Зинченко Владимир Петрович | Биография

Зинченко Владимир ПетровичГоды жизни:1931 -дата смерти не известна

Родина: Харьков (СССР)

Зинченко Владимир Петрович — российский психолог, специалист в области общей, когнитивной, инженерной и экспериментальной психологии, эргономике, теории и методологии психологии, психологии развития. Один из создателей отечественной инженерной психологии.

Автор концепции перцептивных действий (совм. с А.В. Запорожцем), концепции микроструктурного анализа когнитивных процессов. Д-р психологических наук (1967), профессор (1968).

Чл.-кор. АПН СССР (1974).

Вице-президент Общества психологов СССР (1968—1983).

Зам. председателя Центра наук о человеке при Президиуме АН СССР (1989).

Поч. чл. Американской академии искусств и наук (1989).

Д. чл. РАО (с 1992).

Академик-секретарь Отделения психологии и возрастной физиологии РАО (1992—1997).

Чл. Президиума и председатель Экспертного Совета по психологии и педагогике ВАК (1995—2000).

С 2001 — д. чл. Отделения образования и культуры РАО. В разные гг. был чл. редкол. многих журналов («Вопросы психологии», «Вопросы философии», «Техническая эстетика», «Человек», «Journal of Russian and East European Psychology» (ранее — «Soviet Psychology» и др.).

Лауреат премии им. К.Д. Ушинского (совм. с А.В. Запорожцем, Л.А. Венгером и др., за монографию «Восприятие и действие», 1967).

Награжден медалью им. Г.И. Челпанова (2002).

Окончил отделение психологии философского фак-та МГУ им. М.В. Ломоносова (1948—1953) и аспирантуру НИИ психологии АПН РСФСР, защитив в 1957 канд. дис., посвященную исследованию ориентировочных движений руки и глаза и их роли в формировании произвольных движений. Работал в этом же институте в лаборатории детской психологии, возглавляемой А.В. Запорожцем, над проблемой развития восприятия и мышления дошкольников. В 1961 организовал в НИИ автоматической аппаратуры первую в стране лабораторию инженерной психологии, которой руководил до 1970 г. С 1969 по 1984 г. руководил отделом эргономики ВНИИ технической эстетики ГКНТ СССР. Одновременно с 1951 занимался преподавательской деятельностью, в том числе в МГУ им. М.В. Ломоносова (с 1960).

20 стр., 9582 слов

Психология дошкольного возраста как наука. Предмет и задачи

... его механизмов и закономерностей согласно основам детской психологии, а не других наук или по аналогии с психических особенностей взрослого. ... и предметов, характер отношений с окружающими. Метод беседы (вопросов или интервью) можно использовать только после 4-5 лет, ... обычно бывают краткими, формальными и воспроизводящими слова взрослого. Подбор вопросов для беседы с детьми - большое искусство. Они ...

В 1970—1982 возглавлял созданную им кафедру психологии труда и инженерной психологии на психологическом фак-те МГУ. В 1984 г. организовал кафедру эргономики в Московском институте радиотехники, электроники и автоматики (МИРЭА), которой продолжает заведовать. Кроме того, в конце 80-х гг. был зам директора Института философии РАН (1988—1991) и руководителем Центра наук о человеке (1988—1991), директором-организатором Института человека РАН (1988—1991).

В 1998 организовал и возглавил кафедру психологии в Государственном университете природы, общества и человека «Дубна». С 1998 г. З. — гл. н. с. Института общего и среднего образования РАО, руководитель Центра наук о человеке при этом институте, профессор Самарского педагогического ун-та. Научные интересы З. отличаются широтой и многосторонностью. Его первые исследования были направлены на понимание онтогенеза восприятия. Экспериментально изучались процессы формирования зрительного образа, опознания и идентификации элементов образа и др. Результаты были представлены в разработанной совместно с А.В. Запорожцем концепции перцептивных действий («Восприятие и действие», в соавт, М., 1967).

Последующие работы были посвящены исследованию зрелых форм перцепции, движения и действия: формированию зрительного образа, роли моторных компонентов в восприятии, развертыванию восприятия как перцептивной деятельности, разработке функциональной модели предметного действия.

Исследования в области когнитивной психологии включали работы по зрительной кратковременной памяти, визуальному и творческому мышлению, микроструктурному анализу когнитивных процессов («Формирование зрительного образа», М., 1969, в соавт.; «Психология восприятия», М., 1973, в соавт.; «Психометрика утомления», М., 1977, в соавт.; «Функциональная структура зрительной памяти. М., 1980, в соавт.; «Функциональная структура действия», М., 1982, в соавт.и др.).

Дальнейшая сфера научной работы З. существенно расширилась и касалась трех направлений: (1) Психологических проблем установки, сознания, деятельности, личности. (2) Проблем теории, методологии и истории психологии («Методологические вопросы психологии», М., 1983, в соавт.; «Человек развивающийся.

Очерки российской психологии», М., 1994, в соавт.; «Мысль и слово Густава Шпета», М., 2000).

(3) Проблем «человек — техника», которую З. трансформировал в проблему «Человек — культура — техника» («Основы эргономики», М., 1979, соавт. В.М. Мунипов).

Особо следует отметить научно-координационную деятельность З., который совместно с коллегами возглавлял крупные научные проекты по инженерной психологии в оборонной промышленности. Привлекал к созданию инженерной психологии ведущие психологические учреждения, сотрудничал в этой сфере с ведущими психологами — А.Н. Леонтьевым, Б.Ф. Ломовым, В.Д. Небылициным, Б.М. Тепловым, П.А. Шеваревым, П.И. Зинченко, Ю.Б. Гиппенрейтер, М.И. Бобневой, О.К. Тихомировым, В.Н. Пушкиным, М.С. Шехтером и многими др.. Инженерная психология создавалась как наука, и ее концептуальный строй (принципы анализа деятельности оператора, понятия информационной и образно-концептуальной моделей и т. д.) также был делом научно-практических трудов З. Он один из инициаторов формирования новой вузовской специальности: «эргономика». Под его ред. были разработаны и приняты первые в стране инженерно-психологические требования, принципы и рекомендации по эргономике, опубликованы 30 выпусков трудов ВНИИТЭ. Работы З. в 1990-е гг. выходят за пределы экспериментально-прикладной проблематики. Он обращается к иной, чрезвычайно широкой области творческого приложения своих сил — проблемам личностного и духовного развития, эстетического воспитания и развивающего образования, формулированию принципов психологической педагогики, поэтической антропологии и органической психологии. Рассматривает проблематику психологии развития через поэтическое наследие О.Э. Мандельштама и философские идеи М.К. Мамардашвили («Возможна ли поэтическая антропология?», М., 1994; «Аффект и интеллект в образовании», М., 1995; «Образ и деятельность», М., 1997; «Посох Осипа Мандельштама и Трубка Мамардашвили. К началам органической психологии», М., 1997; «Живое знание.

9 стр., 4101 слов

Взаимосвязь деятельности руководителя и формирования его образа ...

... психологии описаны два основных средства обеспечения структурирования информационной основы профессиональной деятельности.1. «Оперативные единицы восприятия ... его главные свойства.Целостность. Оперативный образ -- это обобщенный образ организации, его компоненты структурированы ... Объектом исследования являются факторы восприятия руководителя подчиненными в процессе работы. Предмет исследования - ...

Психологическая педагогика», Самара, 1997; «Психология доверия», М., 1999).

З. — автор первых отечественных учебников по эргономике для вузов: «Эргономика. Человекоориентированное проектирование техники, программного обеспечения и среды» (М., 1979, 1998, соавт. В.М. Мунипов) и др. Автор и редактор 4-х выпусков «Зрительные образы: феноменология и эксперимент» (1972—1975).

Автор и соред. «Психологического словаря», (М., 1983; 1996) и книги «Психологические основы педагогики», М., 2002. Свыше 100 его работ, в том числе 12 монографий, изданы за рубежом на англ., франц., испан., японском, венгерском, чешском и др. языках.

_________________________

История психологии в лицах. Персоналии / под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко. под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005