1Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой, представляет собой область научных знаний, изучающая опасности угрожающие человеку и разрабатывающие способы защиты от них в любых условиях обитания человека. Цель изучения дисциплины — это получение знаний о методах и средствах обеспечения безопасных и комфортных условий деятельности человека на всех стадиях его жизненного цикла. Предмет исследования безопасности жизнедеятельности — опасности и их совокупность, а также средства и системы защиты от опасностей.
идентификация опасности распознание и количественная оценка негативных воздействий среды обитания;
предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека;
защита от опасности;
ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов;
создание нормального, то есть комфортного состояния среды обитания человека.
Жизнедеятельность — совокупность процессов, протекающих в живом организме, служащих поддержанию в нём жизни и являющихся проявлениями жизни. Для жизнедеятельности характерен обмен веществ.
Жизнедеятельность может заключаться как в активном перемещении в пространстве для поддержания обмена веществ и более сложных действиях, так и в неподвижном существовании с обменом питательными веществами со внешней средой. Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — наука о комфортном и травмобезопасном взаимодействии человека со средой обитания. Является составной частью системы государственных, социальных и оборонных мероприятий, проводимых в целях защиты населения и хозяйства страны от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, средств поражения противника. Целью БЖД также является снижение риска возникновения чрезвычайной ситуации по вине человеческого фактора.
3Техносфера — это часть биосферы в прошлом, преобразованная человеком посредством прямого или косвенного воздействия технических средств с целью наибольшего соответствия своим материальным и социально-экономическим потребностям. Создавая техносферу, человек стремился к повышению комфортности среды, к росту коммуникабельности, к обеспечению защиты от естественных отрицательных воздействий. Все это положительно повлияло на условия жизни и в совокупности с другими факторами (улучшение медицинского обслуживания и т.п.) на продолжительность жизни людей.Но создание руками и умом человека техносферы, предназначенной максимально удовлетворять его потребности в комфорте и безопасности, далеко не оправдала надежды людей. Биосфе́ра— оболочка Земли, заселённая живыми организмами, находящаяся под их воздействием и занятая продуктами их жизнедеятельности; «пленка жизни»; глобальная экосистема Земли.Биосфера — оболочка Земли, заселённая живыми организмами и преобразованная ими.Социальная сфера— совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление. К С.С. относится, прежде всего, сфера услуг (образование, культура, здравоохранение, социальное обеспечение, физическая культура, общественное питание, коммунальное обслуживание, пассажирский транспорт, связь).
Задание для самостоятельной работы по лр 8. Тема: социальные ...
... и свобод человека и гражданина 136 Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина 137 Нарушение неприкосновенности частной жизни 138 ... вы приезжий. В незнакомом месте всегда спрашивайте у нескольких человек, как найти нужный вам адрес. Выпишите номера верных ... поздно, оденьтесь неброско, снимите украшения. Носите с собой средства защиты (т.е. газовый баллончик). Ходите в удобной обуви, чтобы ...
Среда обитания, окружающая современного человека, включает в себя природную среду, искусственную среду, созданную человеком и социальную среду.Каждый день, живя в городе, прогуливаясь, работая, обучаясь, человек удовлетворяет широчайший круг потребностей. В системе потребностей человека (биологических, психологических, этнических, социальных, трудовых, экономических) можно выделить потребности связанные с экологией среды обитания. Среди них — комфорт и безопасность природной среды, экологически комфортное жилище, обеспеченность источниками информации (произведениями искусства, привлекательными ландшафтами) и другие. В жизненном цикле человек и окружающая его среда обитания образуют постоянно действующую систему «человек — среда обитания».Среда обитания — окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.Действуя в этой системе, человек непрерывно решает, как минимум, две основные задачи:- обеспечивает свои потребности в пище, воде и воздухе;- создает и использует защиту от негативных воздействий, как со стороны обитания, так и себе подобных.Среда обитания — это часть природы, которая окружает живой организм и с которой он непосредственно взаимодействует. Составные части и свойства среды многообразны и изменчивы. Любое живое существо живет в сложном и меняющемся мире, постоянно приспосабливаясь к нему и регулируя свою жизнедеятельность в соответствии с его изменениями. Система «человек – среда обитания»
Человек и окружающая его среда гармонично взаимодействуют и развиваются лишь в условиях, когда потоки энергии, вещества и информации находятся в пределах, благоприятно воспринимаемых человеком и природной средой. При этом любое превышение привычных уровней потоков сопровождается негативным воздействием на человека или природную среду.
В условиях техносферы, когда величина любого потока меняется от минимально значимой до максимально возможной, можно выделить ряд характерных состояний системы «человек – среда обитания»:
• комфортное (оптимальное) – потоки вещества и энергии соответствуют оптимальным условиям взаимодействия, обеспечивают благоприятные условия деятельности и отдыха, создают предпосылки для проявления наивысшей работоспособности и, как следствие, продуктивной деятельности, гарантируют сохранение здоровья человека и целостности компонента «среда обитания»;
На тему: Проблемы адаптации человека к окружающей среде
... Цель исследования: проанализировать факторы, которые влияют на адаптацию человека в окружающей среде. Задачи исследования: 1. Понятие адаптации; 2. Рассмотреть виды адаптации; 3. ... факторы адаптаций; 4. Исследовать механизмы приспособления организма человека к окружающей среде. 1. Механизмы приспособления организма человека к окружающей среде 1.1 Фазы адаптации Адаптация - процесс ...
• допустимое — потоки веществ и энергии, воздействуя на человека и среду обитания, не оказывают негативного влияния на здоровье, но приводят к дискомфорту, снижая эффективность деятельности человека; соблюдение условий данного состояния не приводит к необратимым негативным процессам у человека и в среде обитания;
• опасное — потоки вещества и энергии превышают допустимые уровни и оказывают негативное воздействие на здоровье человека, при длительном воздействии вызывают заболевания и приводят к деградации природной среды;
• чрезвычайно опасное — потоки высоких уровней за короткий период времени могут нанести травму, привести к летальному исходу, вызвать разрушения в природной среде.
4Оптимальное состояние среды обитания — совокупность факторов, не оказывающих негативного воздействия на здоровье человека и его потомство, создающих предпосылки для высокой эффективности труда или здорового отдыха.Допустимое состояние среды обитания — совокупность факторов, вызывающих нагрузку на физиологические системы адаптации человека, не оказывающую негативного влияния на здоровье человека, но снижающую эффективность его трудовой деятельности. Соблюдение условий допустимого взаимодействия гарантирует невозможность возникновения и развития необратимых негативных процессов у человека и в среде обитания.
Опасное состояние среды обитания — совокупность факторов, оказывающих вредное воздействие на человека, вызывая при длительном воздействии различные заболевания.Чрезвычайно опасное состояние среды обитания — совокупность факторов, способных за короткий период времени нанести человеку травму, приводящую к потере трудоспособности или смерти.Из четырех возможных состояний только оптимальное состояние среды обитания и допустимое состояние среды обитания обеспечивают нормальную жизнедеятельность человека.
Опасное состояние среды обитания и чрезвычайно опасное состояние среды обитания отрицательно влияют на жизнедеятельность, ухудшают самочувствие человека, приводят к травмам, заболеваниям и преждевременной смерти людей.
5Труд — важнейшее условие существования и развития человеческого общества, явление социальное и физиологическое. Социальная сущность труда проявляется в том, что он носит общественный характер, является целесообразной деятельностью человека, направленной на создание материальных и духовных ценностей. Физиологическая сторона полезного труда характеризуется тем, что различные его виды являются функциями организма человека…. «каждая такая функция,— указывал К. Маркс — каковы бы ни были ее содержание и ее форма, по существу есть затрата человеческого мозга, нервов, мускулов, органов чувств и т. д.»Физиология труда — это дисциплина, изучающая физиологические процессы трудовой деятельности. Ее практической задачей является разработка мероприятий, повышающих работоспособность человека, укрепляющих его здоровье, а следовательно, повышающих производительность труда рабочих.Взаимосвязь физиологии труда с нормированием и организацией труда проявляется в том, что рекомендации этой науки используются в качестве обязательных при проектировании рациональных трудовых процессов, учитываемых при определении норм труда. Для нормирования труда и всей работы по рационализации труда наиболее актуальными являются следующие вопросы физиологии трудовых процессов: методы выявления особенностей в характере труда; работоспособности и утомления; методы обоснования рациональных режимов труда и отдыха, эффективных рабочих движений и позы рабочих при выполнении трудовых процессов.
Психофизиологические механизмы адаптации человека в профессиональной ...
... установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма [3]. Обычно при профессиональной деятельности на человека воздействует комплекс адаптогенных факторов, специфика, ... требуется некоторое время, чтобы подстроиться под ритм работы, интенсивность психофизических нагрузок. Каждый старается обустроить рабочее место по-своему. Необходимые инструменты, бумаги ...
Работоспособность — это способность человека выполнять конкретную деятельность в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. С одной стороны, она отражает возможности биологической природы человека, служит показателем его дееспособности, с другой — выражает его социальную сущность, являясь показателем успешности овладения требованиями какой-то конкретной деятельности. Основу работоспособности составляют специальные знания, умения, навыки, определенные психические, физиологические и физические особенности. Кроме того, для успеха в деятельности большое значение имеют и такие свойства личности, как сообразительность, ответственность, добросовестность и др.; совокупность специальных качеств, необходимых в конкретной деятельности. Работоспособность зависит и от уровня мотивации, поставленной цели, адекватной возможностям личности. Показатели работоспособности (косвенные) — показатели работоспособности, основанные на оценке динамики функционального состояния организма человека в процессе деятельности (показатели внимания, восприятия, памяти, сенсомоторных реакций и т.п.).
Показатели работоспособности (прямые) — показатели работоспособности, основанные на оценке деятельности человека (производительности труда, качества работы, количества ошибок).
В качестве прямых показателей работоспособности могут использоваться также скорость и точность выполнения человеком отдельных, наиболее важных действий и операций, входящих в структуру деятельности.
6Динамика работоспособности человека — это научная основа разработки рационального режима труда и отдыха. Физиологи установили,что работоспособность — величина переменная и связано это сизменениями характера протекания физиологических и психических функций в организме.
7Работоспособность человека в течение рабочей смены характеризуется : фазным развитием. Основными фазами являются: Фаза врабатывания, или нарастающей работоспособности. В течение этого периода происходит перестройка физиологических функций от предшествующего вида деятельности человека к производственной. В зависимости от характера труда и индивидуальных особенностей эта фаза длится от нескольких минут до 1,5 часа. Фаза устойчивой высокой работоспособности. Для нее характерно, что в организме человека устанавливается относительная стабильность или даже некоторое снижение напряженности физиологических функций. Это состояние сочетается с высокими трудовыми показателями ( увеличение выработки, уменьшение брака, снижение затрат рабочего времени на выполнение операций, сокращение простоев оборудования, ошибочных действий ).
В зависимости от степени тяжести труда фаза устойчивой работоспособности может удерживаться в течение 2-2,5 и более часов. Фаза развития утомления и связанного с этим падения работоспособности длится от нескольких минут до 1-1,5 часа и характеризуется ухудшением функционального состояния организма и технико-экономических показателей его трудовой деятельности.Основным фактором, вызывающим утомление, является интегральная экстенсивностная напряженность деятельности (нагрузка).
Человек, как субъект труда. Основные условия и этапы становления
... минувшее столетие изменилось понимание механизма адаптации человека к профессиональной деятельности. Если первоначально в системе «субъект - объект труда» ставились задачи подбора стандартных или «идеальных» ... Еще одно направление развития человека как субъекта труда - усвоение общественно выработанных способов действия и использования орудий, средств деятельности (включая внутренние средства, и ...
Помимо абсолютной величины нагрузки на степени развития утомления сказывается еще ряд факторов, среди которых необходимо выделить следующие:- статический или динамический характер нагрузки;
— Интенсивность нагрузки, т.е. ее распределение во времени;- постоянный и ритмический характер нагрузки.
Помимо величины нагрузки существует ряд дополнительных или способствующих развитию утомления факторов. Сами по себе они не ведут к развитию утомления, однако, сочетаясь с действием основного фактора, способствуют более раннему и выраженному наступлению утомления. Эти факторы можно разбить на три больших группы:
1) микроклимат 2) использование техники 3) нарушение режима труда и отдыха.
8Снижение работоспособности
Если причины депрессии определить достаточно трудно, то при снижении работоспособности человека причин, как правило, не так много и они легко узнаваемы. Рассмотрим эти причины вместе с теми рекомендациями, которые в связи с ними мог бы предложить психолог-консультант клиенту.Причина 1. Физическое переутомление человека. Как причина снижения работоспособности, оно в основном действует в тех случаях, когда человеку долгое время приходится выполнять работу, требующую значительной физической нагрузки. Это в основном различные виды тяжелого физического труда, которые в современных условиях встречаются довольно редко.В этом случае для предупреждения утомления следует рационально организовать режим физической нагрузки, продумав его таким образом, чтобы человек отдыхал, восстанавливая свою работоспособность еще до того, как у него появятся явные признаки физического утомления.Добиться этого клиент может следующим образом. В течение достаточного времени понаблюдать за своей работой и попытаться понять, когда после длительной физической нагрузки у него впервые возникают заметные признаки утомления. Зафиксировав интервалы времени, через которые они регулярно появляются, необходимо будет примерно на 3-5 минут уменьшить время непрерывной работы, т.е. сделать промежутки между моментами физической работы такими, чтобы в течение их явные признаки усталости не появлялись.Надо всегда помнить о том, что при тяжелой физической работе в любом случае лучше делать частые, но кратковременные перерывы на отдых, чем один большой и достаточно длительный перерыв. В итоге человек сможет намного увеличить свою физическую работоспособность, и при этом он будет гораздо меньше уставать.
Причина 2. Болезнь или физическое недомогание также могут стать причиной снижения работоспособности человека. Эта причина появляется тогда, когда в организме нарушаются какие-либо нормальные физиологические функции. Их изменение может быть констатировано в случае, если клиническое обследование клиента действительно подтверждает данный факт.Заметим, однако, что просто плохое самочувствие человека, в том числе и физическое, не является достаточным основанием для того, чтобы делать вывод о существовании этой причины, так как физическое состояние подобного рода может быть порождено у клиента указанными ниже социально-психологическими причинами.В том случае если выявлены социально-психологические причины снижения работоспособности, то клиенту рекомендуется отдохнуть, но если полный отдых невозможен, то на некоторое время снизить до минимума физические и психологические нагрузки.Правда, такие рекомендации в основном годятся только для лиц, которые не привыкли к большим нагрузкам. Что же касается тех, кто в жизни привык к значительным нагрузкам и для кого они являются нормальными, то им нельзя рекомендовать резкое снижение нагрузок, так как быстрое и существенное изменение привычного образа жизни может вызвать у них отрицательные последствия. Для таких лиц физическая нагрузка даже в период недомогания должна оставаться достаточно большой, но посильной.Регулировать меру нагрузки следует самому клиенту по своему самочувствию. Саморегуляция позволит ему сохранить на высоком уровне свою работоспособность.Причина 3. Монотонная работа также может привести к снижению работоспособности человека. Такая работа порождает состояние усталости и понижает работоспособность человека не потому, что она для него непосильна и тяжела, а по причине своей чисто психологической утомительности. Это весьма распространенный фактор понижения работоспособности, практически встречающийся у всех людей независимо от того, чем им приходится заниматься в жизни, так как любой вид труда может содержать в себе элементы монотонности и, следовательно, приводить к утомлению.Практическое решение проблемы повышения работоспособности в этом случае заключается в сведении к минимуму однообразия в деятельности человека, в том, чтобы сделать ее как можно более разнообразной и интересной. Для этого нужно внимательно проанализировать то, чем данный человек занимается в течение дня, продумать режим его жизни таким образом, чтобы условия и характер работы более или менее систематически менялись. Что же касается определения интервалов времени, в течение которых работа человека может сохранять монотонный характер, то для их уточнения желательно воспользоваться рекомендациями, уже высказанными при обсуждении первой причины.Оптимальным является такой режим работы, при котором значительные умственные нагрузки в одни периоды времени чередуются у человека со средними или слабыми физическими нагрузками в другие периоды времени, и наоборот: существенные физические нагрузки в одни моменты деятельности сопровождаются средними или слабыми умственными нагрузками в другие моменты деятельности человека.Заметим, что одновременно сочетать сильные или слабые физические нагрузки с такими же умственными нагрузками не рекомендуется, так как в этом случае сильные нагрузки того или другого типа сами по себе могут вызвать утомление. Слабые же умственные и физические нагрузки не способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.Задача чередования умственных и физических нагрузок сводится к тому, чтобы, восстанавливая работоспособность человека в одном виде деятельности, не утомлять его другим видом деятельности.Причина 4. Следующей причиной снижения работоспособности может стать просто не интересная для человека работа. Здесь проблема сохранения работоспособности на должном уровне носит в основном мотивационный характер и, следовательно, средство повышения работоспособности человека касается усиления мотивации его деятельности.
Тема 2. Социально-биологические основы адаптации организма человека ...
... деятельность человека. Около 80% болезней современного человека - результат ухудшения экологической ситуации на планете. Человек, ... как социальное существо, может сознательно и активно влиять на социальные и природные факторы, определяющие его физическое и психическое здоровье, работоспособность ... степень экономического развития, условия труда, быта, питания, отдыха, культурно-образовательный ...
Социальная работа с одинокими пожилыми людьми
... их положения в семье, уровня жизни, условий труда, социальных и психологических факторов. Для того чтобы работать с пожилыми людьми, нужно знать их социальное положение (в прошлом ... решение которой должно вырабатываться на глобальном уровне [15, с.3]. Актуальность исследования работы с пожилыми людьми социальной сфере обусловлена следующими обстоятельствами: - во-первых, возрастанием в современных ...
9К основным средствам устранения дефицита мышечной деятельности людей умственного труда относятся физические упражнения. Они приводят в действие естественные резервы человека, создавая и поддерживая основу высокой работоспособности, возможность к длительному напряжению наиболее сложных функций нервной системы. Для создания оптимального эффекта занятий физическими упражнениями необходимо учитывать следующие факторы: · индивидуальные особенности занимающихся: возраст, пол, состояние здоровья, физическое развитие, подготовленность и др. поскольку одно и то же упражнение в зависимости от индивидуальных особенностей вызывает разный эффект; · особенность самих физических упражнений — сложность, новизну, эмоциональность и т. д. , а также отношений к ним занимающихся; · особенности внешних условий — метеорологические, местности для занятий, качество оборудования и инвентаря, гигиенические условия. Для повышения двигательной активности работников умственного труда используются в основном две группы физических упражнений:
I) упражнения общего воздействия; 2) упражнения направленного воздействия.
10 Десинхроноз и профилактика его последствий
Организм человека, как единое целое, может существовать только при определенном соотношении разных колебательных процессов в клетках, тканях, органах и функциональных системах и их синхронизации с условиями окру-жающей среды.Десинхроноз – это рассогласование биологических ритмов организма с физическими и социальными датчиками времени.Десинхроноз бывает внутренним и внешним.
Внутренний – это нарушения согласования биоритмов внутри организма, например, изменение ритма питания по отношению к обмену веществ, рас-согласование ритмов сна и бодрствования, приводящих к раздражительности, бессоннице, плохому самочувствию, нарушению ритма труда и отдыха.Внешний десинхроноз возникает при рассогласовании внутренних биоритмов и условий внешней среды. Это – переезд из одного часового пояса в другой, сезонная десинхронизация.Рассогласование и перестройка биологических ритмов проявляется в объективных и субъективных показателях. К первым относятся изменение арте-риального давления, нарушение сна, плохой аппетит, ко вторым – раздражи-тельность, упадок сил. По длительности десинхроноз делится на острый и хронический, по силе рассогласования – на явный и скрытый, по объему прояв-ления – на частичный и тотальный.
Десинхронизация биологических ритмов – сигнал неблагополучия. Лю-бое заболевание является результатом нарушения той или иной функции орга-низма и изменения ее суточной ритмичности.Сильным десинхронизатором биологических ритмов является алкоголь. Малые дозы алкогольных напитков не вызывают серьезных сдвигов в био-ритмах организма, тогда как большие, особенно в утренние и дневные часы, ведут к возникновению серьезных нарушений. Систематическое же употреб-ление приводит к появлению хронического и тотального десинхроноза.Исследования отечественных ученых показали, что после приема средней дозы алкоголя у человека в течение трех часов повышаются самочувствие, активность и настроение. Затем наступает резкое снижение этих проявлений, которое наблюдается около 27 часов. По истечении 45 часов после алкоголь-ного воздействия все перечисленные параметры еще не достигают своего опти-мального уровня. Только на третьи сутки происходит восстановление суточных ритмов физической работоспособности и работы гормональной системы.
4057КР Специфика работы учителя-логопеда в условиях логопункта ...
... 1. Содержание работы учителя-логопеда в условиях логопункта в ДОУ 1.1 Профессиональная деятельность учителя-логопеда К задачам приоритетного национального проекта «Образование» относятся обеспечение ... специалистов к успешной реализации психолого-педагогических технологий в работе с детьми. При изучении состояния профессиональной компетентности учителей-логопедов (данные Т.А. Алтуховой) отмечается ...
Проблема профилактики десинхронозов является сегодня достаточно актуальной. Нервно-эмоциональное напряжение, интеллектуальные перегрузки, нарушения режима труда и отдыха могут привести к серьезным изменениям состояния здоровья.В связи с этим возникает необходимость организации режима жизне-деятельности в строгом соответствии с ритмическими особенностями орга-низма. Особое внимание следует уделить профилактике сезонных нарушений, организации работы при многосменной деятельности, синхронизации функций при переездах из одного часового пояса в другой. Не следует забывать об оптимизации умственных и физических нагрузок, строгом соблюдении режима труда и отдыха, графика и рациона питания.
11Биологи́ческие ри́тмы — (биоритмы) периодически повторяющиеся изменения характера и интенсивности биологических процессов и явлений. Они свойственны живой материи на всех уровнях ее организации — от молекулярных и субклеточных до биосферы. Являются фундаментальным процессом в живой природе. Одни биологические ритмы относительно самостоятельны (например, частота сокращений сердца, дыхания), другие связаны с приспособлением организмов к геофизическим циклам — суточным (например, колебания интенсивности деления клеток, обмена веществ, двигательной активности животных), приливным (например, открывание и закрывание раковин у морских моллюсков, связанные с уровнем морских приливов), годичным (изменение численности и активности животных, роста и развития растений и др.) Роль биоритмов в обеспечении жизнедеятельности человекаБиологические ритмы — это периодическое повторение изменения характера и интенсивности биологических процессов и явлений в живых организмах.Выдающийся хронобиолог Ф. Хальберг разделил все биологические ритмы на три группы:
1) Ритмы высокой частоты с периодом, который не превышает получасовой интервал. Это ритмы сокращения сердечных мышц, дыхания, биотоков мозга, биохимических реакций, перистальтики кишечника.
2) Ритмы средней частоты с периодом от получаса до семи суток. Сюда входят: изменение сна и бодрости, активности и покоя, суточные изменения в обмене веществ, колебание температуры, артериального давления, частоты деления клеток, колебание состава крови.
3) Низкочастотные ритмы с периодом от четверти месяца до одного года: недельные, месячные и сезонные ритмы. К биологическим процессам этой периодичности принадлежат эндокринные изменения, зимняя спячка.
Наименьший отрезок времени, на которое может реагировать мозг человека и его нервная система, составляет от 0,5 до 0,8 с. Поэтому не случайно сокращения нашего сердца в среднем составляет 0,8 с. Приблизительно такой же темп движения наших ног и рук при ходьбе. Интервал времени в 0,5 — 0,7 с отвечает скорости наших слуховых и зрительных рецепторов.
Кроме этих малых ритмов установлена еще одна распространенная периодичность, которая равняется 30 мин. Сюда принадлежат циклы сна, сокращение мышц желудка, колебание внимания и расположения духа, а также половая активность. Спит человек или нет, он через каждые полчаса испытывает то низкую, то повышенную возбужденность, то покой, то тревогу.
Сущность и факторы тяжести труда
... т.е. соответственную физиологическую стоимость работы. Различия в напряжённости некоторых физиологических систем обусловленные разными факторами и их комбинациями. Факторы тяжести труда: § Особенности трудового процесса ... критерий для объективной и достаточно точной оценки тяжести труда. Для оценки функционального состояния организма используют показатели поточных изменений физиологических функций, ...
биоритм жаворонок сова старение
Суточные ритмы человека интересны прежде всего тем, что максимум и минимум активности разных биологических процессов не совпадают во времени.
Существуют экспериментальные данные о наличии суточного ритма в работе органов пищеварения. Образование желчи в печени чередуется с образованием гликогена. В первой половине дня образовывается наибольшее количество желчи, которая обеспечивает оптимальные условия для переваривания, в частности, жиров. Во второй половине дня печень накапливает гликоген и воду.
В утренние часы усиливается перистальтика кишечника и моторная функция желудка, происходит очищение кишечника.Вечером наиболее выраженная выделительная функция почек, минимум ее приходится между 2-я часами ночи и 5-ю часами утра.В течение суток фазы работоспособности также чередуются с периодами расслабления и сна. При этом пик активности с утра приходится на период с 8 до12 часов, а дневной пик активности выпадает на период с 15 до 18 часов. Эти периоды активности обязательно чередуются периодами расслабления.Кроме того, оказывается, что свое биологическое расписание есть и у каждого нашего органа. Если мы будем придерживаться этого расписания, то мы надолго сохраним свою красоту и здоровье.Вот некоторые данные о пиках биологических процессов в организме в течение суток:
· макс. чувствительность пальцев — 15-16 ч.
· макс. сжатие руки — 9-10 ч.
· макс вырабатывание желудочных кислот — 13 ч.
· макс. восприимчивость к инъекциям — 9 ч.
· макс. работоспоcoбность печени — 18-20 ч.
· макс. работоспоcoбность легких — 16-18 ч.
· макс. рост волос и ногтей — 16-18 ч.
· макс. активность мозга — 10-12 ч.
· мин. внимание водителей — 2 ч.
· труднее всего оставаться в одиночестве — 20-22 ч.
· мин. coсудистое давление — 4-5 ч.
· макс. активность для мужчин и женщин — начало осени.
12НАПРЯЖЕННОСТЬ ТРУДА — характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на ЦНС, органы чувств, эмоциональную сферу работника. К факторам, характеризующим Н. т., относятся интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, степень монотонности нагрузок, режим работы. Н. т. оценивается в соответствии с Руководством Р 2.2.755—99 «Гигиенические критерии оценки и классификация условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса» на основе анализа трудовой деятельности путем хронометражных наблюдений в течение рабочего дня на протяжении 1 недели. Признаки и факторы риска психического перенапряжения
• Беспокойство или повышенная возбудимость.
• Раздражительность, гаев и враждебность, необычная агрессивность.
• Невозможность сосредоточиться, путаница в мыслях, ощущение потери контроля над собой и ситуацией, чувство беспомощности, вины или безнадёжности.
• Страх и чувство паники. Признаки психического перенапряжения
Эмоциональные
Беспокойство или повышенная возбудимость
Раздражительность, гнев и враждебность, необычная агрессивность.
Невозможность сосредоточиться, путаница в мыслях, ощущение потери контроля над собой и ситуацией, чувство беспомощности, вины или безнадёжности.
Страх и чувство паники.
Физические
Общее напряжение мышц и связанные с ним боли в груди, животе, спине, шее, дрожь и/или нервный тик.
Спазмы и связанные с ними кишечные, почечные,
печёночные колики, запоры, понос, затруднённое глотание, частое мочеиспускание, речевые затруднения (невнятная речь или заикание), головные боли, голово кружение, высокое кровяное давление, усиленное сердцебиение, частое или затруднённое дыхание.
Сухость во рту или в горле, повышенная потливость,
сексуальные расстройства
Поведенческие
Злоупотребление алкоголем.
Усиленное курение.
Судорожная еда.
Потеря интереса к внешнему облику.
Резкое изменение социального поведения.
Сверхурочная работа, постоянная спешка в стремлении куда-то успеть.
Поиски виноватых.
Факторы риска
Факторов, вызывающих дистресс, очень много. Их можно грубо разбить на две группы. К первой группе относятся непредсказуемые события: например, смерть одного из супругов, потеря работы, тюремное заключение и т. д. Ко второй группе относятся факторы, суммарное воздействие которых приводит к постоянному психическому напряжению (предстрессовому состоянию).
К этим факторам относятся: неправильный стереотип поведения (в частности, социофобия, т. е. самоизоляция); нездоровая обстановка на работе и/или дома; гиподинамия (неподвижный образ жизни); частое употребление продуктов, вызывающих дистресс.
13Тяжесть труда — характеристика трудовой деятельности, определяемая степенью совокупного воздействия всех элементов условий труда на функциональное состояние человека — его работоспособность, состояние здоровья и процесс воспроизводства рабочей силы. Все многообразие работ по степени Т. т. ученые сводят в три основных класса: нормальный, пограничный (переходный между нормальным и патологическим) и патологический. Внутри этой классификации все работы по их тяжести делятся на шесть более детальных групп. Первые две группы относятся к нормальному классу — работы совершаются в условиях оптимальных либо не превышающих предельно допустимых значений производственных факторов и не вызывают отклонений в состоянии здоровья в течение всего трудового периода жизни. Работы третьей категории тяжести относятся к переходному классу. Они отличаются не вполне благоприятными условиями труда. При их выполнении у практически здоровых людей МОГУТ ухудшаться некоторые физиологические показатели. Однако эти отрицательные явления сравнительно быстро устраняются при улучшении режима труда и отдыха. Основным критерием для установления степени тяжести работ является то качественно определенное функциональное состояние организма, которое формируется под влиянием различных производственных факторов. В зависимости от этого функционального состояния выделяют 6 категорий тяжести работ, которым соответствуют группы условий труда.
К первой категории тяжести относятся работы, выполняемые взрослыми, здоровыми и адаптированными лицами в условиях, близких к комфортным. Работоспособность и производительность труда к концу рабочей смены и недели не снижаются или даже несколько повышаются.
Ко второй категории тяжести относятся работы, выполняемые в благоприятных (но не комфортных) условиях. В конце рабочего периода появляется умеренное утомление и несколько снижается производительность труда.
На работах третьей категории тяжести возникает функциональное пограничное состояние организма, характеризующееся неустойчивостью его физиологических реакций, которые легко могут меняться в сторону улучшения или ухудшения под воздействием дополнительных факторов. Например, при оздоровлении условий труда функциональное состояние организма возвращается к нормальному.
Четвертая категория тяжести работ характеризуется предпатологическими сдвигами в организме, ухудшаются показатели работы, удлиняется период восстановления нарушенных функций. Введение рациональных физиологически обоснованных режимов труда и отдыха и улучшение гигиенических факторов не достигают цели, состояние организма и работоспособность улучшаются недостаточно.
К пятой категории тяжести относятся работы, вызывающие патологическое состояние организма в конце рабочего периода. Возрастает количество ошибок в работе, возникают парадоксальные реакции, резко возрастает время восстановления нарушенных функций, экономические показатели работы значительно снижаются. Для восстановления работоспособности требуется большое количество времени, но у части лиц патологические реакции накапливаются и приводят к заболеваниям и стойкой потере работоспособности.
Работы шестой категории тяжести характеризуются тем, что патологическое состояние организма возникает вскоре после начала рабочего периода нередко с переходом в развитие серьезного заболевания.
14Аксиома о потенциальной опасности деятельности – основополагающий постулат – положена в основу научной проблемы обеспечения безопасности человека. Эта аксиома имеет, по меньшей мере, два важных вывода, необходимых для формирования системы безопасности:
невозможно разработать (найти) абсолютно безопасный вид деятельности человека, разработать абсолютно безопасную технику;
ни один вид деятельности не может обеспечить абсолютную безопасность для человека (нулевой риск).
15Опасные производственные факторы — это факторы, воздействие которых на работающего в определенных условиях приводит к травме или другому внезапному резкому ухудшению здоровья.
Вредные производственные факторы — это факторы, воздействие которых на работающего в определенных условиях приводит к заболеванию или снижению работоспособности
Опасные и вредные производственные факторы подразделяются по природе действия на физические, химические, биологические, психофизические.
Физические опасные и вредные производственные факторы подразделяются на:
1. Движущиеся машины и механизмы, подвижные части производственного оборудования, передвигающиеся изделия, заготовки, материалы, разрушающиеся конструкции, обрушивающиеся горные породы
2. Повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны
3. Повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования, материалов
4. Повышенное или пониженное барометрическое давление в рабочей зоне и его резкое изменение
5. Повышенная или пониженная влажность воздуха
6. Ионизация воздуха
7. Ионизирующее излучение
8. Повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека
9. Повышенный уровень статического электричества, электромагнитных излучений и др.
Химические опасные и вредные производственные факторы подразделяются на: токсические, раздражающие, канцерогенные, мутагенные, влияющие на репродуктивную функцию.
Биологические опасные и вредные производственные факторы включают биологические объекты: микроорганизмы (бактерии, вирусы, грибы, простейшие и др.) и продукты из жизнедеятельности.
Психофизиологические опасные и вредные производственные факторы по характеру действия подразделяются на : физические перегрузки, нервно-психические перегрузки. Нервно-психические перегрузки это — умственное перенапряжение, перенапряженность анализаторов, монотонность труда, эмоциональные перегрузки.
16Физические факторы
- Повышена скорость движения воздуха
- Повышена или снижена влажность
- Повышено или снижено атмосферное давление
- Недостаточная освещенность
- Рушащиеся конструкции
и другие.
Биологические
- Различные представители флоры и фауны
- Макроорганизмы
- Микроорганизмы
17 Химические
- Химические вещества, которые пребывают в разном агрегатном состоянии (твердом, газообразном, жидком)
- Элементы, которые различными путями проникают в организм человека (через органы дыхания, желудочно-кишечный тракт, через кожные покровы и слизистые оболочки)
- Вредные вещества (токсичные, наркотические, раздражающие, удушающие, сенсибилизующие, канцерогенные, мутагенные, тератогенные и др., влияющие на репродуктивную функцию)
18Психофизиологические
- Физические перегрузка (статическая, динамическая)
- Нервно-психические перегрузки (умственные перегрузки, перегрузки анализаторов, монотонность труда, эмоциональные перегрузки).
19Травматизм — совокупность травм, возникших в определенной группе населения за определенный отрезок времени.
Несчастный случай — телесные повреждения или смерть, причиной которых явилось неожиданное стечение обстоятельств.
Виды несчастных случаев:
Автокатастрофа
Попадание под машину
Пожар
Угорание
Утопление
Падение на ровном месте
Падение с высоты
Падение в яму
Поражение электрическим током
Неосторожное обращение с электропилой
Неосторожное обращение с взрывчатыми материалами
Производственные травмы
Отравление
20
Травма — нарушение целостности функций ткани и органов в результате воздействия факторов внешней среды.
Травматизм — совокупность травм, возникших в определенной группе населения за определенный отрезок времени
Причины производственного травматизма
Организационные: недостатки в организации и содержании рабочего места, применение неправильных приемов работы, недостаточный надзор за работой, за соблюдением правил техники безопасности, допуск к работе неподготовленных рабочих, плохая организация трудового процесса, отсутствие или неисправность средств индивидуальной защиты.
Технические: возникают из-за несовершенства технологических процессов, конструктивных недостатков оборудования, приспособлений, инструментов, несовершенства защитных устройств, сигнализаций, блокировок и т. п.
Санитарно-гигиенические: отсутствие специальной одежды и обуви или их дефекты, неправильное освещение рабочих мест, чрезмерно высокая или низкая температура воздуха в рабочих помещениях, производственная пыль, недостаточная вентиляция, захламленность и загрязненность производственной территории.
Социально-психологические: складываются из отношения коллектива к вопросам безопасности, микроклимата в коллективе.
Климатические: зависят от специфики особенностей климата, времени суток, условий труда.
Биографические: связаны с полом[источник не указан 94 дня], возрастом, стажем, квалификацией, состоянием здоровья.
Психофизиологические: зависят от особенностей внимания, эмоций, реакций, физических и нервно-психологических перегрузок.
Экономические: вызваны неритмичностью работы, нарушением сроков выдачи заработной платы, недостатками в жилищных условиях, в обеспечении детскими учреждениями.
21
Ава́рия — разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.
Аварийная ситуация — состояние потенциально опасного объекта, характеризующееся нарушением пределов и (или) условий безопасной эксплуатации, не перешедшее в аварию, и за которого все неблагоприятные влияния источников опасности на персонал, населения и среды находятся в приемлемых пределах посредством соответствующих технических средств, предусмотренных проектом.
22 Профессиональное заболевание — хроническое или острое заболевание работающего, связанное с систематическим и длительным воздействием:
— вредного производственного фактора, свойственного профессии; или
— особых условий труда, характерных для того или иного производства или профессии.
Профессиональные заболевания представляют собой:
— неспецифические, но характерные клинические синдромы и формы болезней, возникновение и развитие которых связано с воздействием только определенных условий труда; или
— заболевания, которые встречаются при работе с определенными факторами закономерно более часто, чем при иных условиях.
Хронические заболевания — это заболевания внутренних органов, которыми люди болеют длительное время. Чаще всего излечиться от этих заболеваний невозможно, можно лишь добиться стойкой ремиссии — отсутствие обострений заболевания в течение длительного времени (иногда несколько лет).
Острое (заболевание, состояние) – внезапно и ярко проявляющееся, развивающееся за короткий промежуток времени.
23
24
25
Профилактика производственного травматизма
Различают 2 основных метода:
ретроспективный
прогностический
Ретроспективные методы(статистический, топографический, экономический)требуют накопления данных о несчастных случаях. В этом и кроется один из главных недостатков.
Прогностические методы позволяют изучать опасность на основе логико-вероятностного анализа, правил техники безопасности, мнений экспертов, специальных экспериментов (монографический).
Профилактика бытового травматизма
улучшение условий быта;
расширение коммунальных услуг населению;
рациональную организацию досуга;
проведение разнообразных культурно-массовых мероприятий;
широкую антиалкогольную пропаганду;
целенаправленную работу по созданию здорового быта;
организацию при жилищных конторах специальных комиссий по борьбе с бытовым травматизмом;
широкое привлечение общественности.