Зрение и интеллект

ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ И ИНТЕЛЛЕКТА

Программное содержание

  1. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения и интеллекта.
  2. Особенности коррекционной работы с детьми, имеющими нару- шения зрения и интеллекта.

Труднейшую медико-психолого-педагогическую проблему пред- ставляет сложное нарушение, образуемое сочетанием сниженно- го интеллекта при глубоких нарушениях зрения. Для детей этой группы характерна значительная неравномерность формирования различных сторон психической деятельности.

С помощью медико-генетического обследования выявлена сте- пень распространенности интеллектуальной недостаточности среди учащихся школ для слепых и слабовидящих, уточнены и обозна- чены отдельные нозологические формы зрительной патологии, сочетающейся с умственной отсталостью. Показана высокая ча- стота генетических форм, их клиническая гетерогенность. В этих случаях имеет место одновременное поражение мозговых струк- тур, нескольких функциональных систем, которые в совокупно- сти составляют сложную картину комплексного нарушения (Лу- кашева И.Л., 1983).

По Российской Федерации частота интеллектуальной недоста- точности среди слепых и слабовидящих школьников составила 9,8 и 6,8 % соответственно.

В условиях недостаточной изученности структуры дефекта (со- четания нарушения зрения и умственной отсталости) крайне за- труднено решение педагогических задач.

У детей с глубокими нарушениями зрения и интеллекта отме- чается снижение результативности всей познавательной деятель- ности. Низкий уровень владения конкретным мышлением нару- шает развитие произвольности, тормозит формирование интел- лектуальной активности, самостоятельности, отрицательно ска- зывается на становлении целенаправленной учебной деятельно- сти (Зотов А.И., Самойлов А.Ф., 1976).

Изучение представлений слепых умственно отсталых детей вы- являет специфические особенности, которые проступают в сте- реотипности представлений, выражающихся в идентичности всех воспроизводимых фигур, в крайней их схематичности, отражаю- щей только самые общие свойства объекта (например, голова, ноги, туловище), указывающие лишь на родовые признаки (Са- мойлов А.Ф., 1976).

38

Таким детям свойственна самая незначительная возрастная динамика результативности запоминания (Нарышкина Е.С., 1974).

6 стр., 2762 слов

Нарушение чтения у детей с нарушением интеллектуального развития

... специфическая дислексия развития - это нарушение, представляющее собой трудность овладения чтением, несмотря на нормальное обучение, нормальный интеллект и хорошие социально-культурные условия, ... Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме нарушений чтения у детей; - Выявить общую характеристику нарушений чтения; - Изучить особенности младших школьников с умственной ...

Замедленность образования произвольных процессов отрица- тельно сказывается на продуктивности мнестической деятельно- сти. А нарушения в развитии произвольной деятельности резко ограничивают возможности формирования у этих детей активно- сти, самостоятельности и целенаправленности всех их действий и поведения (Самойлов А.Ф., 1977).

Дети.испытывают трудности переключения внимания и перехода к другому объекту деятель- ности.

У умственно отсталых детей, имеющих нарушения зрения, выявляется недоразвитие двигательной сферы, выражающееся в низкой точности движений головы, рук, тела. Характерно множе- ство лишних движений, неумение объединять отдельно выполня- емые движения в единое слитное целое, что неизбежно сказыва- ется на их скорости.

Отмечены значительные затруднения при формировании пись- менной речи.

Сочетание двух таких серьезных дефектов, как умственная не- достаточность и нарушение зрительного восприятия, приводит к трудностям, которые не являются результатом простого сумми- рования последствий указанных дефектов (Молчановская И. В., 1978).

Результаты клинико-психолого-педагогического исследования детей с нарушениями зрения и интеллекта позволяют сделать ряд практических выводов по организации и разработке содержания и методов обучения детей данной категории, а также для при- способления их к жизни и посильному труду (Певзнер М.С., Молчановская И. В., Давыдов В. А., 1983).

Изучение комплекса выделенных особенностей показывает, что эта категория довольно полиморфна и требует проведения диа- гностических мероприятий и своевременного начала коррекци- онной работы. Материалы исследований указывают на необходи- мость изучения таких детей на самых ранних ступенях возрастного развития с целью определения общих и специфических законо- мерностей формирования психических функций и поиска компенса- торных механизмов для их социальной адаптации (Качалова И. В., 1990).

Анализ данных, полученных при обследовании выборки умственно отсталых детей с нарушениями зрения, лег в основу предварительной характеристики этой категории по формам ум- ственной отсталости, нарушения зрения, соматоневрологическо- Щ статусу, состоянию психических функций, уровню развития Речи, обучаемости.

Развитие и обучение умственно отсталых детей, имеющих на- РУшения зрения, должно быть специально организованным, учи- тывающим все выявленные особенности развития. «Без специаль-

39

но созданных условий слепой и слабовидящий ученик с наруше- нием интеллекта находится постоянно в неблагоприятной среде»1. Педагогам вспомогательных классов школ для слепых и слабови- дящих часто приходится начинать с формирования самых элемен- тарных навыков самообслуживания, обучения детей простым пра- вилам поведения.

Коррекционная работа с детьми, имеющими умственную от- сталость и нарушения зрения, ориентирована на их социализа- цию. Ее основные задачи — максимальное преодоление недостат- ков познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и подготовка воспитанников к участию в посильном производи- тельном труде.

Дети, сочетающие умственную отсталость и нарушения зре- ния, обучаются девять лет во вспомогательных классах специаль- ных (коррекционных) образовательных учреждений III вида. Они изучают начальный курс языка, математики, знакомятся с окру- жающим миром и рядом других доступных их восприятию и необ- ходимых для коррекции развития предметов. Учитывая недоста- точность зрительной перцепции при значительном снижении зре- ния, интеллектуальные нарушения и непосредственно связанные с этим особенности развития (офаниченный запас знаний и пред- ставлений об окружающем мире, недостатки в формировании мо- торики и речи, в развитии личности и др.), в учебный план вклю- чаются следующие коррекционные курсы: коррекция недостат- ков развития (мелкой моторики рук, осязания, мимики), соци- ально-бытовая, пространственная ориентировка, лечебная физ- культура (ЛФК), ритмика. Обязательными являются индивидуаль- ные занятия по охране и развитию слабого зрения, зрительного восприятия, исправлению речевых недостатков.

7 стр., 3230 слов

Психолого-педагогическая характеристика детей школьного возраста ...

... детей школьного                   возраста с нарушением познавательной деятельности 1.1.         Особенностивысшей нервной деятельности ... обучения и                  воспитания детей ...

Специальное обучение и воспитание детей с нарушениями зре- ния и интеллекта практически должно быть организовано с самого начала жизни ребенка. На первое место выступают такие направле- ния обучения, как самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, социально-бытовое поведение, ориентировка в пространстве.

Для данного контингента детей процесс формирования навы- ков самообслуживания и адекватного поведения чрезвычайно ос- ложнен, требует специальной организации и отбора содержания, основанного на понимании особенностей их развития (Максюто- ва Р. Д., 1998).

На занятиях по самообслуживанию ребенка учат простейшим гигиеническим операциям: застегиванию пуговиц, использованию столовых приборов, личной гигиене и др.

У детей крайне ограничены возможности ориентировки в про- странстве, в ознакомлении с предметами и их назначением. По- этому их учат располагать бытовые предметы в строго определен- ных местах. Педагоги показывают, как употреблять те или иные из них, терпеливо упражняют детей в выполнении соответствующих предметных действий.

Специфика обучения и воспитания данной категории детей с комплексными нарушениями развития зависит от психофизиче- ских особенностей. Характерен замедленный темп обучения, что распространяется на все виды деятельности — объяснение мате- риала, его закрепление, выполнение практических заданий.

Для лучшего усвоения и осмысления детьми учебного матери- ала педагогу следует тщательно продумать его объем, правильно распределить материал на отдельные подробные элементы, осво- ение каждого из них требует большого количества времени. С ум- ственно отсталым ребенком, имеющим нарушение зрения, необ- ходимо каждый отдельный этап действия прорабатывать детально и длительно.

Нарушение умственной деятельности, сопровождаемое недораз- витием речи, становится дополнительным тормозом в усвоении учебного материала. Педагог должен заранее составить четкую и доступную пониманию детей словесную инструкцию-объяснение.

Для сохранения на длительное время полученных знаний осо- бое значение имеет этап запоминания, который предполагает про- думанную и согласованную систему повторений. Различные поня- тия, правила, теоретический материал усваиваются в упражне- ниях разного вида с последующим применением в разнообразных ситуациях.

11 стр., 5260 слов

Особенности организации взаимодействия учителя-логопеда и родителей ...

... развитии. Несмотря на различную природу дефектов, у этих детей имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Одним из ведущих признаков является более позднее начало ... и вторичных нарушений необходимо для отбора детей в специальные учреждения, для выбора наиболее эффективных приемов коррекции и для предупреждения возможных осложнений в школьном обучении. Общее ...

Сочетание дефектов зрения и умственной отсталости предоп- ределяет своеобразие нарушения в целом, свойственное каждому конкретному ребенку. Это обусловливает применение дифферен- цированного подхода и индивидуализации обучения, которые достигаются тем, что педагог для каждого ребенка целенаправ- ленно организует практическую деятельность, подбирает методы объяснения, вносит элементы игровой деятельности, определяет индивидуальную меру помощи.