Социологические концепции О. Конта и Г. Спенсера

Объект и предмет социологии как науки. Место социологии среди других научных дисциплин. Структура социологического знания.

Объект социологии- социальные отношения и формы их организации.

Предмет социологии- устойчивые формы социального взаимодействия людей. Предмет социологии подвижен и изменчив. Соц. Изменение происходит очень быстро.

Предмет науки- та область, объекта, которая наиболее интересна исследователю.

Место социологии среди других наук.

Философия(стремление выявить единый закон бытия) изучает общество умозрительно.

Социальная философия( стремление выявить единый закон существования человека, общества)

Физико-химические науки(наблюдается не изучение социального общения людей, а изучение людей как обычных физических тел)

Психология(сосредоточена на внутреннем мире человека, его восприятии, а социология — изучает человека через призму его социальных связей и взаимоотношений)

Социология не стремиться выявить общих законов и изучае

Общество на основе эмпирических методов.

Структура:1. с точки зрения уровней. А) Общая теория социологии. Б) Теория среднего уровня В) Конкретное социологическое исследование.

2. С точки зрения содержания.

Методология-система принципов и способов лежащих в основе накопления социологического знания.

Теория- совокупность суждений, объясняющие процессы развития социальной системы.

Эмпирия- комплекс конкретных социальных исследований, ориентированных на сбор и анализа реальных фактов.

 

2. Исторические и теоретические предпосылки возникновения социологии. Функции социологии и её роль в обществе.

Предпосылки возникновения-процесс формирования представления об обществе.

  • Исторические

Бурное промышленное развитие передовых стран. Нарастающая динамика социальных конфликтов. Артикуляция потребностей, зарождение гражданского общества.

  • Научные

Развитие частных общественных наук. Фундаментальное открытие в области естественных и точных наук.

Разочарование в прежних философических концепциях общего устройства.

 

Социология как наука возникла в конце 30 начала 40 годов 19 века. Основоположниками являются: Конт, Спенсер, Дюркгейм, Маркс, Вебер.

Ядро соц. концепции О. Конта: 1. Учение о социальной статике и социальной динамике. 2.Закон 3 стадий развития. 3. Иерархия или классификация наук.

7 стр., 3389 слов

Концепция социологии. Социальные факты.

... основывается на теории социального факта. Цель Э. Дюркгейма – доказать, что социология может и должна развиваться как объективная наука (должна иметь свой собственный предмет и он должен ... них можно лишь на основании объективных данных о поведении групп людей и де­ятельности социальных институтов. Другими словами, необходима со­циологическая объективизация общественного сознания, выраженная ...

Г.Спенсер Идея естественной соц-экономической революции. Первый стал разрабатывать системный подход к анализу общества. Ввел в оборот соц функция, соц система.

К. Маркс Идея о формационном или стадийном развитии общества.

Э. Дюркгейм Основные принципы социологизма( общество, индивидуальное поведение, формула:Соц факты необходимо рассматривать как вещи)

М. Вебер теория соц действия: (целерациональное(четкое осознание действия(деньги, капитал)), ценностно-рациональное, традиционное, аффективное(основанное на эмоциональном состоянии)

 

Функции социологии

1.Позновательная 2. Практическая 3.Идеологическая 4.прогностическая

Социологические концепции О. Конта и Г. Спенсера.

 

Французский ученый Огюст Конт считается родоначальником социологии. СОЦИОЛОГИЯ, по его мнению, должна быть позитивным изучением совокупности фундаментальных законов, охватывающих социальные явления, которые рассматриваются во. взаимосвязи:

для рассмотрения общества ввел термины «порядок» (уравновешенность групп и членов, общества, объединенных общими идеями и целями) и «прогресс» (использование знаний о законах развития и функционирования общества для решения назревших проблем);

в социологии выделил два основополагающих раздела: «статику» (изучение социальных и культурных институтов, формирующих общество) и «динамику» (анализ общества через выявление социальных изменений и прогресса);

принимал общество как живой организм, обладающий собственНОЙ структурой, каждый элемент которой должен рассматриваться с точки зрения полезности для общественного блага;

выделил четыре структурных элёмента (класса) в социальной структуре общества: 1) ученые; 2) банкиры, торговцы и предприниматели; 3) земледельцы; 4) рабочие. Отношения между классами основываются на разделении. труда и координации их деятельности. Достичь социального согласия этим группам удается при помощи социальных институтов: семьи, государства и религии.

 

Герберт Спенсер (1820—1903) был одним из самых ярких прёдставителей натуралистической ориентации в социологии, утверждавший, что «невозможно рациональное понимание истин социологии без рационального понимания истин биологии».

Опираясь на эту идею, Г.Спенсер развивает два важнейших методологических принципа своей социологической системы: эволюционизм и органицизм.

Эволюция — это интеграция материи.

 

Спенсер выделяет. неорганическую эволюцию (развитие Земли, Вселенной); органическую (биологическую и психологическую); надорганическую (социальную, морально-этическую).

В основе механизма социальной эволюции в теории Спенсера лежат три фактора:

возникает дифференциация ролей, функций, власти, престижа и собственности, так как люди в основе своей неравны с точки зрения приобретенного наследства, индивидуального опыта, условий, в которых они живут, случайностей, лишений, с которыми сталкиваются.

существует тенденция к усилению неравенства, углублению специализации ролей, росту неравенства власти и достатка. В результате первоначальные дифференциации, постепенно расширяются.

общество начинает делиться на фракции, классы, группы по классовым, национальным или профессиональным различиям. Появляются границы, охраняющие эти объединения, поэтому возвращение к гомогенности становится невозможным.

12 стр., 5614 слов

1.Социология г. Спенсера

... Понятия эволюционистской социологии Спенсера - "возрастающая связанность", "переход от гомогенности к гетерогенности", "определенность", — описывающие морфологическую структуру общества, позволяли английскому социологу-позитивисту проводить аналогию между биологической и социальной эволюцией, между ...

 

4. Основное содержание символического интеракционизма.

Как широкая теория, символический интеракционизм возник в 20-е годы XX века, в Чикагской школе. Основателем его является американский социолог Джордж Мид. Символический интеракционизм сосредотачивается на анализе символических аспектов социальных взаимодействий. Основной принцип интеракционизма тот, что индивид воспринимает (оценивает) себя в соответствии с оценками других, то есть личность становится для себя тем, что она есть через то, что она представляет, из себя для других в социальном мире.

В первые десятилетия нашего века изучение Я — концепции временно переместилось из традиционного русла психологии в область социологии. Я — концепция (лат. conceptus – понятие) — система представлений человека о самом себе. Формирование Я– концепции человека происходит при накоплении опыта решения жизненных задач и при оценивании их со стороны других людей, прежде всего родителей. Основными источниками Я – концепции выступают:

  • Сравнение себя с другими
  • Свидетельства восприятия другими
  • Оценка результатов деятельности
  • Переживание внутренних состояний
  • Восприятие своего внешнего облика

 

Символический интеракционизм опирается на три основные посылки:

Во-первых, люди реагируют на окружающую среду в зависимости от тех значений — символов, которыми они наделяют элементы своего окружения.

Во-вторых, эти значения (способ связи явления и символа) выступают продуктом социального повседневного межличностного взаимодействия – интеракции.

И, наконец, в-третьих, эти социокультурные значения подвержены изменениям в результате индивидуального восприятия в рамках такого взаимодействия. «Я» и «другие» образуют единое целое, поскольку общество, представляющее собой сумму поведений составляющих его членов, накладывает социальные ограничения на поведение индивида. Хотя чисто теоретически и возможно отделить Я от общества, интеракционизм исходит из того, что глубокое понимание первого неразрывно связано со столь же глубоким пониманием второго — в том, что касается их взаимозависимого отношения.

Основные принципы и методы позитивистско-натуралистической школы в социологии

Середина и вторая половина XIX в. в интеллектуальной истории Запада — время почти всеобщего увлечения успехами естествознания и расцвета позитивистско-натуралистического мировоззрения, под определяющим влиянием которого развивалась тогдашняя социология.

 

Эволюционная теория Ч. Дарвина заставила ученых обратить внимание на тот простой факт (игнорировавшийся ранее вследствие господства теологического мировоззрения), что между человеком и животным имеется не только различие, но и сходство, что человек — продукт длительной биологической эволюции и одно из звеньев ее цепи. Эволюционная теория стала одним из основных факторов идейного климата второй половины XIX в. Эволюционизм как ведущее направление общественной мысли того времени опирался на представление о единстве законов истории природы и человека, о единстве метода естественных и общественных наук, подрывая тем самым провиденциалистские и финалистские объяснения развития

 

В биолого-эволюционных школах социальную эволюцию стали рассматривать как продолжение или составную часть биологической эволюции.

11 стр., 5085 слов

Биологические и социальные факторы развития ребёнка

... - искусствоведением; - социологией; - социальной психологией; - общей психологией; - дифференциальной психологией; - патопсихологией; - педагогической психологией и др. Методы исследования в возрастной психологии и психологии развития: Метод наблюдения - ... в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества. Так, в средневековой Европе взрослые относились к детям, как ...

 

Выдвижение на первый план тех или иных природных факторов или движущих сил социального развития, иногда методологических образцов определенной естественной науки служит основанием для классификации натуралистических школ. Так, биоорганическая школа особое значение приписывала структуре социального целого, расово-антропологическая — влиянию биологической природы человека, его расовых черт и генотипа на общественную жизнь, социальный дарвинизм — борьбе за существование и естественному отбору, географическая школа — географической среде и пространственному размещению людей и т. д.

 

Виднейшим представителем натуралистической ориентации в социологии был Герберт Спенсер (1820—1903).

 

Эволюция для английского социолога — универсальный процесс, одинаково объясняющий все изменения как природной всеобщности, так и самых частных социальных и личностных феноменов. Он сторонник так называемого организмического подхода к социальным фактам и рассматривает общество по аналогии с единым биологическим организмом.

 

Плодотворной была догадка о том, что процесс развития («разрастания») любой единицы или совокупности единиц сопровождается прогрессирующей дифференциацией их структур и функций: чем более развит организм, тем он более сложен. Далее, как только его части становятся непохожими друг на друга, они начинают взаимозависеть друг от друга. Так, в простых обществах, где составные части однородны, они могут легко взаимозаменяться. В сложных же обществах неудачные действия одной части не могут быть компенсированы действиями другой их части. Поэтому сложные общества более уязвимы и хрупки по своей структуре, чем их более ранние и менее сложные предшественники. Возрастающая взаимозависимость элементов в сложных обществах и, следовательно, уязвимость, привносимая этой взаимозависимостью, делают необходимым создание некой регулирующей системы, которая контролировала бы действия составляющих частей и их координацию. Такая координация аналогична координации в живом организме.

 

Степень строгости и масштабы внутреннего управления являлись для Спенсера признаками различия между типами обществ. Например, он выделял общества «воинствующие», регулируемые путем жесткого принуждения, и общества «индустриальные», где контроль и централизация слабее.

 

Со временем спенсеровская концепция «однолинейной» эволюции, т. е. непрерывного поступательного движения обществ, модифицируется в теорию усложненной «многолинейной» эволюции, предполагающей в отдельных случаях даже возможность социальной деградации.

 

Социологическая теория Спенсера является предшественницей структурного функционализма. Спенсер первым применил в социологии понятия структуры и функции, системы, института. Изменения в структуре, по его мнению, не могут происходить без изменения функций: увеличение размеров социальных единиц неизбежно пробуждает в них прогрессирующую дифференциацию социальной активности, естественное разделение труда.

 

Спенсер подобно Дарвину выдвинул идею «естественного отбора» наиболее приспособленных. Увеличение населения стимулирует все большую социальную активность: требуется все большая изобретательность, чтобы выжить. Наименее развитые группы и индивиды вымирают, поэтому общий уровень развития и интеллекта должен постепенно возрастать. Выживут лишь те, кто превосходит других в интеллектуальном отношении. Но этот прогрессивный эволюционный механизм разрушится, если будет допущено государственное вмешательство.

12 стр., 5893 слов

АЛСТЕД Я. — Психология, социология, общество. Модели мотивации

... (вышедшая на датском языке в 2001 г. "Развитие человеческого общества – критическое введение в историческую социологию"). Модель мотивации. Психологию и психоанализ критиковали за узость ... фокуса: психологическое развитие одного человека не объясняет социетального уровня [ ...

 

Спенсер внес несомненный вклад в социологию знания. В своих трудах он отвел много места проблеме объективности социального исследователя, освобождения его от возможной исторической и классовой предвзятости.

 

Эмпирическая тенденция в западной социологии

 

Эмпирическая социология — это не что иное, как совокупность методических и технических приемов для сбора первичной социологической информации. Это достаточно самостоятельная научная дисциплина, которая имеет и другие названия. Соответствующая ей учебная дисциплина так и называется: «Методика и техника конкретных социологических исследований». Иногда ее называют прикладной социологией. Строго говоря, это не очень правильно. Поскольку методы и независимые открытия социологии часто носят прикладной характер, понятие прикладной социологии не представляет собой ни отдельной развитой отрасли дисциплины, ни термина, обычно используемого социологами. Эмпирическую социологию называют также социографией. Такое наименование представляется более точным, поскольку оно подчеркивает описательный характер этой дисциплины.

 

1.Наибольшего развития эмпирическая социология достигает в США благодаря исследованиям Чикагской школы — группы ученых, целью таких исследований являлась выработка практических рекомендаций по совершенствованию тех или иных сторон жизни на основе собранного эмпирического материала. Для этого они впервые стали использовать полевые исследования, опрос, интервью.

 

2.Эмпирическая социология развивалась в разных направлениях: бихевиористское направление отвергало большие социальные общности как предмет социологии и рассматривало в качестве такового поведение индивида как реакции на поведение других людей. Психологическое направление объясняет общественные явления психическими факторами, действием сознания.

 

Современный вариант эмпирической социологии возник в 20-30-е гг. XX в. в США. Причины ее возникновения связаны с теоретико-методологической беспомощностью раннего позитивизма, попыткой преодолеть теоретизирование, а также с возникновением идей о необходимости объективного эмпирического обоснования социальных явлений. Развитие эмпирической социологии вызвано усилением реформаторского движения, частью которого становится социология. На нее возлагают большие надежды. В эмпирической социологии можно выделить две ветви: прикладную и академическую. Прикладная решает практические задачи. Объект академической — системное знание отдельных областей общественной жизни.

 

Основные понятия структурно-функционального анализа.

Структурный функционализм Талькоты Парсонса и Роберта Мертона.

В своих разработках они опирались на:

а) системный подход в изучении общества и

б) принципы функционального подхода Спенсера.

 

Таким образом авторы структурно-функциональной концепции предложили рассматривать общество как целостную систему, элементы которой находятся в функциональных связях и отношениях друг с другом. Этими элементами могут быть индивиды, группы, группы, общности и т.д., внутри которых и между которыми устанавливаются структурные функциональные связи. Характер этих функциональных связей позволяет построить более или менее полную картину общества. Социальная система представляет собой универсальный способ организации социальной жизни, который возникает в результате взаимодействия социальных действий на базе диктуемых социальных ролей. Понятие структура у Парсонса — это совокупность устойчивых отношений индивидов (элементов).

9 стр., 4269 слов

Современное российское общество и его социальная структура

... таких тенденций в развитии социальной структуры современного российского общества — ее усложнение. В ... социальной структуре современного российского общества. В социологии под социальной структурой чаще всего понимают устойчивые социальные образования, связи и отношения. Социальная структура общества ... и проблемы с трудоустройством этих людей, оказавшихся в силу обстоятельств безработными. ...

В социальной структуре функционируют социальные связи — взаимодействия. Это побудило ввести Парсонса понятие «функция». И общество по этой концепции нужно начинать изучать не с изучения структурных элементов, а как функционирующую систему, изучая непосредственное взаимодействие и функции структурных элементов. Исходным тезисом структурного функционализма являлся тезис

 

Слабость такого подхода, как утверждают критики в том, что он дает лишь моментальный портрет общества, но не раскрывает генезиса и развития общества.

 

10. Социологическая мысли в России: её специфика и основные направления.

1. Развитие социологической науки в России во второй половине XX в. обусловлено рядом особенностей:

медленное складывание социальных предпосылок капитализма и институтов гражданского общества. Биполярная структура российского общества («низы — верхи») при практическом отсутствии среднего класса стимулировала высокую степень насилия, особую карательную роль государства в интеграции общества. Коллективные (общинные) формы социальной общности обусловили неразвитость индивидуального сознания, приоритет общественного интереса над личным;

интегрирующим началом выступало православие:

заметное влияние идеологии. В общественном сознании российского общества преобладали крайности — консерватизм и радикализм. Первый был связан со славянофильством, с поиском особого пути развития России. Радикализм настаивал на революционных методах преобразования общества (начиная от декабристов и завершая большевизмом).

 

2. Основные направления и школы в российской социологии:

школа интегральной социологии –П.А.Сорокин (1889 – 1968гг) – общество рассматривается как социокультурная система в целом; В структуре социологии выделял 4 раздела

общее учение об обществе

социальная механика (исследование закономерностей социальных явлений, формулирование статистических законов общества)

социальная генетика ( учение о происхождении и развитии общества и его институтов, тенденции развиия об-ва)

социальная политика – прикладная дисциплина

школа субъективной социологии; П.Л.Лавров (1828 1900) и А.К.Михайловский (1842—1904) — акцентировал внимание на доминирующую роль сознания в общественном развитии.

 

Основные направления по Лаврову:

определение предмета и метода социологии как науки, которая исследует формы проявления , усиления и ослабления солидарности м/у сознательными органическими особями. Преобладающий метод социологии — исторический.

создание теории социального прогресса, в которой 2 аспекта: а) теоретический – рассмотрение целей и средств общественного развития б) практический – обоснование долга личности активно участвовать в преобразовании общества.

10 стр., 4599 слов

1.Социология как наука: структура и уровни социального знания 2

... социология имеет объект изучения. Это общество в целом, социальные группы, личности. Предметом изучения социологии будут выступать социальные отношения в обществе. Это определяет и структуру ... воспринятую систему принципов. В своем развитии люди нередко застывают на подступах к ... ситуационное распределение власти, можно говорить об эгалитарных семьях. По критерию социального положения супругов ...

 

Основные направления по Михайловскому:

прогресс есть постепенное приближение к целостности обoщества, к возможно полному и всестороннему разделению труда между его органами и возможно меньшему разделению труда между людьми.

психологическое направление – Л.И.Петражицкий (1867 -1931) и А.И.Карев (1850 – 1931).

 

Л.И.Петражицкий в качестве предмета социологии выделяет формы и мотивы участия индивида в общественной жизни.

 

Согласно представлениям Кареева – общество есть сложная система психических и практических взаимодействий личностей. Общество делится: культурные группы и социальную организацию

марксистское направление; — Г.В.Плеханов (1856 – 1918) и В.И.Ленин (1870 – 1924).

 

Г.В.Плеханов отстаивал идею обусловленности общественного развития способом материального производства. Он выделял наличие общих закономерностей развития общества, которые осуществляются в деятельности народа, масс.

 

Заслуга В.И.Ленина – творчески развил многие положения классического марксизма применительно к условиям России.

плюралистическое направление. – М.М.Ковалевский (1851 – 1916) – объяснение соц-х явлений с учетом экон-х, геогр-х, биол-х, психол-х факторов. Он использовал компаративный (сравниельный) метод , позволяющий выявить общее и особенное в развитии различных народов.

 

Формирование социального заказа на проведение социологического исследования

1. Подготовка исследования

На подготовительном этапе уточняется тема исследования, разрабатывается теоретическая концепция, готовятся программа исследования, методические документы, определяется инструментарий, формируются исследовательские группы, составляются графики работ, решаются вопросы материально-технического обеспечения.

2.Сбор первичной социологической информации

Работа в практической зоне социолога, работа на улице, на работе, в классах, домах. Информация собирается путем опроса, анкетирования, наблюдения, анализа, эксперимента и т.д. Полевым этот этап называется потому, что он проводится в естественных условиях, отличных от лабораторных, т.е. тех, в которых преимущественно проходила предыдущая исследовательская работа.

3.Подготовка информации к обработке. Сама обработка

З этап -связан с изучением собранного материала, его сверкой с расчетными параметрами. Составляется программа обработки информации на ЭВМ— обобщение и свертка первичной информации, ее превращение в удобную для последующего анализа.

4.Анализ обработанной информации, подготовка отчета, формулировка выводов.

Делаются выводы о подтверждении или опровержении гипотез, выявляются социальные связи, тенденции, закономерности, противоречия, новые социальные проблемы. Оформляются результаты исследования. Итоги работы выливаются в служебные документы: отчет, приложение к отчету и аналитическую справку, содержащую выводы и рекомендации. В качестве итоговых документов выступают справка, информационная записка, аналитическая записка, отчет о научно-исследовательской работе.

10 стр., 4615 слов

Место человека в социальной структуре общества

... основной, изначальный элемент этой структуры, без которого нет и быть не может ... общество формирует человека как существо мыслящее, обладающее речью и способное к целенаправленной творческой деятельности формирует личность. Особое место в социальной структуре общества занимает человек как ...

Выборка в социологическом исследовании

При проведении исследования необходимо установить контингент опрашиваемых в соответствии с его целями и задачами. Большинство социологических исследований носят не сплошной, а выборочный характер, потому что сплошной охват изучаемой совокупности требует недопустимо высоких материальных и временных затрат. В соответствии с четкими правилами отбирается определенное количество людей, которые по своим социально-демографическим характеристикам соответствуют структуре изучаемого объекта. Такая операция в социологии называетсявыборкой.

 

Генеральная совокупность- совокупность всех возможных соц.объектов, которые подлежат изучению в пределах программы исследования.

Выборочная совокупность- часть объектов генеральной совокупности, отобранная с помощью специальных приемов для получения информации о всей совокупности.

Репрезентативность- свойство выборочной совокупности воспроизводить параметры и значимые элементы структуры генеральной совокупности.

 

Чем больше величина выборки, тем меньше вероятность ошибки. Выборка считается репрезентативной, если количество респондентов включенных в выборочную совокупность составляет 10% от генеральной совокупности.

Виды выборки:

1.Механическая( каждый 3,5,10)

2.Серийная: генеральная совокупность разбивается на однородные части и из каждой отбираются пропорциональные части, например по 20%

3.Гнездовая: в качестве отбора выступают группы, последующим сплошным использованием их. Если состав групп схож.

4.Метод основного массива( 60-70% генеральной совокупности)

5.Квотный метод: при большой генеральной совокупности и требует для отбора респондентом не менее 4 признаков

Виды ошибок: 1.Случайные ошибки 2.Погрешности вычислений 3.Систематические ошибки

Измерение в социологии

Измерение — это процедура, с помощью которой измеряемый объект сравнивается с некоторым эталоном. Получается числовое выражение в определенном масштабе или шкале.. Такую тонкую материю, как отношение, например, к выполняемой работе, социолог выражает с помощью цифровых показателей. В принципе, можно измерить практически любые свойства социальных объектов, качественные и количественные. Количественные (возраст — число исполнившихся лет, заработок — денежные единицы,) Качественные характеристики (социальная принадлежность, мнение людей, отношение к работе, оценка качества жизни.

Нахождение эталона измерения, как правило, осуществляется в три этапа, стадии:

  • Качественная классификация объекта исследования.
  • Поиск эмпирических индикаторов или внешних признаков тех свойств объекта, которые поддаются расположению в континуум. Индикатор — внешне хорошо различимый показатель изменяемости признака.
  • Проверка работы индикатора применительно ко всей изучаемой выборке, совокупности.

 

В результате всех указанных процедур устанавливается эталон или шкала измерения.

 

Социальная структура и социальная стратификация в обществе. Особенности динамики социальной структуры общества

Социальная структура- структура общества в целом, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих групп.

  • они занимают разное положение в системе социального неравенства данного общества по основным социальным критериям (власть, доход, престиж, собственность);
  • они связаны между собой экономическими, политическими и культурными отношениями;
  • они являются субъектами функционирования всех социальных институтов данного общества и прежде всего экономических.

Стратификация-расслоение, слой, пласт

10 стр., 4555 слов

Психологическая структура личности. Социальная структура личности

... людей важно определить наличие и уровень развития у них способностей. Высший уровень развития способностей называется талантом.   Социальная структура личности включает совокупность ... вероятнее всего произойдет в обществе при условии сохранения существующих социальных тенденций? Внормативном же ... бюро - канцелярия и греч. кратос - власть) отношения, при которых начальники принимают реше­ния, ...

Страты- большие группы людей, которые различаются по своему месту в социальной структуре.

Сорокин считал, что таким основанием неравенства могут быть богатства, размеры богатства, образование, род занятий, партийная принадлежность и др.

Структура соц.стратификации:

1.Обладает собственностью уровень дохода (М. Маркс)

2.Собственность, доход, престиж, власть (М.Вебер)

3.Неравномерное распределение прав и ответственности и обязанностей в обществе.

 

Особенности политической социологии как отрасли социологического знания. Сущность и структура политической власти.

Политическая социология-отрасль социологии изучающая факторы, механизмы и формы социального действия людей в сфере государственной власти.

Политическая социология выясняет степень воздействия объективных и субъективных, материальных и идеальных, дифференцирующих и интегрирующих, статических и динамических факторов на политическое действие людей.

Политическая социология концентрирует свое внимание на поведенческих, а не институциональных (как политология) аспектах исследования сферы власти.

Политическая социология проводит не только эмпирический, но и теоретический анализ, а также вырабатывает практические рекомендации с целью совершенствования технологии политического действия.

Власть-преобладание одних людей над другими.

Структура власти:

Субъекты власти:

Государство и его институты, политические элиты и лидеры, политические партии.

Объекты власти.

Индивид, социальная группа, масса, класс, общество и т.д.Ресурсы власти.

Ресурсы власти.

Принуждение, насилие, убеждение, поощрение, право, традиции, страх, мифы.

Источники власти.

Авторитет, сила, престиж, закон, богатство, знание, харизма, тайна, интерес.

Функции власти.

Господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация, организация, мобилизация.

 

Культура как объект социологического анализа. Понятие массовой культуры. Основные функции культуры в обществе.

Соц. культура — это система соц. значимых ценностей, норм и правил поведения, представлений, идей, верований и традиций общих для людей, социально приобретенных, передаваемых от поколения к поколению и служащих упорядочению опыта и соц. регулирования.

Благодаря культуре функционирует и воспроизводится соц. структура общества, а благодаря обществу культура формируется, уберегается от разрушения под влиянием внешних факторов. Социум и культура – это две взаимосвязанные и взаимодействующие подсистемы единой общественной жизни, одна из которых выражает форму и структуры соц. взаимодействий людей и их коллективов, а другая – содержание, ценностно-смысловое значение таких взаимодействий.

В социологии культура проявляется как в материальной, так и в духовной форме.

Массовая культура- культура, которая используется для характеристики современного культурного производства и потребления (концертная музыка, китч без различия классов, наций, уровня материального состояния)

Функции:

  • Познавательная (формирование целостного представления о народе стране, эпохе)
  • Оценочная
  • Регулятивная
  • Информативная (осуществление передачи и обмена знаниями)
  • Социализации (усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей)

 

Социальные нормы и их роль в обществе

Социальные нормы — это правила, регулирующие поведение людей и деятельность организаций в их взаимоотношениях. Как отмечалось ранее, потребность в социальных нормах возникла на самых ранних ступенях развития человеческого общества в связи с необходимостью урегулировать поведение людей общими правилами. При помощи социальных норм достигается наиболее целесообразное взаимодействие людей, решаются задачи, которые не под силу отдельному человеку. Нормы это некие идеальные образцы (шаблоны), определяющие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях. Они различаются по типам.

Первый тип — это нормы, которые возникают и существуют только в малых группах (молодёжных тусовках, компании друзей, семье, рабочих бригадах, спортивных командах).

Они называются «групповыми привычками».

Второй тип — это нормы, которые возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом. Они называются «общими правилами». Это обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, манеры поведения. Любой социальной группе присущи свои манеры, обычаи и этикет. Есть светский этикет, есть манеры поведения молодёжи. Есть общенациональные традиции и нравы.

Социальные нормы выполняют в обществе очень важные функции. Они:

  • регулируют общий ход социализации;
  • интегрируют индивидов в группы, а группы в общество;
  • контролируют отклоняющееся поведение;
  • ·служат образцами, эталонами поведения.

 

Теории социального развития и социальных изменений. Структура социального процесса. Понятие социального факта.

Теория соц.развития

Динамика социального развития, по Марксу, обусловлена постоянно возникающим противоречием, конфликтом между развивающимися производительными силами, с одной стороны, и производственными отношениями – с другой. В свою очередь, и производственные отношения (базис) постоянно оказываются в конфликте с надстройкой и различными формами осознания этого базиса в обществе. В целом развитие производительных сил, согласно Марксу, является непреложным законом; они не могут не развиваться.

Социальное изменение обозначает перемены любого рода, происходящие в течение некоторого времени в социальных общностях, группах, институтах, организациях и обществах в их взаимоотношениях друг с другом, а также с индивидами; социальное изменение — наиболее общее понятие, характеризующее социальную динамику. Таким образом, социальные изменения, включающие в себя социальный прогресс определяют развитие. Другие же, которые не несут на себе ни положительного, ни отрицательного смысла, определяются как социальные перемены. При этом, одни и те же социальные изменения в обществе, иногда могут характеризоваться как прогресс/регресс, а иногда как простые социальные изменения.

Структура

1. Структурная составляющая позволяет определить содержание, форму, участников, направление и масштаб социального процесса.

2. Динамическая составляющая в отличие от структурной учитывает фактор времени, иначе говоря, рассматривает социальный процесс во временном измерении. С этой целью используются такие характеристики, как фазы (стадии) социального процесса, его продолжительность, интенсивность, ритм, обратимость.

3. Факторная составляющая обусловлена тем, что социальный процесс, как и любой другой процесс, детерминирован определенными причинами.

Социальный факт- единичное, общественно значимое событие или совокупность однородных событий, типичных для той или иной сферы социальной жизни или характерных для определенных социальных процессов.

38. Понятие глобализации и её основные характеристики.

Глобализация-процесс интеграции государств и народов в разных областях деятельности.

Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция (и, как правило, концентрация) в масштабах всей планеты капитала, рабочей силы, производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов. Происходит как увеличение количества общих для группы государств проблем, так и расширение числа и типов интегрирующихся субъектов