I. Учебные цели

28

Санкт-Петербург

  1. Ознакомить обучающихся с основными понятиями психологии риска.
  2. Рассмотреть соотношение реальности и возможности.
  3. Дать представление о приемах активизации резервов.

II. Воспитательные цели

  1. Развивать у обучающихся познавательный интерес к изучаемой теме.
  2. Воспитывать у обучающихся стремление к самообразованию.

III. Расчёт учебного времени

Содержание и порядок проведения занятий

Время, мин.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Учебные вопросы

1. Реальность и возможности

2. Резервы в развитии. Резервы в деятельности

3. Приемы активизации резервов. Активизация компенсаторных механизмов

4. Аутогенная тренировка

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

10 минут

70 минут

10 минут

20 минут

20 минут

20 минут

10 минут

IV. Литература

Основная

1. Психология экстремальных ситуаций// под ред. Ю.С. Шойгу, М.: Academia, 2009

2. Куликов Л.В., Иванова С.П., Кузьменкова Л.В. Основы психологической самопомощи, СПБ.: изд-во СПб.УГПС МЧС России, 2011.

Дополнительная

  1. Биненко В.И., Храмов Г.Н., Яковлев В.В. Чрезвычайные ситуации в современном мире и проблемы безопасности жизнедеятельности. – СПб 2004.
  1. Абульханова К. А. Время жизни и время личности. — СПб.: Алетейя, 2001.
  2. Акмеологический словарь. — М.: РАГС, 2004.

V. Учебно-материальное обеспечение

  1. Технические средства обучения: графопроектор, слайдопроектор, мультимедийный проектор, телевизор, видеомагнитофон, DVD-проигрыватель, компьютерная техника, интерактивная доска.
  2. Демонстрационные плакаты, схемы, стенды, макеты оборудования, техники и производства.

Введение

Человека всегда интересовали и будут интересовать его возможности воздействовать, изменять окружающий мир и самого себя. Можно ска­зать, что все достижения человечества — это раскрытие возможностей человека, его психики. Где предел возможностей человека и когда он будет достигнут? Этот вопрос интересует каждого. Многие мыслители посвятили этому свои труды. Сократу принадлежит знаменитая фраза: «Познай самого себя». Платон, Аристотель с разных позиций разум че­ловека рассматривали единственным двигателем и организатором пове­дения. Возможности реализуются в действии, а действие невозможно без знания — знания самого себя, окружающего мира, в том числе и соци­ального знания. Вот, если хотите, ответ на поставленный вопрос. Но так ли все просто?

В народных сказаниях, в литературе – мифы, сведения о невероятных возможностях человека — подвиги Геракла, сила Ильи Муромца, йоги, выступления с психологическими опытами, жизненный путь спортсмена-штангиста М.Дикуля. Посадка космического корабля в экстремальном режиме. Перегрузка была 12-кратной в течение более 2 мин (max — 9-кратная в течение 20 сек).

Артист И.Певцова от рождения был заикой, сила воображения побеждала недуг. Каждое десятилетие ученые-биомеханик (изучающая закономерности дви­жения), делают заключения о предель­ных возможностях спортсменов, а те постоянно их превышают.

Физиолог И.П.Павлов указывал, что перед науками о человеке стоит большая задача преумножения, разви­тия и использования «величайших резервов нервной системы и психи­ки». Б.Г.Ананьев, опре­деляя задачи психологии, подчеркивал, что будущее психологии в рас­крытии резервов психики, установлении принципов и механизмов их развития и реализации.

1. Реальность и возможности

Вопрос о возможностях человека, затрагивает вопрос о его резервах, и прежде всего имеют в виду резервах психики.

Вопрос о резервах тесно связан с принципами и механизмами функ­ционирования организма, поведения и деятельности человека. В основе существования любого вещества лежит закон сохранения целого (закон самосохранения).

Нужно добавить, что без энергии, без энергетического обеспечения ничто и никто существовать не может. Реализуется само­сохранение благодаря механизмам приспособления.

В основе существования, жизнедеятельности живого организма заложен принцип устойчивого динамического неравно­весия. Суть этого принципа заключается в постоянном неравенстве энергетических потоков. Максимальная активность животного наблюда­ется не в период, когда он сыт, полон сил и энергии, а когда испытыва­ет голод. С системных позиций живой организм рассматривается как самонастраивающаяся система. Особенность этих систем также заклю­чается в том, что такая система в своем функционировании стремится к так называемому равновесному состоянию (равенству потоков накопле­ния и расходования энергии), но никогда в таком состоянии не оказыва­ется. Это главное условие ее существования. Вегетативная нервная сис­тема отвечает за энергетические процессы в организме. В живом орга­низме функционирует две энергетические системы. Функция экзогенной системы заключается в расходовании энергии, эндогенной накоплению. Их энергетические потенциалы никогда не бывают равны. В каждый конкретный момент времени в организме преобладает один или другой потенциал. Превышение одного потенциала включает механизм другого. За это отвечают процессы гомеостаза. Это одно из главных проявлений самосохранения, заключающееся в принципе активности (в биологии этот принцип называется принципом развития).

Чем больше израсходо­вано энергии, тем интенсивнее начинают работать механизмы ее накоп­ления. Поскольку биохимические процессы весьма инертны, энергети­ческий потенциал не только восстанавливается, но и превышает исход­ный (явление сверхвосстановления).

На этом принципе строится тренировочный процесс спортсменов, этим обеспечивается повышение уровня функциональных возможностей.

Принцип активности имеет одну особенность. Любая активность -это удовлетворение потребности. Специалисты выделяют потребности биологические (организма) и социальные (личности).

Наивысшей счита­ется потребность самореализации, т.е. потребность реализовать свой потенциал. (В мифах проявляется потреб­ность человека в самореализации).

Реализация возможностей осуществляется через достижение целей, которые ставит перед собой человек. Цель, которую мы достигли, в дальнейшем нас уже не устраивает, мы стремимся к новому. Вспомним детей, их отношение к игрушкам, их тяга к новому, в том числе в уче­бе. У взрослых то же самое: как только мы приобрели что-то, достигли чего-либо, через некоторое время нас уже это не устраивает, мы стре­мимся к новым достижениям. Все это проявление принципа активности.

Возможности человека стали предметом научного изучения лишь во второй половине 20 в., и связано это с развитием техники и деятель­ностью человека во все усложняющихся условиях. Приведем два выска­зывания основоположника отечественной кибернетики академика А.И.Берга об эволюции представлений о возможностях человека: «будущее за разумными автоматами» в 50-е «какие бы функции ни выполня­ла техника, принятие решения всегда будет за человеком» в 70-е годы.

Развитие возможностей заложены в самой природе человека и, преж­де всего в его активности. Назовем определяющие слагаемые активности — задатки, интерес, социальное окружение, которое может поддерживать, а может и отвергать конкретную активность человека, и мотивы (осознаваемые причины активности, цели деятельности).

Вот слагаемые активности, самореализации потенциальных возможностей. 25-летний опыт полетов в космос привел специалистов к заключению, что для того чтобы летать в космос, не нужно обладать какими-то неординарными способностями, необходимо иметь хорошее здоровье и целеустремленность, т.е. устой­чивые мотивы, к этой деятельности.

2. Резервы в развитии. Резервы в деятельности

Термин «резервы» применительно к человеку заимствован из теории надежности. Резервирование — главное условие, основополагающий принцип надежности функционирования любой системы. Выделяется структурное и функциональное резервирование. Под структурным ре­зервированием понимается наличие дополнительных элементов, которые могут заменить неисправные элементы, избыточность (наличие несколь­ких вариантов взаимодействия между элементами системы управления) и дублирование (автопилот самолета представляет собой тройную сис­тему автоматического управления полетом, которые работают по прин­ципу согласованности).

Под функциональным резервированием пони­маются те диапазоны условий, в которых система может выполнять воз­ложенные на нее функции. В этом случае говорят о технических харак­теристиках системы, т.е. о функциональных возможностях техники.

Такой принцип можно использовать для анализа резервированности человека. Структурное резервирование человека исчерпывающе показа­но в нейрофизиологической и физиологической литературе. Приведем лишь некоторые примеры. При многомиллиардной избыточности нейро­нов коры головного мозга одновременно работают лишь доли процента общего количества нейронов. Правое и левое полушарие, которые, с одной стороны, выполняют разные функции, с другой, в случае необхо­димости, каждое может взять на себя функции другого полушария. Ог­ромное количество проводящих нервных путей, парность органов наше­го организма и др.

Функциональное резервирование, как уже сказано, тесно связано с функциональными возможностями. Строго по-научному, под функ­циональными возможностями рассматривается тот предельный уровень интенсивности физиологических процессов, при котором сохраняется константность их функционирования. Наиболее показательно это можно проиллюстрировать на примере теста функциональной пробы. Суть тес­та заключается в выполнении дозированной физической нагрузки (например, работа на велоэргометре) и регистрации физиологических показателей. Самый простой показатель — это частота сердечных со­кращений (ЧСС).

ЧСС измеряется до работы и в процессе работы на велоэргометре. По мере нарастания усталости пульс убыстряется, но частота сокращений остается постоянной (в медицине это называется адекватной реакцией на нагрузку).

Наконец наступает такой момент, когда начинает наблюдаться резкое скачкообразное изменение ЧСС (неадекватная реакция — организм не может адаптироваться к условиям, происходит рассогласование в функционировании систем организма).

У тренированных спортсменов предел адекватной реакции по показателю ЧСС достигает 220—250 ударов в минуту. У здоровых людей, не зани­мающихся физической культурой, — 120-150 ударов в минуту.

В более широком смысле функциональные возможности — это спо­собность человека выполнить ту или иную работу с учетом его знаний, умений, навыков. Мы часто слышим, что предела возможностей чело­века не существует, возможности человека беспредельны. Если гово­рить о человечестве, то история показывает все расширяющиеся воз­можности человека, в основе которых лежит опыт всех предыдущих поколений. Но если иметь в виду конкретного человека, то все-таки предел развития существует — это так называемые потенциальные воз­можности человека, слагаемые которых заключены в задатках, способ­ностях и одаренности. Пределы развития возможностей человека изуча­ются на уровне биохимических, нейрофизиологических и физиологиче­ских процессов, но центральной проблемой является изучение возмож­ностей психики. Психика осу­ществляет регуляцию взаимодействия организма человека с окружаю­щей средой. Психика управляет всеми процессами в организме, а также нашим поведением и деятельностью. Вот почему развитие возможностей прежде всего связывается с резервами психики. Резервы психики — это нереализованные возможности. Ученые считают, что в среднем совре­менные люди реализуют свой потенциал на 30—40% и лишь некоторые -на 50-60%.

Развитие возможностей складывается из двух составляющих. Это ес­тественный механизм роста, развития организма и психики в период созревания (до 18-23 лет) и целенаправленная деятельность человека. Остановимся на факторах, сопутст­вующих развитию психических функций, развитию возможностей чело­века.

Каждый знает важность физической культуры в развитии ребенка. Действительно, занятия физическими упражнениями развивают силу, быстроту, выносливость, координацию, интенсифицируют обменные процессы и тем самым способствуют росту ребенка. Но есть одна осо­бенность движения. Мы можем выполнить движение только при соот­ветствующей работе психических процессов — ощущений, восприятия, внимания и др. С другой стороны, движение, двигательная активность способствует развитию абсолютной и дифференциальной чувствитель­ности (см. гл. 4), на фундаменте которых строится вся психическая сфера человека. Более подвижные дети начинают раньше ходить, гово­рить, читать потому, что у них лучше развиты абсолютная и дифферен­циальная чувствительность.

В последние два десятилетия резко увеличилось количество детей, испытывающих трудности в усвоении программы начальных классов. Причин много, но следствие заключается в отставании психического развития. Родители приглашают репетиторов, дети посещают подго­товительные группы, модным стало обращаться к психотерапевтам. Анализ же показывает, что современные дети двигаются в 2-3 раза меньше детей 50-60-х годов. И в значительном числе случаев отстава­ние развития психики ребенка связано с недостаточной двигательной активностью. Сегодня психологическая наука располагает данными, как с помощью специально подобранных двигательных упражнений способ­ствовать развитию конкретных психических функций — внимания, памя­ти, мышления. Психологи ведут исследования, как с помощью двига­тельных упражнений развивать психические функции у людей с нару­шениями психической сферы от рождения или в результате полученной травмы.

На этом роль и значение движения не ограничиваются. Каждый хо­рошо знает, что реализация своих возможностей во многом зависит от того, в каком состоянии он находится, — усталый или отдохнувший, здоровый или болезненный, бодрый или вялый. Известный спортивный психолог Р.М.Загайнов в одной из своих книг описывает работу с А.Карповым. Он пишет, как трудно было ему заставить чемпиона мира каждый день по 40 мин заниматься спортом. И только после ряда пора­жений Карпов изменил отношение к физической культуре и стал функ­циональную подготовку рассматривать обязательным условием как в период подготовки к шахматным турнирам, так и во время турниров для сохранения состояния мобилизованности.

С возрастом функциональные возможности снижаются. Наука герон­тология располагает массой фактов высокого физического и умственно­го потенциала людей преклонного возраста, и во всех случаях эти люди большое внимание уделяли физическим упражнениям. И.П.Павлов как директор физиологического института организовал для сотрудников обязательные регулярные занятия физкультурой, сам всю жизнь зани­мался городками. Народный артист И.В.Ильинский до 80 лет увлекал­ся коньками. Известный авиаконструктор О.К.Антонов в 70-летнем возрасте играл на уровне 2-го разряда в теннис. Таких примеров можно приводить много. Физическая культура, двигательная активность, дейст­вительно, являются эффективнейшим средством сохранения сомати­ческого и психического здоровья, поддержания и повышения функ­ционального тонуса, продления активного периода жизни человека, ак­тивности жизненной позиции.

Остановимся на деятельности как факторе развития возможностей человека. Психологи классифицируют деятельность на три вида — игра, учеба и труд. В основе жиз­недеятельности лежит активность. Если активность рассмотреть в воз­растном аспекте, то в детском возрасте это преимущественно спонтан­ная, непознаваемая (непроизвольная) активность. Направленность ак­тивности ребенка, как правило, связана с задатками (биологически де­терминированная предрасположенность к чему-либо).

Если понаблюдать за детьми, как они играют, то можно увидеть, что одни дети предпочи­тают одно занятие, другие другое. Ребенок предпочитает заниматься тем, что лучше у него получается. Так формируются интересы — это этап осознания своей активности, ребенок может сказать, «почему он этим занимается». Следующий шаг осознания своей активности — это ответ на вопрос «для чего я это делаю». Так формируется осознание цели деятельности. В спортивной педагогике существует определенная схема формирования у начинающего спортсмена, еще ничего не дос­тигшего в спорте, так называемой «далеко отставленной цели» — напри­мер, выступление на Олимпийских играх. Главным условием формиро­вания цели является личностный смысл тех результатов, к которым стремится человек. Достижение цели становится смыслом жизни чело­века на данном этапе жизни. Чем сложнее достижение цели, тем значи­мее она для человека. Все приводимые в настоящей главе примеры имеют одно общее — цель, к достижению которой стремится человек, имеет для него личностный смысл и определяет смысл жизни на опре­деленном временном отрезке. Это могут быть минуты в экстремальных ситуациях, годы жизни в профессиональном труде. Вспомним, что такое талант — способности плюс труд, труд и еще раз труд.

Резервирование — основополагающий принцип надежного функцио­нирования техники, деятельности человека. Ни техника, ни человек на максимуме своих возможностей выполнять свои функции не сможет. Если мост рассчитан на максимальную нагрузку в 30 т, то движение транспорта будет ограничено весом 20 т. Автомобили с большой мощностью двигателя изготовляются не для того, чтобы ездить со скоростью 200 миль в час, а для долговечности и надежности работы мотора. То же самое касается и человека. Резервирование возможно­стей человека является классической проблемой инженерной психоло­гии, изучающей человека в условиях профессиональной деятельности. Эта проблема встала в период интенсивного внедрения в труд человека автоматизированных и автоматических систем управления.

Вернемся к высказыванию академика А.И.Берга: «будущее за разум­ными автоматами». Считалось, что человек со своими ограниченными возможностями проигрывает технике — медленнее считывает информа­цию, хуже запоминает и при этом забывает, долго принимает решение и т.д. Оказалось не совсем так. В одном исследовании изучался объем информации, которую может одновременно воспринять шахматист. На доли секунды ему предъявлялась шахматная композиция, которую он должен был воспроизвести. Результаты оказались плачевными, шахма­тисты ничем не отличались от контрольной группы испытуемых, не­шахматистов. При этом было замечено, что шахматисты не могли вос­произвести композицию, но говорили: «Белые дают мат в два хода». Человек перерабатывает информацию не формализован­ными единицами, битами, а смысловыми. При корректорской работе единицей информации является буква, пробел, знак препинания, при чтении научной литературы — научный факт, идея. 20 лет устраиваются матчи между чемпионами мира и шахматными компьютерами. В 1997 г. компьютер выиграл у Г.Каспарова, но потом оказалось, что компьютеру помогали гроссмейстеры. Разразился скандал.

В отличие от технических устройств человек воспринимает ин­формацию не только от формальных источников информации, но и не­формализованных — вибрации, шумы и т.д. В 70-х годах английские авиакомпании стали использовать автоматические системы управления самолетом на самом сложном этапе полета — посадке. И оказалось, что в тех случаях, когда техника отказывалась управлять самолетом, пилот не успевал взять на себя управление, ему необходимо было время, для того чтобы включиться (вработаться) в процесс управления. В после­дующем отечественными психологами была сформулирована концепция «активного оператора». Человек постоянно должен быть включен в про­цесс управления, но перегружать человека профессиональными обязан­ностями так же чревато, как и не догружать. Где середина? В резер­вировании возможностей человека. Еще на заре автомобилестроения братья Форд организовали сборку автомобилей на конвейере. Производительность возросла, но увеличился брак. Снижение скорости движения конвейера позволило снизить про­цент брака.

Сегодня установлено, что оптимальный темп деятельности и количество перерабатываемой информации составляют 65-75% возмож­ностей человека. Таким образом, 25-35% текущих возможностей резер­вируется. Это необходимо на случай ошибки в работе и ее исправления, флюктуации внимания, непредвиденных обстоятельств. Такой режим деятельности позволяет длительное время сохранять высокую работо­способность. Это внешняя сторона организации деятельно­сти, реализации возможностей человека.

Показатели деятельности человека зависят не только от организации его труда, но и от функционального и психического состояния. Под функциональным состоянием понимается комплекс характеристик тех функций и качеств человека, которые прямо или косвенно обусловли­вают выполнение деятельности. Функциональное состояние тесно связа­но с возможностями человека и актуализацией в данный момент психо­физиологических ресурсов индивида для выполнения определенного поведенческого акта в конкретных условиях. Актуализация ресурсов, регуляция внутренних процессов в организме, поведение и деятельность человека полностью детерминируются психическим состоянием. Психи­ческое состояние рассматривается как результат приспособительной реакции психики человека в ответ на изменения внешних и внутренних условий, направленный на достижение положительного результата и проявляющийся в степени мобилизации возможностей. Психическое состояние — это интегральная характеристика психики человека в кон­кретный момент времени. От того, в каком психическом состоянии на­ходится человек, зависит протекание всех процессов регуляции функ­ционирования организма (биохимических и физиологических), психиче­ских процессов (ощущения, память, мышление, эмоции и др.), зависит степень выраженности проявления свойств личности человека (тревож­ность, агрессивность, мотивационные установки и др.).

Психическое состояние характеризуется двумя совокупностями переменных — объек­тивными и субъективными.

Объективные составляющие психического состояния — это харак­теристики протекания психических процессов, ответственных за вы­полнение деятельности. Интегральным проявлением объективных со­ставляющих является уровень активированности всех систем организма. В этом смысле под активацией понимается «степень энергетической мобилизации». Все состояния человека можно разделить на две группы — состояние адекватной мобилизации (адекватная реакция) и состояние динамического рассогласования (неадекватная реакция).

Адекватная мобилизация характеризуется полным соответствием напряжения функ­циональных возможностей человека требованиям, предъявляемым кон­кретными условиями. В случае состояния динамического рассогласова­ния наблюдается реакция неадекватной ситуации или требуемые психо­физиологические затраты превышают актуальные, т.е. имеющиеся в наличии возможности человека.

Одним из простых методических приемов оценки уровня активации является биоэлектрический потенциал (БЭП), измеряемый с помощью двух контактных пластин, прикладываемых к поверхности кожи руки. Исследования, проведенные на легкоатлетах-спринтерах, показали, что в состоянии полной мобилизации у мастеров спорта уровень активации по отношении к фону, измеряемому в спокойной обстановке, повыша­ется до 400%, у разрядников — до 200—250%, а у неспортсменов превы­шение уровня активации на 150% приводит к снижению продуктивно­сти деятельности. В тех случаях, когда у спортсменов регистрировалось превышение указанных диапазонов (были случаи повышения уровня активации до 500—700%), спортивные результаты у них снижались.

Степень реализации функциональных возможностей осуществляется за счет повышения уровня активации. Чем больше функциональные возможности, тем вы­ше должен быть уровень активации для их реализации.

Пример адекватной и неадекватной мобилизации возможностей челове­ка. Само по себе увеличение значения уровня активации ничего не дает, необходимо приучать функциональные системы организма согласованно функционировать при таких высоких уровнях активации. Это достига­ется только упорным трудом. Автор был свидетелем, как в будущем олимпийский чемпион 1972 г. по прыжкам в высоту Ю.Тармак на тре­нировках выполнял прыжковые упражнения на координацию движений с интенсивностью ЧСС 270 ударов в минуту только потому, что в мо­мент прыжка на максимальную высоту сердце билось с частотой 250 ударов. Задача таких тренировок заключалась в формировании навыка контролировать свои движения при такой интенсивности функциониро­вания организма.

Подводя итоги о резервах человека в деятельности, нужно выделить два аспекта. Первый — повышение функциональных возможностей (а более широко следует говорить о профессиональных возможностях) есть процесс структурного резервирования возможностей, т.е. того, что принципиально может выполнить человек. Второй — в процессе дея­тельности эффективное, продуктивное ее выполнение возможно при резервировании наличных функциональных возможностей (текущее ре­зервирование возможностей).

И в первом и во втором случаях уни­версальным критерием оптимального резервирования возможностей сле­дует считать величину 25-30% максимальных возможностей человека.

3. Приемы активизации резервов. Активизация компенсаторных механизмов

Главный прием активизации неиспользуемых резервов организма и психики, а их предостаточно, заключается в активности жизненной по­зиции, в тех целях, которые ставит перед собой человек. Только в пре­одолении объективных обстоятельств и самого себя раскрываются скрытые возможности человека. «Труд сделал человека человеком». Наивысшая потребность человека — это самореализация потенциала, заложенного в каждом из нас. В последнее десятилетие психологи занялись изучением явления самоактуализации. Научные факты показывают, что самоактуализация реализуется в про­фессиональном и социальном статусе человека, в удовлетворенности теми личными достижениями, которые достиг человек, уверенности в себе. Сейчас, в период социальных преобразований российского обще­ства, это наиболее актуально. Исследования показывают, что сегодня до 80% россиян неудовлетворены тем, как они реализуют свои возможно­сти. Здесь заложен потенциал, резерв в масштабах страны. Раскрытие потенциала людей в масштабах общества — дело длительное. Оно связа­но с преобразованием самого общества, устройство которого или спо­собствует или ограничивает реализацию потенциала человека. Но начи­нать надо с самого себя, с отношения к себе, своим возможностям, с отношения к устройству общества и своей роли в его преобразовании.

Говоря о раскрытии потенциала конкретного человека, следует вы­делить следующее. Многое в нашей жизни — поступки, дела, планы — зависит от нашего настроения. Сколько раз каждый из нас отказывался от какого-либо дела, говоря: «Нет настроения». Наше настроение — это проявление субъективных составляющих психического состояния, о которых мы упоминали уже выше. Переживания возбуждения, тревоги, раздражительности, апатии, подавленности, усталости, пресыщения и т.д. существенно сказываются на результатах деятельности. Умение управлять, контролировать свое состояние — очень мощный фактор реа­лизации своих возможностей. Каждому в школьные и студенческие го­ды приходилось участвовать в соревнованиях. И в тех случаях, когда удавалось справиться с предстартовым волнением, участие в соревнова­ниях приносило если не первые места, то удовлетворенность собой, спортивным результатом. А кто не сидел последние дни перед экзаменом по 15-20 ч в сутки, не чувствуя усталости? Вот примеры управле­ния своим психическим состоянием.

В психологии это направление на­зывается приемами психической саморегуляции состояния. Для умения управлять своим состоянием нужно научиться чувствовать себя. Суще­ствуют разные методы обучения приемам саморегуляции, в основе ко­торых упражнения психомышечного расслабления и мобилизации. В более широком плане управление своим состоянием, прежде всего своими эмоциями, называется психологической культурой. Психологи­ческая культура это в том числе образ жизни, организация жизнедея­тельности и общественной деятельности.

В процессе деятельности, напряженной работы энергетический по­тенциал расходуется, человек устает. И.П.Павлов для восста­новления работоспособности определил «принцип активного пе­реключения» — переключения на другой вид деятельности. Восстано­вление функциональных возможностей связано с обменными процес­сами. Установлено, что при выполнении функциональной нагрузки с частотой сердечных сокращений в диапазоне 100-120 ударов в минуту наиболее интенсивно происходит восстановление функциональных воз­можностей. Идеальным можно назвать состояние функциональной и психической свежести. В таком состоянии человек может «горы пере­вернуть».

В заключение сделаем главный вывод. Резервы психики заклю­чаются, с одной стороны, в нереализованных потенциальных возмож­ностях человека. С другой, для полного раскрытия имеющихся воз­можностей необходимо резервирование интенсивности функциониро­вания психики человека. Раскрытие потенциала человека зависит от него самого, от его активности. Но при этом нужно знать принципы и механизмы функционирования систем организма и психики, проявления психологических особенностей человека. В науках о человеке сформу­лированы общие принципы, определены механизмы, но в каждом конкретном случае необходим индивидуальный подход. Этим занимают­ся практические психологи.

Одной из основополагающих идей практической психологии XX вв. является идея о возможности изменить черты личности, определенные при зачатии, рождении или воспитании ребенка. (Альфред Адлер).

Наблюдения над людьми с соматическими дефектами показали Адлеру, что они могут полностью или почти полностью компенсировать эти дефекты путем тренировки и упражнений, но Адлер указал и на то, что процесс ком­пенсации может происходить в сфере психического.

В современной психологии именно изменения в эмоциональных со­стояниях, качестве отношений к себе и другим людям, поведенческих и когнитивных стереотипах, ценностных ориентациях являются объектом исследований и целью практической работы психолога. Тот способ, ка­ким люди самостоятельно компенсируют нехватку эмоционального теп­ла, недостаток знаний и поведенческих стереотипов, несоответствие принятым ими ценностям, зачастую является неприемлемым с социаль­ной точки зрения и неэффективным с точки зрения достижения субъек­тивной цели.

Таким примером могут быть результаты исследований неконтроли­руемой покупательской активности, проведенных в 1996 г. во Франции: неконтро­лируемое покупательство может быть понято как «компенсаторное по-купательство», которое временно облегчает депрессивные симптомы. В исследовании английских психологов (1995) изучался вопрос о том, что музыка может служить компенсацией удовлетворения эмоцио­нальных потребностей — сравнивались группы студентов, обучавшихся музыке и психологии. Был получен положительный ответ на вопрос, связана ли музыкальная восприимчивость со степенью блокированной способности к близким отношениям, у студентов-музыкантов и отрица­тельный — на наличие такой связи у студентов-психологов. То есть субъекты, испытывающие затруднения в реализации способности к близким отношениям, могут выбрать для себя более легкий, но не эф­фективный путь компенсации этой потребности через занятия музыкой; Фрейд обозначал этот процесс как сублимацию.

Примером другого результата реализации компенсаторных возмож­ностей человека является исследование американских психологов (1997), в котором изучалось компенсаторное влия­ние поведения воспитателей дошкольных детских учреждений на детей, чьи отношения с матерями не были достаточно теплыми и безопасными. Воспитатели, которые вели себя доверительно по отношению к детям, чье поведение было социально ориентировано и чьи эмоции были пози­тивны, смогли частично компенсировать для детей дефицит общения с матерями.

В литературе описан случай (1997) амнезии у 32-летнего мужчины, пережившего травму мозгового кровообращения в 20 лет. За счет чрезвычайно интенсивного развития общих интеллектуальных функций, исполнительских навыков, процессов восприятия пациент смог разработать изощренную мнемоническую систему, которая ком­пенсирует большинство из возникающих проблем с памятью.

С развитием в 80-х годах XX в. такого направления в практической психологии, как психология здоровья (психология здорового человека), перед психологической наукой заново встали вопросы о том, каким образом определить результат работы психолога с клиентом и на что будет направлена работа практического психолога.

Американскими исследователями (1977, 1996) были определены три области, изменения в которых являются желательными как результат работы психолога: изменения в социальной адаптации (В), изменения в индивидуальной самооценке собственного состояния (W), изменения в оценке профессионального психолога (S):

Категория

Социальное поведение

Самооценка

Оценка изменений в личности

Статус индивида

1

В+

W+

S+

Полноценно функ­ционирующий субъ­ект

2

В+

W-

S+

В основном здоровый субъект, небольшая дисфория, влияющая на самооценку

3

В+

W+

S-

Имеется хрупкое это, скрытый психотиче­ский процесс. Хоро­шо функционирует в обществе и доволен своим состоянием

4

В+

W-

S-

Схоже с категорией 3, но эмоции могут быть лабильны

5

В-

W+

S+

Социальная оценка поведения плохая, но субъективно оцени­ваемое состояние положительно и здо­ровая структура лич­ности

6

В-

W-

S+

Схоже с категорией 2, за исключением уровня социальной адаптации

7

В-

W+

S-

Индивид с дефектами эго, расстройствами личности, плохо взаи­модействующий с реальностью

8

в-

W-

S-

Очевидно больной субъект

4. Аутогенная тренировка

Приемы влияния на психофизиологическое состояние человека пу­тем воздействия на его мышечный аппарат достаточно разнообразны. Сюда, например, можно отнести специальные физические действия (зарядка, разминка, тренировка), массаж и самомассаж, потягивания после сна и зевоту. Когда эмоционально возбужденный человек судо­рожно сжимает и разжимает руки, трет лоб или заднюю поверхность шеи, барабанит пальцами по крышке стола, «играет желваками», бес­системно передвигается «не находя себе места» от волнения, то факти­чески этим осуществляется подсознательная саморегуляция состояния через воздействие на мышцы. Хорошо известны произвольные пути профилактики избыточной напряженности: управление особенностями дыхания, управление вниманием (отключение, переключение, рассредо­точение) и т.д. Эти приемы весьма эффективны. Однако их воздействие на состояние носит ограниченный по интенсивности и длительности последействия характер. От этих недостатков избавлена комплексная методика саморегуляции психофизиологического состояния — аутоген­ная тренировка (AT).

Немецкий врач Й.Г.Шульц практиковал лечение различных невроти­ческих расстройств с помощью гипноза и был хорошо знаком с учением и практикой йоги. Он искал: как, сохранив лечебные возмож­ности гипноза, сделать его доступным для самостоятельного использо­вания пациентами? Как совместить в одном лице пациента и гипнотерапевта?

В создании методики AT решающую роль имели два наблюдения, сделанные Шульцем при изучении дневников, которые вели его пациен­ты. В этих дневниках они подробно описывали все свои ощущения и переживания на разных этапах сеанса гипноза. При этом обнаружилось следующее.

  1. На сеансе гипноза у большинства пациентов последовательно появляются примерно одни и те же телесные ощущения. Сначала доминирует ощущение тяжести (вялость, нежелание двигаться, оцепенение).

    Позднее появляется ощущение приятного глубинного тепла (покалывание, легкое жжение).

  2. Пациенты, повторявшие про себя словесные формулы гипнотизации, быстрее впадают в гипнотический сон. Через несколько сеансов им удается самостоятельно вызывать у себя дремотное состояние, аналогичное гипнотическому. Делалось это путем повторения некоторых ключевых фраз, наиболее запомнившихся им при гипнотизации.

Во-первых, мысленное повторение пациентом специальных словес­ных формул является эффективным средством самовоздействия. Во-вто­рых, динамика ощущений тяжести и тепла может использоваться паци­ентом для управления саморасслаблением. Позднее было установлено, что ощущение тяжести возникает при глубоком и полном расслаблении двигательных мышц. Ощущение тепла является результатом снижения тонуса мышц, регулирующих пропускную способность кровеносных сосудов.

В 1932 г. увидело свет первое издание книги, посвященной новой психотерапевтической методике «самогипноза» (AT), которая должна была помочь пациентам самостоятельно справляться с эмоциональной напряженностью, личностными проблемами и переутомлением. Методи­ка AT слагается из двух ступеней — высшей и низшей. Широкую попу­лярность получила только низшая ступень AT. Эта ступень завоевала признание в разных странах сначала в области медицины, а затем в спорте, авиации и космонавтике, на производстве. Поэтому под аббре­виатурой AT нами будет далее обсуждаться именно ее низшая ступень.

AT состоит из семи последовательно разучиваемых упражнений. Каждое упражнение предполагает воздействие на определенные систему органов или орган (в скобках указаны вызываемые в ходе упражнения ощущения):

  1. создание установки на отдых и расслабление;
  2. глубокое расслабление двигательных мышц (ощущение тяжести);
  3. расслабление мышц кровеносных сосудов (ощущение тепла);
  1. формирование успокаивающего ритма дыхания (ощущение непроизвольности дыхания, изменения веса тела в такт дыханию);
  2. снятие гипертонуса с коронарных сосудов сердца (ощущение тепла в левой руке и левой половине грудной клетки);
  1. активизация парасимпатических нервных центров, обеспечивающих восстановление энергоресурсов организма, в частности, активизацию пищеварительных процессов (ощущение глубинного тепла в области живота);
  2. устранение гипертонуса мышц кровеносных сосудов мозга (ощущение легкой прохлады в области лба).

Все упражнения AT разучиваются последовательно, одно за другим. Считается, что в среднем одно упражнение требует двухразовых трени­ровок ежедневно в течение двух недель. К работе с последующим уп­ражнением целесообразно переходить только при полном усвоении пре­дыдущего.

Упражнение считается усвоенным, если соответствующее ему ощу­щение вызывается быстро, переживается отчетливо и является устойчи­вым к внутренним (посторонние мысли и переживания, неудобство по­зы) и внешним (шум, свет) помехам. Курс обучения AT составляет 3-4 месяца.

Непосредственно ощутить полезность AT легче в состоянии сильного утомления. Следует помнить, что периоды максимального утомления имеют закономерные суточные колебания. Снижение работоспособно­сти отмечается в следующие часы суток: 0-2, 4-6, 8-10, 12-16, 18-20.

Длительность каждой отдельной тренировки определяется тем, на­сколько развито внимание обучающегося. Тренировка продолжается, пока внимание свободно и без волевых усилий удерживается на ощуще­ниях от тела. В начале обучения длительность самостоятельного занятия AT может составлять всего от 1 до 5 мин. Начинать самостоятельное изучение AT лучше в комфортных внеш­них условиях (например, лежа в постели непосредственно перед сном либо сразу после просыпания).

Днем комфортными являются: тишина и полумрак в помещении, свежесть и прохлада воздуха (но при отсутст­вии сквозняков), кресло с высокой спинкой и подлокотниками. Кресло должно быть умеренно жестким: до некоторого предела с увеличением жесткости поверхности, на которой расположено тело, увеличивается и скорость расслабления мышц. Положение рук, ног и всего тела должны быть несколько непривычны, например: ладони, положенные тыльной стороной кверху; руки, «закинутые» за голову при расслаблении лежа, и т.д.

При освоении упражнений AT полезно использовать успокаивающее звуковое сопровождение. В настоящее время в продаже представлены несколько наборов лазерных дисков с записями разноплановых природ­ных звуков: «Звуки природы», «Natures Magic», «The Sound of Nature» и др. Из классического музыкального репертуара для включения в упраж­нения AT в качестве успокаивающего средства рекомендуются: И.С.Бах Прелюдия до мажор, Прелюдия ми минор; В.А.Моцарт «Ночная серена­да» (ч. 2), Симфония № 40 (ч. 2), Скрипичный концерт соль мажор (ч. 2), Симфония ля мажор (ч. 2); Л.Бетховен Пасторальная симфония № 6 (ч. 2), Романс для скрипки с оркестром соль мажор, Романс для скрипки с оркестром фа мажор; Ф.Шуберт Неоконченная симфония (ч. 2); Р.Шуман Фантастические пьесы, «Вечером».

Формулы упражнений AT: «Я абсолютно спокоен», «Моя правая рука тяжелая», «Моя правая рука теплая», «Мне дышится свободно и легко», «Сердце бьется спокойно и ровно», «Солнечное сплетение излучает тепло», «Мой лоб приятно прохладен». На занятии каждая формула мысленно проговаривается обучающимся (размеренно и неторопливо) 6-8 раз подряд с небольшими паузами.

Действия, рекомендуемые в AT для облегчения расслабления, весьма просты: принять удобную, максимально расслабленную позу; по воз­можности отбросить посторонние мысли; закрыть глаза; сосредоточить все внимание на ощущениях от тела; проговаривать мысленно стандарт­ные формулы (фразы) AT; представлять ситуации, в которых нужное ощущение возникало само собой в ответ на объективно сложившуюся ситуацию. Их примерами могут служить тяжесть в мышцах после про­должительной интенсивной физической работы; согревание рук, опу­щенных в ванну с горячей водой или открытых лучам яркого летнего солнца; тепло в области живота, появляющееся у человека, когда он озябший и усталый пришел с улицы и с удовольствием отобедал.

Управление вниманием заключается в его сосредоточении на телес­ных (преимущественно мышечных) ощущениях, в последовательном переключении с одной части тела на другую. Сосредоточение на мы­шечных ощущениях резко сокращает силу внешней стимуляции и тем самым снижает активацию нервной системы и, следовательно, мышеч­ного аппарата. Сосредоточенность на отдельном участке тела (напри­мер, на правой руке) усиливает мышечную чувствительность, помогает обнаруживать и расслаблять непроизвольно напряженные мышцы.

Проговаривание словесных формул заключается в мысленном разме­ренном повторении очень простых по содержанию фраз. Это действие чаще всего ассоциируется с понятиями «внушение» и «самовнушение». Главная функция проговаривания — в об­легчении управления вниманием, которое достигается путем:

  1. четкого указания области тела, на которую в данный момент должно быть направлено внимание (например: «моя правая рука…»);
  2. напоминания характера ощущения, которое в данный момент следует прочувствовать и усилить, выделив его на фоне всех прочих («…тяжелая»);
  3. «забивания» внутренних помех расслаблению: посторонних мыслей, образов, переживаний; смягчения выраженности непривычного поначалу «умственного вакуума».

Образные представления состоят в возможно более ярком и четком мысленном «видении» таких ситуаций, которые объективно настраивали бы на покой и отдых, а также были бы в жизненном опыте связаны с переживанием желательных ощущений (тяжести, тепла).

Благодаря трем описанным действиям прежде всего происходит об­щее снижение непроизвольного мышечного тонуса и, что самое главное, расслабление отдельных мышечных групп, тонус которых повышен по сравнению с остальными мышцами. При переживании эмоций среди прочего появляется специфический «рисунок» повышенного мышечного напряжения. Если есть эмоция, то обязательно есть и ее «мышечный рисунок». Однако, с другой стороны, эмоция только тогда сохраняется, когда организм способен ответить мышечными реакциями, соответст­вующими этой эмоции. Не получая мышечного подкрепления, эмоция обязательно затухает. Благодаря этой закономерности делается возмож­ным один из важнейших путей самовоздействия на психофизиоло­гическое состояние: устранение нежелательной эмоции посредством разрушения ее физиологического основания. Посредством аутогенного расслабления обучающийся стирает «мышечные рисунки» своих нега­тивных эмоций, испытывая в результате этого эффект «успокоения».

При упражнениях AT минимизируются энергозатраты на поддержа­ние мышечного тонуса, выключаются из работы участки мозга, отве­чающие за осознанное отражение окружающего мира, интенсивно про­текают пищеварительные процессы, что в совокупности ведет к наибо­лее быстрому отдыху мышечной и нервной систем и составляет основу эффекта «восстановления».

Дальнейшее углубление расслабленности, снижение уровня бодрст­вования при сохранении элементов самоконтроля и контакта с внешним миром благоприятствуют ослаблению критичного отношения к инфор­мации, поступающей в мозг, и служат основанием для внушения и са­мовнушения, составляющих эффект «программируемости».

При длительном использовании методики AT отмечаются также некоторые устойчивые психологические изменения. В качестве ведущих здесь можно отметить снижение личностной тревожности и нейротизма, а также повышение эмоциональной устойчивости и способности к са­моконтролю.

На физическом уровне к устойчивым последствиям использования приемов AT относятся показатели здоровья. В рамках групповых заня­тий AT с работниками производства у них установлены: сокращение средней заболеваемости работников на 35% по количеству больничных листов и на 45% по количеству дней трудопотерь. Наиболее выражен­ное снижение заболеваемости обнаруживается по язвенной болезни же­лудка, несколько меньше по ишемической болезни сердца и прочим сердечно-сосудистым заболеваниям. Нервно-психические расстройства сократились на 33% исходного количества по числу больничных листов.