Ситуация повторения негативных поступков, появления негативной черты характера

Данный тип ситуации является гораздо более сложным, так как в течение определённого времени ребёнок проявлял себя негативно и, при этом, получал то, что ему было нужно, то есть данная модель поведения подкреплялась. Если бы это было не так, ребёнок не повторял бы свои действия. Чем сложнее ситуация, тем более сложных действий она требует от нас. При помощи одного приёма мы, скорее всего, не сможем добиться результата. Для решения ситуации данного типа мы будем использовать алгоритм, то есть чёткую упорядоченность последовательных шагов:

  1. Максимальное уточнение, сужение проблемы.

  2. Установление причины.
  3. Устранение причины.
  4. Формулировка позитивной задачи (какое качество ребёнка будем формировать).
  5. Установление доверительных отношений с ребёнком.
  6. Принятие ребёнком позитивной задачи
  7. Создание ситуации успеха в проявлении качества.
  8. Обучение умениям, необходимым для проявления качества.
  9. Накопление игрового опыта проявления качества.
  10. Накопление жизненного опыта проявления качества.
  11. Проверка сформированности качества.

1 Шаг алгоритма. Максимальное уточнение, сужение проблемы.

Зачем нужно уточнение проблемы. Осознание того, что Вы столкнулись с ситуацией данного типа, представляет собой понимание, что у Вашего ребёнка складывается или уже сформировалась негативная черта характера. Когда мы словесно характеризуем то, что происходит с ребёнком, то характеристика часто является общей, эмоционально-окрашенной и поэтому преувеличенной. Я читала о ситуации, когда мама обратилась за помощью к психологу и жаловалась на то, что её трехлетняя дочь упрямая, капризная и вредная.

Когда психолог стал разбираться в ситуации, то выяснилось, что реально мама сталкивалась с двумя проблемами – девочка отказывалась есть манную кашу и не засыпала в 9 часов вечера. Но с точки зрения некоторых специалистов питания, например Г.Ф. Шаталовой, манная каша вообще не нужна ребёнку, а дети в большей степени сохранили свою интуицию и могут чувствовать, что не является для них полезным. Необходимость засыпать в 9 часов связана с потребностью организма во сне, которая является индивидуальной. Например, есть данные о том, что одарённые дети обладают большей энергетикой и поэтому раньше отказываются от дневного сна, меньше спят. Например, выдающийся философ Альберт Швейцер всегда спал мало, а в юношеском возрасте спал по 4 часа и чувствовал себя бодрым. Таким образом, откровенно говоря, у этой мамы вообще нет повода для беспокойства и её визит к психологу, скорее всего, связан с высоким уровнем материнской тревожности, имеющей личностные причины. Но её исходная характеристика ребёнка была искренней, она действительно считала свою дочь капризной и упрямой, стремясь заставить её есть манную кашу и засыпать в 9 часов вечера.

8 стр., 3720 слов

Конфликтные ситуации между детьми и родителями и способы их решения

... интересов, желаний и т.д. Например, проведение аттестации перед будущим сокращением штатов, определения кандидатуры на престижное повышения квалификации. Конфликтная ситуация - это условие возникновения ... Качество, точность и четкость выражения мысли свидетельствуют о степени профессиональной подготовки и о богатстве общей культуры человека. В конфликтной ситуации любому человеку труднее ...

Наше словесное описание проблемы является инструментом для её понимания. Не охарактеризовав её точно, мы не сможем в ней разобраться. Поэтому начать нужно с того, чтобы максимально сузить, конкретизировать характеристику проблемы. Например, если проблема сформулирована так: «ребёнок дерётся», то мы никак ещё не сориентировались в ситуации и не понимаем, что происходит. Нам нужно ответить на вопросы: С какого времени появилась эта проблема? Когда дерётся? С кем именно? По какому поводу? Начинает ли боевые действия первым? Как дерётся, шутливо или жестоко? Напоказ, то есть только на публике, или наедине с противником? И т. д. Только ответив на эти вопросы, мы сможем понять, что происходит. Например, в результате уточнения всех вопросов, мы установили «Сын 8 лет дерётся с одноклассниками во второй половине учебного дня, налетая на них по мелким поводам», «Ребёнок-дошкольник дерётся с мальчиками группы детского сада, когда приходит в группу», «Сын дерётся с девочками класса», «Сын дерётся с живущим с ним в одном доме Колей Ивановым, который старше его на 2 года. Налетает на него первым. Это началось неделю назад». Все случаи, описанные нами – разные, они будут требовать от нас разных действий, так как имеют разные причины. И понятно, что без такого уточнения двигаться дальше нельзя.

Как уточнить проблему. Чтобы уточнить проблему, нужна информация. Нам нужны объективные данные о том, когда появилось и как развивалось накопление отрицательного поведения. Именно знание того, как оно появилось, поможет нам понять причины такого поведения ребёнка. Хочу привести небольшой пример. Идя по коридору Дома Творчества, я увидела плачущую девочку. Я, естественно, поинтересовалась, что случилось и как ей помочь. В это время подошла бабушка девочки и сказала: «Не обращайте внимания, она у нас всё время плачет по любому поводу. Портфель уронила – плачет, за угол стола зацепилась – плачет, запнулась – плачет». Я спросила бабушку, которая уже давно раздражена от плаксивости внучки и пытается бороться с этим качеством иронией, как давно девочка стала плаксивой. Она ответила, что год назад. Дальше я спросила, не произошли ли год назад какие-то события в их семье. Оказалось, что год назад родители девочки развелись. Но никто не связал плаксивость и развод, никто не понял, что упавший портфель или неровный пол – повод, а причиной слёз является переживание ребёнком развода родителей. Через слёзы человек снимает напряжение, ему становится легче. Родители не помогли ребёнку принять ситуацию развода, сохраняя веру в любовь родителей, она оказалась наедине со своими переживаниями и психика девочки нашла способ адаптироваться к проблеме. Может на этом фоне сформироваться плаксивость как черта характера? Конечно, ведь у ребёнка накапливается опыт такого поведения, который может приносить ей свои удобства, небольшие выигрыши или просто внушённую взрослыми уверенность, что она – никчемная плакса.

6 стр., 2595 слов

ИЗУЧЕНИЕ РЕБЕНКА С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

... клинических областей знания и уметь анализировать медицинскую документацию. ИЗУЧЕНИЕ РЕБЕНКА С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Большое значение имеет целенаправленное изучение ... Умеет ли классифицировать предметы и делать простые обобщения. Способен ли самостоятельно понять содержание прослушанного текста. Устанавливает ли причинно-следственные связи. Наблюдения на ...

Итак, выяснив, когда появилось качество, мы должны соотнести этот момент с событиями жизни ребёнка, которые могут помочь нам понять причину появления качества.

Дальше очень важно установить, при каких именно условиях наблюдается проявление негативного поведения: в какое время суток, в присутствии кого, где, в каких обстоятельствах.

Нам необходимо также знать, какова степень проявления качества. Например, степень проявления лживости:

Ребёнок обогащает любой рассказ выдуманными деталями, фантазирует, так как увлекается.

Ребёнок привирает, приукрашивает рассказы о себе, чтобы было интереснее его слушать, чтобы выглядеть героем.

Ребёнок придумывает, что его обижают, чтобы вызвать сочувствие мамы и увидеть, как она его любит и готова защищать.

Ребёнок боится говорить правду о своих оценках, проступках, чтобы избежать наказания.

Ребёнок оговаривает всё время одного и того же человека, чтобы доставить ему неприятности.

Ребёнок заранее придумывает содержание ложной информации, чтобы добиться своих целей.

Ребёнок получает удовольствие от процесса лжи, от того, что может вызывать нужные ему эмоции в людях, например, сочувствие, манипулировать людьми.

Мы видим, что в данных примерах степень сформированности лживости и её осознанности постепенно увеличивается, что за лживостью могут стоять разные мотивы, причины. Выяснив, кому и про кого лжёт ребёнок, мы можем понять, зачем он это делает, то есть перейти к следующему шагу алгоритма.

Рассмотрим сказанное выше на примере. Ко мне обратилась студентка с проблемой: «Мой сын шестиклассник стал вором. Пока жив был отец, он был нормальным мальчиком. Но папа у нас умер и я, очевидно, не справляюсь с воспитанием, у меня ничего не выходит». Мы стали разбираться в ситуации, и её уточнённая формулировка оказалась следующей: «Ребёнок после смерти папы один-два раза в неделю берёт без разрешения деньги у мамы и тратит их на сладости». Вы чувствуете разницу между первым и вторым? Ребёнок не стал вором, он тяжело переживает смерть отца! Тяжесть переживаний он снижает не как девочка в ситуации, описанной выше, слезами, а сладким. Съедая сладкое, человек испытывает удовольствие, напряжённость стресса несколько падает. Значит, наша задача, помочь ребёнку выплакать, выговорить горе и примириться со смертью отца. И пока мы не оказали ему психологическую помощь, связанную с проживанием горя, мы должны покупать ему сладкое, чтобы сильная внутренняя потребность не подталкивала его брать деньги без спроса. Но всё это – уже дальнейшие шаги алгоритма. Я привела их здесь, чтобы нам стала до конца понятной значимость точной формулировки проблемы. Ведь если мы собрали объективную информацию и сформулировали проблему конкретно и точно, то нам гораздо легче будет найти её причину и решение.

6 стр., 2579 слов

Методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» ...

... копинг в специфических ситуациях стресса (например, болезнь, боль, потеря работы и т.д.). Исследователей другого, интраиндивидуального, подхода интересуют стили совладающего поведения, в основе ... социальным наукам, является разрыв между вербализованным поведением и поведением в жизненных ситуациях (модели действия), в которых вербализованное поведение является лишь незначительным компонентом» [11, ...

2. Установление причины

Казалось бы, если мы максимально сузили проблему, то дальше установить причину будет легко. Например, если ребёнок дома ведёт себя замечательно, во всём послушен, вежлив и т.д., а в садике не слушается, кусает ребят, обзывается и т.д., значит мы с Вами – замечательные родители, которые отдали ребёнка в плохой детский сад с неправильно действующими воспитателями, ведь именно там он ведёт себя плохо. Но чаще этот вывод ошибочен, и причиной нервозности и агрессивности ребёнка в детском саду может являться его напряжённость, тревожность дома. Боясь не соответствовать ожиданиям родителей, потерять их любовь, получить наказание ребёнок держит себя дома как натянутая струна, но сил быть натянутым всегда не хватает и он «отпускает струну» («распускается») в детском саду, в котором бояться ему нечего. Таким образом, причина его поведения лежит именно в семейном воспитании, которое направлено на воспитание внешней дисциплины (дисциплины одобрения родителей) и тормозит развитие дисциплины внутренней как личностного качества ребёнка. Особенно тяжело эта ситуация развивается в семьях, в которых часто используют наказания. Ребёнок боится родителей и компенсирует свою униженность и страх перед ними распущенностью вне их контроля. А родители продолжают говорить: «У меня он шелковый, а если Вы с ним не справляетесь, это Ваши проблемы». Но чаще всего ребёнок остаётся шёлковым только до подросткового возраста, дальнейшее его поведение достаточно непредсказуемо.

Таким образом, как мы с Вами понимаем, установление причины – непростая задача, которая требует от нас психолого-педагогической компетентности и глубокого анализа всех полученных в предыдущем шаге алгоритма данных.

Вернёмся к тем формулировкам проявлений драчливости, которые были приведены нами в пункте 1 алгоритма. «Сын 8 лет дерётся с одноклассниками во второй половине учебного дня, налетая на них по мелким поводам» — причиной этой ситуации, скорее всего, является астения, то есть истощение нервной системы. Основным признаком астении является неравномерная работоспособность в течение дня. Ребёнок может в одной ситуации легко справляться с каким-то заданием, а позднее – быть не в состоянии его выполнить. Придя в школу, ребёнок ещё полон сил и энергии, но когда она иссякает, он становится неуравновешенным, вспыльчивым, что и приводит к конфликтам.

«Ребёнок-дошкольник дерётся с мальчиками группы детского сада, когда приходит в группу». Что может утром вызывать такое напряжение ребёнка, что требует разрядки в драке? Он не высыпается? На него утром ворчит невыспавшаяся мама? Я читала о такой ситуации, причиной которой было чувство неловкости и ненужности, которое появлялось у мальчика при приходе в группу. Дети небольшими группами во что-то играют, воспитатель за столом занимается своими делами, и ребёнок ощущает, что он здесь никому не нужен, его не замечают. Это вызывает напряжение, которое находит свою разрядку в драке. Когда воспитатель стала брать пришедшего малыша за руку и подводить его к ребятам, проблема исчезла.

8 стр., 3655 слов

Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей 4

... оставшихся без попечения родителей, при временном отсутствии родителей (единственного родителя) предоставляется в отношении детей: родители (единственный родитель) которых находятся в розыске,  со дня объявления родителей в розыск; родители (единственный родитель) которых задержаны ...

«Сын дерётся с живущим с ним в одном доме Колей Ивановым, который старше его на 2 года. Налетает на него первым. Это началось неделю назад». Скорее всего, Коля его очень сильно обидел. Возможно, он оскорбил и мальчика, и его семью, что особенно тяжело для ребёнка. Например, ребёнку, у которого отец работает в морском пароходстве и уходит в плавание на месяцы, сказали: «Ты безотцовщина, а твоя мама безмужняя. Ну, где твой папа? Тю-тю. Он у тебя временный». Хотя мальчик был младше обидчика, он бросился в драку. Ведь отговориться словесно он ещё не умел. В дальнейшем ситуация повторялась.

3. Устранение причины

Причина негативного поведения может быть не одна. За время развития негативного качества у ребёнка могли происходить изменения в различных сферах личности. Человека можно условно представить себе в виде некоторой пирамиды, в которой выделяется 5 уровней: физический, биологический, психический, социальный и духовный. Каждый из этих уровней выстраивается на предыдущем и опирается на него. Если есть проблемы на уровне биологическим, то и психика постепенно перестаёт быть готовой адекватно реагировать на события окружающего мира, поэтому человек становится раздражительным или упрямым, капризным или плаксивым и т.д. Если на уровне психических переживаний ребёнок страдает, то мы будем наблюдать изменения в социальном плане — в его поведении и общении. Духовный уровень обладает автономией и может держать на себе нижележащие уровни, но чтобы это было так, он должен быть развит, что не всегда возможно, когда речь идёт о ребёнке. Например, по наблюдениям врачей, одинаковые раны у солдат победившей армии затягиваются быстрее, чем у солдат проигравшей армии. То есть даже биологический уровень зависит от состояния духа человека. Во время блокады наблюдался резкий спад сердечно-сосудистых заболеваний, так как все силы ленинградцев были устремлены на преодоление себя как часть победы над врагом.

Выделение этих уровней важно для понимания логики устранения причин, вызывающих негативное поведение ребёнка. Если он перенёс психотравму, связанную со смертью близкого человека, то мы не сможем добиться эффективного изменения поведения ребёнка, не оказав ему психологической помощи. Если за период страданий, связанных со смертью, произошло истощение нервной системы и возникали соматические заболевания, то начинать надо с медицинской помощи. Итак, необходимая для устранения причин негативного поведения помощь должна осуществляться в следующей последовательности: медицинская, психологическая, социальная.

Что имеется в виду под социальной помощью? Это изменение условий жизни ребёнка, воздействующих на него социальных факторов. Самым главным фактором всегда было и будет родительское поведение. Очень часто причиной негативного поведения ребёнка являются ошибки взрослых, прежде всего, педагогические. Взрослые вначале позволяют ребёнку вести себя плохо, и только когда масштаб этого поведения возрастает, начинают бить тревогу. Например, сегодня многие родители страдают от капризного требования купить и то, и другое, когда они с ребёнком находятся в магазине. Но ведь вначале мы сами спрашивали ребёнка, что ему купить, уступали при выклянчивании. То есть причиной является поведение самих взрослых, которое теперь должно быть изменено.

6 стр., 2842 слов

Наркотическая зависимость как особый вид аддиктивного поведения. ...

... средствами. Наркотическая зависимость как особый вид аддиктивного поведения. Причины развития Проблема зависимого поведения остается на сегодняшний день серьезным и неразрешенным ... в наркологии. Задачи: - раскрыть общую характеристику аддиктивного поведения, причины его развития и проявления; - рассмотреть причины возникновения наркозависимости; - раскрыть проблемы наркомании; - рассмотреть ...

Исследование, проведенное психологом в школе №20 Невского района Санкт-Петербурга показало, что в половине случаев проблемного поведения школьников причиной являлся комплекс переживаний старшего ребёнка в семье, то есть причина лежала в сфере психических переживаний ребёнка. Когда ребёнок узнаёт, что у него будет братик или сестричка, он, как правило, очень этому радуется и ждёт его появления. Но потом он замечает, что всё внимание родителей переключилось на другого ребёнка, что ему теперь достаются только крохи родительской любви. К нему предъявляют требования, ему делают замечания, а с маленьким носятся и возятся. Возникает ревность, ощущение ненужности, потерянной любви. Традиционные культуры избегали этой ситуации, так как наследником был только старший сын, у него было больше прав. Сегодня традиции воспитания не помогают нам преодолеть эту проблему.

Страдающий ребёнок не говорит родителям о своей боли, но поведение его меняется. Например, он может избивать младших мальчиков, проецируя на них ненависть к младшему братику, которого ему трогать нельзя и к которому он сильно ревнует родителей. У нас в школе шестиклассник постоянно избивал одного ребёнка, который, как мы узнали впоследствии, напоминал ему младшего брата. Что делать родителям, если они узнали, что причиной негативного поведения ребёнка является комплекс нелюбимого старшего? Как устранить причину? Самое главное, вызвать уверенность, что его любят и всегда будут любить. Можно спросить ребёнка, какой глаз или какую руку он любит больше? И объяснить, что любовь не бывает маленькой, любовь – это чувство до неба и выше, это весь космос. И если любишь, то человек для тебя – всё. Можно даже сказать ребёнку, что его любят больше младшего, ведь он сам больше, умнее, надёжнее. В общем, наша задача, дать почувствовать силу нашей любви и защищённость этой любовью. Ведь выход из любой ситуации там же, где и вход.

Ребёнок должен почувствовать, что с рождением братика или сестрички, у него прибавилось любви, ведь малыш тоже его любит. В книге В. Драгунского «Денискины рассказы» описано, как в ощущения Дениски вошли любовь и ответственность за сестрёнку после участия в её первом купании. Он дал ей палец, и во время всего купания она крепко-крепко за него держалась. Дениска почувствовал, как она в нём нуждается и как ему доверяет. Но ведь чтобы это было так, родители должны быть достаточно мудры, чтобы не прогонять ребёнка от малышки, не запрещать ему путаться под ногами во время купания, а включать брата и сестру в возможное взаимодействие.

Причина может лежать и на биологическом уровне развития ребёнка. В этой же школе учился в 6 классе очень тяжёлый в социальном плане ребёнок. Уже в первом классе он закатывал истерики, катаясь по полу, обзывался, дрался, учился плохо и т.д. Отношения с одноклассниками не складывались, его переводили из класса в класс, но это ничего не меняло. Только в 6 классе мы выяснили, что ребёнок постоянно не высыпается. Его родители могли заснуть в любом шуме и считали, что когда человек хочет спать, он спит. Но это верно не для всех людей. Родители ложились спать поздно, долго смотрели телевизор, шумели, живя в однокомнатной квартире. Возникающее возбуждение не давало ребёнку заснуть.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

__________________________________________ 2.2 Пение – как вид музыкально-творческой деятельности. ___________ 2.3 Диагностика музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. ____________________________________________ Заключение _____________________________________________________ Приложения_____________________________________________________ Список литературы. ...

Но теперь, выяснив причину, недостаточно просто создавать условия для спокойного сна в десять вечера, так как за эти годы произошло истощение нервной системы и ребёнок нуждается в лечении, он пережил тяжёлые психотравмы, связанные с отношением одноклассников, и нуждается в психологической помощи. То есть нужно последовательно осуществить сначала медицинскую, затем психологическую коррекцию. Затем можно оказывать социальную помощь, которая в данном случае должна состоять в работе с коллективом класса, в его подготовке к позитивному взаимодействию с одноклассником.

Причина деструктивного поведения ребёнка может находиться и в сфере педагогических проблем его семьи. Например, причиной может быть негативный пример кого-то из старших. Если в семье папа грубо разговаривает с мамой, то ребёнок, возможно, будет грубо общаться с девочками. Причиной может быть закрепившийся опыт ребёнка, когда негативное поведение принесло ему успех, например, он взял деньги без спроса и раз, и другой, а никто этого не заметил. Ему это понравилось, он продолжает понемногу воровать деньги у родителей. Или ребёнок не выполнил поручения, сославшись на то, что плохо себя чувствовал, и его окружили вниманием и заботой. Он стал делать так всегда. В этих случаях социальная коррекция должна состоять в том, что обстоятельства жизни ребёнка в семье должны измениться. Эти обстоятельства создают родители, теперь они их сознательно изменяют.

4. Формулировка позитивной задачи (какое качество ребёнка будем формировать)

Зачем этот шаг. Этот пункт является системообразующим, то есть главным, для всех последующих. Нам необходимо сформулировать задачу развития личности ребёнка, которую мы будем решать в дальнейшем. Современная литература по целеполаганию показывает, что правильная точная формулировка цели наполовину облегчает путь по её достижению. Что именно мы хотим изменить в ребёнке? Зачем берёмся за его воспитание? Без чёткой цели наши действия бессмысленны, так как все последующие пункты (обратите внимание на то, что в каждом из них встречается термин «формируемое качество») должны работать на её достижение. Так какое же качество мы формируем? Вот с этим и надо определиться.

Задача может носить только позитивный характер. Опыт показывает, что бороться с недостатками вредно. Как это ни странно, борьба с недостатком усиливает этот недостаток. Причиной является, прежде всего, внушение взрослого ребёнку, что он плохой, потеря ребёнком веры в себя.

Как его выполнить. Чтобы сделать это, мы возвращаемся к пункту 1 и отзеркаливаем формулировку проблемы, изменяя всё на позитив. Например, если ребёнок был жадным в еде, то нашей задачей работы с ним станет умение делиться едой. Если ребёнок ябедничал, то мы ставим задачу научить его хранить чужие секреты и самому решать проблемы. Если ребёнок воровал, то задачей будет формирование уважительного отношения к чужому имуществу и т.д.

3 стр., 1139 слов

Назовите причины такого поведения ребёнка. Охарактеризуйте учебные ...

... С какими трудностями в процессе обучения может столкнуться леворукий ребёнок? Дайте рекомендации по работе с леворуким ребёнком. ВАРИАНТ 4 Задание 1. Заполните таблицу «Познавательные процессы» ... в школе?» - спрашивает мама шестилетнего мальчика. Назовите причины такого поведения ребёнка. Охарактеризуйте учебные ситуации наиболее трудные для таких детей. Сформулируйте рекомендации учителю. Б.В школе ...

5. Установление доверительных отношений с ребёнком.

Чаще всего у родителей и ребёнка существуют доверительные отношения, но иногда они могут быть испорчены взаимным неудовольствием, накопившимися обидами. Нужно помириться. Если в эмоциональном порыве Вы оскорбили ребёнка, слишком сильно наказали его, не поверили ему и т.д. – нужно извиниться. Семья – наш тыл, ребёнок всегда, при любых обстоятельствах должен ощущать себя в семье как в надёжной крепости, в которой его понимают, любят, верят ему и убеждены, что он очень хороший. О силе позитивного отношения к ребёнку мы уже говорили, рассматривая ситуации №№1, 5, 6, 7. Столкнувшись с проблемным поведением ребёнка, мы должны помнить, что человек характеризуется более чем двумя тысячами чертами характера, и если одна из черт сегодня проблемна, то остальные две тысячи нас вполне устраивают, а значит Ваш ребёнок — большой молодец. Если вечером, сидя в обнимку, Вы поговорите с ребёнком о проблемах своего характера и о том, как Вы их решали в детстве, то он ощутит настоящее доверие и будет сам больше верить в себя.

6. Принятие ребёнком позитивной задачи

В пункте 4 мы сформулировали позитивную задачу для себя, а в этом пункте нам важно, чтобы её принял ребёнок, чтобы он захотел измениться. Принятие должно затрагивать две сферы ребёнка: его сознание, то есть он должен понять, почему нужно измениться, и его чувства, то есть у ребёнка должно появиться желание стать лучше. Чтобы у нас получилось и убедить, и увлечь ребёнка позитивной задачей, нам нужно знать как можно больше приёмов убеждения и побуждения. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

Рассказать сказку, притчу, легенду, в которой ярко показано, почему нужно быть хорошим. Для этого можно взять готовую сказку, а можно её сочинить в соответствии с существующей проблемой. Например, сказка о мальчике-пастухе, который пас стадо и стал кричать: «Волки, волки!», хотя волков не было, очень наглядно показывает ребёнку, почему врать плохо. Ведь если ты врёшь, тебе перестают верить. Когда на самом деле появились волки, и мальчик звал на помощь, никто уже не прибежал. Большинство сказок, легенд имеют поучительную мораль и можно подобрать нужную нам, соответствующую существующей проблеме.

Очень часто этим приёмом пользовался великий сказочник Януш Корчак. Находясь вместе с детьми в фашистском гетто, в котором смерть была рядом с детьми каждый день, он сочинил для детей сказку про Ангела Смерти, которая помогала им не бояться смерти.

Один папа написал письмо в журнал «Семья и школа», чтобы поделиться своим родительским опытом. Его сын пятиклассник стал курить. Беседы, аргументы, запугивание последствиями не помогали. Однажды вечером по просьбе сына, сидя с ним перед сном, папа сочинил сказку. Сказка получилась о Короле, сын которого рано начал курить. В результате ребёнок заболел воспалением лёгких и умер. Королеву так потрясла смерть ребёнка, что она заболела от горя и тоже умерла. Король потерял смысл жизни, всё ему казалось ненужным, он стал вялым, равнодушным ко всему. Соседние короли узнали, что власть ослабла, и стали нападать на границах. Увидев, что нет отпора, они напали на королевство, разграбили его, а Короля убили. Вот такая неожиданно для папы получилась грустная история. Но ещё неожиданнее для него было то, что сын бросился к нему на шею со слезами и сквозь слёзы сказал: «Я больше не буду курить!». Сказка обладает образностью, чувственностью, поэтому помогает не понять, а прочувствовать.

5 стр., 2208 слов

Качество трудовой жизни: понятие и факторы, его формирующие

... основные критерии оценки качество трудовой жизни; применить основные методики определения качество трудовой жизни. 1.Взгляды современных исследователей на понятие качества трудовой жизни В настоящее время, ... обеспечены средства бытового и медицинского обслуживания. 2.Методики определения качества трудовой жизни Определение качества трудовой жизни в организации производится на основании анкеты, в ...

Вот ещё перечень приёмов, которые мы можем использовать на этом этапе: просмотр и обсуждение фильма, спектакля, в котором один из героев проявляет аналогичные качества; аргументирование; прогнозирование будущего (если ты будешь вести себя также, то…; если ты изменишься, то…); встреча со специалистом; обращение к авторитетам (что о таком поведении говорил лидер его любимой рок-группы); анонимное анкетирование детей и ознакомление с результатами анкетирования (что об этом думают одноклассники); посмотри на себя со стороны (просмотр видеозаписей); давай попробуем, что будет… (ребёнок должен на опыте убедиться, что вести себя позитивно более выгодно, удобно).

Мы должны владеть достаточно большим перечнем приёмов в силу важности этого этапа и необходимости обязательно найти тот приём, который поможет ребёнку захотеть измениться и стать субъектом саморазвития.

7. Создание ситуации успеха в проявлении качества

Мы с Вами тоже часто принимаем решения об изменениях в своей жизни. Например, решаем с понедельника делать зарядку или с 1-го числа отказаться от курения. Но благие пожелания часто остаются только пожеланиями. Если даже у взрослых не всегда получается достигнуть желаемого, то это тем более нелегко для детей. Чтобы помочь детям укрепиться в принятом решении, придать дополнительный импульс их устремлённости мы можем создать ситуацию успеха. Нам надо показать ребёнку, что он может, что у него всё получится.

Для этого нужно организовать ситуацию, в которой ребёнок продемонстрирует то качество, которое мы хотим сформировать в ребёнке. Это может быть не всегда возможно. Например, если ребёнок некрасиво, неловко, неаккуратно кушает, открывая рот во время пережёвывания пищи и роняя куски, то завтра он не сможет есть лучше. Но мы должны сказать ему: «Молодец, сегодня всё гораздо лучше! Ты просто умница!» Это придаст уверенности ребёнку и поможет ему стараться больше. Представьте, что мы будем честными и скажем, что сегодня он ест также неуклюже. Ребёнок останется напряжённым, скованным, что усложнит процесс работы над собой.

8. Обучение умениям, необходимым для проявления качества.

Это важнейший шаг алгоритма, в котором мы формируем в ребёнке те умения, которые нужны для проявления позитивного качества в жизни. Чаще всего педагоги, сталкиваясь с негативным поведением ребёнка, ведут с ним разъяснительную беседы, в конце которой берут с ребёнка обещание больше не вести себя плохо. Ребёнок обещает, и в результате к его проблеме добавляется разочарование в себе как в человеке, который не может сдержать своё слово. Мы должны понять, что если ребёнок вёл себя плохо, то, скорее всего, у него нет умений, способности вести себя по-другому.

Например, ребёнок дерётся. Что нужно уметь, чтобы научиться не драться, а разрешать сложные ситуации общения словами? Драка – это способ снятия агрессии. Нужно научить ребёнка определять своё эмоциональное состояние и, если оно негативное, то снимать злость, раздражение не дракой, а другими способами. В передаче «Спокойной ночи, малыши» Филю учили, когда он разозлился, рвать газету. Можно бросать дротики, бить боксёрскую грушу, рисовать свою злость и т.д. В некоторых детских садиках для детей создают Уголок злости, в котором ребёнок может разрядить свой отрицательный потенциал.

Часто причиной драки бывает провокация дразнителя. Дразнитель пытается вывести жертву из себя, найдя уязвимые места и смеясь над ними. Например, у Джулии Робертс достаточно большой рот, и её обзывали «лягушкой», из-за чего она очень переживала. Задача жертвы – научиться справляться со своими эмоциями и не показывать, что её «достали». Ребёнка, которого часто дразнят, нужно научить справляться с эмоциями, после чего посмотреть в глаза обидчику и дать адекватный вербальный ответ. Вначале можно использовать готовые отговорки («Кто как обзывается, тот сам так называется», «Приятно познакомиться», «Что-то ты всё о себе, да о себе…» и пр.), а затем важно научиться придумывать свои отговорки в соответствии с ситуацией.

Каждая проблема требует своих поведенческих умений, и важно очень хорошо продумать, какие именно действия нужны ребёнку, чтобы вести себя так, как бы нам хотелось, и какие из этих действий он выполнять пока не умеет. Поскольку речь идёт о поведенческих вещах, то мы понимаем, что нельзя научить словами, разъяснениями. Основными методами обучения должны быть показ с пошаговым комментарием, выполнение упражнений, практических заданий. Далее необходимое умение отрабатывается в разыгрывании ситуации, в моделировании жизненных процессов.

9. Накопление игрового опыта проявления качества

Игра – это созданный самой природой способ без напряжения, без труда проявить необходимые умения и закрепить владение ими в деятельности. Даже волчата, котята и детёныши других животных в игре учатся преследовать, захватывать добычу, атаковать или убегать. Поэтому для отработки проявлять нормы правильного поведения в поведении легче всего начать с игровых ситуаций. Наша задача – найти или придумать такую игру, в которой ребёнок будет проявлять необходимое нам качество. Вот например, ребёнок не любил убирать игрушки. Мы можем накапливать опыт уборки игрушек, играя в магазин, в котором должны быть красиво оформлены витрины с игрушками, или в подъёмный кран, который будет расставлять игрушки по местам, или в аэродром, который готовит посадочную полосу для прилёта самолёта-папы, или в город игрушек, в котором каждая игрушка живёт в своём домике.

В одной семье мальчик не реагировал, когда его зовут. Мама придумала игру в космонавтов. Мальчик находится на орбитальной космической станции, а мама – на наземной. Задача двух станций – поддерживать связь друг с другом. Она шепотом из кухни называла позывные мальчика «Ландыш, ландыш», и он тут же ей отвечал: «Ландыш на связи».

В качестве игры можно использовать ролевую или театральную игру, в которой ребёнок будет играть роль героя, обладающего нужными нам качествами.

При возможности, если ребёнок достаточно взрослый и готов и без игрового опыта реализовать в жизни формируемое качество, можно обойтись без этого этапа.

10. Накопление жизненного опыта проявления качества.

Это самый сложный и длительный этап алгоритма. Наверное, многие их читателей в своей жизни не раз принимали решения измениться. Например, с понедельника начать каждый день делать зарядку или с Нового Года начать правильно питаться. Мы понимаем, что выполнить эти решения нелегко и, чаще всего, они так и остаются благими пожеланиями. Ребёнку начать жить по-новому ещё сложнее, чем нам взрослым. Как помочь ему изменить своё поведение? Для этого можно использовать следующие правила.

Правило 1 – изменение традиционных условий. Если мы пытаемся преодолеть какую-либо привычку, то легче всего начать борьбу с ней в изменённых новых условиях. Привычка – это — автоматизированное действие, выполнение которого в определенных условиях стало потребностью (напр., делать зарядку по утрам, быстро ходить и т. д.).

С формированием привычки связано смещение мотива действия. Если вначале действие побуждается мотивом, лежащим вне его, то с возникновением привычки мотивом становится само действие, возникает потребность в его выполнении. (Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000). Реализация привычки является обычно непроизвольной и в значительной мере бессознательной формой поведения. Привычка бессознательна, а мы при помощи сознания пытаемся её преодолеть. Чтобы привычка не включалась, нам надо убрать те условия, которые её включают. А значит, нам надо изменить условия, оказаться в таких условиях, в которых привычка не будет включаться. Вот почему, легче начать делать зарядку, находясь в поездке, в отпуске и пр.

Правило 2 — постепенность. Ребёнок не может начать полновесно правильно вести себя уже завтра, поэтому важно представить себе его продвижение к поставленной цели как последовательность некоторых шагов. Например, если ребёнок не умеет общаться с девочками, то мы сначала поставим перед ним задачу — научиться общаться с одной из девочек, Машей, самой спокойной и доброжелательной из всех девочек, и делать это вместе с педагогом в игровой деятельности. Затем –играть с ней же уже без участия педагога. Затем поставим задачу общаться с Машей и её подругой, причём не только в игре. Далее поставим задачу – научиться общаться с другой девочкой и т.д.

Если ребёнок боится темноты, то мы вначале поставим перед ним задачу не бояться находиться в светлой комнате с завязанными глазами, затем – не бояться полумрака, затем – не бояться находиться в темноте вместе со взрослым, затем – не бояться заходить в комнату и включать там свет, далее – не бояться находиться в темноте с фонариком. Достижение каждой поставленной задачи будет успехом, которому надо радоваться! Радоваться – и идти дальше.

Правило 3 — фиксация промежуточных успехов и проблем. Проблема волевого развития – одна из самых сложных проблем воспитания. Каждому из нас может не хватить силы воли для того, чтобы двигаться вперёд в саморазвитии. Относиться к задаче серьёзно и стараться каждый день нам может помочь письменное фиксирование всех наших движений. Можно сделать таблицу, в которой каждый день отмечать, удалось ли работать над поставленной задачей. Можно нарисовать маршрут на местности и отмечать в условных единицах пройденное расстояние на пути движения к цели. Можно создать образ восхождения к вершине, изобразив гору, подъём на которую символически представляет собой достижение поставленной цели. На пути вверх можно отметить террасы промежуточных высот. Если ребёнок находится в подростковом или в юношеском возрасте, то способом фиксации достижений может стать дневник, в котором ведутся записи о том, получилось или нет проявить себя в нужном качестве, что именно помогло, что помешало и пр.

Правило 4 – не спешить. Ничего не делается быстро, тем более небыстро формируются новые привычки. Проявление нового качества может долгое время быть неустойчивым. Чем сложнее задача, тем больше препятствий может возникнуть. Новые действия человека должны хорошо вписываться в его образ жизни и поддерживаться окружением. Важно, чтобы появились видимые положительные результаты от усвоенной модели поведения.

Вполне возможно возникновение каких-либо срывов из-за внешних обстоятельств, из-за деструктивного влияния сверстников и пр. Возможно, придётся вернуться на несколько шагов алгоритма назад, и искать новые аргументы, чтобы ребёнок захотел работать над собой, или формировать новые умения, которых пока не хватает для того, чтобы устойчиво проявлять формируемое качество в жизни.

Правило 5 — стимулирование. Чтобы помочь ребёнку заинтересованно работать над собой, мы можем создать дополнительные стимулы. Ими может быть что-то желанное для ребёнка: путешествие, технический прибор, одежда и пр. То, о чём ребёнок мечтает, станет для него наградой за труд преодоления себя и поможет ему прикладывать больше усилий.

Стимул может быть не только материальным. Например, Януш Корчак в качестве способа стимулирования заключал с ребятами пари. В Доме Сирот Януша Корчака одним из важных атрибутов была книга Пари. Для ребят было делом чести заключить и выиграть пари. А Корчак часто предлагал заключить пари о том, что для ребёнка было сделать пока трудно, но можно, например, что Марыся обзовётся на этой неделе не больше 4 раз, что Януш на этой неделе подерётся не больше двух раз. В конце недели, когда все воспитанники выстраивались на линейке, зачитывались пари, определялся победитель и выигравший получал конфетку. Таким образом, стимул может отмечать не только конечный итог работы над собой, но и промежуточные успехи.

Новая привычка — результат повторения и обычно формируется на 21 день (при ежедневном повторении).

  1. Проверка сформированности качества.

Нам остаётся проверить, действительно ли поведение ребёнка изменилось и поставленная нами задача решена. Как в этом удостовериться? Нам надо узнать, как ребёнок ведёт себя без нас. А.С. Макаренко писал, что педагог не должен радоваться, видя, что ребята уступают место в транспорте пожилым в его присутствии, нужно узнать, как ребёнок ведёт себя вне внимания взрослого. Таким образом, проверять сформированность качества необходимо в ситуации вне контроля взрослого. Если ребёнок нам доверяет, он может сам рассказать нам о своих успехах и возникающих проблемах.

  1. Ситуация повторяющихся проступков

Проблема: мальчик (9 лет) очень неряшливый.

Решение по алгоритму:

  1. уточнение проблемы: проявилась давно, уже три года назад. Мальчик не убирает за собой игрушки, раскидывает свою одежду, книги и тетради тоже в беспорядке. Это касается не только вещей самого ребенка, но и вещей окружающих: родителей и старшей сестры.

  2. установление причины – закрепившийся опыт;
  3. устранение причины – невозможно;
  4. формулировка позитивной задачи: привить мальчику аккуратность и бережливость по отношению к собственным и чужим вещам.
  5. установление доверительных отношений: проблему решают сами родители.
  6. сделать так, чтобы ребенок захотел измениться:
  • мальчику можно рассказать сказку, в которой главный герой, например, смог одержать победу над врагом благодаря своей аккуратности;
  • всем известно стихотворение про Мойдодыра, его герой смог избавиться от своей неряшливости!
  • личным примером родители и сестра должны показывать мальчику, как наводить порядок и следить за своими вещами.
  • создание ситуации успеха в проявлении качества: родители могут объявить день порядка и чистоты. В этот день дома проведется конкурс на самую аккуратную комнату. Чтобы ребенок почувствовал свой успех, родители и сестра могут навести у себя беспорядок. По итогам конкурса ребенку выдается символическая награда (например, игрушка – хранитель чистоты), которую можно поставить на видное место.
  • умения, необходимые в проявлении качества: убирать игрушки в специальный ящик для хранения, заправлять постель, вешать одежду в шкаф, класть каждую вещь на свое место после использования, складывать книги и тетради на полки.
  • накопление игрового опыта: родители вместе с ребенком могут инсценировать ситуации, будто сами игрушки, книжки просятся на свое место и благодарят потом ребенка.
  • накопление жизненного опыта: ребенка нужно постепенно, шаг за шагом приучать к порядку. Сначала он может научиться хотя бы заправлять свою постель сам, потом – убирать игрушки в ящик, затем последовательно – складывать одежду на полки и вешать ее на вешалки, содержать в порядке письменный стол. А конкурс на самую аккуратную комнату может стать традиционным.

  1. ребенок научился проявлять нужное качество в жизни: мальчик станет более аккуратным, в его комнате будет порядок.
  2. проверка сформированности качества в ситуации вне контроля взрослых: мальчик сам, без напоминания родителей и сестры наводит порядок в комнате, кладет все вещи на место.

Так, исследовав агрессивность девочек 3-4 классов, мы составили индивидуальную программу по предупреждения агрессивного поведения для одной из учениц 3 класса, уровень агрессивности которой находился выше всех остальных детей. Для решения этой ситуации мы решили использовать алгоритм, то есть чёткую упорядоченность последовательных шагов:

Решение: по алгоритму

1. Максимальное уточнение, сужение проблемы, по времени появления, условиям и сфере проявления: Нина М. является младшим ребенком в семье. Всё внимание родителей и двух старших братьев всегда уделялось ей. Ей не предъявлялись требования, не делались замечания, с ней всегда носились и возились. Поэтому в школе на замечания учителя Нина агрессивно реагирует, огрызается, бубнит про себя. К тому же, из-за ее полноты одноклассники стали подшучивать над ней. Девочка проявляет грубое, жестокое поведение в ответ на шутки сверстников в ее адрес.

2. Установление причины: причина агрессивного поведения Нины М. заключается в том, что она не умеет адекватно реагировать на замечания, не воспринимает критику и не может отражать шутки сверстников.

3. Устранение причины: Нине необходимо объяснить то, что внешность – далеко не главное в человеке, что она должна любить себя такой, какая она есть, что у каждого человека есть свои недостатки и идеальных людей не существует. Также дать понять, что критика очень полезна для человека, что, совершая ошибки, мы получаем бесценный жизненный опыт.

4. Формулировка позитивной задачи: формирование доброжелательного отношения к одноклассникам

5. Установление доверительных отношений: нужно стать авторитетом для ребенка, не бояться раскрыться перед ним, приводить примеры и собственной жизни.

6. Сделать так чтобы ребёнок хотел измениться: рассказать стихотворение:

Стоит небольшой старинный

Дом над зеленым бугром.

У входа висит колокольчик,

Украшенный серебром.

И если ты ласково, тихо

В него позвонишь, то поверь,

Что в доме проснется старушка,

И сразу откроет дверь.

Старушка приветливо скажет:

«Входи, не стесняйся, дружок»,

На стол самовар поставит,

В печи испечет пирожок.

И будет с тобою вместе

Чаек распивать дотемна

И старую добрую сказку расскажет тебе она.

Но если, но если, но если

Ты в этот уютный дом

Начнешь кулаком стучаться,

Поднимешь трезвон и гром,

То выйдет к тебе не старушка,

А выйдет Баба-Яга,

И не слыхать тебе сказки,

И не видать пирога.

Далее мы обсуждаем, подводим итог, что результат зависит от характера, способа выполнения, намерений. Одного и того же можно добиваться разным путем и пути могут привести к разным результатам. Почему во 2 части стихотворения к ребенку вышла не добрая старушка, а Баба-Яга.

7. Создание ситуации успеха:

8. Обучение умениям необходимым для проявления качества:

научить Нину М. отзеркаливать насмешки, достойно реагировать на замечания.

Анализ упражнения: 

—Ты можешь представить, что ты станешь драчуньей или эдаким «Рэмбо»?

— Бывают ли такие дети, которые проявляют свою агрессию не кулаками, а каким-то другим способом? — Почему и дети, и взрослые так часто пытаются почувствовать свое превосходство, унизив других? — Как ведет себя жертва агрессии? — Как становятся жертвой? Что можно сделать, чтобы не быть жертвой? — В чем проявляется равноправие между детьми?

— Как бы ты описал свое собственное поведение? [6].

«Час доброты»

Вступительное слово: представь себе, если бы каждый из нас был внимателен к окружающим, скольких бед можно было бы избежать! А сколько новых друзей могло бы быть у каждого из нас! У добра много лиц. Какие поступки ты считаешь добрыми?

Собственные примеры: кто-то помог дойти до дома заблудившемуся слепому человеку, кто-то в дни террористического акта помчался сдавать кровь, не дожидаясь громкого призыва, а уже не молодой, одинокий человек, не считаясь со своими скромными расходами, берет на праздники малыша из детского дома и радуется вместе с ним подаркам.

Мы живем в коллективе, коллектив не любит недоброжелательных людей. Надо уметь чувствовать, уметь видеть по-доброму окружающих одноклассников, уметь желать добра.

Добрые желания живут в душе того, кто умеет отдавать силы своей души другим людям. Истинная доброта выражается в желании видеть лучшим человека. Если в душе зашевелилось чувство радости в связи с тем, что твой товарищ хуже тебя, значит тебе надо еще много, очень много учить, воспитывать саму себя, изгонять из себя эгоизм.

9. Накопление игрового опыта: Мы предложили Нине игру «Резиночки», в которую можно играть на переменах, и которой она может научить других девочек из класса, тем самым сблизиться и подружиться с ними. Эта игра всегда пользовалась популярностью у девчонок и даже иногда у мальчишек. Дети могут прыгать весь день напролет в любом удобном и не очень месте — школьные коридоры во время переменок, площадки во дворе, любой более-менее ровный участок земли, асфальта [приложение 3].

для классного вечера, мы ставим спектакль «Сказка о добре». Для этого мы создаем творческую группу, в которую будет входить Нина.

Дети инсценируют сказку о девочке Добруне, родителей которой украл злой волшебник и забрал в Черную страну. Добруня отправляется на поиски родителей и спасает их благодаря своей доброте.

10. Накопление жизненного опыта:

Нина очень хорошо умеет рассказывать стихи, и для ситуации успеха мы устраиваем в классе конкурс стихов на тему «Доброе сердце», в котором она сможет выиграть.

Нина на листе бумаги записывает все, что делает тот человек, о котором можно сказать: «Да, он действительно агрессивный». Можно описать небольшой рецепт, следуя которому, можно создать агрессивного ребенка. Например: пара крепких кулаков, громкий голос, большая порция жестокости и т.д. Далее ребенок должен подумать о том, какие элементы агрессивного поведения он встречает в своем классе. Следует задать вопросы: Что тебе кажется агрессивным? Когда ты сам проявляешь агрессивность? Каким образом ты можешь вызвать агрессию по отношению к себе? Далее ребенок берет другой лист бумаги, делит его вертикальной линией посередине. Слева ребенок пишет, как окружающие в течение учебного дня проявляют агрессию по отношению к нему. Справа — как он сам проявляет агрессию по отношению к другим детям в школе. На это упражнение можно отвести 10-15 минут.

Таким образом, составив индивидуальный план коррекционной работы, мы достигли своей основной цели – скорректировать агрессивное поведение ученицы. На всех этапах совместной работы с ребенком поведение специалиста является ведущим источником подкрепления позитивных изменений и поведении ребенка, а его личность — основным «инструментом» в его профессиональной деятельности. Считается, что педагоги и психологи, проявляющие высокий уровень таких профессионально важных качеств, как эмпатия, внимание, бескорыстная сердечность и искренность, работают более эффективно.