Задания самостоятельной работы

ЮЖНО-КАЗАХСТАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

РЕЗИДЕНТУРА

 

 

СИЛЛАБУС

 

Специальность «Невропатология, в том числе детская»  
Код дисциплины, Дисциплина 6R111500, «Неврология в стационаре, детская»  
Объем кредитов/учебных часов 20 кредитов/ 900 часов  
Курс и семестр изучения 2 курс –1,2,3,4 семестры  
Наименование кафедры Кафедра неврологии, психиатрии и психологии

 

Г.

Силлабус составлен на основанииГосударственных общеобязательных стандартов и типовых профессиональных учебных программ резидентуры по медицинским специальностям, утвержденных Приказом №647 от 31 июля 2015г.

 

Силлабус дисциплины составили к.м.н., и.о. доцента Мустапаева Г.А., магистр Оразалиева Д.Б.

 

Силлабус обсужден на заседании кафедры неврологии, психиатрии и психологии

 

Протокол № 1 «27» августа 2015 г.

 

Зав.кафедрой, д.м.н., профессор _________Дущанова Г.А.

 

 

Сведения о преподавателях:

№ п/п ФИО сотрудника кафедры Занимаемая должность на кафедре Полное название высшего учебного заведения, год поступления, год окончания, серия и №диплома Сведения об ученой степени, шифр и название специальности, серия и №диплома Научный стаж работы Научные результаты и интересы Педагогическая деятельность Наличие врачебной категории Клиническая база, на которой сотрудник выполняет лечебную нагрузку Сведения о дополнительном образовании Почетные звания, награды, государственные и другие премии Владение языками Контакты: рабочий телефон, E-mail
Об ученой степени кандидата наук/PhD Об ученой степени доктора наук Количество научных публикаций, из них монографий/статей Количество патентов/предпатентов Темы научных интересов Педагогический стаж Количество учебно-методических публикаций
Дущанова Гульсум Абдурахмановна Зав.

кафедрой доктор медицинских наук, профессор

Целиноградский государственный медицинский институт, поступила в 1964 окончила в1970г № диплома 266023   Доктор медицинских наук, шифр 140013-неврология № диплома 39 лет автор 265 научных работ, 2-монографий   неврология, психология 39 лет Автор 15учебных пособий, 1 электроннного учебника Врач высшей категории Клиника МКТУ им. Х.А.Ясави Председатель ОО «Ассоциация неврологов ЮКО», «Отличник здравоохранения», «Лучший преподаватель года-2007», Русский, казахский 48-90-51 duchshanova_g_a@mail.ru
Туксанбаева Гульфариза Усеновна И.о. профессора Актюбинский государственный медицинский институт, поступила в 1983 окончила в1990г № диплома 675893 К.М.Н. шифр 140013-неврология № диплома Ассоц.профессор   лет автор 61 научных работ   неврология, психология 16 лет Автор 9 учебных пособий, Врач высшей категории Клиника МКТУ им. Х.А.Ясави, Областная детская больница   Русский, казахский 48-90-51 gulfariza333@mail.ru
Мустапаева Гульнара Абдымажитовна И.о.

доцента

Южно-Казахстанская государственная медицинская академия поступила в 1995 окончила в2001г № диплома 0027670 Кандидат медицинских наук шифр 140013-неврология № диплома   15 лет автор 50 научных работ   неврология, психология 15 лет Автор 3 учебных пособий, Врач высшей категории Клиника МКТУ им. Х.А.Ясави   Русский, казахский 48-90-51 gul_nara78@mail.ru
Зулфикарова Эльвира Талгатовна И.о. доцента Южно-Казахстанская государственная медицинская академия поступила в 1992 окончила в1998г № диплома 0029981 Кандидат медицинских наук шифр 140033-общественное здоровье и здравоохранение№ диплома   16 лет автор 40 научных работ   наркология, психиатрия, психология 16лет Автор 3 учебных пособий, Врач высшей категории Областной психо-неврологический диспансер   Русский, казахский 48-90-51 ellichka.zh@mail.ru
Оразалиева Динара Бахытовна Завуч кафедры Южно-Казахстанская государственная медицинская академия поступила в 2002 окончила в2008г № диплома 0047702 Магистр медицинских наук шифр 6М-110100-медицина № диплома   6 лет автор 18 научных работ   неврология, психология 6лет Врач первой категории Клиника МКТУ им. Х.А.Ясави   Русский, казахский 48-90-51 dina2010.84@mail.ru
Чумаков Сергей Анатольевич И.о. доцента Южно-Казахстанская государственная медицинская академия поступила в 1997 окончила в2003г № диплома 0404167 Кандидат медицинских наук шифр 140013-неврология № диплома   4 года автор 20 научных работ   неврология, наркология, психология 4 года Автор 1 учебных пособий, Врачпервой категории Клиника МКТУ им. Х.А.Ясави   Русский, казахский 48-90-51 chumakov @mail.ru
Жаркинбекова Назира Асановна Доцент Астраханский государственный медицинский институт, поступила в 1984 окончила в1990г № диплома 022629 Кандидат медицинских наук шифр 140013-неврология № диплома   16 года автор 30 научных работ   неврология 16 лет Автор 3 учебных пособий, Врачвысшей категории Областная клиническая больница   Русский, казахский 48-90-51 nazira @mail.ru
                                     

Контактная информация: место нахождения кафедры: клиника «Айнуры»

Месторасположение (адрес) 4 мкр б/н,
№ кабинета 26, 29, 30, 31
№ телефона —
№ факса —
e-mail nevrologia@mail.ru,

nevrologia@mail.ru,

клиническая база: клиника МКТУ им. Х.А. Яссави,

Месторасположение баз(ы) (адрес) ул. Еримбетова 92
№ кабинета 2
№ телефона 48 90 51
№ факса —
e-mail nevrologia@mail.ru,

клиническая база: областная клиническая больница

Месторасположение баз(ы) (адрес) ул. Майлы Кожа,4
№ кабинета отделение неврологии,каб 1
№ телефона —
№ факса —
e-mail nevrologia@mail.ru,

клиническая база: областная детская больница

Месторасположение баз(ы) (адрес) мкр. Нурсат
№ кабинета отделение неврологии,каб 1
№ телефона —
№ факса —
e-mail nevrologia@mail.ru,

Политика и процедуры:

Изучая дисциплину «Детская невропатология в стационаре», резидент приобретает представление о принципах диагностики и терапии остро возникающих и тяжело протекающих поражений нервной системы у детей. Уделено внимание методам предупреждения диагностических, тактических и терапевтических ошибок, допускаемых в стационарах.

Преподаватели предоставляют возможность изучения оказания экстренной помощи на госпитальном этапе в стационарах при острых нарушениях мозгового кровообращения, посттравматических внутричерепных гематомах, острых нейроинфекциях, экзогенных и эндогенных интоксикациях с поражением нервной системы, остро возникающих состояниях обездвиженности, злокачественном нейролептическом синдроме, ботулизме, столбняке, бешенстве, мигренозном статусе, синдроме Мюнхаузена и острых поражениях спинного мозга.

Для прохождения дисциплины необходимо иметь: медицинский халат, колпак, маску, сменную обувь и санитарную книжку (о получении сан.книжки проконсультируйтесь в мед.пункте ЮКГМА).

С целью овладения необходимым качеством образования по нашей дисциплине кафедра требует посещаемость и регулярную подготовленность к занятиям.

При пропуске двух занятий резидент не допускается на следующее занятие без разрешения заведующего кафедрой; трех занятий — без разрешения заведующего резидентурой; при опоздании на занятие более 30 минут резидент не допускается на занятие и в журнале регистрируется «не был».

Требования к резидентам:

Ø Не пропускать без уважительных причин практические занятия, лекции, дежурства в клинике.

Ø Активность во время практических занятий, курации больных, научно- практических конференциях.

Ø Своевременно по графику выполнять и сдать СРР.

Ø Быть терпимым, открытым и доброжелательным к сокурсникам и преподавателям.

Ø Быть корректным по отношению к больным.

Ø Бережно относиться к имуществу кафедры.

Ø При несвоевременной сдаче СРР итоговая оценка снижается.

 

Программа:

Характеристика дисциплины

Нервные болезни одна из сложнейших отраслей медицины, в котором особенно очевиден факт изменившейся во времени клинической картины многих заболеваний, появлений более совершенных методик диагностики и конечно же лечения неврологических заболеваний, которые в некоторых случаях стали диаметрально противоположным традиционным схемам.

Многочисленный отряд клиницистов – неврологов в нашей стране постоянно пополняется молодыми врачами, которым необходимо овладеть логикой клинического мышления невропатолога, основывающегося на анатомо-физиологических данных о нервной системе. Обладая ясным представлением об анатомии и физиологии нервной системы можно стать квалифицированным клиницистом – неврологом. Врачи- невропатологи постоянно должны получать информацию о тех или иных изменениях в сфере неврологической науки.

Резидентура по неврологии предполагает более углубленное изучение по системно- функциональному принципу освещения анатомо – физиологических сведений о нервной системе, обучение приемам выявления отдельных симптомов (рефлексы, пробы, тесты), в свете новых нейрофизиологических данных рассмотрение организаций функции мозга по системному принципу, значений нейромедиаторов и нейропепдидов, приведение современных методик дополнительного исследования неврологических больных, включая радионуклидные методы, компьютерную томографию ядерный магнитный резонанс, а также изучение проблем, наиболее часто встречающихся в практике врача-невропатолога — сосудистые заболевания нервной системы, инфекционно-воспалительные заболевания, эпилепсия и другие судорожные синдромы, заболевания периферической нервной системы.

Детский невропатолог нередко решает вопрос, всегда ли целесообразно стремиться сохранить жизнь ребенку с глубокими изменениями нервной системы, которые обязательно обрекут его на тяжелую инвалидность. Большая ответственность ложится на врача и в случае асфиксии новорожденного, и тут важно установить, как долго следует проводить оживление. Ведь долг врача не только сохранить ребенку жизнь, но и обеспечить ему максимальное здоровье в будущем. Еще сложнее решать вопрос о длительности реанимационных мероприятий, когда у ребенка наступила клиническая смерть. Следует лишний раз подчеркнуть, что врачи и весь медицинский персонал, работающие в детской неврологии, должны проявлять особую чуткость и внимание как в отношении к больным детям, так и к их родителям.

 

2. Цель дисциплины:подготовки врачей по клинической детской неврологии является приобретение и совершенствование теоретических знаний и профессиональных навыков, необходимых врачу-невропатологу для оказания квалифицированной неврологической помощи больным детям.

3. Задачи:

· Обучить резидентов теоретическим основам неврологии, основанных на знании анатомии и физиологии нервной системы;

· Обучить приемам обследования неврологического статуса согласно клиническим протоколам МЗ РК;

· Обучить методологии постановки неврологического диагноза согласно клиническим протоколам МЗ РК;

· Овладеть современными методами дополнительных исследований, используемых в неврологии согласно клиническим протоколам МЗ РК ;

· Выработать клиническое мышление у резидентов;

· Подготовить врача-невролога, владеющего современными теоретическими знаниями о болезнях нервной системы, принципами и методами рациональной диагностики, лечения, профилактики заболеваний нервной системы.

· Обучить резидентов согласно клиническим протоколам МЗ РК знаниям, умениям и практическим навыкам для проведения манипуляций, необходимых больным с неврологическими заболеваниями.

· Обучить резидентов согласно клиническим протоколам МЗ РК оказанию экстренной помощи больным с неотложными неврологическими состояниями в стационаре.

· Выработать у резидентов согласно клиническим протоколам МЗ РК навыков медико-социальной экспертизы, реабилитации и профилактики болезней нервной системы.

 

4. Учебно -тематический план занятий:

Тематический план лекций

Наименование тем лекции Форма проведения Обьем часов
Актуальные проблемы неврологической помощи детскому населению. Проблемная
Организация больничного обслуживания детей с неврологической патологией. обзорно — иллюстративная
Клиническая психология. Этика и деонтология врача детского невролога. обзорно — иллюстративная
Задержка психомоторного развития у детей до 3-х лет. обзорно — иллюстративная  
ЗПМР у детей дошкольников. обзорно — иллюстративная  
ЗПМР у детей школьного возраста. обзорно — иллюстративная  
Особенности определения неврологического статуса у детей разного возраста, новорожденных. обзорно — иллюстративная  
Высшие мозговые функции у детей. обзорно — иллюстративная  
Методы исследования высших мозговых функций у детей. обзорно — иллюстративная  
Симптомы поражения высших мозговых функций: речи, памяти, внимания, гнозиса, праксиса. обзорно — иллюстративная  
Показатели и структура детской неврологической инвалидности и анализ ее причин. обзорно — иллюстративная  
Исходы перинатальных поражений нервной системы: синдромы острого периода перинатального поражения головного мозга. Синдромы раннего и позднего восстановительного периодов перинатального поражения головного мозга. Проблемная
Отдаленные последствия перинатального поражения головного мозга. Неврологические проявления перинатальных повреждений головного мозга у недоношенных детей. Проблемная
Актуальные проблемы врожденных аномалий развития нервной системы: врожденные пороки развития головного мозга. Проблемная
Актуальные проблемы врожденных аномалий развития нервной системы: врожденные пороки развития спинного мозга. Проблемная
Актуальные проблемы неврологической патологии у детей при пограничных состояниях: системные неврозы. Проблемная
Актуальные проблемы проявлений со стороны нервной системы при заболеваниях других органов и систем: кардионеврология детского возраста. Проблемная
Актуальные проблемы проявлений со стороны нервной системы при заболеваниях других органов и систем: неврологические осложнения при заболеваниях печени, почек, Проблемная
Актуальные проблемы проявлений со стороны нервной системы при заболеваниях других органов и систем: неврологические осложнения сахарного диабета, щитовидной железы, заболеваний соединительной ткани. Проблемная
Актуальные проблемы реабилитационных мероприятий у детей с неврологической патологией. Проблемная
Синдром вегетативной дистонии у детей. Проблемная
Боли в лице: тригеминальная невралгия. Постгерпетическая невралгия тройничного нерва. обзорно — иллюстративная  
Невралгия носо-ресничного нерва. Невралгия шейно-височного нерва(синдром Фрея). обзорно — иллюстративная  
Боль в глазу: синдром Талосы-Ханта обзорно — иллюстративная  
Внутричерепная гипертензия, гипотензионный синдром. Клинический протокол МЗ РК протокол № 10 от «4» июля 2014 года. обзорно — иллюстративная  
Натальные тарвмы головного и спинного мозга. Повреждение черепа и головного мозга. проблемная
Повреждение позвоночника и спинного мозга. проблемная
Минимальные мозговые дисфункции у детей. Варианты СДВГ (синдрома дефицита внимания и гиперактивности). проблемная
Заболевания нервной системы, протекающие с нарушением дыхания и глотания: опухоли ствола головного мозга. проблемная
Заболевания нервной системы, протекающие с нарушением дыхания и глотания: миастения. проблемная
Гипоксические и ишемические поражения мозга у новорожденных. Гипоксически –ишемическая энцефалопатия. проблемная
Асфиксия новорожденного. проблемная
Мозговой инсульт у детей. проблемная
Кровоизлияние в головной мозг. проблемная
Инфаркт головного мозга у детей. проблемная
Малый инсульт. проблемная
Лакунарный инфаркт проблемная
Субарахноидальное кровоизлияние. проблемная
Венозные инсульты. Тромбоз вен мозга.тромбоз венозных синусов. Тромбофлебит. проблемная
Нарушение спинального кровообращения у детей. проблемная
Окклюзионная гидроцефалия на фоне врожденной аномалии мозга. проблемная
Перинатальные поражения нервной системы и ее последствия: родовые травмы повреждения плечевого сплетения. проблемная
Перинатальные поражения нервной системы и ее последствия: нейропатия лицевого нерва. проблемная
Перинатальные поражения нервной системы и ее последствия: гемолитическая болезнь новорожденных. проблемная
Инфекционные и инфекционно-аллергические заболевания: острые серозные менингиты. Туберкулезный менингит. проблемная
Поражение нервной системы при сифилисе, диагностика, проблемная
Сочетанные поражения развития лица, черепа, позвоночника и нервной системы. проблемная
Судороги у новорожденных, детей раннего возраста. проблемная
Отек головного мозга, дислокация мозговых стурктур. проблемная
Перинатальные поражения нервной системы и ее последствия: детский церебральный паралич. проблемная
Неонатальные судороги у новорожденных проблемная
Судороги у детей раннего возраста. проблемная
Неэпилептические припадки. проблемная
Проявление эпилептических припадков. проблемная
Клиническая классификация припадков. проблемная
Нейроспид у детей. проблемная
Ботулизм у детей. проблемная
Бешенство у детей. проблемная
Столбняк у детей. проблемная
Лейкодистрофии у детей. проблемная
  Итого:  

Тематический план занятий:

Темы Форма проведения Кол-во учеб. часов
Практ занят. СРРП
Анатомо-физиологические особенности нервной системы у детей различного возраста. работа в малых группах с муляжами, таблицами.  
Онтогенез и филогенез нервной системы. Основные анатомические и функциональные элементы нервной системы. Микроскопическое строение нервной системы и физиология клеточного уровня. устный опрос, решение ситуационных задач, работа в малых группах с муляжами, таблицами.  
Редукция безусловных врожденных рефлексов новорожденных. Моторное развитие ребенка первого года жизни.   устный опрос, решение ситуационных задач, работа в малых группах с муляжами, таблицами.
Нервно-психическое развитие детей в основные возрастные периоды и особенности психомоторного развития детей до года. устный опрос, решение ситуационных задач, работа в малых группах с муляжами, таблицами.
Нормальное развитие нервной системы у детей разных возрастов. Методы исследования функций нервной системы у детей разных возрастов. устный опрос, решение ситуационных задач, работа в малых группах с муляжами, таблицами.
Основные периоды функционального развития ребенка. устный опрос, решение ситуационных задач, работа в малых группах с муляжами, таблицами.
Задержка психомоторного развития у детей до 3-х лет. Методы исследования психомоторного развития. Клинические проявления и методы диагностики ЗПМР. устный опрос, решение ситуационных задач, работа в малых группах с муляжами, таблицами.  
ЗПМР у детей дошкольников. Методы исследования психомоторного развития. Клинические проявления и методы диагностики ЗПМР. устный опрос, решение ситуационных задач, работа в малых группах с муляжами, таблицами.
ЗПМР у детей школьного возраста. Методы исследования психомоторного развития. Клинические проявления и методы диагностики ЗПМР. устный опрос, решение ситуационных задач, работа в малых группах с муляжами, таблицами.
Особенности определения неврологического статуса у детей разного возраста, новорожденных. Методы исследования неврологического статуса и особенности определения неврологического статуса. устный опрос, решение ситуационных задач, работа в малых группах с муляжами, таблицами.  
Черепно-мозговые нервы: анатомо-физиологическое строение обонятельного и зрительного нервов. Симптомы их поражения. устный опрос, решение ситуационных задач, работа в малых группах с муляжами, таблицами.
Черепно-мозговые нервы: анатомо-физиологическое строение глазодвигательных нервов. Симптомы их поражения. устный опрос, решение ситуационных задач, работа в малых группах с муляжами, таблицами.  
Черепно-мозговые нервы: анатомо-физиологическое строение нервов мостомозжечкового угла. Симптомы их поражения. устный опрос, решение ситуационных задач, работа в малых группах с муляжами, таблицами.
Черепно-мозговые нервы: анатомо-физиологическое строение каудальной группы нервов. устный опрос, решение ситуационных задач, работа в малых группах с муляжами, таблицами.
Высшие мозговые функции. Цитоархитектонические особенности строения коры головного мозга и функциональная корковая деятельность. устный опрос, решение ситуационных задач, работа в малых группах с муляжами, таблицами.  
Симптомы поражения высших мозговых функций: речи, памяти, внимания, гнозиса, праксиса. устный опрос, решение ситуационных задач, работа в малых группах с муляжами, таблицами.
Вегетативная нервная система: анатомическое и физиологическое строение и функция надсегментарного и сегментарного отделов. Методика исследования вегетативной нервной системы. устный опрос, решение ситуационных задач, работа в малых группах с муляжами, таблицами.  
Симптомы и синдромы поражения вегетативной нервной системы на различном уровне. устный опрос, решение ситуационных задач, работа в малых группах с муляжами, таблицами.
Оболочки головного и спинного мозга. Спинномозговая жидкость в норме и патологии. Методика исследования СМЖ. устный опрос, решение ситуационных задач, работа в малых группах с муляжами, таблицами.
Синдромы менингиальный, гипертензионный, гипотензивный. Диагностика, дифференциальная диагностика, клинические проявления. устный опрос, решение ситуационных задач, работа в малых группах с муляжами, таблицами.
Схема нервно-психического развития ребенка в течение 1-го года жизни. устный опрос, решение ситуационных задач, работа в малых группах с муляжами, таблицами.
Классификация поражений нервной системы у детей раннего возраста. устный опрос, решение ситуационных задач, работа в малых группах.
Этиология и патогенетические механизмы развития неврологических заболеваний у детей различного возраста. устный опрос, решение ситуационных задач, работа в малых группах с муляжами, таблицами.
Неврологические синдромы поражения двигательной сферы. Центральный и периферический параличи. Симптомы и синдромы поражения. устный опрос, решение ситуационных задач, работа в малых группах с муляжами, таблицами.
Неврологические синдромы поражения чувствительной сферы. Виды чувствительных расстройств. Синдромы поражения. устный опрос, решение ситуационных задач, работа в малых группах с муляжами, таблицами.
Неврологические синдромы поражения экстрапирамидной системы. Морфофункциональное строение стриопаллидарной системы. Симптомы поражения экстрапирамидной системы. устный опрос, решение ситуационных задач, работа в малых группах с муляжами, таблицами.  
Синдромы поражения экстрапирамидной системы: акинетико — регидный, гиперкинетический – гипотонический синдромы у детей. устный опрос, решение ситуационных задач, работа в малых группах с муляжами, таблицами.
Мозжечок, анатомо-физиологические особенности строения. Симптомы его поражения. Синдром мозжечковой атаксии у детей. устный опрос, решение ситуационных задач, работа в малых группах с муляжами, таблицами.
  Рубежный контроль знаний.   Тесты, устный опрос, решение ситуационных задач, работа в малых группах с муляжами, таблицами.
Минимальные мозговые дисфункции у детей. Варианты СДВГ (синдрома дефицита внимания и гиперактивности). устный опрос, решение ситуационных задач, работа в малых группах с муляжами, таблицами, разбор тематических больных.
Методы исследования высших мозговых функций у детей. Клинические проявления минимальных мозговых дисфункций, вариантов синдрома гиперактивности и дефицита внимания. Диагностика, дифференциальная диагностика, клинические симптомы, лечение, профилактика. устный опрос, решение ситуационных задач, работа в малых группах с муляжами, таблицами, разбор тематических больных.
Нарушения дыхания и глотания. Заболевания нервной системы, протекающие с нарушением дыхания и глотания: опухоли ствола, продолговатого мозга, IV желудочка. устный опрос, решение ситуационных задач, работа в малых группах с муляжами, таблицами, разбор тематических больных.
Заболевания нервной системы, протекающие с нарушением дыхания и глотания: миастения, этиология, патогенез клиника, диагностика, лечение. устный опрос, решение ситуационных задач, работа в малых группах с муляжами, таблицами, разбор тематических больных.
Гипоксические и ишемические поражения мозга у новорожденных. Диагностика, дифференциальная диагностика, клинические симптомы, лечение, профилактика гипоксии и ишемических поражений мозга у новорожденных. устный опрос, решение ситуационных задач, работа в малых группах с муляжами, таблицами, разбор тематических больных.
Диагностика, дифференциальная диагностика, клинические симптомы, лечение, профилактика гипоксии и ишемических поражений мозга у новорожденных. устный опрос, решение ситуационных задач, работа в малых группах с муляжами, таблицами, разбор тематических больных.
Врожденные аномалии (пороки) развития головного мозга. устный опрос, решение ситуационных задач, работа в малых группах с муляжами, таблицами, разбор тематических больных.
Врожденные аномалии (пороки) развития спинного мозга. устный опрос, решение ситуационных задач, работа в малых группах с муляжами, таблицами, разбор тематических больных.
Сочетанные поражения развития лица, черепа, позвоночника и нервной системы. устный опрос, решение ситуационных задач, работа в малых группах с муляжами, таблицами, разбор тематических больных.
Окклюзионная гидроцефалия на фоне врожденной аномалии мозга. Патоморфология, клиника. устный опрос, решение ситуационных задач, работа в малых группах с муляжами, таблицами. разбор тематических больных.
Диагностика, дифференциальная диагностика, лечение, профилактика окклюзионной гидроцефалии на фоне врожденной аномалии мозга. Тесты, решение ситуационных задач, работа в малых группах с муляжами, таблицами, разбор тематических больных.
Перинатальные поражения нервной системы и ее последствия: гипоксия плода и новорожденного. Патогенез, клинические проявления. Диагностика, дифференциальная диагностика, лечение, профилактика. Гемолитическая болезнь новорожденных. Клиника, алгоритм диагностики, тактика ведения. устный опрос, интерпретация лабораторных анализов, по КТ и МРТ головного мозга, работа в малых группах, тактика лечения, разбор тематических больных.
Перинатальная энцефалопатия. Этиология, патогенез, клиника. Диагностика, дифференциальная диагностика, лечение, профилактика. устный опрос, интерпретация лабораторных анализов, по КТ и МРТ головного мозга, работа в малых группах, тактика лечения, разбор тематических больных.
Перинатальные поражения нервной системы и ее последствия: внутричерепная родовая травма, травма спинного мозга. Диагностика, дифференциальная диагностика, лечение, профилактика. устный опрос, интерпретация лабораторных анализов, по КТ и МРТ головного мозга, работа в малых группах, тактика лечения, разбор тематических больных.
Перинатальные поражения нервной системы и ее последствия: родовые травмы повреждения плечевого сплетения других периферических нервов, парез диафрагмы, парез лицевого нерва. устный опрос, интерпретация лабораторных анализов, по КТ и МРТ головного мозга, работа в малых группах, тактика лечения, разбор тематических больных.
Перинатальные поражения нервной системы и ее последствия: гемолитическая болезнь новорожденных. Этиология, патогенез, клинические проявления. Диагностика, дифференциальная диагностика, лечение, профилактика. устный опрос, интерпретация лабораторных анализов, по КТ и МРТ головного мозга, работа в малых группах, тактика лечения, разбор тематических больных.
Перинатальные поражения нервной системы и ее последствия: детский церебральный паралич. Этиология, патогенез, клинические проявления. Диагностика, дифференциальная диагностика, лечение, профилактика.   устный опрос, интерпретация лабораторных анализов, по КТ и МРТ головного мозга, работа в малых группах, тактика лечения, разбор тематических больных.
Инфекционные и инфекционно-аллргические заболевания: менингиты: острые гнойные, диагностика, дифференциальная диагностика, клинические проявления, осложнения, лечение. устный опрос, интерпретация лабораторных анализов, состава спинномозговой жидкости, по КТ и МРТ головного мозга, работа в малых группах, тактика лечения.
Инфекционные и инфекционно-аллргические заболевания: острые серозные менингиты: туберкулезный менингит, диагностика, дифференциальная диагностика, клинические проявления, осложнения, лечение. устный опрос, интерпретация лабораторных анализов, состава спинномозговой жидкости, по КТ и МРТ головного мозга, работа в малых группах, тактика лечения.
Инфекционные и инфекционно-аллргические заболевания: острые серозные менингиты: криптокковый менингит диагностика, дифференциальная диагностика, клинические проявления, осложнения, лечение.. устный опрос, интерпретация лабораторных анализов, состава спинномозговой жидкости, по КТ и МРТ головного мозга, работа в малых группах, тактика лечения.
Первичные вирусные энцефалиты: эпидемический Экономо. Диагностика, дифференциальная диагностика, клинические проявления, лечение, осложнения, профилактика. устный опрос, интерпретация лабораторных анализов, состава спинномозговой жидкости, по КТ и МРТ головного мозга, работа в малых группах, тактика лечения.
Первичные вирусные энцефалиты: комариный. Диагностика, дифференциальная диагностика, клинические проявления, лечение, осложнения, профилактика. устный опрос, интерпретация лабораторных анализов, состава спинномозговой жидкости, по КТ и МРТ головного мозга, работа в малых группах, тактика лечения.
Первичные вирусные энцефалиты: клещевой весенне-летний. Диагностика, дифференциальная диагностика, клинические проявления, лечение, осложнения, профилактика. устный опрос, интерпретация лабораторных анализов, состава спинномозговой жидкости, по КТ и МРТ головного мозга, работа в малых группах, тактика лечения.
Вторичные инфекционные и инфекционно – аллергические энцефалиты: Коксаки. Диагностика, дифференциальная диагностика, клинические проявления, лечение, осложнения, профилактика. устный опрос, интерпретация лабораторных анализов, состава спинномозговой жидкости, по КТ и МРТ головного мозга, работа в малых группах, тактика лечения.
Вторичные инфекционные и инфекционно – аллергические энцефалиты:ЕСНО. Диагностика, дифференциальная диагностика, клинические проявления, лечение, осложнения, профилактика. устный опрос, интерпретация лабораторных анализов, состава спинномозговой жидкости, по КТ и МРТ головного мозга, работа в малых группах, тактика лечения.
Поражение нервной системы при сифилисе, диагностика, клинические проявления, дифференциальная диагностика, лечение, осложнения, профилактика. устный опрос, интерпретация лабораторных анализов, состава спинномозговой жидкости, по КТ и МРТ головного мозга, работа в малых группах, тактика лечения.
Поражение нервной системы при ревматизме, диагностика, клинические проявления, дифференциальная диагностика,лечение, осложнения, профилактика.   устный опрос, интерпретация лабораторных анализов, состава спинномозговой жидкости, по КТ и МРТ головного мозга, работа в малых группах, тактика лечения.
Поражение нервной системы при бруцеллезе, диагностика, клинические проявления, дифференциальная диагностика,лечение, осложнения, профилактика. устный опрос, интерпретация лабораторных анализов, состава спинномозговой жидкости, по КТ и МРТ головного мозга, работа в малых группах, тактика лечения.
Параинфекционные энцефалиты при кори- диагностика, клинические проявления, дифференциальная диагностика,лечение, осложнения, профилактика. устный опрос, интерпретация КТ и МРТ томограмм, лабораторных данных, работа в малых группах, разбор и обсуждение тактики ведения, лечения.
Параинфекционные энцефалиты при скарлатине -диагностика, клинические проявления, дифференциальная диагностика,лечение, осложнения, профилактика. устный опрос, интерпретация КТ и МРТ томограмм, лабораторных данных, работа в малых группах, разбор и обсуждение тактики ведения, лечения.
Параинфекционные энцефалиты при ветряной оспе- диагностика, клинические проявления, дифференциальная диагностика,лечение, осложнения, профилактика. устный опрос, интерпретация КТ и МРТ томограмм, лабораторных данных, работа в малых группах, разбор и обсуждение тактики ведения, лечения.
Параинфекционные энцефалиты при краснухе- диагностика, клинические проявления, дифференциальная диагностика,лечение, осложнения, профилактика. устный опрос, интерпретация КТ и МРТ томограмм, лабораторных данных, работа в малых группах, разбор и обсуждение тактики ведения, лечения.
Полиомиелит диагностика, дифференциальная диагностика, клинические проявления, лечение, осложнения, профилактика. устный опрос, интерпретация КТ и МРТ томограмм, лабораторных данных, работа в малых группах, разбор и обсуждение тактики ведения, лечения.
Полиомиелито подобные заболевания, диагностика, дифференциальная диагностика, клинические проявления, лечение, осложнения, профилактика. устный опрос, интерпретация ЭНМ-граммы, лабораторных данных, работа в малых группах, разбор и обсуждение тактики ведения, лечения.
Анатомо-физиологические особенности кровоснабжения головного мозга. Мозговой инсульт у детей, этиологические факторы, патогенез. устный опрос, интерпретация КТ и МРТ томограмм, лабораторных данных, работа в малых группах, разбор и обсуждение тактики ведения, лечения.
Геморрагический инсульт — клинические проявления, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение, осложнения, профилактика. устный опрос, интерпретация КТ и МРТ томограмм, лабораторных данных, работа в малых группах, разбор и обсуждение тактики ведения, лечения.
Ишемический инсульт — клинические проявления, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение, осложнения, профилактика. устный опрос, интерпретация КТ и МРТ томограмм, лабораторных данных, работа в малых группах, разбор и обсуждение тактики ведения, лечения.
Спинальные инсульты, клинические проявления, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение, осложнения, профилактика. устный опрос, работа в малых группах, разбор и обсуждение тактики ведения, лечения.
Нарушения мозгового кровообращения у новорожденных. устный опрос, работа в малых группах, разбор и обсуждение тактики ведения, лечения.
Асфиксия новорожденного, клиника, диагностика, первичная помощь, начальные неотложные мероприятия, лекарственная терапия. устный опрос, интерпретация ЭЭГ, КТ и МРТ томограмм, лабораторных данных, работа в малых группах, разбор и обсуждение тактики ведения, лечения.
Эпилептические припадки, судороги у новорожденных, детей раннего возраста, клиника, диагностика, первичная помощь, начальные неотложные мероприятия, лекарственная терапия. устный опрос, интерпретация ЭЭГ, КТ и МРТ томограмм, лабораторных данных, работа в малых группах, разбор и обсуждение тактики ведения, лечения.
Неотложные состояния в детской неврологии: миастенические кризы, клиника, диагностика, первичная помощь, неотложные мероприятия, лекарственная терапия. устный опрос, интерпретация ЭЭГ, КТ и МРТ томограмм, лабораторных данных, работа в малых группах, разбор и обсуждение тактики ведения, лечения.
Постнатальные травмы головного и спинного мозга. Диагностика, неотложные мероприятия, лечение. устный опрос, интерпретация ЭЭГ, КТ и МРТ томограмм, лабораторных данных, работа в малых группах, разбор и обсуждение тактики ведения, лечения.
Острые отравления, токсикомании, клиника, диагностика, первичная помощь, неотложные мероприятия, лекарственная терапия. устный опрос, интерпретация ЭЭГ, КТ и МРТ томограмм, лабораторных данных, работа в малых группах, разбор и обсуждение тактики ведения, лечения.
Определение формы эпилепсии или эпилептического синдрома. Этиологический диагноз. устный опрос, интерпретация ЭЭГ, КТ и МРТ томограмм, лабораторных данных, работа в малых группах, разбор и обсуждение тактики ведения, лечения.
Генерализованные эпилепсии, идиопатические: доброкачественные семейные судороги новорожденных; устный опрос, интерпретация ЭЭГ, КТ и МРТ томограмм, лабораторных данных, работа в малых группах, разбор и обсуждение тактики ведения, лечения.
Доброкачественные судороги новорожденных, спорадические; устный опрос, интерпретация ЭЭГ, КТ и МРТ томограмм, лабораторных данных, работа в малых группах, разбор и обсуждение тактики ведения, лечения.
Генерализованные эпилепсии, идиопатические: доброкачественная миоклоническая эпилепсия в младенчестве. устный опрос, интерпретация ЭЭГ, КТ и МРТ томограмм, лабораторных данных, работа в малых группах, разбор и обсуждение тактики ведения, лечения.
Эпилепсия с пикнолептическими абсансами детского возраста. устный опрос, интерпретация ЭЭГ, КТ и МРТ томограмм, лабораторных данных, работа в малых группах, разбор и обсуждение тактики ведения, лечения.
Юношеская эпилепсия с абсансами, юношеская миоклоническая эпилепсия (синдром Янца; идиопатическая эпилепсия с большими судорожными припадками пробуждения). устный опрос, интерпретация ЭЭГ, КТ и МРТ томограмм, лабораторных данных, работа в малых группах, разбор и обсуждение тактики ведения, лечения.
Другие генерализованные идиопатические эпилепсии: с припадками во сне, с припадками сна и бодрствования. устный опрос, интерпретация ЭЭГ, КТ и МРТ томограмм, лабораторных данных, работа в малых группах, разбор и обсуждение тактики ведения, лечения.
Другие генерализованные идиопатические эпилепсии: с припадками во сне, с припадками сна и бодрствования. устный опрос, интерпретация ЭЭГ, КТ и МРТ томограмм, лабораторных данных, работа в малых группах, разбор и обсуждение тактики ведения, лечения.
Фотогенная первично генерализованнная эпилепсия. устный опрос, интерпретация ЭЭГ, КТ и МРТ томограмм, лабораторных данных, работа в малых группах, разбор и обсуждение тактики ведения, лечения.
Криптогенные или симптоматические: синдром Уэста; устный опрос, интерпретация ЭЭГ, КТ и МРТ томограмм, лабораторных данных, работа в малых группах, разбор и обсуждение тактики ведения, лечения.
Синдром Леннокса-Гасто. устный опрос, интерпретация ЭЭГ, КТ и МРТ томограмм, лабораторных данных, работа в малых группах, разбор и обсуждение тактики ведения, лечения.
Криптогенные или симптоматические: эпилепсия с миоклонико-астатическими припадками; устный опрос, интерпретация ЭЭГ, КТ и МРТ томограмм, лабораторных данных, работа в малых группах, разбор и обсуждение тактики ведения, лечения.
Эпилепсия с миоклоническими абсансами. устный опрос, интерпретация ЭЭГ, КТ и МРТ томограмм, лабораторных данных, работа в малых группах, разбор и обсуждение тактики ведения, лечения.
Симптоматические неспецифической этиологии: ранняя миоклоническая энцефалопатия. устный опрос, интерпретация ЭЭГ, КТ и МРТ томограмм, лабораторных данных, работа в малых группах, разбор и обсуждение тактики ведения, лечения.
Ранняя младенческая эпилептическая энцефалопатия. устный опрос, интерпретация ЭЭГ, КТ и МРТ томограмм, лабораторных данных, работа в малых группах, разбор и обсуждение тактики ведения, лечения.
Тяжелая миоклоническая эпилепсия младенчества. устный опрос, интерпретация ЭЭГ, КТ и МРТ томограмм, лабораторных данных, работа в малых группах, разбор и обсуждение тактики ведения, лечения.
Эпилепсия с непрерывными комплексами спайк-волна в медленно-волновом сне. устный опрос, интерпретация ЭЭГ, КТ и МРТ томограмм, лабораторных данных, работа в малых группах, разбор и обсуждение тактики ведения, лечения.
Синдром эпилептической афазии (синдром Ландау- Клеффнера).

 

устный опрос, интерпретация ЭЭГ, КТ и МРТ томограмм, лабораторных данных, работа в малых группах, разбор и обсуждение тактики ведения, лечения.
Фебрильные судороги. устный опрос, интерпретация ЭЭГ, КТ и МРТ томограмм, лабораторных данных, работа в малых группах, разбор и обсуждение тактики ведения, лечения.
Нелекарственные методы лечения эпилептических припадков. Патофизиологическое обоснование нелекарственной модуляции припадков. устный опрос, интерпретация ЭЭГ, КТ и МРТ томограмм, лабораторных данных, работа в малых группах, разбор и обсуждение тактики ведения, лечения.
Современные рациональные методы подавления эпилептической активности мозга. Биологически обратная связь. устный опрос, интерпретация ЭЭГ, КТ и МРТ томограмм, лабораторных данных, работа в малых группах, разбор и обсуждение тактики ведения, лечения.
Неэпилептические приступы (пароксизмальные состояния): нейропсихогенные приступы. Псевдоэпилептические прступы. устный опрос, интерпретация ЭЭГ, КТ и МРТ томограмм, лабораторных данных, работа в малых группах, разбор и обсуждение тактики ведения, лечения.
Медикаментозное лечение эпилепсии (фармакологическое лечение, принцип выбора препаратов, основные противосудорожные лекарства). устный опрос, интерпретация ЭЭГ, КТ и МРТ томограмм, лабораторных данных, работа в малых группах, разбор и обсуждение тактики ведения, лечения.
Тактика лекарственной терапии в зависимости от формы эпилепсии. устный опрос, интерпретация ЭЭГ, КТ и МРТ томограмм, лабораторных данных, работа в малых группах, разбор и обсуждение тактики ведения, лечения.
Лекарственное взаимодействие при медикаментозной терапии эпилепсии (механизмы взаимодействия).

Фармакокинетика. Фармакодинамика.

устный опрос, интерпретация ЭЭГ, КТ и МРТ томограмм, лабораторных данных, работа в малых группах, разбор и обсуждение тактики ведения, лечения.
Современная фармакотерапия заболеваний нервной системы в зависимости от возраста ребенка. устный опрос, интерпретация ЭЭГ, КТ и МРТ томограмм, лабораторных данных, работа в малых группах, разбор и обсуждение тактики ведения, лечения.
Современные методы лечения заболеваний НС у детей разного возраста. Дозы препаратов, применяемых в детской практике в зависимости от возраста. устный опрос, интерпретация ЭЭГ, КТ и МРТ томограмм, лабораторных данных, работа в малых группах, разбор и обсуждение тактики ведения, лечения.
Реабилитационные мероприятия у детей с неврологической патологией: методы реабилитации, включая физиотерапию. ЛФК, санаторно-курортное лечение. устный опрос, интерпретация ЭЭГ, КТ и МРТ томограмм, лабораторных данных, работа в малых группах, разбор и обсуждение тактики ведения, лечения.
Реабилитационные мероприятия у детей с неврологической патологией: ЛФК, санаторно-курортное лечение. устный опрос, интерпретация ЭЭГ, КТ и МРТ томограмм, лабораторных данных, работа в малых группах, разбор и обсуждение тактики ведения, лечения.
  Всего:  

 

Задания самостоятельной работы

Самостоятельная работа резидентов: участие в курации больных, во внутрибольничных патологоанатомических конференциях, в лечении больных при неотложных состояниях, приемных отделениях и отделениях интенсивной терапии, дежурства в больнице (клинике), участие на консилиумах, консультациях тяжелых больных. Подготовка рефератов и докладов, работа в библиотеке, Интернете, участие в научных и практических конференциях, работа по пропаганде здорового образа жизни.

Тематический план самостоятельной работы резидента

Конечные результаты обучения

Дублинские дескрипторы   Компетенции специальности, разработанные в ЮКГФА Результаты обучения дисциплины Результаты обучения по концепции (ГОСО)
А Демострировать знания и понимание, полученные на уровне высшего образования, которые являются основой или возможностью для оригинального развития или применения идей, часто в контексте научных исследований. Компетенция в области естественных и специальных наук   Знает вопросы организации неврологической помощи детскому населению. Знает анатомию и топографическую анатомию центральной, периферической, вегетативной нервной системы детского возраста. Знает основные вопросы нормальной и патологической физиологии нервной системы детского возраста. Имеет представления об этиологии, классификации основных неврологических заболеваний, механизмах их развития, общих и дополнительных методах обследования, применяемые в неврологической клинике, современные принципы лечения в неврологической практике у детей. Знает общие вопросы генетики и типы наследования при наследственных заболеваниях нервной системы. Демонстрирует знания основ законодательства о здравоохранении и нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность органов здравоохранения и отдельных медицинских организаций в Республике Казахстан     Понимает принципы организации медицинской, социальной, правовой помощи, в том числе местах лишения, наркопотребителям, ВИЧ- инфицированным потребителям инъекционных наркотиков (ПИН), больным СПИД, лицам, живущим с ВИЧ (ЛЖВИЧ).

  Демонстрирует знания основ фармакотерапии в клинике внутренних и детских болезней, осложнения, вызванные применением лекарств, методы их коррекции; — основ рационального питания здоровых лиц различного возраста, принципы диетотерапии. — основ физиотерапии, показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению.

Компетенция «Коммуникативные навыки» (культурная компетенция, критическое мышление, креативность, способность работать в команде, иноязычная компетентость). Компетентен в вопросах коммуникации для установления максимально доверительных отношений с пациентом, его родственниками, коллегами, и другими работниками.
Компетенция предпринимательства   Знает общие вопросы организации неврологической помощи в республике, работу больнично-поликлинических учреждений, организацию работы скорой неотложной помощи взрослому и детскому населению.
Компетенция «Адвокат здоровья»   Вопросы экспертизы временной и стойкой нетрудоспособности. Основные принципы и способы защиты населения при катастрофе.
Компетенция «Навыки научных исследований» Умеет обобщать результаты научно-исследовательской и аналитической работы в виде диссертации, научной статьи, отчета, аналитической записки и др.; Знает принципы и структуру организации научной деятельности;
Компьютерная и информационная компетентность. Знает пути и методы сбора научной информации при заболеваниях нервной системы у детей.
Компетенция «Клинические навыки» Знает согласно клиническим протоколам МЗ РК: — экстренную помощь больным детям с неотложными неврологическими состояниями; — современные методы обследования неврологических больных; — исходы и прогноз заболеваний; — принципы и дифференцированные методы реабилитации нервных болезней у детей различного возраста; — показания и противопоказания к хирургическому лечению заболеваний нервной системы у взрослых и детей различного возраста; -принципы диспансеризации здоровых и больных;  
В Применять знания, понимание и способность решать проблемы в новых или незнакомых ситуациях в контекстах и рамках более широких (или междисциплинарных) областей, связанных с изучаемой областью; Компетенция в области естественных и специальных наук   Знает согласно клиническим протоколам МЗ РК: клиническую симптоматологию и синдромологию основных заболеваний у взрослых, их профилактика, диагностика и лечение; — синдромологическую и топическую диагностику, клиническую симптоматику пограничных состояний в невропатологии; — дифференциальную диагностику заболеваний нервной системы; — исходы и прогноз заболеваний; — основы фармакотерапии, физиотерапии, лечебного массажа, и ЛФК, иглорефлексотерапии и других методов лечения, применяемых в клинике нервных болезней; -самостоятельное проведение и оценка диагностических процедур (режим питания, нетрадиционные методы лечения и профилактики). Проводит дифференциальную диагностику, обоснование клинического диагноза, назначение необходимых инструментальных и лабораторных методов обследования больным детям, согласно протоколам, интерпретация результатов дополнительных методов обследований, назначение адекватной терапии согласно протоколам лечения.     Проводит необходимые противоэпидемические мероприятия при выявлении инфекционного заболевания у детей.
Компетенция «Коммуникативные навыки» (культурная компетенция, критическое мышление, креативность, способность работать в команде, иноязычная компетентость). Умеет устанавливать максимально доверительные отношения с пациентом, его родственниками, коллегами, и другими работниками. Применяет знания в устанвлении профессиональных, личностных и корпоративных контактов.  
Компетенция предпринимательства.   Организует работу специалиста – невролога стационара и амбулаторно-поликлиничской службы.
Компетенция «Адвокат здоровья»   Оформляет медицинскую документацию, предусмотренную законодательством по здравоохранению.
Компетенция «Навыки научных исследований» Оформляет рефераты и презентации для самостоятельной работы по резидентуре. Проводит научные исследования по полученной специальности.  
Компьютерная и информационная компетентность. Проводит поиск и статистическую обработку, корреляционный анализ научных результатов по научно-исследовательским работам.
Компетенция «Клинические навыки» Владеет навыками, согласно клиническим протоколам МЗ РК : — общеврачебными, диагностическими и лечебными манипуляциями; — сбора анамнеза и неврологического исследования больных; — определния уровня сознания, психофозического развития; — проведения люмбальной пункции; — проведения ликвородинамических проб;  
С     Интегрировать знания, справляться со сложностями и выносить суждения на основе неполной или ограниченной информации с учетом этической и социальной ответственности за применения этих суждений и знаний;   Компетенция в области естественных и специальных наук Проводит, согласно клиническим протоколам МЗ РК интерпретацию, диагностическую оценку у взрослых и детей разного возраста, данных морфологического и биохимического исследования крови и ликвора; офтальмологического исследования (картина глазного дна и полей зрения), отоневрологического исследования; рентгенологических методов исследования черепа и позвоночника; контрастных методов рентгенографии (пневмоэнцефалографа и ангиография), компьютерной и магнитнорезонансной томографии головного и спинного мозга; электрофизиологических методов исследования (электровозбудимость мышц, электромиография, электроэнцефалография); радиоизотопной и ультразвуковой диагностики (эхоэнцефалография, доплерографических исследований магистральных артерий на шее);   Знает: — анатомию и топографическую анатомию центральной, периферической, вегетативной нервной системы, их онтогенез, особенности ее развития у детей; — Основные вопросы нормальной и патологической физиологии нервной системы; — современные представления об этиологии, классификации основных неврологических заболеваний, механизмах их развития, общие и дополнительные методы обследования , применимые в неврологической клинике, современные принципы лечения в неврологической практике у взрослых и детей разного возраста; — основы фармакотерапии, физиотерапии, лечебного массажа и ЛФК, иглорефлексотерапии и других методов лечения взрослых и детей разного возраста, применяемые в клинике нервных болезней. Знает общие вопросы организации неврологической помощи взрослому и детскому населению, организации и проведения диспансеризации больных. Проводит согласно клиническим протоколам МЗ РК диагностику, дифференциальную диагностику с использованием современных методов лабораторного и инструментального исследования, лечения, реабилитации и профилактику наиболее часто встречающихся заболеваний нервной системы, в том числе у детей. Оказывает согласно клиническим протоколам МЗ РК первую врачебную помощь при неотложных состояниях, в экстремальных условиях эпидемий, в очагах массового поражения, в том числе детям. Проводит экспертизу временной нетрудоспособности пациентов. Проводит санитарно –просветительную работу по пропаганде здорового образа жизни.
Компетенция «Коммуникативные навыки» (культурная компетенция, критическое мышление, креативность, способность работать в команде, иноязычная компетентость). Выделяет клинические синдромы заболевания у детей разного возраста, клиническую дифференциальную диагностику неврологического заболевания, обоснование клинического диагноза, план и тактику ведения больного.
Компетенция предпринимательства.   согласно клиническим протоколам МЗ РК определяет показания к госпитализации и ее организации. Умеет принимать управленческие решения в рамках своей профессиональной деятельности на основе доказательной медицины.  
Компетенция «Адвокат здоровья»   Согласно клиническим протоколам МЗ РК проводит консультативную медицинскую, высококвалифицированную помощь пациентам с заболеваниями нервной системы в решениии медико-социальной экспертизы социального обеспечения.
Компетенция «Навыки научных исследований» Способен обобщать результаты научно-исследовательской и аналитической работы в виде научной статьи в научно- популярных журналах, сборниках научно-практических конференций, конгрессов, съездов.
Компьютерная и информационная компетентность. Проводит информационно-аналитическую и информационно-библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий – ТВ, МИ.
Компетенция «Клинические навыки» Владеет навыками согласно клиническим протоколам МЗ РК: — интерпретации результатов электроэнцефалографии, доплерографического исследования магистральных артерий шеи; — интерпретации результатов эхоэнцефалографии, электровозбудимости мышц и электромиографии; — интерпретация результатов исследования высших мозговых потенциалов; — интерпретация результатов исследования глазного дна и полей зрения; — постановки диагноза согласно существующих классификаций на основе данных анамнеза, объективного исследования и параклинического обследования больных с проведением диффернциальной диагностики.
D Четко и ясно сообщать свои выводы и знания и их обоснование специалистам и неспециалистам;   Компетенция в области естественных и специальных наук   Компетентен, согласно клиническим протоколам МЗ РК в вопросах диагностики, дифференциальной диагностики с использование современных методов лабораторного и инструментального исследования, лечения, реабилитации и профилактики, наиболее часто встречающихся заболеваний внутренних органов, в том числе у детей. Умеет проводить согласно клиническим протоколам МЗ РК: — сбор необходимых сведений о течении беременности, хаарктеров родов, двигательном, психическом и речевом развитии ребенка; — выделение факторов риска из генеалогического, акушерского, эпидемиологического, социального анамнеза, составление родословной; — выделение клинических синдромов заболевания у взрослых и детей разного возраста, клиническая и диффернциальная диагностика неврологического заболевания, обоснование клинического диагноза, плана и тактики ведения больного; — интерпретация у взрослых и детей разного возраста данных морфологического и биохимического исследования крови и ликвора, офтальмологического исследования, контрольных методов рентгенографии, включая пневмоэнцефалографию и ангиографию, электрофизиологических методов исследования, радиоизотопной и ультразвуковой диагностики, компьютерной и магнитонорезонансной томографии. — формулировка диагноза, назначение необходимого лечения, провдение профилактических мероприятий при заболеваниях неврологического профиля у взрослых и детей.  
Компетенция «Коммуникативные навыки» (культурная компетенция, критическое мышление, креативность, способность работать в команде, иноязычная компетентость). Коммуникативный, соблюдает правила этикета общения с пациентами, родственников пациента, соблюдает субординацию среди коллег.
Компетенция предпринимательства   Умеет осуществлять производственные связи с различными организациями, в том числе органами государственной службы – с комитетом контроля качества медицинского обслуживания населения, Департаментом здравоохранения области.  
Компетенция «Адвокат здоровья»   Информирует по телевидению, средствам массовой информации – журналах, газетах населению о профилактике острых и хронических заболеваний нервной системы.
Компетенция «Навыки научных исследований» Умеет демонстрировать на конгрессах, научно-практических конференциях навыки публичного выступления с представление собственных результатов, анализа, выводов научной информации в изучаемой области.
Компьютерная и информационная компетентность. Использует современные информационные технологии в виде компьютеров, аудио-, видео- проекторов, телевизоров в образовательном процессе студентам, магистрантам, врачам.
Компетенция «Клинические навыки» Владеет навыками согласно клиническим протоколам МЗ РК: — интерпретации результатов ЭКГ; — интерпретации результатов общего анализа крови; — интерпретации результатов биохимического анализа крови; — интерпретации результатов коагулограммы крови; — интерпретации результатов анализов крови на сифилис, токсоплазмоз, бруцеллез; — проведение лечебной блокады; — медицинских манипуляций в виде инъекций; — оказание экстренной помощи при неотложных состояниях: отравлениях, ожогах, обморожениях, поражении электрическим током, молнии, тепловом солнечном ударах, утоплении, удушении, шоке, острых аллергических состояниях. — диетотерапии при неврологических заболеваниях; — постановке диагноза согласно существующих классификаций на основе данных анамнеза, объективного исследования и параклинического обследования больных с проведением дифференциальной диагностики; -диагностики и неотложной помощи при угрожающих жизни состояниях: — синдром отека и набухания мозга; -острое нарушение мозгового кровообращения; -гипертонический криз; -судорожный синдром; -коматозные состояния; -миастенический криз;
Е Продолжать обучение самостоятельно.   Компетенция в области естественных и специальных наук Компетенция «Коммуникативные навыки» (культурная компетенция, критическое мышление, креативность, способность работать в команде, иноязычная компетентость). Совершенствует знания по актуальным вопросам диагностики, лечения, реабилитации, профилактики заболеваний нервной системы. Компетентен в области методологии научных исследований; — в области научной и научно-педагогической деятельности в высших учебных заведениях; — в вопросах современных образовательных технологий; — в выполнении научных проектов и исследований в профессиональной области; — в способах обеспечения постоянного обновления знаний, расширения профессиональных навыков и умений. Умеет проектировать свое дальнейшее профессиональное действие.  
Стремится совершенствовать профессиональные навыки общения со студентами, преподавателями, пациентами, соблюдая правила диентологии и субординации.  
Компетенция предпринимательства   Продолжать обучаться новым управленческим решениям в рамках своей профессиональной деятельности на основе доказательной медицины.
Компетенция «Адвокат здоровья»   Продолжать обучаться совершенствоваться информированию по телевидению, средствам массовой информации – журналах, газетах населению о профилактике острых и хронических заболеваний нервной системы.
Компетенция «Навыки научных исследований» Продолжать обучение по расширению и углублению знаний, необходимых для повседневной профессиональной деятельности врача- невролога.  
Компьютерная и информационная компетентность. Продолжать обучаться использованию новых современных информационных программ для компьютеров, аудио-, видео — аппаратуры, телевизоров, используемых в образовательном процессе для студентов, магистрантов, врачей.
Компетенция «Клинические навыки» Продолжать обучение по совершенствовании владения клинических навыков: — интерпретации результатов электроэнцефалографии, доплерографического исследования магистральных артерий шеи; — интерпретации результатов эхоэнцефалографии, электровозбудимости мышц и электромиографии; — интерпретация результатов исследования высших мозговых потенциалов; — интерпретация результатов исследования глазного дна и полей зрения; — постановки диагноза согласно существующих классификаций на основе данных анамнеза, объективного исследования и параклинического обследования больных с проведением диффернциальной диагностики.

8. Рекомендуемая литература: основная и дополнительная

Основная:

1. Л.О. Бадалян. Детская неврология. М.: Медицина, 2001.

2. Бадалян Л.О. Организация специализированной неврологической помощи детям раннего возраста: Тез. докл. Всесоюзной научной конференции.-М., 1971.-С. 102-105.

3. Бадалян Л.О., Башляева З.А., Журба JI.T., Минина Г.И. и др. Организация специализированной неврологической помощи детям раннего возраста // Вопросы организации медицинской помощи детям / Сб. науч. труд. -М., 1971. С.102-106.

4. Бадамян Г.В. Дифференцированные нормативы лечебно-профилактической помощи детскому населению //Актуальные проблемы экономики и планирования здравоохранения. 1983. — № 5. — С. 19-22.

5. Барашнев Ю.И. Организация неврологической помощи в перинатальном периоде //Неврология и психиатрия. 1990. — № 8. — С. 3-5.

6. Б.B.Лебедев, Ю.И.Барашнев, Ю.А.Якунин. Невропатология раннего детского возраста. М.:Медицина, 1981

7. Шамансуров Ш.Ш., Трошин В.М., Кравцов Ю.И.. Детская неврология. Изд-во мед.лит.им.Абу Али ибн Сино,1995.

8. Трошин В.М., Трошин В.Д., Трошин О.В. Неотложные психоневрологические состояния у детей. Руководство для врачей. 2-е изд. М., 1998.

9. С.К. Кайшибаев. Неврология. I, 2 часть. Алматы, 1998.

10. К.F.Надирова, Ж.Р.Дарибаев. Клиникалык невропатология. Караганды, 1995.

11. Карлов В.А. Неврология. Руководство для врачей. 2-е изд. М., 2002.

12. Триумфов А.В. Топическая диагностика заболеваний нервной системы. Л.: Медицина, 1996.

13. Скоромец А.А. Топическая диагностика нервной системы. М.: Медицина, 1989.

14. Виленский Б.С. Неотложные состояния в неврологии: руководство для врачей. – СПб.:ООО «Издательство ФОЛИАНТ». 2004.-512с.

15. Актуальные проблемы медицины критических состояний/ Под ред. А.П. Зильбера. Петрозаводск. 1995.

16. Гусев Е.И., Скворцова В.И. Ишемия головного мозга. М.: Медицина, 2001. 326 с.

17. Волошин П.В., Тайцлин В.И. Лечение сосудистых заболеваний головного и спинного мозга. «Знание-М» «Знание» Запорожье 1999.553с.

18. Скоромец А.А., Тиссен Т.П., Панюшкин А.И., Скоромец Т.А. Сосудистые заболевания спинного мозга. Сотис Санкт-Петербург 1998. 481 с.

19. Виленский Б.С. Инсульт: профилактика, диагностика и лечение. Санкт-Петербург 1999. 336с.

20. Рахманова А.Г. Неотложные состояния при инфекционных заболеваниях// Неотложные состояния в неврологии. Орел. Москва.2002. С. 499-523.

21. Элконин Б.Л., Тополянский А.В., Киссин А.Г. Неотложная диагностика и терапия: справочное руководство. СПб., 1997.

22. Рябов Г.А. Синдромы критических состояний. М.,1994.

23. Жуков К.П. Критические состояния. СПб., 2002.

24. Н.Н. Яхно, Д.Р. Штульман и др. Руководство для врачей: В 2-х т. –М: Медицина, 2003.

25. А.Ю. Макаров Клиническая неврология с основами медико-социальной экспертизы. Руководство для врачей. Санкт-Петербург, 1998.

26. Д.А. Гринберг,М.Д. Аминофф, Р.П. Саймон Клиническая неврология. –М.:Медпресс-информ.-2004.-520с.

27. А.Р. Калинин, С.В. Котов Неврологические расстройства при эндокринных заболеваниях.-М.: Медицина, 2001.-272с.

28. Клинический протокол МЗ РК №23 от 12.12.2013г. «Диагностика и лечение детей с детским церебральным параличом».

29. Клинический протокол МЗ РК №10 от 04.07.2014г. «Токсическая энцефалопатия у детей».

30. Клинический протокол МЗ РК №10 от 04.07.2014г. «Цереброваскулярные болезни у детей».

31. Клинический протокол МЗ РК №10 от 04.07.2014г. «Гидроцефалия».

32. Клинический протокол МЗ РК №10 от 04.07.2014г. «Доброкачественная внутричерепная гипертензия у детей».

33. Клинический протокол МЗ РК №1 от 21.01.2014г. «Гипоксически-ишемическая энцефалопатия».

Дополнительная:

1. Д.Н. Богородинский, А.А. Скоромец, А.И. Шваров. Руководство к практическим занятиям по нервным болезням. М.: Медицина 1977.

2. П.В. Мельничук Болезни нервной системы. М.: Медицина, 1982. Т. 1,2.

3. В.А. Карлов. Терапия нервных болезней. М.: Медицина, 1995.

4. Г.Д. Коллинз. Диагностика нервных болезней. М.: Медицина, 1986.

5. М.Б.Кроль, Е.А. Федорова. Основные неврологические синдромы. М.: Медицина, 1968.