ЮЖНО-КАЗАХСТАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
РЕЗИДЕНТУРА
СИЛЛАБУС
Специальность | «Невропатология, в том числе детская» |
Код дисциплины, Дисциплина | 6R111500, «Неврология в стационаре, детская» |
Объем кредитов/учебных часов | 20 кредитов/ 900 часов |
Курс и семестр изучения | 2 курс –1,2,3,4 семестры |
Наименование кафедры | Кафедра неврологии, психиатрии и психологии |
Г.
Силлабус составлен на основанииГосударственных общеобязательных стандартов и типовых профессиональных учебных программ резидентуры по медицинским специальностям, утвержденных Приказом №647 от 31 июля 2015г.
Силлабус дисциплины составили к.м.н., и.о. доцента Мустапаева Г.А., магистр Оразалиева Д.Б.
Силлабус обсужден на заседании кафедры неврологии, психиатрии и психологии
Протокол № 1 «27» августа 2015 г.
Зав.кафедрой, д.м.н., профессор _________Дущанова Г.А.
Сведения о преподавателях:
№ п/п | ФИО сотрудника кафедры | Занимаемая должность на кафедре | Полное название высшего учебного заведения, год поступления, год окончания, серия и №диплома | Сведения об ученой степени, шифр и название специальности, серия и №диплома | Научный стаж работы | Научные результаты и интересы | Педагогическая деятельность | Наличие врачебной категории | Клиническая база, на которой сотрудник выполняет лечебную нагрузку | Сведения о дополнительном образовании | Почетные звания, награды, государственные и другие премии | Владение языками | Контакты: рабочий телефон, E-mail | |||||
Об ученой степени кандидата наук/PhD | Об ученой степени доктора наук | Количество научных публикаций, из них монографий/статей | Количество патентов/предпатентов | Темы научных интересов | Педагогический стаж | Количество учебно-методических публикаций | ||||||||||||
Дущанова Гульсум Абдурахмановна | Зав.
кафедрой доктор медицинских наук, профессор |
Целиноградский государственный медицинский институт, поступила в 1964 окончила в1970г № диплома 266023 | Доктор медицинских наук, шифр 140013-неврология № диплома | 39 лет | автор 265 научных работ, 2-монографий | неврология, психология | 39 лет | Автор 15учебных пособий, 1 электроннного учебника | Врач высшей категории | Клиника МКТУ им. Х.А.Ясави | — | Председатель ОО «Ассоциация неврологов ЮКО», «Отличник здравоохранения», «Лучший преподаватель года-2007», | Русский, казахский | 48-90-51 duchshanova_g_a@mail.ru | ||||
Туксанбаева Гульфариза Усеновна | И.о. профессора | Актюбинский государственный медицинский институт, поступила в 1983 окончила в1990г № диплома 675893 | К.М.Н. шифр 140013-неврология № диплома Ассоц.профессор | лет | автор 61 научных работ | неврология, психология | 16 лет | Автор 9 учебных пособий, | Врач высшей категории | Клиника МКТУ им. Х.А.Ясави, Областная детская больница | — | Русский, казахский | 48-90-51 gulfariza333@mail.ru | |||||
Мустапаева Гульнара Абдымажитовна | И.о.
доцента |
Южно-Казахстанская государственная медицинская академия поступила в 1995 окончила в2001г № диплома 0027670 | Кандидат медицинских наук шифр 140013-неврология № диплома | 15 лет | автор 50 научных работ | неврология, психология | 15 лет | Автор 3 учебных пособий, | Врач высшей категории | Клиника МКТУ им. Х.А.Ясави | — | Русский, казахский | 48-90-51 gul_nara78@mail.ru | |||||
Зулфикарова Эльвира Талгатовна | И.о. доцента | Южно-Казахстанская государственная медицинская академия поступила в 1992 окончила в1998г № диплома 0029981 | Кандидат медицинских наук шифр 140033-общественное здоровье и здравоохранение№ диплома | 16 лет | автор 40 научных работ | наркология, психиатрия, психология | 16лет | Автор 3 учебных пособий, | Врач высшей категории | Областной психо-неврологический диспансер | — | Русский, казахский | 48-90-51 ellichka.zh@mail.ru | |||||
Оразалиева Динара Бахытовна | Завуч кафедры | Южно-Казахстанская государственная медицинская академия поступила в 2002 окончила в2008г № диплома 0047702 | Магистр медицинских наук шифр 6М-110100-медицина № диплома | 6 лет | автор 18 научных работ | неврология, психология | 6лет | — | Врач первой категории | Клиника МКТУ им. Х.А.Ясави | — | Русский, казахский | 48-90-51 dina2010.84@mail.ru | |||||
Чумаков Сергей Анатольевич | И.о. доцента | Южно-Казахстанская государственная медицинская академия поступила в 1997 окончила в2003г № диплома 0404167 | Кандидат медицинских наук шифр 140013-неврология № диплома | 4 года | автор 20 научных работ | неврология, наркология, психология | 4 года | Автор 1 учебных пособий, | Врачпервой категории | Клиника МКТУ им. Х.А.Ясави | — | Русский, казахский | 48-90-51 chumakov @mail.ru | |||||
Жаркинбекова Назира Асановна | Доцент | Астраханский государственный медицинский институт, поступила в 1984 окончила в1990г № диплома 022629 | Кандидат медицинских наук шифр 140013-неврология № диплома | 16 года | автор 30 научных работ | неврология | 16 лет | Автор 3 учебных пособий, | Врачвысшей категории | Областная клиническая больница | — | Русский, казахский | 48-90-51 nazira @mail.ru | |||||
Контактная информация: место нахождения кафедры: клиника «Айнуры»
Месторасположение (адрес) 4 мкр б/н, |
№ кабинета 26, 29, 30, 31 |
№ телефона — |
№ факса — |
e-mail nevrologia@mail.ru, |
nevrologia@mail.ru,
клиническая база: клиника МКТУ им. Х.А. Яссави,
Месторасположение баз(ы) (адрес) ул. Еримбетова 92 |
№ кабинета 2 |
№ телефона 48 90 51 |
№ факса — |
e-mail nevrologia@mail.ru, |
клиническая база: областная клиническая больница
Месторасположение баз(ы) (адрес) ул. Майлы Кожа,4 |
№ кабинета отделение неврологии,каб 1 |
№ телефона — |
№ факса — |
e-mail nevrologia@mail.ru, |
клиническая база: областная детская больница
Месторасположение баз(ы) (адрес) мкр. Нурсат |
№ кабинета отделение неврологии,каб 1 |
№ телефона — |
№ факса — |
e-mail nevrologia@mail.ru, |
Политика и процедуры:
Изучая дисциплину «Детская невропатология в стационаре», резидент приобретает представление о принципах диагностики и терапии остро возникающих и тяжело протекающих поражений нервной системы у детей. Уделено внимание методам предупреждения диагностических, тактических и терапевтических ошибок, допускаемых в стационарах.
Преподаватели предоставляют возможность изучения оказания экстренной помощи на госпитальном этапе в стационарах при острых нарушениях мозгового кровообращения, посттравматических внутричерепных гематомах, острых нейроинфекциях, экзогенных и эндогенных интоксикациях с поражением нервной системы, остро возникающих состояниях обездвиженности, злокачественном нейролептическом синдроме, ботулизме, столбняке, бешенстве, мигренозном статусе, синдроме Мюнхаузена и острых поражениях спинного мозга.
Для прохождения дисциплины необходимо иметь: медицинский халат, колпак, маску, сменную обувь и санитарную книжку (о получении сан.книжки проконсультируйтесь в мед.пункте ЮКГМА).
С целью овладения необходимым качеством образования по нашей дисциплине кафедра требует посещаемость и регулярную подготовленность к занятиям.
При пропуске двух занятий резидент не допускается на следующее занятие без разрешения заведующего кафедрой; трех занятий — без разрешения заведующего резидентурой; при опоздании на занятие более 30 минут резидент не допускается на занятие и в журнале регистрируется «не был».
Требования к резидентам:
Ø Не пропускать без уважительных причин практические занятия, лекции, дежурства в клинике.
Ø Активность во время практических занятий, курации больных, научно- практических конференциях.
Ø Своевременно по графику выполнять и сдать СРР.
Ø Быть терпимым, открытым и доброжелательным к сокурсникам и преподавателям.
Ø Быть корректным по отношению к больным.
Ø Бережно относиться к имуществу кафедры.
Ø При несвоевременной сдаче СРР итоговая оценка снижается.
Программа:
Характеристика дисциплины
Нервные болезни одна из сложнейших отраслей медицины, в котором особенно очевиден факт изменившейся во времени клинической картины многих заболеваний, появлений более совершенных методик диагностики и конечно же лечения неврологических заболеваний, которые в некоторых случаях стали диаметрально противоположным традиционным схемам.
Многочисленный отряд клиницистов – неврологов в нашей стране постоянно пополняется молодыми врачами, которым необходимо овладеть логикой клинического мышления невропатолога, основывающегося на анатомо-физиологических данных о нервной системе. Обладая ясным представлением об анатомии и физиологии нервной системы можно стать квалифицированным клиницистом – неврологом. Врачи- невропатологи постоянно должны получать информацию о тех или иных изменениях в сфере неврологической науки.
Резидентура по неврологии предполагает более углубленное изучение по системно- функциональному принципу освещения анатомо – физиологических сведений о нервной системе, обучение приемам выявления отдельных симптомов (рефлексы, пробы, тесты), в свете новых нейрофизиологических данных рассмотрение организаций функции мозга по системному принципу, значений нейромедиаторов и нейропепдидов, приведение современных методик дополнительного исследования неврологических больных, включая радионуклидные методы, компьютерную томографию ядерный магнитный резонанс, а также изучение проблем, наиболее часто встречающихся в практике врача-невропатолога — сосудистые заболевания нервной системы, инфекционно-воспалительные заболевания, эпилепсия и другие судорожные синдромы, заболевания периферической нервной системы.
Детский невропатолог нередко решает вопрос, всегда ли целесообразно стремиться сохранить жизнь ребенку с глубокими изменениями нервной системы, которые обязательно обрекут его на тяжелую инвалидность. Большая ответственность ложится на врача и в случае асфиксии новорожденного, и тут важно установить, как долго следует проводить оживление. Ведь долг врача не только сохранить ребенку жизнь, но и обеспечить ему максимальное здоровье в будущем. Еще сложнее решать вопрос о длительности реанимационных мероприятий, когда у ребенка наступила клиническая смерть. Следует лишний раз подчеркнуть, что врачи и весь медицинский персонал, работающие в детской неврологии, должны проявлять особую чуткость и внимание как в отношении к больным детям, так и к их родителям.
2. Цель дисциплины:подготовки врачей по клинической детской неврологии является приобретение и совершенствование теоретических знаний и профессиональных навыков, необходимых врачу-невропатологу для оказания квалифицированной неврологической помощи больным детям.
3. Задачи:
· Обучить резидентов теоретическим основам неврологии, основанных на знании анатомии и физиологии нервной системы;
· Обучить приемам обследования неврологического статуса согласно клиническим протоколам МЗ РК;
· Обучить методологии постановки неврологического диагноза согласно клиническим протоколам МЗ РК;
· Овладеть современными методами дополнительных исследований, используемых в неврологии согласно клиническим протоколам МЗ РК ;
· Выработать клиническое мышление у резидентов;
· Подготовить врача-невролога, владеющего современными теоретическими знаниями о болезнях нервной системы, принципами и методами рациональной диагностики, лечения, профилактики заболеваний нервной системы.
· Обучить резидентов согласно клиническим протоколам МЗ РК знаниям, умениям и практическим навыкам для проведения манипуляций, необходимых больным с неврологическими заболеваниями.
· Обучить резидентов согласно клиническим протоколам МЗ РК оказанию экстренной помощи больным с неотложными неврологическими состояниями в стационаре.
· Выработать у резидентов согласно клиническим протоколам МЗ РК навыков медико-социальной экспертизы, реабилитации и профилактики болезней нервной системы.
4. Учебно -тематический план занятий:
Тематический план лекций
№ | Наименование тем лекции | Форма проведения | Обьем часов |
Актуальные проблемы неврологической помощи детскому населению. | Проблемная | ||
Организация больничного обслуживания детей с неврологической патологией. | обзорно — иллюстративная | ||
Клиническая психология. Этика и деонтология врача детского невролога. | обзорно — иллюстративная | ||
Задержка психомоторного развития у детей до 3-х лет. | обзорно — иллюстративная | ||
ЗПМР у детей дошкольников. | обзорно — иллюстративная | ||
ЗПМР у детей школьного возраста. | обзорно — иллюстративная | ||
Особенности определения неврологического статуса у детей разного возраста, новорожденных. | обзорно — иллюстративная | ||
Высшие мозговые функции у детей. | обзорно — иллюстративная | ||
Методы исследования высших мозговых функций у детей. | обзорно — иллюстративная | ||
Симптомы поражения высших мозговых функций: речи, памяти, внимания, гнозиса, праксиса. | обзорно — иллюстративная | ||
Показатели и структура детской неврологической инвалидности и анализ ее причин. | обзорно — иллюстративная | ||
Исходы перинатальных поражений нервной системы: синдромы острого периода перинатального поражения головного мозга. Синдромы раннего и позднего восстановительного периодов перинатального поражения головного мозга. | Проблемная | ||
Отдаленные последствия перинатального поражения головного мозга. Неврологические проявления перинатальных повреждений головного мозга у недоношенных детей. | Проблемная | ||
Актуальные проблемы врожденных аномалий развития нервной системы: врожденные пороки развития головного мозга. | Проблемная | ||
Актуальные проблемы врожденных аномалий развития нервной системы: врожденные пороки развития спинного мозга. | Проблемная | ||
Актуальные проблемы неврологической патологии у детей при пограничных состояниях: системные неврозы. | Проблемная | ||
Актуальные проблемы проявлений со стороны нервной системы при заболеваниях других органов и систем: кардионеврология детского возраста. | Проблемная | ||
Актуальные проблемы проявлений со стороны нервной системы при заболеваниях других органов и систем: неврологические осложнения при заболеваниях печени, почек, | Проблемная | ||
Актуальные проблемы проявлений со стороны нервной системы при заболеваниях других органов и систем: неврологические осложнения сахарного диабета, щитовидной железы, заболеваний соединительной ткани. | Проблемная | ||
Актуальные проблемы реабилитационных мероприятий у детей с неврологической патологией. | Проблемная | ||
Синдром вегетативной дистонии у детей. | Проблемная | ||
Боли в лице: тригеминальная невралгия. Постгерпетическая невралгия тройничного нерва. | обзорно — иллюстративная | ||
Невралгия носо-ресничного нерва. Невралгия шейно-височного нерва(синдром Фрея). | обзорно — иллюстративная | ||
Боль в глазу: синдром Талосы-Ханта | обзорно — иллюстративная | ||
Внутричерепная гипертензия, гипотензионный синдром. Клинический протокол МЗ РК протокол № 10 от «4» июля 2014 года. | обзорно — иллюстративная | ||
Натальные тарвмы головного и спинного мозга. Повреждение черепа и головного мозга. | проблемная | ||
Повреждение позвоночника и спинного мозга. | проблемная | ||
Минимальные мозговые дисфункции у детей. Варианты СДВГ (синдрома дефицита внимания и гиперактивности). | проблемная | ||
Заболевания нервной системы, протекающие с нарушением дыхания и глотания: опухоли ствола головного мозга. | проблемная | ||
Заболевания нервной системы, протекающие с нарушением дыхания и глотания: миастения. | проблемная | ||
Гипоксические и ишемические поражения мозга у новорожденных. Гипоксически –ишемическая энцефалопатия. | проблемная | ||
Асфиксия новорожденного. | проблемная | ||
Мозговой инсульт у детей. | проблемная | ||
Кровоизлияние в головной мозг. | проблемная | ||
Инфаркт головного мозга у детей. | проблемная | ||
Малый инсульт. | проблемная | ||
Лакунарный инфаркт | проблемная | ||
Субарахноидальное кровоизлияние. | проблемная | ||
Венозные инсульты. Тромбоз вен мозга.тромбоз венозных синусов. Тромбофлебит. | проблемная | ||
Нарушение спинального кровообращения у детей. | проблемная | ||
Окклюзионная гидроцефалия на фоне врожденной аномалии мозга. | проблемная | ||
Перинатальные поражения нервной системы и ее последствия: родовые травмы повреждения плечевого сплетения. | проблемная | ||
Перинатальные поражения нервной системы и ее последствия: нейропатия лицевого нерва. | проблемная | ||
Перинатальные поражения нервной системы и ее последствия: гемолитическая болезнь новорожденных. | проблемная | ||
Инфекционные и инфекционно-аллергические заболевания: острые серозные менингиты. Туберкулезный менингит. | проблемная | ||
Поражение нервной системы при сифилисе, диагностика, | проблемная | ||
Сочетанные поражения развития лица, черепа, позвоночника и нервной системы. | проблемная | ||
Судороги у новорожденных, детей раннего возраста. | проблемная | ||
Отек головного мозга, дислокация мозговых стурктур. | проблемная | ||
Перинатальные поражения нервной системы и ее последствия: детский церебральный паралич. | проблемная | ||
Неонатальные судороги у новорожденных | проблемная | ||
Судороги у детей раннего возраста. | проблемная | ||
Неэпилептические припадки. | проблемная | ||
Проявление эпилептических припадков. | проблемная | ||
Клиническая классификация припадков. | проблемная | ||
Нейроспид у детей. | проблемная | ||
Ботулизм у детей. | проблемная | ||
Бешенство у детей. | проблемная | ||
Столбняк у детей. | проблемная | ||
Лейкодистрофии у детей. | проблемная | ||
Итого: |
Тематический план занятий:
№ | Темы | Форма проведения | Кол-во учеб. часов | |
Практ занят. | СРРП | |||
Анатомо-физиологические особенности нервной системы у детей различного возраста. | работа в малых группах с муляжами, таблицами. | |||
Онтогенез и филогенез нервной системы. Основные анатомические и функциональные элементы нервной системы. Микроскопическое строение нервной системы и физиология клеточного уровня. | устный опрос, решение ситуационных задач, работа в малых группах с муляжами, таблицами. | |||
Редукция безусловных врожденных рефлексов новорожденных. Моторное развитие ребенка первого года жизни. | устный опрос, решение ситуационных задач, работа в малых группах с муляжами, таблицами. | |||
Нервно-психическое развитие детей в основные возрастные периоды и особенности психомоторного развития детей до года. | устный опрос, решение ситуационных задач, работа в малых группах с муляжами, таблицами. | |||
Нормальное развитие нервной системы у детей разных возрастов. Методы исследования функций нервной системы у детей разных возрастов. | устный опрос, решение ситуационных задач, работа в малых группах с муляжами, таблицами. | |||
Основные периоды функционального развития ребенка. | устный опрос, решение ситуационных задач, работа в малых группах с муляжами, таблицами. | |||
Задержка психомоторного развития у детей до 3-х лет. Методы исследования психомоторного развития. Клинические проявления и методы диагностики ЗПМР. | устный опрос, решение ситуационных задач, работа в малых группах с муляжами, таблицами. | |||
ЗПМР у детей дошкольников. Методы исследования психомоторного развития. Клинические проявления и методы диагностики ЗПМР. | устный опрос, решение ситуационных задач, работа в малых группах с муляжами, таблицами. | |||
ЗПМР у детей школьного возраста. Методы исследования психомоторного развития. Клинические проявления и методы диагностики ЗПМР. | устный опрос, решение ситуационных задач, работа в малых группах с муляжами, таблицами. | |||
Особенности определения неврологического статуса у детей разного возраста, новорожденных. Методы исследования неврологического статуса и особенности определения неврологического статуса. | устный опрос, решение ситуационных задач, работа в малых группах с муляжами, таблицами. | |||
Черепно-мозговые нервы: анатомо-физиологическое строение обонятельного и зрительного нервов. Симптомы их поражения. | устный опрос, решение ситуационных задач, работа в малых группах с муляжами, таблицами. | |||
Черепно-мозговые нервы: анатомо-физиологическое строение глазодвигательных нервов. Симптомы их поражения. | устный опрос, решение ситуационных задач, работа в малых группах с муляжами, таблицами. | |||
Черепно-мозговые нервы: анатомо-физиологическое строение нервов мостомозжечкового угла. Симптомы их поражения. | устный опрос, решение ситуационных задач, работа в малых группах с муляжами, таблицами. | |||
Черепно-мозговые нервы: анатомо-физиологическое строение каудальной группы нервов. | устный опрос, решение ситуационных задач, работа в малых группах с муляжами, таблицами. | |||
Высшие мозговые функции. Цитоархитектонические особенности строения коры головного мозга и функциональная корковая деятельность. | устный опрос, решение ситуационных задач, работа в малых группах с муляжами, таблицами. | |||
Симптомы поражения высших мозговых функций: речи, памяти, внимания, гнозиса, праксиса. | устный опрос, решение ситуационных задач, работа в малых группах с муляжами, таблицами. | |||
Вегетативная нервная система: анатомическое и физиологическое строение и функция надсегментарного и сегментарного отделов. Методика исследования вегетативной нервной системы. | устный опрос, решение ситуационных задач, работа в малых группах с муляжами, таблицами. | |||
Симптомы и синдромы поражения вегетативной нервной системы на различном уровне. | устный опрос, решение ситуационных задач, работа в малых группах с муляжами, таблицами. | |||
Оболочки головного и спинного мозга. Спинномозговая жидкость в норме и патологии. Методика исследования СМЖ. | устный опрос, решение ситуационных задач, работа в малых группах с муляжами, таблицами. | |||
Синдромы менингиальный, гипертензионный, гипотензивный. Диагностика, дифференциальная диагностика, клинические проявления. | устный опрос, решение ситуационных задач, работа в малых группах с муляжами, таблицами. | |||
Схема нервно-психического развития ребенка в течение 1-го года жизни. | устный опрос, решение ситуационных задач, работа в малых группах с муляжами, таблицами. | |||
Классификация поражений нервной системы у детей раннего возраста. | устный опрос, решение ситуационных задач, работа в малых группах. | |||
Этиология и патогенетические механизмы развития неврологических заболеваний у детей различного возраста. | устный опрос, решение ситуационных задач, работа в малых группах с муляжами, таблицами. | |||
Неврологические синдромы поражения двигательной сферы. Центральный и периферический параличи. Симптомы и синдромы поражения. | устный опрос, решение ситуационных задач, работа в малых группах с муляжами, таблицами. | |||
Неврологические синдромы поражения чувствительной сферы. Виды чувствительных расстройств. Синдромы поражения. | устный опрос, решение ситуационных задач, работа в малых группах с муляжами, таблицами. | |||
Неврологические синдромы поражения экстрапирамидной системы. Морфофункциональное строение стриопаллидарной системы. Симптомы поражения экстрапирамидной системы. | устный опрос, решение ситуационных задач, работа в малых группах с муляжами, таблицами. | |||
Синдромы поражения экстрапирамидной системы: акинетико — регидный, гиперкинетический – гипотонический синдромы у детей. | устный опрос, решение ситуационных задач, работа в малых группах с муляжами, таблицами. | |||
Мозжечок, анатомо-физиологические особенности строения. Симптомы его поражения. Синдром мозжечковой атаксии у детей. | устный опрос, решение ситуационных задач, работа в малых группах с муляжами, таблицами. | |||
Рубежный контроль знаний. | Тесты, устный опрос, решение ситуационных задач, работа в малых группах с муляжами, таблицами. | |||
Минимальные мозговые дисфункции у детей. Варианты СДВГ (синдрома дефицита внимания и гиперактивности). | устный опрос, решение ситуационных задач, работа в малых группах с муляжами, таблицами, разбор тематических больных. | |||
Методы исследования высших мозговых функций у детей. Клинические проявления минимальных мозговых дисфункций, вариантов синдрома гиперактивности и дефицита внимания. Диагностика, дифференциальная диагностика, клинические симптомы, лечение, профилактика. | устный опрос, решение ситуационных задач, работа в малых группах с муляжами, таблицами, разбор тематических больных. | |||
Нарушения дыхания и глотания. Заболевания нервной системы, протекающие с нарушением дыхания и глотания: опухоли ствола, продолговатого мозга, IV желудочка. | устный опрос, решение ситуационных задач, работа в малых группах с муляжами, таблицами, разбор тематических больных. | |||
Заболевания нервной системы, протекающие с нарушением дыхания и глотания: миастения, этиология, патогенез клиника, диагностика, лечение. | устный опрос, решение ситуационных задач, работа в малых группах с муляжами, таблицами, разбор тематических больных. | |||
Гипоксические и ишемические поражения мозга у новорожденных. Диагностика, дифференциальная диагностика, клинические симптомы, лечение, профилактика гипоксии и ишемических поражений мозга у новорожденных. | устный опрос, решение ситуационных задач, работа в малых группах с муляжами, таблицами, разбор тематических больных. | |||
Диагностика, дифференциальная диагностика, клинические симптомы, лечение, профилактика гипоксии и ишемических поражений мозга у новорожденных. | устный опрос, решение ситуационных задач, работа в малых группах с муляжами, таблицами, разбор тематических больных. | |||
Врожденные аномалии (пороки) развития головного мозга. | устный опрос, решение ситуационных задач, работа в малых группах с муляжами, таблицами, разбор тематических больных. | |||
Врожденные аномалии (пороки) развития спинного мозга. | устный опрос, решение ситуационных задач, работа в малых группах с муляжами, таблицами, разбор тематических больных. | |||
Сочетанные поражения развития лица, черепа, позвоночника и нервной системы. | устный опрос, решение ситуационных задач, работа в малых группах с муляжами, таблицами, разбор тематических больных. | |||
Окклюзионная гидроцефалия на фоне врожденной аномалии мозга. Патоморфология, клиника. | устный опрос, решение ситуационных задач, работа в малых группах с муляжами, таблицами. разбор тематических больных. | |||
Диагностика, дифференциальная диагностика, лечение, профилактика окклюзионной гидроцефалии на фоне врожденной аномалии мозга. | Тесты, решение ситуационных задач, работа в малых группах с муляжами, таблицами, разбор тематических больных. | |||
Перинатальные поражения нервной системы и ее последствия: гипоксия плода и новорожденного. Патогенез, клинические проявления. Диагностика, дифференциальная диагностика, лечение, профилактика. Гемолитическая болезнь новорожденных. Клиника, алгоритм диагностики, тактика ведения. | устный опрос, интерпретация лабораторных анализов, по КТ и МРТ головного мозга, работа в малых группах, тактика лечения, разбор тематических больных. | |||
Перинатальная энцефалопатия. Этиология, патогенез, клиника. Диагностика, дифференциальная диагностика, лечение, профилактика. | устный опрос, интерпретация лабораторных анализов, по КТ и МРТ головного мозга, работа в малых группах, тактика лечения, разбор тематических больных. | |||
Перинатальные поражения нервной системы и ее последствия: внутричерепная родовая травма, травма спинного мозга. Диагностика, дифференциальная диагностика, лечение, профилактика. | устный опрос, интерпретация лабораторных анализов, по КТ и МРТ головного мозга, работа в малых группах, тактика лечения, разбор тематических больных. | |||
Перинатальные поражения нервной системы и ее последствия: родовые травмы повреждения плечевого сплетения других периферических нервов, парез диафрагмы, парез лицевого нерва. | устный опрос, интерпретация лабораторных анализов, по КТ и МРТ головного мозга, работа в малых группах, тактика лечения, разбор тематических больных. | |||
Перинатальные поражения нервной системы и ее последствия: гемолитическая болезнь новорожденных. Этиология, патогенез, клинические проявления. Диагностика, дифференциальная диагностика, лечение, профилактика. | устный опрос, интерпретация лабораторных анализов, по КТ и МРТ головного мозга, работа в малых группах, тактика лечения, разбор тематических больных. | |||
Перинатальные поражения нервной системы и ее последствия: детский церебральный паралич. Этиология, патогенез, клинические проявления. Диагностика, дифференциальная диагностика, лечение, профилактика. | устный опрос, интерпретация лабораторных анализов, по КТ и МРТ головного мозга, работа в малых группах, тактика лечения, разбор тематических больных. | |||
Инфекционные и инфекционно-аллргические заболевания: менингиты: острые гнойные, диагностика, дифференциальная диагностика, клинические проявления, осложнения, лечение. | устный опрос, интерпретация лабораторных анализов, состава спинномозговой жидкости, по КТ и МРТ головного мозга, работа в малых группах, тактика лечения. | |||
Инфекционные и инфекционно-аллргические заболевания: острые серозные менингиты: туберкулезный менингит, диагностика, дифференциальная диагностика, клинические проявления, осложнения, лечение. | устный опрос, интерпретация лабораторных анализов, состава спинномозговой жидкости, по КТ и МРТ головного мозга, работа в малых группах, тактика лечения. | |||
Инфекционные и инфекционно-аллргические заболевания: острые серозные менингиты: криптокковый менингит диагностика, дифференциальная диагностика, клинические проявления, осложнения, лечение.. | устный опрос, интерпретация лабораторных анализов, состава спинномозговой жидкости, по КТ и МРТ головного мозга, работа в малых группах, тактика лечения. | |||
Первичные вирусные энцефалиты: эпидемический Экономо. Диагностика, дифференциальная диагностика, клинические проявления, лечение, осложнения, профилактика. | устный опрос, интерпретация лабораторных анализов, состава спинномозговой жидкости, по КТ и МРТ головного мозга, работа в малых группах, тактика лечения. | |||
Первичные вирусные энцефалиты: комариный. Диагностика, дифференциальная диагностика, клинические проявления, лечение, осложнения, профилактика. | устный опрос, интерпретация лабораторных анализов, состава спинномозговой жидкости, по КТ и МРТ головного мозга, работа в малых группах, тактика лечения. | |||
Первичные вирусные энцефалиты: клещевой весенне-летний. Диагностика, дифференциальная диагностика, клинические проявления, лечение, осложнения, профилактика. | устный опрос, интерпретация лабораторных анализов, состава спинномозговой жидкости, по КТ и МРТ головного мозга, работа в малых группах, тактика лечения. | |||
Вторичные инфекционные и инфекционно – аллергические энцефалиты: Коксаки. Диагностика, дифференциальная диагностика, клинические проявления, лечение, осложнения, профилактика. | устный опрос, интерпретация лабораторных анализов, состава спинномозговой жидкости, по КТ и МРТ головного мозга, работа в малых группах, тактика лечения. | |||
Вторичные инфекционные и инфекционно – аллергические энцефалиты:ЕСНО. Диагностика, дифференциальная диагностика, клинические проявления, лечение, осложнения, профилактика. | устный опрос, интерпретация лабораторных анализов, состава спинномозговой жидкости, по КТ и МРТ головного мозга, работа в малых группах, тактика лечения. | |||
Поражение нервной системы при сифилисе, диагностика, клинические проявления, дифференциальная диагностика, лечение, осложнения, профилактика. | устный опрос, интерпретация лабораторных анализов, состава спинномозговой жидкости, по КТ и МРТ головного мозга, работа в малых группах, тактика лечения. | |||
Поражение нервной системы при ревматизме, диагностика, клинические проявления, дифференциальная диагностика,лечение, осложнения, профилактика. | устный опрос, интерпретация лабораторных анализов, состава спинномозговой жидкости, по КТ и МРТ головного мозга, работа в малых группах, тактика лечения. | |||
Поражение нервной системы при бруцеллезе, диагностика, клинические проявления, дифференциальная диагностика,лечение, осложнения, профилактика. | устный опрос, интерпретация лабораторных анализов, состава спинномозговой жидкости, по КТ и МРТ головного мозга, работа в малых группах, тактика лечения. | |||
Параинфекционные энцефалиты при кори- диагностика, клинические проявления, дифференциальная диагностика,лечение, осложнения, профилактика. | устный опрос, интерпретация КТ и МРТ томограмм, лабораторных данных, работа в малых группах, разбор и обсуждение тактики ведения, лечения. | |||
Параинфекционные энцефалиты при скарлатине -диагностика, клинические проявления, дифференциальная диагностика,лечение, осложнения, профилактика. | устный опрос, интерпретация КТ и МРТ томограмм, лабораторных данных, работа в малых группах, разбор и обсуждение тактики ведения, лечения. | |||
Параинфекционные энцефалиты при ветряной оспе- диагностика, клинические проявления, дифференциальная диагностика,лечение, осложнения, профилактика. | устный опрос, интерпретация КТ и МРТ томограмм, лабораторных данных, работа в малых группах, разбор и обсуждение тактики ведения, лечения. | |||
Параинфекционные энцефалиты при краснухе- диагностика, клинические проявления, дифференциальная диагностика,лечение, осложнения, профилактика. | устный опрос, интерпретация КТ и МРТ томограмм, лабораторных данных, работа в малых группах, разбор и обсуждение тактики ведения, лечения. | |||
Полиомиелит диагностика, дифференциальная диагностика, клинические проявления, лечение, осложнения, профилактика. | устный опрос, интерпретация КТ и МРТ томограмм, лабораторных данных, работа в малых группах, разбор и обсуждение тактики ведения, лечения. | |||
Полиомиелито подобные заболевания, диагностика, дифференциальная диагностика, клинические проявления, лечение, осложнения, профилактика. | устный опрос, интерпретация ЭНМ-граммы, лабораторных данных, работа в малых группах, разбор и обсуждение тактики ведения, лечения. | |||
Анатомо-физиологические особенности кровоснабжения головного мозга. Мозговой инсульт у детей, этиологические факторы, патогенез. | устный опрос, интерпретация КТ и МРТ томограмм, лабораторных данных, работа в малых группах, разбор и обсуждение тактики ведения, лечения. | |||
Геморрагический инсульт — клинические проявления, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение, осложнения, профилактика. | устный опрос, интерпретация КТ и МРТ томограмм, лабораторных данных, работа в малых группах, разбор и обсуждение тактики ведения, лечения. | |||
Ишемический инсульт — клинические проявления, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение, осложнения, профилактика. | устный опрос, интерпретация КТ и МРТ томограмм, лабораторных данных, работа в малых группах, разбор и обсуждение тактики ведения, лечения. | |||
Спинальные инсульты, клинические проявления, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение, осложнения, профилактика. | устный опрос, работа в малых группах, разбор и обсуждение тактики ведения, лечения. | |||
Нарушения мозгового кровообращения у новорожденных. | устный опрос, работа в малых группах, разбор и обсуждение тактики ведения, лечения. | |||
Асфиксия новорожденного, клиника, диагностика, первичная помощь, начальные неотложные мероприятия, лекарственная терапия. | устный опрос, интерпретация ЭЭГ, КТ и МРТ томограмм, лабораторных данных, работа в малых группах, разбор и обсуждение тактики ведения, лечения. | |||
Эпилептические припадки, судороги у новорожденных, детей раннего возраста, клиника, диагностика, первичная помощь, начальные неотложные мероприятия, лекарственная терапия. | устный опрос, интерпретация ЭЭГ, КТ и МРТ томограмм, лабораторных данных, работа в малых группах, разбор и обсуждение тактики ведения, лечения. | |||
Неотложные состояния в детской неврологии: миастенические кризы, клиника, диагностика, первичная помощь, неотложные мероприятия, лекарственная терапия. | устный опрос, интерпретация ЭЭГ, КТ и МРТ томограмм, лабораторных данных, работа в малых группах, разбор и обсуждение тактики ведения, лечения. | |||
Постнатальные травмы головного и спинного мозга. Диагностика, неотложные мероприятия, лечение. | устный опрос, интерпретация ЭЭГ, КТ и МРТ томограмм, лабораторных данных, работа в малых группах, разбор и обсуждение тактики ведения, лечения. | |||
Острые отравления, токсикомании, клиника, диагностика, первичная помощь, неотложные мероприятия, лекарственная терапия. | устный опрос, интерпретация ЭЭГ, КТ и МРТ томограмм, лабораторных данных, работа в малых группах, разбор и обсуждение тактики ведения, лечения. | |||
Определение формы эпилепсии или эпилептического синдрома. Этиологический диагноз. | устный опрос, интерпретация ЭЭГ, КТ и МРТ томограмм, лабораторных данных, работа в малых группах, разбор и обсуждение тактики ведения, лечения. | |||
Генерализованные эпилепсии, идиопатические: доброкачественные семейные судороги новорожденных; | устный опрос, интерпретация ЭЭГ, КТ и МРТ томограмм, лабораторных данных, работа в малых группах, разбор и обсуждение тактики ведения, лечения. | |||
Доброкачественные судороги новорожденных, спорадические; | устный опрос, интерпретация ЭЭГ, КТ и МРТ томограмм, лабораторных данных, работа в малых группах, разбор и обсуждение тактики ведения, лечения. | |||
Генерализованные эпилепсии, идиопатические: доброкачественная миоклоническая эпилепсия в младенчестве. | устный опрос, интерпретация ЭЭГ, КТ и МРТ томограмм, лабораторных данных, работа в малых группах, разбор и обсуждение тактики ведения, лечения. | |||
Эпилепсия с пикнолептическими абсансами детского возраста. | устный опрос, интерпретация ЭЭГ, КТ и МРТ томограмм, лабораторных данных, работа в малых группах, разбор и обсуждение тактики ведения, лечения. | |||
Юношеская эпилепсия с абсансами, юношеская миоклоническая эпилепсия (синдром Янца; идиопатическая эпилепсия с большими судорожными припадками пробуждения). | устный опрос, интерпретация ЭЭГ, КТ и МРТ томограмм, лабораторных данных, работа в малых группах, разбор и обсуждение тактики ведения, лечения. | |||
Другие генерализованные идиопатические эпилепсии: с припадками во сне, с припадками сна и бодрствования. | устный опрос, интерпретация ЭЭГ, КТ и МРТ томограмм, лабораторных данных, работа в малых группах, разбор и обсуждение тактики ведения, лечения. | |||
Другие генерализованные идиопатические эпилепсии: с припадками во сне, с припадками сна и бодрствования. | устный опрос, интерпретация ЭЭГ, КТ и МРТ томограмм, лабораторных данных, работа в малых группах, разбор и обсуждение тактики ведения, лечения. | |||
Фотогенная первично генерализованнная эпилепсия. | устный опрос, интерпретация ЭЭГ, КТ и МРТ томограмм, лабораторных данных, работа в малых группах, разбор и обсуждение тактики ведения, лечения. | |||
Криптогенные или симптоматические: синдром Уэста; | устный опрос, интерпретация ЭЭГ, КТ и МРТ томограмм, лабораторных данных, работа в малых группах, разбор и обсуждение тактики ведения, лечения. | |||
Синдром Леннокса-Гасто. | устный опрос, интерпретация ЭЭГ, КТ и МРТ томограмм, лабораторных данных, работа в малых группах, разбор и обсуждение тактики ведения, лечения. | |||
Криптогенные или симптоматические: эпилепсия с миоклонико-астатическими припадками; | устный опрос, интерпретация ЭЭГ, КТ и МРТ томограмм, лабораторных данных, работа в малых группах, разбор и обсуждение тактики ведения, лечения. | |||
Эпилепсия с миоклоническими абсансами. | устный опрос, интерпретация ЭЭГ, КТ и МРТ томограмм, лабораторных данных, работа в малых группах, разбор и обсуждение тактики ведения, лечения. | |||
Симптоматические неспецифической этиологии: ранняя миоклоническая энцефалопатия. | устный опрос, интерпретация ЭЭГ, КТ и МРТ томограмм, лабораторных данных, работа в малых группах, разбор и обсуждение тактики ведения, лечения. | |||
Ранняя младенческая эпилептическая энцефалопатия. | устный опрос, интерпретация ЭЭГ, КТ и МРТ томограмм, лабораторных данных, работа в малых группах, разбор и обсуждение тактики ведения, лечения. | |||
Тяжелая миоклоническая эпилепсия младенчества. | устный опрос, интерпретация ЭЭГ, КТ и МРТ томограмм, лабораторных данных, работа в малых группах, разбор и обсуждение тактики ведения, лечения. | |||
Эпилепсия с непрерывными комплексами спайк-волна в медленно-волновом сне. | устный опрос, интерпретация ЭЭГ, КТ и МРТ томограмм, лабораторных данных, работа в малых группах, разбор и обсуждение тактики ведения, лечения. | |||
Синдром эпилептической афазии (синдром Ландау- Клеффнера).
|
устный опрос, интерпретация ЭЭГ, КТ и МРТ томограмм, лабораторных данных, работа в малых группах, разбор и обсуждение тактики ведения, лечения. | |||
Фебрильные судороги. | устный опрос, интерпретация ЭЭГ, КТ и МРТ томограмм, лабораторных данных, работа в малых группах, разбор и обсуждение тактики ведения, лечения. | |||
Нелекарственные методы лечения эпилептических припадков. Патофизиологическое обоснование нелекарственной модуляции припадков. | устный опрос, интерпретация ЭЭГ, КТ и МРТ томограмм, лабораторных данных, работа в малых группах, разбор и обсуждение тактики ведения, лечения. | |||
Современные рациональные методы подавления эпилептической активности мозга. Биологически обратная связь. | устный опрос, интерпретация ЭЭГ, КТ и МРТ томограмм, лабораторных данных, работа в малых группах, разбор и обсуждение тактики ведения, лечения. | |||
Неэпилептические приступы (пароксизмальные состояния): нейропсихогенные приступы. Псевдоэпилептические прступы. | устный опрос, интерпретация ЭЭГ, КТ и МРТ томограмм, лабораторных данных, работа в малых группах, разбор и обсуждение тактики ведения, лечения. | |||
Медикаментозное лечение эпилепсии (фармакологическое лечение, принцип выбора препаратов, основные противосудорожные лекарства). | устный опрос, интерпретация ЭЭГ, КТ и МРТ томограмм, лабораторных данных, работа в малых группах, разбор и обсуждение тактики ведения, лечения. | |||
Тактика лекарственной терапии в зависимости от формы эпилепсии. | устный опрос, интерпретация ЭЭГ, КТ и МРТ томограмм, лабораторных данных, работа в малых группах, разбор и обсуждение тактики ведения, лечения. | |||
Лекарственное взаимодействие при медикаментозной терапии эпилепсии (механизмы взаимодействия).
Фармакокинетика. Фармакодинамика. |
устный опрос, интерпретация ЭЭГ, КТ и МРТ томограмм, лабораторных данных, работа в малых группах, разбор и обсуждение тактики ведения, лечения. | |||
Современная фармакотерапия заболеваний нервной системы в зависимости от возраста ребенка. | устный опрос, интерпретация ЭЭГ, КТ и МРТ томограмм, лабораторных данных, работа в малых группах, разбор и обсуждение тактики ведения, лечения. | |||
Современные методы лечения заболеваний НС у детей разного возраста. Дозы препаратов, применяемых в детской практике в зависимости от возраста. | устный опрос, интерпретация ЭЭГ, КТ и МРТ томограмм, лабораторных данных, работа в малых группах, разбор и обсуждение тактики ведения, лечения. | |||
Реабилитационные мероприятия у детей с неврологической патологией: методы реабилитации, включая физиотерапию. ЛФК, санаторно-курортное лечение. | устный опрос, интерпретация ЭЭГ, КТ и МРТ томограмм, лабораторных данных, работа в малых группах, разбор и обсуждение тактики ведения, лечения. | |||
Реабилитационные мероприятия у детей с неврологической патологией: ЛФК, санаторно-курортное лечение. | устный опрос, интерпретация ЭЭГ, КТ и МРТ томограмм, лабораторных данных, работа в малых группах, разбор и обсуждение тактики ведения, лечения. | |||
Всего: |
Задания самостоятельной работы
Самостоятельная работа резидентов: участие в курации больных, во внутрибольничных патологоанатомических конференциях, в лечении больных при неотложных состояниях, приемных отделениях и отделениях интенсивной терапии, дежурства в больнице (клинике), участие на консилиумах, консультациях тяжелых больных. Подготовка рефератов и докладов, работа в библиотеке, Интернете, участие в научных и практических конференциях, работа по пропаганде здорового образа жизни.
Тематический план самостоятельной работы резидента
Конечные результаты обучения
Дублинские дескрипторы | Компетенции специальности, разработанные в ЮКГФА | Результаты обучения дисциплины | Результаты обучения по концепции (ГОСО) | |
А | Демострировать знания и понимание, полученные на уровне высшего образования, которые являются основой или возможностью для оригинального развития или применения идей, часто в контексте научных исследований. | Компетенция в области естественных и специальных наук | Знает вопросы организации неврологической помощи детскому населению. Знает анатомию и топографическую анатомию центральной, периферической, вегетативной нервной системы детского возраста. Знает основные вопросы нормальной и патологической физиологии нервной системы детского возраста. Имеет представления об этиологии, классификации основных неврологических заболеваний, механизмах их развития, общих и дополнительных методах обследования, применяемые в неврологической клинике, современные принципы лечения в неврологической практике у детей. Знает общие вопросы генетики и типы наследования при наследственных заболеваниях нервной системы. | Демонстрирует знания основ законодательства о здравоохранении и нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность органов здравоохранения и отдельных медицинских организаций в Республике Казахстан Понимает принципы организации медицинской, социальной, правовой помощи, в том числе местах лишения, наркопотребителям, ВИЧ- инфицированным потребителям инъекционных наркотиков (ПИН), больным СПИД, лицам, живущим с ВИЧ (ЛЖВИЧ).
Демонстрирует знания основ фармакотерапии в клинике внутренних и детских болезней, осложнения, вызванные применением лекарств, методы их коррекции; — основ рационального питания здоровых лиц различного возраста, принципы диетотерапии. — основ физиотерапии, показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению. |
Компетенция «Коммуникативные навыки» (культурная компетенция, критическое мышление, креативность, способность работать в команде, иноязычная компетентость). | Компетентен в вопросах коммуникации для установления максимально доверительных отношений с пациентом, его родственниками, коллегами, и другими работниками. | |||
Компетенция предпринимательства | Знает общие вопросы организации неврологической помощи в республике, работу больнично-поликлинических учреждений, организацию работы скорой неотложной помощи взрослому и детскому населению. | |||
Компетенция «Адвокат здоровья» | Вопросы экспертизы временной и стойкой нетрудоспособности. Основные принципы и способы защиты населения при катастрофе. | |||
Компетенция «Навыки научных исследований» | Умеет обобщать результаты научно-исследовательской и аналитической работы в виде диссертации, научной статьи, отчета, аналитической записки и др.; Знает принципы и структуру организации научной деятельности; | |||
Компьютерная и информационная компетентность. | Знает пути и методы сбора научной информации при заболеваниях нервной системы у детей. | |||
Компетенция «Клинические навыки» | Знает согласно клиническим протоколам МЗ РК: — экстренную помощь больным детям с неотложными неврологическими состояниями; — современные методы обследования неврологических больных; — исходы и прогноз заболеваний; — принципы и дифференцированные методы реабилитации нервных болезней у детей различного возраста; — показания и противопоказания к хирургическому лечению заболеваний нервной системы у взрослых и детей различного возраста; -принципы диспансеризации здоровых и больных; | |||
В | Применять знания, понимание и способность решать проблемы в новых или незнакомых ситуациях в контекстах и рамках более широких (или междисциплинарных) областей, связанных с изучаемой областью; | Компетенция в области естественных и специальных наук | Знает согласно клиническим протоколам МЗ РК: клиническую симптоматологию и синдромологию основных заболеваний у взрослых, их профилактика, диагностика и лечение; — синдромологическую и топическую диагностику, клиническую симптоматику пограничных состояний в невропатологии; — дифференциальную диагностику заболеваний нервной системы; — исходы и прогноз заболеваний; — основы фармакотерапии, физиотерапии, лечебного массажа, и ЛФК, иглорефлексотерапии и других методов лечения, применяемых в клинике нервных болезней; -самостоятельное проведение и оценка диагностических процедур (режим питания, нетрадиционные методы лечения и профилактики). | Проводит дифференциальную диагностику, обоснование клинического диагноза, назначение необходимых инструментальных и лабораторных методов обследования больным детям, согласно протоколам, интерпретация результатов дополнительных методов обследований, назначение адекватной терапии согласно протоколам лечения. Проводит необходимые противоэпидемические мероприятия при выявлении инфекционного заболевания у детей. |
Компетенция «Коммуникативные навыки» (культурная компетенция, критическое мышление, креативность, способность работать в команде, иноязычная компетентость). | Умеет устанавливать максимально доверительные отношения с пациентом, его родственниками, коллегами, и другими работниками. Применяет знания в устанвлении профессиональных, личностных и корпоративных контактов. | |||
Компетенция предпринимательства. | Организует работу специалиста – невролога стационара и амбулаторно-поликлиничской службы. | |||
Компетенция «Адвокат здоровья» | Оформляет медицинскую документацию, предусмотренную законодательством по здравоохранению. | |||
Компетенция «Навыки научных исследований» | Оформляет рефераты и презентации для самостоятельной работы по резидентуре. Проводит научные исследования по полученной специальности. | |||
Компьютерная и информационная компетентность. | Проводит поиск и статистическую обработку, корреляционный анализ научных результатов по научно-исследовательским работам. | |||
Компетенция «Клинические навыки» | Владеет навыками, согласно клиническим протоколам МЗ РК : — общеврачебными, диагностическими и лечебными манипуляциями; — сбора анамнеза и неврологического исследования больных; — определния уровня сознания, психофозического развития; — проведения люмбальной пункции; — проведения ликвородинамических проб; | |||
С | Интегрировать знания, справляться со сложностями и выносить суждения на основе неполной или ограниченной информации с учетом этической и социальной ответственности за применения этих суждений и знаний; | Компетенция в области естественных и специальных наук | Проводит, согласно клиническим протоколам МЗ РК интерпретацию, диагностическую оценку у взрослых и детей разного возраста, данных морфологического и биохимического исследования крови и ликвора; офтальмологического исследования (картина глазного дна и полей зрения), отоневрологического исследования; рентгенологических методов исследования черепа и позвоночника; контрастных методов рентгенографии (пневмоэнцефалографа и ангиография), компьютерной и магнитнорезонансной томографии головного и спинного мозга; электрофизиологических методов исследования (электровозбудимость мышц, электромиография, электроэнцефалография); радиоизотопной и ультразвуковой диагностики (эхоэнцефалография, доплерографических исследований магистральных артерий на шее); | Знает: — анатомию и топографическую анатомию центральной, периферической, вегетативной нервной системы, их онтогенез, особенности ее развития у детей; — Основные вопросы нормальной и патологической физиологии нервной системы; — современные представления об этиологии, классификации основных неврологических заболеваний, механизмах их развития, общие и дополнительные методы обследования , применимые в неврологической клинике, современные принципы лечения в неврологической практике у взрослых и детей разного возраста; — основы фармакотерапии, физиотерапии, лечебного массажа и ЛФК, иглорефлексотерапии и других методов лечения взрослых и детей разного возраста, применяемые в клинике нервных болезней. Знает общие вопросы организации неврологической помощи взрослому и детскому населению, организации и проведения диспансеризации больных. Проводит согласно клиническим протоколам МЗ РК диагностику, дифференциальную диагностику с использованием современных методов лабораторного и инструментального исследования, лечения, реабилитации и профилактику наиболее часто встречающихся заболеваний нервной системы, в том числе у детей. Оказывает согласно клиническим протоколам МЗ РК первую врачебную помощь при неотложных состояниях, в экстремальных условиях эпидемий, в очагах массового поражения, в том числе детям. Проводит экспертизу временной нетрудоспособности пациентов. Проводит санитарно –просветительную работу по пропаганде здорового образа жизни. |
Компетенция «Коммуникативные навыки» (культурная компетенция, критическое мышление, креативность, способность работать в команде, иноязычная компетентость). | Выделяет клинические синдромы заболевания у детей разного возраста, клиническую дифференциальную диагностику неврологического заболевания, обоснование клинического диагноза, план и тактику ведения больного. | |||
Компетенция предпринимательства. | согласно клиническим протоколам МЗ РК определяет показания к госпитализации и ее организации. Умеет принимать управленческие решения в рамках своей профессиональной деятельности на основе доказательной медицины. | |||
Компетенция «Адвокат здоровья» | Согласно клиническим протоколам МЗ РК проводит консультативную медицинскую, высококвалифицированную помощь пациентам с заболеваниями нервной системы в решениии медико-социальной экспертизы социального обеспечения. | |||
Компетенция «Навыки научных исследований» | Способен обобщать результаты научно-исследовательской и аналитической работы в виде научной статьи в научно- популярных журналах, сборниках научно-практических конференций, конгрессов, съездов. | |||
Компьютерная и информационная компетентность. | Проводит информационно-аналитическую и информационно-библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий – ТВ, МИ. | |||
Компетенция «Клинические навыки» | Владеет навыками согласно клиническим протоколам МЗ РК: — интерпретации результатов электроэнцефалографии, доплерографического исследования магистральных артерий шеи; — интерпретации результатов эхоэнцефалографии, электровозбудимости мышц и электромиографии; — интерпретация результатов исследования высших мозговых потенциалов; — интерпретация результатов исследования глазного дна и полей зрения; — постановки диагноза согласно существующих классификаций на основе данных анамнеза, объективного исследования и параклинического обследования больных с проведением диффернциальной диагностики. | |||
D | Четко и ясно сообщать свои выводы и знания и их обоснование специалистам и неспециалистам; | Компетенция в области естественных и специальных наук | Компетентен, согласно клиническим протоколам МЗ РК в вопросах диагностики, дифференциальной диагностики с использование современных методов лабораторного и инструментального исследования, лечения, реабилитации и профилактики, наиболее часто встречающихся заболеваний внутренних органов, в том числе у детей. | Умеет проводить согласно клиническим протоколам МЗ РК: — сбор необходимых сведений о течении беременности, хаарктеров родов, двигательном, психическом и речевом развитии ребенка; — выделение факторов риска из генеалогического, акушерского, эпидемиологического, социального анамнеза, составление родословной; — выделение клинических синдромов заболевания у взрослых и детей разного возраста, клиническая и диффернциальная диагностика неврологического заболевания, обоснование клинического диагноза, плана и тактики ведения больного; — интерпретация у взрослых и детей разного возраста данных морфологического и биохимического исследования крови и ликвора, офтальмологического исследования, контрольных методов рентгенографии, включая пневмоэнцефалографию и ангиографию, электрофизиологических методов исследования, радиоизотопной и ультразвуковой диагностики, компьютерной и магнитонорезонансной томографии. — формулировка диагноза, назначение необходимого лечения, провдение профилактических мероприятий при заболеваниях неврологического профиля у взрослых и детей. |
Компетенция «Коммуникативные навыки» (культурная компетенция, критическое мышление, креативность, способность работать в команде, иноязычная компетентость). | Коммуникативный, соблюдает правила этикета общения с пациентами, родственников пациента, соблюдает субординацию среди коллег. | |||
Компетенция предпринимательства | Умеет осуществлять производственные связи с различными организациями, в том числе органами государственной службы – с комитетом контроля качества медицинского обслуживания населения, Департаментом здравоохранения области. | |||
Компетенция «Адвокат здоровья» | Информирует по телевидению, средствам массовой информации – журналах, газетах населению о профилактике острых и хронических заболеваний нервной системы. | |||
Компетенция «Навыки научных исследований» | Умеет демонстрировать на конгрессах, научно-практических конференциях навыки публичного выступления с представление собственных результатов, анализа, выводов научной информации в изучаемой области. | |||
Компьютерная и информационная компетентность. | Использует современные информационные технологии в виде компьютеров, аудио-, видео- проекторов, телевизоров в образовательном процессе студентам, магистрантам, врачам. | |||
Компетенция «Клинические навыки» | Владеет навыками согласно клиническим протоколам МЗ РК: — интерпретации результатов ЭКГ; — интерпретации результатов общего анализа крови; — интерпретации результатов биохимического анализа крови; — интерпретации результатов коагулограммы крови; — интерпретации результатов анализов крови на сифилис, токсоплазмоз, бруцеллез; — проведение лечебной блокады; — медицинских манипуляций в виде инъекций; — оказание экстренной помощи при неотложных состояниях: отравлениях, ожогах, обморожениях, поражении электрическим током, молнии, тепловом солнечном ударах, утоплении, удушении, шоке, острых аллергических состояниях. — диетотерапии при неврологических заболеваниях; — постановке диагноза согласно существующих классификаций на основе данных анамнеза, объективного исследования и параклинического обследования больных с проведением дифференциальной диагностики; -диагностики и неотложной помощи при угрожающих жизни состояниях: — синдром отека и набухания мозга; -острое нарушение мозгового кровообращения; -гипертонический криз; -судорожный синдром; -коматозные состояния; -миастенический криз; | |||
Е | Продолжать обучение самостоятельно. | Компетенция в области естественных и специальных наук Компетенция «Коммуникативные навыки» (культурная компетенция, критическое мышление, креативность, способность работать в команде, иноязычная компетентость). | Совершенствует знания по актуальным вопросам диагностики, лечения, реабилитации, профилактики заболеваний нервной системы. | Компетентен в области методологии научных исследований; — в области научной и научно-педагогической деятельности в высших учебных заведениях; — в вопросах современных образовательных технологий; — в выполнении научных проектов и исследований в профессиональной области; — в способах обеспечения постоянного обновления знаний, расширения профессиональных навыков и умений. Умеет проектировать свое дальнейшее профессиональное действие. |
Стремится совершенствовать профессиональные навыки общения со студентами, преподавателями, пациентами, соблюдая правила диентологии и субординации. | ||||
Компетенция предпринимательства | Продолжать обучаться новым управленческим решениям в рамках своей профессиональной деятельности на основе доказательной медицины. | |||
Компетенция «Адвокат здоровья» | Продолжать обучаться совершенствоваться информированию по телевидению, средствам массовой информации – журналах, газетах населению о профилактике острых и хронических заболеваний нервной системы. | |||
Компетенция «Навыки научных исследований» | Продолжать обучение по расширению и углублению знаний, необходимых для повседневной профессиональной деятельности врача- невролога. | |||
Компьютерная и информационная компетентность. | Продолжать обучаться использованию новых современных информационных программ для компьютеров, аудио-, видео — аппаратуры, телевизоров, используемых в образовательном процессе для студентов, магистрантов, врачей. | |||
Компетенция «Клинические навыки» | Продолжать обучение по совершенствовании владения клинических навыков: — интерпретации результатов электроэнцефалографии, доплерографического исследования магистральных артерий шеи; — интерпретации результатов эхоэнцефалографии, электровозбудимости мышц и электромиографии; — интерпретация результатов исследования высших мозговых потенциалов; — интерпретация результатов исследования глазного дна и полей зрения; — постановки диагноза согласно существующих классификаций на основе данных анамнеза, объективного исследования и параклинического обследования больных с проведением диффернциальной диагностики. |
8. Рекомендуемая литература: основная и дополнительная
Основная:
1. Л.О. Бадалян. Детская неврология. М.: Медицина, 2001.
2. Бадалян Л.О. Организация специализированной неврологической помощи детям раннего возраста: Тез. докл. Всесоюзной научной конференции.-М., 1971.-С. 102-105.
3. Бадалян Л.О., Башляева З.А., Журба JI.T., Минина Г.И. и др. Организация специализированной неврологической помощи детям раннего возраста // Вопросы организации медицинской помощи детям / Сб. науч. труд. -М., 1971. С.102-106.
4. Бадамян Г.В. Дифференцированные нормативы лечебно-профилактической помощи детскому населению //Актуальные проблемы экономики и планирования здравоохранения. 1983. — № 5. — С. 19-22.
5. Барашнев Ю.И. Организация неврологической помощи в перинатальном периоде //Неврология и психиатрия. 1990. — № 8. — С. 3-5.
6. Б.B.Лебедев, Ю.И.Барашнев, Ю.А.Якунин. Невропатология раннего детского возраста. М.:Медицина, 1981
7. Шамансуров Ш.Ш., Трошин В.М., Кравцов Ю.И.. Детская неврология. Изд-во мед.лит.им.Абу Али ибн Сино,1995.
8. Трошин В.М., Трошин В.Д., Трошин О.В. Неотложные психоневрологические состояния у детей. Руководство для врачей. 2-е изд. М., 1998.
9. С.К. Кайшибаев. Неврология. I, 2 часть. Алматы, 1998.
10. К.F.Надирова, Ж.Р.Дарибаев. Клиникалык невропатология. Караганды, 1995.
11. Карлов В.А. Неврология. Руководство для врачей. 2-е изд. М., 2002.
12. Триумфов А.В. Топическая диагностика заболеваний нервной системы. Л.: Медицина, 1996.
13. Скоромец А.А. Топическая диагностика нервной системы. М.: Медицина, 1989.
14. Виленский Б.С. Неотложные состояния в неврологии: руководство для врачей. – СПб.:ООО «Издательство ФОЛИАНТ». 2004.-512с.
15. Актуальные проблемы медицины критических состояний/ Под ред. А.П. Зильбера. Петрозаводск. 1995.
16. Гусев Е.И., Скворцова В.И. Ишемия головного мозга. М.: Медицина, 2001. 326 с.
17. Волошин П.В., Тайцлин В.И. Лечение сосудистых заболеваний головного и спинного мозга. «Знание-М» «Знание» Запорожье 1999.553с.
18. Скоромец А.А., Тиссен Т.П., Панюшкин А.И., Скоромец Т.А. Сосудистые заболевания спинного мозга. Сотис Санкт-Петербург 1998. 481 с.
19. Виленский Б.С. Инсульт: профилактика, диагностика и лечение. Санкт-Петербург 1999. 336с.
20. Рахманова А.Г. Неотложные состояния при инфекционных заболеваниях// Неотложные состояния в неврологии. Орел. Москва.2002. С. 499-523.
21. Элконин Б.Л., Тополянский А.В., Киссин А.Г. Неотложная диагностика и терапия: справочное руководство. СПб., 1997.
22. Рябов Г.А. Синдромы критических состояний. М.,1994.
23. Жуков К.П. Критические состояния. СПб., 2002.
24. Н.Н. Яхно, Д.Р. Штульман и др. Руководство для врачей: В 2-х т. –М: Медицина, 2003.
25. А.Ю. Макаров Клиническая неврология с основами медико-социальной экспертизы. Руководство для врачей. Санкт-Петербург, 1998.
26. Д.А. Гринберг,М.Д. Аминофф, Р.П. Саймон Клиническая неврология. –М.:Медпресс-информ.-2004.-520с.
27. А.Р. Калинин, С.В. Котов Неврологические расстройства при эндокринных заболеваниях.-М.: Медицина, 2001.-272с.
28. Клинический протокол МЗ РК №23 от 12.12.2013г. «Диагностика и лечение детей с детским церебральным параличом».
29. Клинический протокол МЗ РК №10 от 04.07.2014г. «Токсическая энцефалопатия у детей».
30. Клинический протокол МЗ РК №10 от 04.07.2014г. «Цереброваскулярные болезни у детей».
31. Клинический протокол МЗ РК №10 от 04.07.2014г. «Гидроцефалия».
32. Клинический протокол МЗ РК №10 от 04.07.2014г. «Доброкачественная внутричерепная гипертензия у детей».
33. Клинический протокол МЗ РК №1 от 21.01.2014г. «Гипоксически-ишемическая энцефалопатия».
Дополнительная:
1. Д.Н. Богородинский, А.А. Скоромец, А.И. Шваров. Руководство к практическим занятиям по нервным болезням. М.: Медицина 1977.
2. П.В. Мельничук Болезни нервной системы. М.: Медицина, 1982. Т. 1,2.
3. В.А. Карлов. Терапия нервных болезней. М.: Медицина, 1995.
4. Г.Д. Коллинз. Диагностика нервных болезней. М.: Медицина, 1986.
5. М.Б.Кроль, Е.А. Федорова. Основные неврологические синдромы. М.: Медицина, 1968.