компетентность. Для лиц с высокими значениями оценок показателей данного конструкта характерны: устойчивая невозмутимость, сдержанность в негативных эмоциональных проявлениях и минимальная тревожность в напряженных ситуациях. Данный конструкт может использоваться при оценивании профессиональной пригодности претендента на рабочее место, служебную должность с помощью теста.

Выделяют два главных компонента (частных конструкта) данного конструкта: самоконтроль и толерантность к стрессу. Каждый из компонентов может оцениваться количественно с помощью тестов.

8. Характер

1. Совокупность определяющих свойств какой либо сущности или явления: объекта, состояния, процесса. Примеры: характер развития, характер заболевания, мотивы личного характера, характер питания. 2. Целостный и устойчивый индивидуальный склад душевной жизни человека, проявляющийся в отдельных его психических актах и состояниях, а также в его манерах, привычках, складе ума и свойственном человеку круге эмоциональных переживаний.

Характер является результатом взаимодействия наследственных задатков (зачатков каких-либо способностей, наклонностей) и качеств, вырабатываемых в процессе развития личности и ее воспитания. Термин характер в психологию впервые ввел немецкий философ Юлиус Банзен.

4 стр., 1678 слов

Личность учителя и ее направленность

... место занимает направленность его личности. Направленность личности педагога проявляется во всей его профессиональной жизнедеятельности и в отдельных педагогических ситуациях, определяет его восприятие и логику поведения, весь облик человека. [6]. Направленность личности определяет ...

Направленность — устремленность к какой-либо цели, сосредоточенность на чем-либо. Совокупность устойчивых и относительно независимых от наличных ситуаций динамических тенденций (тенденций влечения и тенденций долженствования), воплощающихся в мотивах, ориентирующих, направляющих деятельность личности. Направленность личности определяется ее духовным содержанием: идеалами, ценностями, убеждениями, склонностями, интересами. Направленность имеет предметное содержание («на что, на какой предмет?») и характеризуется напряжением, которое возникает при ее реализации.

3 Типа направленности личности:

1. Направленность на себя

2. Направленность на общение

3. Направленность на дело

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ (в социальной психологии) (от франц. orientation — установка) —

1) идеологические, политические, моральные, эстетические и другие основания оценок субъектом окружающей действительности и ориентации в ней;

2) способ дифференциации объектов индивидом по их значимости (см. Личностный смысл). Ц. о. формируются при усвоении социального опыта (см. Социализация) и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности. В структуре человеческой деятельности Ц. о. тесно связаны с познавательными и волевыми ее сторонами. Система Ц. о. образует содержательную сторону направленности личности и выражает внутреннюю основу ее отношений к действительности. В процессе совместной деятельности, определяющей отношения людей в группах, складываются групповые Ц. о. Совпадение важнейших Ц. о. членов группы обеспечивает ее сплоченность (как ценностно-ориентационное единство).

СПОСОБНОСТИ

1. Способность — это наличное свойство или состояние (компетенция) дающее возможность осуществлять наблюдаемое поведение или поведение с наблюдаемыми результатами.

2. Способности человека — индивидуальные-психические особенности личности, необходимые для успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.

Способности определяются степенью реализации прогнозирования — стратегии наилучшей организации любых физических и психических процессов в организме. Отсюда, метод оценки степени реализации данной стратегии может быть универсальным методом оценки любых способностей человека.

Способности не сводятся только к имеющимся у индивида знаниям, умениям и навыкам. Они обнаруживаются, прежде всего, в быстроте, точности и простоте приемов овладения динамичными, глубокими и прочными знаниями, умениями и навыками.

Различают общие способности (например, интеллект), необходимые для осуществления многих видов деятельности, и специальные способности, необходимые для выполнения определенного вида деятельности (например, математические, художественные, музыкальные способности).

Очевидно, что для осуществления любой эффективной профессиональной деятельности необходимы как общие, так и специальные способности. Для оценки как общих, так и специальных способностей существуют большое число самых разнообразных тестов. Однако, подавляющее их большинство основано на детерминистской методологии, в принципе не дающей возможности получить полные знания об исследуемых сущностях. Методологией лишенной этого недостатка является вероятностная методология

8 стр., 3795 слов

Расстройства ощущений и восприятия

... симптомов при органических неврологических поражениях и при болезнях органов чувств. Так, области кожной анестезии не всегда соответствуют ... симптома и выраженной дезадаптацией больных. Обманы восприятия К обманам восприятия относят иллюзии и галлюцинации. Это довольно ... кажется, что отрывается голова"). При сравнении с физическим чувством боли пациенты четко указывают на значительное отличие ("лучше, ...

10. Локус контроля (от лат. locus – место и controle – проверка) — теоретическое понятие модели личности Дж. Роттера. Вера индивида в то, что его поведение детерминируется по преимуществу либо им самим (интернальный локус контроля), либо его окружением и обстоятельствами (экстернальный локус контроля).

Формируясь в процессе социализации, становится устойчивым личностным качеством.

X.Левенсон (H.Levenson) в своих работах выделила три вида локуса контроля: интернальность, экстренальность, связанную с чувством беспомощности и зависимости от других, и экстернальность, связанную с чувством неструктурированности окружающего мира и фатализмом;

11,12,13. ВОСПРИЯТИЕ — Процесс целостного отражения предметов, явлений и событий в сознании. Процесс осознания чего-либо.

Внешнее, сенсорное восприятие основывается на непосредственном воздействии объектов реального мира на органы чувств, то есть на сенсорных ощущениях, получаемых от органов чувств. Сенсорное восприятие предполагает обнаружение объекта в воспринимаемом поле, различение в этом объекте отдельных признаков и их синтез. Внутреннее восприятие основано на осознании внутренних психических процессов. Восприятие следует отличать от сенсорного впечатления, ощущения (этапы процесса получения сенсорных данных в результате работы органов чувств.), от апперцепции (влияние опыта и личности индивида на восприятие им актуальной действительности) и от понимания (процесс освоения воспринимаемой действительности, постижения и реконструкции ее смыслового содержания).

Общим для всех этих процессов является то, что они осуществляются на основе прогнозирования — генеральной стратегии управления любыми духовными, психическими и физическими структурами и процессами человека (Трифонов Е.В.).

Степень реализации прогнозирования может быть оценена количественно в специальном эксперименте. Подобные оценки необходимы для морально оправданного управления поведением человека в норме и при патологии

Образ восприятия — отражение в субъективном плане реальных предметов или их свойств, с которыми взаимодействует деятельный субъект.

Предметность, целостность, константность и категориальность (осмысленность и означенность) — это основные свойства образа, складывающиеся в процессе и результате восприятия.

Предметность — это способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отделенных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения.

Целостность восприятия выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан в полностью готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе небольшого набора элементов. Это происходит и в том случае, если некоторые детали предмета человеком непосредственно в данный момент времени не воспринимаются.

6 стр., 2974 слов

Восприятие, представление, мышление в психологии

... В этом заключается важная познавательная роль представления как переходной ступени от восприятия к абстрактно-логическому мышлению. В то же время представления отличаются от абстрактных понятий своей ... собой отражение предметов и процессов. При этом подобное разобщение восприятия и мышления неоправданно. Неправомерно думать, что живому существу для отражения предметов дана одна функция, ...

Константность определяется как способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету и величине, ряду других параметров независимо от меняющихся физических условий восприятия.

Категориальность человеческого восприятия проявляется в том, что оно носит обобщенный характер, и каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом-понятием, относим к определенному классу. В соответствии с этим классом нами в воспринимаемом предмете ищутся и видятся признаки, свойственные всем предметам данного класса и выраженные в объеме и содержании этого понятия.

СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ — Взаимно обусловленное восприятие социальных объектов. Восприятие, познание и оценка личностью или группой самих себя, других людей, групп, социальных общностей, а также отношений между ними.

Социальное восприятие — важный фактор в оптимизации деятельности. Понятие, впервые сформулировано в 1947 г. Дж. Брунером

=> Важным фактором, влияющим на восприятие, является недавний опыт, связанный с объектом восприятия.

=> Еще одним важным фактором является мотивация. Мотивации — это причины, побуждающие нас делать то или иное. Существует множество типов мотивации, от наиболее примитивных, например, голода, жажды, полового влечения, до психологических потребностей — любви, признания, уважения, и в конце концов, высших побуждений

Стереотип возникает при тенденции «извлекать смысл» из предшествующего опыта, строить заключения по сходству с этим предшествующим опытом, не смущаясь с его ограниченностью.

Одним из следствий стереотипизации являются предубеждения. Если суждение строится на основе прошлого ограниченного опыта, а опыт этот был негативным, всякое новое восприятие представителя, например, той же самой группы окрашивается неприязнью.

14. Проблема восприятия боли и восприятия болезни является одной из самых сложных и острых современных проблем. Уже в античные времена врачи пытались понять природу боли, отмечали ее диагностическое значе­ние и искали способы борьбы с ней. Долгое время счита­лось, что боль — это своего рода шестое чувство, подобное осязанию, зрению, слуху и т.д. Однако в отли­чии от сенсорных ощущений, боль не является мономо­дальным чувством. Об отличии боли от сенсорных ощущений говорил еще Аристотель, который рассматри­вал боль как аффективное состояние. Слово боль вклю­чает категорию переживаний, отражающих множество разных уникальных событий с разными причинами и ха­рактеризующихся различными свойствами сенсорного и аффективного характера.

В результате психологического исследования восприятия боли было показано, что боль — уникальное и • полностью индивидуальное переживание: никто не может испытать чужую физическую боль. Исключая некоторые редкие аномальные случаи, каждый переживает и, хотя ее трудно описать, каждый знает, что это за чувство.

24 стр., 11908 слов

Влияние мышления на развитие восприятия у детей дошкольного возраста

... В.Е. наиболее простое и понятное объяснение понятию «восприятие» показано в книге «Как мы видим то, что ... ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ МЫШЛЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ 1.1 Изучение развития восприятия в отечественной и зарубежной ... С139. Дж. Брунер писал :«Само восприятие подвержено вариациям, когда человек голоден, влюблен, испытывает боль или решает задачу. Эти вариации ...

В настоящее время считают, что боль — это физи­ческий дискомфорт или страдание, которое мы понимаем и осознаем. Причиной боли могут быть как внешние, так и внутренние неблагоприятные стимулы. Личностная и эмоциональная окраска болевых ощущений свидетельст­вует о характере течения соответствующих процессов.

Болевое восприятие чрезвычайно субъективно. Разные люди отличаются по порогу болевого ощущения, по интервалу выносливости боли. В этом проявляются личностные особенности человека, так называемая вы­носливость коры головного мозга и связанные с ней кор­реляты: самообладание, самоконтроль по отношению к дезорганизующему влиянию глубоких структур мозга, отражающему эмоционально-возбуждающие стрессовые влияния. Следует подчеркнуть, что эмоционально-психи­ческая настроенность человека отражается как на боле­вом пороге, так и на переносимости боли.

Болевое восприятие относится к категории сложных переживаний, а не является простым ощущением,’ вызванным специфическим раздражителем. Болевое вос­приятие модифицируется в зависимости от интенсивно­сти, длительности, от состояния сознания степени внимания индивида, от его эмоционального состояния и обуславливающих влияний прошлого опыта. Элементом, определяющим интенсивность боли, является психологическая реакция индивидуума, обус­лавливающая тягостное ощущение страдания, отрица­тельную эмоциональную оценку ситуации.

Переживание «чистой» боли не смешанной с эмо­цией встречается чрезвычайно редко. Именно поэтому болевое восприятие часто сочетается с эмоциями: горя, страха, гнева или агрессии; реже встречаются сочетания: боль и сострадание, боль и чувство вины.

В клинике пациентами боль воспринимается по-разному. Иногда она описывается как острая или режу­щая, и эти прилагательные свидетельствуют не только о ее физических характеристиках, но и являются отраже­нием страха. Иногда боль описывается как глубокая или тупая, и эти выражения могут отражать ее сочетание с горем. Высокая вероятность того, что острая неожидан­ная боль вызовет страх, указывает на то, что взаимоот­ношение между острой неожиданной болью и страхом устойчиво по отношению к окружающей среде. Если в начале острая боль вызывала страх, то, продолжаясь еще некоторое время, она может ввести в уныние; а до­статочно длительные, неуменьшающиеся боли восприни­маются как страдание. Хроническая боль, не поддающаяся лечению, ведет к отчаянию. Хроническая боль, вызванное ею страдание и утрата хорошего само­чувствия, воспринимаются как чувство безнадежности и сильной депрессии.

Крайне редко, но встречаются исключительные люди, у которых хроническая боль сочетается с состра­данием к окружающим, с желанием им помочь.

Боль не часто воспринимается как чувство вины, лишь при определенных жизненных обстоятельствах. Во время II мировой войны в одном из боев 2/3 солдат от­казались от болеутоляющих медикаментов, ибо их боль уменьшала чувство вины перед товарищами за то, что им пришлось покинуть поле боя. Встречается в клиниче­ской практике и другая комбинация когда чувство вины, возникшее в результате длительной психотравмы, по­рождает чувство боли. (Молодой человек, длительное время ухаживающий за своей психически больной матерью, мысленно желал скорейшей ее кончины. После смерти матери у него возникло сильное чувство вины пе­ред матерью, которое мучило его в течение года, а по­том вылилось в сильную, непрекращающуюся стоматологическую боль).

8 стр., 3856 слов

43-Понятие о памяти. Виды и закономерности. Развитие памяти

... то есть переработка текста в более обобщенных понятиях. Смысловая, или словесно-логическая память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, размышлений, словесных формулировок. Форма воспроизведения мысли ...

Восприятие болезни.

При рассмотрении изменения личности больных, испытывающих болевые ощущения, их реакции на воз­никающее заболевание, необходимо использовать поня­тие: внутренней картины болезни.

Внутренняя картина болезни определяется как все то, что испытывает и переживает больной, всю массу его ощущений, не только местных, болезненных, но и вообще самочувствие, его представление о своей болезни, о ее причинах, все, что связано для больного с при­ходом к врачу, весь огромный внутренний мир больного, который состоит из весьма сложных сочетаний восприя­тия и ощущения, эмоций, аффектов, психических пере­живаний и травм.

Во внутренней картине болезни различают две части: сензитивную и интеллектуальную.

Сензитивная включает в себя субъективные ощу­щения, исходящие из местного очага заболевания или общего состояния больного.

Интеллектуальная же часть внутренней картины болезни является надстройкой над сензитивной частью и представляет собой размышления больного о своей бо­лезни с привлечением жизненного опыта и знаний; сюда же включаются такие факторы, как отношение врача и медицинского персонала к больному, знание его о своей болезни.

Учитывая соотношение сензитивной и интеллек­туальной частей внутренней картины болезни в сознании каждого пациента, ввели понятие психологического про­филя больного и выделили две группы:

1) больные с хорошо развитой сензитивной час­тью внутренней картины болезни,

2) больные с хорошо развитой интеллектуальной частью внутренней картины болезни.

При рассмотрении проблемы субъективного отра­жения заболевания в психике больного, было введено понятие: «осознания болезни», которое включает два мо­мента: восприятие болезни и отношение к ней. Под отно­шением к болезни предполагается понимать не только логическую оценку больным своего заболевания и его последствий, но и эмоциональное на него реагирование.

При различных формах реагирования на заболе­вание можно выделить три основных фактора:

1) специфика заболевания,

2) особенности лич­ности и нервной системы заболевшего,

3) факторы соци­альной среды, формирующие сознание больного и его поведение.

Существуют разные уровни осознания своей бо­лезни.

1) Уровень непосредственно-чувственного отно­шения (т.е. болезненные ощущения);

2) Уровень эмоци­ональный (то, что принято называть переживанием болезни);

3) Уровень рациональной переработки фактов, связанных с болезнью;

4) Уровень мотивационный.

Удельный вес каждого уровня различен на раз­ных стадиях одного и того же заболевания.

В итоговом варианте различают 3 типа внутрен­ней картины болезни:

1) гипертрофированная,

2) адекватная,

3) реду­цированная.

15. ВНИМАНИЕ — Сосредоточенность сознания субъекта на каких-либо объектах или процессах.

Качествами внимания могут быть:

— активность (степень вовлеченности сознания, воли в процесс внимания),

— направленность (устремленность к какой либо цели, сосредоточенность на чем-либо),

— интенсивность (производительные возможности),

— емкость (объем, вместимость),

— возможности переключения (переключаемость с одной цели, объекта на другой),

— устойчивость (возможности сохранения качеств внимания во времени),

— возможности распределения (на несколько целей, объектов.).

Качества внимания оцениваются соответствующими показателями качества. Все они имеют уровень и вариативность (качество противоположное точности, устойчивости).

Уровень управления данным качеством и его вариативность, как сущностные показатели должны рассматриваться совместно и интерпретироваться психофизиологически. Например, показателем такого качества внимания, как возможности его распределения, может быть отношение производительности обследуемого при выполнении части теста, требующего распределения внимания к производительности при выполнении респондентом части теста не требующей распределения внимания. Если подобный тест применить неоднократно, то по оценке математического ожидания избранного показателя можно составить представление об уровне управления исследуемого качества, а по оценке дисперсии — о стабильности уровня, его устойчивости (качество противоположное вариативности).

В специально спланированном эксперименте можно оценить степень реализации прогнозирования — генеральной стратегии управления вниманием. Это принципиально новый эффективный показатель основан на вероятностной методологии.

16. Память

1. Способность живой системы, технического устройства, среды сохранять информацию для последующего ее извлечения. Память включает в себя процессы запоминания, сохранения и воспроизведения. Наилучшая организация этих процессов в живых системах осуществляется посредством прогнозирования. В свою очередь, наличие памяти — обязательное условие для осуществления прогнозирования в организации любых других процессов в живых системах. 2. Устройство, живой материальный субстрат или среда, которая может сохранять информацию для последующего ее извлечения.

3. «Память есть символотворчество. Помещаемые в прошедшее, эти символы, в плоскости эмпирии, именуются воспоминаниями; относимые к настоящему, они называются воображением; а располагаемые в будущем — считаются предвидением и предведением.» (П.А. Флоренский, 1914).

Выделяют различные виды памяти: произвольная, непроизвольная; двигательная, эмоциональная; образная, словесно-логическая; иконическая, кратковременная, оперативная, долговременная и др.

ПРОИЗВОЛЬНЫЙ АКТ. Добровольный акт.

НЕПРОИЗВОЛЬНЫЙ Непроизвольный — относительное прилагательное, означающее «не поддающийся волевому контролю», «осуществляемый без участия воли».

ОБРАЗ — Форма отражения объекта в сознании человека. На чувственной ступени познания образами являются ощущения, восприятия, представления; на уровне мышления — понятия, суждения, концепции, теории. Образ объективен по своему источнику — отражаемому объекту — и идеален по способу (форме) своего существования. Формой воплощения образов выступают практические действия, язык, знаковые модели.

Виды памяти — структурные особенности мнемической деятельности, связанные с различными механизмами запоминания, временными показателями удержания в памяти, характеристиками материала. По характеру запоминаемого материала могут быть выделены: зрительная, слуховая, осязательная память. По параметрам длительности хранения информации в памяти выделяют сенсорную, где хранение осуществляется не более 1,5с., кратковременную с временем хранения не более 30с. и долговременную память , позволяющую хранить материал постоянно.

17. Разработал несколько методик для исследования процессов памяти. Открыл ряд феноменов психологии памяти, в частности, „фактор края“, то есть более эффективное запоминание первых и последних слогов ряда. Построил кривые заучивания и забывания, которые показывают, что эти процессы носят нелинейный характер. Также обнаружил, что осмысленный материал запоминается лучше, чем бессмысленный. Стр.254.

18. МЫШЛЕНИЕ — высшая форма активного отражения в сознании человека объективной реальности. Мышление представляет собой целенаправленное, опосредованное и обобщенное познание субъектом существенных связей и отношений предметов и явлений, созидание новых идей, прогнозирование событий. Орудием мышления является язык и другие системы знаков. Они используются для основных операций мышления — абстрагирования, обобщения, опосредования, анализа, синтеза, классификации и др. Материальной структурой, реализующей мышление, является головной мозг. Существует несколько классификаций мышления по разным признакам.

Теоретическое понятийное мышление — это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он обсужда­ет и ищет решение задачи с начала и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, полученными другими людьми, выраженными в понятийной форме, суждениях, умозаключениях. Теоретическое поня­тийное мышление характерно для научных теоретических иссле­дований.

Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или твор­чески воссоздаются воображением. Таким мышлением пользуются работники литературы, искусства, вообще люди творческого труда, имеющие дело с образами. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, чтобы чело­век в результате манипулирования ими смог непосредственно усмот­реть решение интересующей его задачи.

Отличительная особенность следующего вида мышления — наг­лядно-образного — состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окру­жающей действительности и без него совершаться не может. Мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковре­менной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоре­тического образного мышления извлекаются из долговременной па­мяти и затем преобразуются).

Последний из видов мышления — это наглядно-действенное. Его особенность заключается в том, что сам процесс мышления представляет собой практическую преобразова­тельную деятельность, осуществляемую человеком с реальными пред­метами. Основным условием решения задачи в данном случае явля­ются правильные действия с соответствующими предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо конкретного материального продукта.

Формами мышления являются:

1) суждение;

2) умозаключение;

3) понятие.

Закономерности взаимоотношений между этими формами мышления изучает логика.

=> Предполагается, что языковая личность опосредствует самопостроение и самопредъявления индивида в реальном и идеальном общении с другими людьми и предметным миром Проще говоря, языковую личность образуют способы жизни, закрепленные в речи и направляющие мысль.

ВЕРБАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ — Словесно-логическое мышление. Мышление в целом составлено тремя основными взаимодействующими видами: практически-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое, или вербальное мышление. В отличие от первых двух видов, непосредственной опорой вербального мышления, категории идеальной, является язык, явление физическое, материальное по своей природе. То есть при вербальном мышлении мысли оформляются и выражаются посредством языка.

АССОЦИАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ — Понятие, отражающее факт использования в мышлении закона ассоциации (сочетания): любая связь представлений и действий выводима из ощущений и оставленных ими следов в головном мозгу (основатель ассоциативной психологии английский врач Д. Хартли, Hartley, David, 1705-1757).

ДИВЕРГЕНТНОЕ МЫШЛЕНИЕ — Творческое мышление, результатом которого является получение принципиально новой информации, или отыскание ранее неизвестных решений проблемы. Решение некоторых задач требует широты взглядов, гибкости, оригинальности, беглости мышления, изобретательности, нахождения оригинальных, единственных в своем роде алгоритмов. Подобные решения осуществляются посредством дивергентного мышления. При этом возможными фазами дивергентного мышления являются: фаза подготовки, фаза инкубации, фаза озарения, фаза верификации.

Нахождение заранее предопределенных решений осуществляется посредством конвергентного мышления.

КОНВЕРГЕНТНОЕ МЫШЛЕНИЕ — Стратегия мышления в решении задач, нацеленная на сбор информации, ее организацию и на использование известного алгоритма, приводящего к ожидаемым правильным результатам. Некоторые задачи не могут быть решены с помощью стандартных приемов и требуют иной стратегии — дивергентного (творческого) мышления.

МЫШЛЕНИЕ НЕРАЦИОНАЛЬНОЕ — Мышление стихийно-хаотическое, руководимое желанием, а не логикой и фактами

ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ — Мышление, осуществляющееся с использованием творческих способностей

19. Понятие — символическое отображение существенных свойств предметов окружающего мира, выделенных в результате аналитической работы. В каждом понятии свернуто особое предметное действие, воспроизводящее предмет познания посредством использования определенных инструментальных средств. Выделяют эмпирические и теоретические понятия.

Все понятия можно разделить по следующим признакам:

1. По характеру признаков.

Положительным называется понятие, в основном содержании которого встречаются только положительные признаки. Отрицательным называется понятие, в основном содержании которого встречается хотя бы один отрицательный признак. Абсолютным называется понятие, в основном содержании которого встречаются только признаки-свойства. Относительным называется понятие, в основном содержании которого встречается хотя бы один признак-отношение.

2. По числу элементов объема понятий. Пустым называется понятие, объем которого представляет собой пустое множество, т.е. не содержит в себе ни одного элемента. Непустым называется понятие, объем которого содержит, по крайней мере, один элемент

3. По характеру элементов объема. Собирательным называется понятие, элементы объема которого сами составляют множества однородных объектов. Разделительным называется понятие, элементы объема которых не представляют собой множеств однородных объектов. Абстрактными называются понятия, элементом объема которых являются свойства или отношения. Конкретным называется понятие, элементами объема которого являются предметы

20. ЭМОЦИИ —  Психические состояния или процессы, выражающие переживание (удовлетворение, радость, страх и др.) безсознательной или осознанной вероятностной оценки эффективности реализации в прошлом, настоящем, будущем любых моделей поведения.

Результаты такой оценки определяют направление и выраженность как соматических (двигательных и вегетативных), так и психика (в том числе и эмоциональных) неспецифических компонентов поведения. Эти неспецифические компоненты являются фоном, способствующим или препятствующим осуществлению потенциальной или актуальной модели поведения, основной его линии. Все эти неспецифические компоненты поведения, в том числе и эмоции, всегда сопровождают любую активность субъекта. Эмоции предназначены для упреждающего оповещения сознания о степени эффективности предстоящей деятельности, для управления степенью включения сознания в реализацию предстоящей модели поведения; коррекции осуществляемого поведения; организации памяти, фиксирующей оценки результатов поведения.

Эмоции — субъективный компонент поведения, сопровождающий реализацию генеральной стратегии управления поведением — прогнозирование

Полагают, что в развитии эмоций участвуют все структуры лимбической системы, гипоталамус, лимбическая область среднего мозга и лобные области коры больших полушарий мозга.

Существует несколько классификаций эмоций. Для психофизиологов может быть полезна классификация эмоций В.И. Медведева (1978).

Теория эмоций Дж.Келли

Дж.Келли создал теорию личностных конструктов. Он полагал, что «люди воспринимают свой мир при помощи четких систем или моделей, называемых конструктами. Каждый человек обладает уникальной конструктной системой (личность), которую он использует для интерпретации жизненного опыта». также он описал различные типы личностных конструктов: упредительный, констелляторный, предполагающий, всесторонний, частный, стержневой, периферический, жесткий и свободный. Целью Келли было создание более эмпирического подхода в клинической психологии. Так же Келли считал, что его теория может быть полезна для понимания эмоциональных состояний, психического здоровья, а также в терапевтической практике…

Шехтер: Двухфакторная теория эмоций

Шехтер высказал предположение, что эмоции возникают на основе физиологического возбуждения, но только при наличии когнитивной оценки ситуации, которая вызвала возбуждение. По Шехтеру одно и тоже физиологическое возбуждение может истолковываться и как радость, и как гнев, в зависимости от того, как воспримется ситуация, которая вызвала напряжение, так как именно оценка, которая может производиться по памяти и чувству, позволяет определить напряжение как какую-нибудь эмоцию…

Теория эмоций У.Джемса — Г.Ланге

Согласно этой теории возникновения эмоций, обусловлено изменениями в произвольной двигательной сфере или в сфере непроизвольных актов, которые в свою очередь вызваны внешними воздействиями. Ощущения, связанные с этими изменениями, и есть эмоциональные переживания. По Джемсу органические изменения являются первопричиной эмоций, то есть мы печальны потому, что плачем; боимся потому, что дрожим; и радуемся потому, что смеемся. Отражаясь в психике человека через систему обратных связей, органические изменения порождают эмоциональное переживание соответствующей модальности…

Арнольд: Эмоция как функция когнитивных процессов

Согласно Арнольду, эмоции возникают как результат воздействия какой-либо последовательности событий, которые описываются в категориях восприятия и оценок.

«Термин «восприятие» Арнольд толкует как «элементарное понимание». В данном случае «воспринять объект» — значит в некотором смысле «понять» его, вне зависимости от того, как он влияет на воспринимающего». В сознании формируется образ воспринимаемого предмета, и для того, чтобы этот образ получил эмоциональную окраску, его нужно оценить, учитывая его влияние и на воспринимающего. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что Арнольд понимает эмоцию не как оценку, а как неосознаваемое влечение к объекту, или отторжение его.

По Арнольду оценка происходит сразу после непосредственного восприятия объекта, это интуитивный акт, который не связан с размышлением, оценка выступает в роли завершающей стадии перцептивного процесса и отдельно может быть представлена только рефлексивно…

22. Структура личности по Фрейду имеет три составляющие: — «Оно» — наиболее примитивная материя которая охватывает все врожденное, подчиненное предмету удовольствия и ничего незнающее о реальности; — «Я» — сознание. Следует принципу реальности вырабатывая ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к среде. — «Сверх-Я» — источник моральных и религиозных чувств, контролирующий и наказующий агент, продукт влияния исходящего от других людей. Возникает в раннем детстве. «Оно» находится в конфликте со «Сверх-Я».

Защитные механизмы: — отрицание; — подавление внутренних импульсов идущих от «Сверх-Я»; — рационализация — способ разумного оправдания любых поступков, противоречащих внутренним нормам; — формирование реакций — когда люди мотив неприятный для себя выражают в мотиве противоположного типа; — проекция — приписывание другим людям своих недостатков; — интеллектуализация — попытка уйти от угрожающей ситуации путем абстракции; — замещение — частичное удовлетворение неприемлемого мотива нравственно допустимым способом.

Психологическая защита — система механизмов, направленных на минимизацию отрицательных переживаний, связанных с конфликтами, которые ставят под угрозу целостность личности. Подобные конфликты могут провоцироваться как противоречивыми установками в самой личности, так и рассогласованием внешней информации и сформированного у личности образа мира и образа Я. З. Фрейд, первый приступивший к проблеме психологических конфликтов, трактовал их как форму разрешения конфликта между бессознательными влечениями и интериоризованными социальными требованиями или запретами. В дальнейшем в результате многочисленных исследований, проведенных прежде всего в рамках клинической практики, были выделены различные виды механизмов психологической защиты. За счет реализации психологических механизмов, как правило, достигается лишь относительное личностное благополучие. Но нерешенные проблемы приобретают хронический характер, так как человек лишает себя возможности активно воздействовать на ситуацию, чтобы устранить источник отрицательных переживаний. Наиболее позитивную роль психологическая защита имеет тогда, когда возникающие проблемы малозначимы и не стоят того, чтобы ими вообще заниматься.

23. ОБЩЕНИЕ — Процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов, в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности. Общение — одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития личности и общества.

Выделяют стороны общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная

Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями).

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Диалогическое общение осуществляется тогда, когда собеседники позитивно настроены по отношению друг к другу и воспринимают себя в качестве равноправных партнеров. При диалогическом общении каждый собеседник воспринимает другого как человека, имеющего право на собственное мнение, хотя это и не означает полного согласия общающихся. Содержание диалога включает в себя проблемы и нерешенные вопросы. В то же время диалог позволяет решать проблемы совместными усилиями общающихся. Это общение по существу.

24. Группа — звено системы общественных отноше­ний, преломляющихся в специфике непосредственных («лицом к лицу») межличностных контактов, развитие которых, опосредованное фактором совместной деятель­ности, ведет далее к обретению группой разнообразных социально-психологических характеристик (Р. Л. Кричевский, 3. М. Дубовская, 1991, с. 7).

Выделяют следующие признаки, отличающие группу от простого скопления людей:

1) некоторая про­должительность существования,

2) наличие общей цели или целей,

3) взаимодействие членов группы,

4) разви­тие хотя бы рудиментарной групповой структуры,

5) осознание входящими в группу индивидами себя как «мы» или своего членства в группе (Тау1ог Н. Р., 1970)-

Признаки группы как целостной микросистемы социальных и психологических отношений описываются через ее структурные, динамические и феноменологиче­ские характеристики. Структура группы описывается через статус вхо­дящих в нее индивидов.

Статус — это положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии. В различных группах (в зави­симости от уровня их развития и от содержания деятель­ности и общения) один и тот же индивид может иметь разный статус.

Наивысшим статусом в группе характеризуется ее лидер и руководитель.

Лидер (от англ. 1еадег — ведущий) –

а) за ним признается право принимать решения в значимых для группы ситуациях,

б) играет ведущую роль в организа­ции совместной деятельности и регулировании взаимоот­ношений в группе,

в) обычно выдвигается стихийно,

г) может не иметь официальных прав и обязанностей в группе,

д) ему не даны официальные санкции воздейст­вия на подчиненных,

е) в сфере своей активности огра­ничен в основном внутригрупповыми отношениями,

ж) не несет официальной ответственности за состояние дел в группе (Краткий психологический словарь, 1985, с. 161-162).

Выдвижение в лидерскую позицию обусловлено в конечном счете эффективностью вклада члена группы в решение групповой задачи (т. е. в сферу инструменталь­ной активности группы) или в сферу эмоциональной ак­тивности группы. Соответственно указанным сферам рассматриваются две лидерские роли: роль инструмен­тального (целевого) и роль экспрессивного (эмоциональ­ного) лидера (Ва1ез К. Р., 81о1ег Р. Р., 1955).

Лидирование в сфере ведущей (чаще всего — инс­трументальной) деятельности группы нередко сопряжено с реализацией действий, имеющих выраженную управ-ленческую окраску. Выделяют следующие лидерские ро­ли: лидер-организатор (осуществляет функцию группо­вой интеграции), лидер-диспетчер (своего рода дирижер внутригруппового взаимодействия), лидер-генератор идей, лидер-мотиватор, лидер-идентификатор (иденти­фикация — следование поведенческим и личностным ха­рактеристикам другого лица как их реальное воспроизведение либо в сходных поведенческих актах, либо в символических эквивалентах поведения), лидер-эрудит и др.

Лидерская роль может и не нести в себе органи­зационного начала. Основу лидерского влияния могут составить эмоциональные, нравственные и просто сугубо профессиональные характеристики личности лидера. Ли­дерство выступает в качестве существенного механизма саморегуляции внутригрупповой жизни. Посредством ли­дерства упорядочивается система неформальных отноше­ний.

В качестве фактора организации официальной структуры выступает руководство.

Руководитель –

а) обычно назначается официально,

б) ему официально предоставляются некоторые права и обязанности,

в) об­ладает определенной системой официально установлен­ных санкций для воздействия на подчиненных,

г) представляет свою группу во внешней организации и ре­шает вопросы, связанные с ее официальными отношени­ями вовне,

д) несет официальную ответственность за состояние дел в группе.

Основные функции руководителя:

1) организация и контроль деятельности подчиненных,

2) принятие ре­шения,

3) представительство во внешней социальной среде,

4) воспитательная функция,

5) экспертно-консультативная функция.

Психологическое влияние, оказываемое руково­дителем на членов группы выражается в том, что он вы­ступает для них не лидером (лидером является кто-то из партнеров «по горизонтали»), а скорее авторитетом, или, лучше сказать, лидирующим авторитетом. Причем авторитет бывает официальным (авторитет должности) и реальным (фактическое уважение, доверие подчиненных и то вли­яние, которым пользуется руководитель).

Должность ав­томатически не обеспечивает реального авторитета, который нужно завоевывать, подкреплять, отстаивать.

Изучение структуры группы возможно не только через выявление статуса отдельных составляющих ее ин­дивидов, но и через анализ межличностных отношений в группе.

Межличностные отношения — субъективно пере­живаемые связи между людьми, объективно проявляю­щиеся в характере и способах межличностного взаимодействия, т. е. взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе их совместной деятель­ности и общения. При этом возможно рассогласование субъективно переживаемых и реально существующих связей индивида с другими людьми.

Для изучения структуры группы используется социометрическая методика.

25. ЛИДЕР — член социальной группы (организации), или часть социальной группы, за которыми группа (организация) признает (должна признавать) право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях.

РУКОВОДИТЕЛЬ — лицо, осуществляющее установление, регулирование и выполнение организационно-правовых отношений в рабочем коллективе.

Лидер в коллективе выделяется самостоятельно (в отличие от руководителя).

Лидер пытается научить людей хотеть и делать то, что хочет делать он.

26. СОЦИОМЕТРИЯ — (1908, лат.: socio — соединять, объединять; 14 в., socialitas — общество).

Один из методов диагностики межличностных отношений в малой группе (семье, рабочем, учебном, воинском коллективе).

Социометрия предложена Якобом (Джэкоб) Леви Морено (Moreno J.L, 1892-1974, психиатр, США).

В простейшей модификации (1934) методики каждому обследуемому группы предлагается, отвечая на специальные вопросы, осуществить выбор наиболее предпочитаемых членов группы для различных сфер совместной деятельности. На основе совокупности ответов всех членов группы исследователь оценивает социальный статус каждого члена группы, структуру межличностных отношений (социометрическая структура), сплоченность группы и другие показатели. Результаты социометрии могут быть представлены в виде таблицы (социоматрица) или схемы (социограмма).

— 12-