12. Московская школа. Лингв-е взгляды Фортунатова

Признаки Неограмматизма:

1. Занимаются грамматикой

2. Соц характер языка, не отрицая его псих и материальной сущности

3. Предмет языкознания — структура языка

4. На первом плане учение о яз форме

5. Уточнить аспекты исследования и классификацию яз дисциплин, цель — изучение современного состояния языков .

6. Протест против смешения грамматики с психологией и логикой.

Характеристики Московской школы:

1. Ведущее методологическое кредо — понятие индивидуального психологизма

2. Изучение языка как соц феномена

3. Проблематика становления лит яз

4. Изучения языка, помимо исторического изучения языка, и в синхроническом плане

Заслуги МЛШ

1) признание языка не только психическим, но и социальным явлением, тесно связанным с мышлением и подичнющимся в своём развитии и внешним, и внутренним, собственно языковым законам.

2) строгое разграничение описательного (синхронического) и исторического (диахронического) подхода в изучении языкового материала

3) признание системного характера языка

4) разработка теретической грамматики, опирающейся на конкретные языковые факты (учение о форме слова)

5) создание систематических сравнительных грамматик ИЕЯ

6) введение термина морфология вместо употреблявшегося термина этимология, который допускал смешение истории грамматических форм и их современного состояния

7) интерес к живым языкам и системное описание народных говоров

9) открытия в области СИ грамматики индоевропейских и славянских языков (теория дивергентно-конвергентной эволюции языка, методика установления относительной хронологии, признание диалектного членения ИЕ праязыка, восстановление ряда элементов фонологической системы ИЕ праязыка, открытие важнейших закономерностей праславянского языкового единства и др.)

МШЛ подготовила переход европейского и американского языкознания от компаративизма к структурализму.

Филипп Федорович Фортунатов (1848—1914) — представитель московской лингв школой или «формальной». В университете создал он свою научную школу. Его учениками и последователями были Е. Ф. Будде, В. М. Истрин, Б. М. Ляпунов, М. М. Покровский, В. К. Поржезинский, А. И. Томсон, Д. Н. Ушаков, М. Фасмер, А. А., Шахматов, Петерсон.

1 стр., 441 слов

Методика «Самооценка Эмоциональных состояний» (сокращённый ...

... 10. Сильный подъем, восторженное веселье. 9. Очень возбужден и в очень приподнятом состоянии. Восторженность. 8. Возбужден, в хорошем расположении духа. 7. Чувствую себя очень хорошо. ...

Научное наследие можно рассматривать в 2 аспектах:

1) Индоевропеист;

2) Лингвист, который занимался вопросами общего языкознания:

а) соотношение языка и мышления;

б) понятие внутренней формы;

в) типология классификации языков.

Грамматика — яз в формах; лексикология — слово без форм; семасиология — значение зависит от психологии; фонетика — история звуковой стороны языка.

В грамм различает морфологию (формы отдельных слов по отношению друг к другу) и синтаксис (формы отдельных слов по отношению к словосочетанию).

Так понимает ФФФ языковедение как науку о языке.

Язык – совокупность знаков, главным образом для мысли и для выражения мысли в речи, а кроме того, в языке существуют знаки для выражений чувствований. Для такого взаимодействия необходима членораздельная речь, которая связана с духовным развитием.

К единицам языка относит не только слова, но и словосочетания слов.

Слово: это всякий звук речи; это «комплекс звуков речи», имеющий в языке значение отдельное от других звуков и звуковых комплексов, являющихся словами. Простое: книга; сложное: неправда (если их разделить, то слово потеряет значение).

Учение о форме слова

Грамм. классы слов делятся на: полные слова (предметы мысли, части предложения, целые предложения, слова-названия); частичные (союзы, предлоги), междометия.

Слово способно выделять основную и формальную принадлежность Формы изменяют основную принадлежность. Формы устанавливаются в соответствии с другими словами.

Под формой слова Ф. понимал внешнее морфологическое выражение грамматического значения, т. е. сводил форму к наличию или отсутствию флексии (внешней или внутренней), к словообразовательным аффиксам.

Ограничение формы слова внешним звуковым выражением окончания, подмена сущности грамматической формы одним из факторов, создающих эту форму,— основной недостаток фортунатовской концепции формы слова.

Распределение слов по грамматическим классам у Фортунатова выглядит следующим образом. Выделяются: 1) слова с формами словоизменения; 2) слова без форм словоизменении. Первые, в свою очередь, подразделяются на: а) слова спрягаемые (глаголы в узком смысле слова); б) слова склоняемые (существительные): в) прилагательные — склоняемые слова (с согласованием в роде).

В существительных — склоняемых словах различаются: 1) существительные личные (т.е. местоимения 1-го и 2-го лица) и 2) существительные неличные, где различаются: а) существительные, имена (т.е. слова-названия) и б) существительные — местоимения неличные (т.е. местоимения с неличными местоименным’1 основами) [см. 64, /, 158—163].

Слово м. содержать больше одной формы и быть бесформенным. Если больше одной формы, то мы можем говорить о формах словообразования (различение признака в предмете и образование новых слов) и о формах словоизменения (указывают на отношение подлежащего и сказуемого и формы склонения, которые указывают на отношение одной формы мысли к другой).

5 стр., 2264 слов

Лекция Мышление. Основные формы логического мышления

... понятий раскрывается в суждениях. Суждения. Элементарной единицей мысли, в которой представлены отношения между объектами, являются суждения. Суждение – это форма мышления, в которой отражаются связи и отношения ... человек, тем самым, формулирует их и для себя. Такое формулирование, фиксирование мысли в словах означает членение мысли, помогает задержать внимание на различных моментах и частях этой ...

Язык — строгая система. Задача языковеда — понять язык, узнать причинно-следственную связь между явлениями.

Соотношение языка и мышления

Между языком и мышлением существует обоюдная связь: «эта зависимость заключается в том, что при посредстве слов мы думаем… и точно также по посредстве их мы получаем возможность думать так, как не могли бы думать при отсутствии знаков для мышления».

Язык – совокупность знаков, главным образом для мысли и для выражения мысли в речи, а кроме того, в языке существуют знаки для выражений чувствований. Для такого взаимодействия необходима членораздельная речь, которая связана с духовным развитием.

Суть теории языка и мышления

Процесс мышления состоит в образовании соотношений между представлениями. Представление – предмет, который через ощущение дает знать о себе.

«Представлением как известным духовным явлением называют тот след ощущения, который сохраняется некоторое время после того, как не действует уже причина, вызвавшая ощущение, и который впоследствии может воспроизводиться по действию закона психической ассоциации».

Отношения индивидуальны, соответственно, представления индивидуальны, отсюда следует, что чувственно-образная форма мышления на первом плане.

Связь представлений называется суждением, при этом суждения бывают положительными: объединение представлений; и отрицательными: отделение одного представления от другого представления.

Природа суждений

Суждение – психологическая категория, сущность которой есть связь двух представлений: господствующее (псих. подлежащее), подчиняющееся (псих. сказуемое).

Формой психологического суждения является грамматическое предложение.

Однако анализ предложения с грамматической точки зрения может не совпадать с анализом выраженного в нем психологического суждения. Так, например, предложение NN приехал из Москвы как психологическое суждение, по теории Фортунатова, членится на психологическое подлежащее NN приехал (факт, известный говорящему или слушающему) и психологическое сказуемое из Москвы (утверждение нового об известном факте).

В другой ситуации, например, в факте сообщения приехал NN психологическим подлежащим может быть сказуемое приехал (известный факт), а психологическим сказуемым — подлежащее NN (новый факт, сообщаемый говорящему или слушающему).

24 стр., 11863 слов

Курсовой проект — Развитие речи в раннем детстве и дошкольном ...

... жизни ребенка. Речь перестраивает все психические процессы: восприятие, мышление, память, чувства, желания и т.д. овладение речью ... мира. Речь – это процесс общения, опосредованный языком. Основной единицей языка считается слово. Оно имеет две характеристики – ... формами; накопления содержания для речи; установления социальных связей с окружающими. Необходимо подчеркнуть, что развитие речи ...

И наконец, возможна третья ситуация, когда все сочетание приехал NN входит в состав психологического сказуемого, а психологическим подлежащим выступает внеязыковое представление (приехавшего человека вообще).

Суждения м. называть предложениями. В реальном процессе мышления суждения не отделяются от предложения.

Ф. говорил о необходимости изучать историю языка, но это изучение не должно отрываться от исторических судеб народа. Язык рассматривается им как соц-историческое явление, задача ОЯ – исследование языка не на какой-то стадии его существования, а в постепенном развитии. Это принцип историзма.

Конвергентно-дивергентная теория ФФФ

Фортунатов подчеркивал связь языка с жизнью общества. Язык распадается на отдельные говоры в соответствии с разросшейся семьей или родом. Однако параллельно с процессами дифференциации общества и языка идут процессы интеграции. «Общество также возникает через соединение союзов, из которых каждый входит в это новое общество своим особым языком или диалектом. И эти диалекты начинают вести общую жизнь, вследствие чего различие, существовавшее между ними, может сглаживаться». Эта теория получила название конвергентно-дивергентной. Она противостояла компаративистскому учению об индоевропейском родословном древе, согласно которому развитие языков идёт только путем дробления языков-предков. Гипотеза Фортунатова получила подтверждение в трудах Н.С.Трубецкого, посвященных языковым союзам.

Компаративистика

«Сравнительное языковедение», «Сравнительная фонетика индоевропейских языков», «Сравнительная морфология» и др.

1) Параллельно с де Соссюром открыл закон о передвижении ударения от начала к концу слова в славянских и балтийских языках;

2) Реконструкция праиндоевропейского языка (звуки);

3) Языки нужно сравнивать не только в генетическом плане, но и в плане синхронии.

Закон Фортуна́това — де Соссю́ра

Закон: ударение передвигается с предшествующего слога с “прерывистой долготой” (нисходящая интонация) на последующий, если этот последующий слог был долгим. Если слог с дифтонгоидом, из которого родилось полногласие, произносился с восходящей интонацией, то ударение в совр.полногласии падает на второй слог (*vort-a — ворОта), а если с нисходящей, то на второй (*gold-ъ — гОлод).

Типологическая классификация языков

1) Агглютинативные – основа и аффикс как бы склоняются отдельно (урало-алтайские языки).

2) флективно-агглютинативные – основы слов сами имеют формы, образуемые флексиями основ (внутр.окончание – иврит).

3) Флективные – основа + аффикс.

4) Корневые (китайский, вьетнамский).

5) Полисинтетические – есть формы, образующие слова-предложения (языки американских индейцев).

Ф. приходит к идее универсализма. Общность языков нужно искать в звуковом облике языков и в физиологическом (общие законы), и в фонетическом (частные).

8 стр., 3871 слов

Теория ассоциативного поля в. П. Абрамов

... активностью, которая во многом зависит от ассоциативного восприятия данных лексем носителями языка, что может способствовать изменению их когнитивно-информационной значимости и образованию определенных ... самом начале на пути исследования этого механизма взаимодействия человеческого мышления и языка. Метод семантического поля в диахроническом исследовании языковых единиц и. Н. Курлюта ...

Ф. одним из первых попытался выделить формальные критерии, которые отделяют слово от морфем. Он создал формализованное учение о формах словообразования и формах словоизменения. Оказал влияние на синтетические воззрения Шахматова, Пешковского.