2.Педагогика в системе наук

Историческое развитие научно-педагогического знания проходит несколько этапов: зарождение педагогических идей в русле философских учений, формирование педагогических взглядов и теорий в рамках философско-педагогических произведений, переход от гипотетических и утопических теорий к концепциям, основанным на педагогической практике и эксперименте.Родоначальником педагогики в Древней Греции считается Сократ+Платон,Аристотель. впервые педагогика выделилась в самостоятельную отрасль знания в начале XVII в., когда английский философ и естествоиспытатель Ф. Бэкон (1561 – 1626) опубликовал свой трактат «О достоинстве и усовершенствовании наук».Воспитание как социальное явление присуще лишь человеческому обществу, возникло в процессе трудовой жизни первобытной общины и обусловлено развивающимися общественными отношениями. Основоположником научной педагогики в России признан К.Д.Ушинский Объектом педагогики выступает человек, развивающийся посредством специально организованного процесса воспитания. Предметом педагогики является педагогический процесс, обеспечивающий развитие человека на протяжении всей его жизни.педагогика– это наука, которая изучает сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. Педагогика – наука о 1) путях, способах, методах саморазвития личности; 2) способах и технологиях косвенного управления развитием личности посредством технолого-прогнозируемых воздействий, направленных на личность.Категория: «воспитание» «обучение»«образование»

3.Методология — учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования педагогической действительности.

Основными методологическими подходами в педагогике являются:системный;личностный;деятельностный;полисубъектный(диалогический);аксиологический;культурологический;антропологический;этнопедагогический.

  • Методы организации исследования: комплексный — как совокупность методов, направленных на изучение педагогического объекта как системы; сравнительный обеспечивает изучение педагогических условий, факторов для последующего сравнения; лонгитюдный направлен на выявление изменений в течение длительного времени. Методы сбора данных: выявление, анализ, обобщение педагогического опыта;педагогическое наблюдение;самонаблюдение, самоанализ; беседа и интервьюирование;анкетирование;педагогический анализ ситуаций и фактов; педагогический консилиум (групповой экспертный анализ) как обсуждение и принятие коллективного решения; экспертные оценки; анализ педагогической документации; анализ и оценка результатов учебной деятельности (выполнения обучающимися самостоятельных заданий, контрольных, графических, творческих, лабораторных работ и др.); педагогическое тестирование (контрольный опрос, контрольная работа, замер времени выполнения действий, определение умений и личностных качеств по обученности и воспитанности, способов мышления и деятельности по творческим проявлениям); педагогический эксперимент; сравнительно-педагогический метод (изучение зарубежного опыта по определенной проблеме и сравнение его с отечественным); 3. Методы обработки данных: математические (регистрация, ранжирование, шкалирование), качественные (теоретический анализ, сравнение, систематизация, группировка, типологизация, синтез и обобщение).

    6 стр., 2796 слов

    Предметно-рефлексивный анализ педагогических умений студентов ...

    ... преподавателем проведенного занятия. Умение осуществлять предметно-рефлексивный анализ - высокий показатель профессионально -педагогического мастерства преподавателя, оно основывается на предметно-личностной ... нашего исследования было изучение особенностей формирования педагогических умений студентов на основе предметно-рефлексивного анализа в процессе физического воспитания. Учитывая важность ...

    4. Методы интерпретации и оценки данных теоретические (интерпретация и оценка собранного материала на основе существующей теории, концепции);сравнительные (интерпретация и оценка полученного материала, но в сравнении с ранее собранными материалами или полученными другими исследователями);каузальный (констатации и объяснения причин, движущих сил педагогических процессов, явлений); структурный (выявление структурных элементов); системный (выявление взаимосвязи элементов, системных свойств и функций);апробационный (проверка на практике правильности выводов и результатов, полученных в ходе исследования и опытно-экспериментальной работы).

4. Образование как социокультурный феномен

Образование – органичная часть жизнедеятельности личности и выступает одной из важнейших сфер общества. Роль и значение образования в социуме в последнее время существенно меняется. Понятие социокультурной ситуации используется для характеристики окружающей действительности, происходящей в общественной, социальной, экономической и культурной жизни. Социокультурная система в РБ определяется:1) мировыми социокультурными тенденциями, оказывающими влияние на развитие образования в мире и РБ2) обострением глобальных общественных проблем интернационального характера, возникновение которых поставило человечество перед необходимостью корректного и быстрого изменения способов организации жизнедеятельности людей, отношения их с природой, друг с другом.

Тенденции социокультуры:1) смена типов культурно-исторического наследования, т.е. передача и получение подрастающим поколением социального опыта. Если раньше детям предстояло во многом повторить образ жизни своих родителей, то в современных урбанизированных странах наблюдается значительно больший разрыв между поколениями. Этот разрыв заметен и в образах жизни, и в мировоззрении, в личностных принципах. Именно это и приходится учитывать.2) Смена установки при изучении действительности, или переход от научного познания к общекультурному, который включает обыденное сознание, мифологическое, религиозное, художественное и другие достижения реальности, и это проявляется не только в научном исследовании, но и в учебном процессе3) Изменение роли науки в обществе и смена научных парадигм. Ранее содержание познания в большей мере определялось объектом и в меньшей мере средствами, технологиями познавательной деятельности. В настоящее время процесс познания предполагает взаимодействие знаний об объекте не только со средствами познания, но и ценностно-целевыми установками субъекта, как научно-познавательной, так и учебно-познавательной деятельности4) Развитие информационных технологий и мир информационной сети.

10 стр., 4717 слов

Роль физического воспитания во всестороннем развитии молодежи

... несравненно целенаправленнее следует вести работу по воспитанию ценностных ориентаций на физическое и духовное развитие личности, здоровый образ жизни, формирование потребности и мотивов (интересов) к ... понятий является обоснованной. Дело в том, что необходимость всестороннего развития личности выступает как воспитательный идеал общества с высокоразвитым техническим базисом, как его педагогическая ...

Их внедрение и развитие становятся решающим условием модернизации не только производства, но и других сфер общественной жизни, включая образование5) Национально-культурная регионализация на фоне процессов интеграции и глобализации, которые раздвигают рамки традиционных потоков инвестиций и товаров, дополняя, а иногда заменяя их потоками людей, идей, знаний. В современном белорусском обществе эта тенденция проявляется:• В необходимости дальнейшего социально-культурного развития белоруской нации, более активного утверждения национальных ценностей, в том числе через систему образования• В необходимости обретения народом Беларуси новой профессиональной компетенции, новой технологии и общекультурной подготовки в соответствии с требованиями интеграционного процесса с Россией и ЕС.• В необходимости формирования умений жить в условиях открытого динамичного общества с рыночными отношениями в экономике и демократией, т.е. в условии высокой степени неопределенности, автономного существования, готовности брать на себя ответственность за свою жизнь и своих близких, за будущее нации и государства

5. Цель в образовании

Цель (как научное понятие) – это осознанное представление конечного результата определенной деятельности.Под целью воспитания следует понимать заранее определяемые (прогнозируемые) результаты в личностном развитии воспитуемых, подготовке их к самостоятельной жизни и труду.

Цель воспитания носит исторический характер, Так, при первобытнообщинном строе, когда не было классового деления, целью воспитания было простое обеспечение существования человека. В эпоху феодализма, крепостного права в старой русской школе одной из целей воспитания было формированиерелигиозности, послушания, беспрекословного исполнения установленных правил поведения. В настоящее времяцелью воспитания является формирование личности, которая высоко ставит идеалы гуманизма, демократии, свободы, справедливости и имеет научные взгляды на окружающий мир, что требует совсем иной методики воспитательной работы. В современной образовательной теории и практике проблема разработки и реализации воспитательной цели – всестороннее и гармоничное развитие личности – является центральной.Таким образом, основными структурными компонентами всестороннего и гармоничного развития личности являютсяумственное, физическое, нравственное и эстетическое воспитание, которые должны сочетаться с развитием склонностей, задатков и способностей личности и включением ее в разнообразную социально-значимую деятельность и производственный труд.

12 стр., 5583 слов

Социология личности — историческое развитие и актуальные проблемы

... его действовать определенно. Ценностные ориентации — это разделяемые личностью социальные ценности, выступающие целями жизни и основными средствами их достижения и потому приобретающие ... взаимодействия людей определяют конфигурацию, характерные черты, противоречия и тенденции развития общественной жизни. Но не только жизнедеятельность человека характеризует качественную определенность общества, ...

Цели воспитания делятся на:общую(генеральную) цель, которая указывает общее направление воспитательной деятельности всех учреждений образования; определяет характер педагогического воздействия на растущую личность.частные (рабочие) цели, связанные с решением определенных воспитательных задач на том или ином этапе формирования личности;конкретные (оперативные) цели, в качестве которых могут выступать цели конкретного воспитательного мероприятия, учебного занятия или любой другой формы организации учебно-воспитательного процесса;личные цели ­– это целевые установки каждого участника педагогического процесса;

6.Типы и этапы целеполагания

Многовековая история социального развития показывает, что в качестве идеала воспитания в обществе выступала всесторонняя и гармонично развитая личность.

Выдвижение в воспитательной практике целевой установки на развитие всесторонней и гармоничной личности указывает на объективный и исторический характер цели общественного воспитания. Идея всестороннего развития личности имеет древнюю историю. Она зародилась в античной Греции и принадлежит древнему греческому философу-педагогу Аристотелю. Он обосновал, что целью воспитания выступает развитие высших сторон души личности –разумной и волевой; природа дает человеку лишь зародыш способностей; необходимо развивать их посредством физического, нравственного, умственного воспитания. Достижениевсестороннеразвитой личности предполагает, что процесс воспитанияосуществляется по основным направлениям, соответствующим условно выделенным сферам личности: сознанию, потребностно-мотивационной, практико-деятельностной.Воспитаниегармоничноразвитой личности означает, что все указанныесферы личности должны формироваться в тесной связи между собой и обеспечивать становление целостной личности(гармония в переводе с греческого языка означает соразмерность частей, слияние различных компонентов объекта в единое целое.).

7.Цели в законах

Закое об образовании: Дошкольное образование призвано обеспечить полноценное развитие ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей, подготовку к получению основного образования на последующих уровнях. Общее среднее образование призвано обеспечить духовное и физическое становление личности, подготовку молодого поколения к полноценной жизни в обществе, воспитание гражданина Республики Беларусь, овладение им основами наук, государственными языками Республики Беларусь, навыками умственного и физического труда, формирование у него нравственных убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса и здорового образа жизни. Профессионально-техническое образование призвано осуществлять подготовку лиц к профессиональной деятельности в соответствии с призванием, способностями, с учетом общественных потребностей и обеспечивает приобретение ими профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для присвоения квалификаций рабочих и служащих. Среднее специальное образование обеспечивает развитие творческого потенциала личности, получение специальной теоретической и практической подготовки, решает задачи обеспечения отраслей хозяйства республики квалифицированными специалистами. Высшее образование призвано обеспечить наиболее полное развитие способностей и интеллектуально-творческого потенциала личности, возможность ее активного, свободного и конструктивного участия в развитии общества с целью удовлетворения потребностей общества и государства в специалистах высокой квалификации. Послевузовское образование призвано обеспечить максимальную реализацию способностей и интеллектуально-творческого потенциала личности и ставит своей целью подготовку научных кадров высшей квалификации, получение новых знаний о природе, человеке, обществе, а также разработку новых технологических идей и основ технологий.

3 стр., 1169 слов

Качество личности, дающее возможность выполнять творческую деятельность ...

... … . | динамичность+ | инертность | торможение | темперамент | лабильность Качество личности, дающее возможность выполнять творческую деятельность на таком уровне, какой недоступен для других, называется … . | одаренность+ | ... обусловленное объективными законами воздействия на процесс его динамики в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный ...

кодекс об образовании Целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося.2. Целями образования являются формирование знаний, умений, навыков и интеллектуальное, нравственное, творческое и физическое развитие личности обучающегося. о непрер: Целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося.

9. Развитие личности как педаг проблема

Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности и ее развития в специально организованных условиях. Она имеет различные аспекты, поэтому рассматривается разными науками: возрастной физиологией и анатомией, социологией, детской и педагогической психологией и др. Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания.

В зарубежной педагогике и психологии по проблеме личности и ее развития выделяются три основных направления — биологическое, социологическое и биосоциальное.

Представители биологического направления, считая личность сугубо природным существом, все поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов (З.Фрейд и др.).

Человек вынужден подчиняться требованиям общества и при этом постоянно подавлять естественные потребности. Чтобы скрыть эту постоянную борьбу с самим собой, он «надевает маску» или неудовлетворение естественных потребностей замещает занятиями каким-либо видом деятельности. Все явления общественной жизни (стачки, забастовки, революции), как считают представители этого направления, естественны для простых людей, у которых от рождения заложено стремление к нападению, жестокости, бунтарству. Однако реальная жизнь показывает, что люди часто действуют даже против своих жизненных потребностей, выполняя долг патриота, борца и просто гражданина.

Представители социологического направления считают, что хотя человек рождается как существо биологическое, однако в процессе своей жизни он постепенно социализируется благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он общается. Чем ниже по уровню развития личность, тем ярче и резче проявляются у нее биологические черты, прежде всего инстинкты обладания, разрушения, половые и т.п.

3 стр., 1062 слов

Семинар 1 развитие личности, ведущий вид деятельности, воспитание, обучение

... поведении и самочувствии ребенка. Нарушен ли принцип «личность формируется в деятельности» в данном случае. Допустила ли молодая мама ... себя (формируется самооценка)? Что (кто) влияет на формирование самооценки в различных возрастных периодах? Какие действия или ... прощения у мамы. Насколько эффективен предложенный метод воспитания? Предложите другие варианты разрешения этой конфликтной ситуации ...

Представители биосоциального направления считают, что психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные. Такое деление личности никак не может объяснить ни ее поведение, ни ее развитие.

Отечественная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Изменения в биологии личности сказываются не только на особенностях ее деятельности, но и на образе жизни. Однако решающую роль играют те мотивы, интересы, цели, т.е. результаты социальной жизни, которые, определяя весь облик личности, придают ей силы для преодоления своих физических недостатков и особенностей характера (вспыльчивость, стеснительность и т.п.).

К объективным факторам развития личности относятся: все предметы и явления окружающей действительности; преобразованная человеком природа; созданное человеком общество; культура в широком её понимании. А также: обучение и воспитание.

К субъективным: наследственность; установки и ценности человека; индивидуальные психологические особенности (характер, способности, обучаемость, воспитуемость и т.д.); .

В целом можно выделить три основных фактора, влияющих на развитие человека:1).

наследственность.

2).

Среда

3).

Воспитание.

10.Воспитание и формирование личности

Новая воспитательная парадигма предполагает:

установку на равенство различных видов социально приемлемого воспитательного опыта (воспитание на народных традициях, светское воспитание, религиозное воспитание); направленность педагогических усилий на построение самим воспитанником социально ценностных ориентаций;терпимое отношение к инакомыслию, которое не пропагандирует жестокость, насилие, агрессивность к другим;диалогизм культурных позиций, их продуктивную кооперацию;освоение педагогами позиции посредника между воспитанником и культурой;ориентацию на формирование научного, плюралистического мышления; обеспечение прав ребенка и человека;предоставление ребенку (учащемуся, студенту) возможности для самоопределения и ответственного выбора;единство индивидуального и коллективного опыта всех участников воспитательного процесса.

основными структурными элементами понятия «воспитание» являются: ценности воспитания, воспитательная среда и воспитательный процесс.

Ценности воспитания– это значимые для человека природные, материальные и нравственно-духовные объекты или явления, выступающие социокультурными образцами жизни, на которые сориентированы воспитательные теории, методики и технологии педагогической деятельности.Воспитательная среда – это такая организация социальной среды, когда все многообразие человеческих взаимоотношений и материальных объектов в осознанной или неосознанной форме несет в себе воспитательные функции. В качестве важнейшей составляющей воспитательной среды выделяется психолого-педагогическая атмосфера – совокупность эмоциональных взаимосвязей воспитателя и воспитанника, возникающих на основе доверия, уважения, сотрудничества и милосердия.Воспитательный процесс– целесообразно организованный процесс взаимодействия, направленный на удовлетворение потребностей его участников. Условием эффективности воспитательного процесса является организация деятельности воспитуемого по приобретению им системы личностно и общественно значимых ценностей, а желаемым для общества результатом – формирование жизненных навыков, положительного отношения к созидательной деятельности, природе, обществу, самому себе.Основными принципами воспитания в современных условиях выступают:Принцип научностиПринцип природосообразности,Принцип культуросообразности, Принцип ненасилия и толерантностиПедагогическая деятельность должна сопровождаться или венчаться включением воспитанника в ситуацию успеха, которую должен пережить личностно каждый учащийся. Ситуация успеха – это субъективное переживание достижений, внутренняя удовлетворенность ребенка самим участием в деятельности, собственными действиями и полученным результатом. Положительное подкрепление – самое общее условие создания ситуации успеха;Принцип связи воспитания с жизньюпроявляется в учете воспитателем экономических, социальных, экологических, демографических и других условий жизнедеятельности воспитанников;Принцип открытости воспитательных процессов и систем

14 стр., 6989 слов

ОСНОВНЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА

... ОСНОВНЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА Этические принципы призваны обеспечить: v решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами; v защиту законных прав людей, с которыми ... использовать техники, соответствующие реальности данного человека.   Приложение №1. Ориентировочное распределение рабочего времени педагога-психолога (по видам деятельности)   Виды работ I ...