Зинченко Владимир Петрович | Биография

Зинченко Владимир ПетровичГоды жизни:1931 -дата смерти не известна

Родина: Харьков (СССР)

Зинченко Владимир Петрович — российский психолог, специалист в области общей, когнитивной, инженерной и экспериментальной психологии, эргономике, теории и методологии психологии, психологии развития. Один из создателей отечественной инженерной психологии.

Автор концепции перцептивных действий (совм. с А.В. Запорожцем), концепции микроструктурного анализа когнитивных процессов. Д-р психологических наук (1967), профессор (1968).

Чл.-кор. АПН СССР (1974).

Вице-президент Общества психологов СССР (1968—1983).

Зам. председателя Центра наук о человеке при Президиуме АН СССР (1989).

Поч. чл. Американской академии искусств и наук (1989).

Д. чл. РАО (с 1992).

Академик-секретарь Отделения психологии и возрастной физиологии РАО (1992—1997).

Чл. Президиума и председатель Экспертного Совета по психологии и педагогике ВАК (1995—2000).

С 2001 — д. чл. Отделения образования и культуры РАО. В разные гг. был чл. редкол. многих журналов («Вопросы психологии», «Вопросы философии», «Техническая эстетика», «Человек», «Journal of Russian and East European Psychology» (ранее — «Soviet Psychology» и др.).

Лауреат премии им. К.Д. Ушинского (совм. с А.В. Запорожцем, Л.А. Венгером и др., за монографию «Восприятие и действие», 1967).

Награжден медалью им. Г.И. Челпанова (2002).

Окончил отделение психологии философского фак-та МГУ им. М.В. Ломоносова (1948—1953) и аспирантуру НИИ психологии АПН РСФСР, защитив в 1957 канд. дис., посвященную исследованию ориентировочных движений руки и глаза и их роли в формировании произвольных движений. Работал в этом же институте в лаборатории детской психологии, возглавляемой А.В. Запорожцем, над проблемой развития восприятия и мышления дошкольников. В 1961 организовал в НИИ автоматической аппаратуры первую в стране лабораторию инженерной психологии, которой руководил до 1970 г. С 1969 по 1984 г. руководил отделом эргономики ВНИИ технической эстетики ГКНТ СССР. Одновременно с 1951 занимался преподавательской деятельностью, в том числе в МГУ им. М.В. Ломоносова (с 1960).

20 стр., 9582 слов

Психология дошкольного возраста как наука. Предмет и задачи

... предусматривает изучение психического развития, его механизмов и закономерностей согласно основам детской психологии, а не других наук или по аналогии с психических особенностей взрослого. При этом важно ... особенности восприятия окружающих людей и предметов, характер отношений с окружающими. Метод беседы (вопросов или интервью) можно использовать только после 4-5 лет, когда дети достаточно хорошо ...

В 1970—1982 возглавлял созданную им кафедру психологии труда и инженерной психологии на психологическом фак-те МГУ. В 1984 г. организовал кафедру эргономики в Московском институте радиотехники, электроники и автоматики (МИРЭА), которой продолжает заведовать. Кроме того, в конце 80-х гг. был зам директора Института философии РАН (1988—1991) и руководителем Центра наук о человеке (1988—1991), директором-организатором Института человека РАН (1988—1991).

В 1998 организовал и возглавил кафедру психологии в Государственном университете природы, общества и человека «Дубна». С 1998 г. З. — гл. н. с. Института общего и среднего образования РАО, руководитель Центра наук о человеке при этом институте, профессор Самарского педагогического ун-та. Научные интересы З. отличаются широтой и многосторонностью. Его первые исследования были направлены на понимание онтогенеза восприятия. Экспериментально изучались процессы формирования зрительного образа, опознания и идентификации элементов образа и др. Результаты были представлены в разработанной совместно с А.В. Запорожцем концепции перцептивных действий («Восприятие и действие», в соавт, М., 1967).

Последующие работы были посвящены исследованию зрелых форм перцепции, движения и действия: формированию зрительного образа, роли моторных компонентов в восприятии, развертыванию восприятия как перцептивной деятельности, разработке функциональной модели предметного действия.

Исследования в области когнитивной психологии включали работы по зрительной кратковременной памяти, визуальному и творческому мышлению, микроструктурному анализу когнитивных процессов («Формирование зрительного образа», М., 1969, в соавт.; «Психология восприятия», М., 1973, в соавт.; «Психометрика утомления», М., 1977, в соавт.; «Функциональная структура зрительной памяти. М., 1980, в соавт.; «Функциональная структура действия», М., 1982, в соавт.и др.).

Дальнейшая сфера научной работы З. существенно расширилась и касалась трех направлений: (1) Психологических проблем установки, сознания, деятельности, личности. (2) Проблем теории, методологии и истории психологии («Методологические вопросы психологии», М., 1983, в соавт.; «Человек развивающийся.

Очерки российской психологии», М., 1994, в соавт.; «Мысль и слово Густава Шпета», М., 2000).

(3) Проблем «человек — техника», которую З. трансформировал в проблему «Человек — культура — техника» («Основы эргономики», М., 1979, соавт. В.М. Мунипов).

8 стр., 3724 слов

Психология как наука. Роль психологических знаний в деятельности ...

... восприятия. СВЯЗЬ ПСИХОЛОГИИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ Рассмотрим связь психологии с другими науками. Стоит отметить, что в одних случаях психология активно использует достижения других наук ... педагогическую, социальную, генетическую психологию, зоопсихологию, инженерную, военную, медицинскую, юридическую психологию, психологию труда, спортивную психологию, психологию искусствоведу ства, патопсихологию ...

Особо следует отметить научно-координационную деятельность З., который совместно с коллегами возглавлял крупные научные проекты по инженерной психологии в оборонной промышленности. Привлекал к созданию инженерной психологии ведущие психологические учреждения, сотрудничал в этой сфере с ведущими психологами — А.Н. Леонтьевым, Б.Ф. Ломовым, В.Д. Небылициным, Б.М. Тепловым, П.А. Шеваревым, П.И. Зинченко, Ю.Б. Гиппенрейтер, М.И. Бобневой, О.К. Тихомировым, В.Н. Пушкиным, М.С. Шехтером и многими др.. Инженерная психология создавалась как наука, и ее концептуальный строй (принципы анализа деятельности оператора, понятия информационной и образно-концептуальной моделей и т. д.) также был делом научно-практических трудов З. Он один из инициаторов формирования новой вузовской специальности: «эргономика». Под его ред. были разработаны и приняты первые в стране инженерно-психологические требования, принципы и рекомендации по эргономике, опубликованы 30 выпусков трудов ВНИИТЭ. Работы З. в 1990-е гг. выходят за пределы экспериментально-прикладной проблематики. Он обращается к иной, чрезвычайно широкой области творческого приложения своих сил — проблемам личностного и духовного развития, эстетического воспитания и развивающего образования, формулированию принципов психологической педагогики, поэтической антропологии и органической психологии. Рассматривает проблематику психологии развития через поэтическое наследие О.Э. Мандельштама и философские идеи М.К. Мамардашвили («Возможна ли поэтическая антропология?», М., 1994; «Аффект и интеллект в образовании», М., 1995; «Образ и деятельность», М., 1997; «Посох Осипа Мандельштама и Трубка Мамардашвили. К началам органической психологии», М., 1997; «Живое знание.

Психологическая педагогика», Самара, 1997; «Психология доверия», М., 1999).

З. — автор первых отечественных учебников по эргономике для вузов: «Эргономика. Человекоориентированное проектирование техники, программного обеспечения и среды» (М., 1979, 1998, соавт. В.М. Мунипов) и др. Автор и редактор 4-х выпусков «Зрительные образы: феноменология и эксперимент» (1972—1975).

Автор и соред. «Психологического словаря», (М., 1983; 1996) и книги «Психологические основы педагогики», М., 2002. Свыше 100 его работ, в том числе 12 монографий, изданы за рубежом на англ., франц., испан., японском, венгерском, чешском и др. языках.

_________________________

История психологии в лицах. Персоналии / под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко. под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005