по дисциплине социология 2

Министерство науки и образования, молодежи и спорта Украины

Одесский национальный экономический университет

практическая работа

по дисциплине социология

студента IIIкурса

специальности «Финансы»

заочной формы обучения

группы №8

Гуреева Сергея Олеговича

преподаватель: Яценко М. А.

Одесса — 2012

1.Определите сходство и различие между социологией и следующими пограничными науками антропологией, культурологией, историей и психологией.

 

Социология

Сходства

Различия

1

Антропология

 Антропология стала практически неотделима от социологии в исследовании локальных социальных общностей в некоторых областях теории 

Тесная взаимосвязь через понятие культуры, главного адаптивного механизма человека как вида.

 В результате взаимодействия социологических и антропологических методов стали возможными невозможные раньше исследования потребления не как проблемы производства дешевых товаров для массового рынка, а как проблемы функционирования определенной системы культурных значений, объединяющих людей в общество.

Антропологические подходы в социологии позволяют уйти от представлений о человеке как бестелесном субъекте, равном честому сознанию.

У социологии и антропологии — общее поле проблем: как конструируется социальная связь, которая объединяет людей в общность или общество, какие используются средства ориентации в обществе и мире в целом, каковы культурные формы и социальные практики в различных обществах, как отдельный человек воспроизводит и производит определенный тип социальности.

 Антропология-совокупность научных дисциплин занимающихся изучением человека, его происхождения, развития, существования в природной (естественной) и культурной (искусственной) средах.

Социоло́гия  — наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных отношениях и эмоциях.

Предметом антропологии, является «сущность человека». Предметом социологии, является общество.

2

Культурология

 

Социология «поставляет материал», который культурология осмысливает.

В социологии, культурология черпает не только материал, но и аргументацию для своих общетеоретических выкладок.

Изучение быта, как одной из важнейших культурных структур, невозможно без данных конкретной социологии.

 

Культурология-совокупность исследований культуры как структурной целостности, выявление закономерностей её развития. В задачи культурологии входит понимание общих характеристик её бытия, системный анализ ее развития.

Социоло́гия —наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных отношениях и эмоциях. В задачи социологии входит обеспечение надежной «обратной связи» управления обществом и формирование у людей социального мышления, активизация деятельности человека, социальной энергии масс и направление ее в нужное обществу русло. 

3

История

 Общим предметом данных наук является анализ социальных фактов – общей проблемой необходимость учитывать как наличие определенных социальных закономерностей, так и существования индивидуальных неповторимых процессов, которые влияют на направление развития общества.

Они ищут в социуме общие законы функционирования и изменения общества исследуют повторяющееся, неизменное в событиях.

Это науки о событиях, которые описывают единичные, с точки зрения его неповторимых индивидуальных характеристик.

 История — это наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, исторический процесс, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий.

Социоло́гия — наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных отношениях и эмоциях.

История идивидуализирующая наука, социология генерализирующая.

История по своей природе не может абстрагироваться от конкретно-хронологического хода исторического развития. Социология, скорее, теоретическая наука, она обобщает социальный опыт прошлого и настоящего, выделяет повторяющиеся закономерности каких-процессов и явлений.

История изучает все сферы общественной жизни, а социология только социальное в обществе.

История изучает только то, что вошло в историю, т.е. то, что уже случилось, а социология переносит весь центр тяжести своих исследований на современность, на процессы, происходящие в обществе сегодня, а также включает в себя социальное планирование и прогнозирование.

4

Психология

 Сходства этих наук возникают тогда, когда в фокусе научного анализа оказывается человеческая личность.

На стыке психологии и социологии развивается новая наука социальная психология.

 Психоло́гия — наука о поведении и психических процессах в психике человека, либо животного.

Цель психологии является уменьшение разногласия между философиями человека и установление шкалы их вероятной истинности, чтобы можно было с большей уверенностью говорить, что одна интерпретация правдивее другой.

Социоло́гия — наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных отношениях и эмоциях.

Целью социологии является «анализ структуры социальных отношений в том виде, в каком они складываются в ходе социального взаимодействия»

Социология концентрирует внимание на обществе в целом, различных социальных группах и организациях. Психология занимается изучением психики и сознания человека вне социального контекста его поведения.

2. В чем заключается сущность классовой системы? Определите классовую принадлежность своей семьи

В социологии класс понимают в двух аспектах — широком и узком. В широком значении под классом понимают большую социальную группу людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающую определеннное место в системе общественного разделения труда и характеризующуюся специфическим способом получения дохода. Поскольку частная собственность возникает в период зарождения государства, считается, что уже на Древнем Востоке и в Античной Греции существовали два противоположных класса — рабов и рабовладельцев. Феодализм и капитализм не являются исключением — и здесь существовали и существуют антогонистические классы: эксплуататоров и эксплуатируемых. Такова точка зрения К.Маркса, которой придерживаются и сегодня не только отечественные, но и многие зарубежные социологи.

В узком значении класс — любая социальная страта (слой, группа) в современном обществе, отличающаяся от других доходом, образованием, властью и престижем. Эта точка зрения преобладает в зарубежной социологии, а ныне преобретает права гражданства также и в отечественной.Отсюда можно сделать очень важный вывод: в историческом смысле классы — самый молодой и самый открытый тип стратификации. Действительно, принадлежность социальному слою в рабовладельческом, кастовом и сословно-феодальном обществах фиксировалось официально — правовыми либо религиозными нормами. В дореволюционной России каждый человек знал, в каком сословии он состоит. Людей, что называется, приписывали к той или иной социальной страте.

В классовом обществе дело обстоит иначе. Никого никуда не приписывают. Государство не занимается вопросами социального закрепления своих граждан. Единственный контролер — общественное мнение людей, которое ориентируется на обычаи, сложившуюся практику, доходы, образ жизни и стандарты поведения. Поэтому точно и однозначно определить количество классов в той или иной страте, число страт или слоев, на которые они разбиваются, принадлежность людей к стратам очень сложно.

Сверху вниз в обществе расположены страты богатых, зажиточных (средний класс) и бедных людей. Крупные общественные страты именуют еще классами, внутри которых мы можем обнаружить более мелкие подразделения, собственно и называемые слоями или стратами. Богатые занимают самые привилегированные должности и имеют самые престижные профессии. Как правило, они лучше оплачиваются и связаны с умственным трудом, выполнением управленческих функций. Вожди, короли, цари, президенты, политические лидеры, крупные бизнесмены, ученые и деятели искусств являются элитой общества. К зажиточным слоям в современном обществе относят врачей, юристов, квалифицированных служащих, среднюю и мелкую буржуазию. К низшим слоям — неквалифицированных рабочих, безработных, нищих. Рабочий класс, согласно современным представлениям составляет самостоятельную группу, которая занимает промежуточное между средним и низшим классоми положение.

Обычно богатые не одиночки, а семьи и семейные кланы. В списке из 400 фамилий, отобранных журналом «Форбс» и отнесенных им к числу самых богатых (т.е. имеющих не менее 200 миллионов долларов), значатся 14 фамилий Рокфеллеров.

Принятый в США вариант социальной стратификации:

— высший высший класс: руководитель общенациональной корпорации, совладелец крупной фирмы, высший военный чин, федеральный судья, крупный архитектор, известный врач, архиепископ;

— высший класс: руководитель средней фирмы, врач с частной практикой, адвокат, преподаватель университета;

высший средний класс: преподаватель муниципального колледжа, менеджер среднего звена, учитель средней школы;

— средний средний класс: банковский служащий, дантист, учитель начальной школы, начальник смены на предприятии, служащий страховой компании, менеджер супермаркета, квалифицированный столяр;

— низший средний класс: автомеханик, парикмахер, бармен, квалифицированный рабочий, служащий гостиницы, работник почты, полицейский, водитель грузовика;

— средний низший класс: среднеквалифицированный рабочий, водитель такси;

— низший низший класс: посудомойка, домашняя прислуга, садовник, привратник, дворник, мусорщик, неработающие, полностью зависящие от программ государственного вспомоществования.

Если исходить из вышеуказанной стратификации, моя семья принадлежит к классу «выше среднего».

3. Если под институтом понимать закрепление обычаев и порядков в виде закона или учреждения, то можно ли отнести к социальным институтам такие явления, как крещение, адвокатура, рынок труда, парламент, обручение, отцовство, биржу?

Словосочетание «социальный институт» употребляется в самых разнообразных значениях.

Социальный институт— это механизм, обеспечивающий набор постоянно повторяющихся и воспроизводящихся социальных отношений и социальных практик людей (например: институт брака, институт семьи).

Институты характеризуются своими возможностями влиять на поведение людей посредством установленных правил, определяющих такое поведение.

Социальный институт — исторически сложившиеся устойчивые формы организации деятельности, регулируемой нормами,традициями и направленными на удовлетворение потребностей общества.

Выделяют 4 широкие группы институтов, в которые входят вышеназванные:

Социальные (обручение, отцовство)

Экономические(рынок труда,биржа)

Политические(адвокатура,парламент)

Религиощные(крещение)

4. С помощью какого механизма социальное окружение заставляет людей правильно выполнять свои роли?

Каким образом социальное окружение заставляет людей правильно выполнять свои роли? Этому служит механизм социальных санкций. Когда кто-то, имеющий определенный статус, ведет себя таким образом, что это расходится с нашими ожиданиями, мы, разумеется, проявляем тем или иным образом свое неудовольствие, раздражение, гнев; и наоборот, если люди исполняют свои роли как нужно, мы выказываем им свое одобрение, поощрение. Тем самым социум направляет людей в русло, желательное для общества в целом, по крайней мере — для ближайшего социального окружения.

Социальные санкции, наравне с социальными нормами являются составными частями социального контроля. Социальный контроль — это, с одной стороны, механизм социальной регуляции, совокупность средств и методов социального воздействия, а с другой — социальная практика их использования.

Социальные нормы— социально одобряемые или законодательно закрепленные правила, стандарты, образцы, регулирующие социальное поведение людей.

Социальные санкции— средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.

5. Составить тесты (не менее 20) по теме «Социология конфликта»

1. К субъектам конфликта относятся:

А) отдельные личности;

Б) инциденты;

В) группы людей;

Г) организации.

2. Участник конфликтной ситуации, имеющий убеждения, аргументы, ко-

торые противоположны, отличны от Ваших – это ….

оппонент

3. Автор одной из первых работ по теории конфликта «Социология кон-

фликта»

А. Л. Козер

Б. Г. Зиммель

В. Р. Дарендорф

Г. К. Булдинг

4. По мнению Т. Парсонса, конфликт – это…

А. источник инноваций и социальных перемен

Б. социальная болезнь, которую нужно лечить

В. борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть и ре-

сурсы

Г. ситуация, в которой стороны понимают несовместимость своих пози-

ций и стремятся опередить противника своими действиями

5. По мнению К. Маркса, решение конфликта содержится…

А. в примирении сторон

Б. в объединении противоборствующих сторон

В. в социальной революции

Г. в проявлении «инстинкта любви»

6. В системной картине мира управление конфликтом зависит…

А. от хозяина социальной машины

Б. от наличия сильной власти и действующих законов по сохранению це-

лостности социальной организации, системы, общества

В. от представления о балансе сил между системами и закрепленными за

ними нормами

Г. от самих конфликтующих сторон

7. Сознательная деятельность по отношению к конфликту, осуществляе-

мая на всех этапах его возникновения, развития и завершения участника-

ми конфликта или третьей стороной, называется …

А. разрешением

Б. урегулированием

В. завершением

Г. управлением конфликтом

8. Устранение противоречия между оппонентами с участием третьей сто-

роны называется …

А. урегулированием конфликта

Б. разрешением

В. предупреждением

Г. Управлением

9. В системно-ситуационном анализе конфликтов в качестве единицы ана-

лиза используется…

А. участник конфликта

Б. конфликтная ситуация

В. инцидент

Г. Эскалация

10. Окончание конфликта по любым причинам называется … конфликта

А. эскалация

Б. завершение

В. Урегулирование Г. Профилактика

11. Инцидент – это:

а) четкое обозначение своих интересов и интересов оппонента

б) описание стечения обстоятельств, послуживших поводом для конфликта

в) непосредственные действия, слова, фразы, которые могут привести к конфликту

12. Причины конфликта по Гоббсу

а) деление людей на «благородных мужей», для которых основа взаимоотношений – порядок и простолюдинов, для которых основа взаимоотношений – выгода;

б) соперничество, взаимное недоверие, жажда славы;

в) буржуазные пережитки и классовая борьба;

г) чрезмерное возвышение, интриги, несходство характеров.

13. Идею «дилеммы заключенного» предложил:

а) О. Конт;

б) А. Рапопорт;

в) Р. Миллс;

г) И. Гальтунг.

14. Манипуляция – это:

а) развитие гибкости и адаптивности к изменившимся жизненным условиям, требованиям, умение измениться, если того требуют обстоятельства, ситуация;

б) планирование своих целей и их поэтапная реализация, умение выделять главные и второстепенные цели, расставлять приоритеты;

в) вид психологического воздействия, искусное исполнение которого приводит к побуждению человека на действия, не совпадающие с его реально существующими желаниями;

г) вид психологического воздействия, направленное на снятие внутригрупповой напряженности посредством перевода темы разговора, уместной шутки, замечания.

15. Эскалация конфликта — это:

а) нарастание конфликта;

б) сглаживание конфликтной ситуации;

в) управление конфликтом;

г) переход конфликта из явной стадии к скрытую

16. Человек, использующий хитрость, ложь, скрытое принуждение собе-

седника к принятию определенных решений и схем поведения, – это …

А. интерпретатор

Б. рационализатор

В. манипулятор

Г. Лжец

17. Из перечисленных пунктов к фазам конфликта относятся:

1) конфликтная ситуация;

2) Инцидент;

3) стрессовая ситуация

18. Конфликт, который постоянно сопровождает любые другие конфлик-

ты, участником которых является данная личность, – это конфликт …

внутриличностный

19. Степень влияния человека на партнера по бизнесу – это …

А. ранг оппонента

Б. внушающее влияние

В. деловое общение Г. Авторитет

20. Возникновение в отношениях сторон нового, более значимого противо-

речия и смена при этом объекта конфликта, называется …

А. деструктивным разрешением конфликта

Б. перерастанием в другой конфликт

В. продолжением конфликта

Г. эскалацией конфликта

21. Временное прекращение противодействия при сохранении основных

признаков конфликта: противоречия и напряженных отношений, – назы-

вается … конфликта

затуханием

22. Первый открытый этап в динамике конфликта, выражающийся во

внешнем противодействии, столкновении сторон, называется …

А. противоборством

Б. инцидентом

В. объектом

Г. Началом

23. Острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой, за-

трагивающей структуру внутреннего мира человека, отражающей проти-

воречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие реше-

ния, называется …

А. внутриличностным конфликтом

Б. организационным

В. межличностным

Г. Деловым