19. A де Соссюр

Исследование «О первоначальной системе гласных в индоевропейских языках» (1879); — целостным описанием системы (вместо принятого отдельных фактов языка).

Младограмматики не оценили.

Истоки лингвистической концепции

В основе лингвистической концепции Ф. де С.:

1)критика взглядов младограмматиков, стремление глубже осмыслить структуру языка и сущность его основных единиц

2) использование данных других наук для познания природы языка. В решении основных проблем языкознания, о природе, сущности и специфике языка, на де Соссюра большое влияние оказали идеи французских социологов-позитивистов О. Конта, Э. Дюркгейма и Г. Тарда

Конт впервые вводит термин «социология», которую Конт подразделяет на социальную статику, которая должна описывать состояние общества, и социальную динамику, исследующую воздействие моральных стимулов на преобразование мира («Курс позитивной философии»).

И у Соссюра – учение о статике и динамике

Проблему сущности соц явлений разработал Дюркгейм. Он считает, что общество — это механическая ассоциация многих сознаний, так и де Соссюр полагает, что язык — это «граммат система, потенциально существующая в каждом мозгу или, лучше сказать, в мозгах целой совокупности индивидов, т к язык не существует полностью ни в одном из них, он существует в полной мере лишь в массе». Язык — не единичного сознания, а массы, т.к. общества. Язык получается социальным явлением.

Определение языка. Теория языка и речи

Проблема соотношения языка и речи была впервые поставлена В. Гумбольдтом (Потебня и Бодуэн тоже ее разрабатывали, к их чести сказать)

Выделял язык (langue) и речь (parole), вместе – реч. деятельность (вкл индивидуальное и социальное, + физиология, психология; это свойство человека; вкл внешнее и внутреннее. Реч деят-ть — понятие человеческой речи вообще, как свойство, присущее человеку):

langue (язык – речевая деятельность минус речь, важнейшая часть реч д-ти)

РЕЧ. ДЕЯТ-ОСТЬ

 parole

Язык противостоит речи — этой второй стороне речевой деятельности.

Однако, признавая социальный характер языка, де Соссюр подчеркивает и его психическую природу; язык — это «ассоциации, скрепленные коллективным согласием, совокупность которых и составляет язык, суть реальности, имеющие местонахождение в мозгу».

14 стр., 6550 слов

Социологическая концепция О. Конта

... образования человека зависит от внешних факторов, а не от него самого". 7. Социологическая концепция М.Вебера Макс Вебер (1864--1920), Германия. Родоначальник «Понимающей социологии». Разработал теорию бюрократии. ... факторы обуславливают разделение труда и побуждают интеллектуальных и моральных черт человека. Позитивист О. Конт - предложил выделить социологию как отдельную науку в 1836 году. Его ...

=> психическая сущность лингвистического знака => психологический социологизм концепции де Соссюра.

Две стороны РЕЧИ (как индивидуальный акт И как совокупность всего, что говорят люди. НО речь-таки индивидуальна!!)

Речь — это «индивидуальный акт воли и понимания, в котором надлежит различать:

1) комбинации, (как говорящий использует языковой кодекс с целью выражения своей личной мысли)

2) психофизический механизм (объективация кодов)

С другой стороны, речь — «сумма всего, что говорят люди», и включает:

а) индивидуальные комбинации, зависящие от воли говорящих;

б) акты говорения (необходимые для выполнения комбинаций).

Следовательно, в речи ничего нет коллективного: проявления ее — индивидуальны и мгновенны».

Язык и речь взаимно предполагают друг друга. Язык для того, чтобы речь понимали, чтобы она выполняла свою роль. Речь нужна для установления языка, факт речи исторически предшествует языку. Они внутренне едины, НО совершенно различны.

Это обусловлено свойствами языка и речи:

1. Язык — социальный продукт, речь же всегда индивидуальна. Каждый акт речи порождается отдельным индивидом, а язык воспринимается в таком виде, в каком он завещан нам предшествующими поколениями.

2. Язык потенциально существует в каждом мозгу в виде грамматической системы; речь – реализация потенциальных возможностей!

3. Язык отличается от речи, как существенное от случайного.

=> отдельно изучать каждую из сторон речевой деятельности, различать две науки — лингвистику языка (изуч язык) и лингвистику речи (второстепенная, изуч особенности индивид речи)

Язык как система

Де Соссюр различает два типа отношений в системе языка — синтагматические и ассоциативные.

1)Синтагматические отн. Лингвистические единицы выстраиваются в линию, и в силу принципа линейности каждая единица входит в сочетание с соседними единицами. Такие сочетания, опирающиеся на протяженность, он называет синтагмами. Синтагма может состоять из двух или нескольких единиц.

2) Ассициативные отн. находятся «в мозгу; они составляют запас, который у каждого индивида образует язык». Объединение слов по общности корня или суффикса, на основе случайного сходства акустического образа или на основе общности значения.

Де Соссюр рассматривал языковую систему как математически точную систему. Две особенности системы: а) все члены системы находятся в равновесии, б) система является замкнутой. Совокупность отношений определяет функционирование языка как средства общения. Этим обусловливается социальный характер языка.

15 стр., 7066 слов

35. Психофизиология речи: уровни внутренней речи, периферические ...

... номинативную функцию языка и речи и служит в онтогенезе основой для дальнейшего развития механизмов внутренней речи. следы словесных сигналов в коре мозга ребенка вместе ... сети фактически представляют собой морфофункциональный субстрат второй сигнальной системы. К периферическим органам речи относятся: энергетическая система дыхательных органов, необходимая для возникновения звука (легкие и ...

Учение о лингвистическом знаке

Ф. де Соссюр так определяет язык с точки зрения его знаковости:

«Язык — это система знаков, в которой важно соединение смысла и акустического образа, причем оба эти элемента знака в равной мере психичны».

3нак — комбинация понятия и акустического образа. Акустический образ — отпечаток звука, представление (получаем через органы чувств).

ЗНАК включает «понятие» — «означаемое» и «акустический образ» — означающее». Психическая сущность! Лингвистика как часть семиологии (учение о знаках), семиология часть психологии, значит и лингвистика часть психологии.

Принципы языкового знака:

1) языковой знак произволен; связь, соединяющая означающее с означаемым, произвольна. Т.е. отсутствие любых отношений с обозначаемым этим знаком предметом. Существование мотивированных слов облегчает человеку овладение системой языка, так как полная произвольность знаков затруднила бы их запоминание. Тут включается антиномия «изменчивость — неизменчивость» знака. Неизменчивость => люди употребляют знаки языка так, как установлено традицией предшествующих. Но в то же время языковые знаки подвергаются изменению.

2) принцип линейности знака. Акустические образы не могут возникать одновременно, они следуют друг за другом, образуя линейную цепь.

Но последовательно могут располагаться только звуки слов, а каждый звук обладает своеобразными звуковыми признаками. С точки зрения современной фонологии соссюровский принцип линейности касается звуков в слове, а не фонем.

Четыре обстоятельства, препятствующие внезапной перемене в языке:

1) произвольность знака «защищает язык от всякой попытки, направленной к его изменению»: нельзя решить, какой из произвольных знаков более рационален;

2) множественность знаков, используемых языком, затрудняет их изменение;

3) крайняя сложность языковой системы;

4) в каждый данный момент язык есть дело всех и каждого

Одним из главных моментов в лингвистической теории де Соссюра является его учение о ценности лингвистического знака, или о его значимости.

Значимость – функция, в конкретном языке. Ценность – во всех языках (грамм.категория).

Учение о синхронии и диахронии

Из противопоставления синхронии и диахронии де Соссюр сделал серьезные выводы:

1. Он полагает, что в синхронии обнаруживаются одни силы, в диахронии — другие. Эти силы нельзя назвать законами, так как любой закон должен быть общим и обязательным. Силы, или правила, синхронного состояния языка часто бывают общими, но никогда не становятся обязательными. Силы диахронного состояния часто представляются обязательными, но никогда не выступают как общие.

9 стр., 4328 слов

Семиотика. Общие представления о знаке

... 9 4 Сильные и слабые стороны учения Ф. де Соссюра. 14 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 16 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 17   ВВЕДЕНИЕ   Каждый язык ... языка. 5 2.2 Виды знаковых теорий. 7 2.2.1 Логико-математическая теория. 7 2.2.2 Философская теория. 8 2.2.3 Лингвистическая теория. 9 3 Учение Фердинанда де Соссюра о лингвистическом знаке. ...

2. Де Соссюр утверждает, что синхронный план одного языка гораздо ближе к синхронному плану другого языка, чем к своему прошлому (диахронному) состоянию. Таким образом, получается, что синхронное состояние современного русского языка ближе к синхронному состоянию, положим, японского языка, чем к диахронному состоянию старославянского языка.