32
Министерство о0000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000бразования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
профессионального высшего образования
“Хабаровская государственная академия экономики и права”
Юридический факультет
Кафедра уголовного процесса и криминалистики
Учебно-методический комплекс
Программа, планы семинарских и практических занятий,
задания по самостоятельной работе
для студентов 4-го курса дневной формы обучения
специальности 030501 «Юриспруденция»
Хабаровск 2008
ББК Х
Х 12
Юридическая психология : учебно-методический комплекс для студентов 4-го курса дневного отделения 030501 «Юриспруденция» / сост. В. И. Салиенко. – Хабаровск : РИЦ ХГАЭП, 2008. – 32 с.
Рецензент − кандидат психологических наук
Шаповалова Е. В.
Утверждено издательско-библиотечным советом академии в качестве методических указаний для студентов
© Хабаровская государственная академия экономики и права, 2008
Введение
Современный юрист для успешной профессиональной деятельности должен иметь необходимую психологическую подготовку, в которой можно выделить психологическую культуру и психологическую компетентность.
Психологическая культура предполагает заботу о своём психическом здоровье, умение справляться с эмоциональными перегрузками, строить правильные отношения с другими людьми (культура общения).
Теория и методика психологической подготовки в спорте – методические указания
... М.Е. - Формальные (Организованные) - студенты, спортивная команда - Неформальные (спонтанные) образованные по интересам (Э. Мэйо) Психологическая ориентация: (З. Фрейд) Внимание на ... Смешанный Классификация причин возникновения конфликтов: Трудовым процессом Психологическими особенностями человеческих взаимоотношений Личностным своеобразием членов группы Стадии: Потенциального ...
Психологическая компетентность – это комплекс знаний и умений по психологии, необходимых для решений профессиональных задач в правоприменительной деятельности.
Основной целью курса «Юридическая психология» является психолого-педагогическая подготовка студента высшего учебного заведения к профессиональной деятельности. Достижение цели курса реализуется в решении следующих задач:
- вооружение будущего юриста системой психолого-педагогических знаний о закономерности протекания психической деятельности отдельного человека и группы людей, методах изучения личности и социальной общности, организации и осуществления воспитательного процесса;
- формирование навыков и умений использования полученных психолого-педагогических знаний для повышения эффективности решения профессиональных задач;
- формирование у студента адекватной самооценки своей личности, создания предпосылок для самовоспитания профессиональных качеств в период учёбы и после её завершения.
При работе с людьми важно уметь предугадать возможные поступки человека, ориентироваться в свойствах его личности, учитывать особенности психики человека в условиях группы, в ситуациях сотрудничества и конфликта.
Психологические рекомендации помогут в организации и проведении отдельных следственных действий, в решении таких задач, как установление с допрашиваемым психологического контакта, оказание правомерного психического воздействия и др.
Однако для того чтобы научиться разбираться в психике другого человека, студент должен прежде всего изучить особенности собственных личностных и характерологических качеств, темперамента и способностей, осознавать степень адекватности своих самооценок и наличие потребности в самовоспитании.
Цели, достигаемые дисциплиной, логически связаны с целями других юридических дисциплин, таких как криминалистика, уголовное право, криминология, уголовный процесс и др.
Программа дисциплины
Тема 1. Предмет и задачи курса. Структура психики человека. Особенности психического отражения
Понятие о психике как о свойстве головного мозга. Сущность психической формы отражения. Уровни психического отражения. Формы. Структура психических явлений человека. Социальное содержание психики человека. Объект, предмет и задачи юридической психологии. Основные категории психологии. Реализация психолого-педагогических принципов в сфере юридической деятельности.
Тема 2. Потребности и эмоции человека. Роль эмоций в противоправном поведении людей
Основной «жизненный закон» – процесс удовлетворения потребностей. Структура потребностно-мотивационной сферы. Теория отражения и эмоции. Классификация эмоций. Эмоции и преступное поведение граждан. Физиологический аффект и « состояние внезапно возникшего сильного душевного волнения». Стресс. Фрустрация.
Основные психологические характеристики личности.
... Джеймс особенности психологической структуры личности видел в присущих человеку стремлениях: а) органических, определяющих собой физическую личность; б) интеллектуальные (духовная личность); в) общественных (социальная личность). Значительный вклад в изучение проблемы психологической структуры личности внесен отечественными ...
Тема 3. Познавательные психические процессы. Психологическая теория деятельности
Ощущение, восприятие, представление, мышление с позиции теории отражения. Пороги восприятия. Адаптация анализаторов. Виды и формы мышления. Мыслительные операции. Психологические закономерности памяти. Классификация видов памяти. Мотивы деятельности. Действия. Операции. Феномен «смещения мотива на цель». Деятельность юриста с позиций
психологии.
Тема 4. Личность как субъект деятельности и объект самовосприятия
Личность и психика. Основы психологической теории личности. Проблема биологического и социального, наследственного и приобретённого в личности. Личность, характер, темперамент. Индивид. Индивидуальность. Личность. Социализация индивида. Личность как субъект деятельности и объект самовосприятия. Подструктуры личности, по проф. К. К. Платонову. Подструктуры личности, по проф. А. В. Петровскому.
Тема 5. Ложь и обман как коммуникативные феномены
Отражение истины в коммуникативных процессах. Антиподы правды: ложь, обман, неправда. Критерии отграничения лжи, обмана и неправды в коммуникативных ситуациях, регулируемых уголовным правом.
Тема 6. Социально-психологические характеристики общения
Социально-психологические характеристики общения. Структура коммуникативного процесса. Вербальные и невербальные средства коммуникаций. Ролевое общение. Теория ролевого поведения. Перцептивный аспект общения. Психологические особенности и условия эффективного общения юриста при выполнении своих служебных обязательств. Психологический контакт. Варианты взаимного психического воздействия коммуникантов (интерактивный
аспект).
Тема 7. Психология неформальных малых групп
Исторические предпосылки зарождения малых групп. Социально-психологические характеристики и классификация малых групп. Примитивные поведенческие реакции человека и структура примитивных малых групп. Этапы (стадии) развития малых групп с положительной социальной направленностью. Ролевые функции, санкции, групповые нормы, статус, престиж в малой группе. Структура ролевых функций в примитивных малых группах. Мотивации поведения участников преступных групп.
Тема 8. Внеколлективное массовое поведение людей
Понятие внеколлективного массового поведения (ВМП).
Субъекты ВМП. Психологическая характеристика стихийных форм передачи информации в условиях внеколлективного массового поведения. Контрмеры против слухов. Динамика психического состояния индивидов в толпе. Виды толпы. Стадии формирования действующей толпы. Паника как экстремальное состояние толпы. Мотивация поведения индивидов в действующей толпе и во время паники.
Тема 9. Психологические основы допроса свидетелей и потерпевших
Социально-психологические характеристики допроса свидетелей и потерпевших. Психология восприятия, хранения и воспроизводства информации свидетелями и потерпевшими. «Мнемическая помощь» следователя допрашиваемому свидетелю и потерпевшему. Психологический контакт с допрашиваемым. Роль эмоций в процессе восприятия и воспроизводства информации. Принципы образования ассоциаций. Типы высшей нервной деятельности, по И. П. Павлову.
Тема 2. Человек в зеркале экономики и психологии. Психологические ...
... (психологических, моральных, материальных...) в результате данного взаимодействия. Наиболее старым и универсальным законом поведения человека ... классической психологии на детерминанты поведения человека. В психоаналитических концепциях подчеркивается обусловленность поведения человека скрытыми или ... котором он живет. Основой определения ситуации становиться здравый смысл человека (накопленные знания ...
Тема 10. Психологические основы допроса подозреваемых и обвиняемых
Психолого-педагогические основы допроса подозреваемых и обвиняемых. Допрос как форма общения. Роль теории ролевого поведения в установлении психологического контакта с допрашиваемым, подозреваемым и обвиняемым. Психическое насилие. Правомерные приёмы (методы) психического воздействия на предварительном следствии. Психологический анализ смыслового содержания ч. 3 ст. 164 УПК РФ и ст. 302 УК РФ.
Тема 11. Психологические основы производства обыска
Социально-психологические характеристики обыска. Облигатные «конфликтногенные» факторы психологической атмосферы обыска. Возможности правомерного психического воздействия на обыскиваемого. Мыслительные операции следователя, «профилактирующие» автоматизм его восприятия. Психология прячущего. Профессиональные качества следователя (оперативного работника), значимые в процессе проведения обыска.
Тема 12. Психологические основы проведения очной ставки.
Судебно-психологическая экспертиза
Психолого-педагогические основы проведения очной ставки. Роль психологической подготовки участников очной ставки. Показания и мотивы проведения судебно-психологической экспертизы. Формулирование экспертных задач. Юридическая оценка заключений экспертов.
Основная литература
- Васильев В. Л. Юридическая психология : учебник для вузов. – СПб. : Питер, 2004. – 655 с.
- Еникеев М. И. Основы общей и юридической психологии : учебник для вузов. – М. : Юристъ, 2004. – 636 с.
- Ратинов А. Р. Судебная психология для следователей. – М. : Юрлитинформ, 2001. – 351с.
- Юридическая психология / сост. Т. Н. Курбатова. – СПб. : Питер, 2001. – 480 с.
- Столяренко А. М. Психологические приёмы в работе юриста : практическое пособие. – М. : Юрайт, 2000. – 288 с.
- Шиханцов Г. Г. Юридическая психология : учебник для вузов. – М. :
Зерцало, 2000. – 352 с.
- Ситковская О. Д., Конышева Л. П., Коченов М. М. Новые направления судебно-психологической экспертизы. – М. : Юрлитинформ, 2000. – 160 с.
- Салиенко В. И. Юридическая психология : учеб. пособие : в 2 ч. – Хабаровск : РИЦ ХГАЭП, 2004. – 198 с.
Дополнительная литература
Краткое введение в психологию, как науку («Основы психологической ...
... представление о действительной психологии человека. Существует необходимость создания особой дисциплины, изучающей психологию человека в ее специфике, ориентированной на понимание сущностных психологических характеристик человека. Такой важнейшей характеристикой ... ситуациях, так и в совместной деятельности. ____________________ "Основы психологической антропологии" В. И. Слободчиков Е. И. Исаев
К теме 1
1. Столяренко Л. Д. Основы психологии : учебник для студентов вузов. –Ростов-на-Дону, 1999.
2. Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. – М., 1999.
3. Годфруа Ж. Что такое психология. – М., 1996.
4. Чуфаровский Ю. В. Юридическая психология. − М., 1995.
5. Хрестоматия по истории психологии. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1980.
К темам 2 – 4
1. Казимеж Обуховский. Галактика потребностей. Психология влечений человека. − СПб. : Речь, 2003.
2.Хэйес Н., Оррелл С. Введение в психологию. – М. : Эксмо, 2003.
3. Изард К. Эмоции человека : пер. с англ.– М. : Изд-во Моск. ун-та, 1980.
4. Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъективности. Ростов-на-Дону : Феникс, 1996.
5. Психология эмоций : тексты. – М. : Изд-во Моск. гос. ун-та, 1984.
6. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – М. : Изд-во Моск. ун-та. 1979.
К темам 5 – 6
1. Экман П. Психология лжи. – СПб. : Питер, 2000.
2.Чалдини Р. Психология влияния. – СПб. : Питер Ком., 1999.
3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – СПб., 1995.
4. Кан – Калик В. А. Грамматика общения. – М., 1995.
5. Пиз А. Язык телодвижений : как читать мысли других по их жестам. – Нижний Новгород, 1992.
6. Литвак М. Е. Психологическое айкидо. – Ростов-на-Дону, 1992.
7. Лукъян Я. Л. Барьеры общения, конфликты, стресс. – Минск, 1986.
8. Добрович А. б. Общение: наука и искусство. – М., 1980.
9. Салиенко В. И. Ложь, обман, неправда в коммуникативных ситуациях, регулируемых уголовно – процессуальным законом // Роль юридич. образования и науки в формировании Российского гражданского общества и правового государства. –Хабаровск : РИЦ ХГАЭП, 2005. – С.256 – 257.
К темам 7 – 8
1. Социальная психология : пер. с англ. – СПб. : Питер, 1999.
2. Андреева Г. Н. Социальная психология. – М., 1994.
3. Бакеев В. А. Слухи: пути их преодоления и пресечения. – М., 1983.
4. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. Н. Психология малой группы. –М., 1991.
5. Салиенко В. И. Психология внеколлективного массового поведения людей. Хабаровск : ДВЮИ МВД РФ, 2000.
6. Салиенко В. И. Психология неформальных малых групп. – Хабаровск : ДВЮИ МВД РФ, 2003.
7. Князев В. В., Стефанишин С. С. Борьба с массовыми беспорядками за рубежом. – М., 1992.
К темам 9 – 12
1. Нагаев В. В. Основы судебно-психологической экспертизы : учебное пособие для вузов. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003.
2. Чулкова Л. В. Психология обыска. – Волгоград, 1997.
3. Сорокотягина Д. А. Психология следственных действий. – Екатеринбург, 1995.
4. Следственные действия : учеб. пособие. – М., 1994.
5. Смагоринский Б. П. Следственные действия. – М., 1994.
6. Тыщенко П. П. Тактика и психологические основы допроса. – Домодедово, 1994.
7. Глазырин Ф. В. Психология следственных действий. – Волгоград, 1983.
8. Доспулов Г. Г. Психология допроса на предварительном следствии. – М., 1976.
Планы семинарских и практических занятий
Тема 1. Структура психики человека. Особенности психического
отражения. Психика и личность
Тема 2. Потребности и эмоции человека. Роль эмоций в противоправном поведении людей
Семинарское занятие – 2 часа
План
- Классификация потребностей человека. Влечения. Желания. Интересы.
- Психологический мотив и мотивация поведения правонарушителя.
- Теории эмоций. Роль эмоций в противоправном поведении. Физиологический аффект и «состояние внезапно возникшего сильного душевного волнения». Ст. 107, 113 УК РФ как «новелла» в оценке «аффективных преступлений». Фрустрация. Стресс.
Темы рефератов
- Иерархия потребностей человека в теории личности А. Маслоу.
- Психологические характеристики физиологического аффекта.
- Неосознаваемые мотивы бродяжничества.
- Список всеобщих потребностей: концепции Генри А. Мюррея, Абрахама Маслоу, баланса потребностей Курта Гольдштейна; А. Адлер; К. Роджерс.
Тема 3. Познавательные психические процессы
Семинарское занятие – 2 часа
План
- Ощущения, восприятие, представление, воображение, память и мышление с позиций теории отражения.
- Пороги ощущений. Адаптация анализаторов.
- Восприятие как активный процесс. Механизмы восприятия.
- «Законы» памяти.
- Виды мышления. Мыслительные операции. Принципы образования ассоциаций. Ассоциативный эксперимент.
Темы рефератов
- «Мнемотехническая» помощь следователя при допросах добросовестных свидетелей и потерпевших.
- Психологические механизмы искажения автобиографических воспоминаний в судебно-следственной практике.
- «Законы» памяти.
Тема 4. Личность как субъект деятельности и объект самовосприятия. Образ «Я»
Практическое занятие – 2 часа
Определение темперамента с помощью теста Айзенка и уровня
притязаний с помощью теста Ф. Хоппе
Вопросы и задания для обсуждения
- От чего зависит тип темперамента?
- По каким признакам Вы судите о типе темперамента человека, с которым общаетесь?
- Темперамент и характер – это одно и то же? А личность и характер?
- Раскройте содержание формулы самоуважения У. Джеймса.
- Как формируется у человека «образ Я»?
- Что Вы можете сказать о подструктурах личности (З. Фрейд, К. Юнг, К. К. Платонов, А. В. Петровский)?
Задания на дом
Задание 1
Уединившись на 25 – 30 минут, выключив радио, телевизор и мобильный телефон, на чистом листке бумаги «столбиком» напишите цифры от 1 по 96. Затем знакомьтесь с содержанием первого утверждения и быстро, не раздумывая, реагируйте на него: если Вы согласны с этим утверждением (т.е. в нём речь идёт о Вас), тогда рядом с номером этого утверждения поставьте знак «+». Если не согласны с ним (т.е. речь идёт не о Вас), поставьте знак «−».
Ещё раз советуем: реагировать быстро, долго не раздумывая и не перечитывая несколько раз содержание утверждения.
- Часто ли Вы испытываете тягу к новым впечатлениям, желание «встряхнуться», испытать возбуждение?
- Часто ли Вы нуждаетесь в друзьях, которые могут Вас понять и ободрить в трудную минуту?
- Стремитесь ли Вы создать товарищеские отношения с коллегами по работе (учёбе)?
- Присуще ли Вам быстрое и безоговорочное следование советам лидера?
- Считает ли Вы себя беззаботным человеком?
- Трудно ли Вам ответить отказом на чью-либо просьбу?
- Возникает ли у Вас иногда желание противоречить лидеру?
- Любите ли Вы часто бывать среди людей?
- А правда ли, что Вы обычно обдумываете свои дела не спеша и предпочитаете повременить с действиями?
- Бывает ли, что временами Вы чувствуете себя несчастным человеком без достаточных на это объективных причин?
- Стремитесь ли Вы к тому, чтобы за свою работу заслужить похвалу лидера?
- Предприимчивый ли Вы человек?
- Любите ли Вы работать в одиночестве?
- Всегда ли Вы становитесь на чью-либо сторону в споре?
- Правда ли, что обычно Вы поступаете быстро, долго не раздумывая?
- Склонны ли Вы долго сердиться на товарищей?
- Присущи ли Вам независимость в суждениях и манере поведения в группе?
- Считают ли Вас окружающие педантичным человеком?
- Склонны ли Вы принимать на себя руководство товарищами в отсутствие формального лидера?
- Испытываете ли Вы удовлетворение, общаясь только с одним – двумя членами группы?
- Приходят ли вам в голову иногда такие мысли, которые Вы хотели бы скрыть от окружающих?
- Легко ли Вас обидеть?
- Способны ли Вы внешне сохранять спокойствие, когда чувствуете враждебность со стороны члена группы?
- Часто ли у Вас нарушается сон из-за волнений?
- Способны ли Вы поддерживать товарищеские отношения с человеком, который Вам неприятен?
- Склонны ли Вы поддерживать настроение всей группы?
- Любите ли Вы часто бывать в шумных компаниях?
- Когда на вас повышают голос, отвечаете ли Вы тем же?
- Часто ли Вы действуете под влиянием минутного настроения?
- Часто ли Вам надоедает что-либо до предела?
- Случается ли, что Вы беспокоитесь, что сделали или сказали такое, чего не следовало бы?
- Считаете ли Вы, что все Ваши привычки хороши?
- Предпочитаете ли Вы иметь товарищей поменьше, но зато особенно близких Вам?
- Свойственно ли Вам отвлекать группу от её основной цели?
- Часто ли вас беспокоит чувство вины?
- Могли ли Вы в детстве переписать по собственной инициативе целую страницу в тетради, если случайно сделали помарку или описку?
- Способны ли Вы восторгаться или восхищаться чем-нибудь?
- Нравятся ли Вам первоапрельские шутки?
- Часто ли Вы отвлекаетесь при выполнении работы, требующей
сосредоточенности?
- Нравится ли Вам, когда лидер активен и хорошо руководит?
- Хотели бы Вы установить более тесные контакты с некоторыми товарищами по группе?
- Свойственно ли Вам соглашаться с основными направлениями в группе?
- Приятно ли Вам находиться в обществе, где все подшучивают друг над
другом?
- Подвержены ли Вы временами резкой смене настроения?
- Свойственно ли Вам спокойно обсуждать с коллегами возникающие
разногласия?
- Переживаете ли Вы чувство восторга при осмотре исторических
памятников?
- Трудно ли бывает Вас переубедить?
- Всегда ли вы отвечаете на частные письма сразу же по прочтении?
- Считаете ли Вы себя человеком возбудимым и чувствительным?
- Верно ли, что к группе в целом Вы привязаны больше, чем к отдельным членам группы?
- Любите ли Вы находиться в центре внимания?
- Считаете ли Вы, что любые неприятности в вашей жизни минуют и всё само собой уладится?
- Обратитесь ли Вы за разъяснениями при решении нового для вас вопроса скорее к справочникам и книгам, чем к товарищам?
- Часто ли, сделав какое-либо дело, Вы мысленно возвращаетесь к нему и считаете, что могли бы сделать его ещё лучше?
- Относитесь ли Вы к категории людей, не особенно строго придерживающихся общепринятых норм и правил?
- Склонны ли Вы к компромиссам?
- Испытываете ли вы беспокойство, когда лидер поступает вопреки вашим ожиданиям?
- Нравится ли вам работа, требующая постоянного внимания?
- Существует ли круг вопросов, к которым вы наиболее чувствительны?
- Хотели бы Вы работать в меньшем по численности коллективе?
- Можете ли Вы иногда быть вкрадчивым и коварным?
- Трудно ли Вам временами заснуть ночью?
- Возникает ли у Вас волнение при разногласиях в группе?
- Свойственно ли Вам первому делать шаги к сближению, если Вы хотите с кем-либо познакомиться?
- Считаете ли Вы себя вполне уверенным в себе человеком?
- Избегаете ли Вы участия в спорах по острым вопросам?
- Раздражительный ли Вы человек?
- Свойственно ли Вам настраивать других против лидера?
- Всегда ли и во всем Вы откровенны в группе?
- Предпочитаете ли Вы, чтобы лидер брал на себя ответственность, при планировании и распределении работы?
- Любите ли Вы шутить и рассказывать весёлые истории товарищам?
- Верно ли, что временами Вам не дают покоя мысли о разных неприятностях, которые могли бы случиться, хотя всё закончилось благополучно?
- Придаёте ли Вы значение тому, чтобы каждый предмет в Вашем доме или на рабочем месте имел строго определённое место?
- Оказываете ли Вы сопротивление образованию группировок в группе?
- Верно ли, что вам больше нравится планировать, чем выполнять план?
- Часто ли ночью Вам сняться кошмары?
- Возникает ли у Вас неприязнь к тем, кто желает выделиться?
- Легко ли Вы обижаетесь, когда вам указывают на личные Ваши недостатки и промахи в работе?
- Часто ли Вы испытываете смущение, находясь в компании людей старше Вас по возрасту и выше по положению в обществе?
- Испытываете ли Вы временами сильные головные боли?
- Правда ли, что Вы обычно замкнуты со всеми, кроме близких товарищей?
- Бываете ли Вы насмешливыми и ироничными в состоянии раздражения?
- Можете ли Вы назвать себя нервным человеком?
- Всегда ли Вы поддерживаете лидера при разногласиях в группе?
- Делаете ли Вы попытки скрыть от окружающих свои истинные мысли и чувства?
- Обращаетесь ли Вы чаще за советом к лидеру, чем к другим коллегам?
- Считаете ли Вы, что стоит рискнуть даже тогда, когда мало шансов на успех?
- А нравится ли Вам фамильярное отношение в группе?
- Избегаете ли Вы критиковать товарищей на собраниях и совещаниях?
- Возникает ли у Вас временами чувство, что Вы чем-то хуже других?
- Устраивает ли Вас Ваш социальный статус?
- Проверяете ли Вы перед уходом из дома или перед сном, выключен ли свет, закрыты ли окна и двери?
- Свойственно ли Вам в какой-либо форме выражать недовольство лидером?
- Стремитесь ли Вы к сплочению вокруг себя единомышленников?
- Часто ли Вы испытываете волнение перед началом важного дела?
- Легко ли Вы соглашаетесь с предложениями других членов группы?
Примечание: ни одного из утверждений не оставляйте без ответа.
Результаты теста будут обрабатываться на практическом занятии.
Задание 2
Переписать предлагаемые слова, характеризующие отдельные качества личности: аккуратность, беспечность, вдумчивость, вспыльчивость, восприимчивость, гордость, грубость, жизнерадостность, заботливость, завистливость, застенчивость, медлительность, доброта, мечтательность, мнительность, мстительность, настойчивость, непринуждённость, нервозность, деликатность, нерешительность, несдержанность, обаяние, обидчивость, осторожность, отзывчивость, педантичность, подвижность, подозрительность, принципиальность, поэтичность, презрительность, радушие, развязность, рассудительность, решительность, самозабвение, сдержанность, стыдливость, терпеливость, трусость, увлечённость, упорство, уступчивость, холодность, энтузиазм.
Выберите из этого списка в произвольном порядке 20 слов. Расположите их в два ряда по 20 слов в каждом. В первом ряду (А) записывается слово, выражающее качество, которое кажется вам наименее желаемым (в других людях).
За ним ставится слово, обозначающее качество, которое нравится Вам в большей степени и т.д. И наконец, последнее слово обозначает качество, которое нравится вам в наибольшей степени1. Затем составляете ряд (Б), начиная со слова под (№ 1), выражающего качество, которое, как Вы считаете, именно Вам присущее в наименьшей степени. Затем под (№ 2) ставится слово, обозначающее качество, которое, по Вашему мнению, присуще Вам несколько больше и т.д. Последним ставится слово, обозначающее черту, которой Вы, по Вашему мнению, обладаете в наибольшей степени («это Ваша суть»).
Принимая порядковые номера свойств в обоих рядах (А и Б) за их ранги, определяем разность их в каждом случае, что в итоге даст возможность вычислить взаимосвязь по формуле
6 d2
X=1– ,
H3–H
где H – разность номеров рангов.
Например, вы составили два таких ряда:
А |
Б |
|
1. Легковерие |
|
2. Несдержанность |
|
3. Завистливость |
|
4. Педантичность |
|
5. Подозрительность |
|
6. Энтузиазм |
|
7. Застенчивость |
|
8. Жизнерадостность |
|
9. Трусость |
|
10. Мстительность |
|
11. Доброта |
|
12. Гордость |
|
13. Принципиальность |
|
14. Радушие |
|
15. Заботливость |
|
16. Стыдливость |
|
17. Изысканность |
|
18. Презрительность |
|
19. Замкнутость |
|
20. Сострадательность |
Определяем разность рангов:
- завистливости (1 – 3) = 2;
- несдержанность (2 – 2) = 0;
- легковерие (3 – 1) = 2;
- мстительность (4 – 10) = 6;
- презрительность (5 – 18) = 12 и т.д.
Учитывается абсолютная величина чисел.
В нашем примере:
d2= 22 + 02 + 22 + 62 + 132 + 12 + 22 + 02 +52 +32 + 82 + 82 + 42 + 32+ 12 + 102 + 22 + 62 + 52 + 72 = 620
Следовательно,
6 · 620
Х=1 – = 0,534.
203 – 20
Полученный коэффициент X будет интерпретироваться на семинарском занятии. Кроме этого, на практическом занятии каждый слушатель будет иметь возможность определить свой темперамент по специальной формуле.
Темы рефератов
- С чего начинается личность?
- Подструктуры личности, по А. В. Петровскому.
- Психологический автопортрет.
- «Защитные» психологические механизмы.
Тема 5. Ложь и обман как коммуникативные феномены
Семинарское занятие – 2 часа
План
- Феноменология ИСТИНЫ и ПРАВДЫ.
- Антиподы ПРАВДЫ: ОБМАН, НЕПРАВДА, ЛОЖЬ.
- Критерии дифференциальной диагностики антиподов ПРАВДЫ в коммуникативных ситуациях.
Темы рефератов
- Уголовный закон и коммуникативные феномены «ложь», «обман».
- Дифференциальная диагностика лжи, обмана и неправды.
Тема 6. Социально-психологические характеристики общения
Семинарское занятие – 2 часа
План
- Общение как родовая потребность человека.
- Перцептивная сторона общения.
- Коммуникативная сторона общения.
- Интерактивная сторона общения.
Темы рефератов
- Социально-психологические эффекты: «галоэффект», «первичности», «новизны», «социальные стереотипы».
- Ролевое общение.
- Интерактивная «техника»: психическое заражение, подражание, внушение, убеждение.
- Структура личности, по Э. Берну.
Тема 7. Психология неформальных малых групп.
Семинарское занятие – 2 часа
План
- Психологическое «устройство» неформальных малых групп.
- Лидерство в неформальных малых группах.
- Примитивные неформальные малые группы.
- Неписанные «правила поведения» в примитивных малых группах.
Темы рефератов
- Малая неформальная группа как социальная микросистема.
- Примитивные межличностные реакции и структура ролевых функций в примитивных малых группах.
- Групповая сплоченность.
Тема 8. Внеколлективное массовое поведение людей
Семинарское занятие – 2 часа
План
- Понятие внеколлективного массового поведения. Субъекты ВМП.
- Социально-психологические характеристики слухов.
- Стадии формирования действующей толпы.
- Паника как экстремальное состояние толпы.
Темы рефератов
- Стихийные формы массовой информации.
- Стадии формирования действующей толпы.
- Паника как экстремальное состояние толпы.
- Профилактика и контрмеры против слухов.
Домашнее задание
Проанализируйте ниже следующую ситуационную задачу и приготовьтесь к ответам на вопросы, поставленные в конце задачи
Ситуационная задача
Работниками отделения милиции были задержаны за дерзкое хулиганство Деев и Ануфриев, которые при этом оказали активное физическое сопротивление милиционерам, участвовавшим в их задержании и доставлении в отделение милиции.
В ходе разбирательств в дежурной части отделения милиции выяснилось, что Деев находился в состоянии алкогольного, а Ануфриев наркотического опьянения. В этой связи Деев был помещён в камеру временного задержания, а Ануфриеву, у которого усиливались тяжёлые проявления наркотического опьянения, была вызвана скорая медицинская помощь, и он был немедленно направлен в психоневрологическую больницу для оказания ему квалифицированной неотложной медицинской помощи.
В момент препровождения Ануфриева в карету скорой помощи в связанном состоянии присутствовавшие около отделения милиции его родители (отец и мать оба алкоголики, состоящие на учёте в отделении милиции) стали истерически кричать о том, что их сына «ни за что забрали в отделение милиции и избили до полусмерти». Они требовали выдать его, чтобы увести домой. Собравшиеся в большом количестве граждане пассивно наблюдали эту сцену, но некоторые интересовались происшедшими событиями.
Дежурный по отделению милиции пытался объяснить гражданам происшедшее, но родители Ануфриева мешали ему говорить с присутствовавшими. Отца и мать Ануфриева пытались пригласить в отделение милиции, на что они ответили отказом, заявив при этом, что едут с жалобой к прокурору района.
После ухода Ануфриевых работники милиции ещё раз обратились к собравшимся с разъяснениями, и толпа разошлась, но при этом находившиеся в ней дружки Деева и Ануфриева выкрикивали угрозы в адрес работников милиции. Большая часть этих лиц сотрудникам милиции была известна, т.к. они состояли на учёте в связи с прошлой судимостью или неоднократными нарушениями общественного порядка. В конце суток Ануфриев в больнице скончался.
Судебно-медицинская экспертиза констатировала, что смерть наступила вследствие чрезмерного потребления наркотических веществ. В день похорон Ануфриева Деев, освобожденный сотрудниками милиции, «чтоб не накалять обстановку», появлялся во дворе дома, где жил Ануфриев, у пивных и продовольственных магазинов, где обычно собирались группы граждан, в числе которых находились ранее судимые, пьяницы, лица, ведущие антиобщественный образ жизни. Деев рассказывал им плача, что работники милиции «убили его друга», а его самого хотели загнать в тюрьму. При этом он приводил выдуманные подробности «расправы» над Ануфриевым, говоря, что его престарелые родители убиты горем и остались без средств существования.
Двигаясь по микрорайону, Деев собрал вокруг себя группу лиц в нетрезвом состоянии, изъявивших желание участвовать в похоронах Ануфриева. Родители Ануфриева и Деев направили похоронную процессию к отделению милиции. Остановившись у здания милиции, толпа выкрикивала угрозы в адрес работников милиции, обвиняя их в «убийстве» Ануфриева. Для успокоения собравшейся толпы начальник отделения милиции с группой работников приблизились к похоронной процессии и стали разъяснять собравшимся причину смерти Ануфриева и предложили следовать всем к месту погребения.
В ответ на это группа лиц, руководимых Деевым, под угрозой расправы выдвинула требование – уйти сотрудникам милиции. Начальник милиции приказал задержать Деева. Под влиянием криков матери Ануфриева: «одного загубили – теперь хотят искалечить другого», лица, проявлявшие активность в действиях, под руководством Деева набросились на сотрудников милиции. Прибывшие к отделению милиции несколько милиционеров и инспекторов не смогли восстановить нормальное положение, а лишь помогли своим товарищам укрыться в стенах отделения милиции. Группа граждан во главе с Деевым перевернула и подожгла милицейскую машину, стала разбивать стекла в отделении милиции. Ими была остановлена автомашина цистерна с бензином, которую они подогнали к зданию отделения милиции и стали обливать бензином здание, стараясь залить бензин через разбитые окна в помещение отдела милиции. Часть бесчинствующих лиц ворвалась во двор отделения милиции и пыталась проникнуть в помещение дежурной части. В активно действующей группе инициативу взяли в свои руки судимые Дорохов, Нуреев, Веденяпин, которые призывали к разгрому отделения милиции, расправе над сотрудниками милиции, освобождению лиц, содержащихся в КПЗ.
Сотрудники милиции, засевшие в здании отделения милиции, обратились к гражданам по мегафону с предупреждением о том, что в случае непрекращения беспорядка будет применено оружие. Часть граждан, находившихся в толпе, стала отходить на значительное расстояние, но активно действующие лица во главе с перечисленными продолжали нападение.
В это время небольшие группы лиц, в том числе подростки громили киоски «Союзпечать» и «Мороженое», проникли в помещение спортивного магазина, где совершили кражу спортинвентаря. В толпе произошло несколько случаев избиения и ограбления граждан, находившихся здесь в качестве зрителей. Положение осложнилось тем, что группа бесчинствующих лиц стала распространять слух о том, что сотрудники милиции избили ни в чём не повинных граждан, в том числе детей и женщин, которые в действительности были избиты самими участниками погрома.
С целью воздействия на толпу начальник отделения срочно вызвал из дому нескольких сотрудников, поручив им в штатской одежде внедриться в толпу и начать распространять слух о том, что милиция с помощью камер снимает участников толпы на кино- и фотоплёнку. Слух, быстро распространившись, подействовал – часть толпы рассеялась. В это время к месту события подъехали представители власти города. Они обратились к оставшимся у здания милиции людям, объяснили ситуацию, заверили, что сложившаяся ситуация будет тщательно проверена и будут приняты необходимые меры.
Спокойствие было восстановлено. В этих условиях удалось быстро изолировать от толпы и задержать наиболее злостных участников хулиганских действий и массовых беспорядков.
Ответьте на вопросы 1. С какими видами толпы пришлось иметь дело работникам милиции: а) в первый день? б) во второй день? 2. Какие этапы своего формирования прошла толпа? 3. Какие действия милиции и других органов вы считаете правильными:
а) в первый день?
б) во второй день? 4. Какие ошибки и неправильные действия работников милиции способствовали: а) возникновению событий второго дня?
б) перерастание общего недовольства участников толпы в активные общественно опасные действия?
5. К каким категориям относятся слухи, циркулировавшие в толпе в первый и второй день?
Тема 9. Психологические основы допроса свидетелей и потерпевших
Семинарское занятие – 2 часа
План
- Психологические основы допроса.
- Мнемотехническая помощь следователя добросовестному свидетелю и
потерпевшему.
- Психологические основы тактических приемов допроса свидетелей и
потерпевших.
Темы рефератов
- Роль эмоций в восприятии и воспроизведении реальных событий свидетелями и потерпевшими.
- Психологический контакт с допрашиваемым.
- «Когнитивное интервью».
- Мнемотехническая помощь добросовестному свидетелю и потерпевшему.
Тема 10. Психологические основы допроса подозреваемых и обвиняемых
Семинарское занятие – 2 часа
План
- Психологические основы тактических приемов допроса подозреваемых и обвиняемых.
- Критерии и принципы правомерного психического воздействия на допрашиваемых подозреваемых и обвиняемых.
- Ложь как форма психического насилия.
Домашнее задание
Проанализируйте нижеследующую ситуационную задачу и приготовьтесь к ответам на вопросы поставленные в конце задачи
Ситуационная задача
Несколько лет назад в моём производстве было дело, которое возникло в связи с жалобами родственников жены некоего Янова о том, что в течение полугода они не имеют от неё известий, а Янов живёт с другой женщиной.
При производстве проверки Янов объяснил, что действительно осенью прошлого года к нему приехала жена с сыном. Он, Янов, со своим товарищем Инковым встретили их на станции и затем (…) поехали в посёлок, где тогда жил Янов. Причём Инков с сыном ехали на повозке, а Янов с женой шли сзади. По дороге жена поссорилась с Яновым и повернула обратно, чтобы поехать к своим родным, а сына оставила ему.
К родным жена не вернулась, и нигде её обнаружить не удалось. В связи с этим, учитывая неясность ряда обстоятельств, было принято решение возбудить уголовное дело о безвестном исчезновении Яновой. (…)
Надо заметить, что расследование дела осложнилось ещё следующим: указанные со6ытия происходили в районе Казани, а к моменту расследования Янов жил и работал под Москвой. Инков жил в Сибири.
С чего начинать расследование? Из материалов предварительной проверки усматривалось, что Янов ещё при жизни жены изменял ей. Жена об этом знала или, во всяком случае, догадывалась и высказывала угрозы в адрес своей соперницы (или соперниц).
После исчезновения жены Янов её вещи раздал знакомым, в частности, швейную машину подарил Инкову. Иначе говоря, поведение Янова после исчезновения жены свидетельствовало о том, что он не ждёт возвращения жены и, более того, убеждён, что она не вернётся и вещей обратно не потребует. Данные обстоятельства давали основания полагать, что её нет в живых. Поскольку это известно только Янову и никому другому, то, значит, он имеет непосредственное отношение к её гибели.
Но, разумеется, начинать с допроса Янова и предъявления ему обвинения пока не было оснований.
Я выехал в посёлок, где ранее жил Янов, надеясь найти свидетелей, с помощью которых удалось бы выяснить нужные подробности. Возможно, удастся найти труп Яновой, так как наиболее вероятно, что она убита где-то в районе поселка. Но, к сожалению, мои надежды не оправдались. Свидетели, которых удалось найти, рассказали о том, что в посёлок приехали на повозке Инков с сыном Янова и вещами, через некоторое время пришёл пешком сам Янов. Он был расстроен. На вопросы знакомых отвечал, что поссорился с женой и она от него уехала. Поиски трупа также не увенчались успехом(…)
Значит, получалось, что Янова, приехав с сыном к мужу и вполне нормально встретившись с последним, внезапно возвратилась обратно, даже не взглянув на маленького сына и не попрощавшись с ним. Это было неправдопадобно. Но если всё-таки это произошло? Как доказать, что Янова никуда не уезжала и была убита мужем?
Оставалось только одно допрос Янова. Вызвать его к себе в прокуратуру – значит предупредить его и дать ему возможность соответственно подготовиться к допросу. И я решил поехать к Янову на место его работы.
Прибыв туда и представившись его начальству, я попросил предоставить мне какой-либо отдельный кабинет для беседы с Яновым(…)
Когда Янов вошёл в кабинет, по его лицу было видно, что он ждёт вопроса о своей жене и готов отвечать именно на этот вопрос. Но такой вопрос ему задан не был. Вместо этого я стал подробно расспрашивать его о службе в армии во время войны, о его жизни и работе в дальнейшем. Это продолжалось довольно долго. Янов держался напряжённо и скованно, медленно, но достаточно обстоятельно отвечал на вопросы. Чувствовалось, то он осторожен, но растерян и не может понять, чего хочет от него следователь. Нужен какой-то толчок, чтобы сбить Янова с намеченного им пути и заставить правдиво рассказать обо всём.
И я решился на такой приём. У меня в портфеле было несколько сообщений и ответов на запросы о розыске Яновой или её трупа. Среди них была и телеграмма из Казани следующего содержания: «Просим направить гражданина Янова для опознания трупа жены». Как было мною уже выяснено, этот труп не был трупом Яновой: ни по возрасту, ни по приметам, ни по времени наступления смерти. Но все эти подробности содержались в другом, полученном позднее сообщении, в телеграмме их не было. Обман? Недозволенный приём? Нет. Ведь телеграмма была подлинной. Факт обнаружения трупа женщины действительно имел место. Значит, я был в вправе сообщить об этом факте Янову.
Сделав вид, что отыскиваю в портфеле какие-то бумаги, я вынул телеграмму и положил на стол. Затем, сказав, что мне нужно срочно позвонить по телефону, я попросил Янова подождать и вышел из кабинета, оставив телеграмму на столе.
Когда через 2З минуты я вернулся, по лицу Янова было видно, что телеграмму он прочитал. Тогда я задал ему такой вопрос.
- Вам ясно, для чего вы вызваны на допрос?
- Да, ясно…
- Тогда расскажите всё подробно.
И Янов, очевидно, будучи уверен, что труп его жены найден и запираться бесполезно, рассказал следующее. Во время пути по лесу между ними произошла ссора, он охотничьим ножом ударил жену и случайно попал в левую часть груди, в область сердца. Она тут же упала и умерла, чтобы скрыть случившееся, Янов отнёс труп на несколько шагов в старую траншею, положил на дно и, обрушив ногами край траншеи, засыпал труп землей. Когда пришёл в посёлок, сказал, что жена уехала к своим родным.
Кольнер М. И. «Из практики следователя». М., 1971. – С. 3639.
Ответьте на вопросы 1. В чём заключалось психическое воздействие следователя на допрашиваемого? 2. Не является ли такое воздействие психическим насилием? 3. Обоснуйте правомерность тактических приемов примененных следователем?
Темы рефератов
- Варианты социально-психологических ситуаций проведения допроса подозреваемых и обвиняемых.
- Коммуникативный контакт с допрашиваемым подозреваемым и обвиняемым.
- Психическое насилие. Ложь как форма психического насилия.
Тема 11. Психологические основы производства обыска
Семинарское занятие – 2 часа
План
- Социально-психологические характеристики ситуации производства
обыска.
- Варианты правомерного психического воздействия на обыскиваемого.
- Мыслительные операции следователя, профилактирующие наступление адаптации зрительного анализатора.
Темы рефератов
- Психологические основы подготовки следователя к производству обыска.
- Психология прячущего.
- Варианты правомерного психического воздействия на обыскиваемого и членов его семьи.
Тема 12. Психологические основы проведения очной ставки.
Судебно-психологическая экспертиза
Семина -практикум 2 часа
Судебно-психологическая характеристика эмоциональных состояний
План
- Роль эмоций в противоправном поведении граждан. Правовая оценка «аффективных преступлений» (ст. 107, 113 УК РФ).
- «Классическая» картина физиологического аффекта.
- Кумулятивный аффект.
Цель занятия: выработка навыков изучения материалов дела и оценки заключения экспертов.
Пример
Заключение комиссионной судебно-психологической экспертизы
25 января 2005 года. г. Хабаровск
Мы, нижеподписавшиеся эксперты, на основании постановления следователя прокуратуры (…) провели в период с 18.01.05 по 25.01.05 в помещении следственного изолятора судебно-психологическую экспертизу гр-ну Алексееву, обвиняемому в нанесении тяжких телесных повреждений Кузнецову Н. А. Перед экспертизой поставлены вопросы:
- Каковы основные особенности личности и характера подэкспертного
Алексеева?
- Не находился ли Алексеев в период совершения инкриминируемых ему действий в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения (физиологического аффекта)?
При этом установлено следующее:
Отец Алексеева страдал алкоголизмом. Брат и сестра умерли в детстве. Алексеев рос физически слабым, часто болел. В отношениях со сверстниками стеснялся своей физической слабости, «драк избегал, но уж если дрался, то до конца… : либо я его (обидчика), либо он меня… Чаще доставалось мне». Тяжело переживал обиды, в мечтах видел себя сильным, с 16 лет с этой целью начал заниматься спортом. Проявлял большое старение, выполнил норму кандидата в мастера спорта по гребле.
Отчим обвиняемого также пил, конфликтовал с ним и его матерью. Рассказы матери о поведении пьяного отца, а также общение с отчимом, злоупотребляющим алкоголем, воспитали у Алексеева острую неприязнь ко всему, что связано с пьянством.
После окончания школы и профтехучилища Алексеев начал работать на стройке каменщиком, но вскоре был призван в армию. После увольнения в запас он вновь продолжил работу на стройке.
По данным характеристики с места работы и по показаниям товарищей, Алексеев в работе, в выполнении порученных ему заданий и в отношениях с окружающими отличался добросовестностью, высоким чувством ответственности. С окружающими был доброжелателен, сдержан, несколько замкнут, молчалив. Отмечается высокое чувство собственного достоинства, болезненная реакция на обиды и оскорбления.
В последнее время у Алексеева сложились неприязненные отношения с рабочим соседней бригады Кузнецовым, который часто допускал оскорбительные высказывания в адрес Алексеева, вёл себя развязно, цинично выражался.
04.12.04, днём, когда Алексеев находился в бытовом помещении на стройке, туда вошли Кузнецов и Захаров с намерением распить бутылку вина. Кузнецов в грубой форме потребовал от Алексеева дать или разыскать кружку для распития вина. Алексеев воспринял это требование как оскорбительное для себя : «Почему я должен искать ему кружку, чтобы они пили тут. И вообще, я не хотел, чтобы они пьянствовали в нашей каптерке, я не люблю, когда люди вино пьют» − и отказался выполнить это требование. Тогда Кузнецов набросился на Алексеева и сбросил его с топчана, прижал спиной к лежавшему на полу оборудованию и начал бить его. Как показывает Алексеев, за спиной оказались два электродвигателя, «они впились мне под лопатки, у меня даже дыхание спёрло». Алексеев просил отпустить его, несколько раз спрашивал у Кузнецова – за что он его бьёт. «Я почувствовал себя страшно униженным: он меня бьет, а я должен просить его не бить меня, хотя никакой вины за мной нет». Кузнецов при этом приговаривал: «Будешь ещё, чурбан?!». Отпустив Алексеева, Кузнецов сел на топчан и, как показывает Захаров, продолжал высказывать угрозы в адрес Алексеева. Алексеев встал с пола в состоянии крайней обиды и озлобленности и услышал новые угрозы и оскорбления со стороны Кузнецова в свой адрес. Как показывает Алексеев: «…у меня была страшная злоба, но я всё равно сдержался бы… я не хотел драться». В этот момент Кузнецов поднялся с места и снова крайне цинично оскорбил Алексеева, выразившись нецензурно. Дальнейшее Алексеев помнит неотчётливо: «…меня просто взорвало… я вспомнил случай, когда меня били шесть человек за то, что я не поставил им бутылку вина… Не помню, какие мысли ещё были…». Затрудняется сказать, какой рукой схватил нож, лежавший на столе («показалось, что это отвёртка, я до этого клал на стол отвёртку…») и нанёс удар Кузнецову в область живота.
Кузнецов, который после нанесения ему удара вырвал у Алексеева нож и вместе с Захаровым выталкивал его из помещения, показывает, что «Алексеев был в разъярённом состоянии : «Я знаю Алексеева как спокойного парня, что с ним случилось, я и сам не знаю, но он был слишком обижен, как я считаю, из-за пустяка».
Захаров показывает, что лицо у Алексеева при нанесении удара было «напряжённым… очень бледным», что, когда у него отобрали нож и он увидел, что Кузнецов корчится от боли, он громко разрыдался и потом долго не мог успокоиться, плакал, выражал сожаление в связи с происшедшим.
Данные экспериментально-психологического исследования
При работе со всеми предъявленными ему тестами Алексеев обнаружил стремление к их добросовестному выполнению. По тесту Векслера выявлено снижение показателей вербального и невербального интеллекта (82 и 85 баллов), затруднения в операциях обобщения, снижение способности к запоминанию, снижение показателя зрительно-моторной координации. По методике Айзенка выявлены высокие показатели тревожности и интроверсии. По методике Розенцвейга обнаружены высокие показатели аутоагрессии, преобладание обвинительных реакций на себя (интрапунитивность).
По методике Кэттела − демонстрация высокого чувства ответственности, высокого самоконтроля, стремление следовать общественным нормам поведения, склонность к аутизму, мечтательность, доверчивость.
Таким образом, данные экспериментально-психологического исследования позволяют следующим образом ответить на первый вопрос, поставленный перед экспертизой: основными особенностями личности Алексеева являются прочные социально-позитивные установки, высокое чувство ответственности и требовательности к себе, доверчивость, добросовестность, повышенная склонность к самоконтролю, сдержанность, некоторая замкнутость в отношениях с окружающими, сочетающаяся у него с высоким чувством собственного достоинства, болезненно обострёнными реакциями на обиды и оскорбления.
Для ответа на второй вопрос, по мнению экспертов, имеют значение следующие обстоятельства. Кузнецовым по отношению к подэкспертному были допущены высказывания и действия, грубо унижающие честь и достоинство личности Алексеева: имело место и физическое оскорбление Алексеева. Это вызвало у Алексеева нарастание обиды до крайней степени и озлобленности, однако Алексеев и в этих условиях был склонен к сдержанности, к уклонению от драки, что соответствует особенностям его характера и личности. Но после нанесения дополнительных оскорблений и угрозы продолжить избиения у Алексеева возник резкий эмоциональный взрыв, во время которого он нанёс удар Кузнецову первым попавшимся под руку предметом. Этот эмоциональный взрыв был кратковременным и завершился расслаблением и рыданием. Всё это сопровождалось частичным сужением сознания, о чём свидетельствуют элементы наблюдающейся у Алексеева амнезии на случившееся. Вышеизложенные обстоятельства позволяют заключить, что Алексеев в период нанесения удара ножом Кузнецову находился в состоянии физиологического аффекта (или внезапно возникшего сильного душевного волнения).
Аффект у Алексеева протекал в типичной форме, в его динамике отчётливо выделяют три фазы: фаза накопления аффективного напряжения, взрыв с разрядкой в действии и фаза расслабления, астенизации.
Эксперты об ответственности по ст. 307 УК РФ предупреждены.
Подписи экспертов
- Психологическая подготовка участников очной ставки.
- Физиологический аффект. Виды. Клиническая динамика. Стадии
развития.
- Физиологический аффект. Фрустрация. Стресс.
Вопросы для подготовки к экзамену
- Мозг и психика. Уровни и формы психического отражения.
- Психика и личность. Социализация.
- Потребности человека. Основной «закон» жизни.
- Уровни осознавания человеком своих потребностей. Мотивация поведения.
- Психологическая теория деятельности. Цели, мотивы, действия, задачи, операции.
- Эмоции человека. Физиологический аффект. Стадии развития.
- Стресс. Фрустрация. Эмоции и преступное поведение человека.
- Познавательные психические процессы. Принципы образования
ассоциаций.
- Память и внимание. Характеристики внимания.
- Ощущения, восприятие, представление. Адаптация анализаторов.
- Виды и формы мышления. Характеристика наглядно-образного мышления.
- Мыслительные операции. Мышление с позиции теории отражения.
- Роль эмоций в восприятии и воспроизведении информации свидетелями и потерпевшими.
- Классификация эмоций человека.
- Виды памяти. Мнемическая помощь следователя.
- Представление. Воображение. Характеристика наглядно-образного
мышления.
- Индивид. Индивидуальность. Личность.
- Подструктуры личности по К. И. Платонову.
- Личность как системное качество психики человека.
- Личность как субъект деятельности и объект самовосприятия.
- Образ «Я». Формула самоуважения У. Джемса.
- Личность как «свёрнутое общество», общество как «развёрнутые
личности».
- Предпосылки объединения людей в малые группы.
- Ролевое общение.
- Социальные потребности человека.
- Темперамент. Характер.
- Проявления индивидуальности человека.
- Социально-психологические характеристики общения.
- Перцептивный аспект общения. Эффект ореола.
- Эффекты первичности и новизны. Социальные стереотипы.
- Коммуникативный аспект общения. Вербальные и невербальные средства коммуникации.
- Интерактивный аспект общения. Внушение. Убеждение.
- Психическое заражение. Убеждение.
- Динамика психического состояния индивидов, включённых в толпу.
- Психологический контакт. Чувство такта.
- Психология толпы. Виды толпы.
- Физиологический аффект. Состояние внезапно возникающего сильного душевного волнения. Статья 107 УК РФ.
- Допрос как регулируемое нормами УПК РФ общение. Психология «наводящих» вопросов.
- Психологические основы допроса свидетелей и потерпевших.
- Психология примитивных малых неформальных групп.
- Варианты социально-психологических ситуаций допроса.
- Психологические основы допроса подозреваемых и обвиняемых.
- Психическое насилие как грубейшее нарушение законности.
- Критерии и принципы правомерного психического воздействия на предварительном следствии.
- Стадии формирования действующей толпы.
- «Неписаные» правила поведения в примитивных малых группах.
- Внеколлективное массовое поведение людей. Субъекты ВМПЛ.
- Типология слухов.
- Психологические основы производства обыска.
- Социально-психологическая характеристика «психологической атмосферы» обыска.
- Психология прячущего.
- Правомерные приемы психического воздействия на обыскиваемого.
- Психологическая сущность тактического приёма «словесная разведка».
- Мыслительные операции следователя при проведении обыска с целью избегания адаптации анализаторов.
- Психологические основы проведения очной ставки.
- Задачи, решаемые судебно-психологической экспертизой.
- Психологический смысл фразы: «Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней» (К. Маркс).
- Психологический смысл фразы: «Каждый смотрит, но не каждый видит. Каждый слушает, но не каждый слышит» (И. М. Сеченов).
- Психологический смысл фразы: «Посеешь поступок – пожнёшь привычку. Посеешь привычку – пожнёшь характер. Посеешь характер – пожнёшь судьбу».
- Методы изучения личности на предварительном следствии. Самовоспитание юриста.
Салиенко Владимир Иванович
Учебно-методический комплекс
Юридическая психология
Программа, планы семинарских и практических занятий,
задания по самостоятельной работе для студентов
4-го курса дневной формы обучения
специальности 030501 «Юриспруденция»
Редактор Г.С. Одинцова
________________________________________________________________
Подписано в печать ______________ Форма 60х84/16. Бумага писчая.
Печать офсетная. Усл. п. л. 1,9. Уч.-изд. л. 1,3. Тираж 100 экз.
Заказ № ________________.
________________________________________________________________
680042, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 134, ХГАЭП, РИЦ
1Составляемый ранжированный список А настоятельно рекомендуем перевернуть («с глаз долой»!) и «забыть» о нём!