Первая половина 19-го в. Романтизм

Зарубежная литература 19 в.

Журналисты 102 гр. 2013-2014 уч. г.

Лекции: д.ф.н. проф. Е.В. Тырышкина

Практические: асс. Д.И. Колотова

Учебные материалы

Список художественных произведений

  1. Новалис. Генрих фон Офтердинген.
  2. Л. Тик. Белокурый Экберт.
  3. Г. фон Клейст. Разбитый кувшин. Микаэль Кольхаас (или 2 др. новеллы на выбор).
  4. Э. Т. А.Гофман. Золотой горшок. Песочный человек. Крошка Цахес.
  5. А. Шамиссо. Удивительная история Петера Шлемиля.
  6. А. фон Арним. Изабелла Египетская. Рафаэль и его соседки (на выбор один из текстов).

Французский романтизм

  1. Б. Констан. Адольф.
  2. Р. Шатобриан. Рене.
  3. А. Мюссе. Исповедь сына века.
  4. В. Гюго. Собор Парижской Богоматери.
  5. Т. Готье. Капитан Фракасс. + 2 новеллы на выбор.
  6. Казот Ж. Влюбленный дьявол.

Английский романтизм

  1. Г. Уолпол. «Замок Отранто».
  2. Бекфорд У. «Ватек».
  3. У. Блейк. «Песни Невинности и Опыта».
  4. У. Вордсворт. Лирика (на выбор), «Предисловие к «Лирическим балладам»
  5. С. Т. Кольридж. «Сказание о Старом мореходе»
  6. В. Скотт. Баллады (на выбор), романы: «Пуритане», «Айвенго», «Роб Рой», «Квентин Дорвард» и др. (один на выбор).
  7. Дж. Г. Н. Байрон. «Дон Жуан»; «Беппо», «Корсар», «Лара», «Гяур», «Абидосская невеста» (одну поэму на выбор).
  8. Дж. Китс. Поэмы: «Изабелла, или горшок с базиликом», «Канун святой Агнессы», «Ламия» (одну на выбор); «Ода Психее», «Ода к греческой вазе», «Ода соловью», «Ода меланхолии», «Оде праздности», «Ода к осени» (две оды на выбор).
  9. М. Годвин-Шелли. Роман «Франкенштейн, или Современный Прометей»

Американский романтизм

  1. В. Ирвинг. «Жених-призрак», «Легенда о Сонной Лощине», «Рип Ван Винкль».
  2. Г. Д. Торо. Роман «Уолден, или жизнь в лесу»
  3. Н. Готорн. Роман «Алая буква»
  4. Г. Мелвилл. Роман «Моби Дик, или Белый Кит»
  5. Э. А. По. Поэзия: «К Елене», «Ворон». Новеллы: «В смерти — жизнь», «Золотой жук», «Правда о том, что случилось с мистером Вальдемаром», «Поместье Арнгейм», «Похищенное письмо», «Убийства на улице Морг», «Тайна Мари Роже» (2 на выбор) и др. Статья «Философия творчества».

Польский романтизм

5 стр., 2392 слов

Специфика романтизма Гофмана: новелла "Золотой горшок"

д.). Рассмотрим наиболее яркую особенность повести-сказки Гофмана «Золотой горшок», выдающих ее принадлежность эпохе романтизма. Мир сказки Гофмана обладает ярко выраженными признаками романтического двоемирия, которое воплощается в произведении различными способами. ...

  1. Я. Потоцкий. «Рукопись, найденная в Сарагосе»
  2. А. Мицкевич. Стихотворения. Поэмы.

Список учебной и научной литературы

а) основная литература:

1. История всемирной литературы: в 9 тт. М., 1987. Т.6.

2. История западноевропейской литературы. XIX век. Англия. СПб., 2004

3. История литературы США. В 5 тт. Т.2. Литература эпохи романтизма. М., 1999. Т. 3. Поздний романтизм. М., 2000.

4. Храповицкая Г.Н., А.В. Коровин. История зарубежной литературы. Западноевропейский и американский романтизм. М., 2007.

б) дополнительная литература:

1. Ален Г. Эдгар По. М., 1984.

2. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1989.

3. Бент М. И. Немецкая романтическая новелла. Иркутск, 1987.

4. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л., 1973.

5. Вайнштейн О.Б. Индивидуальный стиль в романтической поэтике// Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994.

6. Забабурова Н.В. Французский психологический роман. Ростов-на-Дону, 1992.

7. Зенкин С.Н. Серьезность легкомыслия (О прозе Теофиля Готье)// Готье Т. Два актера на одну роль. М., 1991.

8. Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин. Л., 1978.

9. Карельский А.В. Метаморфозы Орфея: беседы по истории западной литературы. М.,1998.

10. Карельский А.В. Немецкий Орфей. М., 2007.

11. Кривушина Е.С. Поэтика романтической прозы (на материале французской литературы).

Иваново, 1988.

12. Ковалев Ю.В. Эдгар Аллан По, новеллист и поэт. Л., 1984.

13. Лосев А.Ф. Романтизм // Литературная учеба. 1990. №6.

14. Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М., 1980.

15. Махов А.Е. Ранний романтизм в поисках музыки. М.. 1993.

16. Моруа А. Литературные портреты. М., 1971.

17. Обломиевский Д.Д. Французский романтизм. М., 1947.

18. Петровская Е. Кит как текст. Читая «Моби Дика» // Петровская Е. Часть света. М., 1995.

19. Реизов Б.Г. Французский исторический роман в эпоху романтизма. Л., 1958.

20. Романтические традиции американской литературы 19 в. и современность. М., 1982.

21. Сент-Бев Ш.О. Литературные портреты. М., 1970.

22. Спарк М. Мэри Шелли// Эти загадочные англичанки…М., 2002.

23. Трубников Н.Н. Притча о Белом ките// Вопросы философии. 1989. №1.

12 стр., 5510 слов

Психологический портрет российского предпринимателя(в отечественной ...

... он освоил производство шалей из шелка «на турецкий и французский манер», которые сам же и окрашивал. Популярность некоторых его изделий ... психологии предпринимателей 17-19 веков и современных деятелей бизнеса. 1. История становления предпринимательства в России 1.1 Характеристика первых российских предпринимателей: ... 26 Список литературы.. 27 Введение Предпринимательство известно с древних времен, ...

24. Тюпа В.И. Парадигмы художественности // Дискурс. 1997. №3-4.

25. Федоров Ф.П. Романтический художественный мир: пространство и время. Рига, 1988.

26. Федоров Ф.П. Художественный мир немецкого романтизма. Структура и семантика. М., 2004.

27. Художественный мир Э.Т.А. Гофмана. М., 1982.

28. Эстетика американского романтизма. М., 1977.

29. Эстетика немецких романтиков. М., 1982.

30. Эстетика раннего французского романтизма. М., 1982.

31. Ямпольский М. Б. Демон и лабиринт. М., 1996 (глава 3).

Дополнительный список литературы к курсу «Зарубежная литература 19-го века, 1-я пол. (романтизм)»

Общие работы:

Берк, Эдмунд. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного. М., Искусство, 1979.

Тодоров, Цветан. Введение в фантастическую литературу (любое издание).

Лахманн, Ренате. Дискурсы фантастического. М., 2009.

Луков Вл.А. Предромантизм. М., Наука, 2006.

Заломкина Г. В. Поэтика пространства и времени в готическом сюжете. Самара, 2006.

Заломкина Г. Готический миф. Самара, 2010.

Готическая традиция в русской литературе. М., 2008. С. 9-32.

Аникст А. Теория драмы на западе в первой половине 19 века. Эпоха романтизма. М., Наука, 1980.

Национальная специфика произведений зарубежной литературы XIX-XX веков. Проблемы романтизма. Межвузовский сб. научн. тр. Иваново, 1996.

Синий диван. Философско-теоретический журнал. М., 2010 (Вампиры)

Карельский А.В., Соболева Л.И. Золотой век романтической поэмы// «Свободной музы приношенье…»: Европейская романтическая поэма. М., 1988.

Антонов С. Тонкая красная линия. Заметки о вампирической парадигме в западной литературе и культуре// Гость Дракулы и другие истории о вампирах. СПб., 2009.

Немецкий романтизм

Ботникова А.Б. Немецкий романтизм: диалог художественных форм. М., 2005 (Гофман, Новалис, Тик).

Бент М.И. Концепция личности в «Фаусте» Гете и драматургии Г. фон Клейста // Гетевские чтения. 1984. М., 1986. С. 81-94.

Карельский А. О творчестве Генриха фон Клейста (1777-1811)// Генрих фон Клейст. Избранное. Драмы. Новеллы. Статьи. М., 1977.

Михайлов А.В. О Людвиге Тике, авторе «Странствий Франца Штернбальда»// Людвиг Тик. Странствия Франца Штербальда. М., 1987 (Серия «Лит. памятники»)

Соколова Е.В., Тураев С.В., Карташова И.В. Роман «Виттория Аккоромбона» и его автор // Людвиг Тик. Виттория Аккоромбона. М., 2003. (Сер. «Литературные памятники»)

Левинтон А. Г. Роман Э. Т. А. Гофмана «Эликсиры сатаны»// Э. Т. А. Гофман — Эликсиры сатаны (Сер. Литературные памятники).

М., 1984.

Микушевич В.Б. Миф Новалиса // Новалис. Генрих фон Орфтердинген. М., 2003. (Сер. «Литературные памятники»)

13 стр., 6323 слов

Романтизм XIX века

... поднимался до подлинной революционности (революционный Романтизм). Искусство прогрессивного Романтизма., выдвинувшее таких писателей, как Дж. Байрон, П. Б. Шелли, В. Гюго, А. Мицкевич, декабристы К. ... на переустройство общественного порядка, то пред­ставители консервативных групп в Романтизме идеализиро­вали добуржуазное, средневековое прошлое, которому придавалась видимость патриархальной идиллии. ...

Английский романтизм

Соловьева Н.А. У истоков английского романтизма. М., 1988 (Раздел «Готический роман»).

Вершинин И.В., Луков В.А. Предромантизм в Англии. Самара, 2002.

Альтшуллер Марк. Эпоха Вальтера Скотта в России. Исторический роман 1830-х гг. СПб., 1996. С. 11-29.

Глебовская А. Предварение // Блейк, Уильям. Песни Невинности и Опыта. СПб., 1993. С. 5-22 (билингва)

Кружков Г. Пироскаф. Из английской поэзии XIX века. СПб., 2008.

Вольперт Л. И. Лермонтовская концепция сна и европейская традиция (стихотворение «Сон» Лермонтова и поэма «Дон Жуан» Байрона).

Труды по русской и славянской филологии. Литературоведение. VII. Новая серия. Тарту. 2009. С. 142 – 154.

Вольперт Лариса. Хронотоп шуточных поэм Байрона, Пушкина и А. де Мюссе («Беппо», «Граф Нулин», «Мардош», «Домик в Коломне», «Намуна») // http://www.ruthenia.ru/document/529013.html

Аникст А. А. Байрон-драматург // Байрон Дж. Г. Пьесы. М., Искусство, 1959.

Скотт В. Заметки о «Франкенштейне, или Современном Прометее» // Шелли М. Франкенштейн, или Современный Прометей. Последний человек. М., 2010. (Сер. «Литературные памятники»)

Дьяконова Н.Я., Потницева Т.Н. Мэри Уолстонкрафт Шелли: вхождение в XXI век // Шелли М. Франкенштейн, или Современный Прометей. Последний человек. М., 2010 (Сер. «Литературные памятники»)

Кружков Г. О Джоне Китсе. Заметки переводчика// Китс, Джон. «Гиперион» и другие стихотворения. М., 2004. С.8-33 (билингва)

Горбунов А. «Воображения узывный глас» // С.Т. Кольридж. Стихотворения. М., 2004 (билингва)

Володарская Л.И. Свобода и порядок (вестморлендские озера в истории английского романтизма) // Поэты «Озерной школы». СПб., Наука, 2008. С.5-28.

Витковский Е. «Не иначе, здесь дьвол замешан!». Роберт Саути – мастер карнавала и гиньоля // Роберт Саути. Баллады. М., 2006 (билингва)

Самородницкая Е. Поэтика ужасного: восприятие «Исповеди англичанина, употреблявшего опиум» Т. Де Квинси в России // Контрапункт. Книга статей памяти Г. А. Белой. М., 2005. С.204-217.

Шептулин Н. Ужас и наслаждение Томаса де Квинси // Томас де Квинси. Исповедь англичанина, употребляющего опиум. М.: Ad Marginem, 1994.

Папперштейн П. Тело, текст, препарат (наши колонии в мозгу) // Томас де Квинси. Исповедь англичанина, употребляющего опиум. М.: Ad Marginem, 1994.

Кондратьев В. Показания поэтов // Томас де Квинси. Исповедь англичанина, употребляющего опиум. М.: Ad Marginem, 1994.

Дьяконова Н.Я. Томас де Квинси – повествователь, эссеист, критик // Томас де Квинси. Исповедь англичанина, любителя опиума. М.: Ладомир, Наука, 2000 (Серия «Лит. памятники»).

Дьяконова Н. Я. «Исповедь» Де Квинси в европейском контексте // Россия, Запад, Восток. Встречные течения. К столетию со дня рождения академика М. П. Алексеева. СПб., 1996..

Крылова М.П. «Исповедь англичанина, любителя опиума» Томаса де Квинси в контексте европейских литературных традиций // Вестник молодых ученых. СПб. 7. 2003. Серия: Филологические науки. 2. 2003. С.25-33.

13 стр., 6118 слов

Романтизм XIX века 2

... Вильгельмом и Фридрихом Шлегель, Ф.В. Шеллингом. Особенно характерен реакционный Романтизм для явлений литературы и искусства, порождённых феодальной реакцией как в Германии (художники-назарейцы), ... поднимался до подлинной революционности (революционный Романтизм). Искусство прогрессивного Романтизма., выдвинувшее таких писателей, как Дж. Байрон, П. Б. Шелли, В. Гюго, А. Мицкевич, декабристы ...

Шелли Перси Биши. Стихотворения / Пер., предисл. Р. Дубровкина. М.-СПб.: Летний сад, 2001. (билингва)

Гусманов И.Г. Лирика Шелли. 1801-1811. Орел, 2007.

Гусманов И.Г. Лирика Шелли. 1818-1820. Орел, 2007.

Дьяконова Н.Я., Чамеев А.А. Шелли. Серия: Литературоведение и языкознание. Отв. ред. Шейнкер В.Н. СПб., Наука 1994.

Китс, Джон. Сильны любовь и слава смертных дней…: Стихотворения. Письма. Сост. А.Я. Ливерганта, А.Г.Николаевской; Предисл. А.Я. Ливерганта. М., ВГБИЛ им. М.И. Рудомино, 2011 (билингва).

Французский романтизм

Шевякова Э.Н. «Вертер» и поэтика французского исповедального романа // Гетевские чтения. 1993. М., 1994. С. 50-60.

Федоров Ф.П. Художественный мир немецкого романтизма. Структура и семантика. М., 2004. С. 266-275 (о романе Констана «Адольф»).

Вольперт Л.И.. Лермонтов и французская литература // http://www.ruthenia.ru/volpert/lermontov/toc.htm

(Часть третья. Печорин и его французские «собратья»)

Вольперт Л.И. Пушкин и Шатобриан // Труды по русской и славянской филологии. Литературоведение. III. Tарту. 1999. С. 57 – 70.

Вольперт Л.И. Эстетизация рефлексии в прозе Лермонтова (Печорин и его французские «собратья») // Труды по русской и славянской филологии. Литературоведение. Новая серия V . Тарту. 2004. С. 127-167.

Американский романтизм

Шогенцукова Н.А. Опыт онтологической поэтики. Эдгар По. Герман Мелвилл. Джон Гарднер. М., 1995.

Пахолкина М. В. Эдгар По, литературный критик, поэт и прозаик, и традиции символизма. М.: Прометей, 2003. С.25-31.

Чередниченко В.И. «Ворон» Эдгара По: мир как вопрос // Эдгар Алан По. Ворон. М., Наука, 2009 («Лит. памятники»).

Ковалев Ю. «Эдем мечтаний и сновидений» // Эдгар Алан По. Стихотворения. СПб., 1998 (билингва)

Ковалев Ю.В. Ирвинг. Размышления о жизни, прижизненной славе и посмертной репутации Вашингтона Ирвинга, патриарха американской словесности. СПб.,1997.

Уракова А.П. Поэтика тела в рассказах Эдгара Алана По. М., ИМЛИ РАН, 2009.

Контрольная работа по зарубежной литературе 19 в. (1 пол.):

Готическая проза: Г. Уолпол, У. Бекфорд, М. Шелли, Ж. Казотт,

Я. Потоцкий, А. Радклиф и др. – на выбор

1. Выберите фрагмент романа/повести одного из авторов (выбранный фрагмент нужно

приложить к работе).

2. Укажите, какое место этот текст занимает в композиции всего романа,

обоснуйте свой выбор границ фрагмента.

3 стр., 1175 слов

Изучение личности в истории русской и зарубежной психологии

... и другие внерациональные компоненты психики – психодинамическая концепция (Э. Эриксон). В истории зарубежной психологии выделяются следующие направления в теории изучения личности: 1. Психоанализ. 2. ... 3. Гуманистическая теория личности. 4. Гештальтпсихология. Психоанализ – возник в начале ХХ века. Основатель З. Фрейд. Продолжателями этого направления были: Юнг (аналитическая психология), Адлер ...

3. Выполните анализ фрагмента, обращая внимание на структурные особенности

готической прозы, что типично для этой традиции, что выходит за ее рамки

(новаторство автора); как соотносится поэтика данного произведения с

контекстом литературной эпохи (предромантизм/романтизм).

Контрольная должна быть сдана до начала контрольной недели.

Практические занятия

Э.Т.А. Гофман. «Крошка Цахес»

  • Жанровая природа «Крошки Цахеса» (новелла, литературная сказка, каприччио).
  • Романтическое двоемирие в «К.Ц.».
  • Функции гротеска, характер иронии и способы ее выражения.
  • Система персонажей. Принципы группировки персонажей. Позиции повествователей и автора.
  • Ключевые мотивы «К.Ц.» (мотив золота, мотив музыки и т.д.)

Литература

Жирмунский В.М. Немецкий романтизм и современная мистика. – Спб, 1996.

Федоров Ф.П. Эстетические взгляды Гофмана. – Рига, 1972.

Чавчанидзе Д.Л. Феномен искусства в немецкой романтической прозе. Средневековая модель и ее разрушение. – М., 1997.

Чавчанидзе Д.Л. Романтический мир Э.Т.А. Гофмана // Гофман Э.Т.А. Золотой горшок и другие истории. — М., 1981.

Дмитириев А.С. Гофман // История зарубежной литературы XIX в. Ч. 1. / Под ред. проф. А.С. Дмитриева. — М., Изд-во Моск. ун-та, 1979.

Берковский Н.Я. Гофман // Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. — Л.: Худож. лит., 1973.

У. Блейк и «Озерная школа»

Тексты: У. Блейк «Песни Невинности», «Песни Опыта»; С.Т. Кольридж «Сказание о Старом Мореходе»; У. Вордсворт «Предисловие к лирическим балладам», баллады (любые).

«Озерная школа»: идеи, принципы, тематика, особенности поэтики (созерцательность, идеализация средневековья, патриархальные идеалы и т.д.), представители (С.Т. Кольридж, У. Вордсворт, Р. Саути):

  • поэтическая программа «Озерной школы» в «Предисловии к лирическим балладам» У. Вордсворта;
  • философско-поэтический контекст «Сказания о Старом Мореходе»: система худ. образов в поэме, их символический смысл.

У. Блейк. «Песни Невинности и Опыта»:

  • композиция «Песен…». Характер лирического сюжета;
  • сочетание «профанного» и «сакрального» в структуре сборника. Закрытость «истинного смысла» текста для «непосвященных»;
  • человек как микрокосм: поиск внутренней гармонии;
  • мотивная структура текста: образ ребенка, библейские мотивы, мотив музыки.

Литература

Вордсворт У. Предисловие к лирическим балладам // Литературные манифесты западноевропейских романтиков. – М., 1980.

15 стр., 7251 слов

Театр подтекста в драматургии Ибсена и Чехова

... подтекста в драматургии Ибсена. Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав - теоретической и практической и списка использованной литературы. Глава 1. Теоретические ... подтекста в драматургии; охарактеризовать своеобразие драматургии Чехова; исследовать особенности творчества Ибсена; рассмотреть роль символики и подтекста в чеховской драматургии; проанализировать отображение ...

Елистратова А. Поэмы и лирика Кольриджа // Кольридж С.Т. Стихи. – М., 1974 (Литературные памятники).

Дьяконова Н.Я. Английский романтизм: проблемы эстетики. – М., 1987.

Дьяконова Н.Я., Яковлева Г.В. Кольридж и его литературные современники // Филологические науки. 1994. № 5-6.

Батай Ж. Блейк // Батай Ж. Литература и зло. – М., 1994.

А. де Мюссе. «Исповедь сына века»

  • 1. Жанровая специфика романа. Традиция «исповедального романа».
  • 2. Драма одиночества в мире без трансцендентной опоры. Двойственность героя (мечтатель-циник).
  • 3. Романные пространства и их функции.
  • 4. Отражение «болезни века» в характере героя (разлад с обществом, бегство в природу, трагическая концепция любви)
  • 5. Концепция истории у Мюссе.

Литература

Гинзбург Л. Я. О психологической прозе. Любое издание.

Моруа А. Альфред де Мюссе // Моруа А. От Монтеня до Арагона. М., 1983.

Метафизика исповеди. Пространство и время исповедального слова. Материалы международной конференции (Санкт-Петербург, 26-27 мая 1997 г.).

Спб., 1997.

Михайлин В. Автопортрет Алисы в Зазеркалье// Новое литературное обозрение. № 56, 2002.

Э. По. «Падение дома Ашеров»

  • Роль пейзажа.
  • Пространственная структура замка
  • Время действия
  • Система персонажей. Сэр Родерик и его сестра. История рода.
  • Смысловые лакуны. Недостаток сюжетной информации.
  • Внутренний хронотоп героя.
  • Позиция и точка зрения рассказчика.
  • Функции вставных текстов.
  • Значение финала.

Литература

Заломкина Г.В. Пространственная доминанта в готическом типе сюжетного развертывания// Вестник Cамарского государственного университета, № 3 (13), Самара, 1999. – Режим доступа: 199930602.html

Ковалев Ю.В. Эдгар Аллан По, новеллист и поэт. Л., 1984.

По Э. А. Философия обстановки // По Э.А. Стихотворения. Новеллы. Повесть о приключениях Артура Гордона Пима. Эссе: Пер. с англ. / Э.А. По. – М.: Пушкинская библиотека, 2ООО; ACT, 2003.

По Э. А. Философия творчества // Эстетика американского романтизма. – М., 1977.

Пропущенные практические занятия должны быть отработаны в письменном виде (ответы на поставленные вопросы) и сданы до начала контрольной недели.

Вторая половина 19-го в

Художественные произведения

  1. Стендаль. Красное и черное.
  2. О. де Бальзак. Шагреневая кожа. Гобсек. Отец Горио. Евгения Гранде. Утраченные иллюзии. Блеск и нищета куртизанок (один роман на выбор)
  3. П. Мериме. Кармен. + 2-3 новеллы на выбор.
  4. Г. Флобер. Госпожа Бовари.
  5. Э.Золя. Жерминаль. Тереза Ракен (один роман на выбор).
  6. Т. Готье. Эмали и камеи.
  7. Ш. Бодлер. Лирика.
  8. Ч. Диккенс. Дэвид Копперфилд. Рождественские повести.
  9. Ш. Бронте. Джейн Эйр.
  10. Э. Бронте. Грозовой перевал.
  11. А.Теннисон. Лирика. Королевские идиллии.
  12. У. Уитмен. Листья травы.
  13. Э. Дикинсон. Лирика.
  14. М. Твен. Приключения Гекльберри Финна.
  15. Г. Ибсен. Кукольный дом.

Список учебной и научной литературы

а) основная литература:

8 стр., 3650 слов

Лингвистические направления XIX века: психологическое направление

... как процесс «статики и динамики» представлений – первичных атомов сознания (Кондрашов Н.А. История лингвистических учений. М., 1979, с.64). Психическая деятельность индивида как мыслительный процесс есть ... значении (смысле) слова и предложения, об ассоциативных и синтагматических отношениях. В ХХ веке проблематику ассоциативной психологии унаследовал бихевиоризм (от англ. – поведение). Еще Вильгельм ...

  1. Барт Р. Эффект реальности // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1994. http://www.biblioclub.ru/book/36044/
  2. Проскурнин Б.М., Яшенькина Р.Ф. История зарубежной литературы XIX века: Западноевропейская реалистическая проза: Учебное пособие. М.: Флинта, 2008.
  3. Осьмухина О. Ю. Казеева Е. А. От античности к XIX столетию. История зарубежной литературы. Учебное пособие. Москва: Флинта, 2010. — 318 с.
  4. Эсалнек А. Я. Основы литературоведения: Анализ романного текста. Учебное пособие. Москва: Флинта, 2004. — 92 с. http://www.biblioclub.ru/book/79487/

б) дополнительная литература:

  1. Адмони В.Г. Генрих Ибсен. – Л., 1989.
  2. Андрие Р. Стендаль, или Бал-маскарад. М., 1985.
  3. Ауэрбах Э. В особняке де Ла Молей. // Ауэрбах Э. Мимесис. М., 2000.
  4. Аникин Г.В. Эстетика Джона Рескина и английская литература XIX века. — М., 1986.
  5. Барт Р. Эффект реальности // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1994
  6. Бахтин М.М. Эпос и роман. СПб., 2000.
  7. Бахмутский В.Я. «Отец Горио» Бальзака. М., 1970.
  8. Бурова И.И. Проблема психологического анализа в романах У.М. Теккерея 1850 — 1860-х гг.// Филологические науки. 1994. № 3
  9. Валери П. Искушение (святого) Флобера // Валери П. Об искусстве. — М., 1993.
  10. Вахрушев В.С. Творчество Теккерея. Саратов, 1984.
  11. Гениева Е.Ю. Диккенс и Теккерей // «Вестник Европы» 2004, №12.
  12. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Любое издание
  13. Демидова О.Р. Шарлотта Бронте, Элизабет Гаскелл, Джордж Элиот в России (1850-е – 1870-е гг.).

    Автореф. дис. … канд. филол. наук. Л., 1990.

  14. Емельянинов С.П. «Ругон-Маккары» Э.Золя. – М., 1965.
  15. Женетт Ж. Моменты безмолвия у Флобера // Женетт Ж. Фигуры: В 2-х тт. – М., 1998. Т.1.
  16. Женетт Ж. правдоподобие и мотивация // Женетт Ж. Фигуры: В 2-х тт. – М., 1998. Т.1.
  17. Затонский Д.В. Европейский реализм XIX в. Линии и лики. Киев, 1984.
  18. Зенкин С.Н. «Госпожа Бовари» // Зенкин С.Н. Работы по французской литературе. Екатеринбург, 1999.
  19. Зингерман Б.И. Очерки истории драмы XX века. Чехов, Стриндберг, Ибсен, Метерлинк, Пиранделло, Брехт, Гауптман, Лорка, Ануй. — М., 1979
  20. История западноевропейской литературы. XIX век: Англия: Учебное пособие для студентов филологических факультетов высших учебных заведений / Л.В. Сидорченко, И.И. Бурова, А.А. Аствацатуров и др. СПб: СпбГУ, 2004.
  21. Катарский И.М. Диккенс в России. — М., 1966.
  22. Карельский А.В. От героя к человеку: Два века западноевропейской литературы. М., 1990. С. 197
  23. Кафанова О.Б. Жорж Санд и русская литература XIX века: мифы и реальность, 1830–1860. – Томск, 1998.
  24. Кеттл А. Введение в историю английского романа. — М., 1966.
  25. Моруа А. Ж. Санд. М, 1967.
  26. Моруа А. Литературные портреты М., 1967.
  27. Моруа А. Прометей, или жизнь Бальзака. Саратов, 1983.
  28. Набоков В. Лекции по зарубежной литературе. М., 1998.
  29. Писатели Англии о литературе XIX -XX вв. — М., 1981.
  30. Прево Ж. Стендаль: Опыт исследования литературного мастерства и психологии писателя. М.-Л., 1960.
  31. Проскурнин Б.М., Яшенькина Р.Ф. История зарубежной литературы 19 века. Западноевропейская реалистическая проза. Учебное пособие М., 2006.
  32. Резник Р.А. Роман Бальзака «Шагреневая кожа». Саратов, 1971.
  33. Реизов Б.Г. Годы учения Стендаля. Л.., 1978.
  34. Рензов Б.Г. Французский роман 19 в. М., 1977.
  35. Реизов Б.Г. Творчество Флобера. М., 1955.
  36. Саррот Н. Флобер — наш предшественник // Вопросы литературы, 1998 № 1-2.
  37. Сент-Бев Ш. «Госпожа Бовари» Гюстава Флобера // Сент-Бев. Литературные портреты. — М., 1970.
  38. Сильман Т. Диккенс. Очерки творчества. — Л., 1970.
  39. Соколова Е. А. Традиции романтизма в творчестве Шарлотты Бронте. Автореф. дис. … канд. филол. наук.. – СПб., 1995.
  40. Старобинский Ж. Шкала температур: язык тела в «Госпоже Бовари» // Поэзия и знание. История литературы и культуры. М., 2002.
  41. Храповицкая Г.Н., Солодуб Ю.П. История зарубежной литературы. Западноевропейский и американский реализм (1830-1860-е гг.).

    10 стр., 4906 слов

    Чарльз Диккенс

    ... меньше напоминают огромные, бесформенные, хотя и полные очарования, здания. Поздним романам Диккенса присущи гармония рисунка, взаимоподчиненность и соразмерность частей. «Реалистическую доминанту» определяли ... революции». Но все же, констатируя критическое положение, создавшееся в Англии, Диккенс, убежденный противник насилия, верный своей программе отрицания революционных преобразований, весьма ...

    М., 2005.

  42. Честертон Г.К. Чарльз Диккенс. — М., 1982.
  43. Трапезникова Н.С. Романтизм Ж. Санд. Казань, 1976.
  44. Успенский Б.А. Поэтика композиции. СПб., 2000.
  45. Флобер Г. О литературе, искусстве, писательском труде. Письма. Статьи. В 2х т. М., 1984.
  46. Эти загадочные англичанки..: Э. Гаскелл, В. Вулф, М. Спарк, Ф. Уэлдон пишут о сестрах Бронте, М. Шелли, Д. Остен. — М., 2002.

Контрольная работа по истории зарубежной литературы 19 в. (ч.2)

Поэтика европейского и американского реалистического романа

Задание:

1. Выберите фрагмент романа одного из авторов, включенных в список (выбранный фрагмент нужно приложить к работе).

2. Укажите, какое место этот текст занимает в композиции всего романа, обоснуйте свой выбор границ фрагмента.

3. Выполните анализ фрагмента, обращая внимание на то, как он соотносится с поэтикой данного автора, контекстом литературной эпохи, жанровыми установками.

Контрольная должна быть сдана до начала контрольной недели.

Практические занятия

П. Мериме. «Кармен»

  • Композиция новеллы. Соотношение точек зрения в повествовании.
  • Концепция «национального характера» в контексте новеллы.
  • Экзотическое и архетипическое в образе Кармен.

Литература

Андреев Л. Г., Козлова Н. П., Косиков Г. К. История французской литературы. М., 1987.

Луков В. А. Проспер Мериме. М., 1983.

Фрестье Ж. Проспер Мериме. М., 1987.

Стендаль. «Красное и черное»

  • Возможные интерпретации заглавия романа.
  • «Хроника XIX века»: история и герой. Идея наполеонизма.
  • Жюльен Сорель: романтическая традиция в изображении героя и ее разрушение.
  • Организация повествования в романе: соотношение голосов повествователя и героев; характер иронии.

Литература

Стендаль. Расин и Шекспир (любое изд.)

Андрие Р. Стендаль, или бал-маскарад. — М., 1985.

Ауэрбах Э. В особняке де Ла-Молей // Ауэрбах Э. Мимесис. — М., 2000.

Бальзак О. Этюд о Бейле // Бальзак О. Собр. соч. в 24 томах. — М., 1960. — Т. 24. — С. 162-218.

Вольперт Л.И.. Пушкин в роли Пушкина. Творческая игра по моделям французской литературы. М., 1998.

Г. Флобер. «Госпожа Бовари»

  • Особенности выражения позиции повествователя в романе (точка зрения, стиль).
  • Роль несобственно-прямой речи в структуре повествования.
  • Линии Эммы и Шарля в сюжете романа.
  • Художественное время и пространство. Провинция как хронотоп.

Литература

Женетт Ж. Моменты безмолвия у Флобера // Женетт Ж. Фигуры: В 2-х тт. – М., 1998. Т.1.

Зенкин С.Н. «Госпожа Бовари» // Зенкин С.Н. Работы по французской литературе. Екатеринбург, 1999.

Реизов Б.Г. Творчество Флобера. М., 1955.

Ч. Диккенс. Рождественские повести

Текст: «Рождественская песнь в прозе» (святочный рассказ с привидениями).

  • Жанр рождественского рассказа. Рождественские рассказы Диккенса как цикл.
  • Трехчастная структура рассказа. Специфика организации хронотопа.
  • Особенности повествования от первого лица, позиция рассказчика.
  • Система персонажей в рассказе. Образ ребенка в художественном мире Диккенса.
  • Система оппозиций в рассказе (тьма – свет, холод – жар и т.д.).

Литература

Ивашева В.В. Творчество Диккенса. – М., 1954.

Михальская Н.П. Чарльз Диккенс. – М., 1959.

Сильман Т. Диккенс. Очерки творчества. – Л., 1970.

Уилсон Э. Мир Чарльза Диккенса. – М., 1975.

Г. Ибсен. «Кукольный дом»

  • Смысл заглавия пьесы.
  • Особенности интриги, соотношение предыстории и действия; подготовка и реализация развязки.
  • Внешний и внутренний конфликт, явные и скрытые мотивировки поведения персонажей.
  • Способы изображения развития героини.

Литература

Адмони В.Г. Генрих Ибсен. Л., 1989.

Адмони В.. Генрик Ибсен и его творческий путь // Генрик Ибсен. Драмы. Стихотворения. М., 1972.

Зингерман Б.И. Очерки истории драмы XX века. Чехов, Стриндберг, Ибсен, Метерлинк, Пиранделло, Брехт, Гауптман, Лорка, Ануй. М., 1979.