Лекция 2. Психика и организм

ВОПРОСЫ:

  1. НЕРВНАЯ СИСТЕМА, ЕЕ ВОЗНИКНОВЕНИЕ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И РОЛЬ В РАЗВИТИИ ПСИХИКИ (НА САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ)
  2. ПОНЯТИЕ ПСИХИКИ, ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ.
  3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЕЕ ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
  4. ОТЛИЧИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ОТ АКТИВНОСТИ ЖИВОТНЫХ

КОНСПЕКТИРОВАТЬ :из хрестоматии под ред. Петровского А.Н. ЛЕОНТЬЕВ. ПОНЯТИЕ ОТРАЖЕНИЯ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ПСИХОЛОГИИ ( МАТЕРИАЛЫ 18 МЕЖДУНАРОДНОГО КОНГРЕССА 4 — 11 АВГУСТА 1966 ГОДА, А.Н. ЛЕОНТЬЕВ. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ( « ОСНОВЫ ТЕОРИИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» — М., 1974, С.5 — 20)

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА :

  • ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ И ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ У ЧЕЛОВЕКА.
  • ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ У ЧЕЛОВЕКА.
  • ВИДЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
  • ПОВЕДЕНИЕ КАК ОДНА ИЗ ХАРАКТЕРИСТИК АКТИВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА. ОТЛИЧИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТ ПОВЕДЕНИЯ.

Введение

ВВЕДЕМ ПОНЯТИЯ:

ОТРАЖЕНИЕ — (СЛЕД ВОЗДЕЙСТВИЯ) ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ СВОЙСТВ И СОСТОЯНИЙ ВОЗДЕЙСТВУЮЩЕГО ОБЪЕКТА В СВОЙСТВАХ И СОСТОЯНИЯХ ВОСПРИНИМАЮЩЕГО ОБЪЕКТА. СИСТЕМА ВОЗДЕЙСТВИЙ М/Б — АССИМИЛЯЦИЯ И ДИССИМИЛЯЦИЯ.

РАЗДРАЖИМОСТЬ (КАК ОТРАЖЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ РЕАЛЬНОСТИ) — ЭТО СПОСОБНОСТЬ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ РЕАГИРОВАТЬ НА БИОЛОГИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ. КОГДА КОРНИ РАСТЕНИЯ РАЗДРАЖИМЫ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПИТАТЕЛЬНЫМ ВЕЩЕСТВАМ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТСЯ В ПОЧВЕ, ТОГДА ПРИ СОПРИКОСНОВЕНИИ С РАСТВОРОМ ЭТИХ ВЕЩЕСТВ ОНИ НАЧИНАЮТ ИХ ВСАСЫВАТЬ.

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ — ЭТО СПОСОБНОСТЬ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ ОТРАЖАТЬ ВОЗДЕЙСТВИЯ БИОЛОГИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНЫЕ. Т.Е. ТАКИЕ ВИДЫ ЭНЕРГИИ ИЛИ СВОЙСТВА ПРЕДМЕТОВ, КОТОРЫЕ НЕ УЧАСТВУЮТ НЕПОСРЕДСТВЕННО В ОБМЕНЕ ВЕЩЕСТВ, НО ИМЕЮТ ОБЪЕКТИВНО УСТОЙЧИВЫЕ В БИОЛОГИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫМИ РАЗДРАЖИТЕЛЯМИ. САМИ ПО СЕБЕ БИОЛОГИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НЕ ПОЛЕЗНЫ И НЕ ВРЕДНЫ; ИМИ ЖИВОТНОЕ НЕ ПИТАЕТСЯ , ОНИ НЕ РАЗРУШАЮТ ЕГО ОРГАНИЗМ. НАПРИМЕР, ЗВУКОМ НЕ ПИТАЕТСЯ НИ ОДНО ЖИВОТНОЕ, РАВНО КАК ОТ ЗВУКА ОБЫЧНОЙ ИНТЕНСИВНОСТИ ЖИВОТНОЕ НЕ ПОГИБАЕТ. НО ЗВУКИ В ПРИРОДЕ — ВАЖНЕЙШИЕ СИГНАЛЫ ЖИВОЙ ПИЩИ ИЛИ ПРИБЛИЖАЮЩЕЙСЯ ОПАСНОСТИ (КОТОРЫЕ БИОЛОГИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫ), ПОЭТОМУ РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВ ДАЕТ БОЛЕЕ ШИРОКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ВЫЖИВАНИЯ. СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ОТРАЖАТЬ БИОЛОГИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ ОКАЗЫВАЕТСЯ ПОЛЕЗНЫМ.

Вопрос 1. Нервная система, ее возникновение, совершенствование и роль в развитии психики (на самостоятельное изучение)

Вопрос 2. Понятие психики, этапы развития психики.

СЕГОДНЯ МЫ ПОСТАРАЕМСЯ РАЗОБРАТЬСЯ В ВОПРОСАХ : ПОЧЕМУ И КАК ВОЗНИКЛА ПСИХИКА ?

8 стр., 3507 слов

Родство и различие психики животных и человека

... человека характеризуется разными уровнями. Высший уровень психики, свойственный человеку образует сознание. Сознание – высшая ступень развития психики, свойственная только человеку, которая возникла в процессе общественной трудовой деятельности людей ... которые выполняют функцию сигнала, как бы предупреждают о биологически значимом воздействии (насекомые, ориентируясь на звук, запах, цвет, находят ...

ПСИХИКА — ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ, ОБЪЕДИНЯЮЩЕЕ МНОГИЕ СУБЪЕКТИВНЫЕ ЯВЛЕНИЯ, ИЗУЧАЕМЫЕ ПСИХОЛОГИЕЙ КАК НАУКОЙ. ЕСТЬ ДВА ОСНОВНЫХ ФИЛОСОФСКИХ ПОНИМАНИЯ И ПРОЯВЛЕНИЯ ПСИХИКИ : МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ И ИДЕАЛИСТИЧЕСКОЕ.

  1. МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ : ПСИХИКА — СИСТЕМНОЕ СВОЙСТВО ВЫСОКООРГАНИЗОВАННОЙ МАТЕРИИ, КОТОРОЕ ПРОЯВЛЯЕТСЯ В АКТИВНОМ ОБЪЕКТНО-СУБЪЕКТНОМ ОТРАЖЕНИИ ОКРУЖАЮЩЕГО БЫТИЯ И В ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗОВ ОТРАЖЕННОГО И РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ НА ОСНОВЕ ОТРАЖЕННОГО ОБРАЗА. СОГЛАСНО МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОМУ ПОНИМАНИЮ, ПСИХИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ ВОЗНИКЛИ В РЕЗУЛЬТАТЕ ДЛИТЕЛЬНОЙ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ ЖИВОЙ МАТЕРИИ И В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ ВЫСШИЙ ИТОГ РАЗВИТИЯ, ДОСТИГНУТЫЙ ЕЮ. ЕСТЬ ДАННЫЕ, СВИДЕТЕЛЬСТВУЮЩИЕ О ТОМ, ЧТО УЖЕ ПРОСТЕЙШИМ ЖИВЫМ СУЩЕСТВАМ — ОДНОКЛЕТОЧНЫМ- СВОЙСТВЕННЫ БЛИЗКИЕ К ПСИХИКЕ ЯВЛЕНИЯ, А ИМЕННО : СПОСОБНОСТЬ К РЕАГИРОВАНИЮ НА ИЗМЕНЕНИЯ ВНУТРЕННИХ СОСТОЯНИЙ И ВНЕШНЮЮ АКТИВНОСТЬ НА БИОЛОГИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫЕ РАЗДРАЖИТЕЛИ, А ТАКЖЕ ПАМЯТЬ И СПОСОБНОСТЬ К ЭЛЕМЕНТАРНОМУ НАУЧЕНИЮ ЧЕРЕЗ ПЛАСТИЧНЫЕ, ПРИСПОСОБИТЕЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ.

В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ МАТЕРИАЛИСТОВ ПСИХИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ ВОЗНИКЛИ НАМНОГО ПОЗДНЕЕ ТОГО, КАК НА ЗЕМЛЕ ВОЗНИКЛА ЖИЗНЬ. ПОНАЧАЛУ ЖИВОЕ ОБЛАДАЛО ЛИШЬ БИОЛОГИЧЕСКИМИ СВОЙСТВАМИ РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТИ И САМОСОХРАНЕНИЯ, ПРОЯВЛЯЮЩИМИСЯ ЧЕРЕЗ МЕХАНИЗМЫ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ, СОБСТВЕННОГО РОСТА И РАЗМНОЖЕНИЯ. ПОЗДНЕЕ, УЖЕ НА УРОВНЕ БОЛЕЕ СЛОЖНО ОРГАНИЗОВАННЫХ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ, К НИМ ДОБАВИЛИСЬ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ И ГОТОВНОСТЬ К НАУЧЕНИЮ.

ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ ПОЯВИЛИСЬ 2 — 3 МИЛЛИАРДА ЛЕТ НАЗАД, СНАЧАЛА В ВИДЕ ПОСТЕПЕННО УСЛОЖНЯЮЩИХСЯ ХИМИЧЕСКИХ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ, А ЗАТЕМ И ПРОСТЕЙШИХ ЖИВЫХ КЛЕТОК. ОНИ ПОЛОЖИЛИ НАЧАЛО БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ.

ПОЗДНЕЕ В ПРОЦЕССЕ ЭВОЛЮЦИИ ВЫДЕЛИЛСЯ СПЕЦИАЛЬНЫЙ ОРГАН, ВЗЯВШИЙ НА СЕБЯ ФУНКЦИЮ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ, ПОВЕДЕНИЕМ И ВОСПРОИЗВОДСТВОМ. ЭТО — НЕРВНАЯ СИСТЕМА. ПО МЕРЕ ЕЕ УСЛОЖНЕНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ШЛО РАЗВИТИЕ ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ (ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) И ИЕРАРХИЗАЦИЯ УРОВНЕЙ ПСИХИЧЕСКОЙ РЕГУЛЯЦИИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ : ВОСПРИЯТИЕ, ПАМЯТЬ, ПРЕДСТАВЛЕНИЯ, МЫШЛЕНИЕ, СОЗНАНИЕ, РЕФЛЕКСИЯ.

УСЛОЖНЕНИЕ СТРУКТУРЫ И ФУНКЦИЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ПОСЛУЖИЛО ОСНОВНЫМ ИСТОЧНИКОМ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ. УСЛОЖНЕНИЕ УСЛОВИЙ ЖИЗНИ, КОТОРОЕ ПОТРЕБОВАЛО ИЗМЕНЕНИЯ СТРОЕНИЯ ОРГАНИЗМА: ПОЯВЛЕНИЕ СПОСОБНОСТИ ОТРАЖАТЬ МИР, ЛУЧШЕ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В НЕМ, А ИМЕННО : ЧТОБЫ У ЖИВЫХ СУЩЕСТВ ПОЯВИЛАСЬ СЛОЖНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА И ВЫСШИЕ УРОВНИ ПСИХИЧЕСКОГО ОТРАЖЕНИЯ, ЯВИЛОСЬ ВАЖНЫМ СТИМУЛОМ К РАЗВИТИЮ.(ТАКОВА ТОЧКА ЗРЕНИЯ МАТЕРИАЛИСТОВ НА ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ).

2. В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ ИДЕАЛИСТОВ : ПСИХИКА НЕ ЯВЛЯЕТСЯ СВОЙСТВОМ ЖИВОЙ МАТЕРИИ И НЕ ЕСТЬ ПРОДУКТ ЕЁ РАЗВИТИЯ. ОНА, КАК И МАТЕРИЯ, СУЩЕСТВУЕТ ВЕЧНО. ТАК ЖЕ, КАК В ПРЕОБРАЗОВАНИИ (С ТЕЧЕНИЕМ ВРЕМЕНИ) МАТЕРИАЛЬНОГО МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ НИЗШИЕ И ВЫСШИЕ ФОРМЫ (ПОТОМУ ТАКОЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ И НАЗЫВАЕТСЯ РАЗВИТИЕМ), В ЭВОЛЮЦИИ ИДЕАЛЬНОГО (ПСИХИЧЕСКОГО) МОЖНО ОТМЕТИТЬ СВОИ ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ И ПРОСТЕЙШИЕ ФОРМЫ, ОПРЕДЕЛИТЬ СОБСТВЕННЫЕ ЗАКОНЫ И ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ РАЗВИТИЯ.

3 стр., 1347 слов

Презентация на тему: Психика и организм

... Влияние пола человека на психику И.Кон: -девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях; -мальчики отличаются большей ... полной ясности; сохраняют самообладание); чувствующий (повышенная чувствительность, альтруисты, любят помогать другим, нерешительны). Воля – ... стенические (повышающие активность) и астенические. Чувство – отражение в сознании отношений человека к действительности (моральные, ...

СУЩЕСТВУЮТ РАЗНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ТОГО, КОМУ ПРИСУЩА ПСИХИКА (СРАЗУ ОТМЕЧУ, ЧТО РАССМАТРИВАТЬ ИХ СТОИТ ТОЛЬКО В КАЧЕСТВЕ ДИСКУССИОННЫХ ГИПОТЕЗ, А НЕ НАУЧНЫХ ТЕОРИЙ) :

  • АНТРОПОПСИХИЗМ (ДЕКАРТ) — ПСИХИКА ПРИСУЩА ТОЛЬКО ЧЕЛОВЕКУ,
  • ПАНПСИХИЗМ (ФРАНЦУЗСКИЕ МАТЕРИАЛИСТЫ) — ВСЕОБЩАЯ ОДУХОТВОРЕННОСТЬ ПРИРОДЫ, ВСЕЙ ПРИРОДЕ, ВСЕМУ МИРУ ПРИСУЩА ПСИХИКА (И КАМНЮ В ТОМ ЧИСЛЕ),
  • БИОПСИХИЗМ — ПСИХИКА — ЭТО СВОЙСТВО ЖИВОЙ ПРИРОДЫ (ПРИСУЩЕ И РАСТЕНИЯМ),
  • НЕЙРОПСИХИЗМ (Ч. ДАРВИН) — ПСИХИКА СВОЙСТВЕННА ТОЛЬКО ОРГАНИЗМАМ, КОТОРЫЕ ИМЕЮТ НЕРВНУЮ СИСТЕМУ,
  • МОЗГОПСИХИЗМ (К.К. ПЛАТОНОВ) — ПСИХИКА ТОЛЬКО У ОРГАНИЗМОВ С ТРУБЧАТОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМОЙ, ИМЕЮЩИХ ГОЛОВНОЙ МОЗГ (ПРИ ТАКОМ ПОДХОДЕ, У НАСЕКОМЫХ ПСИХИКИ НЕТ, Т.К. У НИХ УЗЕЛКОВАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА, БЕЗ ВЫРАЖЕННОГО ГОЛОВНОГО МОЗГА)
  • ГИПОТЕЗА А.Н. ЛЕОНТЬЕВА — КРИТЕРИЕМ ПОЯВЛЕНИЯ ЗАЧАТКОВ ПСИХИКИ У ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ ЯВЛЯЕТСЯ НАЛИЧИЕ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ КАК СПОСОБНОСТИ РЕАГИРОВАТЬ НА БИОЛОГИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНЫЕ РАЗДРАЖИТЕЛИ. КРИТЕРИЕМ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ ЯВЛЯЕТСЯ СПОСОБНОСТЬ ОБРАЗОВЫВАТЬ УСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ (ЗАКОНОМЕРНЫЕ СВЯЗИ ВНЕШНЕГО ЛИ ВНУТРЕННЕГО РАЗДРАЖИТЕЛЯ С ТОЙ ИЛИ ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПОСРЕДСТВОМ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ)

ТАКИМ ОБРАЗОМ, ПСИХИКА ВОЗНИКЛА ПОТОМУ, ЧТО ОНА ОКАЗАЛАСЬ МОЩНЫМ СРЕДСТВОМ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ЖИВОТНЫХ К ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ.

ЗНАЧИТЕЛЬНО ТРУДНЕЕ ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОС : КАК ВОЗНИКЛА ПСИХИКА ? ЗДЕСЬ МЫ ТОЖЕ ПОПАДАЕМ В ОБЛАСТЬ ТОЛЬКО ГИПОТЕЗ.

СОГЛАСНО ПРЕДПОЛОЖЕНИЮ А.Н. ЛЕОНТЬЕВА, ТОЛЧКОМ К ПОЯВЛЕНИЮ ПСИХИЧЕСКОГО ОТРАЖЕНИЯ (ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ) МОГ ПОСЛУЖИТЬ ПЕРЕХОД ОТ ЖИЗНИ В ОДНОРОДНОЙ, ГОМОГЕННОЙ СРЕДЕ К СРЕДЕ ДИСКРЕТНЫХ, ВЕЩНО-ОФОРМЛЕННЫХ ОБЪЕКТОВ. ВОТ КАК ОН ОПИСЫВАЕТ ГЛАВНЫЕ СОБЫТИЯ ЭТОГО ПРОЦЕССА .

ВПОЛНЕ ВЕРОЯТНО, ЧТО ПРОСТЕЙШИЕ ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ СУЩЕСТВОВАЛИ В ГОМОГЕННОМ РАСТВОРЕ ПИТАТЕЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВ, С КОТОРЫМИ ОНИ БЫЛИ В НЕПОСРЕДСТВЕННОМ КОНТАКТЕ. ДЛЯ УСВОЕНИЯ ЭТИХ ВЕЩЕСТВ ИМ БЫЛО ДОСТАТОЧНО ПРОСТОЙ РАЗДРАЖИМОСТИ. УЖЕ НА СТАДИИ РАЗДРАЖИМОСТИ КАКИЕ-ТО СВОЙСТВА МО7ГЛИ ПРИОБРЕТАТЬ ДВОЯКУЮ ФУНКЦИЮ : НЕПОСРЕДСТВЕННОГО УЧАСТИЯ В ОБМЕНЕ ВЕЩЕСТВ И СИГНАЛИЗАЦИИ О ДРУГОМ ЖИЗНЕННО ВАЖНОМ ВОЗДЕЙСТВИИ.

СЛЕДУЮЩИЙ ШАГ МОГ СОСТОЯТЬ В ТОМ, ЧТО ИЗ-ЗА ИЗМЕНЕНИЙ СРЕДЫ НЕКОТОРЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ ПЕРЕСТАЛИ БЫТЬ ЖИЗНЕННО ЗНАЧИМЫМИ САМИ ПО СЕБЕ. ОДНАКО ОРГАНИЗМ ПРОДОЛЖАЛ РЕАГИРОВАТЬ НА НИХ КАК НА СИГНАЛЫ ЖИЗНЕННО ВАЖНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ. ЭТО И ОЗНАЧАЛО ПОЯВЛЕНИЕ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ, ВЕРОЯТНО, ПОЯВИЛАСЬ НА БАЗЕ РАЗДРАЖИМОСТИ. ВМЕСТЕ С ТЕМ ОНА ОЗНАЧАЛА КАЧЕСТВЕННО НОВЫЙ ЭТАП ОТРАЖЕНИЯ, Т.К. ВМЕСТЕ С НЕЙ ВПЕРВЫЕ ПОЯВИЛАСЬ СПОСОБНОСТЬ ОРГАНИЗМА ОТРАЖАТЬ ОБЪЕКТИВНЫЕ СВЯЗИ МЕЖДУ СВОЙСТВАМИ СРЕДЫ.

ЕСТЕСТВЕННО, ЧТО ПОЯВИТЬСЯ И ПОЛУЧИТЬ ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ЭТОТ ТИП ОТРАЖЕНИЯ МОГ ЛИШЬ В УСЛОВИЯХ, ГДЕ СУЩЕСТВОВАЛА УСТОЙЧИВАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ ОБЪЕКТАМИ ИЛИ ИХ ОТДЕЛЬНЫМИ СВОЙСТВАМИ. ТАКУЮ УСТОЙЧИВУЮ СВЯЗЬ И ОБЕСПЕЧИВАЛА ВЕЩНО-ОФОРМЛЕННАЯ СРЕДА.

11 стр., 5281 слов

Сервисная деятельность как форма удовлетворения потребностей человека

... пособие Каверина С. В. Сервисная деятельность как форма удовлетворения потребностей человека 1.2 Общая характеристика потребностей В самом общем виде потребность можно определить как отражение в сознании человека необходимости получения ...

ТАКИМ ОБРАЗОМ, ИЗ СКАЗАННОГО МОЖНО СДЕЛАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ВЫВОДЫ :

  1. ОПРЕДЕЛИТЬ ПОНЯТИЕ «ПСИХИЧЕСКОЕ» МОЖНО ТОЛЬКО ИЗ АНАЛИЗА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА.
  2. ПСИХИКА КАК ФОРМА ОТРАЖЕНИЯ ВОЗНИКАЕТ ЛИШЬ НА ОПРЕДЕЛЕННОМ ЭТАПЕ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ. ГЛАВНЫМ УСЛОВИЕМ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДАННОЙ ФОРМЫ ОТРАЖЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ПЕРЕХОД ОТ ГОМОГЕННОЙ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ К ДИСКРЕТНОЙ.
  3. МЕХАНИЗМ, ПОСРЕДСТВОМ КОТОРОГО ДОСТИГАЕТСЯ ПЕРЕХОД ОТ ДОПСИХИЧЕСКИХ ФОРМ ОТРАЖЕНИЯ К ПСИХИЧЕСКИМ НАЗЫВАЕТСЯ ОПЕРЕЖАЮЩИМ ОТРАЖЕНИЕМ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.

ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ОТРАЖЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ФУНКЦИЯ ОПЕРЕЖАЕТ ОТРАЖЕНИЕ :

ВО ВНЕШНЕЙ УПОРЯДОЧЕННОЙ СРЕДЕ СОБЫТИЕ А1 ПРЕДШЕСТВУЕТ СОБЫТИЮ А2 . В СИЛУ ТОГО, ЧТО СУБЪЕКТ S НАХОДИТСЯ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СО СРЕДОЙ, СОБЫТИЕ А1 ВЫЗЫВАЕТ В ОРГАНИЗМЕ СОСТОЯНИЕ а1. В СИЛУ УПОРЯДОЧЕННОСТИ БИОЛОГИЧЕСКОГО РЯДА, ПРОИСХОДИТ УПОРЯДОЧЕННОСТЬ СОСТОЯНИЙ. И ПРИ ЭТОМ СОСТОЯНИЕ а1 ПРЕДШЕСТВУЕТ СОСТОЯНИЮ а2. НА ОПРЕДЕЛЕННОЙ СТУПЕНИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ СОБЫТИЕ А1 ЕСТЬ, СОБЫТИЕ А4 ЕЩЕ НЕ НАСТУПИЛО, А СОСТОЯНИЕ а4 УЖЕ ЕСТЬ.

А1 → А2 → А3 → А4

↓ ↓ ↓ ↓

а1 → а2 → а3 → а4

Этапы развития психики

(ПО А.Н. ЛЕОНТЬЕВУ «ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ»)

1 ЭТАП : ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ СЕНСОРНОЙ ПСИХИКИ (ЭЛЕМЕНТАРНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ) — СПОСОБНОСТИ ОТРАЖЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ СВОЙСТВ СРЕДЫ (ЭТА СПОСОБНОСТЬ НАЗЫВАЕТСЯ СПОСОБНОСТЬЮ К ОЩУЩЕНИЮ) И ЕГО ПОВЕДЕНИЕ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ВРОЖДЕННЫМИ ИНСТИНКТАМИ (ПИТАНИЯ, САМОСОХРАНЕНИЯ, РАЗМНОЖЕНИЯ И Т.П.) Т.О. ПЕРВИЧНОЙ (ГЕНЕТИЧЕСКИ ИСХОДНОЙ) ФОРМОЙ ОТРАЖЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ОЩУЩЕНИЕ. В ОЩУЩЕНИИ ОТРАЖАЮТСЯ САМЫЕ ОБЩИЕ СВОЙСТВА ВНЕШНЕГО ОБЪЕКТА

ВИДЫ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА : ЗРИТЕЛЬНАЯ, СЛУХОВАЯ, ТАКТИЛЬНАЯ, ВКУСОВАЯ, ОБОНЯТЕЛЬНАЯ, ТЕМПЕРАТУРНАЯ, И ДР.

2 ЭТАП : ПСИХИЧЕСКОЕ ОТРАЖЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ЖИВОТНЫМИ В ВИДЕ ЦЕЛОСТНЫХ ОБРАЗОВ ПРЕДМЕТОВ — ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПЕРЦЕПТИВНОЙ (ВОСПРИЯТИЕ) ПСИХИКИ. ЖИВОТНОЕ СПОСОБНО ОБУЧАТЬСЯ, ПОЯВЛЯЮТСЯ ИНДИВИДУАЛЬНО ПРИОБРЕТЕННЫЕ НАВЫКИ ПОВЕДЕНИЯ.

3 ЭТАП : ЭТАП ИНТЕЛЛЕКТА ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ СПОСОБНОСТЬЮ ЖИВОТНОГО ОТРАЖАТЬ МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ, ОТРАЖАТЬ СИТУАЦИЮ В ЦЕЛОМ, В РЕЗУЛЬТАТЕ ЖИВОТНОЕ СПОСОБНО ОБХОДИТЬ ПРЕПЯТСТВИЯ, «ИЗОБРЕТАТЬ» НОВЫЕ СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ ДВУХФАЗНЫХ ЗАДАЧ, ТРЕБУЮЩИХ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ДЛЯ СВОЕГО РЕШЕНИЯ. ЭЛЕМЕНТАРНУЮ ФОРМУ ОТРАЖЕНИЯ В ФОРМЕ ИНТЕЛЛЕКТА МОЖНО ОТМЕТИТЬ ДАЖЕ У КРЫС. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР НОСЯТ ДЕЙСТВИЯ МНОГИХ ХИЩНИКОВ, НО В ОСОБЕННОСТИ — ЧЕЛОВЕКООБРАЗНЫХ ОБЕЗЬЯН И ДЕЛЬФИНОВ. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ НЕ ВЫХОДИТ ЗА РАМКИ БИОЛОГИЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ, ДЕЙСТВУЕТ ТОЛЬКО В ПРЕДЕЛАХ НАГЛЯДНОЙ СИТУАЦИИ.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ

ПСИХИЧЕСКОГО ОТРАЖЕНИЯ

СТАДИЯ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ СЕНСОРНОЙ ПСИХИКИ

ПРЕДМЕТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ

8 стр., 3557 слов

Роль игровой деятельности в развитии животных

... из первых исследователей развития умственных способностей животных. [1,6] 3. Игровое поведение у животных По поводу игровой деятельности животных существует несколько гипотез, но нет ни ... наличии инстинктивного только «в зародыше». В игровой деятельности животных можно обнаружить представительства самых различных форм поведенческой деятельности: 1) социальный элемент (отношения с сородичами); 2) ...

ОТРАЖЕНИЕ СИТУАЦИИ В ЦЕЛОМ

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПОВЕДЕНИЯ ЖИВОТНЫХ

ИНСТИНКТЫ — ВРОЖДЕННЫЕ ФОРМЫ РЕАГИРОВАНИЯ НА ОПРЕДЕЛЕННЫЕ УСЛОВИЯ СРЕДЫ

НАВЫКИ — ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ, ПРИОБРЕТАЕМЫЕ В ИНДИВИДУАЛЬНОМ ОПЫТЕ ЖИВОТНЫХ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ — СЛОЖНЫЕ ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ, ОТРАЖАЮЩИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

Детерминация психического отражения

  1. ИЗМЕНЕНИЕ УСЛОВИЙ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЖИВОТНОГО ВЫЗЫВАЕТ
  2. ИЗМЕНЕНИЕ СТРОЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖИВОТНОГО СОЗДАЕТ НЕОБХОДИМОСТЬ
  3. ИЗМЕНЕНИЯ ОРГАНОВ И ФУНКЦИЙ ПРИВОДИТ
  4. ВОЗНИКНОВЕНИЮ БОЛЕЕ ВЫСОКОЙ ФОРМЫ ПСИХИЧЕСКОГО ОТРАЖЕНИЯ.

ВЫВОД : КАКОВО ОБЪЕКТИВНОЕ СТРОЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖИВОТНОГО, ТАКОВА И ФОРМА ОТРАЖЕНИЯ ИМ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.

Вопрос 3 : психологический анализ деятельности

ЛЮБОЙ БИОЛОГИЧЕСКИЙ ОРГАНИЗМ ОБЛАДАЕТ АКТИВНОСТЬЮ. АКТИВНОСТЬ — РОДОВАЯ КАТЕГОРИЯ. ВЕЩЕСТВО ОТ СУЩЕСТВА ОТЛИЧАЕТСЯ НАЛИЧИЕМ АКТИВНОСТИ (ВЕЩЕСТВО ПАССИВНО).

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — ЭТО СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ФОРМА АКТИВНОСТИ СУБЪЕКТА, НАПРАВЛЕННАЯ НА ИЗМЕНЕНИЕ ВО ВНЕШНЕЙ СРЕДЕ И РЕГУЛИРУЕМАЯ СОЗНАТЕЛЬНО ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛЬЮ ДЛЯ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ПОТРЕБНОСТИ

КРИТЕРИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ :

  1. НАПРАВЛЕННОСТЬ. (ТО, НА ЧТО ОНА НАПРАВЛЕНА ,НАЗЫВАЕТСЯ ПРЕДМЕТОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
  2. ПРЕДМЕТНОСТЬ (ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) ПСИХОЛОГИЧЕСКИ ПРЕДМЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ КАК ЕЕ ПОДЛИННЫЙ МОТИВ.

СТРУКТУРНЫЕ ЕДИНИЦЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ :

  1. МОТИВ — ТО, ЧТО ПОБУЖДАЕТ ЧЕЛОВЕКА К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  2. ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ, ПРЕДМЕТ
  3. ЦЕЛЬ — СОЗНАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ ЖЕЛАЕМОГО РЕЗУЛЬТАТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТЕПЕРЬ НЕОБХОДИМО ОБСУДИТЬ : А ОТКУДА БЕРУТСЯ ЦЕЛИ ? ЧТО ПОБУЖДАЕТ ЧЕЛОВЕКА СТАВИТЬ ЦЕЛИ И ДОБИВАТЬСЯ ИХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ?

ДЛЯ ОТВЕТА НА ЭТИ ВОПРОСЫ НУЖНО ОБРАТИТЬСЯ К ТАКИМ ПОНЯТИЯМ, КАК ПОТРЕБНОСТИ И МОТИВЫ.

ПОТРЕБНОСТЬ — ЭТО ИСХОДНАЯ ФОРМА АКТИВНОСТИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ. АНАЛИЗ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЛУЧШЕ НАЧАТЬ С ИХ ОРГАНИЧЕСКИХ ФОРМ.

В ЖИВОМ ОРГАНИЗМЕ ПЕРИОДИЧЕСКИ ВОЗНИКАЮТ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ НАПРЯЖЕННОСТИ, СВЯЗАННЫЕ С ОБЪЕКТИВНОЙ НЕХВАТКОЙ ВЕЩЕСТВ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМЫ ДЛЯ НОРМАЛЬНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ВОТ ЭТИ СОСТОЯНИЯ ОБЪЕКТИВНОЙ НУЖДЫ ОРГАНИЗМА ЧЕМ-ТО, ЧТО ЛЕЖИТ ВНЕ ЕГО И СОСТАВЛЯЕТ НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ЕГО НОРМАЛЬНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ, И НАЗЫВАЮТСЯ ПОТРЕБНОСТЯМИ.

ТАКОВЫ ПОТРЕБНОСТИ В ВОДЕ, ПИЩЕ, КИСЛОРОДЕ. КОГДА РЕЧЬ ЗАХОДИТ О ПОТРЕБНОСТЯХ, С КОТОРЫМИ РОЖДАЕТСЯ ЧЕЛОВЕК, ТО К ЭТОМУ СПИСКУ НЕОБХОДИМО ЕЩЕ ДОБАВИТЬ ПОТРЕБНОСТЬ В КОНТАКТАХ С СЕБЕ ПОДОБНЫМИ( И В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ СО ВЗРОСЛЫМИ ИНДИВИДАМИ) И ПОТРЕБНОСТЬ ВО ВНЕШНИХ ВПЕЧАТЛЕНИЯХ ИЛИ, ГОВОРЯ С ШИРОКОМ СМЫСЛЕ, ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ. ОБЕ ЭТИ ПОТРЕБНОСТИ ОБНАРУЖИВАЮТСЯ У РЕБЕНКА ОЧЕНЬ РАНО, БУКВАЛЬНО В ПЕРВЫЕ НЕДЕЛИ ЖИЗНИ.

10 стр., 4590 слов

Потребности и мотивы, управляющие потребительским поведением

... на потребности, гораздо более адекватно в рамках позиционирования бренда. Реклама, которая соблазняет на покупку - опирается на мотив. Классификация мотивов: Гедонистические (сенсорное удовольствие); Межличностные (установление контактов); Утилитарные (оптимизация деятельности); ...

ТЕПЕРЬ ОБРАТИМСЯ К СВЯЗИ ПОТРЕБНОСТИ С ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ.

ЗДЕСЬ СРАЗУ НЕОБХОДИМО ВЫДЕЛИТЬ 2 ЭТАПА В ЖИЗНИ КАЖДОЙ ПОТРЕБНОСТИ.

1 ЭТАП — ПЕРИОД ДО ПЕРВОЙ ВСТРЕЧИ С ПРЕДМЕТОМ, КОТОРЫЙ УДОВЛЕТВОРЯЕТ ПОТРЕБНОСТЬ,

2 ЭТАП — ПОСЛЕ ЭТОЙ ВСТРЕЧИ.

НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ ПОТРЕБНОСТНОЕ СОСТОЯНИЕ ВЫРАЖАЕТСЯ В ПОИСКЕ ПРЕДМЕТА УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТИ, ПЕРЕБОРЕ РАЗЛИЧНЫХ ПРЕДМЕТОВ.

В МОМЕНТ ВСТРЕЧИ ПОТРЕБНОСТИ С ПРЕДМЕТОМ ПРОИСХОДИТ ОПРЕДМЕЧИВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ. ПРОЦЕСС «УЗНАВАНИЯ» ПОТРЕБНОСТЬЮ СВОЕГО ПРЕДМЕТА ПОЛУЧИЛ НАЗВАНИЕ ОПРЕДМЕЧИВАНИЯ ПОТРЕБНОСТИ. ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНОЕ СОБЫТИЕ, Т.К. В АКТЕ ОПРЕДМЕЧИВАНИЯ РОЖДАЕТСЯ МОТИВ. МОТИВ И ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ КАК ПРЕДМЕТ ПОТРЕБНОСТИ ИЛИ ОПРЕДМЕЧЕННАЯ ПОТРЕБНОСТЬ.

ВАЖНО ОСОЗНАТЬ, ЧТО САМИМ АКТОМ ОПРЕДМЕЧИВАНИЯ ПОТРЕБНОСТЬ МЕНЯЕТСЯ, ПРЕОБРАЗУЕТСЯ. ОНА СТАНОВИТСЯ УЖЕ ДРУГОЙ, ОПРЕДЕЛЕННОЙ ПОТРЕБНОСТЬЮ, ПОТРЕБНОСТЬЮ ИМЕННО В ДАННОМ ПРЕДМЕТЕ. И ТЕПЕРЬ ВСЕ ДЕЙСТВИЯ СОБИРАЮТСЯ ВОКРУГ ЭТОГО ПРЕДМЕТА, А ЭТО — ТИПИЧНЫЙ ПРИЗНАК МОТИВА. ВЕДЬ СОГЛАСНО ЕЩЕ ОДНОМУ ОПРЕДЕЛЕНИЮ, МОТИВ — ЭТО ТО, РАДИ ЧЕГО СОВЕРШАЕТСЯ ДЕЙСТВИЕ. И ВОТ ЭТА СОВОКУПНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ ВЫЗЫВАЮТСЯ ОДНИМ МОТИВОМ, И НАЗЫВАЕТСЯ ОСОБОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ИЛИ ОСОБЫМ ВИДОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОСОБЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОРОШО ИЗВЕСТНЫ. ОБЫЧНО ВЫДЕЛЯЮТ ИГРОВУЮ, ТРУДОВУЮ, УЧЕБНУЮ, ВОСПИТАТЕЛЬНУЮ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ЕСЛИ МОТИВ И ЦЕЛЬ СОВПАДАЮТ, ТО РЕЗУЛЬТАТ ВЫШЕ. КРИТЕРИЕМ УСПЕШНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЯВЛЯЕТСЯ СМЕЩЕНИЕ МОТИВА НА ЦЕЛЬ.

ЦЕЛЬ (ПО СПОСОБУ ОПИСАНИЯ) — ОБЪЕКТИВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. НАИБОЛЕЕ ГЛОБАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ ЗАДАЮТСЯ ИЗВНЕ.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ПРЕДОПРЕДЕЛЯЕТ РАСШИРЕНИЕ ЕГО ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ, ЕГО ПОТРЕБНОСТЕЙ, А ТАКЖЕ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ, КОТОРОЕ ПРИВОДИТ К НОВОМУ ИЗМЕНЕНИЮ ЕГО ПОТРЕБНОСТЕЙ.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ : ИГРА, УЧЕНИЕ, ТРУД, ОБЩЕНИЕ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИМЕЕТ СЛОЖНОЕ ИЕРАРХИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ. ОНА СОСТОИТ ИЗ НЕСКОЛЬКИХ УРОВНЕЙ. ПЕРЕЧИСЛИМ ИХ, ДВИГАЯСЬ СВЕРХУ ВНИЗ :

  1. УРОВЕНЬ ОСОБЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОПРЕДЕЛЯЕМЫХ МОТИВАМИ
  2. УРОВЕНЬ ДЕЙСТВИЙ (ПРОЦЕСС, НАПРАВЛЕННЫЙ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ЦЕЛИ)
  3. УРОВЕНЬ ОПЕРАЦИЙ, ОТРАЖАЕТ УСЛОВИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ, СПОСОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
  4. УРОВЕНЬ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ. ЗДЕСЬ ПОДРАЗУМЕВАЕТСЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ. К НИМ ОТНОСИТСЯ РЯД СПОСОБНОСТЕЙ НАШЕГО ОРГАНИЗМА, НАПРИМЕР, К ОЩУЩЕНИЮ, К ДВИЖЕНИЮ, К ОБРАЗОВАНИЮ И ФИКСАЦИИ СЛЕДОВ ПРОШЛЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ. СООТВЕТСТВЕННО ВЫДЕЛЯЮТ :СЕНСОРНУЮ, МОТОРНУЮ, МНЕМИЧЕСКУЮ ФУНКЦИИ. ОНИ ДОСТАЮТСЯ СУБЪЕКТУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТ ПРИРОДЫ, ОН НИЧЕГО НЕ ДОЛЖЕН ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ИХ ИМЕТЬ.

РАЗЛИЧАЮТ ДЕЙСТВИЯ : СЕНСОРНЫЕ — ДЕЙСТВИЯ ПО ВОСПРИЯТИЮ ОБЪЕКТА, МОТОРНЫЕ — ДВИГАТЕЛЬНЫЕ , ВОЛЕВЫЕ, МНЕМИЧЕСКИЕ (ДЕЙСТВИЯ ПАМЯТИ), ВНЕШНИЕ ПРЕДМЕТНЫЕ — ДЕЙСТВИЯ , НАПРАВЛЕННЫЕ НА ИЗМЕНЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ИЛИ СВОЙСТВ ПРЕДМЕТОВ ВНЕШНЕГО МИРА, УМСТВЕННЫЕ — ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ВО ВНУТРЕННЕМ ПЛАНЕ СОЗНАНИЯ.

26 стр., 12707 слов

11. Мотивация как проявление потребностей личности. Виды мотивов. ...

... целостной психической деятельности. Исследования в области психопатологии и психиатрии вызвали необходимость изучать роль и действие неусведомленных факторов, определяющих потребности и поезда ... направлений. Зоопсихология изучает особенности психики животных, детская психология изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности личности растущего человека, социальная психология ...

Вопрос 4 : отличие деятельности человека от активности животных

(А.Н. ЛЕОНТЬЕВ «ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ»)

  1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЖИВОТНЫХ ЯВЛЯЕТСЯ ИНСТИНКТИВНО-БИОЛОГИЧЕСКОЙ, Т.Е. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЖИВОТНОГО ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПРЕДМЕТУ ЖИЗНЕННОЙ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ПОТРЕБНОСТИ. (СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ВОЗМОЖНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО ОТРАЖЕНИЯ ЖИВОТНЫМИ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ЯВЛЯЮТСЯ ПРИНЦИПИАЛЬНО ОГРАНИЧЕННЫМИ)
  2. У ЖИВОТНЫХ НЕ СУЩЕСТВУЕТ УСТОЙЧИВОГО ОБЪЕКТИВНО-ПРЕДМЕТНОГО ОТРАЖЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.
  3. ЖИВОТНЫЕ НЕ ОТДЕЛЯЮТ ОБЪЕКТИВНЫЙ ПРЕДМЕТ ОТ СВОЕГО ОТНОШЕНИЯ К НЕМУ.
  4. ОТНОШЕНИЯ ЖИВОТНЫХ К СЕБЕ ПОДОБНЫМ НЕ ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ ОТНОШЕНИЙ К ДРУГИМ ВНЕШНИМ ОБЪЕКТАМ.
  5. У ЖИВОТНЫХ НЕТ ОБЩЕСТВА, ОБЩЕНИЕ ЖИВОТНЫХ И ПО СВОЕМУ СОДЕРЖАНИЮ, И ПО ХАРАКТЕРУ ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ЕГО ПРОЦЕССОВ ПРОИСХОДИТ В ПРЕДЕЛАХ ИХ ИНСТИНКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  6. У ЖИВОТНЫХ НЕТ РАЗДЕЛЕНИЯ ТРУДА ( У ОБЕЗЬЯН ЕСТЬ ПОДОБИЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ТРУДА, НО ОНО ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ БИОЛОГИЧЕСКИМИ ПРИЧИНАМИ, А НЕ ОБЪЕКТИВНЫМИ УСЛОВИЯМИ, КОТОРЫЕ СКЛАДЫВАЮТСЯ В РАЗВИТИИ САМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
  7. У ЖИВОТНЫХ НЕТ И САМОГО ТРУДА — ПРОЦЕССА ПО САМОЙ ПРИРОДЕ СВОЕЙ ОБЩЕСТВЕННОГО.

ПЕРЕХОД К ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ СОЗНАНИЮ, В ОСНОВЕ КОТОРОГО ЛЕЖИТ ПЕРЕХОД :

  • К ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ФОРМАМ ЖИЗНИ
  • К ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ, ОБЩЕСТВЕННОЙ ПО ПРИРОДЕ СВОЕЙ, ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СВЯЗАН НЕ ТОЛЬКО С ИЗМЕНЕНИЯМИ ПРИНЦИПИАЛЬНОГО СТРОЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НО И ВОЗНИКНОВЕНИЕМ НОВОЙ ФОРМЫ ОТРАЖЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.

ГЛАВНОЕ СОСТОИТ В ТОМ, ЧТО С ПЕРЕХОДОМ К ЧЕЛОВЕКУ МЕНЯЮТСЯ И САМИ ЗАКОНЫ, УПРАВЛЯЮЩИЕ РАЗВИТИЕМ ПСИХИКИ :

  • У ЖИВОТНЫХ — ЗАКОНЫ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ,
  • У ЧЕЛОВЕКА — ЗАКОНЫ ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

2