Содержание
Введение
1. Характер
2. Акцентуациихарактера
3. Методикиопределения типа акцентуации характера
Заключение
Список использованной литератур
Введение
Различиелюдей между собой многопланово – это различие интересов, убеждений, опыта,знаний, способностей и умений, темперамента и характера. Именно поэтомунепросто понять другого человека, непросто избегать несовпадений, противоречий,даже конфликтов с другими людьми. Для того чтобы более глубоко понять себя идругих, нужны определенные психологические знания в сочетании снаблюдательностью.
Психологияличности изучает личность как структуру, темперамент – как биологическийфундамент личности; конституцию телосложения, а с выделенными типами строениятела соотносят определенные типы личности.
Большоезначение для определения совместимости людей имеет характер личности. Посколькухарактер выражается, прежде всего, в отношении к другим людям, он проявляется иформируется преимущественно в поступках.
Дляглубокого понимания сущности каждого человека необходимо глубже изучитьхарактер и его акцентуации.
Акцентуации,как правило, начинают появляться в подростковом возрасте, именно тогда, когдапроисходит формирование личности, характера, когда межличностные конфликтымогут сильно сказаться на дальнейшей жизни подростка. И для школьного,семейного, подросткового психолога крайне важно вовремя обратить внимание наопределенные выпирающие черты характера в ущерб другим, чтобы вовремяскорректировать действия, поступки человека или даже уберечь его от какого-либонеобдуманного действия.
1. Характер
Впсихологии понятие «характер» (с греческого «печать», «чеканка») означает совокупностьустойчивых индивидуальных особенностей личности, которые складываются ипроявляются в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способыповедения.
Современнаяхарактерология делится на три направления:
1.Конституционально-биологическая – связано с именем Э.Кречмера, где характер, по существу, сводится к сумме конституции и темперамента.
2.Психологическое (З. Фрейд и К. Юнг).
Характеробъясняется исходя их бессознательных влечений человека.
3.Идеологическое (психологическая теория Р. Ребека)Характер заключается в торможении инстинктов, которое определяетсяэтико-логическими санкциями. То, какие именно инстинкты и какими санкциямитормозятся, зависит от внутренних имманентных свойств личности.
Взаимосвязь характера и темперамента младших школьников
... характера и темперамента 1.1 Общее понятие о темпераменте и его психологических характеристиках Темперамент является одним из наиболее значимых свойств личности. ... -Шмишека для выявления типов акцентуаций, методика диагностики темперамента Я. Стреляу), количественный и качественный ... особенностям крови, а темпераменты человека делил на два типа: темперамент души и темперамент физической конституции и ...
Чертыхарактера – это не существенные свойства человека, из которых с определеннойлогикой и внутренней последовательностью вытекает одна линия поведения, однипоступки и которыми исключаются, как не совместимые с ними, им противоречащиедругие. Всякая определенность — это всегда и неизбежно определенность поотношению к чему-либо, что человеку не безразлично, от чего зависят мотивы егопоступков, цели его действий, задачи.
Первыйи решающий вопрос для определения характера каждого человека – это вопрос отом, но отношению к чему, к какой сфере задач, целей и так далее делаетчеловека определенным его характер. В одной ситуации человек может казатьсябесхарактерным, бесхребетным, а в другой, когда дело касается и задеваетзначимые для него вопросы, вдруг раскрывается сильный характер – твердость,непреклонность.
Характерчеловека – это и предпосылка, и результат его реального поведения в конкретныхжизненных ситуациях; обуславливая его поведение, он в поведении же егоформируется.
Основахарактера складывается постепенно, укрепляется в процессе жизни и становитсятипичным для данного человека, а конкретные проявления характера могутвидоизменяться в зависимости от ситуации, в которой находится человек, подвлиянием людей, с которыми он общается.
Характертеснейшим образом связан с мировоззрением. Характерное для человека поведение,в котором характер и формируется, и проявляется, будучи его практическимотношением к другим людям, неизбежно заключает в себе идеологическоесодержание, хотя и не всегда адекватно осознанное и не обязательно теоретическоеоформленное.
Посколькуто или иное мировоззрение, переходя в убеждения человека, в его моральныепредставления и идеалы, регулирует его поведение, оно, отражаясь в его сознаниии, реализуясь в его поведении, существенно участвует в формировании характера.Систематически побуждая человека поступать определенным образом, мировоззрение,мораль как бы оседают и закрепляются в его характере в виде привычки, то естьпривычных способов нравственного поведения.
Можнодаже сказать, что характер – это не всегда осознанное мировоззрение человека,ставшее его натурой.
Решающимдля понимания характера является отношения между общественно и личностнозначимым для человека. Именно направленность личности лежит в основе единства,целостности и силы характера. Характер и направленность характера не одно и тоже.
Согласноучению Павлова, привычное поведение человека – это система прочно закрепившихсяего ответных реакций на многократно повторяющиеся воздействия окружающейсоциальной среды. Эти биологические и даже ипотипические свойства индивидаопределяют темперамент, который составляет основу характера.
Впсихологии существуют следующие точки зрения на природу характера:
— одни считают, что он наследственно обусловлен;
— другие считают, что он целиком определяется условиями жизни;
— третьи считают, что характер имеет как наследственно обусловленные, таки приобретенные свойства.
Первойточке зрения свойственна биологизация характера, второй – социологизация. Обеэти крайние точки зрения ошибочны и не соответствуют действительности.
Психологические свойства личности преступника
... при проведении допроса в ходе расследования преступления следует учитывать следующие психологические свойства личности преступника: характер, отношение к труду, к обществу, к самому себе; интеллект, внимательность, ... б) семейные люди; в) освобожденные из мест заключений; г) безработная молодёжь; д) алкоголики и наркоманы. Что способствует, по Вашему мнению, агрессивному поведению подростков? ...
Вотечественной психологии принята, более реально отражающая природу характера,точка зрения, согласно которой характер не врожден, но в его проявленияхсказываются и особенности организации (в первую очередь нервной системы, генотипа).
ЮлияБорисовна Гиппенрейтер считает, что определенные свойства организма надорассматривать как биологические или генотипические предпосылки характера.
Анализпроблемы «биологических основ характера» позволяет сделать следующие выводы:
— детерминанты свойств характера следует искать как в особенностях генотипа,так и в особенностях воздействия среды;
— степень относительного участия факторов наследственности и влияния средыв формировании характера может быть различной;
— генотипические и средовые влияния на характер могут привести к эффекту«алгебраического сложения».
Принеблагоприятных сочетаниях обоих факторов развития характера может дать сильныестепени отклонения вплоть до патологических форм. При благоприятном сочетаниидаже сильная генотипическая предрасположенность к отклонению от нормы может нереализоваться или не привести к патологическим отклонениям характера.
Определитьструктуру или строение характера личности означает выделить основные компонентыили свойства и установить обусловленные ими специфические черты в их сложномотношении и взаимодействии.
Большинствоисследователей выделяют в структуре сложившегося характера, прежде всего двестороны: содержание и форму.
Содержаниехарактера составляет жизненную направленность личности, то есть материальные идуховные потребности, интересы, идеалы.
Вразных формах характера выражаются различные способы проявления отношений,темперамента.
Кромеэтого выделяют: интеллектуальные, волевые и эмоциональные особенности личности.
Всвязи с этим выделяют в структуре характера:
— Темперамент, который определяет уравновешенность поведения, подвижностьреакций и т. д. Какова связь темперамента с характером? Характер человека – этосплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течениежизни индивидуальными чертами. Правдивыми, добрыми, тактичными или, наоборот,лживыми, грубыми бывают люди с любым типом темперамента. Однако приопределенном темпераменте одни черты приобретаются легче, другие труднее.Например, организованность, дисциплинированность легче выработать флегматику,чем холерику; доброту, отзывчивость – меланхолику. Быть хорошим организатором,общительным человеком проще сангвинику и холерику. Однако недопустимооправдывать дефекты своего характера врожденными свойствами, темпераментом.Отзывчивым, добрым, тактичным, выдержанным можно быть при любом темпераменте.
— Волю, которая связана с решительностью, силой, твердостью характера;
— Убежденность, которая определяет принципиальное поведение человека, ипроявляется в таких чертах как оптимизм, требовательность, целеустремленность.
Отдельныесвойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуютцелостную организацию, которую называют структурой характера. В структурехарактера выделяют две группы черт. Под чертой характера понимают те или иныеособенности личности человека, которые систематически проявляются в различныхвидах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках вопределенных условиях.
Характер и особенности деятельности человека
... чертах характера. Характер — это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения. Личность человека ... щедрость, злопамятность и др.). Характер обнаруживает зависимость от общественных отношении, определяющих направленность личности человека. Так, к примеру, в обществе, ...
Кпервой группе относят черты, выражающие направленность личности (устойчивыепотребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношенийк окружающей действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразныеспособы осуществления этих отношений.
Ковторой группе относят интеллектуальные, волевые и эмоциональные чертыхарактера.
Характерчеловека проявляется в следующей системе отношений:
— отношение к другим людям. Здесь можно выделить такие черты характера,как «общительность-замкнутость», «правдивость-лживость», «тактичность-грубость»,«Эгоизм-альтруизм»…
— отношение к делу. Здесь можно выделить следующие черты характера:«ответственность — недобросовестность», «аккуратность — неряшливость»,«трудолюбие — леность», «инициативность – пассивность».
— Отношение к себе. Здесь выделяются такие черты, как «скромность –самовлюбленность», «гордость – смирение», то есть степень требовательности,самокритичности, самооценки.
— Отношение к собственности: «щедрость – жадность», «бережливость –расточительность», «аккуратность – неряшливость».
2. Акцентуации характера
Поведение,отличающееся от общественного, чаще всего встречается в подростковом возрасте(50% — 80%).
Наиболее стойкие и выраженные отклонения называют акцентуациейхарактера.
Акцентуированныеличности ни в коем случае не являются патологическими. Они лишь характеризуютсявыделением ярких черт характера в ущерб другим чертам, в результате чегоухудшается взаимодействие с окружающими людьми. Выраженность акцентуаций можетбыть различной – от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайнихвариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни – психопатии.
Психопатия– это болезненное уродство характера (при сохранении интеллекта человека), врезультате резко нарушаются взаимоотношения с окружающими людьми. Психопатымогут быть даже социально опасны для окружающих.
Но вотличие от психопатии, акцентуации характера проявляются не постоянно, с годамимогут существенно сгладиться, приблизиться к норме.
Леонградвыделяет 12 типов акцентуации, каждый из них предопределяет избирательнуюустойчивость человека к одним жизненным невзгодам при повышеннойчувствительности к другим, к частым однотипным конфликтам, к определеннымнервным срывам.
Вблагоприятных условиях, когда не попадают под удар именно слабые звеньяличности, такой человек может стать и незаурядным, например, акцентуацияхарактера по, так называемому, экзальтированному типу может способствоватьрасцвету таланта артиста, художника. Нередко приходится иметь дело сакцентуированными личностями и важно знать и предвидеть специфическиеособенности поведения людей.
Характеристикиповедения в зависимости от акцентуации характера.
Гипертимныйтип.
1. Особенностиобщения и поведения.
Главнаяих черта – почти всегда очень хорошее настроение, веселы, разговорчивы, оченьэнергичны, жажда деятельности, предприимчивость, самостоятельны, стремятся клидерству, они всегда устремляются туда, где «кипит жизнь». Реакция увлеченияотличается богатством и разнообразием проявлений, но главное – крайнеенепостоянство хобби.
Изменение восприятия ситуации (работа с визуальным образом)
... Правила переживания эмоций: Нельзя прямо вызвать в себе переживание, но можно создать ситуацию (реальную или воображаемую), которая вызовет это переживание. Если вы хотите сохранить или ... синее-синее море... Повторяется в 3-5 полных циклов, в особо сложных ситуациях - до 10 циклов подряд. Примечание: Используется для снятия острых эмоциональных состояний в ...
Ониигнорируют наказания, теряют грань недозволенного, у них отсутствуетсамокритичность.
Необходимосдержанно относиться к их необоснованному оптимизму и переоценке своихвозможностей. Взгляд на собственное будущее, как правило, полон оптимизма, дажеесли для этого нет особых оснований.
2. Черты,привлекательные для собеседников.
Энергичность,жажда деятельности, инициативность, чувство нового, оптимизм.
3. Черты,отталкивающие и способствующие конфликту.
Легкомысленность,склонность к аморальным поступкам, несерьезное отношение к обязанностям,раздражительность в кругу близких людей.
4. Ситуации,в которых возможен конфликт.
Противопоказанымонотонность, одиночество, условия жесткой дисциплины, постоянные нравоучениямогут вызвать гнев. Часто бывают случаи заболевания маниакально – депрессивнымпсихозом.
5. Предпочитаемаядеятельность.
Работа,связанная с постоянным общением, организаторская деятельность, снабжение,служба быта, спорт, театр. Склонны к смене профессий, мест работы.
Дистимныйтип.
1. Особенностиобщения и поведения.
Этоттип противоположен предыдущему типу, характеризуется сниженным настроением,грустью, замкнутостью, немногословностью. Для таких людей характерна фиксацияна мрачных сторонах жизни, идеомоторной заторможенностью. Эти люди тяготятсяшумным обществом, с сослуживцами близко не сходятся. В конфликты вступаютредко, чаще являются в них пассивной стороной. Ценят тех, кто дружит с ними, исклонен им подчиняться.
2. Черты,привлекательные для собеседников.
Серьезность,высокая нравственность, добросовестность, справедливость.
3. Черты,отталкивающие и способствующие конфликту.
Пассивность,пессимизм, замедленность мышления, «отрыв от коллектива».
4.Ситуации, в которых возможен конфликт.
Ситуации,требующие бурной деятельности, смена привычного образа жизни противопоказаны.Склонность к невротической депрессии.
5.Предпочтительная деятельность.
Работа,не требующая широкого круга общения.
Эмотивныйтип.
1. Особенностиобщения и поведения.
Эточрезмерно чувствительные, впечатлительные и ранимые люди, глубоко переживающиемалейшие неприятности, излишне чувствительны к замечаниям, неудачам, поэтому уних бывает чаще печальное настроение. В детстве не любят озорных игр, избегаютбольших детских компаний, вообще не склонны к легкому общению с незнакомымилюдьми.
Темне менее, они достаточно общительны, предпочитая узкий круг друзей и близких,которые понимают с полуслова. Сверстникам они предпочитают игры с малышами,большая привязанность к родным.
Упреки,нотации вызывают угрызения совести, и даже отчаяние, обычно свойственныйподросткам протест.
Всебе склонны видеть много недостатков, особенно в области морально-этических иволевых качеств. У них обычно слишком занижена самооценка. Они редко вступают вконфликты, играют в них пассивную роль. Обиды не выплескивают наружу.
2. Черты,привлекательные для собеседника.
Альтруизм,сострадание, жалостливы, радуются чужим удачам. Исполнительны, с высокимчувством долга. Хорошие семьянины.
Влияние акцентуаций характера на поведение старшеклассников
... влияние акцентуаций характера на поведение старшеклассников в стрессовой ситуации. Задачи работы: провести теоретический анализ работ по проблеме исследования изучить опыт практической работы по данной теме проведение ... и психическое развитие гармонизируется, в отличие от подросткового периода, основной чертой которого была неравномерность развития, которое очень ярко выражалось в определенном ...
3. Черты,отталкивающие и способствующие конфликту.
Крайняячувствительность, слезливость. Они могут провоцировать нападки невоспитанныхили раздражительных людей.
4. Ситуации,в которых возможен конфликт.
Конфликтыс близким человеком, смерть или болезнь родных воспринимается трагически. Такимлюдям противопоказаны несправедливость, хамство, пребывание в окружении грубыхлюдей. Они склонны к невротической депрессии, гипертонии.
5. Предпочитаемаяработа.
Сфераискусств, медицина, воспитание детей, уход за животными, растениями.
Демонстративныйтип.
1. Особенностиобщения и поведения.
Основнымиособенностями этого типа являются эгоцентризм, жажда постоянного внимания ксвоей персоне, ожидание восхищения, удивления, сочувствия. Короче, он ждет дажеплохого, но не безразличия. Наряду с этими особенностями, могут иметь местосклонность к фантазированию, внушаемость, артистичность во внешности иповедении, эффектность позы и одежды и чаще всего выраженная (но может быть имнимая) эмоциональность. Это чаще женщины, очень яркие, эффектные, умеющиепроизвести впечатление и всех очаровать. Но не ждите от них участия,сочувствия, проникновенности, углубленности в проблемы.
Онимогут вполне достоверно изображать страдания, симулировать почти любоезаболевание, но только в том случае, если есть, кому это показать или доказать,то есть все рассчитано на зрителя.
Другойразновидностью реакций с целью воздействия на окружающих является бегство вболезнь, остающееся орудием воздействия такой личности на всю жизнь. Такие людистрадают какими-то необыкновенными, таинственными, неизлечимыми заболеваниями,лечатся «у всех знаменитостей», «прошли все виды лечения», о которых подробнорассказывают. Они эротичны, но сексуально холодны и требуют постоянногодоказательства чувств со стороны партнера. В помощи психолога нуждаются тольков случае серьезной декомпенсации, поскольку достаточно хорошо приспосабливаютсяк жизни и умеют адаптироваться к изменяющимся условиям лучше многих нормальных.
2. Черты,привлекательные для собеседников.
Обходительность,упорство, целенаправленность, актерское дарование, способность увлечь других,неординарность.
4.Черты, отталкивающие и способствующие конфликту.
Эгоизм,необузданность поступков, лживость, хвастливость, отлынивание от работы,склонность «заболевать» в самые ответственные и трудные моменты. Склонность кинтригам, самоуверенности и высоким привязанностям. Провоцируют конфликты, приэтом активно защищаются.
5.Ситуации, в которых возможен конфликт.
Ситуацииущемления интересов, недооценка заслуг, низвержение и «пьедестала» вызываютистерические реакции. Склонность к истерии. Замкнутый круг общения,однообразная работа угнетают.
6.Предпочитаемая работа.
Благоприятнаработа с постоянно меняющимися кратковременными контактами.
Застревающийтип (паранойальный).
1. Особенностиобщения и поведения.
Основнаячерта этого типа – чрезмерная стойкость эффекта со склонностью к формированиюсверхценных идей. Характерны повышенная подозрительность и болезненнаяобидчивость, стремление к доминированию, неприятие мнения других; как следствие– высокая конфликтность. Постоянно «сводит счеты», склонность к затяжнымсклокам,
Черты характера. Проблема типологии черт
... структурировать всю массу типологий и черт характера. Объектом исследования являются черты характера, предметом - типологии черт. Цели работы: провести сравнительный анализ отечественных и зарубежных ... определения по его проявлениям с целью прогнозировать поведение человека в различных ситуациях. Так как характер является прижизненным образованием личности, большинство существующих его ...
Вконфликтах часто бывает активной стороной, четко определен круг врагов идрузей.
2.Черты, привлекательные для собеседников.
Стремлениедобиться высоких показателей в любом деле, проявление высоких требований ксебе, жажда справедливости, принципиальность, крепкие устойчивые взгляды.
3.Черты, отталкивающие и способствующие конфликту.
Обидчивость,подозрительность, мстительность, честолюбие, самонадеянность, ревнивость,раздутое до фанатизма чувство справедливости.
4. Ситуации,в которых возможен конфликт.
Задетоесамолюбие, несправедливая обида, препятствие к достижению честолюбивых целей,ситуация ревнивости способна вызвать «бред преследования, ревнивости».
7.Предпочитаемая работа.
Работа,дающая ощущение независимости и возможность проявлять себя. Необходиморазвивать гибкость, даже забывчивость.
Педантичныйтип.
1.Особенности общения и поведения.
Фригидность,инертность психических процессов, долгое переживание травмирующих событий. Выраженнаязанудливость в виде «переживания» подробностей, на службе способны замучитьпосетителей формальными требованиями, изнуряет домашних чрезмернойаккуратностью.
2.Черты, привлекательные для собеседников.
Добросовестность,аккуратность, серьезность, надежность в делах и в чувствах, ровное настроение.
3.Черты, отталкивающие и способствующие конфликту.
Формализм,«крючкотворство», «Занудливость», стремление переложить принятиеважного решения на других.
4.Ситуации, в которых возможен конфликт.
Ситуацииличной ответственности за важное дело, недооценка их заслуг, склонность кнавязчивости, психастения.
5.Предпочитаемая работа.
Профессии,не связанные с большой ответственностью, предпочитают «бумажную работу», несклонны менять место работы.
Тревожно-боязливыйтип (психастенический).
1.Особенности общения и поведения.
Выраженныесенситивные проявления отчетливо выступают только после пубертатного возраста(16-19 лет) и совпадают с моментом самостоятельного вступления в жизнь.
У нихрано формируется чувство долга, ответственности, высокие моральные и этическиетребования к себе. Именно у себя они находят массу недостатков, и если ищутсамоутверждения, то не за счет тех сфер, в которых сильны, а именно там, гдечувствуют свою неполноценность. Робкие стараются выглядеть развязными изаносчивыми, пытаются руководить, быть избранными старостами и т. д. Однако иххватает лишь на то, чтобы внешне изображать то, что они для себя решили. С этойцелью сенситивные люди стремятся овладеть агрессивными видами спорта. Ониразборчивы в выборе друзей и очень привязчивы в дружбе.
2.Черты, привлекательные для собеседников.
Дружелюбие,самокритичность, исполнительность.
3.Черты, отталкивающие и способствующие конфликту.
Боязливость,мнительность, вследствие беззащитности служат подчас мишенью для шуток,«козлами отпущения».
4.Ситуации, в которых возможен конфликт.
Ситуациястраха, угрозы, наказания, насмешек, несправедливых обвинений противопоказаны.Склонность к психастении.
5.Предпочитаемая работа.
Нельзябыть руководителем, принимать ответственные решения, так как будет бесконечновзвешивать, переживать, а решение принять не сможет.
Экзальтированный(лабильный) тип.
1.Особенностиобщения и поведения.
Ситуация повторения негативных поступков, появления негативной черты характера
... Может на этом фоне сформироваться плаксивость как черта характера? Конечно, ведь у ребёнка накапливается опыт такого поведения, который может приносить ей свои удобства, небольшие выигрыши ... Установление доверительных отношений с ребёнком. Принятие ребёнком позитивной задачи Создание ситуации успеха в проявлении качества. Обучение умениям, необходимым для проявления качества. Накопление игрового ...
Главнаячерта этого типа – крайняя изменчивость настроения. О формировании этого типаможно говорить, когда настроение меняется часто и круто, а поводы для этогомалы и ничтожны. Этим переменам свойственна значительная глубина. Похвалы,поощрения доставляют им немереную радость, а неприятности, утраты способнывызвать острые аффективные реакции.
Такимлюдям свойственна повышенная словоохотливость, влюбчивость.
2.Черты,привлекательные для собеседников.
Альтруизм,чувство сострадания, художественный вкус, артистическое дарование, яркостьчувств, привязаны к друзьям.
3. Черты,отталкивающие и способствующие конфликту.
Чрезмернаявпечатлительность, патетичность, паникерство, подверженность отчаянию.
4.Ситуации, в которых возможен конфликт.
Неудачи,горестные события воспринимаются трагически. Склонность к невротической депрессии.
6.Предпочитаемая работа.
Сфераискусств, художественные виды спорта. Профессии, связанные с близостью кприроде.
Шизоидный,аутический (интровертированный) тип.
1.Особенности общения и поведения.
Характеризуетсязамкнутостью, отгорожению от окружающих, нежеланием и неспособностьюустанавливать контакты с окружающими, сниженной способностью к общению. Людямэтого типа присуща противоречивость черт характера и поведения: холодность иутонченная чувствительность, упрямство и податливость, апатичнаябездеятельность и напористая целеустремленность, необщительность иназойливость, застенчивость и бестактность, привязанность и апатия. Подобныечерты характера формируются еще в детстве.
Внешняясдержанность и холодность в проявлении чувств делают их непривлекательными инастораживают окружающих. Такие подростки очень терпимы к сверстникам, многоемолча сносят от близких, подчиняются установленному распорядку, но иногда могутдать неожиданную реакцию при попытке проникнуть в их внутренний мир и скорее откроютсямалознакомым людям, чем близким друзьям.
Еслив коллективе есть такой человек, директору нужно поменьше обращать внимания наего странности и поактивнее использовать его способности к творческому труду,интеллектуальную одаренность и спокойно поручать ему создавать самыефантастические планы и проекты, вовремя корректируя и приспосабливая их ксуществующей реальности.
2. Черты,привлекательные для собеседников.
Сдержанность,степенность, обдуманность поступков, наличие твердых убеждений, принципиальность.
2.Черты, отталкивающие и способствующие конфликту.
Упорноеотстаивание своих нереальных взглядов. На все имеет свою точку зрения, часторезко отличающуюся от мнения большинства.
3.Ситуации, в которых возможен конфликт.
Лишение«хобби», любимой работы противопоказаны. Одиночество, навязчивость,бесцеремонность, грубость окружающих усиливают замкнутость. Часты случаизаболевания шизофренией.
4.Предпочитаемая работа.
Работа,не требующая широкого круга общения, интересы к теоретическим наукам, философскимразмышлениям, коллекционированию, шахматам, музыке, фантастике.
Экстравертированный(конформный) тип.
1.Особенности общения и поведения.
Егоосновная черта – постоянное принятие существующего порядка вещей. В любойситуации подчиняется большинству, шаблонность, банальность мышления, склонностьк «ходячей морали». С недоверием относятся к незнакомцам. Это люди своей среды:думают как все, поступают как все, стараются не отставать, но и не забегатьвперед. Конформность сочетается с некритичностью: все, что узнают черезпривычный канал информации, для них является истиной. Они консерваторы понатуре: не любят новое, с трудом осваиваются в изменившейся ситуации.
Характер определяет особенности поведения человека, а не эмоции!
... черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем, однако могут ярко проявиться под влиянием специфических ситуаций. Акцентуации характера могут содействовать развитию психогенных расстройств, ситуативно обусловленных патологических нарушений поведения, ...
Привсем этом им свойственна высокая общительность, словоохотливость доболтливости, своего мнения нет. Приказы начальства принимают без раздумывания.В обществе с друзьями и в семье уступают лидерство другому.
Реакцияэмансипации у таких людей возникает при попытках вытянуть его из привычнойсреды.
2.Черты, привлекательные для собеседника.
Готовностьвыслушать «исповедь» другого, исполнительность.
3.Черты,отталкивающие и способствующие конфликту.
«Человекбез царя в голове», подверженность чужому влиянию, необдуманность поступков,легковерие, страсть к развлечениям.
4. Ситуации,в которых возможны конфликты.
Ситуациявынужденного одиночества, бесконтрольность и нерегламентированность жизнипротивопоказаны. Имеют склонность к гипоманиакальности.
5.Предпочитаемая работа.
Легкаяприспособляемость к новой работе. Когда задачи и правила поведения четкоопределены, могут быть хорошими исполнителями.
Неустойчивыйтип акцентуации.
Средилиц юношеского возраста этот тип встречается довольно часто.
Вформировании социально приемлемых норм поведения выявляется наибольшаянедостаточность этого типа. Обнаруживается большая тяга к развлечениям,удовольствиям, праздности, безделью. Им свойственна неустойчивость эмоций,слабость воли.
Чувстводолга у них вырабатывается с трудом, они неразборчивы в увлечениях,знакомствах.
Бесконтрольностьгубительна для них. Необходим твердый, но не жесткий контроль над жизнью идеятельностью таких людей, способствующий формированию чувства ответственности,долга, самоконтроля.
Эпилептоидныйили эксплозивный тип.
1. Особенностиобщения и поведения.
Главнымичертами этого типа являются склонность к дисфории (плохому, злобно-тоскливомунастроению) и аффективной взрывчатости, напряженность инстинктивной сферы,вязкость, тугоподвижность, тяжеловесность и инертность, охватывающие все сферыпсихики: от моторики до эмоциональности и мышления. Этого рода субъектымедленно и долго думают, зато обстоятельно, с учетом множества вариантов иподробностей. Они не принимают быстрых решений и никогда не отказываются отсвоих слов. Дела выполняют точно, скурпулезно, аккуратно и всегда доводятначатое до конца. Они во всем и всегда пунктуальны и аккуратны; все вещи у нихлежат на своих местах и находятся в идеальном порядке. На них всегда можно положиться.Они никогда никого не подводят. Но у них без видимых причин может возникнутьагрессивно-подавленное настроение, в котором они могут давать аффективныереакции. В таком состоянии их лучше не трогать, надо переждать и в дальнейшемне напоминать об этом. Они обидчивы и долго помнят причиненное им зло. Онисильны физически, обычно приземисты, имеют крупную голову, тяжелую нижнюючелюсть. Они медлительны в движениях, аккуратны.
Ониосторожно относятся ко всему новому, незнакомому. Предпочитают житьреальностью, а не мечтами. Любят хорошо поесть и поспать, сексуальны. Они малоконформны, но сами о себе так не думают. Среди них много одаренных людей,достигших большого успеха.
2.Черты,привлекательные для собеседника.
Внеприступов гнева – добросовестность, аккуратность, любовь к детям.
3.Черты, отталкивающие и способствующие конфликту.
Раздражительность,вспыльчивость, неадекватные вспышки гнева и ярости с рукоприкладством,жестокость; ослабленный контроль над влечением.
4.Ситуации, в которых возможен конфликт.
Склонностьк конфликтам по незначительным поводам, невротическим срывам, психопатии, правонарушениям(аморальное поведение, злоупотребление алкоголем, асоциальные поступки).
5.Предпочитаемаяработа.
Физическийтруд, атлетические виды спорта. Из-за неуживчивости часто меняют место работы.Необходимо развивать выдержку, самоконтроль. Человека с такими особенностямилучше применить там, где требуется постоянное внимание, дисциплинированность,аккуратность, обстоятельность, ответственность за порученное дело и умениедовести его до конца при любых обстоятельствах. Но его нельзя торопить, надоедатьсоветами и указаниями, особенно, если последующее указание противоречитпредыдущему. Это ответственный, самостоятельный и исполнительный работник.
3. Методики определения акцентуации характера
«Тяжелыйхарактер» – всегда преграда для нормальных человеческих взаимоотношений.Например, причиной конфликта может выступать такая черта характера, какформализм. У некоторых людей формализм является проявлением застревающего ипедантичного типа акцентуаций характера. Но чаще за формализмом скрываетсябездушие и лень. У некоторых людей причиной формализма является желание ощутитьсвою власть: кому-то приятно, чтобы его просили, заискивали перед ним,унижались.
Иногдаформализм отражает подозрительность и тогда индивид во всех людях усматриваетпотенциальных жуликов и страхуется, пропуская через фильтр многочисленныхсправок.
Тоесть в повседневной жизни не так уж редко приходится сталкиваться с личностнымибарьерами общения, обусловленными характерами людей.
Распознаваниетипа акцентуации у человека представляет собой немаловажную практическуюзадачу.
Типакцентуации характера указывает на слабые места характера и, тем самым,позволяет предвидеть факторы, способные вызвать понятие декомпенсации илипсихогенные реакции, ведущие к дезадаптации. Тем самым открываются перспективыдля профилактических работ.
В1970 году А.Е. Личко был составлен и апробирован предназначенный для подростковпатохарактерологический опросник. Опросник предназначен для определения вподростковом возрасте (14 – 18 лет) типов характера при психопатиях,психопатических развитиях, а также при акцентуациях характера, являющихсякрайними вариантами нормы. В настоящем виде ПДО не может быть использован каквспомогательный прием при постановке диагноза психопатия.
Вопросник вошли фразы, разбитые на 25 тем. В число тем вошли оценка собственныхвитальных функций (самочувствие, настроение, сон, сексуальные проблемы и т.д.), отношение к близким и окружающим (родителям, друзьям, школе и т. п.) и кнекоторым абстрактным категориям (к критике, к наставлениям, к правилам изаконам и т. п.).
В наборы включены фразы, отражающие отношение разныххарактерологических типов к ряду жизненных проблем, а также фразыиндифферентные, не имеющие диагностического значения.
Диагностикатипа на основе самооценки испытуемых своих отношений кажется авторам опросникаболее надежной, чем исследования, где подростку самому предлагается отмечать усебя те или иные черты характера.
Испытуемомупредставляется свобода выбора одного или нескольких (не более трех) ответов накаждую тему или отказа от выбора. Затем предлагается из тех же наборов выбратьнаиболее неподходящие отвергаемые ответы. Свобода выбора лучше может раскрытьсистему отношений, чем альтернативные решения «да» или «нет», применяемые вбольшинстве опросников. Значение выборов оставалось испытуемому неизвестным.
Вобоих исследованиях разрешается отказываться от выбора ответа отдельных таблиц– наборов (проставляя 0 в регистрационном листе).
Если число таких отказов вобоих исследованиях составляет в сумме 7 и более, то это свидетельствует либо отрудности работы с опросником в силу невысокого интеллекта (встречается прилегкой дебильности), либо о негативном отношении к исследованию (придостаточном интеллекте).
Воснове теста – опросника Шмишека лежит концепция акцентуированных личностей К.Леонгарда, согласно которой акцентуации – это «заострение» некоторых, присущихкаждому человеку, индивидуальных свойств. К. Леонгард различаетакцентуированные свойства характера и темперамента.
Тестсодержит 10 шкал, которые реализованы в виде перечня из 88 вопросов,предполагающих один из двух вариантов ответов: «да» и «нет».
Дляпроведения теста необходимо иметь тестовый буклет со стандартной инструкцией, атакже стандартный ответный лист, в котором рядом с номером пункта испытуемымзаносятся знаки ( + ) или ( — ) в соответствии с вариантом ответа.
Дляопределения акцентуаций также применяется методика аутоидентификацииакцентуаций характера Э.Г. Эйдемиллера.
Поинструкции необходимо ознакомиться с содержанием всех предложенных характеристики выбрать одну или несколько карточек, на которых, по мнению испытуемого,наиболее полно и похоже описан его характер. Если испытуемый выберет несколькокарточек сразу, то надо разложить их в порядке важности.
Дляпроведения исследования требуется 13 карточек с описанием характерологическихтипов.
Интерпретациярезультатов методики производится в соответствии с теми типами характера,которые заняли два первых места. Результаты аутоидентификации необходимосопоставить с данными наблюдения, беседы, обобщения независимых характеристик идругими методами научного психологического исследования.
Кчислу методик, изучающих личность по целому ряду взаимосвязанных характеристик,относится Минесотский многопрофильный опросник (ММР I),а также его модификация (СМИЛ) в, в которых на определенных шкалахпрослеживается и акцентуация характера.
акцентуация характер поведение личность
Заключение
Личностныйрост связан с внутренними изменениями, переоценкой предыдущего опыта на каждомновом этапе жизни.
Еслиу человека вырабатывается определенный стереотип поведения, он может намеренноизбегать нового опыта, как бы «закрывая глаза» на себя и сложившиесяобстоятельства. Возникает ситуация, когда приходится отрицать какие-то вновьоткрываемые стороны себя, чтобы сохранить привычный, проверенный образсобственного «Я». Такой конфликт между новыми желаниями и стремлениями и старымспособом их реализации должен быть разрешен, так как в противном случаевозникает осознание несоответствия между своим поведением и своимипредставлениями, что усиливает чувство тревожности и уязвимости. Человекоказывается в таком состоянии, когда он не способен выйти за пределы рамок,суженных им же самим. Для выхода из подобной ситуации необходимы достаточнаягибкость и спонтанность, открытость реальной ситуации и постоянно изменяющимисяусловиями жизни. Итак, личность растет за счет своих внутренних ресурсов, онона не изолирована и зависит от своего окружения, она должна отвечать на«вызов» жизни, сохраняя собственную целостность ради осуществления смысласвоего существования – в этом и состоит основная задача личностного роста.
Такимобразом, личностный рост является сложным противоречивым процессом, этокропотливая работа над собой, требующая большой энергии и огромного желания.
Особенносложно приходится акцентуированным личностям. Такие люди зачастую нуждаются впсихологической помощи. Психологическое консультирование имеет нескольконаправлений: гештальт – терапия; клиент – центрированный подход;экзистенционально – аналитический подход и др.
Каждомуизначально свойственно стремление к гармонии, внутреннему равновесию. И этовполне возможно, если, запутавшись в сложных ситуациях и проблемах, обратитьсяза помощью к специалистам – психологам.
Список использованной литературы:
1. Столяренко Л.Д. Основы психологии. — Ростов – на – Дону, 1997
2. Психология ипедагогика. — Москва – Новосибирск, 1999
3. Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии. — Санкт-Петербург, 2000
4. Словарьпрактического психолога. – Минск, 1997
5. Рогов Е.И. Настольнаякнига практического психолога. – Москва, 1999
6. Тутушкина М.К.Психологическая помощь и консультирование в практической психологии. — Санкт –Петербург, 1999
7. Столяренко Л.Д.,Самыгин С. И. 100 экзаменационных ответов по психологии. — Ростов – на – Дону, 1999 г.